Информация для педагогов «Зимние постройки на участке. Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей! Дом из снега в детском саду

С наступлением зимы все улицы и площадки засыпаются снегом, горы и барханы формируются всего за ночь и приходит время зимних игр. Снег - нескончаемый источник для забав и развлечений. Воспитатели в садах особо серьёзно относятся к выпадению снега. Снежное время даёт им шанс организовать интересные игры с детьми на свежем воздухе, устроить целую сказку рядом с детским садом. Дети очень увлекаются такой задачей и создают удивительные фигуры своими руками.

Основные разновидности фигур

Существует сразу несколько видов снежных фигур, которые можно построить своими руками. По типу лепки их можно разделить на два вида:

  • бескаркасные - создаются из одного снега;
  • каркасные - в основе такой фигуры находится каркас из дерева.

Подготовка к работе довольно простая. Перед тем как выйти на улицу и начать создавать прекрасную поделку из снега в детском саду, нужно провести некоторые подготовительные работы ещё в доме.

Бескаркасные снежные фигурки

Такие фигуры создаются исключительно из снега. Применяют такой метод при лепке невысоких фигурок, не больше роста человека, а также цельной формы без отдельных элементов (расправленные крылья либо поднятые руки - этого быть не должно).

Если вы хотите создать сразу несколько фигур, то снег для них нужно собрать заранее. Собирать нужно на протяжении нескольких недель, для чего снежные массы сгребаются специальной лопатой в опалубку либо в другую подходящую для этого ёмкость. Собирать такой снег можно всей группой, вместе с детьми. Это поможет подготовиться к предстоящей забаве. Слежавшийся на протяжении некоторого времени снег становится более прочным, поэтому с ним становится намного легче работать.

Чтобы понять, подходит ли снег в качестве материала для создания фигур, следует надавить на него сверху каким-нибудь острым предметом, если остриё легко входит в массу, то это значит, что снег ещё не готов к лепке. При создании любой поделки из снега на участке детского сада, нужно всегда помнить о том, что снег для неё подойдёт лишь полностью чистый, без лишней грязи и мусора, в противном случае фигура будет непривлекательной, а отдельные части на ней будет лепить очень сложно.

Создание единичных фигурок поможет собрать снег перед самой работой. Для этого, как и при лепке снеговика, снег скатывается в большие комы, которые после ставятся друг на друга. Такая игра поможет увлечь весь класс либо детей из детского сада. Дополните места сужений, если нужно, снегом. Собрать его таким методом можно только в том случае, если он довольно липкий.

Если же снег имеет рассыпчатую форму, то его можно сделать липким, для этого нужно полить его водой, быстро сгрести его в кучу лопатой и хорошенько сжать, в этом случае снежная масса быстро схватиться под воздействием низких температур и станет более плотной. В опалубку можно также сгребать липкий снег.

Когда глыба будет готова для работы, начинают её оформлять. Для этого нужно воспользоваться мелким инструментом - шпателем , тёркой либо скребком. Если их нет, то можно использовать подручные предметы, можно предварительно взять из дома деревянную лопатку с кухни и ножик. Если же снег не очень твёрдого формата, то можно начать работу и с детским наборами для песочницы, но в этом случае нужно делать всё осторожно, если снег слишком твёрдый, то хрупкая пластмасса в результате может сломаться, что доставит ребёнку лишь переживания и расстройство.

На этом этапе работы очень пригодится сделанный дома макет фигуры или же нарисованный портрет. Лепить детали следует с него, как с модели. Для начала создаётся общий контур будущей фигуры, а после дополняются все основные детали.

Сильно расстраиваться в том случае, если что-то получилось не так, не нужно, так как снег - материал, который помогает быстро восстановить нужную часть фигуры, а также переделать случайный дефект.

Строения с каркасом

Создание каркаса в снежных фигурах из деревянных палок либо фанеры помогает запечатлеть их в разной позе и сделать более живыми и интересными, что помогает ребёнку ощутить себя в настоящей сказке.

Такая работа начнётся с создания главного каркаса. Каркас в этом случае будет выполнять функцию скелета, то есть главной опоры для снежной массы. Поэтому все главные детали должны устанавливаться именно на опору, к примеру, длинная шея лебедя не будет выдерживать возложенной нагрузки и может быстро сломаться без специального остова. Для этого нужно совместить все деревянные палки и отдельные куски фанеры гроздями либо проволкой. При этом очень важно придать каркасу устойчивость и прочность.

Создавать каркас также можно и для того, чтобы дети использовали его в качестве конструкции для лазания, катания. В этом случае он важен, чтобы ребёнок не упал во время игры и не травмировался.

После установки каркаса его нужно заполнить внутри снегом, а также вылепить основу фигуры снаружи. Для придачи прочности каркасу фигуры его следует сверху смазывать специальным «снежным тестом», для этого снег наполовину разводится водой. Такой смесью обмазываются все части фигуры, после застывания конструкция становится особо прочной и крепкой. Также нужно помнить о важности резиновых перчаток для такой работы. После того как все части каркаса будут замаскированы под снегом, а болванок достигнет своего размера, нужно приступить к дополнению конструкции разными деталями.

На этом этапе работа будет похожа больше на создание бескаркасной фигуры. Единственным отличием будет более высокая сложность создания дополнительных деталей.

