Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

ГУП «НИИМосстрой»

ТР 158-04

Москва - 2005

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l / h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91* .

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения , , ). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91* .

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. .

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры мощностью 80 - 250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл. ).

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. ).

Таблица 1

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Наименование грунта

Оптимальная влажность, %

Коэффициент запаса на уплотнение

Песок крупный и гравелистый

1,25

Песок средней крупности

1,25

Песок мелкий и пылеватый

1,30

Супесь легкая

9 - 11

1,20

Супесь пылеватая

9 - 13

1,25

Суглинок легкий

14 - 16

1,15

Суглинок тяжелый

16 - 18

1,15

Глина

18 - 20

Таблица 2

Машины для уплотнения грунтов

Марки катков

Тип катков

Масса, т

Глубина уплотнения, м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-31

Самоходный, на пневматических шинах

0,20

0,25

ДУ-29

Статический

0,30

0,35

ДУ-52

Самоходный, комбинированный, с самоходными вальками

10 - 11

0,40

0,60

А-8

Прицепной вибрационный

0,30

0,50

Примечание: Связный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ³ 12 %.

Несвязный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ³ 3 %.

Ориентировочно необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных - 8.

2.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.

2.7. Для осушения верхней части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

2.8. В качестве дренажа мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних могут быть использованы каменные, нетканые синтетические материалы.

2.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращены против уклона.

2.10. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.

2.11. Зазоры между трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно заделаны цементно-песчаным раствором 1: 3 или герметикой.

2.12. При неблагоприятных гидрологических условиях для повышения несущей способности земляного полотна по нему могут укладываться различные геотекстильные материалы в соответствии с ТР 128-01 «Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток» (ГУП «НИИМосстрой»).

3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ

3.1. Устройство песчаного подстилающего слоя должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85* «Автомобильные дороги» и проектом производства работ.

3.2. Толщина песчаного подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП «Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10 - 30 см (±1 см).

3.3. Для устройства подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут.

3.4. В зимнее время к устройству подстилающего слоя приступают после предварительной очистки земляного полотна от снега и наледи.

3.5. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо осуществлять в большегрузных автосамосвалах.

3.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием.

3.7. В летнее время песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна (табл. ).

3.8. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция (СаС l 2 ). Необходимое количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемной массе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. .

Таблица 3

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

3.9. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки времени с момента начала распределения песка по земляному полотну до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл. .

Таблица 4

Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от температуры воздуха

Температура воздуха, °С

Допустимое время, час

от

до

без добавки СаС l 2

с добавкой 2 % СаС l 2

1,5 - 2

2 - 3

1 - 1,5

1,5 - 2

ниже -15

не более 1

не более 1,5

Примечание: В ветреную погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5 - 2,0 раза

3.10. Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя доложен быть не менее 0,98. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ±5 мм.

3.11. Движение транспорта по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.

3.12. В зимнее время после устройства подстилающего слоя последующие работы по строительству основания и покрытия следует производить без значительного разрыва во времени.

4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ

4.1. При устройстве тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология изготовления которых разработаны НИИМосстроем.

Для улучшения эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые» НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые камни различных размеров и конструкций.

4.2. Номенклатура криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых камней приведены в приложении и на рис. .

4.3. Бортовой камень должен быть установлен до начала работ по устройству сборного покрытия.

4.4. Бетонные бортовые камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис. ). Бортовые камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и осадкой деревянной трамбовкой.

Рис. 2. Общий вид криволинейных бортовых камней

Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных улиц могут изготавливаться также со скосами только с внутренней стороны или без них.

Рис. 3. Ручное оборудование для установки бортовых камней.

4.5. Ширина швов между бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава 3: 1, после чего расшивают раствором состава 1: 2.

4.6. Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность.

5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ

5.1. Основания под покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл. .

Таблица 5

№№ п/п

Основания

Толщина основания, см

Песчаные и цементно-песчаные

10 - 12

Битумоминеральные смеси

9 - 10

Металлургические шлаки

12 - 14

Щебень из известняков фракций до 8 мм

13 - 15

Малоцементный укатываемый бетон В7,5

9 - 10

Примечание. Песок для устройства основания под плиты рекомендуется применять с М кр ³ 1,8.

5.2. При укладке плит непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки плит до заданной отметки.

5.3. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см - из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки «50»: портландцемент марки «400» До - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухая песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

5.4. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже -15 °С.

Не допускается разрыв во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

5.5. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

5.6. Основания из уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в заводских условиях путем смешения требуемого количества различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Марка щебня по дробимости в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже 25.

5.7. Для оснований под сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать среднезернистый тип щебеночных смесей (табл. ).

Для тротуарных плит может быть использован I и II типы смесей, для мелкоразмерных элементов II тип.

Таблица 6

Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров

Тип смеси

0,63

Не менее 0,05

Среднезернистый

90 - 100

70 - 80

50 - 70

35 - 40

10 - 20

0 - 3

80 - 100

50 - 80

30 - 50

15 - 25

0 - 3

5.8. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовленный песчаный подстилающий слой, специальную площадку или в приемный бункер щебнеукладчика, используемого при значительных объемах работ.

При площади основания менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

5.9. Смесь после приготовления укладывают в дорогу не позднее 3 ч.

Основания следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 0 °С. При отрицательных температурах разрешается укладывать смеси специального состава с противоморозными добавками.

5.10. Уплотнение щебеночного основания производится самоходными катками с металлическими вальцами массой 5 - 10 т или вибрационными массой 1,5 - 3 т.

5.11. Основания из щебеночных смесей уплотняют самоходными катками не менее чем за 10 проходов. Во всех случаях проверка качества уплотнения основания производится тяжелым катком, после прохода которого не должен оставаться след.

5.12. Не допускаются отклонения в щебеночном основании более: по высоте - 50 мм; по толщине укатанного слоя - ±10 %; по поперечным уклонам - ±10 %. Величина просвета под рейкой длиной 3 м, характеризующая ровность поверхности основания, не должна превышать 5 мм.

