Японские эпохи по годам. Краткая история Японии. Основные периоды истории Японии. Установление контроля над императорским родом

А.Н. Мещеряков

Япония: летоисчисление и периодизация

Публикуется с любезного разрешения автора

См. История Японии. T.I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С. 14-19

Сетевая версия 5. 05. 2005

Летоисчисление

Н а протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя - заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них - один из десяти циклических знаков, второй - относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

Циклические знаки называются «дзиккан » (十干 , букв. - «десять стволов»). Согласно древней китайской натурфилософской традиции к ним относятся 5 основных элементов, из которых и образуется все сущее: ки (木 , « дерево»), хи (火 , «огонь»), цути (土 , «земля»), ка (сокращение от канэ 金 , «металл»), мидзу (水 , « вода»). Каждый из «стволов», в вою очередь, подразделяется на два - «старший брат» (э ) и «младший брат» (то ). При произнесении вслух «ствол» и его «ответвление» соединяются между собой с помощью указателя притяжательности «но » (на письме не обозначается). Получается, то каждый элемент может выступать в двух сочетаниях. Например, киноэ («дерево»+«но »+«старший брат») и киното («дерево»+«но »+«младший брат»). Каждое из этих сочетаний записывается одним иероглифом.

киноэ

«старший брат дерева»

киното

«младший брат дерева»

хиноэ

«старший брат огня»

хиното

«младший брат огня»

цутиноэ

«старший брат земли»

цутиното

«младший брат земли»

каноэ

«старший брат металла»

каното

«младший брат металла»

мидзуноэ

«старший брат воды»

мидзуното

«младший брат воды»

Общее название знаков зодиака - «дзю:ниси » (十二支 , «двенадцать ветвей»). Это:

нэ

«крыса», «мышь»

уси

«бык»

тора

«тигр»

у

«заяц»

тацу

«дракон»

ми

«змея»

ума

«лошадь»

хицудзи

«овца»

сару

«обезьяна»

тори

«курица»

ину

«собака»

и

«свинья»

Год маркируется сочетанием двух иероглифов - «ствола» и «ветвей». Поскольку ветвей, естественно, больше, то при упоминании 11-го знака зодиака («собаки») счет «стволов» снова начинается с «киноэ ». Таким образом, новое совпадение первого «ствола» и первой «ветви» наступает через 60 лет. Это - полный 60-йетний цикл, согласно которому и шел отсчет годов в древности. В настоящее время часто употребляются малый, 12-летний цикл - только по названиям зодиакальных знаков. В самом общем виде данная концепция отражает идею нелинейного, повторяющегося, циклического времени и обладает определенными неудобствами, поскольку лишена абсолютной точки отсчета.

Месяцы обозначались (и обозначаются до сих пор) порядковым номером - от 1 до 12. «Вставные» (или «дополнительные») месяцы (閏 , дзюн или уруу ), образующиеся ввиду несоответствия лунного года солнечному, носят номер предыдущего месяца. Каждому времени года соответствовали три месяца. С наступлением 1-го дня 1-й луны начиналась весна.

Кроме того, знаки зодиака применялись для обозначения часов (или, как еще говорят, «страж») в сутках. Продолжительность китайско-японской «стражи» составляет два часа. Каждой из них приписывались определенные качества («достижение», «успех», «бееспорядок» и т.д.), которые соотносились с днями, счет которых велся, начиная с 1-го дня мыши 11-й луны, 1-го дня быка 12-й луны и т.д. - вплоть до 1-го дня кабана 10-й луны. Эта система, использовавшая также данные о времени рождения того или иного человека, широко применялись в гадании. «Стражи», расписанные по кругу («по циферблату»), служили также для обозначения направлений. Например, «мышь», соответствуя «страже» «полночь», была также указателем северного направления.

Другая принятая в Японии система летоисчисления - по годам правления того или иного императора. Для обозначения года указывается имя государя и порядковый номер со времени начала правления. При использовании этой системы нужно, естественно, знать последовательность наследования престола тем или государем.

Следует иметь в виду, что в ранних японских письменных источниках правители именовались не так, как сейчас. Тогда для их обозначения использовалось либо название дворца, из которого они правили (каждый новый император вплоть до конца VII в. менял местоположение своей резиденции), либо их японские посмертные имена (прижизненные имена были табуированы) - очень длинные, состоящие из многих компонентов. Ввиду неудобства пользования такими именами сейчас даже в научной литературе принято обозначать раннеяпонских правителей по их китайскому посмертному имени (Дзимму, Саймэй и т.п.), которое состоит всего из двух иероглифов, хотя эта система была принята только в период Хэйан (794-1185), когда эти имена были приписаны правителям древности задним числом.

Третья система летоисчисления - по девизам правления (年号 , нэнго: ) - также была заимствована из Китая. Первый девиз правления - Тайка (大化 , «Великие перемены») - был принят в 645 году, однако полностью эта система утвердилась, начиная с 701 г. Девиз правления был призван отметить какое-либо выдающееся событие или же счастливое предзнаменование, магическим путем обеспечить успешное правления, избавить от несчастий, и поэтому для его наименования использовались только «счастливые» сочетания ие роглифов (обычно двух). Если же случалось что-нибудь заслуживающее особого внимания (благоприятное или нет), то девиз правления мог меняться (иногда - по несколько раз) за одно и то же правление. Нынешняя практика строгого соответствия одного нэнго: одному императору установилась лишь с 1868 г.

В традиционной Японии была выработана и абсолютная хронологическая шкала (紀元 , кигэн ). Ее разработка связана с именем Миёси Киёюки (847-918), который подсчитал, что от начала правления первого легендарного императора Дзимму (660 г. до н.э.) до 9-го года правления Суйко (601 г.) прошло 1260 лет. Этот способ летоисчисления не нашел сколько-нибудь широкого применения вплоть до 1872 г, когда было введено понятие «эры императоров» (皇紀 ко:ки ) - главным образом для того, чтобы показать европейцам «древность» японской истории. 29 января (впоследствии - 11 февраля) было признано датой «основания страны». Эта система летоисчисления активно использовалась в целях националистической пропаганды. Так, в 1940 г. прошло широкомасштабное празднование 2600-летнего юбилея основания японского государства. В 1948 г. праздник был отменен, но в 1966 г. опять восстановлен.

1 января 1873 г. лунный календарь был официально заменен григорианским, и была принята европейская система летоисчисления. Однако наряду с ней сохранилась и система нэнго:. В 1979 парламент принял закон об обязательном употреблении нэнго: в официальных документах. Девиз правления ныне здравствующего императора - Хэйсэй (平成 «достижение мира»).

Традиционная датировка нэнго: (часто - с переводом на европейскую систему летоисчисления) широко используется в профессиональной исторической литературе. Следует, однако, иметь в виду, что наступление лунного нового года каждый раз выпадает на разные дни. Кроме того, указ о провозглашение нового девиза правления может приходиться на любой день года, и, таким образом, перевод летоисчисления из нэнго: в григорианский календарь не носит механического характера. Отсюда возникает довольно часто встречающийся разнобой в датировках того или иного события: для правильного перевода в европейскую систему летоисчисления следует абсолютно точно знать, в какой день был провозглашен соответствующий указ. Скажем, первый год Сё:ва 昭和 был провозглашен 25 декабря 1926 г. и поэтому длился всего неделю. Время же до этого дня относится к правлению предыдущего императора Тайсё: 大正 .

П ериодизация

С конца XIX в . под непосредственным влиянием европейской исторической мысли в Японии вошло в употребление оперирование крупными временными отрезками - периодами (時代 , дзидай ).