Конструкции ледяных поделок

Отдельным направлением в зимних конструкциях являются фигуры изо льда. Прозрачные строения, переливаясь под лучами солнца либо в искусственном освещении, смотрятся как настоящие иллюминации из ценного стекла.

Создавать их непросто, так как лёд - это очень твёрдый материал, с которым сложно работать . При этом восстановить отколовшийся участок конструкции невозможно, поэтому такая работа будет требовать особого навыка и тренировки.

Для формирования такой фигуры нужно использовать природный лёд, взятый из ледника либо водоёма. Если пытаться самостоятельно заморозить воду из-под крана, то она вряд ли станет прозрачного цвета, и фигура будет выглядеть не эстетично. Но для тренировки можно будет воспользоваться и таким способом.

Украшение полученных сооружений

Простая вылепленная фигура - это довольно неинтересно, особенно для маленького ребёнка. Весь класс с удовольствием оформит полученное произведение. Они смогут сделать общую картину фигуры более яркой и привлекательной. Кисточкой можно будет нарисовать небольшие детали: рот, нос и глазки. Для раскраски строения нужно применять лишь безопасные для ребёнка краски, к примеру, акварель. Гуашь также может подойти, но после того, как снежная фигурка растает, она начнёт сильно краситься и может перепачкать детей.

Также для украшения строений можно использовать цветные фигурки, которые нужно подготовить заранее, заморозив подкрашенную краской воду в специальных формочках. Такую работу дети смогут выполнить самостоятельно.

Также хорошо задекорировать конструкцию из снега можно тканью. Для этого можно использовать цветные полотна либо маленькие лоскутки. Чтобы ткань смогла хорошо зафиксироваться на фигуре, нужно использовать её мокрой, тогда, замёрзнув на улице, она будет продолжать сохранять свою форму. Небольшие лоскутки можно крепить к конструкции с помощью снежного теста . Также можно попросить детей принести такую ткань из дома. Хорошо использовать отдельные нитки, оставшиеся после вязания, они помогут прикрепить к скульптуре необычные пристройки.

В украшении фигур можно использовать и природные материалы: ягоды боярышника либо рябины, а также простые шишки. Такие украшения также можно подготовить заранее.

Как сделать собачку

Перед началом создания нужно точно определиться с размером тела и расположением в пространстве желаемой конструкции, продумать все детали внешности снежного пса и заранее создать макет строения на листе бумаги .

Если вы хотите создать собаку, лежащую на земле, то:

  • нагребите снег так, чтобы спроектировать лежащую собаку;
  • из лейки увлажните собранную массу;
  • скатайте маленький шарик и разместите его в том месте, где будет планируемая голова снежного животного;
  • придайте фигурки черты собаки, особое внимание нужно уделить ушкам.

Для лепки больших снежных конструкций выделяют два способа. Это:

  • из влажного снега;
  • с помощью скатывания небольших шариков.

Второй метод больше всего подходит для скульпторов, которые несильно разбираются в самой лепке. Для этого нужно скатать два шара и обработать конструкцию для придания ей общих черт с собакой.

При использовании первого метода перед лепкой нужно хорошенько обработать материал:

  • создайте гору снега и увлажните водой;
  • дайте массе полежать несколько дней на морозе;
  • повторяйте действия до того времени пока конструкция не достигнет нужной высоты;
  • убирайте лишний снег и создавайте черты собаки;
  • можно прибавить дополнительные цвета либо выделить детали внешности по-другому. К примеру, вставить глаза в виде углей.

Создание снежного домика

Существуют разные формы снежных домиков. Из них можно выделить:

  • замок;
  • избу;
  • крепость;
  • иглу;
  • место для детских забав и активных игра;
  • декоративное украшение для площадки.

Существует два главных методов лепки: скатные шары и вырезанные квадраты. В каждом из этих методов используют мокрый снег.

Чтобы построить снежный дом, нужно:

Если домик создан для детских игр, то его следует утеплить внутри полиэтиленом. Для этого материал нужно постелить на полу и прикрепить к стенам строения.

Миньоны из снежной массы

Слепить такие фигурки из снега будет легко и быстро. Для этого используем фигуру прямоугольника с закруглёнными углами сверху. Волосы можно выполнить из веток, а руки могут заменить пластиковые негибкие трубы, на концах которых можно прикрепить перчатки. Главная и интересная часть создания миньонов - это окрашивание готовой конструкции.

На заснеженной поляне расположился уютный чум, красные языки пламени роняют колючие искры, неподалеку дремлет северный олень… Думаете, что попали в настоящее стойбище ненцев? Нет, это дети и родители вместе с педагогами построили на территории детского сада «Золотая рыбка» целую волшебную страну снежных фигур.

Погода нас не подвела, и поэтому принять участие в «Снежных постройках» смогли даже самые маленькие воспитанники детского сада.

Такая «строительная» акция проходит в нашем детском саду ежегодно и нацелена в первую очередь на то, чтобы доставить радость детям. Ведь зима-отличная пора, а снег – прекрасный материал для творчества!

На этапе замысла родители проявили неиссякаемую фантазию, воображение, стремление порадовать своих детей. Из множества идей были выбраны и реализованы самые лучшие. Но скульптуры должны быть не только красивыми, но и функциональными. Так, у подготовительной группы «Русалочка» появилось снежное кольцо для метания снежков. А родители группы «Аленушка» постарались не на шутку и соорудили замечательный лабиринт, да еще какой, позавидует сам Минотавр! Благодаря родителям из группы «Теремок» и «Русалочка» дети на прогулке посредством игр могут закреплять знания о быте и промыслах коренных народов Севера.

