Реферат Языковые особенности устной и письменной речи. Речевой этикет. Особенности устной речи.

Лекция 2. Язык и речь

2. Специфика устной и письменной речи

3. Диалог, полилог и монолог

1. Соотношение понятий «язык» и «речь»

Для человека, который никогда серьезно не задумывался о языке, разница между словами «язык» и «речь» может показаться не такой очевидной. Однако она есть, причем очень строгая.

Язык и речь, с одной стороны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, с другой – представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы. Рассмотрим каждую из них и процесс взаимодействия этих систем.

ЯЗЫК – это исторически сложившаяся система звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации). Тот язык, на котором мы говорим и пишем, называют естественным, т.к. он возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека. Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Искусственными языками являются сигнализация при помощи светофора, азбука Морзе, система дорожных знаков, картографические обозначения, символика цветов, язык глухонемых, языки программирования и т.д.

Язык выполняет разнообразные функции, главными из которых являются:

- коммуникативная , так как язык служит прежде всего средством человеческого общения (коммуникации), т.е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью;

- информативная (познавательная, когнитивная), поскольку с его помощью происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира;

- экспрессивная (эмоциональная), связанная со способностью выражать настроения, эмоции, чувства и оценки говорящих. Она выражается в интонации, восклицании, междометиях;

- апеллятивная - функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

- аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании;

- эстетическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален, однако реализуются все функции языка только в речи.

РЕЧЬ – это использование языковых средств и правил в процессе общения, т.е. язык в действии. В лингвистике под речью понимают конкретное высказывание, составленное из единиц языка, которое может быть представлено не только в устной форме, но и в письменной. Другими словами, язык – это конструктор, набор элементов, а речь – то, что можно сложить из этого конструктора.

Речь и язык – это далеко не одно и то же. Язык фиксирует опыт человеческого коллектива, он объективен и обязателен для всех говорящих на нем. Язык ограничен определенным набором единиц, его составляющих, он абстрактен, так как существует вне зрения и слуха человека. Он независим от ситуации общения, безотносителен к понятию истины и ложности.

Что касается человеческой речи, то она, напротив, всегда целенаправленна. Речь отражает опыт не коллектива, а говорящего человека. Речь материальна, то есть ее можно услышать и увидеть. Только в речи могут встречаться элементы случайного и неупорядоченного (в системной организации языка это невозможно). Она конкретна, неповторима, более подвижна, обусловлена контекстом (обстоятельствами, в которых происходит конкретное событие).

Конечно, речь зависит от языка и в то же время влияет на него, т.к. именно в ней прежде всего появляются новые слова, формы и конструкции, которые уже потом могут переходить в язык и закрепляться в нем. Так, слова афганец, афганка, обозначающие участников афганской войны 1980-х гг., появились сначала в разговорной речи, а позднее были зафиксированы в словарях как явления языка.

Специфика устной и письменной речи

Для общения людей характерны две формы - устная и письменная. К настоящему времени обе формы занимают в общественной жизни примерно равнозначное место.

Устная речь является звучащей речью, которая связана непосредственно с органами произношения. Она богата интонационными возможностями. Для передачи мыслей и чувств говорящими широко используется разнообразная ее мелодика, степень громкости, темп, паузы. Устная речь обычно сопровождается особой мимикой, жестами, взглядами, которые в ряде случаев красноречивее передают отношение говорящего к чему-либо, чем слова и фразы.

Из-за того, что произнесенное трудно бывает повторить без изменения интонационно-смысловых тонкостей, говорящему приходится следить не только за произношением, но и за своей мыслью, ее ходом и содержанием. Одновременно обдумывать мысль и говорить не всегда легко, и не всем это удается в той или иной ситуации. Поэтому устной речи обычно свойственна недоговоренность, отрывочность, дробление высказывания, например: «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него» (сообщение секретаря директора для участников производственного совещания).

Как правило, устной речи свойственна краткость предложений, отсутствие сложных конструкций, в частности причастных и деепричастных оборотов. Вместо этих оборотов обычно используются придаточные предложения. Для устной речи характерны также разговорные слова и выражения.

Устная речь может быть подготовленной (доклад на конференции, лекция, выступление на занятии и др.) и неподготовленной(разговор, беседа). Подготовленная устная речь характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором языковых средств. Приведем в качестве примера начало лекции по физике:

Сегодня мы приступаем к изучению курса физики. Напоминаю вам, что физика – это наука о наиболее общих свойствах и формах движения материи. Следовательно, предметом изучения являются наиболее общие свойства и формы движения материи.

Физика имеет свои методы исследования. Основным методом исследования в физике служит опыт. Опыт представляет собой наблюдение исследуемого явления. Это наблюдение проводится в строго контролируемых условиях…

Чаще всего устная речь бывает неподготовленной . Неподготовленная речь характеризуется спонтанностью, так как она создается в момент говорения и формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что следует сказать далее. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные паузы, повторения отдельных слов-заполнителей пауз типа э-э, гм, ну, вот и т.д.

