Содержание грунтовых дорог местного значения

На автомобильных дорогах Советского Союза организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

На дорожную службу возлагается прежде всего устранение причин, вызывающих появление каких-либо существенных повреждений. Поэтому дорожная служба должна непрерывно поддерживать дорогу и в особенности ее проезжую часть в чистоте, устранять даже небольшие дефекты, нарушающие безопасность движения, следить за ровностью покрытия и повышать прочность его при возрастании интенсивности движения. Для безопасности движения очень важно систематически поддерживать шероховатость покрытия, в первую очередь, восстанавливая слой износа на крутых поворотах и больших уклонах. Должны приниматься меры против снежных заносов и обледенения поверхности дороги в зимнее время. Для лучшего использования проезжен части необходимо следить за состоянием обочин и укрепительными полосами вдоль кромки проезжей части. На дорожную службу возлагается установка и содержание дорожных знаков, разметка дорог и устройство ограждений в наиболее опасных местах.

Кроме того, содержание включает учет движения на дорогах, озеленение, технический учет, инвентаризацию, освещение и охрану дорог.

Основные виды работ выполняются в плановом порядке в зависимости от состояния отдельных дорожных сооружений.

Текущий ремонт - это систематически выполняемая работа по исправлению мелких повреждений дорожных сооружений (земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений). В зависимости от сезона года характер этих работ различный. Появляющиеся дефекты разрушения должны быть немедленно устранены.

Средний ремонт выполняется периодически с целью восстановления эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений.

При среднем ремонте выполняются следующие основные работы:

по земляному полотну и водоотводу - ремонт и укрепление обочин, откосов полотна и резервов, ремонт дренажей, труб, русел у мостов и др.;

по дорожным одеждам - восстановление слоя износа, выравнивание покрытия и повышение шероховатости. Восстановление ровности щебеночных, гравийных и грунтовых покрытий добавлением нового материала, устройство виражей;

по искусственным сооружениям, зданиям и обстановке пути - несложный ремонт с заменой отдельных элементов, установка новых знаков, устройство ограждений, благоустройство развязок площадок отдыха, устройство тротуаров.

Капитальный ремонт - работы.направленные на полное восстановление эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений.

При этом может выполняться замена изношенных конструкций на более прочные и прогрессивные.

При капитальном ремонте предусматриваются работы:

по земляному полотну и водоотводу - перестройка отдельных элементов с целью повышения прочности и устойчивости, устройство пересечений в одном уровне;

по дорожным одеждам - утолщение, уширеиие, устройство новых одежд;

по искусственным сооружениям, зданиям и обстановке пути - перестройка мостов на новые, устройство галерей, подпорных стенок, тоннелей, укрепительных сооружений, строительство новых зданий для эксплуатационной службы, устройство съездов и подъездов длиной до 100 м, устройство сигнализации, освещения, архитектурное оформление, строительство автопавильонов, мест отдыха и др.

Ремонт усовершенствованных щебеночных и гравийных покрытий предусматривает: устранение ям, срезку бугров и наплывов, поверхностную обработку, а при значительных разрушениях- сплошное выравнивание и утолщение покрытий.

На асфальтобетонных покрытиях чаще всего возникают трещины, просадки, сдвиги и наплывы, продольные волны, выкрашивание, разрушение кромок. Для обеспечения нормального движения автомобилей эти дефекты должны быть своевременно устранены путем заделки трещин, удаление наплывов, поверхностной обработки; при значительных разрушениях укладывают новый слой асфальтобетонной смеси.

Ремонт цементобетонных покрытий заключается в заделке трещин, ремонте выбоин, восстановлении и замене плит, заделке швов. При значительном выкрашивании и шелушении поверхности цементобетонпого покрытия возможно устройство поверхностной обработки или укладка слоя асфальтобетона.

Существенное значение в процессе службы содержания дорог имеет борьба с пылью и грязью на дорогах. Хорошее сцепление пневматических шин автомобиля обеспечивается при сухом и чистом покрытии и в значительной степени зависит от шероховатости его поверхности. Если дорожное покрытие имеет большую шероховатость, а протектор шины выполнен из упругою материала, то выступающие мелкие бугорки твердого и прочного покрытия вдавливаются в беговую поверхность шины и обеспечивают хорошее сцепление колес с дорогой.

Если на сухом покрытии имеется слой пыли, вдавливание протектора шины затрудняется и сила сцепления несколько уменьшается. Если частицы пыли и грунта смачиваются водой, т. е. образуется пленка скользкой грязи, коэффициент сцепления снижается в 2-3 раза. При отсутствии контакта шины с дорогой-из-за большой толщины слоя скользкой грязи коэффициент сцепления становится наименьшим, т. е. практически таким же, как и во время гололеда при температуре выше 0° С. Если смазывающая грязевая пленка полностью выдавливается с площадки контакта шины и дорожного покрытия, коэффициент сцепления приближается к величине, соответствующей сухому покрытию.

Существенно влияет на состояние контакта шины с дорогой давление, оказываемое колесом автомобиля на дорогу. При неизношенном протекторе давление на контакте увеличивается и соответственно увеличивается коэффициент сцепления. Наличие шероховатости на поверхности покрытия увеличивает давление и способствует полному выдавливанию грязевой пленки. При этом условии, несмотря на загрязнение и влажность, коэффициент сцепления не снижается.

При влажном и загрязненном покрытии на величину коэффициента сцепления оказывают влияние скорости движения автомобиля. По мере увеличения скорости движения время контакта шины с дорогой уменьшается и выдавливание грязевой пленки ухудшается.

По данным испытаний в зависимости от изменения скорости движения коэффициент сцепления, например, на асфальтобетонном покрытии при влажном и сухом состоянии изменяется

Таким образом, для обеспечения безопасности движения даже усовершенствованные покрытия необходимо содержать всегда чистыми и систематически очищать от пыли и грязи.

Наиболе интенсивное пылеобразование наблюдается на грунтовых дорогах и на дорогах с гравийными и щебеночными покрытиями. Более износоустойчивые покрытия меньше пылят. Основным источником пыли на дороге являются продукты износа покрытия. Ветром и вихревыми движениями, создаваемыми автомобилями, пыль поднимается и образует над дорогой пыльное облако. Пыльное облако ограничивает видимость на дороге, вследствие чего приходится увеличивать расстояние между движущимися автомобилями и снижать скорость. Пыль увеличивает износ трущихся частей автомобиля, ухудшает работу двигателя и вредно влияет на водителя и пассажиров. Для борьбы с пылью покрытия поливают водой, раствором гигроскопических солей (хлористого кальция), органическими вяжущими (битумными эмульсиями). Дорожная служба располагает специальными машинами для уборки пыли с полотна дороги, которые имеют поливочные и моечные устройства.

Для большинства районов СССР особые трудности вызывает содержание дорог в зимний период. Уже при наличии на покрытии рыхлого снежного покрова толщиной 10 см скорость движения автомобилей значительно снижается, а при толщине рыхлого снегового покрова 25 см возможно лишь движение автомобилей повышенной проходимости со сниженной скоростью. Под действием движущихся автомобилей на дороге образуется слой плотного снега, который, однако, изнашивается и на его поверхности образуются колеи, ухабы, выбоины, усложняющие условия движения. Наиболее сложные условия создаются при образовании льда на поверхности дороги. Скользкая корка льда, часто имеющая неровную поверхность, нарушает безопасность движения, вызывает снижение скорости и, помимо этого, ускоряет износ автомобилей.

В соответствии с современными требованиями на дорогах с усовершенствованными покрытиями не должно быть снега и ледяной корки; на дорогах с покрытиями переходных и низших типов допускается слой уплотненного снега толщиной не более 8-10 см. Не разрешается оставлять на обочинах и за их пределами невыровненные снежные валы с крутыми откосами. При появлении гололедицы должны быть приняты меры по борьбе со скользкостью.