Близится самый волшебный праздник в году, новогодней елочке на нашем участке самое место. А детишки с удовольствием водят хороводы поют песни возле снежной красавицы. И, конечно, есть символ наступающего года и не один. Таких снежных собачек построили группы «Белоснежка» и «Колобок».

Не обошлось и без традиционных всеми любимых снеговиков! Их у нас на территории детского сада целая семья: мама, папа и сынишка-шалунишка. Это задорные родители групп «Красная шапочка» и «Северянка» подарили ребятам таких веселых снеговичков. А как же без героев современных сказок? Совершенно верно – никак! Поэтому на прогулке детей встречает «с жаркими объятиями» их любимец - Олаф.

Если захочется к морю, то добро пожаловать в кабриолет группы «Репка». Этот быстроходный автомобиль аккуратно довезет до морского побережья, а там вас встретят веселые осьминожки групп «Гномики» и «Буратино» и огромный синий кит группы «Дюймовочка», который отвезет вас на волшебный необитаемый или обитаемый остров.

Потрудились родители и дети на славу! Территория детского сада превратилась в сказочный мир. Снежные скульптуры украшают участок, радуют детей, делают прогулку веселее. Зимнее убранство поднимает настроение детям, позволяет вдоволь насладиться снежными забавами. А привлечение дошколят к уходу за скульптурами способствует развитию трудолюбия и формированию бережного отношения к результатам совместного труда. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться!

Создание снежных построек на территории ДОУ

    Украшение снежных построек Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка Сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" для детей младшего дошкольного возраста

Технологии создания снежных построек

Обобщив опыт педагогов МДОУ «Детский сад "Росинка"» г. Ноябрьска и коллег из других городов, коллектив ДОУ разработал эскизы и дизайн-проекты участков. При этом были учтены определенные требования к постройкам, которые, по их мнению, должны:

    способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей; быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими; соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей; соответствовать интересам детей, выявленным в ходе опроса о том, что бы они хотели видеть на участках; отражать приоритетное направление деятельности ДОУ, региональный компонент и определенную тематическую направленность.

Материалы и оборудование для приготовления "снежного теста"

    комплект теплых и плотных резиновых перчаток для "скульптора"; два оцинкованных ведра объемом 10–12 литров (при достаточно низких температурах пластмасса лопается, а эмаль дает трещины); лопата для взрослого – "подсобного рабочего"; несколько лопат для детей – помощников.

При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, деревянные короба. Преимущество последнихзаключается в том, что они изготавливаются необходимых размеров и легко заполняются снегом до требуемого уровня. Снег в них слеживается значительно прочнее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. При вырезании фигур не приходится удалять большое количество снега, как при постройках из сугробов (снежных куч).

Если в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, для его укрепления можно использовать доски. Древесно-стружечные плиты не подойдут. Под воздействием влажного снега они размокают и могут привести к травматизму детей. Доски закладываются в короб, заполненный до определенного уровня снегом, после их укладки он снова заполняется снегом.

Короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. В зависимости от обильности снегопада их можно заполнить и за один-два дня, но в любом случае требуется не менее двух недель, чтобы снег хорошо слежался. По такой технологии были сооружены крепости, паровоз, Спанчбоб и другие постройки.

Когда снег достаточно слежится, приступают к созданию образа. Проверить "готовность" снега в коробах можно, проткнув его заостренной палкой: если она легко, без усилий входит в снег, значит, заготовка еще не пригодна для работы над фигурой. Вырезать крупные детали, например туловище медведя или шляпку гриба, можно штыковой лопатой, а небольшие элементы (фары, украшения, черты лица) – более мелкими орудиями – детскими лопатками, строительными металлическими шпателями и другими приспособлениями. Выпуклые части можно изготовить из "снежного теста" способом налепа. Оно также используется для выравнивания поверхности, отделки фигуры и придания прочности.

Технология приготовления "снежного теста"проста: в ведро с холодной водой накладывается снег, через несколько секунд оно готово. Успех зависит от слаженности работы всех членов "строительной бригады". "Скульптор" (взрослый, владеющий художественными навыками) работает только с "тестом" и постройкой, дает устные распоряжения своим помощникам. "Подсобный рабочий" (воспитатель или родитель) своевременно доставляет воду, а помощники (воспитанники группы) загружают снег в воду.

Основу технологии создания снежных построек, условно названной коллективом дошкольного учреждения "Снеговик", составляет изготовление шаров. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты или заполняются "снежным тестом", или излишками снега, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой.

В результате постройка получается достаточно прочной. Недостаток технологии в том, что шары скатываются только в оттепель, когда снег липкий. Вместо них можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур, но чтобы придать такой постройке эстетичный вид, потребуется много времени. На основе данной технологии создают длинные вытянутые фигуры, например змей, щупальца осьминога, различные лабиринты.

Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций, например металлических дуг – в тоннель, лесенок-стремянок – в дом и др. Они изготавливаются с помощью досок, листов фанеры и снежных комьев. По такой технологии были сделаны дом и пещеры.