Письменная речь вторична по отношению к устной и была создана прежде всего для фиксации последней. Но постепенно она стала самостоятельной коммуникативной системой, выполняющей определенные дополнительные функции. Письменная речь дает возможность фиксировать накопленный опыт людей и передавать его следующим поколениям.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. В отличие от устной речи, которая в основном спонтанна, скоротечна и необратима, и поэтому не всегда поддается контролю со стороны говорящего, письменная речь развертывается в статическом пространстве, обычно не ограниченном временными рамками, что дает возможность пишущему долго обдумывать фразу; возвращаться к написанному, перечитывать его и при необходимости вносить правку. Поэтому о письменной речи говорят, что она более поддается контролю. Отсюда и ее особенности: обычно книжный характер, бо льшая нормированность и регламентированность. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, включающие причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, слова-связки, способствующие логичности изложения. Приведем пример из предисловия к книге «Цена слова» под редакцией М.В. Горбаневского:

Создавая книгу «Цена слова», адресованную сотрудникам СМИ, судьям, адвокатам, следователям, специалистам-филологам, юрисконсультам, студентам и преподавателям вузов, мы надеялись на особое внимание к ней со стороны тех журналистов, кто готов подняться над уровнем корпоративного, финансового и бытового эгоизма, тех, кто готов бороться со злом, бороться – и победить. Но победить честно и достойно, не преступая Закон, не насилуя для этого родную речь, не превращая тексты СМИ в гремучую смесь анекдота, примитивного жаргона и непристойных выражений, в помойное ведро компромата. Так и хочется сказать каждому из пишущих, снимающих, готовящих передачи для теле- и радиоэфиров: будь осторожен, выбирая слово!

В этом небольшом фрагменте все признаки письменной речи: длинные ряды однородных членов, деепричастные обороты, причастный оборот, сложноподчиненные предложения, сложное бессоюзное предложение. Работая над этим текстом, автор, несомненно, вносил правку, убирал лишние слова, добавлял новые, изменял структуру предложения.

Письменная речь используется преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.

Диалог, полилог и монолог

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Любой диалог имеет свою структуру , которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.

Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода ). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока! ), реплику-согласие (Да, конечно! ) или реплику-ответ).

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое язык?

2. Чем естественный язык отличается от искусственных?

3. Назовите основные функции языка.

4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?

5. Расскажите о влиянии речи на язык.

6. Укажите особенности устной речи.

7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?

8. Расскажите о письменной речи.

9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.

10. Какую структуру имеет любой диалог?

11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?

12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.

В реферате отражены следующие темы: Характеристика письменной речи. Особенности письменной речи. Отличие письменной речи от устной. Письменная речь ребенка и взрослого. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОШ-интернат VIII вида, п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна

Тема: Характеристика письменной речи.

План.

Введение.

  1. Характеристика письменной речи.
  2. Особенности письменной речи.
  1. Отличие письменной речи от устной.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Заключение.

Литература.

Введение.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельной функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнаем о великих цивилизациях древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизировать письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

1. Характеристика письменной речи.

Письменная речь - это особый вид деятельности, включающий в себя три уровня (психологический, сенсомоторный, лингвистический).

На психологическом уровне осуществляется:

1) возникновение намерения, мотива к письменной речи;

2) создание замысла;

3) создание на основе замысла общего смысла;

4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Сенсомоторный уровень делится на два подуровня: сенсо-акустикомоторный и оптикомоторный подуровни. Сенсо-акустико-моторный подуровень обуславливает процесс звукоразличения, создает основы для операций акустического и кинестетического анализа звуков, слов, для умения выделять устойчивые фонемы и артикулемы; обеспечивает установление последовательности написания букв в слове, что возможно при сохранной слухоречевой памяти. Оптико-моторный подуровень отвечает за перешифровку (перекодирование) с одного кода на другой:

  1. при письме - со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки;
  2. при чтении происходит соотнесение букв с соответствующими звуками. При этом отмечаются сложные соотношения между звуком и буквой, между фонемой и графемой.

Перевод с одного уровня на другой возможен лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем и самого высокого уровня организации речи. Для осуществления письменной речи необходимы: обобщенные представления о звуках данной языковой системы, устойчивые связи звуков и букв, означающих эти звуки и обобщенные в устойчивые графемы.

На лингвистическом уровне происходит реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне в лингвистические коды - лексикоморфологические и синтаксические единицы.

Письменная речь обеспечивается работой ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу этого процесса: акустический, оптический, кинестетический, кинетический, проприоцептивный, пространственный и др.

Таким образом, при письме и звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов, перешифровка звуков и букв обеспечивается акустическим, кинестетическим и оптическим анализаторами, при написании буквы осуществляется работа оптического, пространственного и двигательных анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки.

Каждый уровень реализуется за счет работы различных отделов коры головного мозга:

  1. психологический уровень осуществляется за счет работы лобных отделов головного мозга (передне-задне- и медео-базальных отделов лобной области КГМ);
  2. психофизиологический уровень - за счет заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов;
  3. лингвистический уровень - за счет передних и задних речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику.

Таким образом, для осуществления письменной речи необходимо наличие всех трех структурных уровней, входящих в состав деятельности вообще.

2. Особенности письменной речи.

2.1. Отличие письменной речи от устной.

Речь устная и речь письменная - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфические для новой формы выражения языка.

Письменной речью овладевают целенаправленно в процессе обучения. Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания. Письменную речь характеризует участие большего количества анализаторов (зрительно-слухо-моторной). В письменной речи более высокие требования к подбору слов, к построению фраз. Письменная речь протекает без коррекции со стороны (собеседника). Письменная речь лишена живых средств общения - мимики, жестов. Единицей письменной речи является монолог. Письменная речь контекстна, сама себя порождает, активизирует и контролирует. Она абстрактна, дискретна, членима на минимальные сегменты, буквы.

