Прием изображения персонажа строящийся на описании внешности. Смотреть что такое "Характеристики персонажа" в других словарях. Система оценивания экзаменационной работы по литературе

Для того, что бы проанализировать приёмы изображения персонажа в конкретных произведениях, необходимо ознакомиться со способами его изображения.

Рассмотрим способы изображения персонажа. Л.А. Козыро, в своём учебном пособии для студентов «Теория литературы и практика читательской деятельности», обозначает две характеристики, из которых складывается образ персонажа. Это внешняя и внутренняя характеристики.

Персонаж - это текстовая или медиа-фигура в сюжетном мире, обычно человеческом или человекоподобном. Термин «характер» используется для обозначения участников сюжетных миров, созданных различными средствами массовой информации, в отличие от «лиц» как индивидуумов в реальном мире. Ответ на последний вопрос включает в себя определение того, какие знания необходимы, но также и в какой степени такие знания используются для понимания персонажей. Три типа знаний, в частности, имеют отношение к нарратологическому анализу характера: базовому типу, который обеспечивает очень фундаментальную структуру для тех сущностей, которые рассматриваются как разумные существа; персональные модели или типы, такие как роковая женщина или отварный детектив; энциклопедические знания о человеческих существах, лежащие в основе выводов, которые способствуют процессу характеризации, т.е. хранению информации, начиная от повседневных знаний и заканчивая спецификой жанра.

В литературном произведении психологизм представляет собой совокупность средств, используемых для отображения внутреннего мира героя - для детального анализа его мыслей, чувств и переживаний.

Этот способ изображения персонажа означает, что автор ставит перед собой задачу показать характер и личность героя непосредственно с психологической стороны, и сделать такой способ осознания героя основным. Зачастую способы изображения внутреннего мира героя делят на "изнутри" и на "извне".

Большинство теоретических подходов к характеру стремятся в какой-то мере ограничить зависимость от реальных знаний и рассматривать персонажей как сущностей в сюжетном мире, подчиняющихся определенным правилам. Одним из важных направлений в антиреалистическом обращении с персонажем является функциональный взгляд.

На уровне дискурса представление персонажей имеет много особенностей с представлением других видов вымышленных существ. Однако из-за важности характера в рассказе историй эти особенности обсуждались главным образом с точки зрения представления характера. Среди этих особенностей есть именование персонажей, изучаемых с точки зрения функции и смысла имен, а также другие способы обращения к персонажам, которые вносят вклад в общую структурную согласованность текста. В равной степени, если не более важно, однако, это процесс приписывания свойств именам, которые приводят к агентам, обладающим этими свойствами в сюжетном мире, процесс, известный как характеристика.

Внутренний мир персонажа "изнутри" изображается с помощью внутренних диалогов, его воображения и воспоминаний, монологов и диалогов с самим собой, порой - через сны, письма и личные дневники. Изображение "извне" состоит в описании внутреннего мира персонажа через симптомы его психологического состояния, которые проявляются внешне.

Характеристика может быть прямой, так как когда черта явно указывается на характер или косвенна, когда она является результатом выводов, сделанных из текста, основанного частично на мировом знании и особенно на разных формах знаний о знаках, упомянутых выше. Термин «характеризация» может использоваться для обозначения присвоения свойства символу, а также для общего процесса и результата атрибуции признаков для данного символа. Процесс характеризации может иметь разные формы: например, персонаж приписывается конкретным чертам в начале повествования, но впоследствии добавляются другие черты, которые могут не соответствовать исходной характеристике, таким образом, подрывая первую концепцию этого персонажа.

Чаще всего это портретное описание героя - его мимика и жесты, речевые обороты и манера разговора, также это включается в себя деталь и описание пейзажа, как внешнего элемента, отображающего внутреннее состояние человека. Многие писатели используют для такого вида психологизма описание быта, одежды, поведения и жилья .

Психологизм -- совокупность средств, используемых для изображения внутреннего мира персонажа, его психологии, душевного состояния, мыслей, переживаний .

Просмотр символов как объектов сюжетного мира не означает, что они являются самодостаточными. Наоборот, сюжетный мир строится в процессе повествовательной коммуникации, и персонажи, таким образом, составляют часть обозначающих структур, которые мотивируют и определяют повествовательное общение. Персонажи также играют роль в тематических, символических или других созвездиях текста и сюжетного мира.

