Как сделать маску вороны из басни крылова. Урок литературного чтения по басне Крылова И.А. "Ворона и Лисица". Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар”

Открытый урок чтения в 5 классе

«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

Произведения глубокий смысл басни, выражать

Свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

Деятельности на основе упражнений в соотнесении

Слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

Порокам и недостаткам человека как лесть,

Корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

Плакат с датами жизни и смерти баснописца,

Фотография памятника И.А.Крылову,

Иллюстрации к басням,

Предметные картинки (вороны, лисы),

Карточки с лабиринтом,

Картинки для игры «Что изменилось?»,

Карточки со словами и словосочетаниями,

Маски лисы и вороны,

Грамзапись басни,

Запись пословиц на доске.

Тип урока: изучение новой темы .

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, обобщающая

Беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

Наглядный (предметные картинки, иллюстра-

Ции, портрет, фотографии)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Отчёт дежурного;

Проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. (Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

Сколько чашек стояло на столе?

Была ли среди фруктов груша?

Что лежало под столом?

Что было нарисовано на картине?

Какого цвета была ваза для фруктов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

(На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Игра «Лабиринт».

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

1) Работа с предметными картинками.

Опишите, какова ворона по внешнему виду.

Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое лесть?

(Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

Кого называют льстецом?

Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

Перечислите, что расхваливала Лисица?

Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

(Голубушка, как хороша!

Какие пёрышки! Какой носок!

Ведь ты б у нас была царь птица!)

Искренними ли были её слова?

(И говорит так сладко, чуть дыша.)

Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

(Чтобы отнять у Вороны сыр.)

Догадывалась ли об этом Ворона?

Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

Как это случилось?

После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

(Доверчивая, глупая.)

Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

(Нет.)

Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

(Тщеславных людей.)

В каких словах басни заключён её главный смысл?

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

(Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

(Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

Какой же смысл имеет басня?

(Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

Доказал ли это Крылов?

(Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление материала.

  1. Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

2. Выразительное чтение басни.

3. Игра «Словарь – наоборот»

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

  1. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

На языке медок, а на сердце ледок.

Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

За добро добром платят.

(Ответы учащихся.)

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

(Лестью, заискиванием.)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с новой басней Крылова, вспомнить, изученные ранее басни.
  2. Учить “видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни”.
  3. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
  4. Научить находить мораль-поучение в произведении.
  5. Донести до учащихся юмор и иронию басни.
  6. Развивать художественный вкус учащихся.
  7. Работать над выразительным чтением басни.

Оборудование.

Портрет Крылова;

Маски вороны и лисицы, сыр для инсценировки;

Иллюстрации к басням Крылова;

Карточки со словами для словарной работы;

Кроссворд (на доске);

Индивидуальные карточки с кроссвордами.

Учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 кл трёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 1.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец (портрет на доске).

В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Каждая басня содержит в себе мораль.

Что такое мораль?

Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.

Учитель. Назовите мораль басни “Ворона и лисица”.

Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в басне?

Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр, ...

Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.

3. Проверка домашнего задания.

Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.

Учитель. Давайте вспомним, какие басни Крылова нам ещё известны?

Учитель. Соотнесите иллюстрацию с названием басни.

4. Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар”.

Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них можно избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Познакомиться с новой басней Ивана Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).

Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)
  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)
  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)
  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
  8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка )
  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей )

На доску вывешиваю иллюстрации кота и повара.

Учитель. Можно ли по названию басни предположить, о чём она?

Выслушиваются варианты ответов детей.

5. Словарная работа перед чтением басни.

Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.

Поэтому раскроем смысл некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять её содержание и смысл.

На доске напечатаны слова:

  • поварня – место, где готовят, кухня;
  • кабак – в старину: питейное заведение;
  • тризну правил – справлял поминки по умершему;
  • теперя – теперь;
  • овчарня – помещение для овец;
  • ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые, бесполезные;
  • на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм).

6. Чтение басни.

Первичное знакомство. Басню читает учитель.

7. Анализ произведения.

Учитель. Что вы можете сказать о Поваре? Каким его изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?

Действительно ли “Повар-грамотей”? Где видна его грамотность?

Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит “Его он пел”?

Что вы можете сказать о коте? Почему Кот остался безнаказанным?

Многие слова и выражения из басен Крылова стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь.

Найдите в этой басне “крылатые слова”. (А Васька слушает, да ест !)

Что означают эти слова? (Один напрасно, впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься постыдным делом)

Прочитайте мораль басни.

Что значит “власть употребить”? Подберите к этим словам синонимы.

Вспомним название басни. Кого имеет в виду – только ли поваров и котов.

