Коммунальные отходы: все о новых правилах вывоза мусора. XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению Понятие тко

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению

с твердыми коммунальными отходами

148(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:

фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;

сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;

реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).

В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.

Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".

148(1-1). Управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.

Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.

148(2). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

148(3). Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с пунктами 148(8) - настоящих Правил.

148(4). Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, являющемуся или не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;

в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(5). Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

А) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(см. текст в предыдущей редакции)

148(6). Условия предоставления коммунальной услуги нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении такой коммунальной услуги, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) и настоящих Правил.

148(7). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

148(8). Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(см. текст в предыдущей редакции)

148(9). Товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты своей ликвидации или с указанной в пункте 148(8) настоящих Правил даты начала предоставления коммунальной услуги управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(см. текст в предыдущей редакции)

148(10). Организация, указанная в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальной услуги, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальной услуги. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора о предоставлении указанной коммунальной услуги по основаниям, установленным жилищным, гражданским законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления.

148(11). Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами:

а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 148(8) или настоящих Правил;

б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанного в пункте 148(8) или настоящих Правил;

в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут;

г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае, если общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчетов за такую коммунальную услугу, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, - с даты принятия такого решения;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, считается прекращенным, - по истечении 30 календарных дней со дня направления уведомления, предусмотренного частью 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами решения о переносе срока, с которого договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной указанным решением регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(11-1). В случае, указанном в подпункте "е" пункта 148(11) настоящих Правил, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты, указанной в подпункте "е" пункта 148(11) настоящих Правил, при условии поступления в его адрес копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Не позднее 10 календарных дней до даты начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме путем размещения на своем официальном сайте в сети Интернет и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства следующую информацию:

даты заключения и начала исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

перечень сведений из числа указанных в абзацах восьмом - двенадцатом пункта 148(1) настоящих Правил, которые собственникам жилых помещений в многоквартирном доме необходимо предоставить региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для расчета размера платы за коммунальную услугу;

информация о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами без оплаты комиссии (для граждан);

платежные реквизиты регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

информация об адресе (местонахождении) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также адресах (местонахождении) его филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты (при наличии).

В случае принятия региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами решения о переносе срока, по истечении которого договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в срок, указанный в пункте 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомляет путем размещения этого решения на своем официальном сайте в сети Интернет и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства о принятом решении лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, с доведением до данного лица информации, предусмотренной абзацами третьим - седьмым настоящего пункта. Указанная информация в тот же срок размещается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

148(11-2). Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, доводит до сведения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию, полученную от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 148(11-1) настоящих Правил, путем размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в течение 5 календарных дней со дня ее получения.

148(11-3). В случае, указанном в подпункте "д" пункта 148(11) настоящих Правил, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами одновременно с уведомлением, предусмотренным частью 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, доводит до сведения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию, указанную в пункте 148(11-1) настоящих Правил, путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на своем официальном сайте в сети Интернет, в общедоступных местах (на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также путем опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления.

148(12). Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

148(13). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются в случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".

148(14). Для заключения в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) настоящих Правил, исполнитель в лице управляющей организации, товарищества или кооператива обязан не позднее 20 рабочих дней со дня, указанного соответственно в пункте 148(8) или настоящих Правил, передать подписанный им проект договора в 2 экземплярах собственнику помещения в многоквартирном доме по месту нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с собственником способом. Собственник помещения в многоквартирном доме, получивший проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при отсутствии у него разногласий по такому проекту обязан в течение 30 дней со дня его получения передать исполнителю по месту нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанный им 1 экземпляр договора с указанием в нем информации, предусмотренной подпунктами "в" , "г" , "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведений о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и приложением к нему копий следующих документов:

а) документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом);

б) документ, удостоверяющий личность физического лица - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения.

148(15). Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в" , "г" , "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности.

Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать его заявителю.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2 экземплярах.

При наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, их рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

148(16). Для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в" , "г" , "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

148(17). В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, это уполномоченное лицо вправе обратиться к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении всех собственников со следующими документами:

а) заявление о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, подписанное таким лицом;

б) копия решения общего собрания о выдаче уполномоченному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме;

в) копия доверенности, выданной уполномоченному лицу в письменной форме всеми или большинством собственников;

г) информация, указанная в подпунктах "в" , "г" , "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта.

148(18). Заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, указанном в пункте 148(15) настоящих Правил.