Устная речь представляет собой звуковое единство, сегментация ее с акустико-физиологической точки зрения не совпадает с лингвистическим членением. В устной речи отчетливо звучащие элементы сочетаются с редуцированными; в акте письма наблюдается активный или скрытый полный тип произнесения. Для устной речи характерен слуховой и кинестетический контроль; для письменной речи характерен зрительный и кинестетический контроль.

2.2. Письменная речь ребенка и взрослого.

В процессе своего развития письменная речь значительно изменяется.

У человека, только что начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы:

  1. звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение их нужного порядка;
  2. пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет. То есть у ребенка техническая сторона письма осознаваема. Написание элементов букв становится действием, так как есть цель. Письмо у ребенка - это процесс формирования навыков, несвязный процесс.

Человек, имеющий достаточно автоматизированный навык письма, пользуется уже закрепившимися навыками написания не только отдельных букв, но и слогов, звуковых комплексов и даже целых слов. То есть для письма взрослого характерно неосознавание технической стороны, а основной целью является передача смыслового содержания, информации. Только в определенных случаях техника письма становится целью (когда надо писать красиво, стилизовано); это процесс автоматизированный, характеризуется связностью, большей скоростью, чем у ребенка.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирования.

Письменная речь усваивается сознательно, необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме. Для овладения письмом необходима сформированность симультанных и сукцессивных способностей, сформированность межанализаторного взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития ребенка (слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственное отношение и представление, развитая психомоторика). Также необходимо достаточное развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), достаточный уровень сформированности познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, достаточный уровень развития устной речи.

По мнению А.Н.Леонтьева психофизиологическую структуру письма можно представить в следующих трех операциях:

  1. процесс символизации,
  2. процесс моделирования звуковой структуры слова с помощью графических символов,
  3. графомоторные операции.

Предпосылками формирования этих операций являются:

Навык символизации, который формируется в символических играх с замещением предметов, в изобразительной деятельности;

Развитие фонематического восприятия ребенка;

Овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв (установление временной последовательности фонем, трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв параллельно с графомоторными операциями записи букв);

Сформированные графомоторные навыки, зависящие от зрительно-моторной координации.

Выделяют четыре этапа овладения письмом.

1) Ориентировочный этап - ребенок дошкольного возраста приучается обращаться с бумагой, ручкой, развиваются движения руки, зрительный анализ, осознание письменной деятельности как средства общения.

2) Аналитический этап - добукварный и букварный периоды школьного обучения, на которых происходит развитие моторики при написании элементов букв и их соединений и осуществляется связь звука и буквы.

3) Аналитико-синтетический этап - постбукварный период, который включает в себя переход к соединению букв в слове, преобладает процесс синтеза.

4) Синтетический этап - ближе к старшей школе. В этот период письмо автоматизируется, техника написания переходит на второй план, основным является изложение мысли.

Заключение.

Таким образом, письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Литература.

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучение. Белгор. гос. ун-та, 1998.
  2. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. Язык. Речь. Творчество. М. Лабиринт. 1998.
  3. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. М. Флинта. Наука, 1998.
  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение. 1985.
  5. Садовникова Н.И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. ВЛАДОС. 1995.
  6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. АЙРИС ПРЕСС. 2005.
  7. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М. ИНТОР. 1998.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культура речи и делового общения»

На тему «Язык и речь. Основные функции языка»

Выполнила: студентка

гр. 15ТЗЭЭ51 Айкашева А.В.

Проверил: к. э. н., доцент

Бобров Валерий Анатольевич

Пенза, 2016

Введение ……………………………………………………………. 3

1 Понятие языка ……………………………………………….…….5

2 Основные функции языка …………………………………...........7

3 Отличие речи от языка …………………………………………....9

4 Литературный язык – основа культуры речи.............................. 10

5 Устная речь и её особенности......................................................11

6 Письменная речь. Основные признаки ….................................. 12

7 Особенности монологической и диалогической речи …...........14

8 Функционально-смысловые типы речи …...................................15

9 Понятие о языковой норме. Норма как социальное явление….17

Список используемых источников ….............................................20

Введение

Язык и речь - две стороны всего одной драгоценной медали.

Одно из основных понятий лингвистики «язык и речь» (Langue -досрочное освобождение), эти понятия были введены Ф. де Соссюра ещё в начале прошлого столетия и сегодня мы не можем представить нашу жизнь без разнообразия их словоформ. В соответствии с ними, язык представляет собой систему элементарных и сложных знаков - фонем, морфем, слов, словосочетаний, высказываний и комбинации высказываний, он, как такая система, существует в человеческом разуме в виде нескольких форм, которыми мы наслаждаемся, произнося наши любимые фразы.

Наука, которая изучает естественный человеческий язык, называется языкознание. В ней существует два понятия, язык и речь, которые хоть и являются тесно связанными между собой, но их нужно научиться различать и это совсем не сложно. Если язык - это средство и орудие общения, определенная система знаков, правил и средств говорения, который объединяет представителей определённого сообщества и является постоянным явлением для определённого времени, то речь - понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и тд. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем. Можно даже сказать, что это составляющие одного и того же, достаточно сложного, явления. Их можно даже сравнить с ручкой и текстом, которые имеют разные смысловые нагрузки.

Цель работы – Язык представляет собой не просто знаковую систему, символически обозначающую предметы и явления.

Язык – это еще и инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций.

К основным функциям языка можно отнести коммуникативную, познавательную, номинативную и аккумулятивную. Есть также и второстепенные функции (например, эстетическая функция языка).

Задачи – рассмотреть основные функции русского языка.

