Требования к самоподготовке в коррекционной школе. Анализ самоподготовки план-конспект урока (8 класс) на тему Цель самоподготовки в коррекционной школе 8 вида

Елена Шут
Самоподготовка в 3 классе коррекционной школы 8 вида

Самоподготовка .

Цель : Развивать память, внимание, мышление, активный словарь учащихся.

Развивать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком. Развивать умение нумеровать числа в пределах 100. Формировать умение читать целыми словами. Воспитывать самостоятельность , усидчивость при выполнении домашнего задания.

Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, вы все их очень хорошо знаете, они пришли посмотреть как вы умеете работать.

Сегодня на самоподготовке мы отправимся в путешествие и поможем одному детёнышу найти свою маму.

А чтобы узнать, кто это, нужно расположить цифры в обратном порядке, начиная с 10.

1 3 5 8 6 9 10 4 2 7

к н т м н а м ё о о

Давайте прочитаем хором. (Мамонтенок)

А сейчас давайте послушаем песенку Мамонтенка, и узнаем что с ним произошло.

О чем эта песенка, что мы из нее узнали?

Верно, что у мамонтенка случилась беда, он потерял свою маму.

Чтобы помочь Мамонтёнку найти маму, надо выполнить задания. Задания трудные, если мы сними справимся, то малыш обязательно найдёт свою маму.

Давайте поможем ему.

Итак, отправляемся вместе с Мамонтёнком искать маму.

Первым на пути Мамонтёнка встретился, кто? (показ иллюстрации) Правильно, СеверныйОлень. Он не знает, где мама Мамонтёнка. Но поможет ему найти её, если мы справимся с заданием.

Вставьте пропущенную букву в словах (плат…е, лист…я, в…юга) показ картинок

Какая буква стоит перед Ь?

Какая буква стоит после Ь?

А сейчас Вам нужно разгадать кроссворд и вписать слова с разделительным ь знаком

1. Снежная буря, метель (вьюга)

2. Домики для пчел (ульи)

3. Мать, отец, дети вместе. (семья)

4. Животное умеющее ловко лазать по деревьям. (обезьяна)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

6. Огнестрельное оружие. (ружье)

Все эти слова пишутся с разделительным Ь.

Ребята давайте попробуем сформулировать правило :

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И

Молодцы, а сейчас выполните упражнение. Откройте учебники, и тетради по письму.

Правильно, Морж. Он тоже не знал, где мама Мамонтёнка. Но согласился помочь, если мы правильно выполним задание по математике

Сколько воробьев вы видите на картинке?

Правильно десять. А как по-другому можно сказать. Закончите мое пред-ложение. 10 – это один (десяток) .

А сколько единиц в 1 десятке? (десять)

А в двух? (двадцать)

Давайте прочитаем числа в таблице.

90 9дес. 90ед.

А сейчас эту работу выполним самостоятельно . Открыли учебники и тетради по математике.

Молодцы ребята вы все справились с заданием и Дядюшка Морж вспомнил, что давным-давно, когда на Севере было тепло, здесь жили огромные звери, похожие на Мамонтёнка. Но они ушли в Африку, когда настали Великие холода.

И Мамонтенок отправился в Африку, помогли ему в этом дельфины (показ иллюстрации) .

Когда Мамонтенок плыл, он постоянно всматривался вдаль и от этого у него заболели глазки, чтобы ваши глазки тоже не заболели, давайте с вами сделаем гимнастику для глаз.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх;

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев : верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Мамонтёнку на берегу встретился опять Олень, но уже Африканский. (показ иллюстрации) . Ребята чем отличается Африканский олень от Северного оленя? Правильно Северный олень живет на севере, где постоянно холодно, а Африканский там где жара, солнце, пальмы, море.

Африканский олень тоже не знает где мама мамонтенка, на помощь он позвал попугая Какаду, вместе они что –нибудь придумают, но прежде вам надо сделать физминутку :

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать

И за парту сесть опять.

Молодцы, ребята.

Стали олень с попугаем думать, где искать маму этого странного детеныша.

Но вдруг они увидели Обезьянку, которая сказала, что знает, где живет мама мамонтенка. Но прежде чем отвести его к ней она предлагает отгадать загадку и выполнить некоторые задания. Слушаем внимательно.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает! Чик-чик!"

(Воробей)

А сейчас давайте проговорим чистоговорку :

Сидел воробей на сосне,

Заснул - и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Откройте учебники и прочитайте рассказ «Воробьиный термометр»

Ребята, кто объяснит значение слова «Термометр»

Прибор для измерения температуры.

Как вы думаете, когда был сфотографирован этот воробей.

Подсказка есть тексте. На улице тепло или холодно?

Ребята, а когда был сфотографирован этот воробей?

Подсказка тоже есть тексте. Какая погода была на улице?