148(19). Основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, о предоставлении которой заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении указанной коммунальной услуги, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в пунктах 148(8) - настоящих Правил. В случае отказа от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, исполнитель обязан в 5-дневный срок со дня обращения заявителя за заключением договора в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

148(21). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным гражданским, жилищным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления.

148(22). Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;

б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может проводиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) принимать в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

ж) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

з) информировать потребителей в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

и) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

к) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на официальном сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 148(11) настоящих Правил, путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на официальном сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

размеры тарифов (цен) на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

порядок и форма оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальную услугу;

показатели качества коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;

наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

сведения о необходимости заключения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и последствиях незаключения такого договора;

л) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления информацию в письменной форме за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах и (или) массе твердых коммунальных отходов, образующихся в помещении в многоквартирном доме, и суммарном объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, рассчитанных с применением нормативов накопления твердых коммунальных отходов или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления;

(см. текст в предыдущей редакции)

м) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

а) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми бытовыми отходами потребителю;

б) принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить совместно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

в) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

148(23). Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

а) требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

б) привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для доставки платежных документов потребителям;

для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям;

в) устанавливать в порядке, предусмотренном пунктом 148(35) настоящих Правил, количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

д) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(23-1). Предусмотренные пунктом 148(23) настоящих Правил права исполнителя в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, могут быть переданы управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному между управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по соглашению сторон такого договора. Информация о передаче указанных прав исполнителя управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом, предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям способами, предусмотренными подпунктом "к" пункта 148(22) настоящих Правил.

148(24). Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества;

б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;

д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;

з) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(25). Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий в мусоропроводе и мусороприемных камерах, а также при обнаружении нарушений качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан;

в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(26). Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

148(27). Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

148(28). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. формулой 9(2) формулой 9(7) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулой 9(8) приложения N 2 к настоящим Правилам.

148(32). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за такую коммунальную услугу для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. пунктами 57 формулой 9(6) приложения N 2 к настоящим Правилам.

(см. текст в предыдущей редакции)

148(39). Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

148(40). Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

148(42). Информация об изменении предельных тарифов и нормативов накопления твердых коммунальных отходов доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(43). Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148(44). При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

148(45). При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

В случае если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за указанную коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, размер снижения платы за эту коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленный размер платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.

148(46). При перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.

148(47). Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктами 148(30)

Открыть полный текст документа

Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.

За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.

Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ . Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099 . При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.

Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.

Обучение по экологической безопасности (отходы)

У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, .

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Когда приходят счета по оплате за коммунальные услуги, то у каждого человека возникает вполне законное желание разобраться, за что же конкретно взимается плата. Одной из статей расходов в квитанции является вывоз мусора. С 1 января 2019 года в счетах российских абонентов появится статья за обращение с ТКО (твердые коммунальные отходы). Это связано с тем, что схема платы за вывоз и утилизацию бытовых отходов станет немного другой.

Разновидности отходов

До недавнего времени все квартиросъемщики платили за вывоз ТБО (твердые бытовые отходы) и вопросов на этот счет не было ни у кого: мусор появляется у всех, его нужно куда-то вывозить и утилизировать. Но с принятием изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» возникла путаница: появилось понятие ТКО (расшифровка: твердые коммунальные отходы), а работы по их вывозу и утилизации стали относиться к задачам коммунальных служб.

Эти изменения стали действовать с 2016 года. Однако полностью вступить в силу должны только к январю 2019 года. Поэтому сейчас не редкость такие ситуации, когда жители одного региона оплачивают свои счета, где есть строка об отходах ТКО, а жители другого до сих пор получают квитанции, в которых все осталось по-старому. К примеру, для жителей Краснодарского края, Астраханской области, Ивановской области схема оплаты уже изменена. Поэтому в настоящий момент существует два вида этого понятия:

  1. Твердые бытовые.
  2. Коммунальные бытовые.

Понятие ТБО

Это неотъемлемая часть жизнедеятельности мегаполисов, небольших населенных пунктов. Это тот самый мусор, который скапливается к вечеру в каждой квартире. К твердым коммунальным отходам относятся:

  1. : остатки пищи, растительных компонентов, кости.
  2. Синтетические: пластик, целлюлоза, текстиль, стекло, металлы и другое.

