Понятие, структура и этапы разработки основной образовательной программы высшего образования. Основная образовательная программа высшего пофессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ИрГУПС (ИрИИТ)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки _____________

(указывается код и наименование направления подготовки в соответствии с ФГОС ВПО)
Профиль подготовки / специализация __________________________________________

__________________________________________________________________________________

(оставить нужную фразу)
Квалификация (степень) выпускника __________________________________________

__________________________________________________________________________________

(указывается бакалавр / магистр / дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения ___________________________________________________
Форма обучения _________________________________________________________________

(указывается очная, заочная и др.)
Факультет / институт___________________________________________________

(оставить нужное)

Выпускающая кафедра_________________________________________________

ИРКУТСК

2011г.

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Характеристика основной образовательной программы

1.1 Общие положения

1.2. Нормативные и правовые документы для разработки основной образовательной программы

1.3. Миссия, цели, задачи ООП

РАЗДЕЛ 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника основной образовательной программы

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника


РАЗДЕЛ 3. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат освоения основной образовательной программы

3.1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

3.2. Структура ООП по ФГОС ВПО

3.3. Матрица соответствия компетенций и формирующих их частей основной образовательной программы


РАЗДЕЛ 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП

4.1.1. Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания дисциплин, практик, НИРС, входящих в ООП

4.1.2. Учебный план

4.1.3. Календарный учебный график

4.2. Программные документы дисциплинарного характера компетентностно-ориентированной ООП

4.2.1. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин

4.2.2. Рабочие программы учебных дисциплин

4.2.3. Рабочие программы учебных и производственной практик

4.2.3.1. Рабочие программы учебных практик

4.2.3.2.Рабочая программа НИРС

4.2.3.3. Рабочая программа производственной практики

РАЗДЕЛ 5. Методические материалы по проведению итоговой государственной аттестации выпускников

5.1.Программа государственного экзамена

РАЗДЕЛ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Общие положения

Основная образовательная программа (ООП) вуза - системно организованный комплекс учебно-методических документов, регламентирующий цели, содержание, формы организации, технологии обучения и оценивания для достижения обучающимися установленных вузом в форме компетенций требований к уровню подготовки выпускника соответствующей квалификации (степени) бакалавра, магистра или специалиста.

1.2. Нормативные и правовые документы для разработки основной образовательной программы


  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ) с последующими изменениями, внесенными в установленном порядке;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки ________________ (бакалавриата / магистратуры / специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________20___ г. №____;

  • Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки _________________________, утвержденная _______________ ________________ (носит рекомендательный характер);

  • Устав ИрГУПС.
1.3. Миссия, цели и задачи основной образовательной программы

Раскрывается социальная значимость (миссия) ООП ВПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировки целей и задач ООП как в области воспитания, так и в области обучения, даются с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научно-педагогической школы вуза и потребностей регионального рынка труда.

Например:

В области воспитания общими целями основной образовательной программы бакалавриата являются:

формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры.

В области обучения общими целями основной образовательных программ бакалавриата являются:

подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки и исследования, направленные на создание и обеспечение функционирования автоматических и автоматизированных систем и средств регулирования, управления и контроля, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

РАЗДЕЛ 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавра / магистра / специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра / магистра / специалиста с учетом его профиля подготовки / специализации, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки / специализации ВПО.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавра / магистра / специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра / магистра / специалиста с учетом его профиля подготовки / специализации .
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра / магистра / специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями. В случае необходимости описываются виды профессиональной деятельности бакалавра / магистра / специалиста с учетом его профиля подготовки / специализации .
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки / специализации ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей.

РАЗДЕЛ 3

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определя ются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки / специализации и дополняются профессионально-специализированными (и при необходимости – иными) компетенциями в соответствии с целями и задачами ООП ВПО.


Код

компетенции



Название компетенции

1

2

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА (ОК)

ОК-1

ОК-2

ОК-3

……

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА (ПК)

ПК-1

ПК-2

ПК-3

………

3.2. Структура ООП по ФГОС ВПО

Приводится структура ООП из ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, дополненная с учетом профиля подготовки / специализации.

3.3. Матрица соответствия компетенций и формирующих их частей ООП

Матрица

соответствия компетенций и формирующих их составных частей ООП ВПО


Циклы, дисциплины учебного плана ООП
компетенции

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

Б.3 Профессиональный цикл

Б.4 Физическая культура

Б.5 Практики / НИРС

Б.6 ИГА

Б.1.1 Базовая часть

Б.1.2 Вариативная часть

Б.2.1 Базовая часть

Б.2.2 Вариативная часть

Б.3.1 Базовая часть

Б.3.2 Вариативная часть

Б.5.1 Учебная

Б.5.2 НИРС

Б.5.3 Производственная

Государственный экзамен

ВКР

Дисциплины

Дисциплины

Дисциплины

Дисциплины

Дисциплины

Дисциплины

1



n

1



n

1



n

1



n

1



n

1



n

Общекультурные компетенции

ОК-1

ОК-2

…..

…..

Профессиональные компетенции

ПК-1

ПК-2

…..

.
РАЗДЕЛ 4

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС по данному направлению подготовки содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра / магистра / специалиста с учетом его профиля подготовки / специализации; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин ; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий .

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.

В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.

Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в .

Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.

О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)

1. Общие положения

1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности.

1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее - ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и(или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.

Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.

1.3. Вузы самостоятельно устанавливают правила распределения (в отдельных случаях - зачисления) студентов по профилям (специализациям) подготовки.

1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.

2. Порядок установления и классификации профилей (специализаций).
Структура и содержание профилей (специализаций)

2.1. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает профиль (специализацию) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) или выбирает его из списка профилей, рекомендованных примерной основной образовательной программой по соответствующему направлению подготовки (специальности), если профили (специализации) ООП по этому направлению подготовки (специальности) не определены во ФГОС ВПО.

Если по направлению подготовки (специальности) имеются две и более примерных основных образовательных программ, вузы могут ориентироваться на перечень профилей (специализаций), представленных в данных примерных ООП.

Вузы могут разработать основные образовательные программы и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).

2.2. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вуз должен выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей (специализаций) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.

Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).

2.3. Если перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ООП определен во ФГОС, вуз должен обеспечить студенту освоение этих компетенций в соответствии с профилем (специализацией) подготовки. Если во ФГОС перечень профильных (специализированных) компетенций не определен, вуз определяет перечень этих компетенций самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы.

2.4. Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются высшим учебным заведением самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности), в рамках которого реализуется профиль (специализация).

2.5. Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых высшими учебными заведениями, в котором устанавливаются правила классификации и кодификации профилей подготовки (специальностей) для учета их в государственной образовательной статистике.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 "О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования"

Обзор документа

Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).

Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.

Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.

Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).

Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.

Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.

Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.