Спу 7 схема электрическая принципиальная и соединения. Раздел второй - И. Е. Бондарчук, В. И. Харин. Назначение и классификация средств авиационной связи
Переговорное устройство СПУ-7 предназначено для телефонной внутрисамолетной связи между членами экипажа и для выхода на внешнюю радиосвязь через командные радиостанции РСИУ-5, связные радиостанции, а также для выхода на прием сигналов первого и второго комплектов радиокомпаса.
Вспомогательные переговорные точки, установленные в различных отсеках самолета, служат для связи между обслуживающим персоналом при отработке и настройке радиоаппаратуры и других агрегатов самолета.
В комплект переговорного устройства входят:
усилитель;
четыре абонентских аппарата;
три разветвительные колодки;
восемь четырехконтактных кнопок К-4М;
оголовье с телефонами ТА-4 и ларингофонами ЛА-5 (четыре комплекта);
ножная тангента;
коробка 14-Т реле запуска;
пять полуразъемов со шнурами для установки вспомогательных переговорных точек в местах установки аппаратуры.
Усилитель СПУ-7 имеет два двухтактных каскада усиления низкой частоты, в которых применены германиевые триоды. Оба двухтактных усилительных каскада собраны по схеме с заземленным эмиттером и имеют трансформаторную связь между собой.
Принципиальная схема усилителя приведена на рис. 263. Усилитель имеет два двухтактных каскада усиления низкой частоты, в которых применены германиевые триоди. Оба каскада собраны по схеме с заземленным эмиттером и имеют трансформаторную связь между собой. Первый каскад осуществляет усиление мощности токов, поступающих от ларингофонов через входной трансформатор 1 до величины, необходимой для возбуждения второго каскада.
Усиленное первым каскадом переменное напряжение поступает на основания триодов второго каскада через переходной трансформатор 2, служащий для согласования выходного сопротивления первого каскада с входным сопротивлением второго каскада усилителя.
Усиленное вторым каскадом переменное напряжение сигнала через выходной трансформатор 3 поступает на телефоны абонентов при работе по сети внутренней связи самолета. С первичной обмотки выходного трансформатора 3 через сопротивления 4 и 5 подается на эмиттеры триодов первого каскада напряжение
отрицательной обратной связи, которое уменьшает нелинейные искажения при изменении выходной нагрузки усилителя.
Для плавного регулирования величины усиления имеется переменное сопротивление 6, включенное параллельно вторичной обмотке входного трансформатора.
Ларингофоны абонентов получают питание от усилителя через контакты 1 и 2 разъема 7. Плюс ларингофонного напряжения снимается с делителя, образованного сопротивлениями 8 и 9. Дроссель 10 и конденсатор 11 образуют фильтр в цепи питания ларингофонов, служащий для защиты от помех из бортовой сети самолета.
Напряжение бортовой сети самолета подается на схему усилителя через контакты 4 и 5 разъема 7. Фильтр, состоящий из дросселя 12 и конденсатора 13, служит для защиты от проникновения помех из бортовой сети самолета в плюсовую цепь источника питания.
Для предохранения схемы усилителя от неправильного подключения полярности бортовой сети самолета в плюсовую цепь питания включен диод 14. Выходное напряжение усилителя снимается с контактов 3 и 4 разъема 7. В абонентском аппарате осуществляется коммутация ларингофонов и телефонов абонента на различные виды связи, а также коммутации цепей запуска радиостанций.
При нажатии кнопки циркулярного вызова телефоны каждого абонента переключаются на выход усилителя СПУ-7, оставаясь подключенными к выходу приемника своей радиостанции. При этом сигнал приемника своей радиостанции ослабляется по сравнению с сигналом, передаваемым по цепи внутренней связи.
Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку циркулярной связи, через контакты этой кнопки подключаются к входу усилителя СПУ-7. Ларингофоны всех других абонентов остаются подключенными на те виды связи, к которым они были подключены до получения циркулярного вызова.
При отпускании кнопки циркулярного вызова все абоненты возвращаются на тот вид связи, на котором они находились до получения циркулярного вызова. Ответ на циркулярный вызов осуществляется по сети внутренней связи.
Для выхода на внутреннюю связь абонент либо нажимает при приеме и передаче кнопку «СПУ», либо, поставив переключатель «СПУ - работа» на абонентском аппарате в положение «СПУ», нажимает только при передаче на любую из кнопок «СПУ» или «Передача».