Украшение снежных построек

Украшать снежные постройки можноразличными способами: с использованием тканевой аппликации , разноцветных льдинок или окрашивания. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Наиболее привлекательными для дошкольников являются окрашенные в яркие цвета постройки, но основная проблема с ними весной, когда в период таяния снега дети пачкают одежду.

Окраска фигур проводится в два этапа. Краска (гуашевая или акварельная) разводится в воде, при необходимости процеживается через сито, чтобы не было комочков, и при помощи пульверизаторов наносится на постройку. Для получения необходимой насыщенности цвета покраску производят в 2–3 приема. Чтобы постройка не пачкалась, ее еще раз опрыскивают, но уже чистой, неокрашенной водой.

Технология украшения тканевой аппликацией такова: заготовку смачивают водой и, не отжимая, прикладывают к постройке. Затем поверх тонким слоем, выходя за периметр детали, наносят "снежное тесто". Получается менее выразительно, зато одежда не пачкается.

Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка

Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада. Учитывая приоритетное направление деятельности ДОУ – интеллектуально-художественное и экологическое воспитание и развитие детей, при оформлении построек предпочтение было отдано представителям животного мира.
На участках появились животные Крайнего Севера (тюлень и белый медведь), обитатели пустыни (черепахи, змеи), морей и рек (осьминоги, крокодилы, киты и скаты), насекомые (гусеница и божьи коровки).

Путешествуя по территории, дошкольники знакомились с животными различных природно-климатических зон и сред обитания, побывали в гостях у коренных жителей Севера, посетили остров любимых мультипликационных героев и лесную полянку. Полюбили обитателя Средней полосы России – бурого медведя, а также узнали, кто такой динозавр. Для развития экологических представлений использовались такие постройки, как "Медведь и берлога", "Черепахи и божьи коровки", "Гриб и пень".Дети могли прокатиться с горок разной высоты, различных траекторий и сравнить свои ощущения.

На прогулках, во время наблюдений, игр, индивидуальных бесед воспитанники пополняли и углубляли свои знания о животном мире: где живут те или иные животные, чем питаются, как приспосабливаются к условиям обитания. Особый восторг у детей вызвало "катание" на тюлене и разноцветной гусенице. А с кита они скатывались прямо в "море".

Cнежные постройки использовались также при организации занятий по формированию у воспитанников сенсорных и математических представлений. В ходе игр на острове любимых мультипликационных героев педагоги и родители ненавязчиво помогали детям закрепить знания о цвете и форме. Дошкольники с большим удовольствием здоровались с синим "смешариком", искали серого ската, розового осьминога, а также постройки, похожие на шар, круг, прямо-угольник и пр.

Гуляя на спортивной площадке (лесной полянке), дети в игровой форме упражнялись в количественном и порядковом счете, сравнивали постройки по размерам (берлога и медведь), цветам (красная божья коровка, желтая черепаха), считали количество крапинок на крыльях божьей коровки. Аналогичные задания педагоги и родители придумывали для малышей во время прогулок на других участках.

Имеющиеся на территории ДОУ снежные постройки способствовали и развитию представлений о человеке в истории и культуре. Например, педагоги знакомили воспитанников с укладом жизни и традициями русского народа: рассказывали, как защищали крепость в военное время, как проходили масленичные народные игры "Взятие крепости", какими были детские забавы. Дошкольники смогли узнать, как выглядели традиционные жилища рыцарей (замки) и представителей коренных народов Севера (чум).

Катаясь на высокой и низкой горках, дети расширяли и углубляли естественнонаучные представления.

С помощью наводящих вопросов педагога опытным путем определяли, что скорость спуска зависит от высоты горки, траектории и других параметров. Трехскатная горка с различными траекториями спуска предназначалась для увеличения пропускной способности, сокращения времени ожидания очереди, что препятствовало возможному переохлаждению дошкольников в морозные дни.

Большинство снежных построек в первую очередь способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития. Беговая дорожка, расположенная на площадке, предназначена для разминки, а также для развития выносливости во время длительного медленного бега. Для удобства ориентации по трем сторонам площадки дорожка выделена снежными бортиками. В качествеориентира для бега змейкой можно дополнительно использовать другие постройки спортплощадки: "черепаху", "божьих коровок", "кусты", "вагончики поезда".

С целью усложнения разминки, развития у детей прыгучести, равновесия, преодоления возможной боязни ограниченного замкнутого пространства и быстроты реакции могут использоваться другие постройки спортплощадки. Например, благодаря ледяной крепости дошкольники развивали меткость и дальность броска, сражались в снежном бою, пытались попасть снежком в короб медведя. Через длинные бугристые извилистые щупальца улыбающегося осьминога можно было перешагивать, перепрыгивать, бегать с преодолением препятствий, использовать их как лабиринт и даже попытаться пройти по ним, сохранив равновесие.

Снежные постройки "Медведь", "Колобок"служат развитию театрализованной деятельности детей и используются для разыгрывания игр-драматизаций по мотивам сказок и литературных произведений.

В рамках эксперимента с целью выявления интереса детей и родителей к катанию на коньках был залит каток. Эксперимент удался, и вот уже второй год старшие воспитанники обучаются в ДОУ катанию на коньках.

Привлечение детей к созданию и украшению снежных построек, ежедневному уходу за ними способствует развитию у воспитанников трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда. Помогая расчищать от снега беговую дорожку, спортивную и игровые площадки, каток, сметая снег с построек, дети учатся проявлять заботу о сверстниках, оказывать помощь малышам и взрослым.