Для большинства читателей персонажи являются одним из самых важных аспектов повествования. Как читатели относятся к персонажу, это вопрос эмпирического анализа, но важно иметь в виду, что способ, которым текст представляет персонажа, очень сильно влияет на связь между персонажем и читателем. В этом отношении важны три фактора: передача перспективы; аффективная предрасположенность читателя к самому персонажу под влиянием: эмоций персонажа, которые явно описаны или неявно переданы; реакция читателя на ее психическое моделирование положения персонажа; выражение эмоций в презентации и оценка символов в тексте.

Эпические и драматические произведения обладают широкими возможностями освоения внутренней жизни человека. Тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей в их взаимосвязи и динамике обозначают термином психологизм .

Внешняя характеристика служит средством: а) объективации образа-персонажа и б) выражением субъективного авторского отношения к нему .

Всегда необходимо классифицировать символы, чтобы облегчить описание и анализ. Однако большинство предложений кажутся слишком сложными или теоретически неудовлетворительными, так что классификация Форстера в плоские или круглые символы по-прежнему широко используется.

Люди в пьесах и других текстах. Большинство этих исследований основаны на когнитивных науках и их моделях обработки текста и восприятия людей. Однако, несмотря на то, что в настоящее время существует консенсус по некоторым аспектам характера в повествовании, многие другие аспекты по-прежнему рассматриваются неравномерно.

Сорокин В.И. в Тории литературы перечисляет двенадцать разнообразных средств изображения персонажа.

Если читатель не представляет себе внешность персонажа, воспринимать персонаж как живое существо становиться очень сложно. Поэтому знакомство читателя с персонажем начинается, как правило, с описания его лица, фигуры, рук, походки, манеры себя держать, одеваться и т. д., то есть с портретной характеристики персонажа.

Персонажи долгое время считались фиктивными людьми. Чтобы понять персонажей, читатели склонны прибегать к своим знаниям о реальных людях. Другая школа мысли изображала характер как простые слова или парадигму признаков, описываемых словами. В этой точке зрения персонаж не должен восприниматься ничем, как человек, но при ближайшем рассмотрении эти семанты соответствуют традиционным чертам характера. Хотя он отличается от Барта во многих отношениях, Лотман в аналогичном ключе описывает характер как сумму всех двоичных оппозиций другим персонажам в тексте, которые вместе составляют парадигму.

У каждого талантливого писателя своя манера изображения портретов героев. Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от среды, которую изображает писатель, то есть, указывает на социальную принадлежность персонажа. Так, в рассказе А. П. Чехова «Детвора» портрет «кухаркина сына» Андрея контрастирует с образами сытых, ухоженных дворянских детей: «Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый, болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры».

Таким образом, персонаж является частью созвездия персонажей, которые либо разделяют набор общих черт, либо представляют противоположные черты. Учитывая эту ситуацию, серия эссе Марголина, объединив элементы структурализма, теории приема и теории вымышленных миров, оказалась прорывом. Для Марголина символы - это прежде всего элементы построенного повествовательного мира: «Характер, - утверждает он, - является общим семиотическим элементом, независимым от какого-либо конкретного словесного выражения и онтологически отличным от него».

Он также указывает, что персонажи могут иметь различные способы существования в сюжетных мирах: они могут быть фактическими, контрафактными, гипотетическими, условными или чисто субъективными. Также рассматриваются такие вопросы, как появление персонажей и то, что составляет их личность, особенно в сюжетных мирах, как концептуальная концепция.

Портрет помогает раскрыть интеллектуальные возможности, нравственные качества, психологическое состояние персонажа .

Портретная характеристика используется в создании не только образа человека, но и образа животного. Но нас интересует именно способы изображения образа человека.

Портрет как средство создания образа персонажа присутствует не в каждом произведении. Но даже отдельная портретная деталь помогает создать образ.

Философы, особенно те, кто коренится в аналитической философии, обсудили особый онтологический статус персонажа под меткой неполноты персонажей. В отличие от людей, которые существуют в реальном мире и полны, мы можем говорить значимо только о тех аспектах персонажей, которые были описаны в тексте или которые подразумеваются им. Следовательно, описания символов имеют пробелы, и часто недостающая информация не может быть выведена из данной информации. Создание искусства.

