Тематическая неделя народные промыслы в средней группе. Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: Народные промыслы (гжель, хохлома, городец, жостовская, дымковская росписи). календарно-тематическое планирование

Ольга Номерчук
Тематическая неделя в подготовительной группе «Народная культура»

3 неделя 13 .03.17 – 17.03.17.

Тема : «Народная культура (народные традиции , промыслы, фольклор, масленица) »

Воспитание культурно -гигиенических навыков, самообслуживания. Практическое упражнение «Самые аккуратные»

Цель : совершенствовать умение чистить обувь от снега, готовить одежду для просушивания.

Речевое развитие :

Артикуляционная гимнастика : Упражнение «Блюдечко»

Цель

Строительная игра д/з «Волшебный конструктор» .

Цель : учить детей строить по замыслу развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Игра ср. подвижности п/з. «Гуси-лебеди»

Цель : развивать внимание.

Сенсорное развитие.

Д/И «Подбери блюдца к чашкам»

Цель : развивать логическое мышление, глазомер, умение соотносить предметы по величине, форме и цвету. Внести в группу : рассматривание предметов и иллюстраций

ООД 1. Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.

Тема : «Вспомним нашу старину»

Цель : развивать любовь и уважение к русскому народу , его культуре , устному народному творчеству , познакомить с национальным костюмом и историей.

Оборудование : сундук большой и маленький, «Дерево мудрости» , карточки с изображением-дерева. Сундука, книги, золотых рук, пословицы и поговорки.

Игра м/п «Сбей кеглю»

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/ Аппликация.

Тема : «Дымковская игрушка»

Цель : закрепить уже полученные знания о дымковской игрушке и познакомить с народной культурой .

Материал : пластилин, стеки, доски, иллюстрации.

культура (на прогулке по плану инструктора по физическому воспитанию) .

Прогулка

Наблюдение за живой природой : «Что мы знаем о весне?»

Цель : формировать у детей умение составлять описательный рассказ по итогам наблюдения, давать характеристику весенним явлениям и их особенностям.

П/и. «Не попадись»

Цель : учить детей соблюдать правила игры, способствовать совершенствованию выполнения прыжков на двух ногах с продвижением вперед; развивать координацию движений, мышцы ног.

П/и «Змейка»

Цель : совершенствовать умение детей легко бегать на носках, действовать в соответствии с правилами и тактикой игры, обогащать двигательный опыт.

Инд. работа по развитию движений :

с Аней Щ., Алисой Б., Сережей Б. потренироваться в прыжках в высоту.

Выносной материал :

спортивный инвентарь, предметные и сюжетные игрушки.

Закаливающие мероприятия

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.

Прогулка Чтение сказки и былины «Не плюй в колодец-пригодиться воды напиться»

Цель : продолжать знакомить с фольклором, жанровыми особенностями сказки, учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, воспитывать любовь народным жанрам .

Конструктивно-модельная деятельность.

Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы » (любимые потешки, народные промыслы ) .

Цель : формировать представление о народных промыслах России . Учить детей конструировать книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность.

Инд. работа по ОБЖ. с группой детей закрепить правила поведения на участке во время прогулки.

Трудовая деятельность.

«Помочь детям младшей группы в уборке участка »

Цель : учить детей выступать в качестве наставников младших дошкольников, пояснять, как необходимо выполнять различные трудовые операции. Формировать добросовестное отношение к труду, акцентировать внимание на ощущении радости и гордости за качественно выполненную работу.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Речевое развитие.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Качели»

Цель : формировать умение управлять языком, вырабатывать подвижность языка, укреплять его мышцы.

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»

Цель ребенка

Муз. -дидактическая игра д/з :

Хороводная игра «Веселая дудочка» .

Цель : имитировать игру на дудочке, придумывать движения по тексту.

«Краски»

Цель : укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости, и внимания (запомнить текст) .

Беседа по правилам безопасности на железной дороге.

