Строительный регламент. Техническое регулирование в строительстве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Проектирование зданий»

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Техническое регулирование в строительстве

Исполнитель:

Иванов И.И.,

студент ИАФ –V-4

дневное отделение.

Подпись___________

Научный руководитель:

Слесарев М.Ю.,

профессор, док. техн. наук

Подпись___________

г. Москва, 2010 г.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ТР – технический реглАМент

ФЗ – федеральный закон

РФ - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы: ознакомиться с техническим регулированием в строительном комплексе Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    Получить представление об основных положениях технического регулирования, зафиксированных в законе “О техническом регулировании”.

    Рассмотреть основополагающий технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”.

Объектом исследования является техническое регулирование в строительстве. Предметом исследования стал Федеральный закон “O техническом регулировании”.

Методология исследования представляет собой изучение законодательства в области технического регулирования, статей в профильных журналах.

Структура реферата построена по принципу от общего к частному. В первой главе дается информация о новых принципах технического регулирования в Российской Федерации. Вторая глава посвящена изучению технического регламента “О безопасности зданий и сооружений”.

ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 г., вносит принципиальные изменения в существующую систему технического регулирования в строительстве. Закон регулирует отношения, возникающие при:

    разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

    оценке соответствия.

Закон предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются федеральными законами постановлениями Правительства РФ.

Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований поэтому сводится к минимуму.

Предусматривается 7-летний переходный период к новым техническим регламентам. Новые технические регламенты принимаются только в целях обеспечения:

    защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Согласно новому законодательству существуют два вида технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Общий технический регламент строительства содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации и принимается по вопросам:

    безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

    безопасной эксплуатации зданий и сооружений;

    гидрометеорологической безопасности;

    пожарной безопасности;

    санитарно-эпидемиологической безопасности;

    электрической безопасности;

    экологической безопасности;

    промышленной безопасности.

Общий технический регламент может быть принят только федеральным законом.

Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции. Специальный ТРпринимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации. В случае принятия специального ТР федеральным законом, ранее принятый постановлением Правительства Российской Федерации технический регламент, устанавливающий обязательные требования к той же продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, утрачивает силу.

Специальные технические регламенты в области использования атомной энергиипринимаются постановлениями Правительства Российской Федерации.

Технический регламент содержит требования к характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, а не к конструкции и исполнению, за исключением случаев, при которых не обеспечивается достижение целей разработки ТР. Он также устанавливает применимую к объекту технического регулирования форму оценки соответствия, особенности идентификации для целей обязательного подтверждения соответствия, отбора образцов, проведения испытаний, проведения контроля органа по сертификации за объектом сертификации (если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия) и других процедур, необходимых для достижения целей технического регламента.

Международные и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, когда использование международных и (или) национальных стандартов не в полной мере обеспечивает достижение целей принятия регламента.

Глава 2. Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»

Технический регламент “ О безопасности зданий и сооружений” вступил в силу с июля текущего года. ТР “О безопасности зданий и сооружений” заменяет действующий ТР“ О безопасной эксплуатации зданий и сооружений”. Изменения были инициированы Министерством регионального развития РФ. По мнению Перелыгина А.И., это вызвано тем, что эксплуатация зданий, строений и сооружений является лишь промежуточным звеном жизненного периода зданий, строений и сооружений, который включает такие этапы, как: предварительные инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, снос и рекультивация территорий. Все составляющие жизненного периода влияют на жизнь и здоровье граждан, защиту имущества, охрану окружающей среды. При этом основы безопасной эксплуатации закладываются на этапах инженерных изысканий, проектирования и выполнения строительно-монтажных работ. http://allformgsu.ru

Таким образом, формулировка «безопасная эксплуатация», закрепленная в Федеральном законе «О техническом регулировании», не соответствует устоявшейся российской и мировой терминологии и не охватывает весь жизненный период зданий, строений, сооружений.

В качестве основы для разработки проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕСС – основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции. В проекте технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования является объект капитального строительства.

Идентификация объекта технического регулирования проведена по трем признакам:

    по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т. д.);

    по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный – от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ);

    применительно к формам оценки соответствия – объекты разделены на три группы:

    • объекты с обязательной государственной экспертизой и надзором;

      объекты без государственной экспертизы и надзора;

      объекты индивидуального жилищного строительства.