Далее приводится перечисление основных из с краткими историко-культурными характеристиками. Следует иметь в виду, наряду с ними существуют и более дробные и альтернативные классификации (для некоторых периодов).

40000 -13000 лет до н.э.

Палеолит, или древний каменный век

13000 лет до н.э. - III в. до н.э.

Период Дзё:мон

縄文

(приблизительно соответствует неолиту)

Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзё:мон »). Культура Дзё:мон распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо: до Рю:кю:).

III в. до н.э. - IV в. н.э.

Период Яёй

弥生

(бронзово-железный век).

Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй (район Токио). Основной ареал распространения: север Кю:сю:, Западная и Центральная Япония. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры.

IV - VI вв.

Период Кофун

古墳

(курганный)

Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато (倭 ) вторая половина этого периода может носить название «период Ямато». В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.

592-710

Период Асука

飛鳥

Назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото). Окончательное становление японской государственности. В 646 г. начался длительный период «реформ Тайка», ставивших своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» (на китайский манер) государство. Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.

710-794

Период Нара

奈良

Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. Название страны было изменено на «Японию» («Нихон»  日本 - «там, откуда восходит солнце»). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется «рицурё: кокка » 律令国家 (« государство, [основанное] на законах»). Появление письменных памятников - мифологическо-летописных сводов «Кодзики» и «Нихон сёки».

794-1185

Период Хэйан

平安

Назван по местонахождению новой столицы - Хэйан (букв. «столица мира и спокойствия», совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сё:эн - усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара 藤原 (поэтому конец этого периода иногда называют «периодом Фудзивара»).

1185-1333

Период Камакура

鎌倉 ,

сёгунат Минамото

源 .

Назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде - период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.

1392-1568

Период Муромати

室町 ,

сёгунат Асикага

足利

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий(南北朝 , Намбокутё: , 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и «период воюющих провинций» (戦国 , 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода - рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

1603-1867

Период Эдо

江戸 ,

сёгунат Токугава

徳川

Назван по расположению ставки с ё гунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната - Токугава Иэясу - вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем «японским».

1868-1911

ПериодМэйдзи 明治

Названтакподевизу правления императора Муцухито - «светлое правление». Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Начиная с периода Нара, границы между историческими периодами (дзидай ) в традиционной японской историографии маркируются важными событиями, имеющими отношение к политической истории. В этом смысле принятая в Японии периодизация достаточно удобна с практической точки зрения (первоначальная «грубая» хронологическая атрибуция события). Если же говорить о внутреннем содержании того или иного периода, то процесс его осмысления будет, видимо, продолжаться до тех пор, пока существует историческая наука.

7. Период Хэйан (794-1185).

Назван по местонахождению новой столицы - Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн - усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”).

Начало IX в. Образование ядра Киевской Руси.
915 г. Поход печенегов на Русь.
945-969 гг. Княжение Ольги.
988 г. Принятие христианства на Руси.
1019-1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого.
11125-1132 гг. Княжение Мстислава Владимировича в Киеве.
1136 г. Восстание в Новгороде. Образование отдельных русских княжеств.
1147 г. Первое упоминание Москвы.
11 57 г. Смерть Юрия Долгорукого.
1170-1180 гг. Новый половецкий натиск на Русь.
1185 г. Поход Игоря Святославича против половцев, поход Кончака и Гзака на Русь.
1185 г. Создание “Слова о полку Игореве”.

8. Период Камакура, 1185-1333 (сёгунат Минамото).

Назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде - период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.

1206 г. Провозглашение Темучина главою монгольской державы и принятие им имени Чингисхана
1219-1221 гг. Завоевание Средней Азии татаро-монголами.
1223 г. Битва русских с татаро-монголами на р. Калке.
1227 г. Смерть Чингисхана
1237-1238 гг. Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь
6 декабря 1240 г. Взятие татарами Киева
5 апреля 1242 г. Ледовое побоище
Около 1243 г. Образование Золотой Орды
1259-1263 гг. Великое княжение Александра Невского
1301 г. Присоединение Коломны к Москве
1302 г. Присоединение Переяславского княжества к Москве
1303-1325 гг. Княжение Юрия Даниловича в Москве 1305 г. - Создание общерусского летописного свода в Твери
1328-1341 гг. Великое княжение Ивана Калиты в Москве


9. Период Муромати, 1392-1568 (сёгунат Асикага).

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий (намбокутё, 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и “период воюющих провинций” (сэнгоку дзидай, 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода - рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

1408 г. Нашествие Едигея
1425-1462 гг. Великое княжение Василия II Васильевича Темного
1462-1505 гг. Великое княжение Ивана III Васильевича
1472 г. Брак Ивана III Васильевича с греческой царевной Софьей Палеолог
1478 г. Присоединение Новгорода к Московскому государству
1485 г. Присоединение Тверского княжества к Московскому государству
1485-1516 гг. Постройка новых кремлевских стен в Москве 1494 г. Судебник Ивана III
(дальше пока данных не имею, но впереди эпоха Ивана Грозного и Романовых) *

10. Период Эдо, 1603-1867 (сёгунат Токугава).

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната - Токугава Иэясу - вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем “японским”.

Китагава Утамаро
Красавица Ханадзума из дома Хего-я
1794 г.

11. Период Мэйдзи (1868-1911).

Назван так по девизу правления императора Муцухито- “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Нецке-актер театра Кабуки.
Мастер Гекумин 18 век

1. Япония и материковая цивилизация

Япония, своеобразная культура ее народа вызывали с давних пор интepec не только непосредственных соседей — Китая и Кореи, но и Европы, где к XIII в. сложилось представление о Японии (Дзи-пангу, Чипингу) как о прекрасной и сказочно богатой стране, где ве-ликое обилие золота и жемчугов и где живет учтивый и красивый народ. Н.А.Иофан утверждает в книге «Культура древней Японии», чтo такое представление о Японии сохранялось в Европе еще в ХVII-XVIII веках .
Интерес к Японии, ее искусству, культуре отразился во множестве источников. Так, «Записки флота капитана Головкина о пребывании его в плену у японцев. С приобщением замечаний его о Японском государстве и народе» ; «Этническая история Японии на рубеже нашей эры» С.Арутюнова ; «Искусство Японии VI —XVI вв.» В,Бродского; «Запади Восток» и «Японский театр» Н.И.Конрада; «Очерки истории Японии» В.Костылева дают богатую информацию о зарождении и развитии японской цивилизации. Для студентов творческих вузов наибольший интерес могут представлять работы С.Б.Лупиноса: «Канон в музыкальном искусстве и традиционная модель мира», «Ладовое мышление японцев», «Му-зыкалыюе наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление» и др. . С вхождением России в Азиатско-Тихоокеанский регион опыт современной высокоразвитой Японии начала XXI века исследован Л.А.Моисеевой в монографии «Нововведения в период перехода к рынку: проблемы и решения» .
Таким образом, к японской цивилизации, се искусству, литературе, технике интерес не ослабевает. Благородная простота и сдержанность, гармония и целесообразность, красота и лаконичность, острая характерность искусства Японии и сегодня оказывают благотворное влияние на культуру многих народов.
Сама же Япония на протяжении почти всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию и из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор. Внешний мир также воспринимал Японию как периферию.
Япония лишь дважды реально сталкивалась с угрозой иноземного вторжения: XIII в. (монголы) и XIX в. (Запад).
Япония на протяжении всей своей истории широко использовала достижения континентальной цивилизации. Трудно обнаружить в японской цивилизации и культуре хоть что-нибудь, чего были бы лишены ее дальневосточные соседи: свои континентальные прототипы обнаруживают и знаменитые японские мечи, и сухие сады камней, и бонсай, и дзен-буддизм, и чайная церемония... И все-таки Япония всегда имела то своеобразие культуры в характере связей между «явлениями» и «вещами», на которых и выросли доминанты японской культуры.
Япония — страна во многом особенная. Исторический изоляционизм привел к консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некоей особенности Японии, ее культуры и исторического пути, уникальности японского языка, неповторимости красот японского пейзажа.
Остановимся на периодизации развития японской цивилизации, прежде чем перейти к сути рассматриваемой проблемы.

