Депрессия у подростков лечение медикаментозное. Депрессия у подростков: как распознать. Что делать при подростковой депрессии

Часто взрослые воспринимают плохое настроение у подростков как переходной возраст, очередные капризы. Теме лечения депрессивного состояния у подростков психотерапевты в свое время не придавали особого значения, однако огромное количество случаев суицидов, которые совершили дети и подростки за последний период во всем мире, заставило пересмотреть этот вопрос и заняться его более детальным изучением. Исследование, которое проводилось австралийскими учеными, показало, что среди 400 подростков в возрасте от 10 до 14 лет у десяти процентов наблюдается клиническая депрессия, а около половины склонны к проявлениям депрессии в будущем. Что же такое депрессия у детей и подростков? Почему она возникает и можно ли ее предотвратить?

Период между переходом из детства во взрослую жизнь является самым эмоциональным и противоречивым. В этот момент подросток подвержен различным влияниям окружающего мира, часто он может разочаровываться в друзьях, жизненных ситуациях, людях. Его психика еще очень неустойчива и ранима. Происходит глубокая перестройка организма – сексуальное созревание, которое характеризуется увеличением активности центральной нервной системы, развитием деятельности эндокринных желез. В этот момент процессы возбуждения у подростков преобладают над торможением, в результате чего они часто неадекватно реагируют на замечания взрослых, сверстников, окружающие события. Этим изменениям подвержены все молодые люди, только интенсивность протекания у каждого из них разная.

Депрессия у подростков – это тяжелое психологическое расстройство, которое характеризуется резким спадом настроения, негативными высказываниями или намерениями, расстройством в эмоциональном плане, часто мыслями о суициде. Такое психологическое состояние считается серьезным заболеванием, на которое взрослым необходимо обязательно обратить свое внимание, так как оно может привести к психологической инвалидности или смертности. Депрессии у детей и подростков достаточно распространены, однако не всегда их можно вовремя распознать. В возрасте от 11 до 16 лет дети склонны уходить в свой собственный мир, отгородиться от родных и друзей, быть в одиночестве. Иногда, чтобы вовремя выявить серьезную проблему, не хватает элементарного внимания родителей. Как и любая болезнь, депрессия имеет свои причины возникновения и симптомы, поэтому задача взрослых вовремя помочь ребенку, не пропустить начала развития недуга.

Основные признаки депрессии у подростков это:

  • раздражительность по пустякам, гнев, плаксивость, грубость, злобность;
  • переживания, волнения, тревожность, тоска, беспокойный сон, потеря аппетита;
  • усталость, нехватка сил, опустошенность, апатия, снижение успеваемости;
  • чувство вины, закрытость, прекращение общения с друзьями, близкими, желание быть в одиночестве;
  • проблемы с концентрацией внимания, забывчивость, безответственность, низкая самооценка;
  • головные, сердечные, желудочные боли;
  • отказ или злоупотребление пищей;
  • бессонница ночью и чрезмерная активность днем;
  • мысли о смерти и суициде, которые могут проявляться также в творчестве, рисунках, высказываниях, нанесение себе увечий, совершение безрассудных поступков, которые небезопасны для жизни;
  • употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, беспорядочные половые отношения.

Родители, учителя просто обязаны обратить внимание на симптомы депрессии у подростков. И если хотя бы три пункта признаков депрессивного состояния наблюдаются у ребенка, важно направить на это свое внимание и обратиться к квалифицированному специалисту.

Для депрессивного состояния у подростков также характерны экземы, кишечные колики, анорексия, ночные крики, энурез. Такие дети чаще болеют простудными, инфекционными заболеваниями. Взрослых должно насторожить отсутствие улыбки у подростка, постоянно меланхолическое выражение лица, застывшая мимика, плач без причины. Склонные к депрессии дети могут длительное время неподвижно сидеть и лежать с раскрытыми глазами. Отличить капризность, скверный характер, подростковый бунт бывает порой сложно. Однако если плохое настроение не покидает подростка на протяжении нескольких недель, нужно обращаться за помощью, так как последствия усугубления состояния у депрессивных подростков могут быть самыми плачевными: выпады агрессии, наркомания, бродяжничество, попытки суицида.