Понятие языка

Американский логик и философ Чарльз Пирс, определил знак, как нечто такое, узнавая которое мы накапливаем систему знаний, и происходит это уже много веков в разных социальных средах .

Наибольший вклад в изучение языка, как системы знаков внёс швейцарский лингвист начала прошлого века Фердинанд де Соссюр. Положения его теории и сегодня изучаются лингвистами всего мира. Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно - морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.

Учёные по-разному подходили к изучению и по-разному определяли понятие знака, например, немецкий логик Готлоб Фреге, ввел различение между денотатом выражения и его глубоким смыслом, соглашаясь с определением которое дал знаку Соссюр. Кроме этих двух учёных проблемами языка занимались также: семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, английские лингвисты Чарльз Огден, Айвор Ричардс, которые в 1923 году в книге «Значение значения» представили наглядно знаковое отношение в виде, так называемого, семантического треугольника или треугольника референции.

Функция языкаопределяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции:

Коммуникативная функция

Мыслеформирующая функция

Когнитивная (гносеологическая) функция .

Речи также уделялось и уделяется много внимания отечественными и зарубежными лингвистами. Функции речи исследовал русский и американский лингвист начала прошлого века Роман Осипович Якобсон. Он выделил следующие функции речи:

Коммуникативная (референтивная) функция.

Экспрессивная (эмотивная) функция.

Поэтическая (эстетическая) функция.

Апеллятивная (директивная) функция.

Фатическая функция (контактоустанавливающая).

Метаязыковая функция .

Важными средства передачи эмоционального состояния человека является - интонация и жесты, которые во многом вносят разнообразие в нашу речь.

В своей практике учения основные положения языкознания использовал К.С. Станиславский, который, обучая актёров, использовал всевозможные речевые приёмы и различные упражнения с использованием интонации, голоса и тд.. Например, великий русский режиссёр использовал упражнение, по которому его студентам нужно было передать 40 сообщений в разной форме, но произнося одну лишь только фразу, например, «Пожар, господа, пожар!». После произношения этой фразы слушатели должны были определить, о какой ситуации идёт речь. Одну и ту же фразу, как в том анекдоте, когда ребёнок в разной форме просил денег у отца „Папа, вышли денег", можно произносить по-разному с грустью, вопросом, восклицанием и тд.

Иногда человеку может проговариваться форма слова, и он её произносит по нескольку раз. Например, в романе «Война и мир» Долохов с удовольствием произносил слово «наповал» об убитом солдате не потому, что он имеет садистские наклонности, а потому, что ему очень нравилось это слово, его форма и звучание.

Высказывания, реплики, споры - мы не можем без них представить сегодня нашу жизнь. Она будет казаться скучной и однообразной. Именно речь и знаки вносят яркие краски в нашу жизнь.

Основные функции языка

Коммуникативная функция

Эта функция связана с тем, что язык – это средство межличностного общения, которое позволяет одному человеку высказать свои мысли и передать их другому, а другому, в свою очередь, понять их и отреагировать. По сути, язык возник именно для коммуникации, то есть общения, обмена информацией. Коммуникативная функция осуществляется благодаря знаковости языка.

В пределах коммуникативной функции можно выделить эмоциональную функцию, объясняя ее тем, что при помощи языка можно передать чувства, желания, состояния. Животные, которые не могут произносить слова, общаются именно для передачи эмоций. Эмоциональная функция нашей речи, естественно, более сложная, чем у животных. Таким образом, коммуникативная функция подразумевает под собой реализацию коммуникации посредством сообщения, общения, воздействия и выражения эмоций, состояний и чувств.

Познавательная функция

Познавательная функция связана с тем, что в языковых знаках присутствует человеческое сознание. Язык – инструмент сознания, отражающий результат когнитивной деятельности человека. Споры лингвистов о том, что возникает раньше, язык или мышление, кажется, не прекращались никогда. Единственное мнение, которое безошибочно: язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.

Когнитивная функция позволяет фиксировать результаты мышления и использовать их в общении. Эта функция помогает познавать мир и вербализировать его.

Номинативная функция

Известно, что человек мыслит категориями, и в процессе познания он называет новые для себя понятия и явления. Такая функция языка называется номинативной. Она тесно связана с когнитивной, так как все познанное должно иметь свое имя. Также она связана со способностью языкового знака обозначать вещи. Именно эта способность помогла человеку создать символический мир. Тем не менее в нашем мире есть масса вещей, у которых нет названий. Как, интересно, назвать штырек на пряжке для ремня? На самом деле, несмотря на отсутствие названия, номинативная функция реализована посредством описания.

Аккумулятивная функция

Аккумулятивная функция связана со сбором и хранением информации. Не секрет, что язык живет намного дольше людей, народа. Яркий пример – мертвые языки, которые пережили своих носителей. Каким бы ни был язык, живым или мертвым, он хранит память целых поколений, многовековую историю человечества. Даже в случае потери устного предания можно изучить древние письмена и сделать определенные выводы о прошлом нации.

В последнее время процесс накопления информации ускоряется, а объем информации, которую производит человек в наши дни, увеличивается на 30% в год. Многие лингвисты выделяют и другие функции языка. Среди них, например, контактоустанавливающая, эстетическая и другие. Если внимательно присмотреться к дополнительным функциям, можно сделать вывод, что все они тем или иным образом связаны с вышеупомянутыми. Исследование второстепенных функций языка не прекращается и дает очень интересные данные для дальнейших научных изысканий. Можно с уверенностью сказать, что язык и его функции всегда будут актуальны для человека.