Новые эссе в философской эстетике. Несмотря на то, что в настоящее время существует широкий консенсус в отношении того, что характер лучше всего описывать как субъект, являющийся частью сюжетного мира, онтологический статус этого мира и его сущностей остается неясным. Основные различия между этими подходами заключаются в том, как описывается представление характера и в использовании принципов, заимствованных из когнитивных наук. Структура художественного текста. Этот код также прибегает к восприятию людей в повседневной жизни, так что существует взаимодействие между формированием персонажей и восприятием людей не только потому, что восприятие людей определяет, насколько правдоподобным является персонаж, но также и потому, что персонажи представлены в рассказах, может изменить способ восприятия людей.

Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включающая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику .

Создавая, образ-персонаж, многие писатели описывают его наружность. Делают они это по-разному: одни детально изображают портрет героя в одном месте, собранно; другие в разных местах произведения отмечают отдельные черточки портрета, в результате чего читатель в конце концов получает четкое представление о его наружности. Одни писатели используют этот прием почти всегда, другие - редко, это связанно и с особенностью индивидуальной манеры художника, и с жанром произведения, и со многими другими условиями творчества, но всегда писатель описывая наружность действующего лица, стремится подчеркнуть такие детали, которые позволяют живее представить и внешний и внутренний облик героя - создать живой зрительно-осязаемый образ и выявить наиболее существенные черты характера данного действующего лица, и выражают авторское к нему отношение .

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

В то же время этот культурный код содержит информацию, которая не применяется к людям, а только к персонажам, особенно к персонажам и жанрам. Тем не менее, понятие культурного кода, вероятно, слишком расплывчато, поскольку оно охватывает различные аспекты или уровни, которые следует различать: базовый тип; персональные модели; символьных схем. Концепция базового типа принимает последние идеи психологии развития. С самого начала люди различают предметы и существа. Они относятся к восприятию последней теории разума, которая приписывает им ментальные состояния, такие как намерения, желания и убеждения.

Отмечается, что всякий портрет в той или иной степени характерологичен - это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека. При этом портрет может быть снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера.

Соответствие черт портрета чертам характера - вещь довольно условная и относительная; она зависит от принятых в данной культуре взглядов и убеждений, от характера художественной условности. На ранних стадиях развития культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота; отрицательные персонажи изображались уродливыми и отвратительными. В дальнейшем связи внешнего и внутреннего в литературном портрете существенно усложняются. В частности, уже в 19 веке становится возможным обратное соотношение между портретом и характером: положительный герой может быть уродливым, а отрицательный - прекрасным .

Когда объект в сюжетном мире идентифицируется как символ, эта структура применяется к этому объекту, таким образом базовый тип обеспечивает основной контур персонажа: есть невидимая «внутри», которая является источником всех намерений, желаний и т.д. и видимый «внешний», который можно воспринимать. Теория Разума и Роман. На другом, более конкретном уровне знания о типах времени и культуры способствуют восприятию персонажей. Такие цифры служат характерными моделями.

Модели символов часто ассоциируются со стандартизованными «созвездиями персонажей», такими как рогоносец, жена и любовник. Важно отметить, что базовый тип и модели символов не исчерпывают соответствующие формы знаний для персонажей. Во многих случаях описания персонажей вступает в игру энциклопедическое знание - как с реальным миром, так и с вымышленными мирами, объединяющее два или более предмета персональной информации. Во многих случаях тексты предоставляют читателю лишь фрагмент информации, побуждающий читателя заполнять недостающие части на основе соответствующих знаний.

Таким образом, мы видим, что портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.

Козыро Л.А. в своей работе называет три вида портрета - это портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.

Портретное описание является наиболее простой и часто применяющейся формой портретной характеристики. В нём последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей.

В текстовом анализе подобная энциклопедия персонажей актуальна чаще, чем две другие, и различия в интерпретации символов часто основаны на том, что к ним прибегают разные записи из энциклопедии персонажей. То, что Аристотель сказал в связи с трагедией, стало источником школы мысли, которая утверждает, что для того, чтобы понять персонажа в вымышленном тексте, нужно лишь проанализировать его роль в действии. Анализируя сто русских сказок, он построил последовательность из 31 функции, которую он приписал семи областям действия или типам персонажа: противнику; доноры; помощник; принцесса и ее отец; грузоотправитель; герой; ложный герой.