Список объектов с обязательной и не обязательной экспертизой представлен в Градостроительном Кодексе. К объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, а также гаражи, бани и другие здания и сооружения вспомогательного использования. http://allformgsu.ru

Структура технического регламента соответствует требованиям федерального закона «О техническом регулировании». Она включает в себя три основные части:

    требования к безопасности зданий и сооружений;

    требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции (на стадии проектной документации, строительства, эксплуатации, сноса);

    формы оценки соответствия.

Технический регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции:

    механическая безопасность;

    пожарная безопасность;

    безопасность в сложных природных и техногенных условиях;

    требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);

    требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).

    требования безопасного воздействия на окружающую среду.

Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.

Формы оценки соответствия подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. К государственным формам оценки соответствия относятся государственная экспертиза, государственный строительный надзор, приемка в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государство обеспечивает безопасность в строительстве введением соответствующих технических регламентов. Остальные требования к строительной продукции (работам, услугам) не регламентируется. Предполагается, что такое ограничение государственного регламентирования снимет административные и бюрократические барьеры, будет способствовать повышению ответственности и конкурентоспособности структур строительного комплекса.

Цель исследования была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    Федеральный закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании".- КонсультантПлюс.- www.consultant.ru/popular/techreg/ . И http://allformgsu.ru/

    Проект Федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений".- Российская газета.-www.rg.ru/2008/07/30/reglament-zakonoproekt.

    Перелыгин А.И. – О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О техническом регулировании”//Строительная безопасность.- №2, 2006.

    Статья «Стандартный раскол».- "Российская газета" - Федеральный выпуск №5239 (160) от 22 июля 2010 г.http://allformgsu.ru/

«Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ», СНиПIII-4-90 «Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда вдорожном хозяйстве», ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применениемасфальтобетона».

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Наименование технологического процесса

Состав процесса

Основные параметры процесса

Используемые материалы

Инструменты, приспособления, средства механизации

Подготовительные работы

Ограждение зоны производства работ и установка сигнальных знаков. Освещение рабочей зоны

Установка стандартных щитов ограждения поперек дороги с обеих сторон и вдоль дороги.

Устанавливаются знаки, определяющие разрешенное направление движения транспорта.

В темное время суток зона освещается сигнальными лампами красного цвета или мигалками, освещается площадка зоны

Поперечное ограждение устанавливается на расстоянии 2 м от зоны при полном прекращении движения или на расстоянии 5-10 м при работах на половине дороги с пропуском транспорта по 2-ой половине дороги.

Сигнальные знаки устанавливаются перед ограждением на расстоянии 15 м от границы зоны навстречу движению.

Освещение площадки рабочей зоны производится из расчета 300 вт на 1000 м 2 , при работе в ночное время могут использоваться переносные светильники и прожектора

Стандартные решетчатые или сплошные щиты, пластмассовые конуса и др. Стандартные дорожные знаки: «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Движение направо, налево», «Направление объезда препятствия». Стандартные светильники с защитными колпаками

Передвижная электростанция (ПЭС), автопогрузчик, ломы, лопаты, инструмент для электромонтажных работ

Подготовка основания

Очистка основания

Основание очищается от грязи, снега и льда

Для очистки можно использовать песчано-солевую смесь для ускорения таяния

Автогрейдер или механические щетки. Лопаты, скребки, метлы

Просушка основания

Влажные места должны быть просушены непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси

Горячий песок

Разогреватели с инфракрасным излучением. Компрессор со шлангами для продувки. Механические щетки. Лопаты, скребки, щетки

Основные работы

Устройство асфальтобетонного покрытия

Доставка асфальтобетонной смеси

Доставка смеси к месту укладки осуществляется автомобилями большой грузоподъемности. Для уменьшения теплопотерь при перевозках следует применять автомобили с утепленными или обогреваемыми кузовами. Смесь при перевозке следует укрывать ватными матами, брезентом и т.п. Доставка смеси осуществляется интенсивно и ритмично, непрерывно. Простои автомашин исключаются

Смеси горячие асфальтобетонные для плотного асфальтобетона. Температура смеси перед выгрузкой в бункер укладчика не ниже 150 °С

Автомобили-самосвалы с фронтальной разгрузкой.