Цель : закрепить правила безопасности.

Тема : «Составление задач в пределах 10 на сложение и вычитание» .

Цель : продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа; закрепить представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей; развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку; упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов.

Игра м/п «Ассоциации по темам » .

Цель : развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас.

Тема : «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»

Цель : познакомить детей с особенностями и своеобразием каргопольской игрушки; учить расписывать узором подготовленный шаблон ; учить составлять рассказ-описание по сделанной игрушке.

Материал : краски, бумага, кисти, иллюстрации

3. Физическое развитие. Физическая культура .

Прогулка

Знакомство с ПДД. Тема : «Пешеходный переход»

Цель : закреплять знания о правилах дорожного движения.

П/и : «Чье звено быстрее соберется?»

Цель : совершенствовать умение детей действовать по сигналу, способствовать автоматизации правильного выполнения движений при ходьбе и беге; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

П/и : «Кто самый меткий?»

Цель : развивать ловкость, быстроту реакции, выносливость, глазомер.

Индивидуальная работа по экологическому воспитанию

«Раздели на группы »

Цель : предложить Маше О., Насте К., Юле Р. классифицировать комнатные растения по разным основаниям, активизировать в речи названия растений. Трудовая деятельность. Трудовое поручение.

Выносной материал :спортивный инвентарь, инвентарь для трудовой деятельности.

Вечер. Чтение русской народной сказки «Маша и три медведя»

Цель : продолжать знакомить с народными традициями и народным творчеством . В том числе и сказкой.

Сюжетно – ролевая игра : «Мастерская»

Цель : продолжать учить детей самостоятельно играть, следовать сюжету, осуществлять ролевое взаимодействие, вести диалоги.

Д/и «Собери предмет»

Цель : формировать умение собирать целый предмет из отдельных частей; развивать зрительное восприятие, воображение; учить составлять самопроверку, комментировать ход и результат работы.

Художественная деятельность. Рисование по трафаретам «Хохломская игрушка»

Цель : продолжать знакомить с разнообразными народными промыслами , воспитывать чувство гордости за русскую культуру .

Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Беседа «Народные традиции и промыслы »

Цель : формировать у детей познавательный интерес к русским традициям и культуре , через ознакомление с народными промыслами русского народа .

Физическое развитие.

Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай» .

Цель народных игр

Игра на развитие мелкой моторики д/з. «Весенний кораблик»

Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра средней подвижности п\з. «Аленушка и Иванушка»

Цель : развивать умение действовать по сигналу (голосу Аленушки, согласованно, развивать ловкость, быстроту движений.

Д/и «В гости к Матрёшке»

Цель : упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; учить составлять задачи на вычитание; воспитывать нравственно-патриотические чувства.

ООД 1. Речевое развитие. Развитие речи/обучение грамоте.

Тема : «Звонкий и согласный звук Б (Б, буква Б,б»

Цель : познакомить с новым согласным звуком Б и Бь, познакомить с буквой Б, продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа, учить внимательно слушать текст стихотворений, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, учить читать слоги с пройденными буквами, упражнять в написании пройденных букв, стимулировать зрительно-поисковую активность.

Игра м/п «Запрещённое движение» .

2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема : «Филимоновская роспись. Праздничная тарелочка»

Цель : продолжать знакомить с филимоновской росписью; закреплять умение создавать узоры на круге, используя характерные элементы и колорит.

.

Прогулка

Наблюдение за неживой природой : «Наблюдение за ветром»

Цель : расширять и углублять знания о неживой природе весной, формировать интерес к природным явлениям.

П/и «Жмурки»

Цель : совершенствовать умение детей играть в русские народные игры .

П/и : «Бусы»

Цель : развивать умение быстро разбегаться врассыпную

Индивидуальная работа по звуковой культуре речи . Дифференциация звуков Б-П.

Игра «Закончи слово» .

