Биография. Архитектурные сооружения инженера густава эйфеля Эйфель проекты

Инженер, специалист по проектированию металлических конструкций . Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни , принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.

Биография

Семья и ранние годы

Родился во французском департаменте Кот-д’Ор . Был первым ребёнком Катрин-Мелани (урожд. Монёз) и Александра Эйфеля . Он был потомком Жана-Рене Бёникхаузена, эмигранта из германского городка Мармаген (совр. округ Неттерсхайм) под Кёльном , переселившегося в Париж в начале XIX века, и его потомок стал одним из трёх людей немецкого происхождения, изменивших облик Парижа наряду с бароном Османом и инженером Жаком Гитторфом (Jacques Ignace Hittorff ) . Фамилию Eiffel семья приняла в напоминание о родных горах Eifel (нем. Айфель). Хотя члены семьи пользовались фамилией Эйфель, Гюстав был зарегистрирован под фамилией Бёникхаузен и официально не менял её до 1880 г.

Отец Гюстава отслужил в армии, но к моменту рождения сына оставался при ней на административной работе, однако вскоре он оставляет службу и переключается на помощь жене в ведении дел унаследованной ей от родителей фирмы по заготовке древесного угля, когда жена решила расширить сферу деятельности фирмы, включив в неё дистрибуцию товара. Из-за занятости матери будущий архитектор много времени проводил у бабушки, но сохранял привязанность к матери, бывшей влиятельной фигурой в его жизни до её кончины в 1878 г. В 1843 г. Катрин продаёт успешный семейный бизнес и удаляется от дел, живя на вырученные средства .

Сын учится в Королевском лицее в Дижоне, но учёба тяготит его до старших классов, когда он берётся за занятия под влиянием учителей истории и литературы и успешно сдаёт экзамены на звание бакалавра по естественным и гуманитарным наукам.

Важную роль в обучении мальчика играет его дядя Жан-Батист Моллерат, владелец крупного химического завода близ Дижона, автор метода перегонки уксуса, и один из дядиных друзей химик Мишель Перре, обучавшие его всему от химии и горного дела до богословия и философии.

В Париже для подготовки к трудным вступительным экзаменам в лучшие технические вузы страны Гюстав поступает в Коллеж Сен-Барб. Его влечет Политехническая школа , но преподаватели считают его результаты недостаточными, и он проходит в более прикладную Центральную школу искусств и мануфактур. На втором курсе он решает специализироваться по химии и в 1855 г. оканчивает учебу 13-м из 80-ти кандидатов. В тот год Париж принимает Всемирную выставку, и мать покупает Гюставу для посещения зрелища абонементный билет .

Карьера

В 1855 получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже .

До строительства Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии (мост Марии Пии), а также железнодорожного моста длиной 500 метров в Бордо , вокзалов в городе Будапешт. Он завершил также виадук де Гараби - железнодорожный виадук в южной Франции, - который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире.

Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы , в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге , в амазонской глубинке построил т. н. Железный дом .

Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, изготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Леваллуа-Перре (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн франков за фиктивные работы. Преданный суду () вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока уголовной давности.

Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце , который, несмотря на вес в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.

Он написал, между прочим:

  • «Conférence de Gustave Eiffel sur la tour de 300 mètres » (П., 1889);
  • «Les ponts portatifs économiques » (в сотрудничестве с Collins , П., 1888).

Смерть

Гюстав Эйфель скончался 27 декабря 1923 года в возрасте 91 года от пневмонии .