Укладка асфальтобетон ной смеси

Укладка смеси производится асфальтоукладчиками. До начала укладки выглаживающую плиту следует прогреть форсункой. Автомобиль-самосвал подходит к асфальтоукладчику со стороны противоположной направлению его движения и, меняя угол наклона кузова, постепенно выгружает смесь в приемный бункер. Укладка смеси начинается сразу за выгрузкой и ведется непрерывно до полной выработки смеси в бункере. В зоне рабочих органов асфальтоукладчика оставляется небольшое количество горячей смеси для сохранения их температуры при небольших остановках. Для предотвращения образования продольных швов укладку смеси желательно вести сразу на всю ширину проезжей части несколькими асфальтоукладчиками. При работе одним укладчиком для хорошего сопряжения смежных полос укладки длину захватки снижают настолько, чтобы вновь укладываемая полоса примыкала к теплой кромке уложенной полосы. При температуре воздуха около 0 °С и ниже длина захватки снижается до 20-25 м. При распределении смеси трамбующий брус асфальтоукладчика постоянно работает. Если после прохода асфальтоукладчика на поверхности покрытия обнаруживаются раковины, их надо до начала уплотнения исправить подсыпкой горячей смеси. Скорость асфальтоукладчика выбирается из условия, что порция асфальтобетонной смеси 6 т вырабатывается не более чем за 10 мин

- // -

Асфальтоукладчики на колесном или гусеничном ходу. Ручные трамбовки, лопаты, грабли, скребки, метлы, движки.

Уплотнение уложенного слоя асфальтобетонной смеси

Уплотнение асфальтобетонной смеси начинается сразу за ее укладкой. Уплотнение начинают сразу тяжелыми катками (10-18 т) за 15-20 проходов по одному следу. Скорость катков в начале уплотнения не более 2 км/час (первые 5-6 проходов). Укатка смеси ведется сразу на всю ширину уложенной полосы. Число катков в звене должно быть увеличено в 1,5-2 раза в сравнении с их количеством при работе в обычных условиях. Движение катков целесообразно организовать в шахматном порядке. Желательно применение катков вибрационного действия и катков на пневмошинах. Особое внимание уделяется укатке в местах сопряжения полос укладки. Принимаются меры к обогреву вальцев катков, гладкие вальцы катков статического действия желательно заполнять горячей водой. Прилипание смеси к вальцам предотвращают их смачиванием соленой водой. Образующиеся при укатке дефекты на покрытии немедленно устранятся горячей смесью

Горячая вода, соленая вода (соль к воде в соотношении 1:10)

Катки тяжелые, гладковальцовые, двух- и трехосные статического действия. Катки комбинированного (статического и вибрационного) действия, катки на пневмошинах. Линейки-разогреватели с элементами инфракрасного излучения. Ручной инструмент, используемый при укладке смеси.

3.СДАТОЧНО-ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Асфальтобетонные покрытияулиц и дорог следует принимать к сдаче через 10 суток после открытия движения понему автотранспорта. При сдаче-приемке исполнитель представляет:

Проектно-сметнуюдокументацию;

Акт приемки основания;

Акты по заделке возможныхразрытий;

Журнал производства работпо устройству покрытия;

Паспорта на применявшиеся видыи типы асфальтобетонных смесей;

Результаты выборочныхиспытаний смесей.

Производится инструментальнаяоценка качества покрытия на выполнение требований по ровности, сплошности,поперечному и продольному профилю и др. Выполняется визуальная оценка состоянияпокрытия по признакам, не поддающимся измерениям и количественной оценке.

4.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

К работам по устройствуасфальтобетонных покрытий допускаются лица, достигшие совершеннолетия,прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности.Проведение инструктажа оформляется документально. За соблюдение техникибезопасности отвечают главный инженер строительного подразделения (фирмы) ипроизводитель работ.

Рабочие и НТР должны бытьобеспечены теплыми спецодеждой и спецобувью установленного образца и сигнальнымжилетом. Ручной инструмент должен быть исправным.

Во время разгрузки смесей изавтомобиля-самосвала в бункер асфальтоукладчика запрещается нахождение рабочиху бункера. Движение автомобиля, особенно задним ходом, корректируется сигналамиспециально выделенного рабочего.

В зоне работы катковнахождение людей категорически запрещено. Все работающие в темное время сутокмеханизмы должны оборудоваться сигнальным освещением и иметь звуковой сигнал.