Ребята мы с вами выполнили все задания, и благодаря вашим стараниям Мамонтенок встретился со своей мамой. (показ картинки)

Молодцы, вы сегодня все очень хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Составление слов с изученными слогами и написание слов» Внутренний урок письма на тему: «Составление слов с изученными слогами и написание слов» в 1 классе специальной (коррекционной) школе.

Конспект урока по биологии «Уход за комнатными растениями» (седьмой класс специальной (коррекционной) школы VIII вида) Тип урока Комбинированный Тема: Уход за комнатными растениями. Задачи: Образовательные -закрепить знания детей об однолетних и многолетних.

Конспект урока по окружающему миру «Сезонные изменения зимой» (второй класс специальной (коррекционной) школы VIII вида) I. Целевой раздел. Название предмета: Окружающий мир. Раздел: «Сезонные изменения» Тема урока: «Сезонные изменения зимой» Класс: 2. Задачи:.

Конспект урока по СБО для учащихся коррекционной школы VIII вида «Еженедельная уборка пола» Тема: Еженедельная уборка пола. Цели: закреплять и расширять умения и навыки регулярной уборки помещения; Обучать приёмам мытья и подметания.

Открытое занятие - творческая мастерская «Узоров незатейливый сюжет» для учащихся коррекционной школы VIII вида (11–12 лет) Цель – Образовательная – познакомить учащихся с элементами орнамента и его использовании в украшении национальных костюмов. Воспитательная.

«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 4 «Б» классе Тема урока: Л. Толстой «Филипок» Учитель.

Урок обучения грамоте в 1 классе школы VIII вида «Звук [Ч] и буква Ч, ч» ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамоте Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Урок по СБО для учащихся коррекционной школы VIII вида «Режим питания. Меню» Тема: Режим питания. Меню. Цели: обобщить знания учащихся о режиме питания; дать понятие «меню»; расширять словарный запас; воспитывать.

Конспект урока по СБО для учащихся коррекционной школы VIII вида «Столовая посуда. Сервировка стола» Тема: Столовая посуда. Сервировка стола. Цели: расширять представления о видах и назначении посуды; дать понятия «столовая посуда», «сервировка.

Библиотека изображений:

Методика проведения самоподготовки в специальной

(Коррекционной) школе 8 вида.

    Цель и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

    Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

    Структура и методика организации самоподготовки.

Цели и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

Цели самоподготовки : Иерархия целей работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе 8 вида должна быть следующей:

Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности.

Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы 8 вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план .

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей умение выполнить работу самостоятельно считается показателем качества коррекционной работы . Самостоятельность деятельности обеспечивают общедеятельностные (общеучебные, общетрудовые) умения, к которым относят:

    Умение проанализировать условия задачи и определить способ ее решения (или установить, что способ неизвестен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

    Умение планировать свою деятельность;

    Умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами.

Однако вряд ли правильно определять цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступном для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах, объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано как с тем, что многие педагоги не верят в то, что у умственно отсталых школьников можно сформировать общедеятельностные умения (хотя все специальные методики ориентирую учителя на это), так и отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках умения организовывать деятельность самостоятельно не формируются (или формируются недостаточно), можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка нередко превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это означает, что коррекционная направленность самоподготовки не реализуется.

На самоподготовке мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание, (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец « не находится» или не «вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы 8 вида будет решать успешно.

Задачи самоподготовки: Конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

Умение пользоваться дневником.

Умение ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).

Обращаться к педагогу за помощью при затруднениях.

Планировать свою деятельность.

Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

Самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, готовность прийти на помощь товарищу, умение работать, не мешая другим, дисциплинированность, организованность, внимательность и т.д.

Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность:

    Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

    Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Правильная дозировка домашних заданий.

    Дифференцированный подход при определении домашнего задания.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя .

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия. Непринужденные разговоры.

Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент. Требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику поведения занятия (если они отвлекаются просто из-за того, что им неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

    Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку.

    В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

    Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей.

В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со всей школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры.

Во втором полугодии первого класса самоподготовка длиться 30-40 минут.

Во втором-четвертом классах – до часу.

В старших классах – до полутора часов.

Правильная дозировка домашних заданий .

При определении домашнего задания учитель руководствуется следующими правилами:

На дом задается только то, что объяснено, хорошо понятно учениками и может быть выполнено ими самостоятельно, без посторонней помощи.

Объем задания составляет треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке.

Нужно учитывать, что в младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика), задание по чтению дается каждый день.