Козыро Л.А. приводит пример: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына» (А. П. Чехов. «Мальчики») .

Каждый актант не обязательно реализуется в одном персонаже, поскольку один персонаж может выполнять более одной роли, а одна роль может быть распределена между несколькими персонажами. По словам Кэмпбелла, который основывает свои аргументы на отношении Фрейда и особенно на психоанализе Юнга, мономит универсален и может быть найден в рассказах, мифах и легендах по всему миру. В отличие от этих обобщенных ориентированных на модель подходов, традиционные подходы, как правило, используют жанровую и временную лексику для ролей действий, таких как доверенное лицо и интригатор в традиционной драме, или злодей, приятель и прихвост в популярных СМИ 20-го века.

Иногда описание снабжено обобщающим выводом или авторским комментарием относительно характера персонажа, проявившегося в портрете. Иногда в описании особо подчёркиваются одна-две ведущие детали.

Портрет-сравнение является более сложным видом портретной характеристики. В нём важно не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности.

Портрет-впечатление - самая сложная разновидность портрета. Особенностью является то, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще или крайне мало, остаётся только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения.

Часто портрет дается через восприятие другого персонажа, что расширяет функции портрета в произведении, поскольку характеризует и этого другого.

Следует различать статический (остающийся неизменным на протяжении всего произведения) и динамический (меняющийся на протяжении текста) портреты.

Портрет может быть подробным и эскизным, представленным лишь одной или несколькими наиболее выразительными деталями.

Согласимся с выводом Козыро Л.А., о том, что портрет в литературном произведении выполняет две основные функции: изобразительную (дает возможность представить изображаемого человека) и характерологическую (служит средством выражения содержания образа и авторского отношения к нему).

Следующая характеристика, которую отмечают ученые - это предметная (вещная) обстановка, которая окружает действующее лицо. Она также помогает охарактеризовать персонаж извне.

Характер выявляется не только в его наружности, но и то какими вещами он себя окружает, как к ним относится. Это и используют писатели для художественной характеристики персонажа…Посредством предметной характеристики автор также создает и индивидуальный характер, и социальный тип, и выражает идею .

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Следует предостеречь от смешения понятий при анализе речи героев. Зачастую под речевой характеристикой персонажа понимают содержание его высказываний, то есть, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказывает. На самом деле речевая характеристика - нечто иное .

Нужно смотреть не на то «что» говорят герои, а на то «как» они это говорят. Смотреть на манеру речи, её стилистической окрашенностью, характером лексики, построением интонационно-синтаксических конструкций и т. д.

Речь - важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д. .

Ярко так же характер человека проявляется и в его речи, в том, что и как он говорит. Писатель создавая типический характер, всегда наделяет своих героев характерной для них индивидуализированной речью .

Козыро Л.А. говорит, что поступки и действия являются самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира. Мы судим о людях, прежде всего, по их делам.

Сорокин В.И. называет это средство «поведением героя».

Особенно ярко характер человека проявляется, конечно, в его поступках…Характер человека особенно ярко проявляется в затруднительных случаях жизни, когда он попадает в необычное, сложное положение, но для характеристики важно и повседневное поведение человека, - писатель использует и те и другие случаи .

Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также -- в одежде и прическе (в этом раду -- и косметика). Форма поведения -- это не просто набор внешних подробностей совершения поступка, но некое единство, совокупность, целостность.

Формы поведения придают внутреннему существу человека (установкам, мироотношению, переживаниям) отчетливость, определенность, законченность .

Иногда писатель при создании образа персонажа раскрывает его характер не только косвенно, путем изображения его портрета, поступков, переживаний и т.д., но и в прямой форме: сам от своего имени говорит о существенных чертах его характера .

Самохарактеристика когда сам персонаж говорит о себе, о своих качествах.

Взаимная характеристика - это оценка одного персонажа от имени других персонажей.

Характеризующее имя когда в имени персонажа отражены его качества, особенности.