Цель : дифференцировать звуки Б и П.

Трудовая деятельность. Труд в природе. Предложить группе детей навести порядок на веранде. Убрать Зимние игрушки.

Цель : воспитывать желание помогать взрослым и соблюдать порядок на веранде. Прогулка Чтение худ. литературы.

Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел) .

Цель :. Знакомить детей с русским народным фольклором : песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

С/р. игра «Угостим матрёшек чаем» .

Цель : формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа .

Игры на свежем воздухе.

Индивидуальная работа по изо деятельности : предложить Нике Р., Насте К., Юле Р. поиграть Д/и «Собери гжельскую розу» .

Цель народными промыслами ; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Эстетическое развитие. «Ах вы гусли, мои гусли»

Цель : Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке.

Дидактическая игра д/з Д/и «Угадай сказку»

Цель : продолжать знакомить детей с народными промыслами ; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Игра средней подвижности п\з. «Матрёшки и мышь»

Цель : познакомить детей с многообразием народных игр . Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ознакомление с миром природы, экология.

«Природные мотивы» .

Цель

ООД 1. Познавательное развитие. ФЭМП.

Тема : «Объединять части множества»

Цель : продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; сравнивать целое и его части на основе счета; совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы геометрических фигур.

3. Физическое развитие. Физическая культура (по плану инструктора по физическому воспитанию) .

Прогулка

Наблюдение за объектами ближайшего окружения.

Наблюдение за одеждой людей

Цели : формировать представления о приспособленности человека к зиме (внешний вид, поведение в разную погоду : метель, сильный ветер, сильный мороз, солнечная зимняя погода и т. д.); закрепить умение классифицировать одежду.

П/и : «Сильные, ловкие, быстрые»

Цель : познакомить детей с многообразием народных игр , разучить некоторые из них, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

П/и “Ворота”

Цель : познакомить детей с народными играми , научить действовать по правилам.

Индивидуальная работа по развитию речи с Викой Д., Викой Е., Гришей П., закрепить произношение слов с шипящими.

Закаливающие мероприятия Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.

Вечер. Прогулка Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» .

Цель учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк) ; воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.

Социально-экономическое развитие. Д/И «Кто что делает?»

Цель : расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Цель : учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие, развивать навыки свободного общения.

Игры на свежем воздухе.

Индивидуальная работа по обучению грамоте

Д/игра «Угадай и расскажи» .

Цель : содействовать развитию речи ребенка : обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.

Индивидуальная работа с группой детей «Формирование основ безопасности»

Беседа «Разогреем самовар»

Цель : продолжать знакомить детей с народными промыслами России , традицией пить чай из самовара, учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях, воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.

Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Ознакомление с окружающим миром

Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы» .

Цель : воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

Цель : формировать представление о материалах и их свойствах, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Из каких материалов делали игрушки наши предки»

Цель : закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях ; формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены; развивать познавательный интерес; воспитывать уважение к народным мастерам .

Игра средней подвижности п\з. “Удочка”

Цель : развивать быстроту реакции.

«Традиции Россиян»

Цель : Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России; показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры , нравственных качеств русского народа .

ООД Речевое развитие. Развитие речи.

Тема : Чтение былины «Никита Кожемяка»

Цель.: вспомнить с детьми русские народные сказки , познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» , помочь определить сказочные эпизоды в сказке,развивать внимание, воспитывать интерес к народному эпосу .

Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Экология.

Тема : «Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово).

Цель : формировать представление детей о красоте природы России; учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки; развивать мышление, память; воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

3. Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану музыкального руководителя) .

Прогулка

Наблюдение за природными явлениями :

«Наблюдение за высотой стояния Солнца»

Цель : закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

П/и «Чижик»

Цель : учить выполнять действия согласно правилам игры, развивать ловкость, внимательность.