2. Периодизация развития японской цивилизации

Данные китайских письменных источников, археологии, памятников культуры свидетельствуют о наличии нескольких очагов возникновения японской цивилизации, в том числе в Кансай (с центром Осака-Киото), па Кюсю (Ямагети), в районе Канто (с центром в нынешнем Токио). Попробуем разобраться в этом, выделив в развитии японской цивилизации следующие ниже периоды.

  1. Палеолит (40 000—13 000 лет назад). Антропологический состав населения неясен. Много вопросов вызывают и немногочисленные памятники палеолита, открытые только в послевоенное время.
  2. Неолит — дзёмон (13 000 лет до н. э. — III в. до н.э.). Основная часть населения концентрируется в северо-восточной частиХонсю. Культура дзёмон (период назван так по типу керамики с веревочным орнаментом) распространена от Хоккайдо до Рюкю.
  3. Бронзово-железный век — яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.) назван по типу керамики, обнаруженной в Яёй — районе Токио. В этот период идет крупная миграция с материка (через Корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших с собой опыт земельного рисосеяния, шелководчество, технологию производства бронзы и железа. Смешение с местным населением аустронезийского происхождения привело к появлению протояпонцев.
  4. Курганный период — кофун (III —VI вв.). Назван так по многочисленным похоронным сооружениям курганного типа. Идет становление протояпонского государства, название которого — Ямато.
  5. Период Асука (552 — 646 гг.). Назван так по местонахождению резиденции царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония). Этот период характерен появлением буддизма и становлением государственности.
  6. Ранняя Нара (646 — 710 гг.) — период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновничьей структуры, теории и практики управления. В 646 г. начинается период реформ с целью превращения Ямато в «цивилизованное» (по китайскому образцу) государство: создание первых законодательных сводов, системы государственной собственности на землю и надельной системы землепользования.
  7. Нара (710 — 794 гг.) — период определен так по названию первой постоянной столицы Японии — города Нара. Изменено название страны на «Нихон» («там, откуда восходит солнце»). Появились первые письменные памятники — летописные мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Обостряется борьба между служилой знатью, выходцев из Китая и Кореи, и племенной аристократиией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм, который активносаморазвивается.

Период Хэйан (794 — 1185 гг.), назван так по местонахождению новой столицы — Хэйан (совр. Киото). Формально Хэйан остается столицей — резиденцией «Сына Неба»— императора до 1868 г. В этот период утеряна государственная монополия на землю и образуются «сёэп» — усадьбы, частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей. С созданием слоговой азбуки появляется множество поэтических и прозаических произведений, что привело к развитию блестящей аристократической культуры. В этот период усиливается род Фудзивара.
9. Период Камакура (1185—1333 гг.) — сёгунат Миномото. Назван так по ставке военного правителя (сегуна), первым из которых был Минамото Ёритомо. Самураи устанавливали свое социальное господство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В XIII в. были две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самоосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространившийся и по всей стране.

  1. Период Муромати (1392—1568) — сёгунат Асикага. Называется так по ставке сегунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.
  2. Период Эдо (1603—1867) — сёгунат Токугава. Назван так по ставке сегунов рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Изясу — вывел Японию из состояния гражданской войны, объединил страну под своим началом, изгнал европейцев с их христианством и перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост экономики, городов, населения, для которого официальной религией стало неокоифуцианство (чжуси-анство). Японский менталитет окончательно формируется всемерной регламентацией жизни всех слоев населения.
  3. Период Мейдзи (1868—1911), назван так по девизу правления императора Муцухито — «светлое правление». Япония проводит под давлением Запада широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности, то есть «реставрации» власти императора, ослабленной при сегунах. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китай и Корею .