При переходе абонента на внутреннюю связь его телефоны подключаются на выход СПУ, оставаясь подключенными к выходу приемника своей радиостанции Ларингофоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ только в момент нажатия кнопки «Передача» или «СПУ».
Для регулирования громкости телефонов на абонентском аппарате есть два регулятора. Одним из них («Радио») регулируется громкость прослушивания сигнала внешней связи при работе по внутренней сети или при циркулярном вызове, другим регулятором устанавливается громкость работы СПУ. Посредством соединительных колодок осуществляется подключение проводов, подходящих к ним от абонентских аппаратов и отдельных кнопок.
В комплект СПУ-7 входят две четырехконтактные кнопки типа К-4М, которые служат для одновременного включения двух цепей. Кнопка «Передача» (у летчиков она имеет название «Радио») включает цепь ларингофонов и цепь запуска радиостанций, а кнопка «СПУ» включает цепь ларингофонов. Ножная тангента дублирует кнопку «Передача», установленную у радиста, и дает возможность ему освобождать руки для ведения записей.
Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушивания сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высота» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприемника и «Опасная скорость».
Самолетное переговорное устройство работает с авиационной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.
Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.
Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:
одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при установке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонентском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерного приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;
внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;
пуск и модулирование радиопередатчика командной радиостанции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;
прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;
отключение ларингофонов второго абонента от входа радиостанции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;
возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента параллельно его телефонами, или, наоборот, при установке переключателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;
Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток
плавное раздельное регулирование громкости речи, передаваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сигналы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не имеют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, расположенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установлен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и13.
Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную телефонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиотелефонную связь через установленные на самолете радиостанции.
В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух телефонов типа ТА-56М.
Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.
Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ посредством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полуразъема.
Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключения их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.
При помощи СПУ-7 члены экипажа могут осуществлять:
двустороннюю телефонную связь;
запуск радиостанций и двустороннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпасов;
прослушивание звукового сигнала достижения заданной высоты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;
прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при работе на внутреннюю связь;
прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;
плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;
ведение связи с использованием выносного кабеля при обслуживании самолета на земле с абонентом, находящимся вне самолета.
На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;
кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонентским аппаратом;
две соединительные колодки.
Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (звуковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилителя установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следующие органы управления и регулировок:
переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;
ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослушивания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио»;
ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослушивания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Радио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;
кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;
переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.
Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослушивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, вследствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с пониженной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослушивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.
При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансформатор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов приемника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».
При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключатели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в положение «СПУ».
Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанавливается у рабочего места штурмана.
Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппарата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подключается к усилителю СПУ, т. е. при помощи, кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.
Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии происходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Радио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».
Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при помощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурмана, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.
Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоединения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.
Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на земле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту самолета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.
С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании оборудования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонентской гарнитуры.
Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой приборной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.
Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».
Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повышенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Общая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответствует включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемника должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.
Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и установленные на самолете радиоустройства осуществляется одновременно с предполетной проверкой этих устройств.
Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:
«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;
«СР» - средневолновая радиостанция;
«КР» - коротковолновая радиостанция;
«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .
«РК-1» - радиокомпас № 1;
«РК-2» - радиокомпас № 2.
Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском аппарате в положение «Радио», следует проверить включение передающих и прослушивание приемных устройств.
С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском аппарате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее положения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в телефонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом нужно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.
Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.
Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и вызвать его.
Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Прослушивание» увеличить громкость в телефонах или установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он будет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».
Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.
Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..
При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.
Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.
Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».
При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.
Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.
При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).
Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.
Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.
При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.
Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.
Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.
Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.
Усилитель СПУ-7
Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.
Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор
R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.
Самолетное переговорное устройство СПУ-7
Самолетное переговорное устройство СПУ-7 является бортовым телефоном и предназначено для осуществления:
· внутрисамолетной связи между членами экипажа в полете
· выхода на внешнюю радиосвязь по командной и связной радиостанциям
· циркуляционного вызова
· прослушивание сигналов радиокомпаса.
· позволяет при работе на внутреннюю связь вести одновременное прослушивание с пониженной громкостью радиоприемные устройств внешней связи.