Отличие речи от языка

Отличие речи от языка выражается в том, что речь представляет собой индивидуально-психический феномен, в то время язык как система - явление общественное. Речь - динамична, подвижна, ситуативно обусловлена.

Язык - уравновешенная система внутренних отношений. Он постоянен и устойчив, инвариантен в основных своих закономерностях. Элементы языка организуются в систему по формально-семантическому принципу, функционируют в речи на коммуникативно - смысловой основе. В речи общие языковые закономерности проявляются всегда конкретно, ситуативно и контекстно обусловленно. Знания о системе языка, которые сформулированы в виде правил, могут усваиваться теоретически, в то время как для овладения речью нужна соответствующая практика, в результате которой создаются речевые навыки и умения.

Исходной единицей языкаявляется слово, а исходной единицей речи - предложение или фраза. Для теоретических целей изучаемого языка важно полное знание его системы. Для практических целей в средней школе необходимо владение таким объемом языкового материала, который достаточен для ограниченных коммуникативных целей и реален для овладения им в данных условиях.

Речь - это использование средств языка в общении. Исходным моментом речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает потребность или необходимость совершить то или иное речевое действие. При этом речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или ином месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута цель, ради которой совершается коммуникативный акт. Итак, речь можно охарактеризовать следующим образом: это явление конкретное, частное, случайное, индивидуальное, несистемное, переменное.

Язык - это специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого общества. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей.

4 Литературный язык -основа культуры речи

Литературный языксоставляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение. Среди разновидностей национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны) литературный язык играет ведущую роль.

Основные признаки литературного языка:

Обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями);

Устойчивость (стабильность);

Обязательность для всех носителей языка;

Нормированность;

Наличие функциональных стилей .

Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта культуры речи:

Нормативный (соблюдение действующих норм);

Этический (соблюдение определенных правил общения, этических норм поведения);

Коммуникативный (культура владения разными функциональными разновидностями языка) .

Устная речь и её особенности

Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом). Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. Иногда выделяют полилог - это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Устная и письменная речь - это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.

Устная речь является важным и необходимым условием общей языковой культуры делового человека.

"Письменная речь - это графическая передача устной речи (её звукового потока) и вместе с этим смыслоинтонационного содержания, заключённого в ней." (Шанский, 1988, С.159-165).

Устная и письменная речи тесно между собой связаны, но каждая из них имеет ряд отличий.

Знание этих отличий, как и знание стилистических средств, которыми развивается речь устная и письменная практических навыков в использовании богатств русского языка.

Устная речь представляет собой звуковое оформление слов и зависит от говорящего.

Устная речь экспрессивна, в ней большую роль играют такие факторы, как интонация, тон, темп.

В устной речи широко употребляются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, перифразы и риторические вопросы.

Для успешной речи характерны внелингвистические средства выражения определённого смысла: мимика, жесты. Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи).

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Устная речь звучит, в ней используются фонетические (звуковые) и просодические (греч. «просодиа» - учение о соотношении слогов в стихе - ударные и неударные, долгие и краткие) средства. Говорящий человек одновременно творит и форму, и содержание речи, поэтому она конечна во времени и не поддается исправлению. Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».

В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

Различия между устной и письменной речью сводятся чаще всего к средствам выражения. устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией. Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует (письменная работа), требует максимальной полноты языковых средств.

Необходимым условием является умение свободно сочетать предложения в нужной для раскрытия содержания последовательности. В письменной речи не должно быть конструкций, которые могли бы вызвать непонимание той или иной мысли. Кроме того, при написании необходимо опираться на закономерности синтаксиса связного текста.

Однако, несмотря на существенные отличия, между устной и письменной речью есть непосредственная связь и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и словосочетаний.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2



1. Почему в устной речи преобладает диалог, а в письменной речи - монолог

. Какие существуют разновидности речи

. С чем связано употребление устойчивых словосочетаний

. Почему в отличие от устной речи, письменная речь носит более стандартизованный характер

. Определите случаи употребления следующих языковых средств с точки зрения принадлежности к устной или письменной речи

Список литературы

устный письменный речь


1. Почему в устной речи преобладает диалог, а в письменной речи - монолог


В зависимости от того, как говорящий использует язык, существуют две его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении.

Устная форма

1. Первична по отношению к письменной. Первоначально звучание - самая естественная форма существования языка - была единственной. На языке только говорили. И до сих пор по степени употребительности явно преобладает устная речь.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: темпом и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой.

К устной речи предъявляются орфоэпические требования (правильное произношение звуков, постановка ударения).

Письменная форма

Письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи.

Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения.

Письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифтовых выделений и т. п.).

К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.

В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.

Речь существует также в форме монолога или диалога.

Монолог - это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).

Монолог мало зависит от ситуации, от условий; обычно он не поддерживается и не направляется вопросами слушателей.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.

Это предопределено адрестностью устной речи. Она обращена к собеседнику. Вопросы и ответы чередуются. Диалогичная форма общения служит прекрасным средством для общения, установления коммуникативных связей.

Диалог может идти на уровне научного спора и бытового повседневного общения.

Диалог делает речь живой, интересной, предполагает проявление экспромтом мыслей и чувств.

Монолог может быть в устной и письменной форме речи. (Монологи в художественных произведениях, исполняемыми артистами, лекции преподавателя пространные (длительные по времени) высказывания одного лица вслух.

Несомненно, что формат монологического высказывания является письмо.