Объекты, спроектированные в ателье Гюстава Эйфеля

Хронологический список

  • Западный железнодорожный вокзал , Будапешт , Венгрия (1877)
  • Мост Марии Пии , Порту , Португалия (1877)
  • Эйфелев мост , Унгень , Молдова (1877)
  • Металлический пешеходный мост, река Оньяр, Жирона , Каталония , Испания (1877)
  • Купол для обсерватории в Ницце , Ницца , Франция (1878)
  • Виадук Гараби , железнодорожный мост , река Трюйер , Франция (1884)
  • Статуя Свободы , Нью-Йорк , США (1886) (помогал основному архитектору)
  • Железный дом , Икитос , Перу (1887)
  • Эйфелева башня , Париж , Франция (1889)
  • Центральный железнодорожный вокзал, Сантьяго , Чили (1897)
  • Лифт Санта Хуста , Лиссабон , Португалия (1901)
  • Мост Цагвери -Цеми железнодорожного пути Борджоми-Бакуриани (Грузия), специально заказанный Романовым во Франции (1902) и установленный на реке Цемисцкали .
  • Воздушный мост , Лиепая , Латвия (1906)

Эйфелева башня

Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле , против Йенского моста; по высоте (324 м) она почти в 2 раза выше самых высоких сооружений того времени (Хеопсова пирамида 137 м, Кёльнский собор 156 м, Ульмский собор 161 м и др.). Вся башня сделана из железа и состоит из трёх этажей.

Сооружение Эйфелевой башни продолжалось 26 месяцев, с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось налогоплательщикам в 6,5 млн. франков . За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришло более 2 млн посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Память

В 1983 году, к 60-летию со дня смерти Г. Эйфеля французская почта выпустила (для заморского департамента Уоллис и Футуна) памятную марку номиналом в 97 франков с изображением конструкций Эйфелевой башни и портретом её создателя.

Напишите отзыв о статье "Эйфель, Гюстав"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Примечания и источники

Отрывок, характеризующий Эйфель, Гюстав

– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Французский инженер‑строитель Александр Гюстав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel) родился 15 декабря 1832 года в Дижоне во Франции.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму "Шарль Нево", которая занималась строительством мостов.

В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин "О бон марше" в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире.

В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту (Португалия) со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений : мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит (1884) во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции.

Общая высота башни достигала 312 метров, вес — 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел (1912), усовершенствована техника аэродинамического эксперимента.

В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле (Marie Gaudelet), которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Эйфель родился 15 декабря 1832 года в городе Дижон, Франция. Отец Гюстава отслужил в армии, но к моменту рождения сына оставался при ней на административной работе, однако вскоре он оставляет службу и переключается на помощь жене, в ведении дел унаследованной ей от родителей фирмы по заготовке древесного угля, когда жена решила расширить сферу деятельности фирмы, включив в неё дистрибуцию товара. Из-за занятости матери будущий архитектор много времени проводил у бабушки, но сохранял привязанность к матери, бывшей влиятельной фигурой в его жизни до её кончины.

Он учится в Королевском лицее в Дижоне, но учёба тяготит его до старших классов, когда он берётся за занятия под влиянием учителей истории и литературы и успешно сдаёт экзамены на звание бакалавра по естественным и гуманитарным наукам. Важную роль в обучении мальчика играет его дядя Жан-Батист Моллерат, владелец крупного химического завода близ Дижона, автор метода перегонки уксуса, и один из дядиных друзей химик Мишель Перре, обучавшие его всему от химии и горного дела до богословия и философии.

В Париже для подготовки к трудным вступительным экзаменам в лучшие технические вузы страны Гюстав поступает в Коллеж Сен-Барб. Его влечет Политехническая школа, но преподаватели считают его результаты недостаточными, и он проходит в более прикладную Центральную школу искусств и мануфактур. На втором курсе он решает специализироваться по химии и в 1855 г. оканчивает учебу 13-м из 80-ти кандидатов. В тот год Париж принимает Всемирную выставку, и мать покупает Гюставу для посещения зрелища абонементный билет.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму «Шарль Нево», которая занималась строительством мостов. В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1870‑1873 годах Эйфель построил архитектурные объекты в Египте и Чили, Венгрии и Португалии, а также принимал участие в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге. В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин «О бон марше» в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире. В 1876 году Эйфель спроектировал стальной каркас американской статуи Свободы. В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту, Португалия, со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений: мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции. Общая высота башни достигала 312 метров, вес - 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел в 1912 году, усовершенствована техника аэродинамического эксперимента. В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле, которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Конец XIX века абсолютно заслужено получил статус золотого периода в истории инженерного дела. Этим он обязан великим конструкторам, чьи сооружения до сих пор символизируют ту или иную веху истории. Александр Гюстав Эйфель известен простым обывателям как создатель знаменитой парижской башни. Мало кто знает, что он прожил очень насыщенную жизнь и создал еще множество выдающихся сооружений. Давайте узнаем больше об этом великом инженере и конструкторе.