П\и «Ключи»

Цель : развивать способность распределять внимание, ловкость быстроту реакции. Индивидуальная работа по ФЭМП :

«Чего больше?»

Цель : закрепить умение сравнить группы предметов по их количеству.

Вечер. Прогулка Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой, «Дымковская игрушка» , «Узоры гжели» , «Золотая хохлома» .

Цель : содействовать развитию речи ребенка : обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Беседа «Народная аптека » . Беседа о ромашке.

Цель : формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки, закрепить представление о ромашке, как о народном символе России , лекарственном растении, учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи .

Д\И : «Раздели на группы » . (гжель, хохлома и т. д.) .

Цель : закреплять знания о народных промыслах .

Беседа «Мастера-чистодеревщики» , Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.

Цель : познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа . Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

Работа с родителями

Оформление выставки рисунков и поделок «Промыслы нашего народа » , «Книжки-малышки» (потешки, сказки, былины)

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи на неделю

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Активный словарь

Существительные : ремесло, кузнец, пахарь, пекарь, гончар, плотник, ткачиха, мастер, искусство, роспись, узор, орудия труда, символизм, народный костюм, хохлома, матрешка, материал, цвет, сюжет, особенности.

Прилагательные : деревянная, яркая, красивая, городецкая, дымковская, богородская, филимоновская, жостовская.

Глаголы: пашет, печет, месит, сеет, расписывает, тонирует, украшает, кует, вытачивает, ткёт, обжигает, мастерит, творит, создает.

План образовательной деятельности

ГРУППА ГНОМИКИ ТЕМА НЕДЕЛИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Итоговое мероприятие - Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»

Центры активности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний сбор

Беседа «Россия мастерами славится».

Рассмотреть старинную посуду (из чего делали, как использовали);

Рассматривание

иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении. Цель: приобщать детей народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Формирование представлений о быте наших предков

Д/и «Что это такое?»

Цель: расширять знания детей о орудиях труда прошлого. Развивать мышление.

Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике

красного и черного

цвета в узорах русского

народного костюма.

Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной

русской одежды.

Знакомство с трудом ткачихи

Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских.

Цель: знакомить детей с народными промыслами.

Предложить детям для раскрашивания бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе.

М узыкально-ритмические игры, упражнения

«Определи какой инструмент». Цель: развитие слуховых восприятий

«Путешествие в волшебный Городец»

(Рассказ воспитателя о городецкой росписи.)

Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи.

"Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из частей.

Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.

Игра «Бусы для Маруси» предложить нанизать на шнурок крупные бусины.

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук.

Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Центр искусства

Раскрашивание силуэта дымковской игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Изготовление нитяных кукол. Цель: формировать умение работать по плану, развивать моторику и желание изготавливать игрушки.

Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать сообща.

«Декоративная роспись игрушки «Кот» (по мотивам филимоновский свистульки).

Цель: научить детей расписывать объемные фигурки филимоновской росписью. Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый.

Украшение барыни по мотивам дымковской игрушки.

Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Центр грамотности

Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.

Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д.

Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.

Д/и «Найди место звука «ш» в слове» Цель: развитие фонематического слуха

Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Игра «Пирамида»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием театра по желанию.

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

Цель : научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Центр математики

Тема: «Счет в пределах 10», ориентировка в пространстве, знание геометрических фигур.

Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10.

Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память.

Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие.

Игра «Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте.

Диктант по клеточкам. Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Состав числа 2, 3, 4, 5.

Центр сюжетно-ролевых игр

«К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

«Пожарники»

Цель: Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.

«Салон красоты» Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия.

«Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.

«Ярмарка»

Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Центр науки

Разноцветные волчки Цель: развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.

Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды.

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Вода - растворитель. Очищение воды

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием

Путешествие Капельки

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Центр строительства

Тема «Деревенская изба»

Тема «Парты »

Тема «Парты»

Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой.

Тема «Парты»

Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой.

Тема «Деревенская изба»

Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему.