8. Работа с пословицами.

В учебнике на странице 202 есть пословицы.

Выберите пословицы и поговорки, подходящие к басне “Кот и Повар” и объясните, как Вы их понимаете.

(* Лишнее говорить – себе вредить.
* Толочь воду в ступе.
* Пустил козла в огород.
* Звону много, а толку мало.
* Где много слов, там мало дела.)

9. Чтение по ролям.

Давайте прочитаем басню по ролям, передав с помощью интонации, пустоту слов Повара.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Ходурока:

I. Организационный момент. Правила посадки, правила поведения в компьютерном классе.

II. Прогнозирование учащимися темы урока, сообщение учителем задач урока

III. Слово учителя о баснописце И.А. Крылове (на экране демонстрируется презентация).

И.А. Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет Ваня остался без отца и пошел работать в магистрат, переписывать бумаги. Еще через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои журналы, но они закрывались властями. И.А. Крылов становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В библиотеке он проработал до 73 лет. Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов 21 ноября 1844 года в зените славы, дожив до глубокой старости.

В юности он учился, изучал языки, переводил с французского оперы для театра. Издавал собственный сатирический журнал «Почта духов» (1789г.), где он говорил о невежестве, взяточничестве, казнокрадстве, преклонении дворянства перед всем иностранным, о помещичьем произволе, о самих правителях государства, выдвигал идею равенства между людьми. Журнал «Зритель» обратил на себя внимание властей, в типографии произвели обыск, за Крыловым установили полицейский надзор.

В 40 лет Крылов вошел в литературу как баснописец и этому призванию остался верен до конца. Крылов часто выступал с чтением, басни имели огромный успех. «А как читает этот Крылов!» – записывал в дневнике один современник – внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью.

При жизни Крылова вышло 9 книг, заключавших 196 басен, а всего он написал их более двухсот.

«Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни… и в сей басне сумел сделаться народным поэтом» – писал Н.В. Гоголь.

А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова, считая его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев» .

Санкт-Петербург, Летний сад, аллея, где находится памятник И.А. Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей наиболее известных басен. Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

IV. Басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

1. Что такое басня?

2. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

3. Чтение в лицах басен «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»

Особенность чтения басен Крылова – обращаться не к слушателям, а к партнеру.

В каждой басни обязательно присутствует мораль :

1. логический поучительный вывод из чего-нибудь (мораль басни)

V. Физкультминутка

Как живешь?Вот так!

Как идешь?Вот так!

Как бежишь?Вот так!

Как летишь?Вот так!

Как плывешь?Вот так!

Как шалишь?Вот так!

Как сидишь?Вот так!

VI. Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

1. Словарная работа (продолжение презентации на экране)

Взгромоздясь – взобралась с успехом, с особым предчувствием. Назовите синонимы к этому слову: взобралась, взлетела, примостилась, села, пристроилась.

Вещунья – предсказательница, тот, кто предвидит, предсказывает что-либо.

Плутовка – хитрая и ловкая, мошенница. Тот, кто любит хитрить, лукавить.

Мошенница – обманщица, совершающая неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.

Аллегория – иносказание.

VII. Работа над басней «Ворона и лисица»

1. Просмотр мультфильма по басне Крылова «Ворона и Лисица»

2. Беседа о первом впечатлении

3. Отработка техники чтения (продолжение презентации)

4. Самостоятельная работа. Чтение басни с подготовкой к чтению вслух.

5. Чтение басни вслух и ответы на вопросы:

Гнусна – отвратительна, омерзительна

Бог послал – так раньше говорили о чем-то случайно добытом или полученном.

Прочитайте еще раз басню и подумайте, какие слова чаще употребляет баснописец? Это глаголы, слова – действия. Они показывают, как ведут себя герои. Получается рассказ – повествование, а не описание. Это более интересно и лучше запоминается.

6. Чтение басни в лицах.

7. Вывод.

Какова идея басни И.А. Крылова? Обсуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения – заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лис – хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость – при чтении басен особый упор нужно сделать на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно – лести: в басне Лиса лестью добивается намеченной цели и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

VIII. Работа учащихся за компьютером.

Соотнести мораль басни и ее название – тест .

IX. Итоги.

Какой литературный жанр изучаем? Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем именно?

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Что б жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

М. Исаковский

Кто, служа высоким целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Н.А. Некрасов

Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «Книгой мудрости самого народа».