Для защиты дороги от снега применяются различные искусственные снегозадерживающие устройства: переносные щиты, постоянные заборы, ограждения из местных материалов. Чаще применяют переносные щиты. Действие этих устройств основано на снижении скорости снеговетрового потока до такой величины, при которой происходит выпадение снежных частиц и отложение их у щита. Щитовую линию располагают параллельно оси дороги. В зависимости от объема снегоприноса в данной местности ее устанавливают на расстоянии не менее 30 м от дороги и не далее 60 м В местностях с сильными и продолжительными метелями устанавливают постоянные заборы, так как перестановка переносных щитов становится затруднительной.

Более надежным средством снегозащиты являются защитные насаждения. Снегозадерживающая живая изгородь представляет собой линейную посадку из деревьев и кустарников в несколько рядов. Правильно сконструированная живая изгородь полностью задерживает переносимый снег и при многолетней эксплуатации значительно экономичнее, чем переносные щиты.

Применение средств задержания снега не исключает все же его отложение на дороге во время снегопада. Чтобы обеспечить бесперебойное движение автомобилей должна быть своевременно организована очистка дороги от снега. Отложения должны быть удалены Д° того, как образуется на дороге большой слой снега. Даже на дорогах с надежными средствами снегозащиты при верховых метелях и снегопадах очистку начинают немедленно, так как выпадающий снег прикатывается колесами и на проезжей части образуются колеи и ухабы.

С началом снегопада начинают патрульную снегоочистку, при которой снег отбрасывают в сторону за пределы полосы очистки. Для этого применяют плужные одноотвальные и двухотваль-ные автомобильные снегоочистители.

При очень интенсивном снегопаде, когда происходит быстрое накопление снега на полотне дороги и автомобили, работающие на очистке, не могут развить нужной скорости (25-30 км/ч) для отбрасывания снега, снег с проезжей части сдвигают, в результате чего на обочинах образуются снежные валы. Для сдвигания снега могут быть использованы автогрейдеры, бульдозеры и другие средства, а удалять валы лучше всего шнеко-роторными снегоочистителями, которые отбрасывают снег на 25-30 м от дороги.

Для обеспечения безопасности движения автомобилей в зимний период необходимо, чтобы поверхность дороги не была скользкой. При сильном уплотнении движением снежной корки или обледенении поверхности "дороги после оттепелей резко уменьшается коэффициент трения шин о поверхность (0,08- 0,12), вследствие чего нарушаются условия безопасности движения в особенности на продольных уклонах более 40-50%о; пересечениях дорог и кривых малого радиуса. Скорость движения во избежание аварий на скользкой дороге снижается. Наиболее рациональной, но трудно достижимой мерой против образования скользкости является полная очистка покрытия от снега. При интенсивном обледенении для повышения коэффициента сцепления шин с дорогой рассыпают песок, золу, шлак (абразивные материалы), крупность частиц которых не более 6 мм. Материал распределяют из специальных распределителей тонким слоем.

Более эффективно перед россыпью производить смешение абразивных материалов с хлористым кальцием или хлористым натрием. В этом случае рассыпанный материал втапливается в ледяную корку и хорошо удерживается на ней. Однако этот способ имеет и свои недостатки. Соль оказывает вредное воздействие на цементобетонные покрытия, в особенности в первые три года после строительства, поэтому ее применение в этом случае нежелательно. Соль также усиливает коррозию металлических частей проезжающих на дороге автомобилей.

Для устранения этих недостатков применяют различные ингибиторы, которые вводятся в хлориды и снижают степень коррозии до естественного уровня.

Современные автомобильные дороги представляют собой сложный инженерный комплекс сооружений, предназначенный для обеспечения движения автомобильного транспорта при любых погодный условиях. Этот инженерный комплекс помимо земляного полотна и дорожной одежды включает в себя мосты и трубы, защитные дорожные сооружения и сооружения сопутствующих служб. Именно состояние всех составляющий и определяет уровень эксплуатационного состояния дороги.

Что необходимо для максимально эффективного функционирования дороги?

Для эффективного функционирования дороги необходимо постоянное обеспечение не только организации движения, но и ее правильная техническая эксплуатация, что включает в себя как планово-предупредительные, так и ремонтно-восстановительные работы.

Опираясь на многолетний опыт можно утверждать, что экономическая отдача от ремонта и содержания дорог превышает экономическую отдачу от средств, вложенных в строительство дорог c нуля. Необходимо отметить, что новые дороги после ввода в эксплуатацию также требуют постоянного эксплуатационного ухода и содержания.

Природно-климатические условия

Бесспорное влияние на состояние дорог и условия движения по ним автомобильного транспорта имеют природно-климатические условия. Для России, с учетом ее огромной территории и различных климатических зон (от антарктической до субтропической), этот факт имеет особое значение.

На сегодняшний день российская дорожная сеть находится в таком состоянии, что ремонт имеющихся дорог является более важной задачей, чем строительство новых дорог. Одной из главных задач является задача повышения капитальности дорожных одежд, что обеспечивает как высокие скорости, так и безопасность движения. Качество дорожной одежды зависит от качества работ при асфальтировке. Следует отметить, что существенно снизить затраты на работы по асфальтированию дороги может применение асфальтовой крошки , которая получается в результате вторичной переработки асфальтового покрытия дороги после снятия путем тщательного и равномерного его измельчения. Цена асфальтовой крошки существенно ниже цены на асфальт .

Асфальтировка современных дорог требует пошагового и точного соблюдения технологического процесса. Только при такой постановке асфальтирование дороги обеспечивает надежное покрытие, имеющее соответствующие эксплуатационные свойства. В зависимости от того, какую функциональную нагрузку несет дорога, асфальтировка выполняется в один или в два слоя.

Асфальтирование дорог - трудоемкий и дорогостоящий процесс, доверять который следует только профессионалам, несущим ответственность и дающим гарантию на каждый метр уложенного асфальта. Квалифицированные специалисты и специальная техника обеспечат дорожное покрытие, имеющее высокие эксплуатационные качества.

Документ утратил силу

(текст документа с изменениями и дополнениями на ноябрь 2014 года)


Утверждены

Приказом Министерства


Приведена классификация работ по содержанию и ремонту городских дорог, правила содержания и ремонта различных покрытий. Даны технические характеристики применяемых при ремонте машин и механизмов. Изложены правила техники безопасности при выполнении дорожных работ.

В разработке Технических правил принимали участие: отдел городского транспорта и дорог АКХ им. К.Д. Памфилова, Ростовский НИИ АКХ, Науч.-иссл. и констр.-технол. институт городского хозяйства МЖКХ УССР, Главное управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Москвы.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

1.1. Общая часть

1.1.1. Работы по содержанию и ремонту городских дорог и тротуаров должны обеспечивать бесперебойное, удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов в любое время года, обеспечивая максимальное увеличение срока службы дорожной одежды при минимальных затратах.

1.1.2. Основной задачей дорожных организаций, ответственных за содержание и ремонт городских дорожных одежд, являются сохранение их транспортно-эксплуатационных характеристик, своевременное выявление и устранение повреждений и деформаций, а также выполнение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления деформаций.

1.2. Номенклатура работ по содержанию и ремонту

1.2.1. Работы по содержанию и ремонту городских дорог разделяются на следующие виды: содержание, текущий ремонт, средний ремонт и капитальный ремонт.

1.2.3. К текущему ремонту относятся работы по предупреждению разрушения дорог и исправлению мелких повреждений.

1.2.4. К среднему ремонту относятся работы по периодическому возмещению слоя износа дорожного покрытия с обеспечением в необходимых случаях достаточной его шероховатости и ликвидации всех повреждений дороги и дорожных сооружений.