Причины возникновения депрессии у подростков

Как правило, депрессивное состояние не возникает на пустом месте. Всегда есть какие-либо определенные факторы, которые оказали влияние на его возникновение и развитие. К основным причинам, которые могут спровоцировать подростковую депрессию, можно отнести:

  1. Гормональную перестройку в организме. В результате происходящих химических процессов у подростка могут возникать состояние тревожности, нервозности, изменения настроения. Гормональные изменения в организме у подростков принято считать основной причиной депрессии.
  2. Переосмысление внешнего мира, несоответствие представлений о реальном мире, подростковый максимализм, эгоцентризм и категоричность.
  3. Неблагополучная семейная обстановка: ссоры в семье, развод родителей, алкоголизм, наркомания, холодность и невнимание родителей, болезни и смерти близких людей.
  4. Проблемы с внешностью и восприятие себя гадким утенком. Особенно сильно проявляется у девочек.
  5. Социальный статус и обеспеченность. Часто причиной депрессивного состояния становится невозможность красиво одеваться, отдыхать за рубежом, иметь модный гаджет.
  6. Личные переживания: неразделенная первая любовь, расставание с любимым человеком. Первые сексуальные контакты могут шокировать подростка, вызвать разочарование. Отсутствие полового воспитания приводит к тому, что он делает ошибки, и это сказывается на его самооценке, ведет к замкнутости.
  7. Неудачи в школьной жизни делают подростка глубоко несчастным. Плохие оценки снижают самооценку подростка, изолируют его от ровесников.
  8. Высокие требования родителей вызывают у ребенка страх перед наказанием, чувство вины и своей никчемности.
  9. Наследственность. Если кто-то из родственников страдал от депрессии либо других психических расстройств.

Иногда причин может быть несколько, и в комплексе они только усугубляют ситуацию. Дети нуждаются в друзьях, близких людях, которым можно довериться, открыться и общаться. В поисках самоутверждения подросток находит утешение в онлайн-общении в интернете, что сужает круг его интересов. Ребенок прячется от реальной жизни, чем еще больше усугубляет свое состояние. Подростки, которые получили травмы при родах, перенесли гипоксию, энцефалопатию, внутриутробную инфекцию, очень чувствительны к климатическим изменениям, для них характерны сезонные депрессии.

Роль родителей в решении проблемы

Большинство взрослых, столкнувшись с такой ситуацией, в панике задают себе такие вопросы: депрессия у ребенка – что делать? Как помочь подростку? Роль родителей на этом сложном для ребенка этапе является просто неоценимой. Они должны проявить максимум внимания, такта, осторожности, ведь именно от них может зависеть будущее подростка. Родители должны поговорить с педагогами о проблеме и в этот период постараться огородить ребенка от насмешек, резкой критики, окружить его вниманием и заботой. Очень важно говорить подростку о том, насколько его любят и ценят, больше общаться с ребенком, не оставлять наедине с его проблемами, быть всегда рядом, поддерживать, помочь подростку, стать настоящим другом. Однако бывают ситуации, когда родители сами не в силах справиться с создавшейся ситуацией. Как понять, что наступил именно тот момент, когда нужно обратиться за помощью к специалисту? Существуют определенные признаки, на которые взрослые просто обязаны обратить внимание:

  1. Изоляция подростка от окружающих, желание постоянно быть в одиночестве.
  2. Заметные следы самоповреждений.
  3. Одержимость темой смерти, загробной жизни.
  4. Отказ от приема пищи более пяти дней.
  5. Агрессия, конфликты, нарушение закона, аморальное поведение.
  6. Прогрессирующая апатия ко всему, что окружает подростка.

В возрасте от 10 до 12 лет у депрессивных детей, как правило, ухудшается здоровье, происходят нарушения в питании и пищеварении. Они становятся замкнутыми, теряют ко всему интерес. С 12 до 14 лет с детьми происходит некоторая заторможенность, в результате чего они могут начать хуже учиться, проводить больше времени на улице. У них появляется страх быть наказанными, возникает злоба, агрессия, протест. Однако самым проблематичным периодом считается возраст от 14 до 19 лет, когда они начинают задумываться о смысле жизни, о предстоящем выборе профессии. Именно взрослые в этот временной промежуток должны быть рядом, подсказать верное решение и быть советчиками. Родители должны обеспечить эмоциональную поддержку, слушать и слышать своего ребенка, организовать правильный режим дня, обеспечить полноценное сбалансированное питание, наполнить жизнь подростка позитивными эмоциями. Любовь, терпение и забота способны творить настоящие чудеса.

