Виды субъектов и объектов политики их взаимодействие. Понятие политики. субъекты и объекты политики. Политические отношения

Субъекты политики:

1. Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.

2. Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.



3. Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.

Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

4. Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки - в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:

· Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. (Например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.)

· Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.

· Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:

· Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.

· Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

Объекты политики. Различается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

Вывод: политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Следовательно, политическая деятельность играет огромное значение в развитии общества.

Цели и средства.

Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).

Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.

Политические действия.

Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.

Политические действия бывают направлены на то, чтобы "сделать что-то" (например: добиться принятия какого-либо закона и т.д.) либо "не допустить чего-то" или "прекратить что-то" (например: прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные - это действия, мотивированные, главным образом, эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра: философии и социальных наук

Контрольная работа № 1
По дисциплине: Политология
Тема: Субъекты и объекты политики
Студента: Ильина Дмитрия Петровича
Специальность: Экономика
Курс, группа: IV курс, 4-ЭЗ-2с
Шифр зачетной книжки: 0931285

Санкт-Петербург
2012

    Введение………………………………………………………… ……3
    Субъекты политики…………………………………………………..5
      Классификации субъектов политики………………………...7
      Человек как субъект политики……………………………….9
      Политические организации……………………………………10
      Общественные организации…………………………………...11
      Политическая элита и политические лидеры………………...12
    Объекты политики……………………………………………………. 13
      Человек как объект политики………………………………….14
      Политическая власть как объект политики…………………...15
      Политический режим как объект политики…………………..17
    Заключение…………………………………………………… ……….18
    Список использованной литературы…………………………………20

Введение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.
Субъект в политике - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.
Поэтому "субъект политики" отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности.
Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.
Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.
Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).
По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);
По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).
Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

    Субъекты политики
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.
Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).
По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.
По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);
По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).
Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.
Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам.
Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть.
      Классификации субъектов политики

Выделяют несколько видов субъектов политики:
а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы; в) группы, концентрирующие в своих руках основы власти, ее рычаги: политическая элита и бюрократия - посредник между элитой и остальным обществом.
По характеру и месту, занимаемому в общественной структуре выделяются три группы субъектов политики:
а) субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивиды;
б) институциональные субъекты: государство, политические партии, общественные организации, парламент, президент, местная администрация и т.д.;
в) функциональные субъекты: армия, религиозные организации, средства массовой информации, оппозиционные организации, малые группы, общественные движения, международные корпорации и так далее.
Некоторые политологи проводят дифференциацию субъектов политики на первичные и вторичные. И хотя не все исследователи берут на вооружение данные понятия,такая дифференциация позволяет выявить социальные корни партий, движений, политической элиты. Интересы социальных групп реализуются через вторичные субъекты, они призваны защищать и отстаивать интересы тех социальных общностей, на базе которых сформированы.
Субъекты политической деятельности могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты политической деятельности. В России с принятием Конституции 1993 года все граждане Российской Федерации названы субъектами политической деятельности, ибо, в соответствии статьей 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все граждане включены в политическую деятельность, то есть являются субъектами политической деятельности.
Таким образом, можно рассматривать в качестве субъекта политической деятельности каждого гражданина РФ, а не только руководящие кадры, представителей политической элиты или профессиональных политиков (имея в виду занятие политикой как вид профессиональной деятельности). Субъектами политической деятельности, так или иначе вовлекаясь в нее, становятся все люди. При этом следует разделять вольное и невольное, непосредственное и опосредованное участие и, с психологической точки зрения, сознательное и неосознанное.

      Человек как субъект политики

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.
Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

      Политические организации

Политические организации – это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важнейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции. Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.
Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регламентация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, общества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным – политические движения, народные фронты, гражданские инициативы.
По идейно-политической ориентации рассматриваемые организации обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрессивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.
Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.

      Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть. Юридической основой возникновения и функционирования общественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях. В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 общественно-политических движений и 272 религиозных объединения. В Мурманской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.

      Политическая элита и политичес кие лидеры

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также – социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.
Элита – в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей. В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард. Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов – представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций. Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой
Тип лидерства всегда связан с природой общественного и государственного строя, характером политической системы общества. По стилю деятельности политическое лидерство можно классифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое. Политический лидер должен обладать выдающимися умственными способностями, необходимыми нравственно-психологическими качествами.

    Объекты политики
и т.д.................

Понятие политики

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. Каждая из них имеет свои границы, свою специфику:

производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру;

социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизационных и формационных факторов;

духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей и т.д.;

политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.

Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.

Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества –Относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим».

Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование, отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел является политическим всегда» 1 .

Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути дела, политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.

Толкования политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики:

Во-первых, понятие «политика» используется для обозначения концепции, программы действия по поводу власти, а то и самого действия. Так, говоря о политике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление . Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.

В другом смысле слово «политика» относится к той области, сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics».

В третьем смысле термин «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества. По-английски институциональноправовое измерение политики обозначается как «polity» 2 .

Важным является представление о политике как о ценностном суждении: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика.

Какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так, разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области.приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов?

Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.

В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед.

Субъекты и объекты политики

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект » и «объект » (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.

Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

стихийное или неосознанное участие;

проявления политической апатии, неучастие в политике.

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

Политика и мораль

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль Же опирается главным образом на «санкции» совести.

Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям»не приемлет его, – значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.

Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые нормы возникают, существуют и реализуются как формализованное единство правовых воззрений и моральных установлений общества. Весьма показателен здесь институт необходимой обороны.

Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты части и др.).

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями? Вот что думают по этому поводу известные политики и политологи.

В. Игрунов (депутат Госдумы, директор Института гуманитарно-политических исследований): «Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морили, – вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права, и морали».

С. Бабурин (депутат Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

С. Беляев (депутат Госдумы); «Как и любой другой политик, отвечу: конечно же, совместима, даже обязательно должна совмещаться. Беда, однако, в другом: многие политики, к сожалению, сами для себя определяют, что нравственно, а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения с общечеловеческими понятиями о морали, которые мы наблюдаем у известных в стране лиц».

А. Мигранян (политолог): «Мораль и политика – принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики, и особенно демократической политики – согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и Опыт, является самым верным.

Политика и право

При анализе политики весьма важным является вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор сказал, что прежде всего человек научился ^троить себе жилище. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу. Политолог же заметил, что еще до Существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем возглавить процесс созидания.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон) – 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».

Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием и т.п.

Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы» Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести из поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.

Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах» 3 .

Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.

Предмет политологии

Политическая мысль, знание о политике насчитывают более двух с половиной тысяч лет. Исторически изучение политики эволюционировало от универсализма восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию в Великобритании, Германии. Франции и США в конце XIX в. самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин: политической философии, политической науки, теории государства, политической истории. Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политической науки стали созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (ныне – Институт политических исследований Парижского университета), в 1880 г. – Школа политических наук в Колумбийском университете, в 1895 г. –лондонская школа экономической и политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира.

Политические науки в России также имеют достаточно длительную историю развития. Звание профессора «нравственных и политических наук» существовало в России уже в начале XIX в. – его имел, в частности, любимец лицеистов профессор А. П. Куницын, который при открытии Лицея 10 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам, что «любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!» М.Ю. Лермонтов обучался в течение года на политическом отделении Московского университета. К концу XIX в. относится открытие в Санкт-Петербургской Императорской Академии направления «истории и политических наук». На рубеже XIX–XX вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих политологов: Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, В.И. Ленина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Г.В. Плеханова, Б.Н. Чичерина и др.

С 1948 г. по рекомендации ЮНЕСКО политическая наука изучается практически во всех высших учебных заведениях самых разных стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки, поддерживающая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг.

В России с 20-х до середины 80-х гг. XX в. политика изучалась преимущественно в русле официальной, государственно-партийной парадигмы. С 1989 г. политологам в Российской Федерации развивается как научная дисциплина, на основе широкого использования достижений мировой политической- науки, принципов плюрализма и учета российской политологической и правовой традиции.

Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

В плане предметного содержания развитие политической науки шло от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное направление – изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в XX в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике.

Существует дифференциация политической науки (политологии) на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию, политическую социологию, политическую психологию, политическую историю и др. 4 Вузовский курс «политология» предполагает изучение узловых проблем политологии. Он нацелен на то, чтобы дать студентам базовые политологические знания и навыки политического анализа.

Госстандарт Российской Федерации по политологии, предлагает для изучения следующие темы: объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.

Политические явления и процессы изучаются, как известно, не только политологией. В той или иной степени или сфере мир политики исследуется правовыми, экономическими и историческими науками. Среди правовых наук непосредственно политические объекты и проебемы государственной политики изучают теория и история государства и права, административное право, международное право. Политология достаточно «близка» к этим правовым дисциплинам и не может обойтись без использования достижений правовых наук, правовых норм, регулирующих политические отношения в обществе. Чем лучше политолог знает право, тем увереннее он чувствует себя в вопросах политического управления и др.

  • В результате хозяйственной деятельности тяжелыми металлами загрязняются все объекты окружающей среды (почва, водоемы, растительность, атмосфера).
  • Во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики.

  • в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т. п.) Субъект в политике - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.

    Поэтому часто различают "субъект политики" (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и "политический субъект" (в случае, когда деятельность субъекта, преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два интегрально связанные между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо знание об объекте, ценностно-оценочная шкала и пр.) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).

    Доманов В.Г.


    Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


    Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

    Смотреть что такое "Субъект и объект в политике" в других словарях:

      - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

      Власть - (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической. Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

      - (nlato) (427 347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Биографические данные. П. представитель аристократического семейства, принимавшего активное … Философская энциклопедия

      Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

      - (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

      Специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия

      - (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Запрос «Фихте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте … Википедия

      Запрос «Фихте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте Дата и место рождения: 19 мая 1762(176 … Википедия

    Объект политики (от лат. objectum - предмет) - то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так далее. Субъект и объект политики существуют независимо, но должны рассматриваться в единстве. Они - явления относительные и могут меняться ролями при изменении направления воздействия: субъект превращается в объект, объект становится субъектом. Так, например, государство может быть и субъектом, и объектом политики. Аналогично - и социальные группы, и народ в целом.

    Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъект власти (индивид, группа, организация) посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти в свою очередь должен обязательно подчиниться. Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти.

    Человек как объект политики

    Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

    Политическая власть как объект политики

    Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

    Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти:

    а) бихевиористское , в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

    б) телеологическое , согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

    в) инструменталистское , трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

    г) структуралистическое , характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

    д) функционалистское , рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

    е) конфликтологическое , определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

    Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию «власть», то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

    В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.