Сложнее обстоит дело в старших классах. Хотя завуч составляет расписание таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов в день, желательно, чтобы учителя, особенно русского языка и математики, знали расписание класса и согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Задания должны быть разнообразными, особенно по устным предметам. Нельзя, например, на каждом уроке давать задание «прочитать и пересказать». Домашняя работа должна включать работу с текстом и рисунками учебника (чтение, ответы на вопросы, выборочные задания, заполнение таблиц, пересказ и др.), практические задания, подготовку индивидуальных сообщений.

Учитель истории, географии, естествознания должен знать требования программы по чтению (какую работу с текстом, какой вид пересказа можно задавать).

Дифференцированный подход.

В школе 8 вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не иолько по объему, но и по сложности.

    Как правило, это означает, что дети второй и третьей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В. Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разобранному и успешно выполненному на уроке.

    Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему.

    Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения.

    Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и написать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен со всем заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 30-40 минут в начальных классах и 60-80 минут в старших.

Структура и методика организации самоподготовки .

Организационный момент

Дидактическая игра

Работа с дневником

Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми.

а/Ориентировка в домашнем задании

б/Выполнение задания

в/самопроверка

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

Итог самоподготовки.

До начала самоподготовки.

До начала самоподготовки воспитатель контролирует следующие моменты: санитарное состояние класса; готовность справочных пособий (словарей, памяток); готовность рабочих мест детей,

Учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение (дежурного по самоподготовки).

Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку рань остальных.

Организационный момент.

Цель этого этапа – настроить детей на работу. Об успешном проведении организационного момента воспитатель судит по внимательности детей и их готовности к работе. Если все дети сосредоточенно смотрят на воспитателя и готовы его слушать, можно начинать самоподготовку. Чем короче «оргмомент», тем выше мастерство педагога.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов. Игру можно проводить как по письменным предметам (тогда она должна быть связана с закрепляемой темой), так и по чтению (на развитие техники чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовке не обязательно (хотя и не запрещено).

Этап работы с дневниками .

Этот этап предполагает обучение детей следующим действиям:

    Находить домашнее задание по дневнику;

    Определять рациональную последовательность выполнения заданий;

    Планировать распределение времени на самоподготовке.

Нахождение задания по дневнику .

    Дневники ведутся в школе 8 вида с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

    После введения дневников в течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

    Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен найти по нему задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

    Поскольку домашнее задание в школе 8 вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник нереально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике.

Определение последовательности выполнения заданий.

    В первом классе на этапе нахождения домашнего задания воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимания нужно больше». Периодически воспитатель возвращается к этому правилу, но теперь спрашивает детей, в какой последовательности они собираются делать домашнюю работу. В остальное время воспитатель следит (наблюдает) за тем, чтобы дети начинали работу с письменного предмета, напоминая правило лишь тем, кто его не соблюдает.

    Нельзя говорить детям, что «чтение легче, чем математика и русского языка». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для некоторых детей чтение.- самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

    «В гости» приходят Незнайка и Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

- Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь полегче, потом – математику, а в конце проведем физминутку.

2. Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

* В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Планирование распределения времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время между несколькими заданиями и укладываться в отведенное на самоподготовку время.

    В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать не отвлекаясь.

    На этапе работы с дневником воспитатель говорит детям, сколько времени они могут затратить на каждый предмет, чтобы успеть выполнить все задания вовремя.

Младших школьников нужно учить «чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

    Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

    Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени.

    Использование картинного «плана самоподготовки», (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – рисунок мяча и т.д.). Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми. План вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т.п.), на каком этапе находится дети и сколько еще работы осталось.

Самостоятельное выполнение задания детьми .

    Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

    Главное требование на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

    Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

    Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания.

    Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно.

Например, во втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течение нескольких занятий он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и четверти.

    Этап самостоятельного выполнения детьми домашнего задания включает три подэтапа для каждого предмета.

Ориентировка в домашнем задании.

Выполнение задания.

Самопроверка.

Ориентировка в домашнем задании .

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму: Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

Повторить правило (ребенок должен определить или вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

Записать первые строчки (слова) упражнения.

Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется во втором классе, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми .

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основных обязанности:

    Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

    Помощь детям при затруднениях .

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

3/посмотреть аналогичное задание в классной работе.

Только, если эти виды помощи не помогли, воспитатель указывает на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, разобрав аналогичный пример.

Самопроверка.

Цели этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Проверка готовности детей к уроку воспитателем.

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель также теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать, как они выполнили задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самоподготовки .

    При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает (естественно, качество) прежде всего самостоятельность детей.

    Акцент делается на успехах.

    Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка; как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.).

    Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.

Работа воспитателя по проведению самоподготовки

Воспитатель А.А. Иванова

В условиях школы – интерната время, отведенное на самоподготовку, должно использоваться не только для усвоения обучающимися, воспитанниками знаний, но и для приобретения навыков самообразовательной работы.

Определяя основные цели, задачи при проведении этого решительного момента воспитатель должен постоянно помнить об основной своей функции – научить ребят работать самостоятельно.