Монологичная речь утомительна для слушателей. Опытные лекторы вводят в нее риторические вопросы, на которые сами и отвечают.

Как правило, в процессе общения, все это тесно переплетено: монолог и диалог.

Большинство сегодняшних телепередач основано на диалоге как форме активного решения поставленных проблем самими слушателями.


Какие существуют разновидности речи


Речь, произносимую вслух, можно назвать внешней речью. Но мы уже говорили о том, что пользуемся речью и про себя, когда думаем. Эту речь называют внутренней. Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь может быть монологической и диалогической.

Монологическая речь, как показывает ее название, есть речь одного человека. Она обычно обращена к другим людям, слушателям (в форме лекций, доклада, рассказа, выступления на собрании и т. п.), но может быть произнесена вслух и для себя, в отсутствии слушателей. Когда монологическая речь обращена к слушателям, она должна быть ими понята. Поэтому человеку, который обращается к другим, необходимо считаться с тем, как его речь воспринимается.

Изложение учителя на уроке тоже может иметь форму монолога. Надо сказать, что в начальных классах не следует злоупотреблять монологической формой речи. Младшие школьники значительно лучше воспринимают, понимают и усваивают то, что сообщается им в процессе живой беседы, чем то, что излагается в форме лекции.

Диалогическая речь представляет собой беседу двух или более лиц. Высказывания каждого говорящего обычно чередуются и бывают не так продолжительны, как при монологической речи. Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута, спора, в процессе которого может выясниться какой-либо вопрос.

К письменной речи предъявляются особые требования. Читатель, как правило, знакомится с содержанием речи в отсутствии автора, поэтому она должна быть особенно ясной, понятной, точной.

Кроме того, письменная речь исключает возможность пользоваться соответствующей интонацией, мимикой, жестами, помогающими делать речь более ясной. В связи с этим письменная речь представляет больше трудностей.

Если устная речь может быть более сокращенной, так как слушатель всегда имеет возможность выяснить у собеседника непонятное, то письменную речь необходимо строить так, чтобы она была полной, развернутой. Устная и письменная речь предъявляет к человеку различные требования. Одни люди умеют хорошо говорить, но плохо пишут, другие отлично излагают свои мысли в письменном виде, но их устная речь страдает дефектами (особенно, если приходится выступать публично, перед аудиторией).

Все указанные виды речи входят в понятие активной речи. Но существует и пассивная речь, когда человеку приходится не говорить (и не писать), а только слушать. Пассивная речь включает восприятие и понимание речи другого. Для этого необходимо уяснение языковых средств (звуков, слов, их сочетаний) и тех мыслей, которые выражаются этими средствами.


3. С чем связано употребление устойчивых словосочетаний


Многие проблемы, существующие в современной русской фразеологии, объясняются, с одной стороны, сложностью самого предмета исследования, его многогранностью и разноаспектностью, размытостью и неясностью границ его единиц и т. п., с другой - историей изучения устойчивых словосочетаний, историей употребления основных терминов в этой области: фразеологизм, фразеология, идиома, идиоматика, устойчивое словосочетание, устойчивость и некоторых других. "Зыбкость, неопределенность и многообразие в понимании объекта фразеологических исследований сопряжены с такой запутанностью терминологии, какой нет, вероятно, ни в одном разделе языкознания"

В самом широком смысле под фразеологией понимают все, обладающее той или иной степенью устойчивости, воспроизводимости и/или свойством изобразительности, образности. В этом случае к фразеологическим единицам языка относятся как собственно идиомы (о них ниже), так и поговорки, пословицы, афоризмы писателей, устойчивые формулы выражения (клише, штампы), научно-терминологические обороты, производственно-технические выражения и т. п., и даже отдельные слова с ярким метафорическим значением.

Так, например, А. А. Реформатский, и выдвинув в качестве основного критерия фразеологизмов их непереводимость на другие языки, разделил все слова на термины и идиомы. Термин, по его мнению, - абстрактен, однозначен, международен, логичен и систематичен.

Идиома - конкретна, часто многозначна, индивидуальна (принадлежит только данному языку), порою алогична, но зато экспрессивна.

Состав идиоматики в таком понимании оказывается очень широк и включает все выразительные средства языка: словосочетания и отдельные слова (например, слово заяц в значении "безбилетный пассажир"). Под фразеологией же понимаются слова и словосочетания, специфические для речи различных групп населения: социальных, профессиональных, территориальных - для того или иного литературного направ-ления, языка отдельного автора и т. д. Следовательно, у медиков своя фразеология, у работников торговли - своя, особые выражения встреча-ются в речи мещан и обывателей, рабочих и колхозников, есть слова и словосочетания, специфичные для романтизма, реализма, классицизма и т. п., а также для Пушкина, Чехова, Горького и т. д. Таким образом, термин фразеология сближается с понятием "специфическая манера, способ выражения, высказывания"

Столь же широко, хотя и несколько по-иному, понимал фразеологию и Л.А. Булаховский, для которого основным в ее определении также был критерий непереводимости, "своеобразных выражений определенных языков на другие языки". К идиоматике языка Л. А. Булаховский относил все то, что мы сейчас называем фразеологическими сращениями, единствами и сочетаниями (сломя голову, попасться на удочку, закадычный друг и т. п. о них - ниже), а к фразеологии - ходовую цитату, пословицы, поговорки и т. п.

