Спу 7 схема электрическая принципиальная и соединения. Раздел второй - И. Е. Бондарчук, В. И. Харин. Назначение и классификация средств авиационной связи

Переговорное устройство СПУ-7 предназначено для телефон­ной внутрисамолетной связи между членами экипажа и для вы­хода на внешнюю радиосвязь через командные радиостанции РСИУ-5, связные радиостанции, а также для выхода на прием сигналов первого и второго комплектов радиокомпаса.

Вспомогательные переговорные точки, установленные в раз­личных отсеках самолета, служат для связи между обслужива­ющим персоналом при отработке и настройке радиоаппаратуры и других агрегатов самолета.

В комплект переговорного устройства входят:

усилитель;

четыре абонентских аппарата;

три разветвительные колодки;

восемь четырехконтактных кнопок К-4М;

оголовье с телефонами ТА-4 и ларингофонами ЛА-5 (четы­ре комплекта);

ножная тангента;

коробка 14-Т реле запуска;

пять полуразъемов со шнурами для установки вспомогатель­ных переговорных точек в местах установки аппаратуры.

Усилитель СПУ-7 имеет два двухтактных каскада усиления низкой частоты, в которых применены германиевые триоды. Оба двухтактных усилительных каскада собраны по схеме с зазем­ленным эмиттером и имеют трансформаторную связь между со­бой.

Принципиальная схема усилителя приведена на рис. 263. Уси­литель имеет два двухтактных каскада усиления низкой часто­ты, в которых применены германиевые триоди. Оба каскада собраны по схеме с заземленным эмиттером и имеют трансформа­торную связь между собой. Первый каскад осуществляет усиле­ние мощности токов, поступающих от ларингофонов через вход­ной трансформатор 1 до величины, необходимой для возбуж­дения второго каскада.

Усиленное первым каскадом переменное напряжение поступа­ет на основания триодов второго каскада через переходной транс­форматор 2, служащий для согласования выходного сопротивле­ния первого каскада с входным сопротивлением второго каскада усилителя.

Усиленное вторым каскадом переменное напряжение сигнала через выходной трансформатор 3 поступает на телефоны або­нентов при работе по сети внутренней связи самолета. С первич­ной обмотки выходного трансформатора 3 через сопротивления 4 и 5 подается на эмиттеры триодов первого каскада напряжение

отрицательной обратной связи, которое уменьшает нелинейные искажения при изменении выходной нагрузки усилителя.

Для плавного регулирования величины усиления имеется пе­ременное сопротивление 6, включенное параллельно вторичной обмотке входного трансформатора.

Ларингофоны абонентов получают питание от усилителя через контакты 1 и 2 разъема 7. Плюс ларингофонного напряжения снимается с делителя, образованного сопротивлениями 8 и 9. Дроссель 10 и конденсатор 11 образуют фильтр в цепи питания ларингофонов, служащий для защиты от помех из бортовой сети самолета.

Напряжение бортовой сети самолета подается на схему уси­лителя через контакты 4 и 5 разъема 7. Фильтр, состоящий из дрос­селя 12 и конденсатора 13, служит для защиты от проникнове­ния помех из бортовой сети самолета в плюсовую цепь источ­ника питания.

Для предохранения схемы усилителя от неправильного подклю­чения полярности бортовой сети самолета в плюсовую цепь пита­ния включен диод 14. Выходное напряжение усилителя снимается с контактов 3 и 4 разъема 7. В абонентском аппарате осуществ­ляется коммутация ларингофонов и телефонов абонента на раз­личные виды связи, а также коммутации цепей запуска радио­станций.

При нажатии кнопки циркулярного вызова телефоны каждого абонента переключаются на выход усилителя СПУ-7, оставаясь подключенными к выходу приемника своей радиостанции. При этом сигнал приемника своей радиостанции ослабляется по срав­нению с сигналом, передаваемым по цепи внутренней связи.

Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку циркулярной свя­зи, через контакты этой кнопки подключаются к входу усилителя СПУ-7. Ларингофоны всех других абонентов остаются подключен­ными на те виды связи, к которым они были подключены до полу­чения циркулярного вызова.

При отпускании кнопки циркулярного вызова все абоненты возвращаются на тот вид связи, на котором они находились до получения циркулярного вызова. Ответ на циркулярный вызов осу­ществляется по сети внутренней связи.

Для выхода на внутреннюю связь абонент либо нажимает при приеме и передаче кнопку «СПУ», либо, поставив переключатель «СПУ - работа» на абонентском аппарате в положение «СПУ», нажимает только при передаче на любую из кнопок «СПУ» или «Передача».