Современная Япония представляет собой страну, образованную четырьмя тысячами островов, самые крупные из которых четыре — Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. В отличие от Северной Европы и Северной Америки в Японии не было глобального обледенения во время ледникового периода, закончившегося приблизительно 10 000 лет назад. Здесь флора только отступила к югу и с концом обледенения постепенно начала свое передвижение к северу. Так что Япония имеет чрезвычайно разнообразный растительный мир, в том числе она располагает эндемиками дочетверичного периода.
Поскольку в непосредственной близости от Японии встречаются теплые и холодные морские течения, это создает очень благоприятные условия для размножения планктона и воспроизведения морепродуктов: в настоящее время в прибрежных водах архипелага обитает 3 492 вида рыб, моллюсков и морских животных (в Средиземном море — 1 322, у западного побережья Северной Америки — 1 744). Влияние рыболовства, безусловно, сказывалось и на особенностях устройства общественной жизни японцев: рыболовство в хозяйственной жизни па протяжении всей истории страны служило одним из ограничителей, не дававшим возможности для чрезмерного имущественного расслоения, который, в свою очередь, является мощнейшим источником социального напряжения. История же Японии знает очень немного крестьянских движений в сравнении с Россией и Европой.
Обилие коротких рек и ручьев, изрезанность рельефа исключали постройку гигантских оросительных систем, как в Древнем Египте, Месопотамии, Средней Азии, Северном Китае, требовавших авторитарных форм деспотического правления. Япония избежала и этой участи.
Длительные периоды автаркического и полуавтаркического существования (сокращение связей с материком в IX —XII вв. и почти полная самоизоляция при сёгунате Такугава с первой половины XVII в. и до 1867 г.) доказывают, что территория Японии достаточно велика, а ее ресурсы достаточно богаты для обеспечения замкнутого доиндустриального цикла развития. И то, что население Японии возросло с 1 миллиона в период дзёмон до 35 миллионов человек в 1872 г. подтверждает, что Японию можно было бы определить как самобытную цивилизацию маленького материка, способную генерировать высокоразвитую культуру.
А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого-либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они — совершенно особые люди, отделенные от остального мира. Действительно, они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой Япония оказалась начиная с XVII века — периода Токугавы, когда были запрещены под страхом смерти все поездки за рубеж и даже не принимались японские рыбаки, потерпевшие крушение и спасенные иностранцами. Япония прожила затворницей более двух веков — до 1853 года, когда командор Мэтью Перри подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и под дулами корабельных орудий потребовал, чтобы Япония открыла свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев, называя их «гейдзин» — «внешние люди», так еще не став страной с развитым интернациональным мышлением и соответствующей организацией.
Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживала свою однородность — культурную, национальную, духовную. Даже сегодня в национальном отношении Япония остается одной из наиболее «чистых» стран, хотя и приняла небольшое число беженцев из Вьетнама. Около 85 % «инородцев» в Японии составляют корейцы, три четверти которых там родились. Однако многие компании не станут нанимать или продвигать по службе корейцев. Зарубежные бизнесмены говорят о трудностях быть принятыми в обществе японцев.
Непрерывно приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находиться в состоянии нововведенческого конвейера, изменяющихся технологий — это удивительная способность японцев, их огромное преимущество.
Другим важным качеством японцев является их целеустремленность. Определить целеустремленность на мировом рынке трудно, очень трудно выразить ее суть словами. Когда же речь идет о японцах, то через их поведение как конкурентов их целеустремленность просто видна. Они смотрят на рынки как на поле боя: «Они «атакуют» рынки, рассматривая конкурентов как достойных противников, которые, однако, должны быть безусловно и однозначно разбиты. Они отовсюду стараются получить информацию, задают бесчисленные вопросы, на все встречи и переговоры приходят в огромном количестве, выдают горы цифр, анализируют сотни возможных вариантов, задерживаются на работе..., а на следующий день они работают в полную силу» .
Человеческий «материал» Японии — следствие образа жизни японцев и их системы образования: успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи.
Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между людьми являются менее конфликтными. Конечно, разногласия существуют и в Японии, разница в том, как они разрешаются. К примеру, в США предпочитают решать конфликты, опираясь на права, защищенные системой законов и судебной процедурой, что является как бы продолжением контрактной системы в бизнесе, где тщательно продумывается каждое слово. В США сосредоточено две трети всех юристов мира, их в 2,5 раза больше, чем в Великобритании, в 5 раз больше, чем в Германии. В Японии их всего 12 тысяч, то есть один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.
Среди деловых людей Японии большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт не как юридический инструмент, а как основу для налаживания отношений. Бизнесмен чувствует себя неуютно, имея длинный, детально разработанный контракт: он не допускает гибкости, мешает возможности учесть изменяющиеся условия и ставит людей в конфликтные отношения.
Между такими функциональными службами, как маркетинг, сбыт, НИОКР, неизбежны конфликты, однако японцы больше озадачены выработкой согласия, а не потерей времени на ведомственные разборки, тем более в суде.
В больших масштабах фирмы практикуют совместные НИОКР. Японцы считают, что можно одновременно конкурировать и сотрудничать («и — и»), а американцы считают, что конкуренция и кооперация не совместимы («или — или»).
Часть философии, часть образа жизни японцев — качество и эффективность: «Качество — это состояние сознания, производительность — это способ добродетельного поведения». Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управлении — создание Японского центра производительности (ЯЦП) и Премии за качество имени Деминга.
Лидеры японского бизнеса и правительства осознали необходимость организации всеяпонского движения за повышение производительности японской промышленности. По решению парламента, в марте 1955 года и был создан Японский центр производительности (ЯЦП) в частном секторе с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Правительство США предоставило ему техническую помощь на сумму 6,4 млн долларов [И]. ЯЦП действует, основываясь на следующих принципах:
«Мы считаем, что рост производительности естественным образом ведет к расширению возможностей. Чтобы минимизировать риск безработицы, следует по возможности идти на временную избыточность рабочей силы на фирме».
«Мы считаем, что конкретные меры по повышению производительности должны вырабатываться совместно с профсоюзами и руководством компании».
«Мы считаем, что плоды повышения производительности должны быть справедливо поделены между руководством, трудящимися и потребителями».
Джексон Грейсон-младший и Карла О"Делл, изучавшие решение проблем нововведений в Японии, заметили: «Эти три принципа, воплотившиеся в практике пожизненного найма, совместных консультаций в трудовых отношениях и распределении эффекта между всеми участниками, сделали Японию страной с наиболее эгалитарной системой распределения доходов среди развитых стран» .
Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов: более 25 тысяч японцев из самых разных слоев общества обучались за границей, сотни иностранных специалистов читали лекции в Японии. Основные подразделения ЯЦП находятся в Токио, а девять региональных центров охватывают практически всю страну, кроме того, отделения работают в Риме, Париже, Берлине, Вашингтоне. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона обязаны организацией производительности ЯЦП, который стал символом вклада бизнеса в повышение производительности. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 года, не имеет себе равных в истории.
До 50-х годов марка «Сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество. А попытка продать в США первые автомобили фирмы «Toyota» провалилась. Японские лидеры осознали, что если не улучшить качество своих товаров, полноценными партнерами на мировом рынке стать не удастся. И в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Был приглашен доктор Эдвард Деминг из США, прочитавший серию лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей заводов и исследователей, а высшее руководство 50 ведущих фирм было приглашено на специальную сессию.
Эдвард Деминг сообщил, что потребуется не менее двух лет, чтобы идеи качества, точности, унификации были восприняты японцами, еще пять лет необходимо для того, чтобы эти идеи воплотились в жизнь повсеместно. А чтобы разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно больше.
Сегодня Япония — признанный лидер качества. Союз японских ученых и инженеров установил премию имени Деминга, которая присуждается в среднем 4 раза в год корпорациям, заводам, отдельным людям за выдающиеся достижения в области качества.
Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали (и продолжают это делать) производственные мощности в другие страны, а у себя в стране работают еще напряженнее для повышения производительности и качества на имеющихся мощностях — «еще раз выжимают сухое полотенце», как говорят японцы .
Однако новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) стали серьезными конкурентами Японии. Японцы своевременно перестраиваются. Так, производство синтетических волокон и черная металлургия свернули мощности и переориентировались на производство наукоемкой продукции, что потребовало новых организационных, управленческих, технических нововведений.
В конце прошлого века американский президент Теодор Рузвельт предсказывал наступление «эпохи Тихого океана». Спустя почти сто лет прогноз сбывается: восемь из десяти наиболее развивающихся стран мира омываются тихоокеанскими водами. Центр прогнозов французского экономического журнала «Экспансьон» подтвердил прогноз Т.Рузвельта: бассейн Тихого океана постепенно отбирает у Запада роль локомотива мировой экономики, центра развития и процветания. Этот процесс может завершиться уже между 2000 и 2010 годами. Западная Европа находится на пороге очередного спада. Из «семерки» наиболее развитых индустриальных держав только США имеют удовлетворительные темпы экономического роста.
Опережающее развитие компьютерных и коммуникационных технологий сыграло в данном случае очень важную роль. Широкое применение электроники позволило сформировать новое мировое разделение труда. С рождением информационного общества достижения одной страны неминуемо становятся достоянием всего мира, оказывая огромное влияние на все мировое сообщество.
После второй мировой войны «фордизм» приобрел характер универсальной и самой эффективной в экономическом отношении формы и существовал до 80-х годов . По принципам «фордизма» строилось производство и в распавшемся СССР, где идеологи- апологеты «реального социализма» приписывали этому «социализму» и характерной для него организации производства такие не свойственные им черты, как решающая роль трудящихся в управлении производством, планомерное улучшение условий труда и жизни, демократический коллективизм, гуманность и т.п. .
В то же время в конце 40-х—начале 50-х годов появилась в Японии и набирала силу существенно иная концепция, практическое значение которой начало осознаваться Западом лишь в 80-е годы. Стали очевидны несостоятельность, нерациональность и ограниченность философии и практики «фордизма», когда японские предприятия стали высоко конкурентоспособными, а качество их продукции резко повысилось.
Новая концепция предприятия, новая социотехническая форма стала известна как «тойотизм» (по названию фирмы «Тойота», где она была первоначальна внедрена). Но исследователи Массачусетского технологического института предложили другое название, ставшее более распространенным — lean manufacturing. Используется также термин «lean production». При переводе этих терминов звучит как «худое», «подтянутое», «стройное» производство.
«Тойотизм» — это новая форма производственной культуры как система целей предприятия, программ и методов их достижения Цель этой системы — постоянное улучшение качества продукта, труда и увеличение производительности на основе:
- вовлечения трудового коллектива в принятие решений и в поиск способов интеграции интересов коллектива и предприятия, разрешения конфликтных ситуаций;

  1. постоянной экономии ресурсов, уменьшения брака, переделок в процессе производства и потерь;
  2. повышения операциональное™ оборудования, сокращения «пути» продукта в производственном процессе за счет изменений в размещении оборудования внутри предприятия;
  3. изменения отношений между самими рабочими, создания условий для групповой организации труда.