1.2.5. К капитальному ремонту относятся работы по восстановлению одежд проезжей части дорог и тротуаров, а также работы, связанные с заменой отдельных конструктивных слоев и элементов городских дорог.

1.3. Состав работ по содержанию и ремонту городских дорог

1.3.1. К работам по содержанию городских дорог относятся:

а) уход за пучинистыми участками дорог;

б) уход за водоотводными сооружениями;

в) обеспыливание покрытий переходного и низшего типов (мостовых из булыжного колотого камня, гравийных, щебеночных, шлаковых);

г) проведение периодического учета интенсивности движения транспорта по магистралям и улицам.

1.3.2. В зависимости от видов повреждений к работам по текущему ремонту городских дорог относятся:

а) заделка выбоин, просадок и небольших проломов малыми (площадью до 3 м2) и средними (площадью 3 - 25 м2) картами;

б) ликвидация волн и наплывов;

в) заделка трещин и швов;

г) поверхностная обработка покрытия с объемом работ до 300 м2;

д) профилирование с заделкой выбоин и киркованием отдельных участков;

е) восстановление покрытий после разрытий на проезжих частях улиц и тротуаров;

ж) исправление дренажей;

з) ликвидация отдельных повреждений и просадок тротуаров с покрытиями всех видов картами до 50 м2;

и) исправление и замена отдельных бортовых камней на участках общим протяжением до 100 м.

1.3.3. К работам по текущему ремонту ливневой канализации относятся ремонт водоприемных и смотровых колодцев, замена крышек и решеток люков, наращивание горловин колодцев.

1.3.4. К работам по среднему ремонту проезжей части городских дорог и ливневой канализации относятся:

а) исправление просадок и проломов большими картами (площадью более 25 м2) с одновременным ремонтом (при необходимости) основания и земляного полотна при площади мест, подлежащих ремонту, более 200 м2;

б) поверхностная обработка покрытий с объемом работ более 300 м2;

в) ликвидация отдельных повреждений и просадок тротуаров с покрытиями всех видов картами более 50 м2;

г) исправление и замена отдельных бортовых камней на участках общим протяжением более 100 м;

г) ликвидация пучин на проезжей части дорог и тротуаров;

е) исправление повреждений и замена пришедших в негодность труб водостоков, лотков и сводов;

ж) замена кирпичных смотровых и дождеприемных водосточных колодцев на железобетонные;

з) замена люка и рамы с наращиванием горловин смотровых и дождеприемных водосточных колодцев.

1.3.5. Основные виды деформаций дорожных покрытий и бортовых камней, причины их возникновения и методы устранения приведены в табл. 1.


Таблица 1

Основные виды, причины возникновения и методы устранения деформаций дорожных покрытий

Тип покрытия и вид деформации Основные причины возникновения деформации Методы устранения деформации 1 2 3

Покрытия асфальтобетонные


Длительное воздействие колес транспорта и природных факторов (нормальный износ), низкое качество покрытия, высокая интенсивность старения битума (преждевременный износ)

Устройство слоя износа методом поверхностной обработки или наращивание покрытия тонким слоем асфальтобетона


а) образующие сетку

Неустойчивость основания дорожной одежды и подстилающих грунтов, несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности движения транспорта и нагрузкам, повышенная вязкость и хрупкость битума, содержащегося в асфальтобетоне

Устранение причин, вызывающих переувлажнение земляного полотна, неустойчивости основания дорожной одежды; на отдельных участках усиление дорожной одежды и сплошное устройство нового покрытия (последние работы относятся к капитальному ремонту)

б) криволинейного очертания

Повышение вязкости и хрупкости битума, содержащегося в асфальтобетоне (старение битума), резкие колебания температуры в зимних условиях

Заделка трещин битумом или битумной мастикой с присыпкой каменной мелочью

в) прямолинейного очертания, направленные параллельно и перпендикулярно к оси дороги

Растягивающие усилия, действующие в местах температурных и рабочих швов цементобетонных оснований и в местах устройства поперечных и продольных сопряжений асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства


а) с образованием наплывов и волн

Недостаточная сдвигоустойчивость и повышенная пластичность асфальтобетона, проявляющаяся в жаркое время года в местах торможения транспорта (на подходах к остановочным пунктам, спусках и т.д.)

б) с образованием разрывов в покрытии

Недостаточное сцепление между слоями покрытия или между покрытием и основанием

Замена деформированного асфальтобетонного слоя новым из сдвигоустойчивой смеси, разогрев деформированного покрытия с добавлением новой сдвигоустойчивой смеси, срезка наплывов

Выкрашивание с образованием выбоин, шелушение

Действие влаги на покрытие, выполненное из смесей повышенной пористости (недостаток битума в смеси, недоуплотнение смеси). Неудовлетворительное сцепление битума с поверхностью каменных материалов

Заделка выбоин с последующим устройством слоя износа


а) на проезжей части

Потеря несущей способности основания вследствие переувлажнения грунта или пучинообразования. Провалы земляного полотна, вызванные аварией подземных сооружений

Ликвидация причин, вызывающих проломы, с исправлением основания дорожной одежды и устройством нового покрытия

б) в зоне трамвайного пути

Вибрация и деформация трамвайного пути

Замена асфальтобетонного покрытия в зоне трамвайного пути новым асфальтобетонным покрытием из штучных материалов

Просадки:


а) пологие неопределенной формы

Недостаточное уплотнение дорожной одежды и земляного полотна, переувлажнение земляного полотна, неоднородность и несоответствие материалов, несоответствие конструкции действующим нагрузкам

Заделка просадок с исправлением (или без него) основания дорожной одежды в зависимости от глубины просадки и ее площади. В случае переувлажнения подстилающих грунтов ликвидация вызывающих его причин

б) продольные и поперечные прямоугольной формы

Некачественная заделка разрытий при ремонтах или прокладке подземных сооружений

Заделка просадок с исправлением основания дорожной одежды

Вмятины (следы)

Воздействие на покрытие в летнее время выступающих частей, металлических гусениц и ободов при повышенной пластичности асфальтобетона

Поверхностная обработка покрытия

Мостовые из булыжного и колотого камня:


Просадки:


а) местные неопределенной формы, колеи, искажения профиля

Снижение прочности грунтового основания вследствие его переувлажнения

Разборка мостовой, замена песка на глубину загрязненного слоя, восстановление мостовой с обеспечением отвода поверхностных вод

б) прямоугольной формы

Неудовлетворительная заделка разрытий

Неравномерное истирание камней мостовой

Использование камня из слабых пород

Замена изношенных камней

Гравийные щебеночные и шлаковые покрытия


Выбоины, поперечная волнистость (гребенка), колейность

Неустойчивость основания и покрытия

Кирковка покрытия, добавление нового каменного материала, профилирование и укатка покрытия

Покрытия цементобетонные


Поверхностные деформации (выкрашивание раствора, шелушение поверхности покрытия, образование раковин и отслоений)

Низкое качество применяемых материалов, нарушение в технологии приготовления и укладки смесей, неудовлетворительный уход за свежеуложенным бетоном

Ремонт покрытий цементопесчаным бетоном по цементному раствору или цементоколлоидному клею, поверхностная обработка покрытия пластобетонными или битумоминеральными смесями


а) поверхностные

Недопустимые температурные напряжения в бетоне и динамическое воздействие транспортных средств

Поверхностная обработка с применением в качестве вяжущего эпоксидной смолы, заливка трещин

б) сквозные

Разрыв покрытий от сжатия при низких температурах и большом расстоянии между швами. Недостаточная толщина подстилающего песчаного слоя и деформации земляного полотна

Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов после частичной вырубки бетона вдоль трещины на глубину 3 - 10 см или после вырубки бетона на полную толщину одежд

Несовпадение в плане прокладки шва и нарезанного в верхней части покрытия паза шва. Отклонение штырей шва от горизонтали, недостаточная устойчивость конструкции каркаса шва и плохое закрепление в них штырей. Образование бетонных пробок под прокладкой шва расширения, между прокладкой и рельсформой