Установленный на самолете Ан-2 комплект СПУ-7 включает в себя:
· усилитель СПУ-7,
· три абонентских аппарата,
· многоклеммную монтажную колодку,
· пять четырехконтактных кнопок К-4м (2- СПУ, 2 – РАДИО, 1- у оператора).
Усилитель устанавливается на амортизационном креплении под полом кабины пилотов между шпангоутами № 4 и 5 с левой стороны.
Абонентские аппараты пилотов расположены на каркасе фонаря кабины пилотов с левого и правоте бортов. Абонентский аппарат бортоператора установлен в грузовой кабине на правом борту между шпангоутами № 12 и 13.
Каждый абонентский аппарат летчиков связан с двумя кнопками К-4м, установленными на штурвалах. На левом штурвале правая кнопка СПУ работает в системе внутренней связи, левая кнопка «Радио» - в системе внешней связи. На правом штурвале наоборот: правая кнопка - для внешней связи, левая-для внутренней. На колонках штурвалов имеются надписи назначения кнопок. Абонентский аппарат оператора имеет только одну кнопку для внутренней связи, помещенную рядом с ним.
Усилитель питается переменным током напряжения 115 В, частоты 400 Гцот централизованной самолетной сети переменного тока. Питание аппаратуры СПУ постоянным током напряжения 28,5 В осуществляется от бортовой сети самолета.
Абонентские аппараты служат для подключения телефонов и ларингофонов абонента к усилителю СПУ, к связной радиостанции, к командной УКВ, для подключения телефонов к радиокомпасу АРК-9.
На самолете Ан-2 все три абонентских аппарата обеспечивают возможность ведения двухсторонних телефонных переговоров по внутрибортовой сети связи, а также позволяют любому члену экипажа осуществить циркулярный вызов голосом всех остальных абонентов. Абонентские аппараты летчиков, кроме того, обеспечивают возможность ведения двухсторонней внешней радиосвязи через командную и связную радиостанции и прослушивать сигналы от радиокомпаса. Эти же аппараты позволяют при работе по внутренней сети одновременно прослушивать с пониженной громкостью приемник той радиостанции, на которую установлен переключатель радиосвязей данного абонентского "аппарата. В абонентский аппарат бортоператара провода от средств внешней радиосвязи не заведены.
Во всех абонентских аппаратах имеется возможность плавно регулировать уровень громкости сигнала, поступающего по сети как внутренней, так и внешней связи.
Для работы переговорного устройства на внутреннюю связь необходимо включить на центральном щитке приборной доски автомат защиты сети с надписью СПУ, а также рабочий преобразователь ПО-500. Переключатель «Сеть 1-сеть 2» на абонентском аппарате должен стоять всегда в положении «Сеть 1», так как на самолете Ан-2 используется только эта сеть внутренней связи СПУ. Переключатель «СПУ-радио» следует поставить в положение СПУ. Громкость сигналов, прослушиваемых в телефонах, регулируется с помощью ручки регулятора громкости «Общая». Ручкой регулятора громкости «Прослушивание» регулируется при этом уровень сигнала пониженной громкости, поступающего с приемного устройства той радиостанции, на которую установлен переключатель вида радиосвязи на абонентском аппарате. Для ведения передачи необходимо нажимать кнопку СПУ на штурвале (или около щитка борт-оператора).
Для циркулярного вызова голосом любого члена экипажа нужно нажать кнопку ЦВ на абонентском аппарате. При этом в телефонах всех абонентов будет прослушиваться голос вызывающего, независимо от положения тумблеров и переключателей на их абонентских аппаратах.
При использовании абонентских аппаратов летчиков для ведения внешней радиосвязи включение автомата защиты сети СПУ и преобразователя ПО-500 не требуется. Достаточно переключить тумблер «СПУ-радио» на абонентском аппарате в положение «Радио» и поставить переключатель радиосвязей в положение:
УКР при работе на командной радиостанции,
СР при работе по связной радиостанции,
РК-1 при работе радиокомпаса АРК-9,
ДР при работе дополнительной радиостанции (резервной УКВ р/с). Громкость прослушиваемых сигналов в этом случае регулируется с помощью ручки регулятора «Общая». Если при этом работает СПУ, то громкость одновременно прослушиваемого сигнала, поступающего по внутренней связи, регулируется ручной регулятора «Прослушивание» Включение передатчиков командной или связной радиостанции производится нажатием кнопки «Радио» на штурвале.