Полномочия органов государственной власти. Афины. Реформы Солона. Учреждения афинской демократии Кем были архонты в древней греции

  • Источники по истории Древней Греции
    • Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э.
    • Источники по истории архаической и классической Греции
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 2
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 3
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 4
    • Источники по истории Греции эллинистического периода
      • Источники по истории Греции эллинистического периода - страница 2
  • Историография истории Древней Греции
    • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в.
      • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. - страница 2
    • Русская историография XIX - начала XX в.
    • Зарубежная историография Древней Греции XX в.
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 2
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 3
    • Зарубежная историография 90-х годов
      • Зарубежная историография 90-х годов - страница 2
    • Отечественная историография античности (1917-1990)
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 2
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 3
    • Отечественная историография 90-х годов
  • Цивилизация минойского Крита
    • Предпосылки образования государства на Крите
    • Первые государственные образования
    • Создание объединенной общекритской державы
      • Создание объединенной общекритской державы - страница 2
    • Религиозные воззрения. Царская власть
    • Социально-экономические отношения
    • Критская морская держава и ее упадок
  • Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация
    • Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).
    • Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств
    • Формирование микенской цивилизации
      • Формирование микенской цивилизации - страница 2
    • Социально-экономическая структура
    • Организация государственного управления
    • Взаимоотношения ахейских царств
      • Взаимоотношения ахейских царств - страница 2
    • Угасание микенской цивилизации
    • Заключение к разделу
  • Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI-IX вв. до н. э.
    • Особенности развития гомеровского общества
    • Социально-экономические отношения. Рабство
      • Социально-экономические отношения. Рабство - страница 2
    • Родовые институты и гомеровский полис
    • Имущественное и социальное расслоение
      • Имущественное и социальное расслоение - страница 2
  • Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация
    • Состояние греческой экономики
      • Состояние греческой экономики - страница 2
      • Социальная структура греческого общества - страница 2
    • Ранняя, или старшая, тирания
    • Великая греческая колонизация
      • Великая греческая колонизация - страница 2
    • Рождение новой греческой культуры
      • Рождение новой греческой культуры - страница 2
      • Рождение новой греческой культуры - страница 3
  • Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
    • Общие условия развития
    • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 2
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 3
    • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 2
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 3
  • Формирование полисного строя в Аттике
    • Афины в VIII-VII вв. до н. э.
    • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
      • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии - страница 2
    • Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560-510 гг. до н. э.)
    • Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии
    • Греческий полис как социально-политический организм
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 2
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 3
  • Греко-персидские войны
    • Причины греко-персидских войн. Их периодизация
    • Восстание Милета и греческих городов Малой Азии
    • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.)
      • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.) - страница 2
    • Поход Ксеркса
      • Поход Ксеркса - страница 2
      • Поход Ксеркса - страница 3
    • Организация Делосской симмахии (Первого Афинского морского союза)
    • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн
      • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн - страница 2
  • Экономика Греции в V-IV вв. до н. э.
    • Общие особенности греческой экономики
    • Положение в сельском хозяйстве
    • Ремесла
      • Ремесла - страница 2
      • Ремесла - страница 3
    • Торговля
  • Социальная структура греческого общества
    • Социальная структура греческого общества
    • Характеристика классического рабства
      • Характеристика классического рабства - страница 2
      • Характеристика классического рабства - страница 3
    • Господствующий класс
    • Положение свободных мелких производителей
      • Положение свободных мелких производителей - страница 2
    • Прослойка деклассированных элементов
  • Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы
    • Общие особенности. Понятие афинского гражданства
    • Народное собрание в Афинах
    • Совет 500 и Ареопаг
    • Выборные должностные лица
    • Суд присяжных - гелиея
    • Социальная политика афинской демократии
  • Государственный строй Спарты
    • Общие особенности. Народное собрание (апелла)
    • Геруссия и коллегия эфоров
    • Институт царской власти. Военные должности
    • Система государственного воспитания спартиатов
  • Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э.
    • Характеристика Пелопоннесского союза
    • Первый Афинский морской союз
      • Первый Афинский морской союз - страница 2
      • Первый Афинский морской союз - страница 3
    • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э.
      • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э. - страница 2
  • Пелопоннесская война. 431-404 гг. до н. э.
    • Причины войны
    • Архидамова война 431-421 гг. до н. э.
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 2
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 3
    • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.)
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 3
  • Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса
    • Социально-экономическое положение
      • Социально-экономическое положение - страница 2
      • Социально-экономическое положение - страница 3
      • Социально-экономическое положение - страница 4
    • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э.
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 2
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 3
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 4
  • Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений
    • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.)
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 2
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 3
    • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.)
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 3
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 4

Выборные должностные лица

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различным и событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э.

Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V-IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта.

В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха - командиры конницы, 10 филархов - командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов.

В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.

Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15 - в Пирее.)

Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась.

В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда.

Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.

Представляется важным рассмотреть полномочия органов государственной власти на примере древнегреческих государств Афин и Спарты.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм.

Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ». Эта юридическая формула показывает большую роль Совета (Буле) в системе государственных органов афинской демократии. Совет в Афинах был столь же влиятельным и авторитетным органом, как и Народное собрание.

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения.

Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет пятисот производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага . Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Ареопаг в V-IV вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов - это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов . Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н.э. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков. В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности.

Коллегия десяти стратегов осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, и т.д.

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего, все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя , которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало, прежде всего, его участие в охране конституции и законодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.

Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, «входящие в круг обычного управления», в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», которых избирали «поднятием рук».

Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности Совету пятисот и Народному собранию, а также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.

Высшим органом государственной власти в Спарте было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой ) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего, потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия . Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии - он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов.

Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н.э. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания - основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т.е. освященной древним обычаем войны против илотов.

В Спарте правили два царя , принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н.э. В V-IV вв. до н.э., эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

Древние Афины.

СУД И ПРОЦЕСС.

Илотов убивали без всякого суда и следствия. К периэкам тоже часто применяли внесудебную расправу.

Судебными полномочиями обладали:

- Герусия ,

- эфоры ,

Отчасти, цари ,

И даже народное собрание .

Компетенция судебных органов:

Герусия разбирала уголовные дела,

Эфоры – гражданские,

Цари – дела о наследстве, споры о выдаче замуж девиц-наследниц и о пользовании дорогами; они же председательствовали в военных судах во время военных походов.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопонесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело, наконец, к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие полисы, Спарта в середине II в. до н.э . оказалась под властью Рима.


Начало становления афинской государственности принято связывать с деятельностью мифического героя - царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ , направленных на создание более централизованного государства:

а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм );

б) разделение населения на 3 группы по профессиональному признаку:

На эвпатридов ("благородных", владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),

- демиургов (ремесленников, торговцев)

И геоморов - крестьян;

В) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий , имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ -граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей - басилевсов , сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с дорийцами). В Афинах устанавливается олигархия .

Высшая власть :

- Ареопаг (совет Аресова холма)

И коллегия 9-ти архонтов :

Архонт - жрец,

Архонт - военачальник,

Архонт - глава гражданских дел,

6 архонтов-хранителей судебных правил.

Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

Период афинской истории с 11 по 7 вв. до н.э. – принято именовать «темными веками », так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.

Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы , проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н.э .). Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиления противоречий между богатыми, но и политически бесправными, купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская "буржуазия") и эвпатридами - землевладельцами, часто обедневшими, но обладающими монополией на управление государством.


Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э . Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных . Поэтому они носили компромиссный , половинчатый характер .

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

1) Прежде всего, Солон провел СИСАХФИЮ - долговую реформу (которая означала прямое вмешательство в отношения собственности):

Задолженность бедняков была аннулирована.

Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались.

Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

2) С именем Солона связана также ЦЕНЗОВАЯ РЕФОРМА , которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку .

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права :

- общественные должности могли занимать только граждане первых 3-ех разрядов ,

А должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда .

Бедняки, входившие в низший, 4-тый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании , роль которого увеличивается.

Собрание стало:

Вырабатывать законы,

Избирать должностных лиц

И принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - ГЕЛИЭИ , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых (эвпатридов) был учрежден новый орган управления СОВЕТ ЧЕТЫРЕХСОТ , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем - его сыновей (560-527 гг. до н.э. ), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть ТИРАНА . Тираном в Афинах считался незаконный правитель , не обязательно устанавливающий жестокий режим.

Писистрат :

Облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит.

Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев.

Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте.

Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном , изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена , проведенные в 509 году до н.э. :

1. ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.

2. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

3. Аттика была разделена на 10 территориальных фил , каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (ТРИТТИИ ):

1) городскую,

2) прибрежную

3) земледельческую.

Они делились в свою очередь на ДЕМЫ .

Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения .

4. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил СОВЕТ ПЯТИСОТ , формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой . Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

5. Был создан еще один орган – КОЛЛЕГИЯ 10-ти СТРАТЕГОВ , которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

6. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки, при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура , получившая название ОСТРАКИЗМ . Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет .

Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В 5 в. до н.э. реформами Перикла иЭфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в орган судебный. В 5-4 вв. до н.э. Афины достигают своего наивысшего расцвета - военного, экономического, культурного.

Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:

1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное );

3) политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э.