Отдых людей разрешаетсятолько в теплом бытовом помещении, оборудованном устройствами для нагрева водыи подогрева пищи.

В бытовом помещении должныбыть аптечка с медикаментами и перевязочным материалом.

ТР 95.12-01

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

12. Технологический регламент строительства дорог из асфальтобетона

Дата введения 2001-05-30


РАЗРАБОТАН ГУП "НИИМосстрой":

- Белоусов Е.Д., д.т.н., проф., директор;

- Белавин Ф.С., к.т.н., зам. директора по научной работе.

Лабораторией дорожного строительства:

- Городецкий Л.В., к.т.н., зав. лабораторией;

- Кононов В.Н.. д.т.н., проф., зав. сектором;

- Клейман М.И., ст. научный сотрудник.

СОГЛАСОВАН с АОХК "Главмосстрой", ОАО "Мосинжстрой".

УТВЕРЖДЕН Начальником Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли А.И.Ворониным


Настоящий технологический регламент является дополнением к ранее изданному в 2000 году - ТР 95-99 - по 11 видам производства строительно-монтажных работ и состоит из шести видов работ, каждый из которых издан отдельным томом:

1. Технологический регламент строительства дорог из асфальтобетона (ТР 95.12-01);

2. Технологический регламент монтажа инженерных систем (ТР 95.13-01) ;

3. Технологический регламент возведения фундаментов (ТР 95.14-01) ;

4. Технологический регламент гидроизоляции подземных сооружений (ТР 95.15-01) ;

5. Технологический регламент устройства подвесных потолков и перегородок (ТР 95.16-01) ;

6. Технологический регламент герметизации стыков ограждающих конструкций в зимнее время (ТР 95.17-01)

12.1. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ГОРЯЧИХ СМЕСЕЙ

12.1. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ГОРЯЧИХ СМЕСЕЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий регламент распространяется на устройство дорожных асфальтобетонных покрытий из горячих смесей, приготовляемых в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 9128-97 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон".

1.2. Регламент определяет последовательность технологических операций, необходимые материалы, инструменты и средства механизации для производства работ при положительных температурах наружного воздуха (не ниже +5 °С - весной и +10 °С - осенью).

1.3. Регламент составлен на основе СНиП 3.01.01-85 * "Организация строительного производства", СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ", СНиП III-4-90 "Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда в дорожном хозяйстве", ТР 103-00 "Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона".


2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Наиме-
нование техноло-
гического процесса

Состав процесса

Основные параметры процесса

Используемые материалы

Подготовительные работы

Очистка основания

Удаление с поверхности основания пыли и грязи, воздействуя на него механическими средствами, водой, сжатым воздухом

Основание перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть чистым и сухим

Обработка основания

Распределяется эмульсия при расходе 0,4-0,7 л/м покрытия; время выдерживания - до полного распада эмульсии, но не менее 6 часов до укладки асфальтобетонной смеси

Автогудрометор* с гребенкой для равномерного распределения эмульсии

________________

Разбивочные работы

Горячая асфальтобетонная смесь для контрольных маяков

Ручная трамбовка, нивелир, визирки, шнур, совковая лопата

Устройство нижнего слоя асфальто-
бетонного покрытия

Доставка горячей асфальтобетонной смеси

Рекомендуемый пробег автотранспорта со смесью не более 30 км. Температура смеси перед выгрузкой в асфальтоукладчик - не ниже 120 °С. Подача смеси ритмичная, разгрузка в бункер асфальтоукладчика выполняется постепенно за счет изменения наклона кузова. Подъезд к укладчику со стороны, противоположной направлению его движения

Горячие асфальтобетонные смеси для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия

Автомобили-
самосвалы с фронтальной разгрузкой

Укладка асфальтобетонной смеси

Температура смеси перед укладкой не ниже 120 °С. Толщина слоя в рыхлом теле принимается с коэффициентом 1,20-1,50 от проектной. Укладку смеси желательно вести на всю ширину проезжей части. Перед началом работ асфальтоукладчика выглаживающая плита и уплотняющий брус должны быть прогреты. Скорость движения асфальтоукладчика принимается равной 2-3 км/ч при смесях с содержанием щебня более 40% и 4-5 км/ч - при содержании щебня менее 40%. При работе 2-3 асфальтоукладчиками укладка ведется уступами с опережением 10-30 м. Вперед выдвигается укладчик, работающий у бортового камня. При работе одним асфальтоукладчиком ширина полос укладки принимается кратной ширине проезжей части. По действующим нормативам принимается длина захватки. Особое внимание уделяется укладке смеси в местах сопряжения смежных полос. В узких местах, недоступных для механизированной укладки, распределение смеси ведется вручную, одновременно с работой укладчика. При окончании укладки смеси устанавливается поперечный брус высотой, равной проектной толщине слоя, для образования нормального примыкания при возобновлении укладки смеси. При невыполнении этого условия требуется обрубка уложенного слоя у границы окончания работ

Асфальтобетонная горячая смесь для нижних слоев дорожных покрытий, тип и вид которой заложены в проекте

Асфальтоукладчики на гусеничном или колесном ходу и желательно с автоматической системой слежения за профилем и ровностью покрытия. Компрессор с перфоратором и набором наконечников. Ручной инструмент: лопаты, метлы, грабли, металлические движки

Уплотнение смеси осуществляется звеном из 3-4 катков (1-2 легких катка 6-8 т и 2 тяжелых 10-18 т). Смеси нижнего слоя уплотняются при температуре 120-130 °С. Сначала работают легкие гладковальцовые катки (4-6 проходов по одному следу), затем 8-12 проходов катка на пневматических шинах и окончательное уплотнение тяжелым гладковальцовым катком (2-4 прохода по одному следу). В начале работы скорость катков 1,5-2 км/ч, а затем увеличивается до 3-5 км/ч для гладковальцовых катков, 5-8 км/ч для катков на пневмошинах. Рекомендуется использование виброкатков вместо тяжелых гладковальцовых статического действия (2-3 прохода с выключенным вибратором и 3-4 прохода с работающим вибратором). При температуре смеси ниже 70 °С дальнейшее уплотнение не эффективно

Смесь воды (1:1) с керосином или 1% раствор в воде отходов соапстока для орошения вальцев

Катки моторные легкие гладковальцовые, тяжелый на пневматических шинах, каток тяжелый гладко-вальцовый или виброкаток. Ручные трамбовки, утюги, линейки - разогреватели с инфракрасным излучением

Устройство верхнего слоя асфальто-
бетонного покрытия

Доставка и укладка асфальтобетонной смеси

Доставка и укладка смеси осуществляется по технологической схеме, рассмотренной в разделе "Устройство нижнего слоя...". Укладку смеси верхнего слоя можно начинать вслед за устройством нижнего слоя с отставанием на одну сменную захватку. Заезд автомобилей-самосвалов со смесью производится по готовому нижнему слою. При длительной эксплуатации нижнего слоя его обрабатывают битумной эмульсией перед укладкой верхнего слоя. Усиленное внимание - отделке поверхности покрытия, особенно сопряжениям смежных полос укладки, исправлению раковистых мест

Асфальтобетонная смесь для верхних слоев дорожных покрытий, заложенная в проектно-сметной документации; 50% битумная эмульсия из расчета 0,3-0,4 л/м покрытия

Асфальтоукладчики на гусеничном или колесном ходу, ручной инструмент: лопаты, грабли, метлы, металлические движки, утюги; компрессор с перфоратором и набором наконечников

Уплотнение уложенного слоя асфальтобетонной смеси

Уплотнение смеси осуществляется по технологической схеме, принятой для нижнего слоя. Окончательная отделка поверхности производится тяжелыми гладковальцовыми катками статического действия. Запрещается стоянка катков на уложенном слое покрытия, заправка топливом, резкое торможение и изменение направления движения

Жидкость для орошения вальцев катков - смесь воды с керосином (1:1) или 1% раствор отходов соапстока в воде

Катки гладковальцовые легкие и тяжелые, катки на пневматических шинах. Катки тяжелые вибрационного действия. Линейки - разогреватели с элементами инфракрасного излучения. Ручные трамбовки


3. СДАТОЧНО-ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Асфальтобетонные покрытия улиц и дорог следует принимать к сдаче через 10 суток после открытия движения по нему автотранспорта. При сдаче-приемке исполнитель представляет:

- проектно-сметную документацию;

- акт приемки основания;

- акты по заделке возможных разрытий;

- журнал производства работ по устройству покрытия;

- паспорта на применявшиеся виды и типы асфальтобетонных смесей;

- результаты выборочных испытаний смесей.