Планируя прогулку, воспитатели могут задействовать снежные постройки ограниченно, в ходе одного из компонентов прогулки (во время наблюдений, игр, организации трудовой деятельности, или индивидуальной работы), или комплексно (для организации тематической прогулки, проведения досуга или занятия). В качестве примера в приложениях 1, 2, соответственно, представлены сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" и конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений" для детей младшего дошкольного возраста.

В реализации проекта принимали участие практически все сотрудники детского сада.
В преддверии конкурса подбирали материалы и разрабатывали эскизы и дизайн-проекты, сгребали снег для построек, расчищали территорию для создания композиций и катка, вырезали фигуры, поливали их водой, украшали. Создать снежную сказку было бы невозможно без помощи детей, их родителей, старших братьев и сестер, членов семей сотрудников детского сада и юных спортсменов хоккейной команды, которые помогали заливать каток. Строгое жюри по достоинству оценило совместный труд: проект занял первое место в городском конкурсе.

Приложение 1

Сценарий физкультурно-­познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку"
для детей младшего дошкольного возраста

Цели:

    содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней; способствовать получению удовольствия и радости от двигательной деятельности.

Задачи:

    развивать умения детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, стараясь достать предмет; упражнять в метании в горизонтальную цель; расширять представления детей о животных, правилах безопасности; воспитывать культуру поведения и смелость.

Оборудование:

    шишки (по две на каждого ребенка), удочка (вместо крючка прикреплен "комар"), бубен, аудиозаписи (шумы леса, "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане": полет шмеля, комара, мухи).

(До выхода воспитанников на прогулку почтальон приносит в группу письмо от Старичка-Лесовичка, в котором он приглашает на лесную полянку. Педагог выясняет, согласны ли дошкольники отправиться в путешествие, и вместе с детьми решает, как можно добраться до лесной полянки. Дети перечисляют разные средства передвижения. Воспитатель обобщает их ответы и предлагает отправиться в лес пешком, потому что тот, кто ходит много пешком, укрепляет свое здоровье. Напоминает всем правило: чтобы не потеряться в лесу – надо не отставать друг от друга. Дети одеваются и отправляются в "лес".)

Ход досуга:

Воспитатель: Вот и опушка леса. А где же Старичок-Лесовичок? Наверное, ждет нас на полянке. Сколько снегу намело. Поднимайте выше ноги, будем пробираться к полянке. Посмотрите-ка, тут между сугробами тропинка протоптана, побежим быстрее по ней, она нас приведет к заветной полянке.

(Дети бегут за воспитателем змейкой между снежными постройками.)

Воспитатель: А вот и полянка, но и здесь никого нет. Давайте отдышимся и отдохнем. Вдохните глубоко через нос, выдохните через рот. Лесной воздух очень полезен для здоровья.

♫ (Дети выполняют 3–4 дыхательных упражнения. Где-то вдалеке звучит колокольчик.)

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, Старичок-Лесовичок где-то совсем рядом. Давайте закроем глаза и внимательно послушаем.

♫ (Звук колокольчика слышится громче, звучит "волшебная" музыка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, произошло чудо: зимняя лесная полянка превратилась в летнюю. Вон на траве сидят божьи коровки, щебечут птицы. Слышите, как жужжат шмели и пчелы?

(Вместе с детьми воспитатель имитирует жужжание насекомых.)

Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? Песенку пчелы и шмеля вы знаете. Еще раз покажите, как они жужжат? А кто знает песенку комара? Хотите, я вас превращу в насекомых, и вы будете порхать над растениями?

Подвижная игра "Полет насекомых"

Если есть технические возможности, поочередно включаются аудиозаписи "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане" (полет шмеля, комара, мухи). Если такой возможности нет, игра проводится под сопровождение бубна.

Пока звучит музыка (бубен), "насекомые летают" по всей площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга, затем присаживаются на корточки – отдыхают "на траве и цветах". Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель: Раз, два, три – вот и снова дети вы.

(Воспитатель "превращает насекомых" в детей.)

Воспитатель: Хорошо летом в лесу! Только комары надоедают! Так и лезут везде, стараются укусить. Вот и сейчас один так и вьется вокруг нас. Давайте его поймаем! Становитесь все в круг, как только комар будет пролетать над вами, попробуйте его поймать.

Подвижная игра "Поймай комара"

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, педагог – в центре круга. Он вращает удочку (небольшую палку с привязанным к ней шнуром, на конце которого закреплен "комар"). Дети подпрыгивают вверх, стараясь его поймать. Игра длится 1–2 мин.

Воспитатель: Испугались комары, все разлетелись. Пойдемте, поищем Старичка-Лесовичка.

(Воспитатель с детьми отправляются на поиски. На пути им встречается Колобок.)

Воспитатель и дети: Здравствуй, Колобок.

Колобок (за Колобка говорит воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я вот от бабушки ушел и от дедушки ушел, а кто мне может в лесу повстречаться, не знаю.

Воспитатель: Дети, подскажите, кто в сказке повстречался Колобку?

(Дети называют героев сказки, воспитатель предлагает им сразу показать Колобку: как прыгает зайчик, как рычит волк, как передвигаются медведь и лиса.)