Центр кулинарии

Цель: учить детей работать ножом, размазывать масло по хлебу равномерно, убирать излишки масла с ножа о край хлебного кусочка.

Открытая площадка

Наблюдение: «За тающим льдом». Цель: Закреплять знания о свойствах льда. Труд: оказание посильной помощи дворнику в расчистке дорожек от снега. Цель: воспитывать желание приходить на помощь, доводить начатое дело до конца.

Народная игра «Горелки»

Цель: Развитие умений детей играть в народные игры.

П/и «Лыжники»

Цель: Развитие координации движений.

Наблюдение за погодой

Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями.

П/и «Два Мороза»

Цель: Развитие ловкости, умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Наблюдение за птицами Цель: Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц. Воспитывать стремление заботиться о птицах в зимний период

Игры-эксперимент. «Цветной лед» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, воображение.

П/и «Ловишки со снежками». Цели: Развивать меткость, ловкость. Воспитывать уверенность в себе.

Предложить детям очистить дорожки от снега и льда

Цель: Прививать любовь к труду.

Наблюдение за снегом

Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега.

Русская народная игра: «Жмурка с колокольчиком». Цель: познакомить с правилами р.н.игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту.

Труд: сгребание снега в лунки деревьев. Цель: дать детям понятие о том, что снег согревает деревья, не дает им погибнуть.

Наблюдение за изменением продолжительностью дня.

Цель: Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе.

Игры-эстафеты. «Кто первый?» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность.

Игры-забавы. «Снайперы», Цель: Способствовать развитию ориентации в пространстве, меткости.

Индивидуальная работа

Математика

Повторить порядковый и количественный счет. Цель: развитие навыков счета

Развитие речи

Д/и «Скажи правильно».

Цель: Развитие артикуляционного аппарата, внимания, логического мышления.

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Познание Упражнение «Назови зимние явления природы» Цель: закрепление знаний детей о явлениях природы.

ФИЗО

Игры-аттракционы.

«Попрыгай-ка»

Цель: Развивать умение перепрыгивать на двух ногах через полосу препятствий.

ИЗО

Учимся последовательно рисовать по схеме

Развивающая среда

«Чтение художественной литературы».

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы.

Настольная игра

«Уголки»

Цель: Развитие сенсорных способностей, логического мышления.

«Живое – не живое»

Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе.

Рисование элементов различных росписей Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам.

Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев.

Игры со строительным материалом.

«Строим русскую избу»

Цель: Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.

Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.

Театрализованная деятельность.

«Волк и семеро козлят»

Цель: Способствовать развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы»

Тематическая папка «Русская матрёшка»

Папка-передвижка «Развитие творческих способностей ребенка»

Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью»

Папка-передвижка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»

«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»


Оксана Петрова
Календарное планирование в средней группе. Тематическая неделя «Народные промыслы»

Тематическая неделя

«Народные промыслы » .

Понедельник Утренняя гимнастика

Игра на развитие положительных эмоций «Гусеница»

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

Наблюдение и труд в уголке природы. Полив растений.

Цель : привлечение детей к показу способа полива; формировать понимание, что растениям необходимы свет и вода, за ними нужно ухаживать; учить вместе с воспитателем, готовить оборудование : приносить лейки, наливать воду в лейки; воспитывать желание ухаживать за растениями.

Д/и «Веселый повар» .

Цель : упражнять в умении ведения диалога.

Сри «Путешествие в лес»

Цель : стимулировать творческую активность; развивать чувства коллектива, умение добиваться цели приемлемыми способами общения. в

ОД. Развитие речи

Тема : «Русские матрёшки» Конспект прилагается.

ОД Физическая культура

Прогулка

Наблюдение за березой.

Цель : дать представление о цветении берёзы.

Д/и «Найти дерево по названию»

Цель : развивать знания о деревьях; уточнять знания названий деревьев растущих на участке детского сада.

Цели : учить прыгать в длину с разбега.