Детство и образование

Гюстав Эйфель родился в 1832 году в городе Дижон, который находиться в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но Гюстав не захотел посвящать свою жизнь сельскому хозяйству и после обучения в местной гимназии поступил в Парижскую Политехническую школу. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел в Центральную школу ремесел и искусств. В 1855 году Гюстав Эйфель закончил обучение.

Начало карьеры

В то время инженерное дело считалось факультативной дисциплиной, поэтому молодой конструктор устроился на работу в фирму, которая занималась разработкой и строительством мостов. В 1858 году Гюстав Эйфель спроектировал свой первый мост. Этот проект нельзя было назвать типичным, как и всю последующую деятельность конструктора. Чтобы сваи прочнее держались, мужчина предложил вдавливать их в дно при помощи На сегодняшний день такой способ применяется крайне редко, так как нуждается в обширной технической подготовке.

Чтобы точно установить сваи на глубине 25 метров, Эйфелю пришлось сконструировать специальное приспособление. Когда мост был с успехом возведен, Гюстав получил признание как инженер-мостостроитель. За последующие двадцать лет он спроектировал много различных сооружений и величайших памятников архитектуры, к которым можно отнести мост Бир-Акейм, мост Александра III, Эйфелеву башню и многое другое.

Незаурядный взгляд

В своей работе Эйфель всегда старался придумать нечто новаторское, что могло бы не только облегчить участь проектировщиков и строителей, но и внести полезный вклад в промышленность. Создавая свой первый мост, Гюстав Эйфель решил отказаться от возведения громоздких строительных лесов. Огромная моста была построена заранее на берегу. А чтобы установить ее на место, конструктору понадобился всего-навсего один натянутый между берегами реки. Этот метод стал применяться повсеместно, но только спустя 50 лет после того, как Эйфель его изобрел.

Мост через Тюйер

Мосты Гюстава Эйфеля всегда выделялись, но есть среди них и вовсе безумные проекты. К таковым относится виадук, построенный через реку Тюйер. Сложность проекта заключалась в том, что он должен был стоять на месте горного ущелья глубиной 165 метров. До Эйфеля предложение построить получили еще несколько инженеров, но все они отказались. Он предложил перекрыть ущелье огромной аркой, опорой для которой служили бы два бетонных пилона.

Арка состояла из двух половин, которые были подогнаны друг под друга с точностью до десятых долей миллиметра. Этот мост стал для Эйфеля прекрасной школой. Он получил бесценный опыт и определил свои жизненные и профессиональные ориентиры.

Вместе с командой инженеров Гюстав разработал уникальную методику, которая позволяла рассчитать металлическую конструкцию практически любой конфигурации. Построив мост через Тюйер, герой нашего рассказа занялся оформлением промышленной выставки в Париже, которая должна была состояться в 1878 году.

«Зал машин»

Вместе с известным французским инженером де Дионом Эйфель спроектировал величественное сооружение, которое прозвали «Залом машин». Длина конструкции составила 420, ширина - 115, а высота - 45 метров. Каркас здания состоял из металлических балок ажурной формы, на которых держались стеклянные переплеты интересной конфигурации.