Работы А.А. Реформатского и Л.А. Булаховского в основном отражают традиционные понимания и употребления терминов "идиома" и "фразеология", иногда все еще встречающихся в речи людей (среди них и лингвистов) старшего поколения. Но уже в конце 40-х годов нашего века В. В. Виноградов (вслед за представителями "швейцарской школы" Альбертом Сеше и Шарлем Балли - 1921 г.) в ряде работ внес весьма существенные коррективы в понимание фразеология, значительно сузил и более конкретно очертил предмет фразеологических исследований. В своих статьях В. В.Виноградов, исходя из "семантического анализа несвободных фразеологических групп" исключительно в синхронном плане, предлагает "более четко разграничить их основные типы и определить их семантические основы". Другими словами, выдвигается структурно-семантический принцип классификации несвободных словосочетаний по степени их семантической слитности.

Выделяются следующие типы устойчивых словосочетаний:

Фразеологические сращения. Это "тип словосочетаний, неразложимых, значение которых совершенно независимо от их лексического состава, от значений их компонентов и так же условно и производно, как значение немотивированного слова-знака" Основной признак сращения - "его семантическая неделимость, абсолютная невыводимость значения целого" из значений составляющих его компонентов: кузькина мать, собаку съесть (в чем-н.) и т. п.

Неразложимость сращений обусловлена следующими причинами:

а) наличием в них неупотребительных, вымерших, а следовательно, вовсе непонятных слов: у черта на куличиках, попасть впросак;

б) присутствием грамматических архаизмов: ничтоже сумняшеся, была не была, и вся недолга!

в) экспрессивной индивидуализацией: чего доброго, вот тебе и на,

г) полным безразличием лексических значений компонентов для понимания целого: сидеть на бобах, души не чаять (в ком-н.) и т. п.

Фразеологические единства. Им В.В. Виноградов дает следующую характеристику: "Если в тесной фразеологической группе сохранились хотя бы слабые признаки семантической раздельности компонентов, если есть хотя бы глухой намек на мотивировку общего значения, то о сращении говорить уже трудно" В этих группах "значение целого связано с пониманием внутреннего образного стержня фразы, потенциального смысла слов, многие крепко спаянные фразеологические группы легко расшифровываются как образные выражения", основной признак фразеологических единств - образность: держать камень за пазухой, выносить сор из избы, плыть по течению и т. п.

Фразеологические сочетания. Их образуют "устойчивые фразеологические группы, в которых значения слов-компонентов обособляются гораздо более четко и резко, однако остаются несвободными", т. е. это словосочетания, в состав которых входит слово с фразеологически связанным (ограниченным) значением. "Фразеологические группы, образуемые реализацией несвободных, связанных значений слов, составляют самый многочисленный и семантически веский разряд устойчивых сочетаний слов в русском языке" Таким образом, основным признаком фразеологического сочетания является фразеологически связанное значение одного из составляющих его слов-компонентов и свободные значения других: щекотливый вопрос, обдать злобой и т. п.

Из предложенной В.В. Виноградовым классификации видно, что в состав фразеологии им включаются языковые единицы, "которые возникают в результате специфического семантического развития лексических средств в определенных синтаксических и стилистических условиях."... "пословицы, поговорки, "крылатые слова", различные изречения и т. п. стоят вне тех явлений, которые рассматриваются акад. В. В.Виноградовым как фразеологические"

Впоследствии классификация устойчивых словосочетаний по степени их семантической слитности была несколько расширена Н.М. Шанским, который ввел в нее еще один разряд:

Фразеологические выражения. Фразеологические выражения Н.М. Шанский противопоставляет всем фразеологическим оборотам (сращениям, единствам и сочетаниям) и включает в них такие устойчивые в своем составе и употреблении фразеологизмы, которые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями, основным (и единственным) признаком фразеологических выражений, сближающим их с фразеологическими оборотами, является признак воспроизводимости, несоздаваемости их в потоке речи.

По своей структуре фразеологические выражения делятся на два типа:

а) фразеологические выражения коммуникативного характера: Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (Пушкин); Кончил дело - гуляй смело - пословицы, поговорки, крылатые выражения, ходовые цитаты и т. п.;

б) номинативного характера: высшее учебное заведение, поджигатели войны, атомная энергия - составные термины, штампы, клише и т. п.

Значительное влияние на дальнейшее развитие учения о фразеологии русского языка оказала статья Б.А. Ларина "Очерки по фразеологии. О систематизации и методах исследования фразеологии", впервые опубликованная в 1956 г.

Б.А. Ларин считал, что "существенным недостатком предложенных до сих пор классификаций является их ограничение материалом современного - и притом почти исключительно литературного языка", и настаивал на необходимости изучения причин возникновения фразеологии, на историческом принципе классификации: "Едва ли можно оспаривать тезис, что все неразложимые словосочетания (идиомы, фразеологические сращения) явились в результате ряда деформаций словесного выражения мысли, когда-то вполне ясного, недвусмысленного и конкретного, отвечавшего нормам живого языка и по грамматическому строению, и по лексическому составу, и по семантическому содержанию"

На примерах анализа конкретного словесного материала русского языка ХУI - ХIХ вв. Б.А. Ларин ярко показал, "как кристаллизуется идиоматика языка. Исходными оказываются свободные обороты речи, полные по составу, нормальные по грамматическому строю, прямые по значению. Семантическое обновление наступает обычно в силу все более вольного, переносного употребления: от конкретного значения к абстрактному, от частного случая к обобщению. Новое метафорическое значение имеет тенденцию к слитности, к некоторому упрощению"