Воспитателю надо помнить о соблюдении санитарно – гигиенических требований при проведении самоподготовки. Нельзя забывать о проветривании помещения, влажной уборке перед началом занятий. Предшествовать самоподготовке должна прогулка, активный отдых. За 15 – 20 минут до начала самоподготовки воспитатель должен перевести ребят на более спокойный вид деятельности. Продолжительность самоподготовки установлено уставом школы – интерната. Начальные классы делают домашнюю работу 45 мин., старшие – 1,5 часа.

Общие требования к самоподготовке

1. Начинать самоподготовку в точно назначенное время.

2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться.

3. Домашнее задание выполнять как можно более самостоятельно.

4. Что задано? Каждый узнает в дневнике или в тетради.

5. Забыл правила, найди в учебнике и повтори.

6. Начинать самоподготовку в принятом порядке, например с заданий по русскому языку, математике, чтению.

7. Делать уроки с опрятным внешним видом, чистыми руками.

8. Не подсказывай, а помогай.

9. Поднимать руку.

10. Домашнее задание делать самостоятельно, не мешая друг другу.

Эффективность самоподготовки во многом зависит от тесной взаимосвязи воспитателя с учителями. Практика показывает, что необходимы постоянные беседы, взаимопосещение как уроков, так и самоподготовки.

Цели воспитания при посещении уроков:

1. Работа учителя по привитию навыков самостоятельности.

2. Формы ведения опроса.

3. Требования к ответам обучающихся.

4. Проверка домашнего задания.

5. Методика заданий на дом.

6. Требования к ведению тетрадей.

7. Индивидуальная работа с обучающимися.

8. Работа с книгой.

Одновременно воспитатель определяет уровень знаний и умений отдельных ребят, их психологические особенности, интерес к предмету. Посещая уроки, надо обязательно определить эффективность предыдущей самоподготовки, сделать выводы, выяснить причины неудачных ответов воспитанников.

Самоподготовка – органическая часть учебного процесса. Она включает в себя целую систему самостоятельных упражнений с целью усвоения и углубления материала, формирование навыков самостоятельной работы. Так, самостоятельной деятельности может предшествовать небольшая фронтальная работа (как первый этап самоподготовки) повторение (материала, знание которого необходимо для самостоятельного выполнения задания). Например, при подготовке русскому языку проводится предварительная работа.

1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

2. Если нужно, еще раз найди и прочитай правило, приведи соответствующие примеры к нему.

3. Выполняя упражнения нужно все время сверяться с правилом.

4. Проверь работу (используй учебник, таблицу, словарь)

При выполнении математики повторить таблицу умножения.

Правила списывания.

1. Прочти предложение

2. Прочти каждое слово по слогам

3. Запомни, как пишутся эти слова

4. Напиши предложение по памяти

5. Проверь написанное предложение по книге

При подготовке домашних уроков:

1. Припомни, что узнал на уроке.

2. Прочти задание по учебнику. Непонятно – прочти вторично.

3. Выдели основные части, главные мысли текста.

4. Составь план прочитанного.

5. Расскажи по плану

6. Исправь замечания и ошибки.

При подготовке чтения:

1. Прочитай текст, заметь слова, выражения, при чтении которых допущены ошибки

2. Поработай над этими словами (прочитай текст несколько раз)

3. Выясни значение всех непонятных слов из словаря, у взрослых

4. Прочитай текст повторно, перескажи.

О правильном выполнении письменных и устных заданий надо напоминать, тренировать ребят, постоянно контролировать их.

Какую тему изучали на уроке?

Кто вспомнит правило?

Откройте учебники, прочтите еще раз правило, приведите примеры.

Это подготовительный этап, где воспитатель убеждается, посильно ли детям выполнение домашнего задания. Основная часть самоподготовки – самостоятельная работа обучающихся. Если во время предварительной работы с обучающимися воспитатель выполняет функцию инструктирования, то на втором этаже ведет наблюдение за работой обучающихся. В это время оказывает индивидуальную помощь, но так, чтобы не мешать основной массе, не отвлекать от работы. В помощи нуждаются дети со слабой памятью, расторможение. Требования к ним не должны быть слишком строгими. Таким учащимся надо прежде всего помочь в воспитании чувства ответственности в процессе индивидуальной работы. Они должны видеть в воспитателе разумного помощника в их труде. Учение для большинства умственно отсталых детей – один из самых трудных видов деятельности. Это обстоятельство нередко порождает у них нежелание заниматься учебным трудом или стремление всячески облегчить его, прибегая к помощи взрослых или (своих товарищей). При организации самоподготовки воспитателю очень важно знать, каковы возможности каждого ребенка.