Предприятие, согласно концепции «тойотизма», руководствуется целями, оправдывающими его существование для общества. «Тойотизм» — более гуманная концепция предприятия: во-первых, упор делается на производство продукции определенно высокого качества, на гибкое реагирование на изменение запросов потребителей; во-вторых, отказ от прежней системы внутренней социально-экономической организации предприятия, стержнем которой было жесткое администрирование, в пользу возможно большего расширения круга активных участников внутрипроизводственного управления.
Эту новую концепцию четко отличает и существенно иной подход к формированию информационных потоков на предприятии — постоянное зарождение, обсуждение организационно-управленческих и производственно-технических идей и конкретных решений на всех уровнях структурной организации предприятия, постоянный обмен информацией между разными уровнями: движение информации не только «сверху вниз», но и «снизу вверх» и в пределах каждого уровня, коллективное обсуждение и принятие решений, обмен опытом между работниками одного и того же уровня. В этом суть интеграции коллектива с предприятием.
Японские предприниматели используют систему пожизненного найма, поэтому поиск конкретных путей постоянного совершенствования продукции осуществляется на основе привлечения к этому всех, кто знает процесс ее изготовления «изнутри», т.е. не только специалистов, но и рабочих, чье мнение принимается всерьез. Другое важное следствие их привлечения к конкретным проблемам, возникающим на рабочих местах, — накопление рабочими управленческого опыта: рабочий осознает свою ценность как личности. Совместное обсуждение производственных проблем и совместное принятие решений позволяют рабочим осознать степень общности их интересов. Такой опыт и такие изменения в самосознании ведут к социальной активности работников.
Последователи «тойотизма» начинают, как правило, с простых способов активизации рабочих (проведение на предприятии референдума по поводу цвета рабочей одежды) до Поиска нетрадиционных путей выхода предприятия из сложного финансового положения, предварительно обучив рабочих основам бухгалтерии. Так поступил Р.Сомлер на принадлежащем ему предприятии «Ссмко» .
Составным элементом концепции и практики «тойотизма» является участие рабочих в распределении прибыли. Условием личного дохода выступает достижение совместно поставленной цели — роста общей прибыли. Разные предприятия имеют свои конкретные формы распределения прибыли.
Как новая стадия развития производственной культуры, «тойотизм» зародился на технико-технологической базе и по своей сути прокладывает путь к гуманизации производства и труда. Тенденция к преодолению отчужденности работника от производственного процесса и его результатов развивает новое отношение работника к организации производства, к рационализации труда. Это — во-первых. Во-вторых, участие в принятии решений на низовом уровне — «шкала»-, позволяющая работникам осознать значимость своей социальной функции, контролировать профессиональных менеджеров. В-третьих, участие в распределении прибыли, дохода предприятия — важнейший элемент развития производственной культуры, ведущей к всесторонней и устойчивой демократизации общества.
В одной области за другой — полупроводниковой промышленности, солнечной энергетике, оптических линиях связи, новых металлах и сплавах, керамике, видео- и стереооборудовании, автоматизации производства и робототехнике — Япония обгоняет западные страны. Японские исследователи начинают работать в областях, куда из западных ученых редко кто «забирался»: это оптические компьютеры, биочипы, подводные роботы и др. Они используют новые, неизвестные па Западе подходы в научных исследованиях, изучают возможность создания ЭВМ очередного поколения — биокомпьютера, который будет иметь развитую память и быстродействие человеческого мозга. Провозгласив проект «Технополис» — дерзкий план создания сети из городов науки по всей стране, — японцы сдвигают острие национальной политики с развития промышленности на поощрение творческой активности и инновационного процесса.
Как подчеркивает Ш.Тацуно, в технополисах будут сочетаться паука, технология, традиционная японская культура на основе создания новой общности творческих и всесторонне развитых людей. По специальным программам люди, переселяющиеся из переполненных городов в «Технополис», должны будут пройти переподготовку. Расположенные в нетронутых уголках сельской местности, технополисы будут располагать просторными домами, зонами отдыха, центрами непрерывного обучения, магазинами. Банки данных позволят исследователям быть в курсе всех последних достижений науки. «Это как свет в конце тоннеля. С этим так много людей связывают свои ожидания, что мы не можем не добиться успеха», -приводит Ш.Тацуно высказывание одного из проектировщиков технополисов. .
Ш.Тацуно отмечает, что зоны технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов: промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы; научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий НИР корпораций; жилых кварталов для исследователей и их семей.
Хотя устанавливается общая схема планирования технополиса, у каждого региона имеется свой собственный подход. Нагаока-сити подражает Силикон-Вэлли, сосредотачивая свои предприятия в новой «Технодолине Синако». Хиросима, префектуры Ямагути и Миядзаки строят новые научные городки по образцу города науки Цукуба. Хамамацу, Тояма и Убе расширяют научные и инженерные факультеты своих местных университетов. Большинство технополисов создают центры «пограничной технологии» и «техноцентры», которые будут служить инкубатором совместных исследований и венчурного бизнеса.
«Сердцем» технополиса является «мягкая» инфраструктура из людей, информации, финансов и услуг. Для разработки этих ресурсов формируется множество разнообразных региональных стратегий.
Промышленное и региональное развитие будут зависеть от людей. Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся начальных школ обязательно должны овладеть компьютерным мышлением и получить подготовку, отвечающую требованиям тенденций к информатике и интернационализации.
Чему могут нас научить технополисы? Программа «Технополис» вызывает в мире восхищение потому, что она показывает, как новые идеи можно поставить на службу человеку. Сосредоточиваясь на промышленных парках и проектах НИР, органы власти префектур придают важное значение программам развития культуры, спорта, социальным программам, чтобы воспитать современных граждан. Это возможность вдохнуть жизнь в переживающие закат отрасли с помощью наукоемкой технологии. Вместо свертывания старых отраслей и увольнения рабочих реализуются программы омоложения этих отраслей с помощью технических нововведений.
Так, проект совместных исследований в области керамики в Кагосиме, охватывающий многовековые династии гончаров, и исследования, проводимые в Ямагути по робототехнике, новые сплавы и морские технологии предусматривают решение проблем совместно.
Опыт внедрения в жизнь нововведений развитого государства, расположенного рядом с Дальним Востоком России, заслуживает внимания и изучения. Это важно и потому, что ориентация дальнейшего развития нашего общества предполагает интенсивное расширение международных связей, устранения препятствий для научно-технического и экономического обмена; взаимодействия и сотрудничества со всеми международными организациями регионального и международного масштаба, выступающими с позиций исторической ответственности за будущее человечества.
Хотя слово «технополис» появилось в японском лексиконе только в 1980 году, программа, призванная стимулировать творческую инновационную инициативу на местах, имеет свою предысторию.
Правительство Японии в начале 60-х годов выдвигало концепцию новых промышленных городов, а в 70-х — концепцию новых информационных городов. Но оба проекта завершились безрезультатно: большой объем работы, высокая стоимость, разразившийся в 70-х годах энергетический кризис — все это не позволило реализовать идеи правительства.
Третьим проектом, который осуществлялся с 1963 по 1980 гг., был проект строительства города науки в Цукуба. Два университета, около 50 государственных научно-исследовательских институтов были сосредоточены на этой работе. Программа «Технополис» — это новый подход Японии к региональному развитию. Как уже отмечалось выше, суть ее в смещении центра тяжести на формирование «мягкой» инфраструктуры: сочетание человеческого (квалифицированные специалисты), информационного и финансового факторов (средства на реализацию новых инновационных и исследовательских проектов) при участии в программе частных банков и промышленных компаний.
Интересно, что инициатором программы «Технополис» выступило государство, а практическое осуществление явилось задачей местных органов власти.
Технополисы должны были удовлетворять следующим критериям:

  1. удобное сообщение с городами Токио, Осака или Нагоя при малой удаленности от крупного города с населением не менее 200 тысяч жителей;
  2. развитие коммуникационной структуры;
  3. комплексность застройки территории с учетом размещения промышленных зон, жилых районов, институтов;
  4. развитие с учетом заинтересованных сторон и т.д.