Лечение подростковой депрессии

Важно понимать, что депрессия – это серьезное заболевание, которое должны лечить специалисты. Не нужно пробовать решить эту проблему самому, особенно если она начала иметь прогрессирующий характер. Депрессивное состояние разрушает хрупкую психику подростка, поэтому не стоит надеяться, что проблема решится сама собой. Психотерапевт, психиатр проведут необходимые тесты, исследования, проанализируют выраженные симптомы и назначат необходимое лечение. Терапевтическая программа состоит из таких компонентов:

  • психологические тесты, терапевтические исследования, лабораторные анализы, неврологическое обследование;
  • витамины, антидепрессанты, гормоны при необходимости, иммунокорректоры, обезболивающие и стимулирующие препараты;
  • психотерапевтические индивидуальные и групповые занятия.

При легкой форме депрессии подросток должен оставаться в своем привычном режиме, посещать школу, заниматься повседневными делами. Лечение тяжелых случаев депрессивного состояния с попытками суицида происходит только в специализированных учреждениях под постоянным контролем. Квалифицированные специалисты назначат оптимальный вариант терапии, которая будет направлена на то, как выйти из депрессии. Иногда бывает достаточно курса психологических консультаций, чтобы выявить основные проблемы подростка, научить его бороться с негативными мыслями и контролировать себя. Если ситуация в семье сложная, то такие консультации отдельно проводятся и с родителями подростка. Если в семье были родственники, которые страдали от депрессии или какого-либо другого расстройства, важно рассказать об этом лечащему врачу.

Чтобы вывести подростка из глубокого депрессивного состояния, часто назначают антидепрессанты. Любые препараты можно принимать только по назначению врача, чтобы избежать негативных последствий. Механизм их действия заключается в выравнивании в организме подростка количества дофаминов, серотонина и норадреналина. Нехватка именно этих веществ и приводит к возникновению и развитию депрессивного состояния. Лечение антидепрессантами у подростков еще до конца не изучено, поэтому прежде чем начать их принимать, необходимо хорошо все взвесить. Эти медикаменты небезопасны для молодого организма, поэтому выбор препарата и дозы должен совершаться только квалифицированными специалистами. Дело в том, что выводить подростка из депрессии с помощью антидепрессантов нужно очень аккуратно, так как в первые два месяца их прием может увеличить риск самоубийства. Антидепрессанты имеют свойство давать побочные эффекты также в виде нарушений сна, повышенной усталости, сонливости, привыкания к ним. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением! Это очень опасно для здоровья подростка!

Пациенты должны находиться под постоянным контролем, и при усугублении их состояния необходимо пересмотреть лечение. Для того, чтобы выводить подростка из тяжелой депрессии, успешно используются антидепрессанты последних поколений с минимальным количеством негативных побочных эффектов: «Пиразидол», «Азафен», «Амитриптилин». Также успешно применяются растительные седативные препараты и транквилизаторы, такие как: «Тенотен», «Адаптол», настойки пиона, пустырника, валерианы. Наиболее успешным способом лечения депрессии у подростков является комбинированный метод, когда вместе с приемом медикаментов применяется психотерапия.

Намного быстрее выходят из депрессивного состояния подростки, которых со всех сторон окружают вниманием, обеспечивают поддержку и принятие вне зависимости от создавшейся ситуации. Рациональное питание, здоровый образ жизни, физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, положительные эмоции, здоровые отношения в семье и с друзьями, занятие любимыми делами гарантируют мягкость протекания подростковой депрессии. Подростки могут быть выведены из депрессивного состояния намного быстрее, если в семье будет положительная атмосфера любви и взаимопонимания.


Подростковый возраст-это всегда тревожное время, когда многие физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения сопутствуют их жизни.

Нереальные ожидания могут создать сильное чувство неприятия и могут привести к глубокому разочарованию. Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки часто реагируют чрезмерно. Многие молодые люди считают, что жизнь не справедлива. Они чувствуют себя запутанными. Хуже того, подростки подвергаются мощной бомбардировке противоречивых сообщений от родителей, друзей и общества.

Сегодняшние подростки видят много лишнего - по телевизору, в школе, в журналах и в Интернете. Они также вынуждены узнавать об угрозе СПИДа, даже если они не являются сексуально активными.