Биологические (органические) подлежат утилизации, потому что в процессе своего разложения они наносят ощутимый вред экологии: в процессе гниения они могут заражать воду, почву продуктами своего распада. А это может привести к возникновению ряда опасных заболеваний.

Распад синтетических остатков происходит намного дольше (некоторые вещества разлагаются более 100 лет). К тому же в своем составе они нередко содержат и довольно токсичные вещества: разнообразные красители, масла, которые со временем попадают в окружающую среду.

Коммунальные бытовые

Отходы этого типа - это все тот же мусор, который появляется в процессе деятельности человека и накапливается в помещениях. Но сюда же относятся и товары общего потребления, которые со временем утратили свою ценность, с точки зрения пользы. То есть сейчас официальное название бытового мусора - коммунальные отходы, а понятие «ТБО» теперь остается только в разговорной речи. В официальных документах оно больше применяться не будет.

Относится к ТКО: мусор, который образуется в результате осуществления своей деятельности юридическими лицами, частными предпринимателями, когда по своему компонентному составу он идентичен обычному бытовому утильсырью. При этом для организаций ТКО будет считаться только тот мусор, который появляется не в результате осуществления производственной деятельности или выполнения работ, услуг:

Более подробный перечень того, что входит в состав ТКО представлен в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), где каждому виду загрязнения присвоен свой код, согласно которому можно посмотреть его принадлежность к той или иной группе отходов.

Изменения в законе

До принятия этого закона, а также до вступления его в силу плата за вывоз и утилизацию бытового мусора напрямую зависела от назначения помещения, его размера. То есть раньше тариф рассчитывался исходя из того, какого вида было помещение: жилое или нежилое, какую площадь оно занимало.

Сейчас же стоимость услуги будет зависеть от того, какой статус имеет потребитель: частное ли он лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо. В зависимости от этого установлены определенные нормативы накопления мусора. В свою очередь, нормативы, по которым будет производиться расчет, теперь зависят и от отдельных видов потребителей:

  1. Для жителей многоквартирных домов.
  2. Жителям частных домов.
  3. Владельцам офисов и промышленных зданий.

Для чего это было сделано: предполагается, что у жильцов многоквартирных домов мусора может накопиться значительно меньше, нежели у собственников офиса, в котором ежедневно находится большое количество сотрудников. Поэтому и тариф для них будет различным.


После вступивших в силу изменений вывоз бытового мусора из юрисдикции управляющих компаний, которые раньше и устанавливали тариф для жильцов и собственников помещений, стал обязанностью региональных операторов. Была утверждена и схема вывоза мусора: он вывозится на ближайший полигон ТКО для последующей утилизации.

Это юридическое лицо, которое занимается вопросами, связанными со сбором и утилизацией бытовых отходов на определенной территории. Оператор выбирается на тендерной основе.

Заключение договора

Для того чтобы зафиксировать предоставление услуг именно этим оператором, необходимо заключить с ним договор. Кто имеет право на заключение такого соглашения:

Контракт на оказание услуги по вывозу мусора заключается сроком на 10 лет.

Последующая утилизация

На практике применяется несколько видов обработки бытового мусора: сбор, сортировка и непосредственно обеззараживание отходов (утилизация или повторная переработка). Сортировка нужна, чтобы извлечь из общего числа отходов те, что будут пригодны для использования во вторичном производстве (например, для той же целлюлозно-бумажной отрасли).

Методы утилизации:

  1. Захоронение.
  2. Сжигание.
  3. Компостирование.
  4. Использование в качестве вторичного сырья.

Захоронение на полигонах

Использование захоронения в качестве способа утилизации является самым экономически выгодным. Но этот метод имеет ряд недостатков:

  1. Полигон, на котором складируется мусор, занимает большие площади земли.
  2. Площадки, на которые будет свозиться мусор, должны быть далеко за пределами жилой зоны, заповедной зоны, мест отдыха.
  3. Отходы, содержащиеся на этих площадках, должны иметь низкий класс опасности.


При этом нужно учитывать, что даже малотоксичные отходы в процессе своего разложения будут оказывать негативное влияние на почву и грунтовые воды. Да и сам участок земли, на котором находился полигон, не может быть позже использован ни для каких хозяйственных нужд.

Сжигание бытового мусора

Сжигание - это не самый безвредный метод, т. к. в процессе горения будет выделяться множество вредных газов, способных отравить природу. Потребуются еще и специальные печи дожигания, в которых будет максимально нейтрализоваться выделение токсичных веществ из горящего мусора.