Расчистка шва, установка и закрепление доски на прокладку, ремонт примыкающих к шву участков одежды, удаление доски после набора бетоном достаточной прочности, подгрунтовка стенок шва битумом и заполнение шва мастикой или прокладкой

Разрушения кромок швов и трещин с образованием выбоин

-

Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов

Вертикальные перемещения, прогибы, выпучивание плит

Слабые основания, подверженные изменениям влажностнотемпературного режима

Исправление и укрепление основания с последующей укладкой плит

Просадки и проломы плит

Склонность подстилающих грунтов к пучинообразованию, недостаточный поверхностный водоотвод

Исправление оснований, устройство дренажей, перекладка верхнего слоя покрытия

Бортовой камень


Просадки, отклонение от вертикали

Наезды на линию бортовых камней, слабое основание (из щебня, без боковых упоров)

Ремонт основания с установкой камня по отметке

Сколы граней и углов, трещины, повреждения лицевой поверхности

Недостаточная морозостойкость бетона, низкая прочность

Исправление, перестановка камней, замена новыми камнями


1.3.6. Объемы работ по ремонту городских дорог назначаются в соответствии с "Нормативами ежегодных объемов и методикой выбора и расчета потребности в средствах механизации для работ по текущему, среднему и капитальному ремонтам дорожных одежд в городах РСФСР различных категорий" (МЖКХ РСФСР, М., ОНТИ АКХ, 1974 г.).

1.3.7. Дорожно-строительные материалы, применяемые при содержании и ремонте городских дорог, должны отвечать требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНиП и др.).

2.1. Общая часть

2.1.1. Работы по содержанию городских дорог проводят непрерывно в течение всего года.

В зависимости от периода года должны выполняться следующие работы:

а) летом: подметание, поливка и мойка улиц, присыпка минеральным материалом покрытий облегченного и переходного типов в местах, где наблюдается выход битума на поверхность ("потение"), обеспыливание дорожных покрытий переходного и низшего типов;

б) осенью: подметание, мойка, очистка улиц от снега и грязи, подготовка водоотводных сооружений к зиме, борьба с гололедом;

в) зимой: очистка улиц и дорог от снега и льда, борьба с гололедом, уход за пучинистыми участками дорог, обеспечение стока воды во время зимних оттепелей;

г) весной: обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части дорог и тротуаров, очистка улиц от грязи, уход за пучинистыми участками дорог.

Круглогодично должен осуществляться уход за водоотводными сооружениями.

2.1.2. Участки дорог, земляное полотно которых подвержено пучинообразованию, должны быть учтены и находиться под усиленным надзором. До осенних дождей на них должны быть закончены все ремонтные работы, а водоотводные сооружения и дренажи приведены в исправное состояние.

В зимнее время (особенно в первую половину зимнего периода) пучинистые участки необходимо очищать от снега для обеспечения быстрого промерзания грунтов с одинаковой скоростью.

В весеннее время, до начала таяния, проезжая часть и тротуары на этих участках улиц должны быть полностью очищены от снега и льда.

При обнаружении пучинообразования необходимо принять следующие меры: строго регулировать движение, ограничить скорости движения транспорта, закрыть движение для тяжелых транспортных средств, допуская лишь движение легкового транспорта и аварийных машин; в случае необходимости полностью закрыть движение.

2.2.1. Дождеприемные колодцы должны очищаться весной после пропуска талых вод и осенью перед закрытием и утеплением. В остальное время очистка должна производиться по мере необходимости.

2.2.2. Очищать колодцы следует механизированным способом. Допускается очистка глубоких колодцев вручную при отсутствии средств механизации.

2.2.3. Колодцы очищают вручную двое рабочих, один из которых находится в колодце, а другой - на поверхности (принимает загруженные емкости, грузит мусор в автомобили).

2.2.4. Механизированная очистка дождеприемных колодцев выполняется с помощью илососов, например ИЛ-980А.

2.2.5. Очистку колодцев и камер илососом выполняют двое рабочих, один из которых открывает и закрывает крышки колодцев, а другой управляет всасывающим соплом илососа.

2.2.6. При отсутствии илососов отложения можно удалять с помощью поливомоечной машины. В этом случае очистку выполняют с помощью водяной струи, направленной под большим давлением в колодец. Струя размывает отложения, которые вместе с водой смываются в водосточную сеть.

Для выполнения указанной работы машина должна быть оборудована длинным шлангом с металлическим наконечником. Колодцы промывают с поверхности.

2.2.7. Водосточные трубы диаметром до 300 мм очищают один раз в год после весеннего паводка для подготовки к пропуску летних ливневых вод.

2.2.8. Очищают трубы водопроводной водой от гидранта с помощью длинного шланга с наконечником типа "брандсбойт" или с помощью поливомоечных машин и машин для очистки труб ливневой канализации, например КО-502.

2.2.9. Очищать начинают от смотрового колодца, расположенного на магистральном коллекторе, в сторону дождеприемного колодца, с тем чтобы наносы, размываемые водой, уносились вместе с потоком воды по уклону в магистральный коллектор.

2.2.10. При отсутствии технических средств для прочистки труб гидравлическим способом используют метод прокола с помощью металлических штанг, собранных из звеньев длиной 1 м каждое. Штангу собирают в смотровом колодце и с ее помощью протаскивают трос с ершом, который ликвидирует засор в трубопроводе.

2.2.11. Водосточные трубы диаметром 400 - 1200 мм очищают один раз в 2 - 3 года. При наличии подпора воды ликвидацию засора начинают с откачки воды перед запрудой во избежание возможного прорыва воды, а затем ликвидируют засор согласно требованиям пп. 2.10 и 2.11.

2.2.12. Проходные и полупроходные коллекторы очищают в зимний период.

2.2.13. Крупные коллекторы диаметром 1500 мм и более следует прочищать по мере засорения, но не реже чем через 4 - 5 лет.

2.2.14. Очищать коллекторы начинают с участков, имеющих наименьшую скорость течения воды, так как в этих местах скапливается наибольшее количество отложений.

2.2.15. Очистку проходных и полупроходных коллекторов выполняют гидравлическим, механическим и гидромеханическим способами.

2.2.16. При гидравлическом способе очистки коллекторов работы выполняют в соответствии с пп. 2.10 и 2.11.

2.2.17. Механическую очистку коллекторов осуществляют скреперными установками, например ОК-10, через смотровые колодцы или камеры. Длина одного участка работ равна расстоянию между соседними колодцами. Размер скреперного ковша устанавливают в соответствии с сечением смотрового колодца. Работы начинают с верховой части коллектора, перемещая наносы скреперными ковшами в сторону низового колодца, где их извлекают на поверхность илососом или другими средствами.

На криволинейных участках коллекторов скреперные установки применять нельзя.

2.2.18. Очистку гидромеханическим способом выполняют с помощью гидромониторов. Гидромонитор располагают непосредственно в коллекторе и мощной струей воды размывают наносы, которые с потоком уносятся вниз по уклону.

Через низовой смотровой колодец наносы крупных фракций извлекают на поверхность илососом или другим способом. Наносы мелких фракций, находящиеся во взвешенном состоянии, уносятся с потоком в открытое русло.

2.2.19. Для предотвращения промерзания водосточной сети колодцы утепляют металлическими листами из старого кровельного железа. Листы подкладывают под дождеприемные решетки, а выступающие края листа запрессовывают между решеткой и рамой колодца. Металлические листы должны иметь отверстия в объеме 20 - 30% рабочей площади дождеприемной решетки для пропуска поверхностных вод.

2.2.20. В зимний период необходимо следить за чистотой дождеприемных решеток, с тем чтобы они могли свободно принимать талые воды.