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

произведения глубокий смысл басни, выражать

свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

деятельности на основе упражнений в соотнесении

слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

порокам и недостаткам человека как лесть,

корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

плакат с датами жизни и смерти баснописца,

фотография памятника И.А.Крылову,

иллюстрации к басням,

предметные картинки (вороны, лисы),

карточки с лабиринтом,

картинки для игры «Что изменилось?»,

карточки со словами и словосочетаниями,

маски лисы и вороны,

грамзапись басни,

запись пословиц на доске.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, обобщающая

беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

наглядный (предметные картинки, иллюстра-

ции, портрет, фотографии)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Отчёт дежурного;

Проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. (Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

Сколько чашек стояло на столе?

Была ли среди фруктов груша?

Что лежало под столом?

Что было нарисовано на картине?

Какого цвета была ваза для фруктов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

(На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Игра «Лабиринт».

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

1) Работа с предметными картинками.

Опишите, какова ворона по внешнему виду.

Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое лесть?

(Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

Кого называют льстецом?

Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

Перечислите, что расхваливала Лисица?

Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

(Голубушка, как хороша!

Какие пёрышки! Какой носок!

Ведь ты б у нас была царь птица!)

Искренними ли были её слова?

(И говорит так сладко, чуть дыша.)

Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

(Чтобы отнять у Вороны сыр.)

Догадывалась ли об этом Ворона?

Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

Как это случилось?

После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

(Доверчивая, глупая.)

Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

(Тщеславных людей.)

В каких словах басни заключён её главный смысл?

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

(Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

(Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

Какой же смысл имеет басня?

(Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

Доказал ли это Крылов?

(Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление материала.

    Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

2. Выразительное чтение басни.

3. Игра «Словарь – наоборот»

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

    Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

- За добро добром платят.

(Ответы учащихся.)

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

(Лестью, заискиванием.)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.


Достаточно необычная и красивая маска вороны. Она может быть новогодняя, карнавальная, к тому же маска ворон делается разными способами. Некоторые из них подходят не только для детей, но и для взрослых.

Красивая и стильная маска вороны делается несложно, вместе с тем она станет отличным аксессуаром на Новый год или другой праздник.

Вариант с перьями




На вопрос о том, как сделать маску вороны, следует ответить: какой она должна быть? Ведь используя в своем творчестве перья, выпуклые элементы, можно сделать шикарные варианты. Можно подбирать абсолютно любые цвета, необязательно она должна быть преимущественно черной. Важно то, что такая вещь подойдет и для утренника, и для вечеринки Хэллоуина, особенно если вы хотите создать образ, как в басне «Ворона и лисица».

Процесс создания:

  1. Нужно взять бумагу, которая ляжет в основу изделия. Она должна быть плотной. Лист бумаги нужно согнуть пополам и создать с помощью ножниц и карандаша шаблон маски. Такие шаблоны можно найти в интернете, но несложно их прорисовать и самостоятельно.
  2. Далее нужно прорисовать отверстия для глаз. Определите, где будет клюв, и нарисуйте прорезь. Его нужно будет прикрепить отдельно.
  3. Затем изделие вырезается по контуру, а также намеченные отверстия внутри. Между глазами расстояние должно быть небольшим. Это можно делать и с детьми.
  4. Из картона необходимо вырезать перья. Не нужно лениться, вырежьте их побольше, так ворона будет красивее.
  5. К изнаночной стороне поделки крепится резинка, с помощью которой она будет держаться на лице. Для этого подойдет простая швейная резинка. Для ее крепления можно использовать канцелярский степлер.
  6. Клюв делается из плотного картона, согнутого пополам.
  7. Оставьте пару сантиметров для того, чтобы приклеить клюв к самой маске.
  8. Приклейте клюв хорошо к основанию изделия.
  9. Приступаем к декорированию. Перья будут казаться объемными, если загнуть линии посередине.
  10. Несколько небольших перышек позволят аккуратно замаскировать зону около глаз.




Другие варианты

Карнавальная маска ворона может создаваться не только из бумаги, ее можно сделать и из фоамирана своими руками или из поролона.

Еще один способ - использовать ткань. Для этого шьется шапочка, желательно черного цвета. Выкройка подойдет любая. Главное здесь использовать гладкую ткань, которая станет блестеть, как перья вороны. После этого можно использовать настоящие перья или вырезанные из бумаги. Если перья настоящие, то небольшими стежками чёрной ниткой они прихватываются к ткани, бумажные перья можно приклеить клеем. Клюв, созданный из бумаги, крепится на шапку так же.

Более простой вариант - это скачать лицо вороны с интернета, вырезать его, приклеить на резинку и готово. Все зависит от времени и материала в наличии.

Ни у одной мамы отныне не будет вопроса, как сделать маску вороны, как в басне «Ворона и лисица». Все вышеизложенные способы простые и доступные.