Так, например, "разузнать всю подноготную" было употребительным фразеологическим сращением XIX века со значением `разузнать все интимные подробности, все личные тайны". "Оно восходит к средневековью, к эпохе жестоких пыток в застенках Московской Руси. До ХУШ в., пока забивание спиц, раскаленных иголок под ногти было хорошо и широко известно как обычная пытка при допросе, - формула, того времени: вызнать всю подноготную (правду) была полностью разложима и конкретна по значению, она становится идиоматической, семантически неразложимой с того момента, когда утрачивает реальное значение и приобретает метафорическое"

Однако "фразеологические словосочетания включают не только идиомы (фразеологические сращения у В.В. Виноградова - Г.M.), а и единства разной степени слитности. Следовательно, в современном языке могут зарождаться такие целостные словосочетания. На протяжении XIX - XX вв. можно наблюдать переход от вполне текучих ("свободных") к устойчивым словосочетаниям, часть которых, возможно, превратится со временем в идиомы. Переходные типы от простых выражений с прямым и конкретным значением к фразеологическим стереотипам возникают и сейчас" Другими словами, в языке постоянно происходит движение, перемещение свободных словосочетаний в направлении, в сторону идиоматики (фразеологических сращений). Поэтому, если мы возьмем язык, так сказать, в его синхронном срезе, в один из моментов его исторического развития, мы неминуемо найдем в нем словосочетания, находящиеся на различных ступенях, в различных точках пути от свободных к идиоматическим.

К числу особенных трудностей относится употребление устойчивых словосочетаний, фразеологических единиц. Происходят разнообразные случаи видоизменения, разрушения фразеологизмов (ср. пока суть да дело вместо пока суд да дело, играть главную скрипку вместо играть первую скрипку, тратить нервы вместо портить нервы, в большинстве вместо в большинстве случаев или в большинстве своем и мн. др.), их контаминации, то есть неправомерного совмещения в одном сочетании двух близких по значению сочетаний (например, играть значение - из играть роль и иметь значение, тратить нервы - из тратить силы и трепать нервы и т. п.).


Почему в отличие от устной речи, письменная речь носит более стандартизованный характер


Информационная функция письменной речи обусловливает стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. С целью подготовки письменных сообщений определяет стандартизацию языка газеты. В книге «Русский язык на газетной полосе» Костомаров В.Г. В.Г. Костомаров показал, что именно стандартизованность речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Причем обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях.

Письменная речь преобладает над устной речью тем, что официально-деловая и на ней проставляются штампы.


5. Определите случаи употребления следующих языковых средств с точки зрения принадлежности устной или письменной речи


Глаголы: бороться, участвовать, влиять, наблюдать, сравнивать, интересоваться.

Именные словосочетания: вести борьбу, принимать участие, оказывать влияние, проводить сравнение, проявлять интерес, вести наблюдение.

Деепричастие: используя факты, сопоставляя события, управляя экономикой, ознакомившись с результатами.

Глагольные словосочетания: использовать факты, сопоставлять события, управлять экономикой, ознакомиться с результатами.

Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения типичные для устной и письменной речи.

Предложения с глаголами: бороться, участвовать, влиять, наблюдать, сравнивать, интересоваться.

Бороться и искать, найти и не сдаваться (художественный стиль).

Бороться за первенство страны вышло три боксера (разговорная).

Участвовать в лыжном кроссе согласился весь класс (устная речь)

Участвовать в переделе мира берутся, прежде всего, супердержавы, могущие утвердить свою мощь (научный).

Влиять на формирование личности ребенка должны прежде всего мать (устная речь).

Влиять на будущего противника необходимо дипломатическими средствами (письменная речь).

Наблюдать, сравнивать, анализировать явления природы необходимо для выявления закономерности их развития, научных выводов.

Я не устаю наблюдать за растущими розами: это так красиво (разговорная).

Сравнивать ответ задачи с результатами компьютера очень интересно.

Сравнивать результаты переговоров, предпринимать новые шаги к мирному существованию - долг руководителя всех стран (научный).

Интересоваться танцами и спортом свойственно для молодежи (разговорная).

Интересоваться прошлым человечества значит пытаться понять научную картину мира, постигнуть закономерности его развития (научный).

Примеры употребления слов и словосочетаний в деловой речи, в разговорной речи.

Вести борьбу за чистоту русского языка - долг каждого словесника. (Деловой стиль).

В концерте приняли участие и местные артисты (разговорный стиль).

Свет оказывает влияние на рост растений.

Проводить сравнение полученных результатов необходимо для материала аналитической справки (научный).

Чтобы понять человека, надо проявлять интерес не только к внешнему виду, но его внутреннему миру (разговорный и деловой).

Вести наблюдение за противником мешал густой лес (разговорная).

Предложения с деепричастиями: используя факты, сопоставляя события, управляя экономикой, ознакомившись с результатами.

Используя факты последних дней, комиссия сделала вывод о необходимости профилактической правоохранительной работы (деловой).

Сопоставляя события в декабре и январе, мы убедились, что ситуация стабилизировалась. (деловой).

Управляя экономикой, можно добиться быстрого роста благосостояния страны (разговорная речь).

Ознакомиться с результатами проверки, администрация школы издала приказ по устранению недостатков учебной и воспитательной работы (письменная речь).

Список литературы


1.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001.

2.Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н. Современный русский язык: Теоретический курс. М., 2005.

.Под редакцией проф. В.И.Максимова - Русский язык и культура речи: Учебник. - Москва. Гардарики, 2002.

.Современный русский язык. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Учебник для вузов. Изд-во: Логос, 2006 г. с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.