2.2.21. Снимают утепления весной, начиная с колодцев, расположенных в пониженных местах, и с тех, на которые по условиям рельефа приходится большой приток воды. При устойчивой положительной температуре окружающего воздуха без ночных заморозков утепление необходимо снять полностью со всех колодцев.

2.2.22. Ликвидируют ледяные пробки в водосточной сети паропрогревом с помощью передвижных котлов-парообразователей, например Д-163Б. Паропрогрев дождеприемных колодцев выполняют сверху, и по мере плавления льда удаляют образовавшуюся воду из колодца.

Паропрогрев водосточной сети производят через смотровой колодец в направлении к дождеприемному колодцу.

2.2.23. Мероприятия по пропуску весенних паводковых вод следует начинать с оценки скопившегося на городских территориях снега, его запасов, степени уплотнения, загрязненности. Кроме этого, необходимо иметь сведения о прогнозе погоды на предпаводковый период.

2.2.24. К началу пропуска паводковых вод должны быть очищены от льда и мусора лотки на улицах, дождеприемные колодцы, все перепускные трубы, кюветы и подмостковые проходы и при необходимости проведены дноуглубительные работы.

2.2.25. На период прохождения паводковых вод должны быть созданы бригады рабочих, которые под наблюдением мастера должны вести круглосуточный контроль за пропуском воды и состоянием водосточной сети. Бригада должна быть полностью обеспечена инструментом, механизмами, транспортом.

2.2.26. После пропуска весеннего паводка водосточная сеть должна быть обследована с целью выявления повреждений.

2.3. Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов

2.3.1. Покрытия переходного и низшего типов обеспыливают органическими и неорганическими связующими материалами. Обеспыливание мостовой органическими материалами запрещается.

2.3.2. К неорганическим обеспыливающим веществам относятся хлористый кальций, отходы содовой промышленности, содержащие хлористый кальций, или другие растворы, содержащие гигроскопические соли.

К органическим обеспыливающим веществам относятся жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ-25/40, МГ-25/40, битумные эмульсии (ГОСТ 18659-73), сульфидно-спиртовая барда (ссб), сульфитно-дрожжевая бражка (сдб) и эмульсии на их основе, нефть, мазут и отработанные масла.

2.3.3. Непосредственно перед обеспыливанием производят профилирование покрытия с помощью автогрейдера (при значительном количестве пыли) или механическими щетками.

2.3.4. Обеспыливание 20 - 30%-ным раствором хлористого кальция выполняют при помощи поливомоечных машин или автоцистерн, оборудованных распределительными устройствами из расчета 1,5 - 4 л/м2 при первом (за два приема с перерывом между ними от 2 до 6 ч) и 1 - 2,5 л/м2 при последующих . Срок обеспыливающего действия хлористого кальция после первой обработки равен 3 - 5 неделям, а после последующих обработок - 5 - 7 неделям.

Обеспыливание черных покрытий хлористым кальцием запрещается.

2.3.5. Обеспыливание покрытий жидким битумом выполняют 2 - 3 раза в сезон: первый раз в начале сезона, последующие - в течение сезона. Жидкий битум разливают в подогретом до температуры 40 - 60 °C состоянии автогудронатором в сухую теплую погоду, когда покрытие больше нагрето солнцем. Норма первого жидкого битума для гравийных, щебеночных и шлаковых покрытий составляет 0,3 - 1,25 л/м2. При повторных расход вяжущего уменьшают на 30%. После вяжущего с помощью пескоразбрасывателя за 3 - 4 прохода рассыпают крупнозернистый песок. Плотность посыпки до 0,2 - 0,4 м3 песка на 100 м2 поверхности.

Движение по дороге открывают после того, как вяжущее впитается в покрытие.

2.3.6. Для обеспыливания покрытий битумными эмульсиями применяют средне- или медленнораспадающиеся эмульсии прямого типа с содержанием 30 - 40% битума марок БНД-200/300, БНД-130/200 или более вязкого битума в разжиженном виде. Обеспыливание битумной эмульсией можно выполнять в прохладную погоду при температуре воздуха не выше +20 °C при влажном покрытии, но не во время дождя. Технология работ состоит из следующих операций:

а) розлив эмульсии автогудронатором в количестве 1,2 - 1,5 л/м2 за один прием или при большом пылеобразовании - 1,5 - 2 л/м2 в два приема с перерывами между ними от 1 до 3 ч;

б) россыпь крупнозернистого песка в количестве 0,2 - 0,4 м3 на 100 м2 поверхности;

в) уплотнение двумя-тремя проходами легкого катка (массой 2 - 3 т).

Движение транспорта разрешают после распада битумной эмульсии.

Частота повторных обеспыливаний зависит от климатических условий и интенсивности движения. Обычно работы по обеспыливанию выполняют 2 - 3 раза в сезон.

2.3.7. Обеспыливание покрытий растворами ссб и сдб выполняют автогудронаторами за один прием при расходе материала 1 - 1,5 л/м2 и в два приема при расходе 1,5 - 2 л/м2.

2.4. Учет интенсивности движения городского транспорта

2.4.1. Интенсивность движения автомобильного транспорта в городах определяют путем непосредственного наблюдения или при помощи автоматических счетчиков. Для проведения учета движения в городе создают опорные учетные пункты, размещаемые в местах, согласованных с Госавтоинспекцией.

Учет состава и интенсивности движения транспорта производят на опорных пунктах в различных частях города не менее двух раз в месяц по часам суток. При этом учитывают число проходящих машин раздельно по видам транспортных средств. Для каждого опорного пункта составляют учетную карточку с указанием номера учетного пункта, улицы, на которой он расположен, даты проведения наблюдений, времени начала и конца наблюдений, числа прошедших автомобилей по видам и грузоподъемности в различных направлениях, входящих в рассматриваемый узел улицы, а также фамилии учетчиков. Форма учетной карточки приведена в Прил. 1.

Записи из карточек учета переносят в журнал учетного пункта. По окончании квартала или года по журналу устанавливают среднесуточную интенсивность движения за год, максимальную и минимальную интенсивность движения, часы пик и интенсивность движения в эти часы, а также процентный состав всех видов транспорта различных типов в потоке движения. Форма журнала учета приведена в Прил. 2.

Одновременно с учетом движения автомобильного транспорта на опорных пунктах по согласованию с Госавтоинспекцией производят учет движения пешеходов.

2.4.2. На каждую улицу составляется паспорт, в который по специальным формам заносят данные о состоянии отдельных элементов улицы. Паспорт составляет строительная организация перед сдачей сооружения в эксплуатацию и вместе с исполнительной документацией передает его дорожно-эксплуатационной организации. На сооружения, находящиеся в эксплуатации, паспорта составляет организация, в ведении которой они находятся.

Дорожный паспорт содержит наименование объекта, категорию улицы и дороги по эксплуатационной классификации, год постройки, все основные размеры элементов, объемные и ценностные показатели, конструкцию одежды, систему водоотвода, сведения о подземных сооружениях и др. В паспорт заносят сведения о деформациях и износе, производстве ремонтов, оценку общего состояния сооружения.

Форма паспорта приведена в Прил. 3.

2.4.3. Весной после таяния снега производят осмотр проезжей части дорог, тротуаров, водостоков и других сооружений городских улиц с целью выявления дефектов, появившихся в процессе их зимней эксплуатации. Форма журнала осмотра приведена в Прил. 4.

Выявленные дефекты и повреждения должны быть устранены в течение 2 - 4 недель после наступления теплой погоды. В дальнейшем их устраняют по мере появления. Осенью за 3 - 4 недели до наступления ненастной погоды дороги должны быть вновь осмотрены и отремонтированы для подготовки их к эксплуатации в зимних условиях.

3. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

3.1. Ремонт асфальтобетонных покрытий

Заделка выбоин и просадок.