Трудовая деятельность. Собираем сухую траву.

Цель : формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Вторая половина дня Гимнастика пробуждения Ходим по дорожкам здоровья

Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце»

Цель : знакомить детей с творчеством уральского писателя Н. Бажова.

Инд/р, рисование «Ягоды, грибочки в кузовочке»

Цель : развивать стремление к познанию; упражнять в умении обводить трафарет; составлять сюжет.

Беседа «Народные промыслы »

Цель : знакомить с народными промыслами , через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

Вечерняя прогулка

Д/и. «А что потом?»

Цель : закрепить знание детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.

П/и «Вкусная ягодка» .

Цели : увлечь детей игрой; продолжать знакомить детей с ягодами и грибами, развивать внимание.

Рисуем мелками на асфальте. «Народные игрушки »

Цель : расширять знания детей о народных игрушках .

Взаимодействие с родителями : Консультация : «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

Утренняя гимнастика

Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку»

Цель : формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Просмотр презентации на тему : «Промыслы народов России »

Цель : знакомить и расширять знания детей о народных промыслах России .

Д/и «Маловато будет!»

Цель : упражнять в образовании множественного числа сущ; развивать внимание, речь.

Пальчиковая игры ««Есть игрушки у меня»

Цели : развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

ОД Музыкальное

Од Познание ФЭМП.

Тема : «Речное путешествие» Конспект прилагается.

Прогулка.

Наблюдение за песком.

Цель : продолжаем знакомить с компонентом неживой природы – песком и его свойствами.

П/и «Вкусная ягодка» .

Цели. увлечь детей игрой; продолжать знакомить детей с ягодами и грибами, развивать внимание.

Д\и ОБЖ «Если малыш поранился»

Цель : познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Хороводная игра «Мы матрешки»

Цель; упражнять в умении выполнять движения по тексту.

Трудовая деятельность : Уборка территории.

Цели : воспитывать трудолюбие; учить помогать друг другу.

Вторая половина дня Гимнастика пробуждения. Ходим по дорожкам здоровья

Рассматривание с детьми слайдовой презентации «Расписная игрушка»

Цель : продолжать рассказывать о народных промыслах ; рассматривать игрушки народных умельцев .

Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И. Н., Котова А. С.

Цель : развивать внимание и интерес к народным игрушкам ; умение слушать.

Д. И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная)

Цель : продолжать познакомить с элементами народного костюма .

Инд раб по аппликации. «Русская матрёшка.

Цель : продолжаем знакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой.

Словесная игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Вечерняя прогулка

Наблюдение «За божьей коровкой» .

Цель : расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки.

П/и «У медведя во бору»

Цель : учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание

Д/и «Дерево, кустарник, цветок»

Цели : закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками »

Среда Утренняя гимнастика

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цели : закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина.

Д/и «Узнай по описанию» (транспорт)

Цель : закрепить умение узнавать транспортное средство по описанию .

Работа со стихотворением. Разучивание стихотворений для выпускников.

Цель : способствовать запоминанию слов; развивать память и речь.

Ср и «Скорая помощь»

Цели : формировать умение отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

ОД Ребенок и окружающий мир

Тема : Занятие-беседа «Кубанские промыслы » Конспект прилагается.

ОД Физическая культура

Прогулка.

Наблюдение за насекомыми

закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду.

Д/и «На что похожи?»

Цель : упражнять в умении сравнивать предмет с геометрической фигурой.

П/и «Бабочки, лягушки и цапли»

Цель : развивать двигательную активность, внимание.

Д/и по ПДД. ««Учим дорожные знаки»

Цель : продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Инд/р по раз движ. «Улучшение техники ходьбы по бревну»

Цель : закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Трудовая деятельность. Подметание дорожек.

Цель : воспитывать желание трудиться.

Вторая половина дня.