Используя прямые и косвенные рычаги воздействия, правительство Японии оказывало финансовую помощь: субсидировало около трети всех капитальных вложений на проведение совместных НИР с местными промышленными лабораториями. Японский банк развития и Государственная корпорация финансирования Хоккайдо и Тохоку предоставили льготные кредиты на внедрение новых технологий, на мероприятия по экономии энергии и на меры по контролю за уровнем загрязнения окружающей среды. Агентство по промышленной науке и технологии финансировало работы по созданию и внедрению наиболее перспективных технологий. Кроме того, была предусмотрена ускоренная амортизация для оборудования (30% за первый год эксплуатации), а также для зданий и сооружений (15%) на территории технополисов.
Префектуры и городские власти взяли на себя основные работы по проектированию и строительству технополисов. За счет местных налогов и взносов корпорации формировали «фонды технополисов», из которых финансировалось строительство. Через ярмарки технополисов, широкие рекламно-агитационные кампании в технополисы привлекались зарубежные и национальные фирмы, ученые и квалифицированные специалисты. Координацию действий торговых палат, университетов, региональных испытательных лабораторий МВТП, промышленных ассоциаций осуществляли специальные управления технополисов. Сроки завершения строительных работ передвинуты с начала 90-х годов на 2000 г. из-за многочисленных трудностей.