Воспитатель: Ребята, а кого из зверей надо больше всего остерегаться Колобку? Почему?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно малышам уходить без разрешения из дома, из детского сада, гулять одним, без взрослых?

(Воспитатель обобщает ответы детей и подводит к мысли о том, что они всегда должны гулять только со знакомыми взрослыми и не соглашаться никуда идти, что бы незнакомцы им не обещали.
Рекомендует Колобку вернуться к бабушке и дедушке, пока его не съела лиса. Дети с воспитателем отправляются дальше. Встречают медведя.)

Воспитатель и дети:Здравствуй, Медведь. Ты не знаешь, где нам найти Старичка-Лесовичка?

Медведь (за Медведя говорит воспитатель):Знаю. Только сначала поиграйте со мной и попробуйте угадать, что я люблю кушать.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что любит кушать медведь?

(Ответы детей.)

Медведь: Да, я люблю лакомиться медом и ягодами, особенно малиной. А еще я люблю кушать грибы, разные корешки растений, рыбу и даже муравьев.

Воспитатель: В какую игру ты хочешь поиграть с детьми?

Медведь: Пусть они возьмут из лукошка по две шишки и попробуют закинуть в мою большую корзину.

(Дети метают шишки в горизонтальную цель.)

Медведь: Да, не совсем еще хорошо научились попадать шишками в цель. Но вы не расстраивайтесь, чаще приходите ко мне и скоро станете меткими стрелками! А Старичок-Лесовичок вон стоит, на вас глядит, как вы в лесу развлекаетесь.

Воспитатель и дети:Спасибо тебе, Медведь. До свидания.

Старичок-Лесовичок:Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не узнали вы меня? Я давно здесь стою, наблюдаю за вами. Понравилось вам в лесу? Что нового узнали?

(Дети вместе с воспитателем благодарят Старичка-Лесовичка за увлекательное путешествие.)

Старичок-Лесовичок:Приходите к нам еще, мы вас будем ждать! А сейчас вам пора в детский сад. До свидания! В добрый путь!

(Дети прощаются, уходят с площадки.)

Приложение 2

Конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений"
(организация наблюдения в форме экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста)

Цели:

    познакомить детей с новым агрегатным состоянием воды – льдом; экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду; упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный); изготовить цветной лед и украсить ими снежные постройки.

Ход занятия:

(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную воду. Воспитатель предлагает узнать им, что же будет с цветной водой, если ее вынести на улицу на мороз. После этого заранее подготовленные бутылки с окрашенной водой дети берут с собой на прогулку.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках?

Дети: Т емно-красная и светло-красная.

Воспитатель: Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики. Какого цвета вода в формочках? Как вы думаете, что станет с ней на морозе?

(Дети выдвигают свои версии. Воспитатель предлагает их проверить.)

Воспитатель: Что же стало с водой в формочках?

Дети: Она замерзла – получился лед.

Воспитатель: Какого цвета получился лед в формочках? Давайте рассортируем льдинки по цвету в два ведерка в соответствии с цветовыми условными обозначениями.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки?

Дети: Мы хотим их забрать с собой в группу.

(В группе, после сна, дети выясняют, что же стало со льдом.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки?

Дети: Они растаяли, и образовалась вода.

(На следующий день или через пару дней воспитанники снова могут изготовить воду двух других цветовых оттенков (по выбору детей) и сделать льдинки.)

Воспитатель: Какого цвета вода получилась у вас сегодня? Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы или выложим красивый узор.

(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения типа "Собери бусы" (по заданному алгоритму) или "Выложи узор".)

Примечание. После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: "темный", "светлее", "самый светлый". Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов (от самого светлого до темного и наоборот), воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки.

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Педагоги многих дошкольных образовательных учреждений радуют своих воспитанников не только традиционными снежными горками, ледяными дорожками, но и сюжетными постройками, мало распространенными в регионе в связи с суровыми климатическими условиями. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детских садов, в городе был организован городской смотр-конкурс "Зимняя сказка двора".

Зимой сотрудники детского сада «Сказка» северного города Когалым возводят на участке снежный городок.

Уже в октябре творческая группа при поддержке администрации садика разрабатывает тематику снежного городка, продумывает, какие персонажи будут вылеплены, где они будут расположены. А потом педагог Л.В. Матерова, совмещающая в одном лице функции архитектора, скульптора, дизайнера и инструктора по труду, составляет план-схему строительства снежного городка. Тематика снежных построек разнообразна: «Цирк», «Правила дорожного движения», «Теремок», «Дымковские игрушки», «Подводное царство», «В гостях у сказки».

Когда снег покроет землю, мы устанавливаем на участке коробы, сбитые из досок, ДСП, фанеры, наполняем их снегом, хорошо утрамбовываем. Через несколько дней, когда снег спрессуется, коробы снимаем. Теперь снежные кубы готовы, чтобы из них вырезать различные фигуры. Для этого мы используем пилы, ножовки, шпатели, небольшие деревянные лопатки, скребки. Снежные фигуры обмазываем снежным тестом, поливаем водой. Это необходимо для того, чтобы образовалась прочная ледяная корка. Именно она впоследствии сохраняет наши фигуры на долгие недели и даже месяцы.

Рецепт «снежного теста»

В ведро, наполненное водой чуть больше, чем наполовину, кладем чистый, пушистый снег. Образуется густое «снежное тесто».