В работе Сорокина В.И. это средство обозначено как «характеризующая фамилия».

Всё это относилось к внешним характеристикам. Посмотрим на способы внутренней характеристики.

Приёмом раскрытия образа-персонажа является непосредственное изображение его внутреннего мира. Воссоздание духовной жизни персонажа называется психологическим анализом. У каждого писателя и в каждом произведении психологический анализ принимает свои неповторимые формы .

Одним из таких приёмов является внутренний монолог, в котором фиксируется поток мыслей, чувств, впечатлений, владеющих в настоящий момент душой героя.

Важнейшим приемом психологической характеристики персонажа у многих писателей является описание изображаемого с точки зрения этого персонажа.

Чехов «Гриша»: «Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с нянькой по бульвару…. До сих пор Гриша знал оин только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом - нянькин сундук, в третьем - стул, а в четвертом - горит лампадка. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. За этой комнатой есть ещё другая, куда не пускают и где мелькает папа - личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа - неизвестно» .

Очень большое значение для изображения живого человека имеет показ того, что в разные моменты думает и чувствует он, -умение писателя «переселиться в душу» своего героя .

Мировоззрение персонажа - одно из средств характеристики персонажа .

Изображение взглядов и убеждений действующих лиц - одно из важнейших средств художественной характеристики в литературе, особенно если писатель изображает идейную борьбу в обществе .

Существует скрытый анализ духовной жизни героев, когда раскрывается не непосредственно их психика, а то, как она выражается в поступках, жестах, мимике людей.

Ф. Энгельс отмечал, что «…личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она делает». Для характеристики персонажей писатель и пользуется изображением характерных особенностей ее действий .

Выделяют биографию героя. Она может быть оформлена, например как предыстория.

В целях художественной характеристики некоторые авторы излагают историю жизни действующих лиц или рассказывают отдельные моменты из этой истории .

Важно не только то, какие именно художественные средства использует автор для создания образа-персонажа, но и порядок их включения в текст. Все названные художественные средства позволяют читателю сделать выводы об отношении автора к герою .

Творчески работающие художники находят много разнообразных приемов для того, чтобы показать внешность и внутренний мир человека. Они используют все разнообразные для этого средства, но каждый по-своему, в зависимости от индивидуальной манеры творчества, от жанра произведений, от господствующего в момент его деятельности литературного направления и от многих других условий .

Образ персонажа складывается из внешней и внутренней характеристики.

К основным внешним характеристикам относятся:

· Портретная характеристика

· Описание предметной обстановки

· Речевая характеристика

· Самохарактеристика

· Взаимная характеристика

· Характеризующее имя

К основным внутренним характеристикам относятся:

· Внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа

· Мировоззрение персонажа

· Воображения и воспоминания персонажа

· Сны персонажа

· Письма и личные дневники

Этот перечень не исчерпывает всего обилия средств, которые используют писатели для художественной характеристики.

Вывод к 1 главе

Таким образом, после рассмотрения научной литературы по теме исследования были сделаны следующие выводы.

1. Художественный образ - часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторского воображения, он является итоговым результатом эстетической деятельности.

2. Художественный образ имеет свои специфические черты это целостность, экспрессивность, самодостаточность, ассоциативность, конкретность, наглядность, метафоричность, максимальная емкость и многозначность, типическое значение.

3. В литературе различают образы-персонажи, образы-пейзажи, образы-вещи. На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.

4. Персонаж - действующее лицо художесвенного произведения с присущими ему поведением, наружностью, миропониманием.

5. В том же значении, что и «персонаж» в современном литературоведении часто используются словосочетания «действующее лицо» и «литературный герой». Но понятие «персонаж» является нейтральным и не содержит в себе оценивающей функции.

6. По степени обобщенности художественные образы разделяют на индивидуальные, характерные, типические.

7. В художественных произведениях между персонажами образуется особая система. Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Система персонажей - это определенное соотношение характеров.

8. Различают три вида персонажей: главные, второстепенные, эпизодические.

· по степени участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится

· по степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

10. Образ персонажа складывается из внешней и внутренней характеристики.

11. К основным внешним характеристикам относятся: портретная характеристика, описание предметной обстановки, речевая характеристика, описание «поведения героя», авторская характеристика, самохарактеристика, взаимная характеристика, характеризующее имя.