3.1.1. Для заделки выбоин, просадок и проломов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям ГОСТ 9128-76. Смеси должны быть того же вида и состава, из которого было построено покрытие. При заделке глубоких выбоин, когда ремонтируют не только верхний, но и нижний слой покрытия, разрешается укладывать на всю глубину смесь, заготовленную для верхнего слоя. Песчаный асфальтобетон разрешается использовать для верхнего и нижнего слоев только при размере выбоины до 1 м2; при размере выбоин более 1 м2 песчаный асфальтобетон можно укладывать только в верхний слой.

3.1.2. Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих смесей выполняют в сухое время года при температуре воздуха не ниже плюс 5 °C, теплых - не ниже 0, холодных и эмульсионно-минеральных смесей - не ниже минус 10 °C. Деформации, возникшие в процессе зимней эксплуатации дорог, в целях предупреждения их развития в период весеннего таяния, должны быть исправлены в зимних условиях до наступления весеннего таяния. В этом случае для заделки выбоин на покрытиях, построенных из горячих смесей, допускается использовать холодную асфальтобетонную смесь.

Для ремонта покрытий в условиях сырой погоды рекомендуется использовать смеси с добавками поверхностно-активных веществ (ПАВ) или эмульсионно-минеральные смеси.

3.1.3. В асфальтобетонные смеси, содержащие минеральные материалы основных пород, добавляют анионоактивные ПАВ типа высших карбоновых кислот (госсиполовая смола, кубовые остатки синтетических жирных кислот, хлопковый гудрон, второй жировой гудрон и др.) и типа железных солей (мыл) высших карбоновых кислот в количестве 3 - 5% веса битума; в смеси, содержащие минеральные материалы кислых пород, добавляют катионоактивные ПАВ типа четырехзамещенных аммониевых оснований (катапины А и К и др.) в количестве 0,5 - 2% веса битума; в смеси, содержащие минеральные материалы как кислых, так и основных пород, добавляют катионоактивные ПАВ типа алифатических аминов (амин, диамин, БП-2, БП-3 и др.) в количестве 0,5 - 2% веса битума.

3.1.4. Ремонт покрытий с использованием материалов на битумных эмульсиях производят при положительных температурах воздуха и заканчивают за три недели до наступления морозов. Допускается проведение работ на влажном покрытии, но при отсутствии луж на ремонтируемом месте. Материалы применяют в холодном виде.

3.1.5. Для ремонтных работ применяют прямые анионо- или катионоактивные битумные эмульсии, относящиеся к классам быстро-, средне- или медленнораспадающихся. Область применения этих эмульсий приведена в табл. 2. Битумные эмульсии должны отвечать требованиям ГОСТ 18659-73, а эмульсионно-мннеральные смеси - требованиям "Временных технических указаний на применение битумных эмульсий в строительстве и ремонте дорожных одежд населенных мест" (МЖКХ РСФСР, Ростов-на-Дону, 1972).


Таблица 2

Область применения эмульсий

Виды работ Класс эмульсий быстрораспадающиеся среднераспадающиеся медленнораспадающиеся

Приготовление эмульсионно-минеральных смесей с содержанием частиц мельче 0,071 мм более 5%

- - +

- + +

Обработка щебеночных материалов способом пропитки

+ + -

Обработка дна и краев вырубок (подгрунтовка)

+ - -

Устройство поверхностной обработки

+ + -

Обеспыливание

- + +

3.1.6. Работы по заделке выбоин и просадок выполняют одним из следующих способов:

а) вырубкой и удалением материала на поврежденном участке дорожного покрытия;

б) разогревом асфальтобетона ремонтируемого участка покрытия.

3.1.7. Ремонт с вырубкой материала асфальтобетонного покрытия включает следующие технологические операции:

а) очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками и сжатым воздухом;

б) разметку границ выбоин;

в) вырубку по очерченному контуру материала покрытия с удалением его с ремонтируемого места;

г) обработку стенок и дна вырубки тонким слоем битума;

д) раскладку асфальтобетонной смеси на ремонтируемое место;

е) уплотнение асфальтобетона;

ж) сглаживание мест сопряжений нового асфальтобетона со старым покрытием.

3.1.8. Границы выбоин и других повреждений отмечают мелом прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными к оси дороги, с захватом неповрежденного покрытия на 3 - 5 см. Выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту.

Разломку поврежденного асфальтобетонного покрытия осуществляют с помощью пневмо- или электромолотков. Асфальтобетон вырубают на глубину выбоины, но не менее толщины верхнего слоя покрытия. Края вырубки должны быть вертикальными.

Вырубленный материал удаляют с места работ.

3.1.9. После тщательной очистки вырубки от мелких кусков асфальтобетона и пыли сжатым воздухом ее дно и края обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией. Обработку производят при помощи передвижных гудронаторов малой емкости (например, Д-125А или специальных распылителей, входящих в комплект оборудования авторемонтеров).

Для обработки используют жидкий битум марок МГ-25/40, СГ-15/25, СГ-25/40; разжиженный вязкий битум марок БНД-90/130, БНД-130/200 и БНД-200/300, нагретый до температуры 80 - 100 °C из расчета 0,5 - 0,6 л/м2, а также прямую битумную эмульсию, относящуюся к классу быстрораспадающихся, с концентрацией битума 50 - 60% в количестве 0,6 - 0,9 л/м2.

3.1.10. Доставку асфальтобетонной смеси на рабочее место производят в бункерах-термосах авторемонтеров или в автомобилях-самосвалах малой грузоподъемности. Распределение смеси осуществляется вручную.

3.1.11. Минимально допустимая температура смеси при укладке в зависимости от марки битума должна соответствовать требованиям табл. 3.


Таблица 3

Минимально допустимая температура смеси при укладке (из ГОСТ 9128-76)

Виды смеси Марка битума Температура смеси, °C при выпуске из смесителя в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже без ПАВ с ПАВ без ПАВ с ПАВ

1. Горячие

140 - 160 120 - 140 120 100

110 - 130 100 - 120 80 80

80 - 100 80 - 100 70 70

80 - 100 80 - 100 70 70

3. Холодные

90 - 110 80 - 100 Не ниже +5° весной

90 - 120 80 - 100 Не ниже +10° осенью

Примечание. При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд при пониженных температурах воздуха в случае использования вязких битумов допускается использование смесей, температура которых на 10 °C выше указанной в таблице.


3.1.12. Горячие, теплые и холодные асфальтобетонные или эмульсионно-минеральные смеси укладывают в один или два слоя в зависимости от глубины выбоины. При заделке глубоких выбоин, когда вырублен не только верхний, но и нижний слой покрытия, смесь следует укладывать с послойным уплотнением при толщине слоя не более 5 см.

Для обеспечения ровности отремонтированного покрытия смеси укладывают с учетом изменения толщины слоя при уплотнении: слой горячей и теплой смеси должен быть на 25 - 30%, а слой холодной асфальтобетонной и эмульсионно-минеральной смеси на 50 - 70% больше толщины ремонтируемого слоя. При использовании холодных асфальтобетонных и эмульсионно-минеральных смесей поверхность отремонтированных мест должна быть выше поверхности существующего покрытия на 10 - 15% общей толщины слоев уложенной смеси с учетом того, что окончательное уплотнение будет достигнуто под воздействием движущегося транспорта.

Ориентировочная потребность в материалах для заделки выбоин и просадок на 1 м2 покрытия с вырубкой старого асфальтобетона приведена в табл. 4.