Когда руководители фирмы, которая должна была воспроизвести проект Эйфеля в жизнь, ознакомились с его идеей, они сочли ее за нечто невозможное. Первое, что их настораживало, - тот факт, что в те времена зданий с такими размерами вообще не существовало. Тем не менее «Зал машин» все-таки был построен, в результате чего смелого конструктора удостоили золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению, мы с вами не можем увидеть фото этой интересной постройки, так как в 1910 году ее разобрали.

Конструкция «Зала машин» полностью опиралась на бетонные подушки, относительно небольшого размера. Этот прием помог избежать деформаций, которые неизбежно происходят из-за естественного смещения грунта. Этот хитрый способ великий конструктор применил в своих проектах еще не раз.

Башня, которой могло бы и не быть

В 1898 году, в преддверии очередной Парижской выставки, Гюстав Эйфель построил башню высотой порядка 300 метров. По задумке инженера, она должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. На тот момент конструктор даже представить себе не мог, что именно эта башня станет одним из ключевых символов Парижа и прославит мостостроителя на столетия после смерти. Разрабатывая данную конструкцию, Эйфель вновь применил свой талант и сделал не одно открытие. Башня состоит из тонких металлических деталей, которые крепятся друг к другу посредством заклепок. Полупрозрачный силуэт башни как бы парит над городом.

Сложно представить, но сейчас могло бы и не быть главной парижской достопримечательности. В начале 1888 года, спустя месяц после старта работ по возведению конструкции, на имя председателя выставочного комитета был написан протест. Его составила группа художников и писателей. Они просили отказаться от возведения башни, так как она может испортить привычный пейзаж французской столицы.

И тогда известный архитектор Т. Альфан авторитетно предположил, что проект Эйфеля имеет большой потенциал и может стать не только ключевой фигурой выставки, но и главной достопримечательностью Парижа. Так и произошло, менее чем через два десятка лет после строительства величественный город стал ассоциироваться с проектом конструктора, который взял за привычку мыслить незаурядно и не бояться смелых решений. Сам инженер называл свое творение «300-метровой башней», но общество удостоило его чести войти в историю для широких масс, прозвав башню его именем.

Статуя Свободы

Мало кто знает, но именно Гюстав Эйфель, биография которого нас с вами сегодня заинтересовала, обеспечил долголетие американского символа -

Началось все с того, что французский конструктор во время строительства своей башни познакомился с американским коллегой - архитектором Т. Бартольди. Последний занимался оформлением американского павильона на выставке. Центром экспозиции должна была стать небольшая статуя из бронзы, которая олицетворяла Свободу.

После выставки французы увеличили статую до высоты 93 метров и подарили ее Америке. Однако, когда будущий памятник приехал на место установки, выяснилось, что для монтажа необходим крепкий стальной каркас. Единственным инженером, который разбирался в расчете водоустойчивости конструкций, был Гюстав Эйфель.

Он сумел создать настолько удачный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет, и сильные ветра с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад Американский символ реставрировали, было принято решение проверить Эйфелевы расчеты с помощью современной компьютерной программы. Удивительно, но предложенный инженером каркас в точности совпал с моделью, которую разработала машина.

Лаборатория

После невероятного успеха на двух выставках герой нашего разговора решил углубленно заняться научными исследованиями. В городке Отейль он из ничего создал первую во всем мире лабораторию, исследующую влияние ветра на стойкость различных сооружений. Эйфель был первым в мире инженером, который использовал в исследованиях аэродинамическую трубу. Результаты своей работы конструктор опубликовал в серии фундаментальных трудов. По сей день его разработки считаются энциклопедией инженерного искусства.

Заключение

Итак, мы с вами узнали, чем, кроме парижской башни, знаменит Гюстав Эйфель. Фото его творений завораживают и заставляют задуматься о человеческом величии и широчайших возможностях нашего ума. А ведь в начале пути Эйфель был простым проектировщиком мостов, чьи идеи вызывали у коллег недоумение. Однозначно вдохновляющая история.