В Афинской республике начала складываться система разделения власти на:

Законодательную,

Исполнительную

И судебную,

при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга (= система сдержек и противовесов???). Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контролирующим органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину.

Основными органами Афинского государства являлись:

Народное собрание,

Совет пятисот,

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения» .

Компетенция народного собрания была обширной:

Оно принимало законы,

Издавало постановления по частным вопросам (псефизмы ),

Избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,

Решало вопросы войны и мира,

Обсуждало продовольственное положение страны

- Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.

Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста . Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э. , за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек , то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян .

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным:

Оно проверяло деятельность должностных лиц,

Обсуждало продовольственное положение и др.

Главное собрание шестого месяца , кроме того:

Решало вопрос об остракизме,

Обвинениях должностных лиц.

На трех других собраниях месяца рассматривались:

Жалобы граждан,

Религиозные,

Административные

И другие вопросы.

Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник . Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги , защищавшие интересы отдельных групп свободных.

Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле ) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет .

К компетенции Совета относились вопросы управления :

Осуществление дипломатических сношений с другими государствами,

Управление финансами,

Надзор за арсеналами, доками, флотом,

Регулирование торговли,

Контроль за должностными лицами.

Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.

Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов , поступавших на рассмотрение народного собрания , что позволяло Совету направлять деятельность последнего .

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ ), состоящих из 50 представителейодной филы . Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).

По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных : по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет .

В составе гелиэи функционировали 10 коллегий , в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Компетенция гелиэи:

1) Гелиэя была:

а) судом первой инстанции по делам:

О государственных преступлениях

И о злоупотреблениях должностных лиц

б) и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.

2)Она также осуществляла некоторые контрольные функции

3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии :

а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей :

Выборность,

Срочность,

Возмездность,

Подотчетность

Коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно:

Или по жребию .

Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - ДОКИМАСИИ , во время которой выяснялись:

Их право на занятие должности,

Политическая благонадежность

И необходимые личные качества.

Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно . Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были:

Стратеги

Архонты.

Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан .

Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия :

1) Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,

2) организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,

3) руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).

4) К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений:

Они принимали капитуляцию противника,

Заключали перемирие.

5) Полномочия в области правосудия:

Они вели следствие по делам о воинских преступлениях

Председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

6) Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.

Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР

Командовавший армией,

А в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона 9 архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ , за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве.

2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС . Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.

3) Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ , утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами ).

Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)

Управляли государственным имуществом,

Ведали государственной казной,

Наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан,

За торговлей на рынке,

Воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку

Свои должностные лица были в филах и демах.

В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.


История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.


). В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи.

Слово Архонт во многом имело то же значение, что и славянское слово «князь » .

Афинские архонты

Наиболее известны архонты в Афинах , где эта должность появилась ещё при басилевсах . Согласно преданию, в XI веке до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII века до н. э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти архонта сократился до 10 лет, а с первой половины VII века до н. э. - до одного года.

Наиболее древними были должности первого архонта эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонта басилевса (ведал культом), третьего архонта полемарха (был военачальником). Около середины VII века до н. э. были добавлены ещё шесть архонтов фесмофетов с судебными функциями. Все девять архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI век до н. э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда - пентакосиомедимны , позднее - также гиппеи , то есть всадники (второй разряд), с 457/456 до н. э. - зевгиты (третий разряд). Коллегия архонтов в V веке до н. э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в. н. э. В классическую эпоху выборы архонтов проводились путём жребия .

Архонты в Византийской империи

Весьма не определён статус архонта в Византии - начала XII веков . Его присваивали себе (возможно получали из Константинополя) фактические владетели лимитрофных территорий, ранее принадлежавших империи и продолжающих считаться таковыми в Константинополе .

Кроме того существовали должности: Архонт аллагии (командующий императорскими конными и пешими частями), Архонт влаттии (начальник государственной мастерской, где изготовляли и красили наиболее ценные ткани), Архонт соли (начальник имперской солеварни, следивший за производством и оптовой продажей соли) .

Архонты в православии

После падения Византии титул присваивался Патриархом Константинопольским, который при турецком владычестве возглавлял греческую общину не только в церковном, но и в гражданском отношении (рум -миллет). Титул архонта стал означать нечто вроде «церковного дворянства» .

Само это слово архонт, особенно за пределами грекоязычного мира, звучит двусмысленно. В греческом оригинале Евангелия выражение «άρχων του κόσμου τούτου» (а́рхон ту ко́сму ту́ту; в славянском и русском переводах - «князь мира сего») означает дьявол . Архонтами в гностицизме именовались злые духи-мироправители .

Напишите отзыв о статье "Архонт"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

Отрывок, характеризующий Архонт

– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.