5.13. Устройство покрытия по щебеночному основанию, выполненному в зимний период, производится, как правило, весной после его оттаивания и дополнительного уплотнения.

5.14. При устройстве основания из укатываемого малоцементного бетона применяют класс бетона В7,5 (М100) с маркой по морозостойкости не ниже F 100.

5.15. Малоцементный укатываемый бетон для основания целесообразно приготавливать на известняковом щебне прочностью при сжатии не менее 400 МПа. В качестве крупного заполнителя для укатываемого бетона допускается использование щебня из гравия или гравия, а также мелких и крупных заполнителей с частичной заменой природных материалов продуктами переработки бетонных, железобе тонных и асфальтобетонных материалов, изношенных автопокрышек в соответствии с требованиями ТР 138-03 «Технические рекомендации по применению укатываемого бетона».

5.16. Приготовленная в заводских условиях малоцементная смесь должна доставляться на строительный объект в автосамосвалах с кузовами с задней разгрузкой и снабженных специальными защитными средствами от влияния погодных условий.

5.17. Время транспортирования малоцементной смеси не должно превышать 30 мин при температуре воздуха от +20 °С до +30 °С и 60 мин - при температуре воздуха ниже +20 °С. Время после приготовления смеси и до её окончательного уплотнения в зависимости от погодных условий не должно превышать также 120 - 180 мин.

5.18. При отрицательных температурах воздуха в малоцементную бетонную смесь следует вводить противоморозные добавки: хлористые соли натрия и калия (ХН, ХК), нитрита натрия (НН), нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК) и формиат натрия (ФН) (табл. ).

Температура воздуха при бетонировании, °С

ХК (NaCL )

ХК (СаС L 2 )

НН (NaNO 2 )

ННХК

ФН

-

5.19. Раскладка малоцементной смеси может осуществляться различными бетоноукладчиками, щебнеукладчиком, погрузчиками с навесным оборудованием.

5.20. Толщина распределенного слоя должна быть ориентировочно на 10 - 15 % больше требуемой толщины уплотненного слоя и уточняться в процесс работы.

5.21. Уплотнение смеси производят 5-тонными моторными катками ориентировочно 8 - 10 проходами по одному следу.

Уплотнение считается достаточным, если при проходе тяжелого катка на поверхности основания из малоцементного бетона не остается следа. Поверхность основания из укатываемой смеси должна быть ровной, без бугров, волн, впадин. При контроле поверхности основания трехметровой рейкой просвет не должен превышать 5 мм.

5.22. В основаниях из малоцементных укатываемых смесей устраивают только швы сжатия и рабочие в конце смены. Швы сжатия устраивают в свежеуложенном или отвердевшем бетоне через каждые 30 - 40 м в зависимости от температуры воздуха во время бетонирования от +5 °С до +20 ° С соответственно.

5.23. В конце рабочей смены и при бетонировании более 2-х часов в бетонных основаниях устраивают рабочие швы с обмазкой их битумом.

5.24. После нарезки швов в отвердевшем бетоне производят их очистку сжатым воздухом и заполнение герметиком. Заполнение швов осуществляют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 ° С. Для заполнения швов могут быть использованы: резино-битумные мастики (РБВ-25, 35, 50); полимерно-битумные мастики (ПБМ-1, ПБМ-2); полимерный герметик; гидром.

5.25. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия из расчета 0,7 кг/м 2 или его закрывают пленочными материалами. В зимнее время рекомендуется укрывать геосинтетическим материалом типа дорнит.

5.26. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре наружного воздуха до -15 °С.

6. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ПЛИТ И МЕЛКОРАЗМЕРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

6.1. Выбор конструкции из сборных изделий определяется видом и интенсивностью ожидаемой нагрузки, эстетическими концепциями проекта, технологией укладки и принимается в соответствии с технической документацией и требованиями пунктов - 1.9 и рис. настоящих рекомендаций.

6.2. На городских пешеходных зонах или больших площадках, где визуально привлекательно чередование укладки плит различных размеров и мелкоразмерных элементов, толщину конструктивных слоев назначают, исходя из принятой для изделий с меньшей толщиной.

6.3. При устройстве сборных покрытий, на которые возможен заезд транспорта, следует уделять внимание характеру укладки плит, принимая во внимание, что устройство их под углом 45° к направлению движения или в шахматном порядке максимально уменьшит сдвиг плит. Мелкоразмерные элементы в таких случаях должны иметь толщину не менее 10 см.

6.4. На объект плиты и мелкоразмерные элементы доставляются автотранспортом в специальных контейнерах.

Для механизированной укладки плиты могут доставляться на поддонах или в пакетах с прокладками между изделиями.

6.5. Раскладка плит и мелкоразмерных элементов мощения может осуществляться по различным схемам (приложения - ).

6.6. Укладку плит и мелкоразмерных изделий следует осуществлять от какой-либо условной линии: кромки бортового камня, параллельно которой расположены швы, или верстового ряда, уложенного перпендикулярно к бортовому камню, в обе стороны или в одну от него, но всегда навстречу уклону.

6.7. Укладка изделий ведется с уложенного покрытия. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

6.8. Укладку изделий можно осуществлять механизированным способом или вручную.

6.9. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть 8 - 12 мм, с размером сторон до 50 см - 5 - 8 мм. Ширина шва между мелкоразмерными элементами должна составлять 3 - 5 мм.

Швы заполняются песчано-цементной смесью в соотношении 3: 1.

6.10. При устройстве декоративных покрытий ширина швов должна быть увеличена до 50 мм. Швы в данном случае заполняются дерном или растительным грунтом и засеиваются газонной травой (приложение ).

6.11. В случае, если изделие имеет шпунтовое соединение, то через 7 - 10 м в покрытии следует устраивать температурные швы.

6.12. Швы расширения устраивают шириной 10 мм через 50 м. Расположение швов расширения в покрытии из фигурных элементов представлено в приложении .

Швы расширения заделываются мастиками.