3. Особенности японской кул ь туры

Теснота добровольного проживания (основная часть населения проживает в гигантском мегаполисе на восточном побережье страны) способствует формированию специфического взгляда на мир. Действительно, население первой столицы Японии — Нара — составляло 200 000 человек (VIII в.); в Киото в 1681 г. проживало 580 000 человек; в Эдо (совр. Токио) в XVIII в. проживало более 1 миллиона, и он был, по всей вероятности, крупнейшим городом мира. Теснота проживания определила общую тенденцию к миниатюризации, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности, начиная от искусства выращивания карликовых деревьев — «бонсай» до поэтических форм «танка» и «хайку».
Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать «близорукой», в отличие от «дальнозоркости» равнинных народов, русских, например. Японская культура как бы всегда смотрит под ноги: философское, абстрактное мышление — дело не японцев.
Японское культурное пространство — это, скорее, пространство «свертывающееся», не имеющее тенденции к расширению. Отсюда, имея прекрасных полководцев (Тоётоми Хидэёси, например) и очень дисциплинированных и мужественных солдат, Япония не смогла расширить свою территорию: они оказывались бессильными, попав в мир с другими пространственными и культурными измерениями. Крупнейший стратегический провал ждал Японию и при вступлении во вторую мировую войну, когда было принято фатальное решение о нападении на Перл-Харбор. Японская армия увязла в необъятном Китае. Дело в том, что и руководство страны оказалось буквально «недальновидным», обусловленным неспособностью оперировать невиданными до сих пор для японцев масштабами.
Легкость, с которой японцы овладели цивилизованными достижениями Запада, объясняется и тем, что шкала измерений у них с удивительно малой ценой деления. Заимствовав эту шкалу у китайцев, они сделали ее неотъемлемой частью своей культуры. Точность и породила известный всему миру перфекционизм японцев: 1 мо = 0,0333 мм, а 1 рин = 0,037 г.
Точный глазомер, умение оперировать в малом пространстве, приводить его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.
Важнейшей предпосылкой культурной гемогенности явилась высокая плотность населения, где распространение информационного сигнала происходит с минимумом искажений и с большой скоростью. Население Японии однородно и с точки зрения этнической, языковой, религиозной, имущественной и социальной. Этому способствовало и полное отсутствие притока переселенцев начиная с VII в.
Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Обладая чрезвычайно высоким средним уровнем образованности, развитой и культивируемой индивидуальной рефлексией, японцы все же известны на Западе и в России своими коллективными формами поведения: веками вырабатывался модус поведения в критически перенаселенном пространстве. Иначе говоря, речь идет о свободном и осознанном выборе японцев в отказе от индивидуальной свободы ради общественных целей и интересов. Современное население Японии составляет около 130 миллионов человек, что сопоставимо с населением России, площадь которой в 40 раз больше площади Японии.
Не имея никаких психологических барьеров в части усвоения научно-технической информации, японцы жестко защищают «дух Ямато», делающий японца японцем. Именно синтоизм предопределяет этот защитный механизм.
Синто (буквально «путь богов») — религиозная система, сформировавшаяся в VIII в. Суть ее в двух составляющих: во-первых, развитый культ предков; во-вторых, культы природных божеств.
При изучении японского искусства нужно иметь в виду, что с самого начала проникновения буддизма в Японию ввозились в готовом виде образцы буддийской иконографии. Сведения о многочисленных фактах ввоза в Японию буддийских святынь содержатся в японских, китайских и корейских источниках.
Доставка в Японию буддийских изображений объясняется, во-первых, трудностями изготовления их на месте (сложность отливки, дороговизна бронзы), во-вторых, желанием заказчиков иметь святыни, вывезенные непосредственно из какого-нибудь почитаемого буддистами места.
Образцы иконографии, ввозимые в разное время в Японию, принадлежат к различным буддийским верованиям. Упрощенно их можно свести к двум основным направлениям буддизма — хинаяне (идея в спасении человека путем подвижничества, аскетизма) и махаяне (идея совместного спасения благодаря Будде Амитабхе, в Японии — Амиде).
Образ Авалокитешвары пришел в Японию через Китай и здесь превратился в женское божество — Каннон, почитавшуюся как богиню-заступницу. Культ Майтреи в Японии развивался под влиянием иранского мифа о спасителе — Саошанте.
Буддийский пантеон в Японии разнообразен, что отражено как в пластическом изображении, так и в живописном и графическом.
В японском искусстве в VII и VIII вв. сюжеты о Шукхавати — «Счастливой стране», «Западном рае» — появляются в скульптуре, живописи и графике под сложным влиянием, идущим с юга — из Индии и с северо-запада — из стран «Западного края», т. е. Восточного Туркестана и Средней Азии.
Постепенно скульптура приобретает более земные черты, что говорит о проявлении интереса к красоте человеческого тела. В отличие от индийских и эллинистических скульпторов, мастера Дальнего Востока отказались от изображения обнаженного тела. Человеческая красота мыслится ими в плане пассивно-созерцательного и возвышенного спокойствия, женственности и утонченности. Отсюда удлиненные пропорции, легкие и плавные линии тела, спокойная поза.
В 80-х годах VII в. после реформ Тайка зодчие, скульпторы и художники стали обучаться в Японии. Так, в 661 — 672 гг. создается Габу — ведомство изящных искусств, — в него вошли 64 человека: 4 мастера и 60 учеников. Храмовые архивы Хорюдзи упоминают о двух братьях-скульпторах — иммигрантах из Китая: Ци Пэн-хуэй и Ци Гу-хун, обучавших японцев своему мастерству.
Живописцы разделились на мастеров грунтовки, мастеров эскизов и мастеров, раскрашивающих контур. Поэтому авторство древних полотен установить трудно.
Храмы Хорюдзи, Якусидзи, Кофукудзи, Тодайдзи являются главными сокровищницами древнего буддийского искусства. Интерьеры этих храмов — своеобразная музейная экспозиция скульптуры, живописи, изделий художественных ремесел.
В 606 г. в храме Гангодзи была установлена под руководством Тори Бусси знаменитая Триада из позолоченной бронзы: высота Будды Сяка-Нёрай — 84,5 см, высота двух бодхисата — около 90 см. Триада имеет общий большой нимб — икко-сандзон.
Триада Тори Бусси стала наиболее почитаемой святыней, божеством, наделенным сверхъестественными чертами. На японской почве в совершенно новых условиях продолжается завезенная из Китая традиция.
В VIII в. во многих храмах появились свои Триады, где рядом с Буддой были другие персонажи. Так, Триада из кондо Якусидзи имеет в центре Будду Якуси Нёрай высотой в 2,5 м, который восседает на высоком, около 0,5 м, бронзовом цоколе, а деревянные и позолоченные Гакко и Никко стоят на цветках лотоса справа и слева от него. Авторство Триады Якусидзи приписывается китайскому мастеру.
К самым интересным, с точки зрения формирования японского художественного стиля, памятникам следует отнести так называемую портретную скульптуру: Гёсин, Гиэн, Гандзин — трое святых. Красота духовного подвига — основное содержание японских скульптур.
Как известно, дальневосточная живопись принципиально отличается от западной. Ей совершенно не известна техника масляной живописи. Дальневосточная живопись выполнена, как правило, или монохромной тушью, или сочетанием черной туши и темперы — чистой либо с добавлением восковой краски или туши с водяными красками (минеральными).
Единственным орудием живописца или рисовальщика была кисть. Писали на бумаге различной толщины и плотности и на шелке.
В китайской живописи главную роль играет не объем, а линия, контур, почти полное отсутствие светотени, плоскостность. Из Китая были заимствованы не только техника, но и сам типаж, сюжет, цвет, композиция.
Буддизм открыл Японии доступ к сокровищам мировой культуры. Очень скоро, преодолев провинциальную обособленность, японцы создают великолепные памятники, не уступающие шедеврам мирового искусства. Вырабатывая свой стиль, японские мастера формируют основы национального искусства.
Зарождение японского театра относится к VII—VIII вв. Уходя корнями в глубокую древность, театр и к началу XXI в. сохраняет в неизменном виде мистерии кагура, танцевальные драмы гигаку, элементы дэнгаку (крестьянские песни), бугаку (культовые представления) и саругаку (форма народного фарса).
Самое древнее японское представление — кагура: миф о богине Амэ-но Удзумэ, своим необыкновенным танцем вызвавшую богиню Солнца Аматэрасу из пещеры, в которую она скрылась, разгневанная на своего младшего брата — Сусаноо. Сюжет в кагура передается средствами танца и музыки.
Гигаку — танцевальная драма, возникшая в Индии, исполнялась как ритуальный танец перед Буддой. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски Го), а оттуда — в Корею. В VI в. танцевальная драма появляется и в Японии — одновременно с театральными масками.
Ныне в Японии коллекция древних театральных масок не имеет равных во всем мире. Сделанные из ценных пород дерева (японского кипариса), они окрашены в разные цвета. Некоторые маски сделаны из ткани и лака, а затем окрашены: черный цвет означает добродетель, красный — радость и героизм, зеленый — счастье и т.д. Сочетание цветов дает своеобразную психологическую характеристику персонажа.
Необыкновенно большие размеры гигаку (более полуметра) покрывали целиком голову актера. Среди масок гигаку — божества, воплотившиеся в образы людей, птиц, зверей. На японской почве в VIII в. танцевальное представление превращается в придворный театр, постепенно приобретая характер светского представления.
Существовала и другая форма театрального представления — бугаку (буквально «и танец и музыка»).
Реформой Тайка (649 г.) было создано ведомство — Дзибусё, ведавшее всеми церемониями — брачными, траурными, генеалогией и наследством императоров, приемом иностранцев, театром и музыкой.
Истоки японской народной музыки очень интересны. Японские музыковеды (Иба Такаси, Яманэ Гиндзи и др.) считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народностей Дальнего Востока.
Сиба Сукэхиро (1898—1967) — известный композитор и историк музыки — дешифровал, а затем записал и издал в европейской нотографии партитуры VIII —XI вв.
Древние музыкальные инструменты хранятся в Сессии: разнообразные барабаны и гонги, духовые инструменты типа флейты и гобоя, изготовленные из бамбука, цитры и лютни.
В VII и VIII вв. китайские и корейские музыканты все чаще приглашаются в Японию. Как и в Китае, теория китаезированной музыки в Японии базируется на принципе определяющей роли единого звука, т. е. звука, взятого в отдельности. В этом коренное отличие теории музыки стран Дальнего Востока и античной Европы, в которых главная роль отводится соотношению звуков.
По классической китайской теории музыки древности и средневековья каждый отдельный звук пентатонного звукоряда обозначал какой-либо элемент, цвет или философскую субстанцию. Двенадцатиступенный звукоряд системы люй соответствовал двенадцати лунам года, выступавшим в образе животных: тигра, зайца, дракона, змеи, коня, овна, обезьяны, петуха, собаки, свиньи, крысы и быка.
Помимо системы люй с ее специфическим звукорядом в VIII в. в японской ритуальной музыке гагаку появляется (через страны Юго-Восточной Азии — Вьетнам и Камбоджу) и индийская музыка, основанная на так называемом звукоряде рага.
В 736 г. из Вьетнама в Японию прибыли несколько буддийских ученых. Они и начали обучать своим танцам и музыке. По свидетельству японских источников, в 763 г. во время придворного праздника в Нара впервые исполнялась музыка Южного Вьетнама (Тямпа), музыкальный стиль которой впоследствии, спустя примерно 400 лет, также был ассимилирован китайским стилем.
В формировании характера японской полифонии, несомненно, существенную роль сыграл тот же принцип, что и в танцах бугаку, — противопоставление так называемой «правой» и «левой» музыки. «Правая» музыка включала оркестровую партию, заимствованную или сочиненную в стиле бохайской музыки и музыки Кореи; в «левую» музыку входили партии индийского и китайского происхождения.
Кроме общих для обеих частей оркестра инструментов — бива, кото, тайко, сёко и хитирики, — в «правой» части солирует флейта комабуэ и маленький барабан сан-но цуцуми; в «левой» — флейта отэки и сё. В «левой» музыке флейта и гобой хитирики играют в унисон, сопровождаемые аккордами сё; в «правой» — партии флейты и хитирики даются и в форме контрапункта. На характере музыки, сопровождающей танцы бугаку, сказалось влияние индийского ритма тала.
Ввезенное с материка ядро гагаку усовершенствовалось. В Японии условия для этого были благоприятнее, чем на материке. Японский музыковед Усияма Мицуру считает, что в разработке структуры музыкального произведения теоретики гагаку намного опередили европейских и примерно за восемь веков до Филиппа Эммануила Баха, Яна Вацлава Стамица, Иосифа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта приблизились к сонатной форме. Подробнее об этом можно узнать из книги Н.А.Иофана «Культура древней Японии» (с. 234 — 235).
По мнению японских ученых, японцы подразделяются на два типа: тип Тохоку с побережья Японского моря и тип Кинай. Первый тип имеет общие черты с айнами, второй — с корейцами. Разнообразие структурных принципов музыкального наследия Японских островов, проявляющихся, по мнению С.Б.Лупиноса, на различных уровнях музыкального мышления (в системе тембров, фактуре, метроритме, композиционном строении, системе фиксации интонационных процессов) отражает множество форм функционирования взаимопересекающихся моделей мира японцев и айнов. Это привело к тому, что ни одна из субсистем музыкального наследия не стала самодостаточной и определяет тенденцию к их контаминации в условиях XX века.
Ландшафтные божества в Японии многочисленны: пруд, роща, гора и т.д. и имеют свое божество — покровителя. Нередко божество-предок и ландшафтное божество выступают в одном лице.
Любовь к природе разлита во всей японской поэзии. Гармоничные отношения между человеком и природой — основа воздействия на природные силы. Сама поэзия — ритуального происхождения. Японский поэтический текст — бесчерновиковый. Дело в том, что стихи сначала необходимо огласить в команде или на турнире, на состязаниях в искусстве нахождения удачного продолжения поэтической реплики соперников, и только после этикетного оглашения стихотворение записывалось.
Без черновиков, на едином вдохновении создаются и прозаические произведения. Так, известные всему миру «Записки у изголовья» Сэй-сёнагон или «Записки от скуки» Кэнко-хоси поражают европейца своей краткостью. При этом взгляд японских авторов направлен не во внешний мир, а внутрь самого себя — мир ближний.
Важную роль в развитии высокой степени рефлексии японцев (прозы и менталитета) сыграл буддизм. Несмотря на то, что при сёгунате Токугава на первый план выходит синтоизм, дополненный неоконфуцианством, «свертывающееся пространство» японской культуры было доведено до своего предела буддийскими мыслителями. Понятия «взгляд в себя», «внутренний взор» были введены в японский культурный оборот дзэнским монахом Хакуином (1685—1768), как ступени для достижения просветления.
И сегодня, несмотря на экономические реалии начала XXI века, национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения.