Производится инструментальная оценка качества покрытия на выполнение требований по ровности, сплошности, поперечному и продольному профилю и др. Выполняется визуальная оценка состояния покрытия по признакам, не поддающимся измерениям и количественной оценке.


4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

К работам по устройству асфальтобетонных покрытий допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажа оформляется документально. За соблюдение техники безопасности отвечают главный инженер строительного подразделения (фирмы) и производитель работ.

Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами и ремонтировать их.

Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой установленного образца и специальным сигнальным жилетом. Ручной инструмент должен быть исправным.

Во время разгрузки смесей из автомобиля-самосвала в бункер асфальтоукладчика запрещается нахождение рабочих у бункера. Движение автомобиля, особенно задним ходом, корректируется сигналами специально выделенного рабочего.

В зоне работы катков нахождение людей категорически запрещено. Все работающие в ночное и вечернее время механизмы должны оборудоваться сигнальным освещением и иметь звуковой сигнал.

При перерывах в работе запрещается отдых людей на готовом покрытии. Отдых разрешается только в бытовом помещении или в стороне от зоны производства работ.

В бытовом помещении должна быть аптечка с медикаментами и перевязочным материалом.

12.2. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ЛИТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий регламент распространяется на устройство дорожных асфальтобетонных покрытий, в верхнем слое которых используются литые асфальтобетонные смеси, приготовляемые в соответствии с техническими требованиями ТУ 400-24-158-89* "Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон".

2. Регламент определяет последовательность технологических операций, необходимые материалы, инструменты и средства механизации для производства работ с использованием литых смесей типов I и II при новом строительстве и капитальном ремонте и типа V при текущим ремонте.

3. Регламент составлен на основе СНиП 3.01.01-85 * "Организация строительного производства", СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ", СНиП III-4-90 "Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда в дорожном хозяйстве", ТУ 400-24-158-89* "Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон", ТР 103-00 "Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона"; ВСН 60-97* "Инструкция по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона".
________________
* Действует ТР 164-04 "Технические рекомендации по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона". - Примечание "КОДЕКС".


2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Наименование технологического процесса

Состав процесса

Основные параметры процесса

Используемые материалы

Инструменты, приспособления, средства механизации

Подготовительные работы

Ограждение зоны производства работ и установка сигнальных знаков. Освещение рабочей зоны

Установка стандартных щитов ограждения поперек дороги с обеих сторон и вдоль дороги. Устанавливаются знаки, определяющие разрешенное направление движения транспорта. В темное время суток зона освещается сигнальными лампами красного цвета или мигалками, освещается площадка зоны

Поперечное ограждение устанавливается на расстоянии 2 м от зоны при полном прекращении движения или на расстоянии 5-10 м при работах на половине дороги с пропуском транспорта по 2-й половине дороги. Сигнальные знаки устанавливаются перед ограждением на расстоянии 15 м от границы зоны навстречу движению. Освещение площадки рабочей зоны производится из расчета 300 вт на 1000 м, при работе в ночное время могут использоваться переносные светильники и прожектора

Стандартные решетчатые или сплошные щиты, пластмассовые конуса и др. Стандартные дорожные знаки "Движение запрещено", "Въезд запрещен", "Движение направо, налево", "Направление объезда препятствия". Стандартные светильники с защитными колпаками

Передвижная электростанция (ПЭС), автогрузчик, ломы, лопаты, инструмент для электромонтажных работ

Очистка основания при строительстве или старого покрытия при капитальном ремонте

Удаление пыли и грязи, механическими средствами, водой, сжатым воздухом

Основание (старое покрытие) перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть чистым и сухим

Горячий песок ТУ 400-24-161-89* для ускорения сушки основания

Поливомоечные машины, механические щетки, компрессор

Обработка основания при строительстве или старого покрытия при капитальном ремонте

Равномерное механическое распределение битумной эмульсии по поверхности покрытия

Распределяется эмульсия при расходе 0,4-0,7 л/м; время выдерживания - до полного распада эмульсии, но не менее 6 часов до укладки асфальтобетонной смеси

50% битумная дорожная эмульсия

Автогудроматор* с гребенкой для равномерного распределения эмульсии

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Разбивочные работы при строительстве

Установка контрольных маяков и отбивка отметки поверхности устраиваемого слоя покрытия на бортовом камне

Высота контрольных маяков и положение отметки на бортовом камне должны соответствовать толщине укладываемого слоя в плотном теле

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Строительство - отрасль повышенной опасности. Поэтому соблюдению технических нормативов должно уделяться особое внимание. В последнее время появилось несколько новых документов. Они помогут сориентироваться в предъявляемых требованиях.