6.13. Мелкоразмерные элементы мощения укладывают в покрытие плитоукладочными машинами (приложение ) или вручную, а тротуарные плиты с помощью автомобильных и пневмоколесных кранов, автопогрузчиков с навесным оборудованием.

При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Недопустимы перекосы плиты и обламывание кромок плит.

6.14. Выравнивание уложенных плит осуществляется легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

6.15. Сборные покрытия, особенно при больших площадях, после предварительной осадки изделий и выравнивания их деревянными молотками рекомендуется уплотнять при помощи виброплит, разработанных «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод». На рис. показаны 2 типа виброплит для уплотнения сборных покрытий, одна из которых оснащена рамой с тремя катками, поверхность которых обернута специальным резиновым материалом. Ширина уплотняющей поверхности такой плиты составляет 700 мм. Характеристика базовой виброплиты приведена в табл. .

6.16. При устройстве сборных покрытий в зимнее время целесообразно до наступления устойчивой отрицательной температуры подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

6.17. При укладке плит на основание из малоцементного укатываемого бетона в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его при помощи раствора СаС l 2 наносимого на поверхность в количестве 1 л/м 2 . Можно оттаивать при помощи нагретого до 180 - 200 °С горячего песка толщиной 5 - 7 см с последующим его удалением.

6.18. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают нагретый до температуры не более 35 °С цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм.

6.19. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжений плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

6.20. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовительные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, материалом типа «дорнит» с пленочным укрытием или специальными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 °С не рекомендуется.

Таблица 8

Характеристика виброплиты ВП-070, изготовленной «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод»

Эксплуатационная сухая масса, кг, не более

Ширина уплотняющей поверхности, мм

Эффективная рабочая поверхность, м 2 , не менее

0,13

Глубина уплотнения, не менее

12,0

Сила уплотнения, кН, не менее

Частота вибрации, Гц

Производительность, теоретическая при 1 проходе, м 2 /ч

Скорость перемещения плиты, м/мин

Габариты виброплиты, мм, не более

длина

1000

ширина

высота

Габариты в транспортном положении

790 ´ 380 ´ 610

Вид масла вибратора

Объем масла в вибраторе, мл

Тип двигателя

Honda (Robin )

Мощность двигателя, кВт/л.с.

2,9/4,0 (2,6/3,5)

Вид топлива

Бензин АИ-92

Вид охлаждения двигателя

Воздушный

Вид масла двигателя:

SAE 10 W 30, SAE 20W

Емкость топливного бака двигателя, л, не менее

2,5 (2,8)

Время работы без дозаправки топливом, ч

Емкость бака для воды, л

7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

7.1. Работы по строительству конструкций из плит и элементов мощения должны быть выполнены в соответствии с требованиями проекта, СНиПов, действующих нормативно-технических документов или настоящих технических рекомендаций.

7.2. Работы по устройству тротуаров, площадок, дорожек и др. должны выполняться с пооперационным их контролем с помощью технического персонала строительных фирм и периодическим контролем специализированными лабораториями.

7.3. Лаборатория должна регулярно осуществлять контроль качества материалов, изделий, оценивать соответствие их действующим ГОСТам и Техническим рекомендациям.

7.4. При приемке конструктивных слоев тротуаров, площадок, пешеходных улиц, дорожек должно быть проверено соответствие утвержденному проекту устройство подстилающего слоя, основания, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на скрытые работы, журналам производства работ и лабораторным данным.

7.5. При приемке готового покрытия проверяют:

Соответствие продольного и поперечного профиля покрытия проекту (выполняется контрольным нивелированием);

Ширину швов и качество их заделки;

Превышение смежных плит;

При наличии поврежденных плит или элементов мощения они должны быть заменены.

7.6. Отклонения от проектных размеров при устройстве сборных покрытий:

Ширина покрытия ±5 см;

Просвет под трехметровой рейкой ±3 мм;

Превышение граней смежных плит сборных покрытий ±3 мм.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

8.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.

8.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

8.4. За соблюдением правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер фирмы-производителя работ.

8.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях главный инженер фирмы обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.

8.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с требованиями ГОСТ 28010-88.

8.7. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются периодические перерывы продолжительностью 10 мин при температуре от -20 °С до -30 °С и полное прекращение работ при температуре ниже -30 °С.

8.8. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5 - 10 м.

8.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.

8.10. При переносе изделий и др. материалов вручную в процессе строительства, ремонта и реконструкции тротуаров, площадок, дорожек и др. предельная норма для каждого рабочего не должна превышать 50 кг.

8.11. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка.

9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1. При проведении работ по строительству конструкций с покрытиями из сборных элементов, а также при выполнении их текущего и капитального ремонтов следует осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями СНиП 22-01-95 и СНиП 22-02-2003 .

9.2. В подготовительный период перед выполнением работ по устройству конструкции тротуаров, площадок, пешеходных улиц и т.п. из бетонных изделий следует:

Оградить участок производства работ;

Произвести пересадку деревьев со строящегося объекта;

Оградить оставшиеся деревья рядом со строящимися тротуарами, площадками и т.п. во избежание их повреждения;

Оборудовать на строительной площадке места для заправки горючим и водой дорожно-строительных машин.

9.3. В процессе строительства и реконструкции тротуаров следует обеспечить безопасность населения на прилегающей к объекту территории, не допускать загрязнения атмосферного воздуха.

9.4. Все ИТР и рабочие должны пройти инструктаж по охране окружающей среды в пределах строящегося объекта.

9.5. Территория строительной площадки после окончания работ по устройству дороги должна быть очищена от строительного мусора и спланирована по проектным отметкам.

10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

10.1. Для поддержания тротуаров в исправном виде следует осуществлять:

Текущий ремонт;

Капитальный ремонт.

10.2. Содержание сборных покрытий тротуаров включает работы по регулярному уходу за ними для поддержания в надлежащем порядке и чистоте в течение всего года, обеспечивающие нормальные условия передвижения пешеходов.

10.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению мелких дефектов, масляных пятен, трещин и разрушений отдельных плит и мелкоразмерных элементов мощения.