Развлечение «Кубанские посиделки"

Цель : расширять знания о кубанских умельцах, продолжать знакомить с народными кубанскими играми .

Инд раб по конструированию из бумаги (оригами) «Кукла»

Цель : с помощью воспитателя учить складывать из бумаги куклу; развивать способность работать руками.

Показ фильмов познавательного характера. «Пряник»

Цель : мультфильм рассказывает историю лесных жителей, которые нашли в лесу пряник и хотели его разделив поровну.

Беседа : «Происхождение и история дымковской игрушки»

Цель : рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка» .

Вечерняя прогулка

Наблюдение «За цветником»

Цель

П/и «Карусель»

Цель : упражнять одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Игры с песком и водой «Веселые соревнования»

Цель : упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами; развивать у детей дух соревнования.

Взаимодействие с родителями. Памятка «Воспитание дружеских отношений в игре»

Утренняя гимнастика

Д/и «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели : развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Работа со стихотворением. Разучиваем стихотворения для выпускников.

Цель : способствовать выразительному чтению; развивать память и речь.

Настольно-печатная игра «Собери самовар из частей» .

Цель : учить собирать целое изображение из частей.

ОД Музыкальное

ОД Рисование

Тема : «Роспись подноса» Конспект прилагается

Прогулка

Наблюдение за трудом воспитателя в цветнике.

Цели : активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям.

П/и «Гори, гори ясно!»

Цель : развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве.

Д/и ««Что сажают в огороде»

Цель :- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения) .

Трудовая деятельность : Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады.

Цель : учить трудиться сообща.

Вторая половина дня.

Д/и к- триз «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Цель : развивать мышление и память.

Инд/ р по лепке «Раз грибочек, два грибочек.»

Цель : закреплять знакомые приемы лепки; развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.

Муз. воспитание. Повторение муз. репертуара к выпускному баллу.

Цель : способствовать запоминанию слов, учить петь и танцевать вместе.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за подорожником.

Цели : продолжать знакомство с лекарственным растением - подорожник.

П/и «Волк и семеро козлят» .

Цель : развивать у детей выдержку, умение ориентироваться в пространстве и двигаться по сигналу.

Д/и «Назови семью» (словообразование)

Цель : упражнять в словообразование; развивать внимание, речь. Д

«Как укрепить иммунитет ребёнка»

Пятница Утренняя гимнастика

Презентация «Народные промыслы на Кубани » ИКТ

Цели : знакомить детей с народными промыслами нашего края , их разнообразием.

Д/и ««Волшебный кубик»

Цель : развивать мышление память и речь.

СРИ "Спасатели"

Цель : развивать умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

ОД Художественное творчество. Лепка.

Тема : «Уточка» Т. С. Комарова стр. 47

ОД Физическая культура

Прогулка

Наблюдение за цветником

Цели : продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов.

Опытническая деятельность : «Воздух работает»

Задача : дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

Д/и «Что ты знаешь?»

Цели : закрепить знания о диких и домашних животных, о насекомых и птицах; развивать внимание, память.

П/ и «Подсолнухи»

Цель : развивать умения детей играть в народные игры , развивать внимательность и ловкость.

.Трудовая деятельность : Наведение порядка на участке.

Цели : организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда.

Вторая половина дня.

Инд. раб. По конструированию. «Построим матрешке домик»

Цель : развивать у детей интерес к конструированию.

Чтение сказки «Крошечка – хаврошечка»

Цель : учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

Настольно-печатные игры «Найди лишнее»

Цель : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных ; развивать внимание.

Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»

Цель : упражнять детей удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр.

Инд/р по рисованию «Раскрась узор»

Цель : развивать умения детей аккуратно закрашивать рисунок; правильно подбирать цвета.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за погодой

Цель : закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Игры с песком и водой «Веселые пузыри»

Цель : расширить представление о свойствах воды.

П/и «Гори, гори ясно!»