Если нет коробов, то можно в дни оттепели из снега накатать много больших колобков. Из них легко и удобно вырезать различные детали, которые, соединяясь «снежным тестом», превращаются в замысловатые фигуры.

На игровых участках и спортплощадке детского сада расположены металлические конструкции для игр. Их мы также активно используем: засыпаем снегом, закладываем снежными комками. Столики, скамейки, шведские стенки, ракеты служат основанием для домов, избушек, зверушек. Из них же можно слепить Змея Горыныча, мельницу, билетную кассу, клетку для попугая, подиумы.

Одно из основных требований к оформлению зимних участков - их безопасность для здоровья детей. Чтобы избежать травматизма, мы стараемся сделать так, чтобы поверхность построек была гладкой, не имела острых выступов, углов. Наши постройки всегда прочные и способны выдержать любые нагрузки.

Снежный городок на территории нашего детского сада большой. Но главные постройки в нем, конечно, горки. Как правило, мы строим две горки: одну - для малышей, с двумя скатами, вторую - для детей старшего дошкольного возраста.

Горки строим так: собираем снег в большую кучу, по бокам устанавливаем деревянные щиты. С помощью щитов боковые стороны горки получаются ровными. Для украшения используем барельеф, налепы. Это помогает превратить горку в теремок или в замок. Ледяной скат и ступеньки имеют с двух сторон надежные бордюры, площадка наверху обносится перилами. Несмотря на то что в нашем снежном городке много построек, среди них нет ни одной случайной фигуры. Мы стараемся, чтобы каждая из них была не только красивой, но и функциональной. Они помогают отрабатывать разные виды основных движений: прыжки, лазание, метание.

Для скольжения часто используем песочницу, превращая ее в небольшой каток.
С первыми заморозками, пока не выпал снег, песочницу заливаем водой для образования надежной ледяной корки. Ледяная корка при повторной основной заливке не позволяет воде уходить в песок. Когда каток готов, украшаем его рыбками из ткани. Смоченные в воде тканевые рыбки очень легко приклеиваются к ледяной поверхности катка. Последняя заливка делает каток гладким, скользким и, самое главное, очень привлекательным.

Для того чтобы получилась законченная композиция, территорию снежного городка ограждаем бордюром. На нем располагаем елочки, а также по периметру бордюра возводим несколько высоких снежных валов.

В центре снежного городка ставим елку. Для этого у нас есть металлический каркас, в который мы вставляем ветки ели и украшаем их елочными игрушками, изготовленными детьми.

Для того чтобы наши снежные фигуры получились красивыми, подбираем мелкие резиновые или пластмассовые игрушки, иллюстрации из книг, журналов.

При строительстве снежного городка очень много времени и внимания уделяем украшению фигур. Чтобы они стали яркими и красочными, используем ткань, веревки, тесемки, бахрому, флажки. Этот материал очень легко поддается наклеиванию на снег. Практически нигде в украшении не используем гуашевые краски: от них остаются следы на одежде детей. А тканью украшать удобно и красиво.

Вот еще несколько секретов украшения снежных фигур.

Раньше, украшая фигуры, мы прикладывали к ним сухие детали из ткани, а затем поливали их водой. Теперь же мы сначала намачиваем все детали украшений в воде, потом слегка «подмораживаем» их, и только после этого приклеиваем - с помощью воды. Тогда мелкие детали не деформируются и легко приклеиваются. «Подмораживая» ткань, мы получаем возможность легко резать ее на улице ножницами. Именно благодаря этому способу мы научились «одевать» снежные фигуры.

Еще один наш секрет - аппликация из ткани. Ею мы украшаем стены замков, домов, избушек, ставни, окна, детали одежды, бортики горок. Аппликативные композиции выполняем в помещении, затем «подмораживаем» и наклеиваем.

Для того чтобы снежный городок имел вид единой композиции, огораживаем его территорию бордюром с объемными елочками и плоскостными кустами. И хотя на участке очень много различных фигур и построек, остается достаточно свободного пространства для проведения подвижных и самостоятельных игр детей.

Условия Севера позволяют нам построить снежный городок в течение декабря. Так что в канун Нового года среди прочих подарков наши дети получают еще и такой, необычный. Мы гордимся тем, что наши дошколята, их родные, близкие и даже люди из соседних домов, да и просто прохожие восхищаются нашим творением.

По вечерам, до самого закрытия детского сада, территория снежного городка полна маленьких посетителей. Это говорит о том, что детям и родителям у нас в городке уютно, комфортно и самое главное - безопасно. А ведь красота окружающего вызывает светлые чувства. Недаром говорят, что «красивому глаз радуется».

Р.ВОЗНЮК, заведующая
детским садом «Сказка»,
г. Когалым Тюменской области

Информация для педагогов

«Зимние постройки на участке»

Пребывание на свежем воздухе в любое время года имеет огромное значение для развития ребёнка и закаливания его организма, укрепления органов дыхания, совершенствования кровообращения, повышения аппетита. Дети, приученные к прогулке в любую погоду и к колебаниям температуры воздуха, реже простужаются, отличаются устойчивостью нервной системы.

Красивые и удобные участки – гордость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдения за природой, планируется заранее.