10.4. Масляные пятна удаляют при помощи различных адсорбционных порошков, в том числе и бытовых моющих средств. Аэрозольные краски, нанесенные на бетонные изделия при помощи пульверизатора, удаляют ацетоном.

Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную. На оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и ремонтируемый участок покрывают полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.

10.5. Трещины, сколы, выбоины, каверны, раковины или шелушение поверхности бетонных изделий, в т.ч. цветных, в зависимости от вида дефектов и объема работ по реконструкции могут быть устранены при помощи различных составов и технологических приемов в соответствии с требованиями ТР 101-99 «Технические рекомендации по применению бетона с материалом «Акватрон-6» для дорожного строительства» (ГУП «НИИМосстрой»).

10.6. При текущем ремонте, в случае необходимости, выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на песчано-цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.

В этом случае швы между уложенными плитами прочищают сжатым воздухом и заливают песчано-цементным раствором 3: 1 на высоту шва.

10.7. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов сборных покрытий плит или мелкоразмерных элементов, основания, подстилающего слоя. При этом земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено (К упл. ³ 0,98).

10.8. Конструктивные элементы под сборные покрытия при капитальном ремонте выполняются так же, как при строительстве (см. разделы - ).

Приложение 1

Характеристика мелкоразмерных элементов

Физико-механические свойства плит

Един. изм.

Характеристика элементов для решетчатых плит с ячейками, мм

110´ 110

110´ 210

Размеры элементов

100´ 100

100´ 200

Масса изделия

Объем бетона

Количество в 1 м 3

Класс (марка) бетона по прочности на сжатие

35, 40 (450, 500)

35, 40 (450, 500)

Прочность бетона к моменту отпуска изделий в:

% от марочной прочности

летнее время

зимнее время

Марка бетона по морозостойкости в солевых растворах

не менее 200

Водопоглощение

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

ТР 72-98

МОСКВА - 1998

Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия".

Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.

Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.3. Покрытия дорог, площадок, тротуаров, отмосток устраиваются двух типов: монолитные - из литой бетонной смеси, сборные - из мелкоразмерных и крупноразмерных бетонных и железобетонных плит.

1.4. Ширина проезжей части дорог принимается 3,5 и 5,5 м (в отдельных случаях - 6-7 м). Ширина одной полосы пешеходного движения принимается 0,75 м.

1.5. Строительство дорог, тротуаров, площадок, отмосток на объектах культурно-бытового назначения следует производить при положительных температурах воздуха. В случае производства работ по строительству отдельных элементов дорог, тротуаров, площадок и отмосток при отрицательных температурах воздуха следует пользоваться рекомендациями "Инструкции по технологии строительства городских дорог в зимнее время (ВСН 51-96).

1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.

1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные.

1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на .

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы:

дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на .

2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.

2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.

3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.

3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня.

3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на .

3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой.

После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см.

3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2.

3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.

На представлен общий вид дорожной конструкции из плит с двумя бортовыми камнями.

3.42. Монтаж покрытия следует осуществлять по возможности "с колес" без промежуточного складирования плит на объекте. Укладка плит производится автомобильными и пневмоколесными кранами с готового покрытия способом "от себя".

3.43. При двухскатном профиле монтаж ведется от оси дороги к ее краям. При односкатном профиле укладку ведут поперечными рядами от края до края навстречу уклону.

3.44. Уступы в швах не должны превышать 5 мм. Ширина шва между смежными плитами допускается от 6 до 8 мм. Швы между плитами должны быть очищены от пыли и грязи и заполнены разогретой битумной мастикой "Изол-2" следующего состава по весу (в %): битум 40/60-75; резиновая крошка - 20; кумароновая смола - 5.

3.45. Технологическая последовательность строительства покрытий из мелкоразмерных бетонных плит такая же, как и при строительстве покрытий из крупноразмерных плит.

Мелкоразмерные плиты должны укладываться на подготовленное основание специальными плитоукладчиками.

Рис. 3.2. Общий вид дорожной конструкции из плит с двумя бортовыми камнями:

а) сборная конструкция из плит; б) габаритные размеры плиты с бортами;

1 - плита с бортами; 2 - песок; 3 - грунт, 4 - монтажные петли; 5 - металлическая накладка; 6 - закладные детали; 7 - шов с мастикой "Изол-2"

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРОТУАРОВ, ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК И ОТМОСТОК

4.1. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться: между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами; в полосе зеленых насаждений.

4.2. При строительстве тротуаров, пешеходных дорожек к земляному полотну, песчаному подстилающему слою, основанию предъявляются такие же требования, как и при строительстве проезжей части дороги.

4.3. Для устройства монолитных бетонных покрытий и изготовления сборных плит должен применяться бетон морозостойкостью не ниже F 150 с пределом прочности на растяжение при изгибе 40-45 кгс/см 2 , на сжатие - 300-350 кгс/см 2 .

4.4. Мелкоразмерные плиты укладываются в покрытие тротуаров плитоукладочными машинами () или вручную, а крупноразмерные с помощью автомобильных и пневмоколесных кранов.

4.5. На представлены схемы раскладки плит в покрытии тротуаров, а на схемы раскладки фигурных элементов мощения.

4.6. Для соблюдения уклона и ровности покрытия при укладке мелкоразмерных плит рекомендуется:

Устраивать верстовой ряд вдоль бортового камня или поперек тротуаров;

Укладку плит начинать от бортового камня и вести навстречу уклону;

Выравнивать уложенные плиты легким постукиванием деревянным молотком по деревянной прокладке, лежащей на плите;

Ширина швов между плитами должна быть в пределах 5-8 мм;

Превышение краев смежных плит не должно быть более 2 мм.

4.7. Швы между плитами заполняются цементно-песчаной смесью. Швы расширения устраивают шириной 10 мм через 50 м. Заделка швов расширения производится битумной мастикой или изолом.

На показано расположение швов расширения в покрытии тротуара.

4.8. Ровность покрытия проверяется 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м, просвет под рейкой не должен превышать 3 мм.