12. К основным внутренним характеристикам относятся: внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа, мировоззрение персонажа, воображения и воспоминания персонажа, сны персонажа, письма и личные дневники.

13. Выделяют биографию героя. Она может быть оформлена, например как предыстория.

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Классицизм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (Эпитет )

1. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? (Аллегория )

2. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? ИЛИ: Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»? ИЛИ: Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там в олны в ыше этих в еток // И, св аливаясь с в алуна…»? (Аллитерация )

3. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. ИЛИ: Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: "Не буди, как восемь лет назад.// Не буди того, что отмечталось…"? ИЛИ: Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов? (Анафора )

4. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? ИЛИ: Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)? (Антитеза или контраст )

5. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? ИЛИ: Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерца ньи кра сных ла мпад»)? (Ассонанс )

6. Как называется стихотворная форма, для которой характерны отсутствие рифмы, размера ("Она немедленно уронила на пол // Толстый том художественного журнала, // И сейчас же стало казаться, // Что в моей большой комнате // Очень мало места." А.Блок)? (Верлибр )

8. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)? (Гипербола )

9. Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)? (Деталь )

10. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение? (Ода, элегия, посвящение, эпиграмма… …) ИЛИ: Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»? (Тетраптих ) ИЛИ: Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». (Элегия ) ИЛИ: Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»? (Элегия ) ИЛИ: Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку». (Послание )

11. Поэт часто использует художественный приём, заключающийся в скрытой насмешке над героями. Укажите его название. (Ирония )

12. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение? ИЛИ: К какой жанрово -тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение? (Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская …) ИЛИ: К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока? (философская )

13. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? ИЛИ: Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? ИЛИ: Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)? (Инверсия )

14. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. (Катрен )

15. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей? (Композиция )

16. Назовите вид композиции , характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (Кольцевая )

17. Основные литературные направления , поэтические течения. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм ) ИЛИ: Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? (Символизм ) ИЛИ: Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский? (Футуризм ) ИЛИ: К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В. С. Высоцкого? (Авторская поэзия )

18. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). ИЛИ: «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов? (Метафора )

19. В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова. (Неологизм )

20. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (Оксюморон )

21. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? ИЛИ: Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»? ИЛИ: Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? (Олицетворение )

22. В поэме "Облако в штанах" автор бросает резкий вызов публике, задавая всему произведению обличительно-публицистический настрой. Каким термином обозначается такая идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения? (Пафос )

23. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (Перифраз )

24. Каким термином называют описание природы в литературном произведении? (Пейзаж )

25.Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста? ("Здесь все меня переживет, //Все, даже ветхие скворешни // И этот воздух, воздух вешний, // Морской свершивший перелет.) (Повтор )

26. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением "Жизнь прожить – не поле перейти". Как называют такое изречение? (Пословица )

27. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? (Просторечия )

28. Укажите размер , которым написано стихотворение. (Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) ) См. подробнее на сайте "К уроку литературы": Стихотворные размеры" . ИЛИ: Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). (Хорей )

29. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (Риторический вопрос ) ИЛИ: Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; "Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)? (Риторические ) ИЛИ: Дайте определение восклицаний, которые используются поэтом для активизации читательского восприятия («Нам ли вымаливать милостей у времени!»). (Риторические восклицания )

30. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? ИЛИ: Как называется созвучие концов стихотворных строк (метелица – стелется; холодна – из окна и т.п.)? (Рифма )

31. Как называется характер рифмовки ? (Кольцевая, перекрёстная, смежная ) ИЛИ: Укажите тип рифмовки в стихотворении В.Высоцкого: "Как ныне сбирается вещий Олег // Щита прибивать на ворота, // Как вдруг подбегает к нему человек - // И ну шепелявить чего-то..." (Перекрёстная ) ИЛИ: Укажите тип рифмы : времени - ремни. (Неравносложная )

32. К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению? (Сарказм )

33. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? ИЛИ:
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? (Символ )

34. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом». ИЛИ: Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь». ИЛИ: Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…» (Сравнение )

35. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (Строфа )

36. Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом. (Эпиграф )

37. Назовите термин, которым называют художественное определение. ИЛИ: Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах? ИЛИ: Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). (Эпитет )