Из преимуществ сжигания можно отметить:

  1. Зола, которая образуется утилизации мусора, займет места гораздо меньше.
  2. Относительно низкая стоимость утилизации.
  3. Возможность использовать энергию тепла для производства электроэнергии или отопления.

Более щадящим для окружающей среды является пиролиз, при котором процесс горения осуществляется без доступа кислорода.

Метод компостирования

Он подходит только для органического мусора. В основе этого метода - разложение веществ под действием микроорганизмов. Из преимуществ этого метода - простота, финансовая доступность, возможность использования компоста в качестве удобрения (применяется в сельском хозяйстве). Из недостатков - неприятный запах, который неизбежно сопутствует процессу гниения.

Таким методом утилизируется примерно треть всего органического мусора. Но для того чтобы его можно было безопасно применять, мусор предварительно должен быть рассортирован. Для этого во многих дворах стали устанавливаться отдельные контейнеры для пластиковых бутылок, стекла, бумажных отходов. В некоторых местах устанавливаются отдельные контейнеры и для отходов, которые могут содержать опасные вещества (батарейки, лампы накаливания, старые градусники). Все это позволяет избежать возможного заражения окружающей среды опасными веществами.

Вторичное сырье

Использование коммунального (бытового) мусора в качестве вторсырья позволяет производить некоторую часть продукции, не затрачивая при этом природных ресурсов. Кроме того, это позволяет снизить количество утилизируемых отходов. В качестве вторсырья может послужить:

Для каждого вида вторсырья применяется своя технология переработки. За несоблюдение правил, касающихся санитарно-гигиенического состояния, предусмотрены штрафы.

Все эти изменения, принятые в законодательстве и касающиеся нормальной жизнедеятельности общества, призваны, чтобы снизить экологическую напряженность в стране. Ведь грязь, которая остается после человека и его деятельности - это зло. И с этим согласятся все - и взрослые, и дети. Чистые улицы и дворы - это не только красиво, с эстетической точки зрения, это еще и признак благополучия общества.

Отходы ТКО - это аббревиатура, которая возникла относительно недавно. Несколько ранее в разговоре, а также в документах такой вид отходов именовался как ТБО (твердые биологические отходы).

Помимо изменения аббревиатуры и перечня отходов ТКО, Федеральным законом были внесены изменения в способы утилизации мусора. Обо всем подробнее расскажем в статье.

Что это такое?

Твердые коммунальные отходы - расшифровка отходов ТКО. Понятие было официально установлено Законом Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Исходя из содержания этого ФЗ ТКО - это все те отходы, которые формируются и накапливаются в жилых помещениях в результате жизнедеятельности людей, а также товары народного потребления, которые утратили свой срок годности. Также законодательством к твердым отходам коммунального быта был отнесен мусор, который формируется в результате деятельности лиц юридической специфики, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ТКО - это тот мусор, который образуется в результате деятельности человека, предприятий и организаций.

Разновидности ТКО

Отходы, относящиеся к ТКО, подразделяются на 2 категории:

  • биологические - те, которые еще называют отбросами;
  • небиологические - обычный бытовой мусор.

Следовательно, к твердым коммунальным отходам относится большая часть городского мусора. Биологические ТКО - это пищевые и растительные отходы, кости и т. п. Небиологический мусор - это синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.)

Отличия ТКО от ТБО

ТКО - твердые коммунальные отходы. ТБО - твердые биологические отходы. Первое понятие официально, согласно установленному закону, вытеснило второе. Поэтому ТБО осталось только в разговорной речи, в документации оно больше не фигурирует.

Отходы ТКО - это более расширенное понятие, нежели бытовой мусор. Все дело в том, что в ТКО входят не только отходы, которые регулярно выносятся из жилых домов и квартир, но и мусор, который скапливается в офисах и на предприятиях в течение рабочего дня.

ТБО и ТКО несут одинаковый смысл, поэтому нет ничего страшного для обычного человека в том, чтобы перепутать эти 2 понятия. Важное значение эти аббревиатуры имеют для предприятий и организаций, занимающихся сбором и утилизацией мусора возле жилых домов и промышленных зданий. Ведь эти предприятия работают с документацией, в которой фигурирует исключительно сокращение ТКО.

До действий ФЗ № 438 оплата за вывоз мусора складывалась из статуса помещения - жилое или нежилое, а также из количества квадратных метров. После вступления в силу данного закона оплата за услугу вывоза мусора зависит от статуса потребителя - физическое или юридическое лицо.