4.9. Отмостки должны устраиваться у всех возводимых зданий. Ширина отмосток 0,75 м, с поперечным уклоном от здания не менее 20 % о .

4.10. Конструкция отмосток может выполняться двух типов.

Тип I . По уплотненному земляному полотну (К уп 0,98-1,0) укладывается песчаный подстилающий слой высотой 10 см, полиэтиленовая пленка и слой литого бетона высотой 10 см.

Тип II . По уплотненному земляному полотну (К уп 0,98-1,0) укладываются песчаный подстилающий слой высотой 10 см и железобетонные плиты следующих типоразмеров: 3,0х0,75х0,08; 1,5х0,75х0,08; 0,75х0,75х0,8; 0,3х0,75х0,08 (в см).

4.11. Указанные типоразмеры железобетонных плит (альбом "Плиты отмосток сборные бетонные", разработанный НПО "Прокатдеталь" и НИИМосстроем 1987 г.) позволяют устраивать отмостки у возводимых зданий любой конфигурации.



Рис. 4.1 . Плитоукладчик



Рис. 4.2. Схемы раскладки тротуарных плит

Рис. 4.3. Схемы раскладки фигурных бетонных мелкоразмерных элементов мощения (размеры даны в мм)





Рис. 4.4. Расположение швов расширения в покрытии тротуара

5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

№ пп

Контролируемые производственные операции

Методы, время контроля, объем выборки

Кто контролирует используемый инструмент

Документация, по которой осуществляется контроль. Нормативные требования. Что проверяется

А. Входной контроль

Песок

Паспорта на песок. ГОСТ 8736-85. Фильтрация песка - коэффициент фильтрации должен быть не менее 3 м/сутки

Бортовой камень

Сплошной во время приемки в полном объеме. Выборочный - 3 камня на объект

Прораб (мастер). Строительная лаборатория

Паспорта на бортовой камень. ГОСТ 6665-91 . Соответствие марки бортового камня проекту. Отклонение бортовых камней от размеров не должно превышать:

По длине и высоте ± 5 мм;

По ширине верха камня ±3 мм;

По ширине фаски камней ±2 мм;

Искривление по длине не должно превышать 3 мм на 1 метр

Щебень

Сплошной во время приемки. Одна проба на партию

Прораб (мастер). Строительная лаборатория

Паспорта на щебень. ГОСТ 8267-93 . Лабораторные испытания

Литая бетонная смесь

Сплошной во время приемки. Выборочный - одна проба на объект

Прораб (мастер).Формы для образцов, конус, весы. Строительная лаборатория

Паспорта на бетон и суперпластификатор. ГОСТ 10268-80; ТУ 14-628-80. Соответствие марки бетона проекту - лабораторные испытания. ВСН 7-94 . Соответствие нормы добавки суперпластификатора для получения литой консистенции бетонной смеси с подвижностью 16-18 см

Железобетонные плиты

Сплошной во время приемки в полном объеме

Прораб (мастер). Молоток эталонный "МЭ-1"; уровень, метр. Строительная лаборатория

Паспорта на железобетонные плиты. ГОСТ 21924.0-3,84

Б. Операционный контроль качества

Устройство земляного полотна (корыта) дороги:

А) продольные и поперечные уклоны

Сплошной во время и после окончания работы. В полном объеме

Прораб (мастер). Нивелир, рулетка, метр

Указания по производству земляных работ в дорожном строительстве. ВСН 52-96 . Соответствие уклонов проекту - допускается отклонение ±0,5 %

Б) уплотнение

Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 10 м

Прораб (мастер).

ВСН 52-96 . Соответствие качества уплотнения проекту - коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Лабораторные испытания.

В) ровность

Сплошной во время работы

Прораб (мастер).

3-метровая рейка

ВСН 52-96 . Соответствие ровности поверхности проекту, допускается просвет под 3-метровой рейкой 1 см. Составляется акт по приемке земляного полотна.

Устройство песчаного подстилающего слоя

Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 20 м

Прораб (мастер).

3-метровая рейка. Строительная лаборатория

СНиП 3.06.3-85 "Автомобильные дороги". Фильтрация песка - должна быть не менее 3 м/сутки. Уплотнение песка - коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Толщина слоя песка - допускается отклонение ±1 см. Ровность поверхности - просвет под 3-метровой рейкой не более 1 см. Составляется акт по приемке песчаного подстилающего слоя

Устройство технологического слоя

Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 20 м.

Прораб (мастер). 3-метровая рейка. Строительная лаборатория

ВСН 16-95 . Коэффициент уплотнения щебня должен быть не менее 0,98. Толщина слоя щебня - допускается отклонение ±1 см. Ровность поверхности - просвет под 3-метровой рейкой не более 1 см.

Установка бортового камня

Прораб (мастер). Нивелир, метр

ВСН 13-95. Соответствие проекту отметки верха камней - допускается перепад ±0,5 см. Соответствие ширины дороги между бортовыми камнями проекту - допускается отклонение ±5 см. Соответствие ширины швов между бортовыми камнями проекту

Устройство щебеночного основания

Сплошной во время и после окончания работ. В полном объеме

Прораб (мастер). Нивелир, шаблон, метр. Строительная лаборатория

Смеси щебеночные уплотняемые ТУ 400-24-150-86. Ровность-просвет под 3-метровой рейкой 0,5 см. Толщина слоя ±1 см, при укладке смеси не менее 10 проходов катка по одному следу

Устройство основания из укатываемого бетона

Сплошной во время работы в полном объеме. Выборочный через 10 м.

Прораб (мастер). Метр, рулетка, нивелир, 3-метровая рейка, формы для отбора проб, термометр

ВСН 16-95 . Толщина слоя ±1 см; ровность - просвет под 3-метровой рейкой не более 0,5 см. Расстояние и конструкция швов - по проекту. Соблюдение температурного режима набора прочности бетона

Устройство покрытия из литой бетонной смеси

Сплошной во время работы в полном объеме. Выборочный через 10 м

Прораб (мастер). Метр, рулетка, нивелир, 3-метровая рейка, формы для отбора проб, термометр. Строительная лаборатория. Заказчик

ВСН 7-94 . Толщина слоя - допускается ±1 см. Ровность - просвет под 3-метровой рейкой не более 0,5 см. Расстояния и конструкция швов - по проекту.