Цель : развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Взаимодействие с родителями. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Одной из задач воспитания и обучения в является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, разными видами росписи. На второй неделе ноября продолжается работа по знакомству с и большое внимание уделяется расширению знаний о хохломской росписи. Открывая мини-музей в группе, взрослый предлагает детям рассмотреть и рассказать о красивой посуде, знакомит с историей промысла и учит рисовать разные элементы: травку, осочки, завитики и т.д. Содержание беседы о хохломе, дидактические игры, стихи и физминутки, игры-забавы по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Золотая хохлома».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы сюжетно-ролевые игры, в которых дети закрепляют правила поведения, основы этикета и умение доброжелательно относиться друг к другу.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует сравнение плодов разных деревьев, игры на закрепление знаний о цифрах, домашних животных и их детёнышах, а так же знакомит с признаками движения.

Речевое развитие

Дети выясняют, почему ноябрь пегий, вспоминают любимые сказки, выполняют артикуляционную гимнастику, упражняются в подборе рифмы, что способствует речевому развитию дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие

Продолжается работа по формированию умения работать с ножницами, развитию театральных способностей через настольный театр. Художественно-эстетическому развитию так же способствуют слушание произведения «Парень с гармошкой», моделирование сказки «Заюшкина избушка».

Физическое развитие

В области физического развития педагог планирует изготовление атрибутов к игре-забаве «Стаканчики», повторение народных подвижных игр, рассматривание гербария и беседу о лекарственных растениях края.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Замена полотенец. Цель: закреплять умение выполнять трудовые поручения. Беседа «Откуда к нам пришла хохлома?». Цель: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, истории России. Игра «Что из чего». Цель: упражнять в использовании притяжательных прилагательных. Открытие выставки «Золотая хохлома». Цель: рассмотреть изделия, выделить характерные особенности росписи. Изготовление атрибутов к игре «Стаканчики». Цель: привлечь детей к изготовлению игрового оборудования.
Про-
гулка
С.р. игра «Мы пришли в театр». Цель: формировать этикет, напомнить правила поведения в театре. Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение плода клёна и ясеня». Цель: закрепить названия деревьев, развивать мышление. Беседа «Как мы провели праздничные выходные». Цель: побеседовать о празднике «День народного единства», расширять знания о Российских праздниках. Домино «Музыкальные инструменты». Цель: закрепить названия инструментов, вспомнить правила игры. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. П.и. «Добеги и перепрыгни». Цель: упражнять детей в перепрыгивании.
ОД
2 п.д. Презентация «Прикладное искусство Кубани». Цель: продолжить знакомство с народными промыслами. Игра «Какой цифры не стало». Цель: продолжить знакомство с цифрами. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка». Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Рисование «Хохломская травка». Цель: учить рисовать осочки, капельки, усики и завитки кистью. Упражнение на аккомодацию «Цветочек». Цель: развивать глазодвигательные мышцы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Настольные игры по ПДД. Цель: закреплять умение соблюдать правила игры, вспомнить ПДД. Интерактивная игра «Назови детёныша». Цель: закрепить знания о диких животных и способах их подготовки к зиме, активизировать речь. Игра «Какая полоска». Цель: учить дифференцировать слово и предложение. Игра-забава «Весёлый старичок-лесовичок». Цель: учить пользоваться разными интонациями. Физминутка «На столе хохломской самовар». Цель: разучить движения и слова.
Про-
гулка
Уборка на веранде. Цель: учить распределять обязанности, доводить начатое дело до конца. Наблюдение за изменениями в природе. Цель: выяснить признаки поздней осени. Пальчиковая игра «Такие разные дела». Цель: выучить слова, расширять знания о профессиях. Настольный театр «Крылатый, мохнатый да масляный». Цель: вспомнить произведение, развивать фантазию и речь. П.и. «Пройди бесшумно». Цель: развивать выносливость. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре.
ОД