Дело в том, что обычные жители квартир и домов накапливают и выносят намного меньше мусора, чем такового получается с предприятий, офисов. Разумеется, и оплата первых будет намного меньше, чем вторых.

Таким образом, ТБО и ТКО - практически равнозначные понятия. Только первое осталось разговорным, а второе фигурирует в документах и отчетах.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

В Федеральном классификационном каталоге отходам ТКО посвящен целый раздел. В блоке № 7 можно отыскать категории, к которым относится тот или иной вид мусора.

7 (30 000 00 00 0) - номер в каталоге, посвященный твердым коммунальным отходам. Далее приведем "выписку" из ФККО, в которой отражены списки основных видов мусора:

7 31 110 01 72 4 неотсортированные отходы из квартир
7 31 110 02 21 5 крупногабаритные отходы из квартир
7 31 200 01 72 4 мусор и сметенная грязь, собранные с улиц
7 31 200 02 72 5 мусор, собранный после уборки парковых зон
7 31 200 03 72 5 смет и мусор, собранный с общественных клумб и кладбищ
7 31 205 11 72 4 смет, собранный возле бордюров у дорог транспортного движения
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток снегозадержания
7 31 211 11 39 4 налет счищения оборудования для снеготаяния с большей долей содержания SiO 2
7 31 300 01 20 5 остатки растений с газонов и цветников
7 31 300 02 20 5 остатки растительной природы после опила деревьев, срезания кустов
7 33 100 01 72 4 сор из офисных помещений, некрупногабаритный
7 22 100 02 72 5 сор из помещений офисного и бытового направления, который практически не опасен
7 33 151 01 72 4 мусор с плавучих транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей

Это далеко не полный перечень отходов ТКО из ФККО. Но уже просмотрев небольшую выдержку из каталога, можно увидеть много повторений с незначительными уточнениями. Разницы существенной в этом нет, кроме различий в категориях опасности.

Некоторые виды ТКО относятся и к некоторым другим разделам классификационного каталога: раздел № 4 "Отходы потребления производственные и непроизводственные".

Правила сбора

Отходы ТКО - это мусор, который подлежит определенным правилам обращения. Все эти правила прописаны в официальном документе "Об обращении с ТКО" от 12.11.2016 № 1156.

Обращение с отходами ТКО: сбор, вывоз, утилизация выполняет специально назначенная региональная организация, которая полностью ответственна за проводимые действия.

Места сбора мусора из жилых помещений заявлены в договоре, заключенном с такой региональной организацией. Чаще всего сбор отходов осуществляется:

  • в емкости или пакеты разового пользования, которые предоставляет данная региональная организация;
  • в контейнеры, урны или другие крупные емкости, размещенные на специально предназначенной площадке на улице;
  • в мусороприемные камеры, расположенные в жилых домах.

Это касается некрупных отходов. Крупногабаритные собираются в следующих местах:

  • в специальных бункерах, расположенных на площадках;
  • на специально отведенной территории.

Главным при соблюдении правил обращения является отделение отходов 1 и 2 классов опасности от безопасных.

Способы утилизации

Способов избавления от твердых коммунальных отходов несколько:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • вторичная переработка.

Захоронение

Захоронение отходов ТКО - это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.

Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.

Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО - дешевизна.

Сжигание

Сжигание отходов ТКО - самый распространенный способ утилизации. После сжигания мусора от него остается лишь зола, которую проще ликвидировать, чем первоначальный вид твердых бытовых отходов.

Недостатком сжигания является то, что в процессе горения в атмосферу выделяется большое количество вредных и даже опасных веществ. Поэтому проводить процесс утилизации огромного количества мусора данным способом под открытым небом запрещено. Для этого используют специальные печи, которые обладают функцией нейтрализации выделяемых газов.

К преимуществам данного метода ликвидации ТКО можно отнести небольшие финансовые затраты, а также то, что после сжигания от мусора не остается ничего, кроме золы, которую легко ликвидировать. Если рационально подойти к процессу сжигания отходов, то выделяемое тепло можно задействовать для получения отопления и/ или электроэнергии.

Разработан один из методов безопасного сжигания мусора - пиролиз. Его суть заключается в термической ликвидации отходов, но без присутствия воздуха. Таким образов в процессе не формируется и не выделяется никаких вредных газов и дымов.