Уход за бетоном

Сплошной сразу по окончании работ. В полном объеме

Прораб (мастер).

ВСН 16-95 ; ВСН 7-94 . Укрытие водонепроницаемой бумагой, пергамином, дорнитом и др.

Устройство покрытий из железобетонных плит

Сплошной во время работы

Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 . Полный контакт плит с основанием. Просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать 5 мм. Ширина покрытия ±5 см.

Устройство тротуаров и отмосток

Сплошной во время работы

Прораб (мастер). Нивелир, рулетка, метр. Строительная лаборатория.

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит. ВСН 15-95 . Просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать 3 мм

Строители дорог предъявляют заказчику паспорта на применяемые строительные материалы, детали, смеси, а также акты на качественное сооружение земляного полотна, песчаного подстилающего слоя.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. К работе по строительству дорог, площадок, тротуаров, отмосток допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы, получившие удостоверение о сдаче экзаменов и проинструктированные непосредственно на рабочем месте.

Проверка знаний рабочих производится ежегодно специальной комиссией.

6.2. Все подготовленные и механизированные работы должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технических работников, назначенных приказом.

6.3. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.

6.4. На строительных объектах должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, обеспеченные аптечками с медикаментами и средствами для оказания первой помощи, питьевой кипяченой водой.

6.5. Ответственность за соблюдение техники безопасности при строительстве дорог, площадок, тротуаров, отмосток несут главный инженер строительного управления и производитель работ.

6.6. При монтажных работах по устройству покрытия из крупноразмерных плит рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны, заключенной внутри круга, радиус которого на 5 м больше вылета стрелы крана.

6.7. Для обеспечения безопасности работ при укладке плит такелажники должны использовать специальные багры длиной 1,5-2,0 м.

6.8. При доставке бетонной смеси автобетоносмесителями необходимо соблюдать следующие правила:

При их движении по обочине все рабочие должны находиться на противоположной обочине;

Не разрешается подходить к ним до полной их остановки;

При движении автобетоносмесителей (особенно задним ходом) рабочий, находящийся в безопасной зоне, должен подавать шоферу сигналы.

6.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на бетонное покрытие пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

7.1. К окончанию строительства зданий, спортивных сооружений, площадок и дорог на территориях соцкультбыта вся остальная площадь, отведенная для строительства объекта, должна быть озеленена.

7.2. Для определения мест размещения деревьев в виде аллей, рядовых, групповых или одиночных посадок и кустарника в виде живой изгороди следует производить геодезические работы по точному соблюдению рабочих чертежей утвержденного проекта озеленения объекта.

7.3. При озеленении объекта значительное внимание должно уделяться выбору вида растений для зеленых насаждений. При этом следует учитывать климатические, почвенные и гидрологические условия района посадки, а также особенности его планировки и застройки. В условиях г. Москвы чаще всего следует применять деревья с густой кроной: липа, береза, клен, тополь, лиственница, а также плодовые деревья: яблоню, вишню, грушу.

Из кустарниковых пород следует использовать акацию, жасмин, сирень и др.

7.4. Расстояния между деревьями и кустарниками, а также ассортимент посадочного материала должны быть определены в проектах озеленения объекта.

7.5. Для засева газона следует применять смеси трав, в частности смесь гребенника обыкновенного, мятлика лугового, райграса английского и красной овсяницы.

7.6. Продольные и поперечные уклоны возводимых газонов должны быть направлены в сторону построенных дорог, тем самым все сточные и талые воды попадают в дождеприемные решетки дорожного водостока.

7.7. В зимнее время очистка дорог от снега должна выполняться автогрейдерами, бульдозерами, механическими щетками. Применение различного рода солевых растворов для уборки снега с дорог запрещается.

Дорожки из тротуарной плитки – это не только практичное ландшафное решение, но и весьма привлекательный элемент, способный преобразить как участок частного домовладения, так и парка или сквера. Но чтобы продлить срок эксплуатации тротуаров, при их устройстве необходимо выполнять определенные правила, начиная с разметки и заканчивая финишной обработкой швов. И конечно, немалую роль здесь играет сама плитка и материалы, из которых она произведена.

Дорожка из тротуарной плитки в саду частного дома

Материалы

Устройство дорожек, вымощенных плиткой, предполагает применение различных материалов:

  1. Тротуарная плитка;
  2. Песок (для устройства подушки под укладку, а также затирки швов);
  3. Щебень или гравий (для обеспечения дренажа);
  4. Тротуарный бордюр, бордюрный камень (для обрамления дорожек);
  5. Цемент (для установки бордюров).

Среди выпускаемых видов плитки можно даже растеряться при выборе лучшего варианта

Выбор плитки

Тротуарная плитка выпускается двумя способами, которые влияют на основные ее показатели, в частности – на прочность. Вибролитая плитка обладает низкой прочностью, вибропрессованная – повышенной.

Поэтому для малопроходимых мест, в основном в частном секторе, обоснован выбор вибролитой тротуарной плитки. Соответственно, вибропрессованная может использоваться в общественных местах при устройстве дорожек и даже парковок.

Чтобы проверить прочность, нужно стукнуть плитки друг о друга. Признаком прочности будет звонкий звук. Глухой говорит о хрупкости.

О цветной тротуарной плитке важно знать, что в ее состав входят дорогие красящие вещества. Поэтому приобретая ее, нужно обращать внимание на стоимость. Она не может быть очень низкой – это верный признак и низкого качества.

Приобретать нужно в среднем на 10% больше требуемого по расчетам количества. Такой запас закладывают, предусматривая отход из-за наличия брака в упаковках, а также запас на подрезку изделий, необходимую во время монтажа. Это особенно важно, когда укладка проводится по сложной схеме, или контур тротуара запланирован сложной формы, с изгибами.