Одного ребенка надо заставить думать и сделать самому все задания, другой нуждается лишь в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнение или домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. Вообще во время подготовки домашних заданий воспитатель работает не фронтально со всем классом, а индивидуально. Известно, что детям требуется различное время для выполнения заданий. Воспитатель следит за тем, чтобы учащиеся не тратили времени бесполезно, а закончив одну работу, приступали к следующей. Выполняющую работу он просматривает и, если в ней есть ошибки, возвращает ученику для доработки. Но так можно поступить лишь тогда, когда воспитатель уверен, что данный ребенок с исправлением ошибок справиться сам. В большинстве случаев ученику следует показать, где надо искать ошибки, а отдельным ребятам прямо указывать на них. И помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия. Воспитателю надо так построить свою работу, чтобы в процессе ее выполнения предотвратить предполагаемые ошибки. По мере изучения учащихся воспитатель изучает группу детей, у которых можно ежедневно не проверять выполненную работу. Это должно стать одним из факторов воспитательного характера, когда классу объявляется о том, что за добросовестное выполнение заданий такие-то дети на определенный период освобождаются от проверки. Такое доверие, как правило, стимулирует ребенка на успехи. Но на длительное время оставлять без контроля и руководства умственно отсталых детей нельзя. (Дети на доверии).

При проверке умственных предметов (географии, биологии, чтении). Воспитатель может задавать отдельные вопросы по содержанию рассказываемого и другими учениками класса. Их можно попросить уточнить отдельные моменты ответа, сделать вывод, прокомментировать ответ товарища. Это даст возможность воспитателю быть в курсе того, как подготовились к ответу другие ученики. Во всех классах вспомогательной школы ежедневно на самоподготовке надо отводить определенное время для чтения вслух, а также учить детей читать про себя. Чаще надо заставлять вслух читать тех детей, у которых этот навык еще недостаточно сформировался.

У нас часто дается общее задание классу. Для одних оно может быть легким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые тренируют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задано на дом, так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаков, то необходим дифференцированных подход в подборе заданий. Выполнение таких заданий помогает далеко и осознанно усвоить материал. Дифференцирование задания готовятся заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

· Обязательные задания. Они посильны для выполнения каждому ученику.

· Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились и у них есть время для повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.

Для детей, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий, заниженное требование. Лучше этих ребят освободить от обязательного домашнего задания и дать им задание повышенной трудности. Поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются в наших школах достаточно редко, эта проблема остается актуальной. Индивидуальные домашние задания должны получать хорошо успевающие, потому что такие задания способствуют углублению знаний. Индивидуальные задания позволяют испытать чувство успеха и тем детям, которые успевают слабо. Такое задание дает возможность проявить себя, свои сильные стороны. Домашнее задание будет дифференцированием, если каждый учащийся работает в соответствии со своими способностями и возможностями.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковыми способностями.

Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимо разъяснение.

Во время выполнения домашнего задания важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы надо давать ученикам со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Воспитатель заранее предупреждает «Слушайте внимательно, я проверю, как вы запомнили правила». «Саша, расскажи, что сейчас будешь делать и как, а Валера внимательно послушает и скажет нам, правильно ли Саша сказал, и что можно добавить к его ответу». Этих детей надо привлекать к подведению итогов, заранее предупредив, что нужно быть особенно внимательными.

Малоактивных, застенчивых детей нужно чаще спрашивать: «Ты понял?» Как лучше дополнить ответ Саши? Что ты будешь делать? С чего начнешь? В вопросах, задаваемых таким детям, должен учитываться имеющихся у них опыт, надо удостовериться, что ребенок сумеет на него ответить: «Вова, будешь отвечать после Юры, будь внимателен подумай. Иногда целесообразно задавать вопрос, аналогичный тому, который был задан предыдущему ученику.

Обучающимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске. Отдельным детям дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Слабым детям не редко дается облегченное задание, сильным – задание на перенос знаний и умений измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности. Задания разной трудности полезны, они помогают подтянуться учащимся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к учебе у детей являются дидактические игры, которые способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, появлению познавательного интереса к учебным предметам. Наиболее распространенными являются игра – соревнование, головоломки: загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму и т.д. Они развивают у детей восприятие внимания, память, мышление. Их надо применять на самоподготовке, если остается свободное время от уроков.

И последний этап самоподготовки, заключительный – подведение итогов. На последним этапе воспитатель анализирует работу класса в целом и отдельных ребят, определяет старательных и тех, кто помог товарищам.

Поощрение хороших работ. Воспитатель вызывает у детей стремление и в другой раз заслужить похвалу, признание полезности своей работы.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, мы формируем умения и навыки, необходимые для выполнения домашнего задания.

Организация и проведение самоподготовок. Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. С ОУ организовано взаимное посещение уроков и самоподготовки педагогами и воспитателями.