Таблица 4

Ориентировочное количество материалов, необходимое для заделки выбоин и просадок на 1 м2 покрытия

Толщина слоя, мм Асфальтобетонная смесь, кг Эмульсионно-минеральная смесь, кг Для подгрунтовки, кг песчаная или мелкозернистая (верхний слой) средне- или крупнозернистая (нижний слой) мелкозернистая (верхний слой) среднезернистая (нижний слой) битум битумная эмульсия 30 70 - 66 - 0,5 - 0,55 0,6 - 0,8 40 93 - 83 - 0,5 - 0,55 0,6 - 0,8 50 116 - 110 - 0,5 - 0,55 0,6 - 0,8 60 70 72 66 68 0,55 - 0,6 0,7 - 0,9 70 93 72 88 68 0,55 - 0,6 0,7 - 0,9

3.1.13. Ремонт асфальтобетонных покрытий методом разогрева асфальторазогревателями с горелками инфракрасного излучения (например, АР-53 и АР-63А) включает следующие технологические операции:

б) разогрев асфальтобетонного покрытия горелками инфракрасного излучения;

в) рыхление разогретого асфальтобетона вручную;

г) укладку и разравнивание свежей асфальтобетонной смеси;

д) уплотнение покрытия.

3.1.14. Блок горелок асфальторазогревателя устанавливают над ремонтируемым местом с таким расчетом, чтобы между покрытием и поверхностью излучателя было расстояние 12 - 15 см, зажигают горелки и после разогрева излучателей в течение 40 - 50 с разогревают асфальтобетонное покрытие. Предельную температуру разогрева покрытия (130 - 150 °C) определяют визуально, по появлению синего дыма над поверхностью асфальтобетона, что указывает на начало выгорания вяжущего. Если вяжущее на разогреваемой поверхности начало выгорать, а покрытие прогрето на недостаточную глубину, дальнейший нагрев асфальтобетона производят, подняв блок горелок на большую высоту. Время разогрева асфальтобетона - 3 - 5 мин в зависимости от температуры воздуха.

3.1.15. После разогрева покрытие взрыхляют и через лоток бункера-термоса на ремонтируемое место подают необходимое количество свежей асфальтобетонной смеси (табл. 5). Выгруженную смесь разравнивают, частично перемешивают со старым разогретым асфальтобетоном и уплотняют.


Таблица 5

Количество добавляемой асфальтобетонной смеси на 1 м2 покрытия при ремонте с разогревом, кг

Толщина слоя, мм Процент повреждения покрытия 20 30 40 50 60 70 30 13 19 26 38 39 46 40 18 26 35 44 53 62 50 22 33 44 55 66 77 60 26 39 52 65 78 91 70 30 45 60 75 90 105

3.1.17. Асфальтобетон при ремонте покрытия методом вырубки и методом разогрева старого асфальтобетона уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами массой 5 - 10 т, самоходными или ручными виброкатками, механическими, а при малых объемах работ - ручными трамбовками. Уплотнение ведут от краев ремонтируемого места к середине. Число проходов катка с гладкими вальцами по одному следу должно составлять 8 - 12 при уплотнении горячих и теплых смесей и 6 - 8 при уплотнении холодных смесей. Коэффициент уплотнения должен быть не меньше 0,96.

3.1.18. Уплотнение покрытий из горячей асфальтобетонной смеси необходимо начинать при такой максимально возможной температуре, при которой не образуются волосные трещины. Такими температурами являются: для смесей многощебенистых - 140 - 160 °C, среднещебенистых - 120 - 140 °C, малощебенистых - 100 - 130 °C, песчаных из дробленого песка - 130 - 140 °C, песчаных из природного песка - 90 - 120 °C.

Во всех случаях следует стремиться закончить уплотнение смеси в кратчайшие сроки при ее возможно более высокой температуре. Предельными, ниже которых уплотнение малоэффективно, являются температуры: для горячих смесей, приготовленных на битуме марки БНД-40/60, - 70 - 80 °C, на битуме марок БНД-60/90 и БНД-90/130 - 60 - 70 °C, для теплых смесей, приготовленных на битуме марки БНД-130/200, - 50 - 60 °C, на битуме марки БНД-200/300 - 40 - 60 °C и на битуме марки СГ-130/200 - 35 - 40 °C.

3.1.19. Места сопряжений нового асфальтобетона со старым заглаживают горячими металлическими утюгами.

Движение транспорта по отремонтированному участку дороги открывают после остывания асфальтобетонной смеси до температуры 20 - 30 °C. В случае использования для ремонтных работ эмульсионно-минеральной смеси отремонтированное место присыпают сухим песком или высевками. Движение по участку дороги открывают через 8 - 16 ч после ремонта. В течение первых 2 - 3 дней скорость движения ограничивают 30 км/ч.

Ликвидация волн и наплывов.

3.1.20. Волны и наплывы, образующиеся на асфальтобетонных покрытиях, ликвидируют срезкой, вырубкой или разогревом.

3.1.21. Выравнивание асфальтобетонного покрытия способом срезки волн и наплывов включает следующие технологические операции:

а) очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками;

б) разогрев покрытия;

в) срезку волн и наплывов.

Асфальтобетонное покрытие разогревают асфальторазогревателями (например, АР-53 или АР-53А). Срезку волн и наплывов производят автогрейдером (например, Д-144А). При малых объемах работ и небольшой высоте волн и наплывов (до 5 см) их срезку допускается производить вручную.

3.1.22. Волны и наплывы на асфальтобетонных покрытиях ликвидируют методом вырубки или разогрева со снятием старого асфальтобетона до нижнего слоя покрытия или до основания при высоте наплывов и волн более 5 см.

Деформированный асфальтобетон удаляют и заменяют сдвигоустойчивым. Для ремонта покрытий, подверженных сдвиговым деформациям, рекомендуется использовать многощебенистые и среднещебенистые (типы А и Б по ГОСТ 9128-76) каркасные смеси или смеси с добавками коротковолокнистого асбеста (1 - 1,5% веса минеральной части). Заделку подготовленных мест выполняют в соответствии с требованиями пп. 3.1.6 - 3.1.15.

Заделка трещин.

Трещины на асфальтобетонных покрытиях заделывают весной, осенью или летом в утренние часы, в прохладную сухую погоду, когда трещины наиболее раскрыты.

3.1.23. Работы по заделке трещин включают следующие технологические операции:

а) очистку трещин от пыли и грязи при помощи стальных щеток, металлических крючьев, а также продувкой сжатым воздухом от компрессора;

б) заливку трещин жидким битумом марок СГ-70/130, СГ-130/200, МГ-70/130 и МГ-130/200; разжиженным битумом, полученным путем смешения вязкого битума марки БНД-250/300 или БНД-130/200 с керосином, или специальной мастикой. Составы мастик с учетом применения их в различных дорожно-климатических зонах приведены в табл. 6;

в) присыпку заполненных битумом трещин сухой каменной мелочью (0 - 5 мм) или крупнозернистым песком (при применении мастик присыпку песком не производят).


Таблица 6

Составы мастик

Компоненты, % по весу Дорожно-климатические зоны II - IV II - IV III - V II II - III III - I Температура размягчения мастик, °C 60 - 65 60 - 65 75 - 85 55 58 65

Битум марки БНД-90/130 или БНД-60/90

60 60 60 80 70 50

Минеральный порошок

25 25 20 10 25 35

Резиновая крошка

5 - - 10 5 5

Асбест коротковолокнистый

10 15 20 - - 10

Жидкие и разжиженные битумы перед применением для обеспечения свободного вытекания из выходного отверстия заливщика нагревают до 80 - 100 °C, а мастики - до 150 - 170 °C.

3.1.24. Работы по заделке трещин выполняют с помощью специальных машин, например ЭД-10, позволяющих подавать горячий битум или мастику под давлением. При небольших объемах работ могут быть использованы ручные заливщики трещин, например Д-344. В этом случае битум поступает к трещине самотеком, поэтому вводится дополнительная операция: после очистки трещин от пыли и грязи их промазывают жидким битумом марки МГ-25/40 или СГ-15/25 с помощью жесткой кисти, а затем заполняют битумом или битумной мастикой.