Инструменты

Строительство вымощенных дорожек – довольно сложный технологичес кий процесс. Выполнение его предполагает наличие специальных инструментов и приспособлений. Итак, для монтажа тротуаров необходимо подготовить:

  1. Деревянные колышки, веревку (шнур);
  2. Уровень;
  3. Киянку;
  4. Виброплиту с резиновой поверхностью, или другое утрамбовывающее устройство;
  5. Швабру;
  6. Грабли;
  7. Метлу;
  8. Штыковую и совковую лопаты;
  9. Шланг, насадку-рассекатель;
  10. Болгарку и алмазный круг (для резки плитки и бордюров);
  11. Правило.


Что пригодится из инструментов

Последовательность работ

Монтаж тротуаров состоит из нескольких последовательных операций:

  • разбивка контура;
  • подготовка основания (несущего и монтажного слоев), установка бордюров;
  • непосредственно укладка плитки;
  • уплотнение плит и заделка швов.

Разбивка контура

Перед началом работ по устройству мощеного тротуара важно проверить уклон поверхности. Она должна быть ровной (в противном случае ее предстоит выровнять) и иметь уклон примерно в 2-5 градусов (для обеспечения стока осадков). Вдоль или поперек тротуара он будет располагаться – не имеет решающего значения. Далее с помощью веревки и колышков размечают контур будущего тротуара.

Подготовка основания

Лопатой снимают слой земли толщиной 15-20 см. (В том случае, если на тротуарную плитку предполагается повышенная нагрузка, толщина слоя может составить до 50 см.) Полученное основание тщательно выравнивают шваброй или граблями. В том случае, если грунт в основании рыхлый, поверхность его нужно намочить и уплотнить.


Подготовка места под будущую дорожку

Несущий слой

Установка бордюров

Следующим этапом устройства тротуаров является монтаж бордюров. Устанавливают их на раствор цемента. Сначала, используя шнур и колышки, размечают контур, по которому будет установлен бордюр, а также задают нужный уровень его с учетом уклона. Вырывают канавки для последующей заливки бетона.

Для дорожек со сложной конфигурацией бордюр по мере необходимости можно обрезать при помощи болгарки и устанавливать отрезками разной длины, следуя заданному контуру. При этом в местах изгибов колышки при разметке устанавливают на меньшем расстоянии, чем на прямых участках.

Этот этап работ можно проделать и после того, как тротуарная плитка уже уложена, но в первом варианте проводить укладку гораздо легче, потому что основание сразу получает надежный каркас, в котором плитке некуда будет разъезжаться, а песку – осыпаться. Бордюр может быть как выше плитки, так и выставляться вровень с ней (например, если тротуар окружает плотный высокий газон). Борта при установке бордюра заливают раствором и засыпают песком.


Бордюр защитит плитку от сдвигов, а песок от осыпания

Монтажный слой

Подготовленное основание тротуара засыпают мелким просеянным песком, (слой должен быть толщиной около 5 см). Далее песок разравнивают с помощью грабель и правила. После этого поверхность нужно основательно пролить водой (не менее 10 литров на квадратный метр). Дать песку отстояться – несколько часов, если погода стоит солнечная, и около суток – если пасмурная. После этого песок утрамбовывают и тщательно разравнивают. Теперь поверхность подготовлена непосредственно для укладки тротуарной плитки.

Допустимо обойтись только песком, без слоя щебня, однако такая конструкция подходит для мест с малым количеством осадков и в противном случае не сможет обеспечить достаточного дренажа.

Для тротуаров, которым предстоит выдерживать высокие нагрузки (большая проходимость людей или парковка автомобилей), а также для тротуаров, устройство которых проводится на проблемных грунтах, основание должно быть дополнительно укреплено бетоном (необходим слой до 15 см). При этом плитку целесообразно укладывать не на песок, а на стяжку.

При таком способе необходимо дополнительное устройство опалубки из досок не тоньше 4 см. После того, как бетон застынет, опалубку можно не демонтировать.


Распределение песка по дорожке

Укладка плитки

От качественного выполнения предшествующих работ будет зависеть отсутствие просевших или выступающих участков, хорошее водоотведение. Однако, этап укладки – не менее ответственный. Важно соблюсти задуманный рисунок укладки, не нарушить уровень, выдержать размеры швов. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • на подготовленное основание наступать нельзя, чтобы не нарушить ровный слой песка. Поэтому укладку целесообразно производить в направлении от себя;
  • укладку начинают с более низкого участка (либо от наиболее важных элементов: крыльцо, калитка, парадный вход);
  • тротуарную плитку укладывают по разработанной схеме («елочка», «кирпичная кладка», «брусчатка» и другие). Если схема сложная – предварительно лучше прорисовать расположение элементов, что облегчит их подбор;
  • плитка должна быть уложена выше планируемого уровня примерно на 8-12 мм. Этот запас необходим для последующей усадки поверхности при финишной трамбовке.


Процесс укладки основного материала

Для того чтобы точно выдержать расстояние швов, перед началом укладки первого ряда протягивают шнур по всей ширине и длине объекта. Укладку начинают, придерживаясь данных шнуров как направляющих. Точность расположения швов проверяют в каждом третьем ряду.

Каждую плитку укладывают, используя деревянный молоток или специальную киянку. Дважды на каждые 10 квадратных метров при помощи правила контролируют горизонталь уложенной плитки. Обнаруженные дефекты сразу устраняют.

Для обрезки плит пользуются болгаркой.

Уплотнение поверхности и заделка швов

Черновая укладка готова. Теперь поверхность присыпают мелким речным песком, очищенным от органических соединений (чтобы сквозь него в будущем не прорастали сорняки) и заполняют швы между плитками. Здесь используются метла или щетка с жесткой щетиной. Вымощенную поверхность просто подметают в разных направлениях.

Если вся используемая плитка одинакового серого цвета, – песок можно смешать с цементом – для большей прочности укладки. Однако для цветной плитки цемент не подойдет – с нее такую смесь смыть будет довольно сложно, поэтому целесообразнее применить просто песок.