Литература
Иофан Н.А. Культура древней Японии. — М.,1974.
Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. — М.,1980.
Лупинос С.Б. Музыкальное наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление//Этнос и культура. Сб. научных трудов. — Владивосток: Дальнаука, 1994.
Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. -М.,1988.
Моисеева Л.А. Нововведения в период перехода к рынку: проблемы и решения. — Владивосток, 1998.

Вопросы для обсуждения

  1. Как складывались особенности японской цивилизации и в чем они состоят?
  2. Каковы причины возникновения экономического «чуда» Японии в XX веке?
  3. Почему культурное пространство японцев можно назвать «свертывающимся» и каково отношение японцев к «внешнему» и «внутреннему»?
  4. В чем особенность менталитета японцев?

Период Ивадзюку (около 40 тысяч лет до н.э. — 13 тысяч лет до н.э.):
Начало заселения островов. Палеолит.

Период Дзёмон (около 13 тысяч лет до н.э. — 300 г. до н. э.):
Ранние японцы. Охота, рыболовство, собирательство.

Период Яёи (300 г. до н. э. — 250 г. н. э.):
Введение сельского хозяйства (рисовые культуры) вызвало развитие социальной иерархии, и сотни маленьких племен начали объединяться в более крупные.

Период Ямато (300 — 710):
300 — Возникло единое государство Япония.
538-552 — Приход в Японию буддизма.
604 — Провозглашение « Уложения семнадцати статей» принца Сётоку-тайси .
645 — Реформы Тайка . « Восходит звезда» клана Фудзивара .

Период Нара (710 — 784):
710 — Город Нара — первая постоянная столица Японии.
784 — Столица перемещена в город Нагаока .

Период Хэйан (794 — 1185):
794 — Столица перемещена в Хэйан (ныне — Киото).
1016 — Фудзивара Митинага становится регентом.
1159 — Клан Тайра под руководством Тайры Киёмори набирает силу после войны Хэйдзи .
1175 — Появление буддийской школы Дзёдо — « Чистой земли».
1180-1185 — Во время войны Гэмпэй клан Минамото подводит черту под правлением клана Тайра .

Период Камакура (1185 — 1333):
1191 — Появление буддийской школы Дзэн .
1192 — Минамото Ёритомо становится сёгуном и утверждает сёгунат (военное правительство) Камакура .
1221 — Смута Дзёкю положила конец противостоянию императора Готоба и сёгуната Минамото . Ходзё Масако , вдова Минамото Ёритомо , становится регентшей — начало правления регентов клана Ходзё .
1232 — Принятие Дзёэй Сикимоку — « Свода законов».
1274, 1281 — Монголы дважды пытались завоевать Японию, но оба раза им помешали погодные условия.
1333 — Конец сёгуната Камакура .

Период Муромати (1338 — 1537):
1334 — Реставрация Кэмму — император восстановил свое влияние на Японию.
1336 — Асикага Такаудзи захватил Киото.
1337 — Император бежал и основал « Южный двор» в Ёсино .
1338 — Такаудзи основал сёгунат Муромати и утвердил второго императора в Киото ( « Северный двор»).
1392 — Объединение Северного и Южного дворов.
1467-1477 — Война Онин .
1542 — Португальские миссионеры принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство.
1568 — Ода Нобунага вошел в Киото.
1573 — Конец сёгуната Муромати .

Период Адзути Момояма (1573 — 1603):
1575 — Клан Такэда одержал победу в битве при Нагасино .
1582 — Нобунага убит, сёгуном становится Тоётоми Хидэёси .
1588 — Хидэёси конфискует всё оружие у крестьян и монахов. Эта акция получила название « Охота за мечами».
1590 — Поражение клана Ходзё в битве при Одавара . Окончательное объединение Японии.
1592-98 — Неудачная интервенция в Корею.
1598 — Смерть Хидэёси .
1600 — Токугава Иэясу побеждает своих конкурентов в битве при Сэкигахара .

Период Эдо (1603 — 1867):
1603 — Иэясу становится сёгуном и основывает сёгунат Токугава . Столица сёгуната переносится в Эдо (ныне — Токио).
1614 — Иэясу усиливает преследование христианства.
1615 — Клан Тоётоми уничтожен после того, как Иэясу захватил их замок в Осаке.
1639 — Почти полная изоляция Японии от остального мира.
1688-1703 — Эра Гэнроку : рост популярности рисования тушью.
1792 — Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией.
1854 — Командор Мэтью Перри требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли.

Период Мэйдзи (1868 — 1912):
1868 — Начало Реставрации Мэйдзи — возвращение власти императору. Европеизация Японии.
1872 — Первая железная дорога между Токио и Иокогамой.
1889 — Провозглашена Конституция Мэйдзи .
1894-95 — Война с Китаем.
1904-05 — Война с Россией.
1910 — Присоединение Кореи.
1912 — Смерть императора Мэйдзи .

Период Тайсё (1912 — 1926):
1914-18 — Япония присоединяется к союзникам во время Первой мировой.
1923 — Землетрясение в районе Канто разрушило Токио и Иокогаму.

Период Сёва (1926 — 1989):
1931 — Инцидент в Манчжурии .
1937 — Начало Второй японо-китайской войны.
1941 — Начало Тихоокеанской войны.
1945 — Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки .
1946 — Провозглашение новой Конституции.
1952 — Конец оккупации Японии союзниками.
1956 — Япония — член ООН.
1972 — Нормализация отношений с Китаем.
1973 — Топливный кризис.

Период Хэйсэй (с 1989 г. до настоящего времени):
1993 — Либерально-демократическая партия Японии на выборах потеряла большинство мест в парламенте.
1995 — Землетрясение в Хансине повредило город Кобе . Члены секты « АУМ Синрикё» использовали отравляющий газ зарин в токийском метро.