Подростки нуждаются в руководстве взрослых больше, чем когда-либо, чтобы понять все физические и эмоциональные изменения, которые они испытывают. Когда у подростков проблемы в настроении, это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных или психических расстройствах, на которые необходимо обратить внимание. Возможно у них подростковая депрессия. Родители или их опекуны должны принять меры.

Что делать при подростковой депрессии


Когда подростки чувствуют, что их настроение идет вниз, есть способы, благодаря которым они могут справиться со своими чувствами, чтобы избежать серьезной депрессии:

Попробуйте завести новых друзей. Здоровые отношения со сверстниками, являются центральными для подростков.

Участвуйте в спортивных мероприятиях, занимайтесь интересной деятельностью или найдите хобби.

Вступайте в организации, которые предлагают программы для молодежи. Специальные программы направлены на нужды подростков, оказывают помощь в разработке дополнительных интересов.

Обращайтесь к надежным взрослым за помощью.

Но иногда, несмотря на все усилия, подростки страдают от депрессии. Многие факторы могут спровоцировать это расстройство. Исследования показывают, что у некоторых депрессивных людей слишком много или слишком мало определенных веществ в мозге. Кроме того, в семейной истории наличие данных эмоциональных проблем может увеличить риск развития депрессии. Другие факторы, что могут привести к расстройству – это тяжелые события в жизни (такие, как смерть или развод), побочные эффекты от некоторых лекарств и негативные мыслеформы.

Признаки Подростковой Депрессии


Подростковая депрессия – частое явление. Последние исследования показывают, что один из пяти подростков страдает расстройствами настроения. Это очень серьезная проблема, которая требует безотлагательного, соответствующего лечения.

Депрессию может быть трудно диагностировать у подростков, вот некоторые симптомы:

Эти симптомы могут свидетельствовать о депрессии, особенно, когда они проявляется в течение более двух недель:

Плохая успеваемость в школе

Выход из круга друзей

Печаль и безнадежность

Отсутствие энтузиазма, энергии и мотивации

Гнев и ярость

Реакция на критику

Низкая самооценка или вина

Нерешительность, отсутствие концентрации

Беспокойство и волнение

Изменения в еде или сне

Токсикомания

Суицидальные мысли или действия

Подростки могут экспериментировать с наркотиками или алкоголем или начать вести беспорядочную половую жизнь, чтобы избежать чувства депрессии. Подростки также могут высказать свои переживания через враждебное, агрессивное, рискованное поведение. Но такое поведение приводит лишь к новым проблемам.

Лечении Подростковой Депрессии


Крайне важно, чтобы депрессивные подростки получили быстрое, профессиональное лечение.

Терапия может помочь подросткам понять, почему они находятся в депрессии, и научиться справляться со стрессовыми ситуациями. В зависимости от ситуации, лечение может состоять из отдельных консультаций, групповой психотерапии или семейного консультирования. Лекарства, которые могут быть предписаны, могут быть необходимыми, чтобы помочь подросткам чувствовать себя лучше.

Некоторые из наиболее распространенных и эффективных способов лечения депрессии у подростков являются:

Психотерапия - дает возможность исследовать события и чувства, которые являются болезненными и тревожными.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает подросткам изменить негативные стереотипы мышления и поведения.

Межличностная терапия фокусируется на том, как развивать здоровые отношения в семье и в школе.

Лекарства снимают некоторые симптомы депрессии.

Депрессивных подростков нужно поддерживать, оказывать им помочь, чтоб они сделали большой шаг к выздоровлению.

Перед Опасностью Подростковых Самоубийств


Иногда подростки чувствуют себя таким подавленными, что они считают, что нет смысла в жизни. Каждый год, почти 5 000 молодых людей, в возрасте от 15 до 24, убиваю себя. Уровень самоубийств в этой возрастной группе увеличился почти втрое, начиная с 1960 года.

Исследования показывают, что попытки самоубийства среди молодых людей могут быть основаны на долгосрочных проблемах, вызванных определенным событием. Суицидальные подростки могут просматривать временную ситуацию, как постоянное состояние. Чувства гнева и обиды в сочетании с преувеличенной виной могут привести к импульсивным, саморазрушительным поступкам.

Предупреждающие Знаки


Угрозы суицида, прямые и косвенные

Одержимость смертью

Стихи, эссе и рисунки, которые относятся к смерти

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.