Вибропресс для утрамбовки плитки для тротуара

Теперь, используя виброплиту или другое устройство, выполняют утрамбовывание всей поверхности. Лишний песок аккуратно смывают из шланга через рассекатель. Если требуется, две эти операции повторяют.

В помощь начинающим мастерам видео с описанием всего процесса:

Эксплуатация

Основным уходом за уложенной тротуарной плиткой является своевременное удаление грязи и пыли – периодическим смыванием. А вот дорожку, выложенную цветной плиткой, мыть придется уже с помощью специальных моющих средств. Потому как на ней сильнее видны не только грязь, но и черные следы от шин.

Зимой тротуары чистят метлой или деревянной лопатой. Для очистки поверхности ото льда недопустимо применение металлической лопаты и тем более лома.

Снегоуборочная техника должна быть оснащена защитной насадкой.

setPostViews(get_the_ID()); ?>

  • Подготовка материалов и инструментов
  • Последовательность выполнения работ
    • Доведение тротуаров до совершенства

Производственной бригадой и возможности мастера на все руки, конечно, отличаются, но не настолько, чтобы утверждать, что в первом случае качество покрытия будет лучше. Техника укладки брусчатки остается неизменной в обоих случаях, и технологическая карта мощения тротуаров, даже когда не зафиксирована на бумаге, определяет последовательность действий мастера, если он решил самостоятельно поработать с тротуарной плиткой.

Под бордюр выкапывается траншея, затем тромбуется вибротрамбовкой. Бордюр устанавливается на цементный раствор.

Подготовка материалов и инструментов

Основные принципы технологии укладки плитки: подготовка ложа, обеспечение дренажа, ровная основа для качественной фиксации тротуарной плитки. Сделать небольшую площадку из брусчатки сможет каждый, если будет действовать по технологической схеме.

Прежде чем садовая, дворовая дорожка или место под парковку личного авто примет вид и прочность, которые может обеспечить, кроме выбранных материалов, их правильное устройство, владельцу участка придется потрудиться.

Без построения чертежа (плана) будущих тротуаров, если, конечно, хозяин не задумал сотворить нечто неординарное, можно обойтись. Если же планируется создать дорожку или площадку по особому, индивидуальному дизайну, необычной формы, цветовых решений или в разных уровнях, то должна быть составлена схема с привязкой к другим объектам и лишь после этого делается разметка тротуаров на местности. Составленная карта убережет хозяина от лишних переделок, мелких или существенных.

Сначала нужно подготовить инструменты и приспособления. Если технологическая карта для солидной бригады укладчиков содержит, кроме инструментов, сложную технику (например, виброплиту), то домашнему мастеру придется обходиться без нее. Для того чтобы , понадобятся:

Для того, чтобы дополнительно укрепить основание, поверх его устраивается бетонная стяжка.

  • строительный уровень;
  • рулетка;
  • деревянные или металлические колышки;
  • бечевка;
  • лопата;
  • киянка (резиновая или деревянная);
  • мастерок;
  • трамбовка;
  • шлифовальная машинка с отрезным кругом для камня (если составленный рисунок требует резки плитки);
  • садовые грабли;
  • метла;
  • шланг с рассекателем;
  • правило (ровная доска или металлический профиль).

Количество плитки тротуарной, бордюрного камня, цемента, песка, гравия или щебня удастся рассчитать лишь после разметки дорожки на местности. Неплохо заранее позаботиться и о необходимом метраже геотекстиля, например, черной полиэтиленовой пленки.

Выбор не только тротуарной плитки, но и материала основания зависит от определенных факторов. К ним можно отнести нагрузку, которой будет подвергаться дорожка (пешеходная или парковочная для автомобиля). Разумеется, чем большим механическим нагрузкам будет подвергаться конструкция в процессе эксплуатации, тем она должна быть прочнее. Достаточной прочности можно добиться лишь в том случае, когда выдержана до мелочей.

Вернуться к оглавлению

Последовательность выполнения работ

Современная тротуарная плитка изготавливается в огромном ассортименте. В настоящий момент существует два основных способа ее изготовления – вибропресованный и вибролитой.

Берутся колышки и бечевка. Натянутой между колышками бечевкой «рисуются» границы дорожки. Высота бечевки над уровнем земли должна соответствовать линии верхней поверхности будущего тротуара. Разметка устанавливается прочно: убирается она лишь после того, как будет уложена тротуарная плитка.

Необходимо подготовить основание будущей дорожки или площадки. Снимается дерн или остатки предыдущего покрытия на глубину 20-30 см. Если грунт рыхлый, глубину придется увеличить. Выравнивается плоскость, удаляются, по возможности, корешки и семена. Грунт уплотняется трамбовкой. При необходимости, в процессе трамбовки, поливается водой. На данном этапе размечается при помощи уровня основной уклон: поперечный, продольный или продольно-поперечный. Это делается для того, чтобы дождевая (или талая) вода не застаивалась на дорожке: кроме неудобства, она может привести к преждевременному нарушению покрытия. Для этого при помощи уровня и длинной рейки намечается общий уклон дорожки.Если дорожка делается без общего уклона, сложнее укладка: придется создавать два небольших уклона от центральной продольной линии к краям, то есть нужно будет измерять и приводить к требуемому уровень наклона каждой тротуарной плитки.

Следующий этап – создание бордюра. В редких случаях бордюр устанавливается после того, как сама дорожка готова, но тогда, даже при очень аккуратной работе, можно повредить сделанное с таким трудом покрытие. Поэтому технологическая карта работ по предусматривает указанную последовательность. Наиболее простым решением является установка готовых бордюрных камней на бетонную подушку. Сложнее, но дешевле подготовить опалубку и отлить его из бетона. Основное предназначение бордюра – не дать расползтись брусчатке в процессе эксплуатации. Он также нужен и в технологических целях: именно от него начинается укладка плитки.

Верхняя кромка бордюра должна быть ниже общего уровня дорожки.

Натянутые на нужной высоте бечевки не дадут промахнуться.