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета , дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, психологическую обстановку.

Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:

  • Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;
  • Правильное и достаточное освещение;
  • Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;
  • Соответствие учебных парт росту учащихся;
  • Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;
  • Выработка правильной осанки во время сидения за партой;
  • Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;
  • Обучение правильной организации своего рабочего места;
  • Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности;

Проведение самоподготовки Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты: Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Для создания благоприятных условий в ходе самоподготовки учащихся используются различные формы работы. Успешно применяются групповые формы работы. Чаще они используются при выполнении домашних заданий по литературному чтению, предмету «Человек и мир». При групповых формах работы младший школьник не только закрепляет учебную информацию, но и испытывает на себе оценку товарищей, корректирует самооценку. Кроме того, он имеет возможность выражать свои знания в общении с товарищами по группе именно тогда, когда у него появляется в этом потребность. Сотрудничество и взаимопомощь, которые возникают в групповой работе, обогащают коллективные отношения детей, создают качественно новую мотивацию учения.

При индивидуальной форме работы воспитатель даёт учащимся алгоритм выполнения задания, оказывает помощь в нахождении путей решения задания, предлагает памятки, схемы-опоры, таблицы, учитывая учебные возможности каждого ученика. Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты. При индивидуальной форме работы организуются консультативные пункты, где слабоуспевающим ученикам оказывают помощь сильные ученики.

Фронтальная форма работы больше используется на математике, языках, когда необходимо коллективно вспомнить и повторить правила, закрепить их, познакомиться с заданиями учебника, выделить главное, существенное, определить ход выполнения домашнего задания. Как правило, после фронтальной работы организуется индивидуальное, парное, групповое сотрудничество.

Самоподготовка начинается в спокойной, рабочей обстановке. Выполнение домашних заданий начинается с предметов, на которых возникали определённые проблемы при изучении темы на уроке, усвоении нового материала. Необходимо соблюдать чередование письменных предметов с устными.

Учащиеся, требующие помощи воспитателя, работают под его контролем. Хорошо успевающие ученики могут работать самостоятельно, притом не принципиально, с какого предмета они начнут готовить домашние задания. Важно предоставить таким детям возможность самостоятельного творчества.

Основные действия воспитателя на самоподготовке следующие:

* помощь ученикам при включении в работу, разбор нескольких вопросов на повторение; * выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

Систематизация материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять; * готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается;

* корректное исправление ошибок, если школьники чего-то не поняли, стремление не допускать непонимания и неточностей.

Структура самоподготовки -- это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

5. Подведение итогов работы.

1. Организационный этап. По времени занимает не более 1-2 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию.

2. Самостоятельное изучение материала. Самостоятельная работа учеников -- один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.

В 3-4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

* вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы -- самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого -- работать с учебником, третьего -- с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка . Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

4. Заключительный педагогический контроль. Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5. Подведение итогов работы. При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывает весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Виды требований, регламентирующих порядок самоподготовки: * организационно-дисциплинарные; * дидактические; * воспитательные; * гигиенические.

Организационно-дисциплинарные требования:

1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2) сознательное подчинение указаниям воспитателя;

3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4) обеспечение порядка на рабочем месте;

5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

* опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

* тратить неэкономно время;

* нарушать тишину;

* отвлекать товарищей от работы;

* заниматься посторонними делами;

* использовать методы работы, вызывающие шум;

* беседовать с воспитателем в полный голос;

* недобросовестно выполнять задание;

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Дидактические требования:

* чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

* выбор рациональных форм проведения самоподготовки;

* установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;

* продолжительность выполнения домашних заданий:

Во 2,3 классах -- до полу часа;

В 4 классе -- до 40 минут; 5,6 кл – до 50 минут, 7 – 9 кл 1час или 1,5 часа, 10 – 11 кл. – до 1,5 часа

* определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;

* создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;

* поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

* первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

* стимулирование и контроль за работой учащихся;

* наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования :

* отказ от применения каких-либо мер наказания;

* всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

* содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

* недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

* терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

* поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

* осуждение бездеятельности и упрямства детей;

* привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

* соблюдение школьниками личной гигиены;

* сохранение у детей правильной позы во время работы;

* предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;

* внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

* предоставление им перерывов на отдых;

* устранение шумовых раздражителей;

* равномерная и достаточная освещённость помещения;

* недопустимость затемнения окон шторами, цветами;

* поддержание нормального температурного режима;

* регулярное проветривание классных комнат;

* соответствие классной мебели росту школьника;

* влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

* поддержание чистоты и порядка в классе.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  1. Инструктирование учащихся о целях и содержании домашнего задания, необходимости использования счетно-письменных принадлежностей.
  2. Наблюдение воспитателя за ходом самостоятельной работы учащихся, частичный анализ их работы во время самоподготовки.
  3. Индивидуальная помощь нуждающимся в ней.
  4. Контроль за соблюдением рабочего порядка, организованностью и дисциплиной учащихся во время самоподготовки.
  5. Проверка и учет выполнения домашнего задания.