Компостирование

Компостирование применимо только для отходов растительного или пищевого вида, поскольку компостирование - это ничто иное, как разложение. Собранные воедино органические отходы подвергаются воздействию микроорганизмов, которые своей деятельностью превращают отходы в компост.

Компост считается самым лучшим видом удобрений, поскольку состоит исключительно из органического сырья. Такой вид удобрений широко применим в сельском хозяйстве.

Для компостирования ТКО выделяется удаленный от жилых зон участок земли, где много влаги и тени, а также есть возможность отведения лишнего количества влаги.

Если судить о преимуществах этого метода, то их несколько:

  • безопасность для окружающей среды;
  • дешевизна;
  • получение полезного для сельского хозяйства удобрения;
  • улучшение состояния земли, на которой осуществляется процесс компостирования.

Недостатков немного:

  • выделения большой площади земли;
  • выделяемый в процессе перегнивания неприятный запах.

При помощи компостирования удается безопасно утилизировать 35 % от всего количества ТКО. Но, чтобы данный процесс утилизации проходил беспрепятственно, требуется отсортировывать органические отходы от синтетических. Для этого в некоторых дворах устанавливают отдельные контейнеры для пластика, стекла и т. п. В странах Европы это практикуется уже давно.

В России активно действует система сбора отработанных батареек, старых лампочек, отслуживших ртутных градусников.

Переработка вторсырья

Некоторые отходы ТКО способны обрести "вторую жизнь". Для этого применяется такой метод утилизации, как переработка вторсырья. Такой способ позволяет не только в несколько раз снизить количество отходов, но и существенно сэкономить природные ресурсы.

Вторичной переработке подлежат следующие виды мусора:

  • черные и цветные металлы, которые отправляют под пресс, а затем на переплавку;
  • древесина, которая помогает сократить вырубку деревьев;
  • пластмасса, однако вторичная переработка этого материала намного затратнее, чем ее первичное производство;
  • стекло, которое в качестве вторсырья идет на использование в строительстве;
  • нефтепродукция (масла, асфальт);
  • макулатура, которая идет на изготовление новой бумаги;
  • использованная электроника.

Класс опасности

Подавляющее число отходов, относящихся к ТКО, имеют 4 и 5 класс опасности. К 5 классу относят самый безопасный для окружающей среды мусор, к 4 - малоопасные.

При утилизации 5 класса отбросов не требуется никаких официальных подтверждений и составления паспорта на мусор. К такому виду отходов ТКО относят спилы и срубы деревьев, кустовые ветки, листья, мусор, собранный с парковых, аллейных зон. Все это можно вывозить и ликвидировать без лицензий и прочих документов.

В связи с опасностью заражения коронавирусом COVID-19 отменены массовые мероприятия во многих городах России. Следите за новостями и изменениями в сроках проведения конференций и выставок.

    Смысл классификации отдельных компонентов ТКО возникает при их раздельном сборе. Класс опасности, который дает нам ФККО для того или иного компонента твердых коммунальных отходов, фактически определяет необходимость наличия лицензии при их сборе. Так, например, для раздельного сбора и утилизации чистых ПЭТ бутылок. (4 34 181 01 51 5 лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные) лицензия не требуется.

    Однако на деле, пищевая упаковка имеет остатки напитков и еды - пищевые отходы. Такая упаковка из пластика попадает уже под другой код ФККО (4 38 196 42 52 4 упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пищевыми продуктами) и имеет IV класс опасности. Это относится практически ко всей пластиковой упаковке, содержащей остатки еды, например, 4 38 118 02 51 4 упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами.

    Получается, что для раздельного сбора и утилизации пластиковой упаковки, лицензия все-таки необходима.

    Зато для сбора макулатуры лицензия не требуется, т.к. основные виды макулатуры относятся к отходам V класса опасности:

  • 4 05 121 01 20 5 отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью
  • 4 05 122 01 60 5 использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги
  • 4 05 122 02 60 5 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
  • 4 05 122 03 60 5 отходы газет
  • 4 05 122 11 60 5 отходы бумажных этикеток
  • 4 05 123 11 60 5 печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства

В виду, того, что класс опасности определяет тот, у кого отходы образуются, то следует руководствоваться общим принципом минимизации класса опасности, т.е. надо выбирать код ФККО с низшим классом опасности, при сходном описании.

Подтверждать класс опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.2 ст. 14 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Алексей Масленников