При переходе абонента на внутреннюю связь его телефоны под­ключаются на выход СПУ, оставаясь подключенными к выходу приемника своей радиостанции Ларингофоны абонента подключа­ются к выходу усилителя СПУ только в момент нажатия кнопки «Передача» или «СПУ».

Для регулирования громкости телефонов на абонентском аппа­рате есть два регулятора. Одним из них («Радио») регулируется громкость прослушивания сигнала внешней связи при работе по внутренней сети или при циркулярном вызове, другим регулято­ром устанавливается громкость работы СПУ. Посредством соеди­нительных колодок осуществляется подключение проводов, подхо­дящих к ним от абонентских аппаратов и отдельных кнопок.

В комплект СПУ-7 входят две четырехконтактные кнопки типа К-4М, которые служат для одновременного включения двух цепей. Кнопка «Передача» (у летчиков она имеет название «Радио») включает цепь ларингофонов и цепь запуска радиостанций, а кноп­ка «СПУ» включает цепь ларингофонов. Ножная тангента дубли­рует кнопку «Передача», установленную у радиста, и дает возмож­ность ему освобождать руки для ведения записей.

Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушива­ния сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высо­та» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприем­ника и «Опасная скорость».

Самолетное переговорное устройство работает с авиацион­ной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.

Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.

Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:

одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при уста­новке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонент­ском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерно­го приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;

внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;

пуск и модулирование радиопередатчика командной радио­станции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;

прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;

отключение ларингофонов второго абонента от входа радио­станции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;

возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента парал­лельно его телефонами, или, наоборот, при установке переклю­чателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;


Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток

плавное раздельное регулирование громкости речи, переда­ваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сиг­налы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не име­ют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, распо­ложенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установ­лен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и13.

Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную теле­фонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиоте­лефонную связь через установленные на самолете радиостанции.

В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух теле­фонов типа ТА-56М.

Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.

Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ по­средством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полу­разъема.

Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное пе­реговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключе­ния их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.

При помощи СПУ-7 члены эки­пажа могут осуществлять:

двустороннюю телефонную связь;

запуск радиостанций и двусто­роннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпа­сов;

прослушивание звукового сиг­нала достижения заданной высо­ты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;

прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при ра­боте на внутреннюю связь;

прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;

плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;

ведение связи с использованием выносного кабеля при обслу­живании самолета на земле с абонентом, находящимся вне само­лета.

На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;

кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонент­ским аппаратом;

две соединительные колодки.

Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (зву­ковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилите­ля установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следую­щие органы управления и регулировок:

переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включе­ния гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;

переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;



ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Ра­дио»;

ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Ра­дио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;

кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;

переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.

Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослу­шивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу при­емника, на который установлен переключатель радиосвязей, вслед­ствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с понижен­ной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослу­шивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.



При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансфор­матор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов при­емника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».

При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключа­тели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в по­ложение «СПУ».

Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанав­ливается у рабочего места штурмана.

Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппа­рата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подклю­чается к усилителю СПУ, т. е. при помощи, кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет про­слушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.

Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарни­туры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии про­исходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Ра­дио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».

Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при по­мощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурма­на, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.

Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоеди­нения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.

Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на зем­ле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту само­лета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.

С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании обору­дования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонент­ской гарнитуры.

Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой при­борной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.

Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Са­молетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать пе­ред запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».

Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повы­шенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Об­щая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответству­ет включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемни­ка должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.

Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и уста­новленные на самолете радиоустройства осуществляется одновре­менно с предполетной проверкой этих устройств.

Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппара­те СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:

«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;

«СР» - средневолновая радиостанция;

«КР» - коротковолновая радиостанция;

«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .

«РК-1» - радиокомпас № 1;

«РК-2» - радиокомпас № 2.

Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском ап­парате в положение «Радио», следует проверить включение пере­дающих и прослушивание приемных устройств.

С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском ап­парате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее поло­жения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в теле­фонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом ну­жно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.

Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной гром­кости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.

Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и выз­вать его.

Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Про­слушивание» увеличить громкость в телефонах или установить пе­реключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он бу­дет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».

Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.

Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..

При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.

Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.

Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».

При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.

Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.

При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).

Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.

Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.

При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.

Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.

Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.

Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.

Усилитель СПУ-7

Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.

Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор

R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.

Самолетное переговорное устройство СПУ-7

Самолетное переговорное устройство СПУ-7 является бортовым телефоном и предназначено для осуществления:

· внутрисамолетной связи между членами экипажа в полете

· выхода на внешнюю радиосвязь по командной и связной радиостанциям

· циркуляционного вызова

· прослушивание сигналов радиокомпаса.