Отсюда основные воспитательные и образовательные функции самоподготовки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Гигиеническая. Усвоение навыков гигиены умственного труда.
  2. Мотивационная. Формирование потребности в учебной деятельности, стремления применять полученные знания на практике, интереса к самообразованию, положительного отношения к учению.
  3. Формирующая. Формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.).
  4. Организационная. Создание обстановки, необходимой для рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Информационная. Организация качественного закрепления и повторения знаний, полученных на уроке.
  2. Развивающая. Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, речи учащихся, совершенствование психических процессов.
  3. Конструктивная . Формирование навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная. Формирование правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая . Пробуждение потребности в творческом самовыражении.

На самоподготовке необходимо выполнять ряд требований: гигиенические, дидактические, воспитательные, педагогические, требования к руководству самоподготовкой.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  2. Чистота оконных стекол. Недопустимость затемнения окон цветами, близко растущими деревьями.
  3. Использование штор для защиты от прямых солнечных лучей.
  4. Поддержание нормального температурного режима.
  5. Регулярное проветривание помещения.
  6. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  7. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  8. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  9. Поддержание чистоты и порядка в классе.
  10. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  11. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  12. Сохранение расстояния от глаз до рабочей поверхности и индивидуального режима зрительной нагрузки.
  13. Проведение физкультминуток и упражнений для глаз.
  14. Устранение шумовых раздражителей.
  15. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем.
  4. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
  5. Объем и характер индивидуальных заданий регулируются учителем.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Отказ от применения мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирования при проявлении самостоятельности выполнения домашних заданий.
  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  4. Недопустимость назидательных бесед, замечаний, принуждения во время самоподготовки.
  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Привлечение учащихся к посильной помощи при условии выполнения ими своих уроков. Организация работы консультантов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Самоподготовка является важнейшей формой учебно-воспитательной работы, предусматривающей закрепление, углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы учащихся, средством воспитания культуры учебного труда, настойчивости в преодолении трудностей, аккуратности, честности, средством формирования необходимых качеств характера и нравственных убеждений.
  2. Самоподготовка проводится во всех воспитательных группах в одно и то же время, с переменами; ее продолжительность определяется «Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей».
  1. Основным условием эффективности проведения самоподготовки является уровень педагогических контактов между учителем и воспитателем; учитель в целях оказания методической помощи воспитателям и учащимся обязан не менее 1-2 раза в месяц присутствовать на самоподготовке, а воспитатель в целях изучения учащихся – 1-2 раза посещать уроки.
  2. Важными условиями успешного выполнения домашних заданий являются эффективность работы учителя на уроке, качество разъяснения домашнего задания, посильность его выполнения и соответствие его объема установленным нормам; учителям русского языка и математики не рекомендуется давать задания, на выполнение которых требуется более25-30 минут, а другим учителям – более 20-25 минут.
  3. Самоподготовка проводится воспитателем, который обязан знать учебные программы своего класса, индивидуальные рекомендации учителей и учитывать особенности учебно-воспитательной работы со слепыми детьми.
  4. План проведения самоподготовки подробно разрабатывается в плане-дневнике. Процесс проведения самоподготовки имеет определенную структуру и включает: организацию работы, выполнение домашних заданий, физкультпаузу и подведение итогов.
  5. Воспитатель использует наиболее эффективные методы проведения самоподготовки в соответствии с объемом и характером домашних заданий, составом учащихся и общим состоянием дел в группе, в частности индивидуальную работу, коллективное чтение, товарищескую взаимопомощь, оказание помощи отдельным учащимся и др.
  6. Организуя самоподготовку, воспитатель обязан:

а – обеспечить выполнение требований санитарного режима в классной комнате (проветривание, уборка помещения, наведение общего порядка);

б - обеспечить выполнение требований санитарного режима, относящихся к личной гигиене учащихся (приведение в порядок одежды, причесок, чистота рук, ношение очков, использование специальных средств коррекции, использование подставок для книг, индивидуальное дозирование зрительных нагрузок);

в – обеспечить наличие необходимых для выполнения домашних заданий учебников и школьно-письменных принадлежностей;

г – обеспечить рабочее настроение учащихся;

д – уточнить домашнее задание по каждому предмету, дать рекомендации по его выполнению.