Чтобы сделать зимние прогулки более интересными и полезными, надо их правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми подготовьте участок: середину очистите от снега - это место для подвижных игр, металлические сооружения засыпьте снегом и заложите снежными комками – это основание для домов, избушек, зверушек. Для детей старшей и подготовительной к школе групп сделайте высокую горку со свободным раскатом. Вдоль забора наметьте лыжню. Для построек из снега надо оставить больше места. Для игр и построек заранее приготовьте дополнительные материалы: обрезки досок, чурбачки, палки. На участке должны быть валы высотой 30 см (дети любят бегать по ним, прыгать с них), ледяные дорожки (по ним дети скользят). Вокруг участка необходимо сделать стену из снега (не выше 1 м), а в ней – ниши для игрушек, комнаты для кукол. Из снежного теста можно вылепить фигуры зверей из сказок, построить машину, пароход, комнату.

Активное участие в подготовке участков должны принимать и родители: они могут расчищать площадки, делать из снега постройки, украшать участки, вешать кормушки для птиц, приобрести выносной игровой материал.

Что может быть на участке:

Вал для равновесия.

Лабиринт.

Вал для метания в вертикальную и горизонтальную цель.

Бум для перешагивания.

Гараж для санок и снегокатов.

Ледяная дорожка.

Вал для подлезания.

Снежная горка.

Кормушки.

Одно из основных требований к оформлению зимних участков – их безопасность. Чтобы избежать травматизма, поверхность построек должна быть гладкой, без острых выступов и углов. Они должны быть прочными, способными вынести любые нагрузки.

Когда снег покроет землю, установите на участке короба из досок, ДСП, фанеры, наполните их снегом, тщательно его утрамбуйте. Через несколько дней, когда снег спрессуется, короба снимите. Снежные кубы готовы! Из них можно вырезать различные фигуры ножовками, шпателями, небольшими деревянными лопатками, скребками. Снежные фигуры обмажьте снежным тестом, залейте водой. Это необходимо для того, чтобы образовалась прочная ледяная корка. Именно она позволяет фигурам сохраниться недели и даже месяцы.

Рецепт снежного теста прост: в ведро, наполненное водой, надо положить чистый, пушистый снег. Тесто готово! Если коробов нет, в дни оттепели из снега можно накатать много снежных колобков. Из них достаточно легко вырезать различные детали, которые, соединяясь друг с другом снежным тестом, превращаются в замысловатые фигуры.

Из песочницы можно сделать мини – каток. С первыми заморозками, пока не выпал снег, залейте её водой; образуется ледяная корка, которая при повторной заливке не позволяет уходить воде в песок. Когда мини-каток готов, украсьте его рыбками: смоченные в воде тканевые рыбки легко приклеиваются к ледяной поверхности катка. Последняя заливка делает каток гладким, скользким и, самое главное, привлекательным.

Тематика снежных построек очень разнообразна: «Цирк», «Правила дорожного движения», «Теремок», «Дымковские игрушки», «Подводное царство», «В гостях у сказки».

При строительстве снежного городка много внимания уделяется украшению фигур. Чтобы они стали яркими и красочными, используются ткань, верёвки, тесёмки, бахрому, флажки. Их легко «наклеить» на снег. Детали украшений сначала смачиваются водой, потом «подмораживаются» и только затем приклеиваются с помощью воды. В результате маленькие детали не деформируются и легко приклеиваются.

Спуск с горы не должен заканчиваться поблизости от пешеходной тропы, водоема , проезжей части.

При использовании механизмов необходимы защитные приспособления (шлем, перчатки, наколенники, очки и т. д.), а уж о медицинской аптечке я и не говорю (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!).

Есть такой вид зимнего спорта - скелетон, в котором, скатывание с горы происходит в специально оборудованном ледяном желобе, лежа на санях вперед головой. В нашем случае это совершенно недопустимо: на санях необходимо расположиться ногами вперед с упором в переднюю скобу, крепко держась руками за боковые перекладины саней, желательно в положении сидя (тем более что многие сани имеют спинку). Необходимо соблюдать интервал во время скатывания, чтобы не происходили столкновения и наезды, так как катающихся бывает большое количество. Забираться на гору для повторного скатывания необходимо в безопасном месте, чтобы опять же не было опасных, встречных столкновений.
Бывают такие горы, где спуск имеет ледяную основу и на ней большое количество людей, использующих пластиковые сиденья, картонки для лучшего скольжения. Правила безопасного катания примерно такие же:
- ногами вперед;
- соблюдать интервал;
- подъем на гору в безопасном месте.

Если же на этих горках катаются на санях и снегокатах, то соблюдение интервала и осторожности становится особенно необходимо. Нужно предупредить тех, кто катается на механизмах, чтобы они были внимательнее и делали это на безопасном расстоянии..

Считаю своим долгом сказать несколько слов и о так называемых «экстремалах»; людях, которые обладают, помимо бесстрашия и безрассудства, отменным вестибулярным аппаратом и определенной физической подготовкой (умение падать, группироваться), катающимся, бывает с очень высоких ледяных гор «на своих двоих». Рекомендовать и советовать таким что-либо бесполезно, но все-таки шлем, спортивные перчатки, наколенники, налокотники, очки и естественно медицинская аптечка - жизненно необходимы. Если вам доведется оказаться с такими «персонажами» рядом - ДЕРЖИТЕСЬ ОТ НИХ ПОДАЛЬШЕ - ЗДОРОВЕЕ БУДЕТЕ!