3.1.25. Широкие трещины с разрушенными краями заделывают методом вырубки асфальтобетона полосой 5 - 10 см с каждой стороны трещины на толщину верхнего слоя, а в случае глубоких трещин - на всю толщину асфальтобетона, или разогревом горелками инфракрасного излучения. В этом случае для разогрева вместо главного блока горелок асфальторазогревателя АР-53 могут быть использованы горелки, сблокированные в переносную линейку, входящую в комплект оборудования машины.

Асфальтобетон разогревают в течение 3 - 5 мин, после чего его разрыхляют на глубину 1 - 1,5 см у краев разогретой полосы и до 3 см у краев трещины. После удаления из трещины пыли и грязи и загрязненного разогретого асфальтобетона в трещину добавляют свежую песчаную асфальтобетонную смесь, количество которой подбирают с учетом ее осадки при уплотнении. После смешения старой и новой асфальтобетонной смеси и выравнивания гладилками ее уплотняют трамбовкой.

Особенности ремонта асфальтобетонных покрытий на тротуарах.

3.1.26. При ремонте асфальтобетонных покрытий тротуаров выполняют главным образом работы по ликвидации выбоин, просадок и проломов, а также по заделке трещин.

3.1.27. Если причинами повреждений является неустойчивость оснований, то в процессе ремонта покрытия осуществляют и ремонт основания. Ремонт тротуаров выполняют по тем же техническим правилам, что и ремонт проезжей части городских дорог. Отличие лишь в применяемых машинах и механизмах.

3.1.28. Для заделки выбоин, просадок и проломов на тротуарах, как правило, используют песчаную асфальтобетонную смесь типа Г и Д или литой асфальтобетон.

3.1.29. Ремонт тротуаров выполняют с помощью следующих машин и механизмов: тротуароуборочной машины, компрессора с пневмоинструментом для разломки поврежденных покрытий, тротуарного асфальтораскладчика для укладки асфальтобетонной смеси, малогабаритного тротуарного катка статического или вибрационного действия для уплотнения асфальтобетонной смеси. Для заделки выбоин на тротуарах может быть использован также авторемонтер МТРД.

3.1.30. Для заделки трещин используют те же машины и инструмент, что и для проезжей части дороги. В местах, мало доступных для использования машин и механизмов (наличие выступов зданий, смотровых колодцев, ограждений, столбов, зеленых насаждений и т.п.), при ремонте используют средства малой механизации: электро- или пневмоинструмент.

3.1.31. Движение пешеходов по отремонтированному участку тротуара открывают после полного остывания уложенной и уплотненной смеси.

3.2. Ремонт цементобетонных покрытий

3.2.1. Текущий ремонт цементобетонных покрытий включает заделку выбоин, трещин, швов, разрушенных кромок у швов, отколов углов независимо от объема работ, а также исправление просадок и небольших проломов, выправление положения отдельных плит без замены при площади мест, подлежащих ремонту, до 200 м2.

3.2.2. Текущий ремонт выполняют с использованием цементобетонных и цементно-песчаных смесей, пласт- и полимербетонов, асфальтобетонных и черных щебеночных смесей, готовых бетонных и железобетонных элементов.

Заделка выбоин и просадок.

3.2.3. Ремонтные работы с использованием цементобетонных смесей выполняют при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °C. При более низких температурах работы выполняют в соответствии с правилом производства работ в зимнее время. При использовании полимерных смесей ремонтные работы производят при температуре не ниже плюс 15 °C.

Ремонтные работы с использованием асфальтобетонных и черных смесей выполняют при температуре окружающего воздуха не ниже минус 5 °C.

3.2.4. При глубине повреждений более 5 см следует применять для ремонта песчаные бетоны, цементобетоны и асфальтобетоны с максимальной крупностью щебня 20 мм. Для ремонта небольших поверхностных повреждений глубиной до 5 см следует применять песчаные бетоны.

Ремонт шелушений глубиной до 3 см производят с применением эпоксидного клея и эпоксидно-минеральных смесей.

Для срочного ремонта разрушений в виде сколов кромок и углов плит, раковин и выбоин глубиной от 5 до 15 см, шириной до 15 см рекомендуется применять быстротвердеющие мелкозернистые бетоны на жидком стекле (ГОСТ 13078-67).

3.2.5. Ремонт цементобетонных покрытий включает следующие технологические операции:

а) подготовку ремонтируемой поверхности;

б) обработку поверхности цементно-песчаным раствором или коллоидным клеем;

в) уплотнение смеси с отделкой поверхности;

г) уход за свежеуложенным бетоном.

3.2.6. Поврежденные участки размечают прямыми линиями (мелом или краской), затем при помощи машины для нарезки швов (например, ДС-510 или бетонорежущей пилы) в бетоне по очерченному контуру на глубину разрушения прорезают паз и с помощью пневмо- или электроинструмента производят разломку бетона. В случае, если размеры поврежденного участка совпадают с размерами плит, пропил не делают, а в качестве пазов используют существующие швы. Вырубленный цементобетон удаляют, ремонтируемое место тщательно очищают от осколков бетона и пыли металлическими щетками и продувкой. После удаления старого бетона ремонтируемые места поливают водой.

3.2.7. В зависимости от крупности каменного материала, входящего в состав цементобетонной смеси, а также материала, используемого для подгрунтовки ремонтируемой поверхности, различают два способа ремонта с применением:

а) цементобетонной смеси по цементно-песчаному раствору;

б) песчаной бетонной смеси по цементно-коллоидному клею.

3.2.8. При ремонте цементобетонной смесью на очищенную поверхность наносят два слоя цементного раствора, приготовленного в лопастной мешалке принудительного действия. Раствор из расчета 2 - 3 кг/м2, толщиной слоя 1 - 2 мм равномерно распределяют по ремонтируемой поверхности жесткими волосяными щетками или малярными кистями. Для приготовления раствора используют портландцемент марки 500 или 600 (В/Ц = 0,35), песок с . Раствор должен быть жесткой консистенции состава 1:1. Жизнеспособность раствора 15 - 20 мин.

3.2.9. После исчезновения водной пленки раствора (потеря блеска) укладывают бетонную смесь. Для приготовления бетонной смеси следует применять следующие цементы: быстротвердеющий цемент (БТЦ), особо быстротвердеющий цемент (ОБТЦ), расширяющийся портландцемент (РПЦ) марок 400 - 500, портландцемент марки не ниже 600.


СДБ 0,1 - 0,15

Смола нейтрализованная воздухововлекающая

СНВ 0,02 - 0,05

Этилсиликонат натрия

ГКЖ-10 0,1 - 0,2

Метилсиликонат натрия

ГКЖ-11 0,1 - 0,2

Этилполигидросилоксан

ГКЖ-94 0,1 - 0,15

а) портландцемент марки 600 - 450 кг; каменная мелочь горных пород фракции 2 - 5 мм - 1000 - 1200 кг; песок с ; вода - 160 - 180 л; - 2%, ПАВ в соответствии с табл. 7;

б) ОБТЦ - 300 - 400 кг; РПЦ - 75 - 150 кг; щебень гранитный или известняковый фракции 5 - 10 мм - 1100 - 1200 кг; песок с ; вода - 190 - 200 л; добавка триэтаноламина - 0,1 - 0,2 кг; СДБ - 0,1%.


3.2.10. Бетонную смесь укладывают вручную выше уровня ремонтируемого покрытия на величину 0,3 глубины вырубки. После укладки смесь уплотняют до максимальной плотности поверхностным вибратором, на узких и мелких картах уплотнение производят вибро- или пневмотрамбовками. Окончательную отделку производят виброрейкой, деревянной гладилкой с резиновой лентой, кельмами и терками. Ровность поверхности проверяют трехметровой рейкой. Просвет между поверхностью отремонтированного покрытия и рейкой должен быть не более 3 мм.