  1. На втором этапе самоподготовки – во время выполнения домашних заданий – воспитатель контролирует работу учащихся, следит за рациональным использованием времени, Осанкой, настроением каждого ученика, особое внимание уделяет слабым ученикам и учащимся, получившим индивидуальные задания, проводит физкультминутку.
  2. При подведении результатов самоподготовки воспитатель оценивает прилежание учащихся, культуру труда, результаты взаимопомощи и др.
  3. При досрочном выполнении домашних заданий всем классом воспитатель организует коллективное чтение научно-популярной или художественной литературы по программе, совершенствуя технику чтения учащихся; отдельным учащимся, раньше других справившимся с выполнением заданий, воспитатель разрешает заниматься другими делами, не нарушая рабочей обстановки в классе.

ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДСТВУ САМОПОДГОТОВКОЙ.

  1. Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (кабинет должен быть убран и проветрен, подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.).
  2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  3. Знание уровня общеобразовательной подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей.
  4. Осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны учителя в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.
  5. Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
  6. Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.
  7. Организация оказания своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся.
  8. Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.
  9. Использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время.
  10. Предоставление кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся.
  11. Назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив предварительную консультацию учителя-предметника, воспитателя.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Учебно-организационные: Ставить учебную задачу. Понимать последовательность действий. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Оценивать свою деятельность и деятельность других. Правильно оформлять и вести тетрадь.

Учебно-информационные: Работать с учебником и дополнительной литературой. Различать повествование, описание, рассуждение. Составлять на основе текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом. Владеть различными видами пересказа.

Учебно-логические: Выделять главное. Составлять простой план. Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. Давать определения по существенным признакам. Высказывать суждение и подтверждать фактами.

Учебно-коммуникативные: Высказывать суждения. Задавать уточняющие вопросы. Слушать друг друга. Распределять работу при совместной деятельности. Участвовать в учебном диалоге. Организовывать работу в группах.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги , отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.


Самоанализ открытой самоподготовки

4 – 7 классы

Провела воспитатель: Куфякова Елена Александровна

В группе 9 мальчиков. Двое из них обучаются в 7 классе, 7 человек в 4 классе. Четверо ребят из 4 класса по уровню развития, определены ко 2 группе (Толя Б., Дима У., Иван Г. Ислам, – по математике); трое детей – к 1 группе (Алёша С., Алёша И., Вадим П.)

Основная цель самоподготовки:

Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности.

Повторение и закрепление изученного на уроке материала;

Задачи:

Развивать познавательные способности

Способствовать коррекции всех мыслительных процессов

На подготовительном этапе я проверила санитарное состояние класса, проветрила его. Для работы подготовила наглядный материал: карточки с таблицей умножения, карточки с падежами и падежными вопросами, карточки с кроссвордами.

Орг. момент – комбинированный и в стихотворной форме, и в прозе, сделала акцент на готовность детей (на партах) к самоподготовке. Предложила детям вспомнить правило «3 –х Я». Провела игру на развитие внимания «Змейка». Дети справились с игрой в основном успешно.

Для успешности выполнения домашнего задания – оно было дифференцировано: по математике Толя Б. выполнял задание по карточке заготовленной учителем, Ваня Г. решал сокращённый объём примеров т.к. он считает не плохо, но очень медленно (объём для Ивана определён учителем). Остальные ребята выполняли задание в полном объёме. Темп выполнения задан был индивидуален, но в пределах отведённого времени. Перед выполнением домашнего задания по математике дифференцированно повторили таблицу Х; дети 4 класса в пределах 5, а дети 7 класса – 8, 9.

Для тех ребят, которые раньше справились с заданием – были заготовлены занимательные кроссворды.

Во время работы над заданием по чтению, я использовала упражнение на развитие темпа чтения. Делала акцент на чтение целыми словами (для 4 класса). Ребятам 7 класса дала больше самостоятельности, для того чтобы дети учились планировать свою деятельность, умели контролировать себя в ходе деятельности и оценивать её конечный результат.

Во время самоподготовки я реализовывала такие задачи как:

Умение ориентироваться в учебном задании;

Прочитывать задание до начало его выполнения, определять способ выполнения;

Пользоваться справочным материалом (правилами, образцами выполнения задания, карточками с таблицами);

Обращаться к воспитателю за помощью при затруднениях;

Планировать свою деятельность, рационально использовать отведённое на самоподготовку время;

Самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач, я решала и традиционные воспитательные задачи:

Воспитание ответственного отношения к учебному труду, активность, настойчивость, готовность прийти на помощь товарищу, умение работать, не мешая другим, дисциплинированность, организованность, внимательность и т. д.

Для более успешной самоподготовки соблюдала ряд требований:

Взаимосвязь в работе с учителями;

Соблюдение охранительного педагогического режима;

Правильная дозировка домашнего задания;

Дифференцированный подход при определении домашнего задания.

На заключительном этапе приготовила сюрпризный момент в рамках самооценивания. Подвела итог, поблагодарила ребят за работу.

Всё запланированное выполнила.