Законодательная база

Основополагающим для рассматриваемого вопроса документом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты. Но они устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений и т. д., за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно «к исполнению продукции».

Именно таким исключением является сфера строительства. Поэтому для строителей дополнительно был принят специальный документ - Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он действует с 30 июня 2010 года.

Регламент устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

К ним относятся требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Они перечислены в пункте 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.

В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ).

Обязательный перечень национальных стандартов

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее - Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день. В связи с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов и сводов правил.

Отметим: документацию по всем недостроенным объектам (либо построенным ранее) приводить задним числом в соответствие с нормативами не нужно.

Дело в том, что требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются (до реконструкции или капитального ремонта):

К зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

К зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

К зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 - ФЗ).

Добровольный перечень ГОСТов

Кроме того, в законе № 384-ФЗ (п. 7 ст. 6) определено, что Национальным органом РФ по стандартизации должен быть опубликован и размещен в информационной системе общего пользования перечень документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе. Такой перечень был утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079. >|В Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии заменили его сокращенное наименование: вместо Ростехрегулирование теперь используется название Росстандарт (постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 408).|<

Согласно закону № 184-ФЗ, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов (п. 4 ст. 16.1). Оценка соответствия объектов требованиям регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам или сводам правил.

Неприменение же стандартов и правил несоблюдением требований регламентов не является. В этом случае допускается использование иных документов для оценки соответствия.

Разъясняя положение этой нормы, можно отметить следующее.

Добровольное применение стандартов означает, что вы добровольно делаете свой выбор в пользу использования этих норм. Так, если вы на добровольных началах, например, в проектной декларации заявляете о применении этого перечня (утвержденного приказом № 2079), то тем самым добровольно принимаете обязательство о его применении.

В каких еще случаях применение добровольного перечня становится обязательным? Приведем несколько возможных ситуаций.

1. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) договариваются об использовании именно этого «добровольного» перечня.

Тогда он становится для подрядной организации обязательным на все время осуществления строительства (выполнения строительных работ) или подготовки документации в рамках отношений, регулируемых данным договором.

2. Работы выполняются для государственных нужд (по госконтракту), и требование о применении добровольного перечня содержалось в конкурсной документации.

3. Проектировщик, подрядчик могут отдать предпочтение «добровольному» перечню, так как в нем сосредоточен большой прошлый опыт разработки подобных документов, служащих определенной гарантией достижения положительного результата. В противном случае - до момента подтверждения экспертным заключением соответствия всей конструкции обязательным требованиям - есть риск неопределенности.

Пример.
Среди стандартов, обязательных к применению, - ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Разделы 3-5; приложение А (Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1047-р).

А в перечне, применяемом на добровольной основе (утвержден приказом Ростехрегулирования № 2079), приведен целый ряд ГОСТов по грунтам:

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик;

ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями;

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов;

ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости и т. д. (п. 91-112, 114-117).

Соответственно, подрядчик, если стороны договора специально не оговорили применение Перечня № 2079, может провести все необходимые измерения другими методами, и заказчик не вправе будет ссылаться на некачественное выполнение работ в такой ситуации.

О порядке применения перечней

В статье 6 закона от № 384-ФЗ определено следующее.

1. Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения (п. 1, 4).

2. Уполномоченным органом утверждается перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона (п. 7).

В соответствии с этим и положениями статьи 42 (п. 3, 4) было утверждено два перечня, о которых мы рассказали выше.Каков порядок их применения? То есть можно ли пользоваться только вторым перечнем, раз он обеспечивает соблюдение требований закона № 384-ФЗ? Дело в том, что применение первого перечня обязательно. А применение второго - возможно. Так что, если какие-либо нормы определены документами первого перечня, они должны обязательно использоваться при проектировании и строительстве.