· позволяет при работе на внутреннюю связь вести одновременное прослушивание с пони­женной громкостью радиоприемные устройств внешней связи.

Установленный на самолете Ан-2 комплект СПУ-7 включает в себя:

· усилитель СПУ-7,

· три абонентских аппарата,

· многоклеммную монтажную колодку,

· пять четырехконтактных кнопок К-4м (2- СПУ, 2 – РАДИО, 1- у оператора).

Усилитель устанавливается на амортизационном креплении под полом кабины пилотов между шпангоутами № 4 и 5 с левой стороны.

Абонентские аппараты пилотов расположены на кар­касе фонаря кабины пилотов с левого и правоте бортов. Абонент­ский аппарат бортоператора установлен в грузовой кабине на правом борту между шпангоутами № 12 и 13.

Каждый абонентский аппарат летчиков связан с двумя кнопками К-4м, установленными на штурвалах. На левом штурвале правая кнопка СПУ работает в системе внутренней связи, левая кнопка «Радио» - в системе внешней связи. На правом штурвале наобо­рот: правая кнопка - для внешней связи, левая-для внутрен­ней. На колонках штурвалов имеются надписи назначения кнопок. Абонентский аппарат оператора имеет только одну кнопку для внутренней связи, помещенную рядом с ним.



Усилитель питается переменным током напряжения 115 В, частоты 400 Гцот централизованной самолетной сети пере­менного тока. Питание аппаратуры СПУ постоянным током напря­жения 28,5 В осуществляется от бортовой сети самолета.

Абонентские аппараты служат для подключения телефонов и ларингофонов абонента к усилителю СПУ, к связной радиостан­ции, к командной УКВ, для подключе­ния телефонов к радиокомпасу АРК-9.

На самолете Ан-2 все три абонентских аппарата обеспечивают возможность ведения двухсторонних телефонных переговоров по внутрибортовой сети связи, а также позволяют любому члену эки­пажа осуществить циркулярный вызов голосом всех остальных абонентов. Абонентские аппараты летчиков, кроме того, обеспечи­вают возможность ведения двухсторонней внешней радиосвязи через командную и связную радиостанции и прослушивать сигналы от радиокомпаса. Эти же аппараты позволяют при работе по внут­ренней сети одновременно прослушивать с пониженной громкостью приемник той радиостанции, на которую установлен переключатель радиосвязей данного абонентского "аппарата. В абонентский аппа­рат бортоператара провода от средств внешней радиосвязи не за­ведены.

Во всех абонентских аппаратах имеется возможность плавно регулировать уровень громкости сигнала, поступающего по сети как внутренней, так и внешней связи.

Для работы переговорного устройства на внутреннюю связь не­обходимо включить на центральном щитке приборной доски авто­мат защиты сети с надписью СПУ, а также рабочий преобразователь ПО-500. Переключатель «Сеть 1-сеть 2» на або­нентском аппарате должен стоять всегда в положении «Сеть 1», так как на самолете Ан-2 используется только эта сеть внутренней связи СПУ. Переключатель «СПУ-радио» следует поставить в по­ложение СПУ. Громкость сигналов, прослушиваемых в телефонах, регулируется с помощью ручки регулятора громкости «Общая». Ручкой регулятора громкости «Прослушивание» регулируется при этом уровень сигнала пониженной громкости, поступающего с приемного устройства той радиостанции, на которую установлен переключатель вида радиосвязи на абонентском аппарате. Для ве­дения передачи необходимо нажимать кнопку СПУ на штурвале (или около щитка борт-оператора).

Для циркулярного вызова голосом любого члена экипажа нуж­но нажать кнопку ЦВ на абонентском аппарате. При этом в теле­фонах всех абонентов будет прослушиваться голос вызывающего, независимо от положения тумблеров и переключателей на их або­нентских аппаратах.

При использовании абонентских аппаратов летчиков для ведения внешней радиосвязи включение автомата защиты сети СПУ и преобразователя ПО-500 не требуется. Достаточно переключить тумблер «СПУ-радио» на абонентском аппарате в положение «Радио» и поставить переключатель радиосвязей в положение:

УКР при работе на командной радиостанции,

СР при ра­боте по связной радиостанции,

РК-1 при работе радиокомпаса АРК-9,

ДР при работе дополнительной радиостанции (резервной УКВ р/с). Громкость прослушиваемых сигналов в этом случае регулируется с помощью ручки регулятора «Общая». Если при этом работает СПУ, то громкость одновременно прослуши­ваемого сигнала, поступающего по внутренней связи, регулируется ручной регулятора «Прослушивание» Включение передатчиков командной или связной радиостанции производится нажатием кнопки «Радио» на штурвале.