Проповедь на день памяти прор. Илии. Праздничная проповедь в день памяти пророка божия илии Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

В воскресенье 2 августа, в , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у стен собора святого равноапостольного князя Владимира. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе - одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником - одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком - воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия - борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви - все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) - полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол - это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности - мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни - загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком - это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то - это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все - идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа , - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Протоиерей Родион Путятин

В честь пророка Божия Илии и в ваше назидание, слушатели, мне хочется сказать какое-нибудь слово. Расскажу вам один вчерашний случай. Шли мы мимо вашего храма. У вас еще не кончилось всенощное бдение; мы обрадовались этому – подошли к церкви и увидели великолепное освещение вашего храма, и услышали стройное ваше пение. Как это хорошо, по-христиански, по-православному; ревнитель славы Божией пророк Илия, без сомнения, радовался, что вы в честь него составили такой торжественный праздник. Но послушайте, что мы тут же увидели. Не могу умолчать об этом. Когда взрослые с благоговением стояли и молились в церкви, в это время малые дети бесчинничали, бегали, смеялись около церкви, а из видевших это ни у кого не нашлось ревности вразумить, унять их, вступиться за славу Божию, за честь пророка Божия. Это нехорошо, не по-христиански; не так должны вести себя дети православных родителей.

И мы это терпим, и мы это допускаем, и мы на это смотрим равнодушно, и нам дела нет до этого. Ах, слушатели, будьте внимательны к подобным случаям. Мы сами бесчестим Бога, когда не останавливаем других бесчинствующих, мы сами оскорбляем Бога, когда позволяем им при себе говорить или делать оскорбительное для Бога. Не наше дело, вы говорите обычно. Нет, слушатели, наше дело, наша обязанность, наше существенное дело, наша священная обязанность – останавливать и вразумлять бесчинствующих. Я еще скажу: мы сами бесчестим, оскорбляем Бога, когда допускаем других делать и говорить что-нибудь бесчестное и оскорбительное для Бога. Особенно мы грешим, тяжело грешим перед Богом, когда не останавливаем, не вразумляем детей бесчинствующих, неблагоговейно стоящих за божественной службой во храме Божием.

Дети, бесчинствующие во время церковнй службы, – пустые дети, стыд для родителей, бесчестие для соседей, пагуба для селения, язва для будущего поколения, ибо от таких детей, если не исправятся, не могут рождаться хорошие дети: от худой яблони и плоды худые. Таким образом вы, не унимающие детей, позволяющие им стоять бесчинно в церкви, много грешите и будете отвечать на том свете не только за своих детей, но за внуков и правнуков.

Не так судил, не так поступал прославляемый нами святой пророк Илия. Он всегда вступался за славу Божию, никому не спускал, никого не щадил. Он мечом и огнем наказывал всех, кто Богу осмеливался не воздавать чести. Он и царю Ахаву прямо говорил: ты худо делаешь, Бога бесчестишь, подданных развращаешь.

Святой пророче Божий Илие! Вдохни в нас твою святую любовь к славе Божией, пошли нам твою пламенную ревность по Богу, чтобы мы и словом, и делом прославляли Бога. Аминь.

Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
При использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ().

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ().

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (). Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в веянии тихого ветра (). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

И если в Царствии Божием, по слову Спасителя, даже "меньший" более по дарованиям благодати "большего между рожденными женами» Иоанна Крестителя (), то и ныне могут совершаться в душах наших действия более чудные, нежели все соделанное Илиею (). Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия, хотя, когда он заключал небо и снова молитвой своей отверзал его, оставался подобострастным нам слабым и немощным человеком, не обличит нас в день второго пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками. Аминь.

Этот праздник уносит нас не на три года, не на три столетия, а на три тысячи лет назад. Вглубь веков, ведь пророк Илия жил почти за тысячу лет до Рождества Христова. О таких далеких временах в истории обычно не остается и следа. Но Церковь великих праведников славит на протяжении тысячелетий.

Кто такой пророк? Это человек, который говорит о будущем? Да, но это не главная его задача. Пророк – это проводник воли Божией. Это человек, который возвещает народу волю Божию. Бог с людьми общается через него. Да, пророки предрекали и грозные наказания. Было, что они требовали от народа вразумления.

Мы помним, в какое время жил пророк Илия — в дни правления царя Израильского Ахава, у которого жена была язычницей. Он ее взял в жены язычницей, язычницей она и осталась. Она никогда не поклонялась Истинному Богу, а всячески старалась отвратить от Него не только мужа, но и всех израильтян. И это у нее вышло: 450 построено было языческих капищ в Израиле. Весь народ уже поклонялся богу Ваалу, а Илия пророк один противостоял этому. В одиночестве он проповедовал Истину Божию. И он победил языческих жрецов.

Нам кажется, что вот уже три тысячи лет назад язычество было побеждено Силой Божией, но оно было живо. Вспомним и нашего князя Владимира – он крестил Русь языческую. И сейчас язычество живет. Все мы хорошо об этом знаем. Многие даже в храм приходят как язычники: поставить свечу к какой-то конкретной иконе, чтобы получить исцеление. Ставить свечу без молитвы святому, без принятия Таинств, без участия в жизни Церкви – это тоже язычество. И к святыням мы порой относимся по-язычески. Мы знаем к какой иконе или к каким мощам нужно идти при той или иной болезни, но забываем, что самое главное – это молитва.

Наша задача, православных христиан, также как пророк Илья, стоять на истине, на вере в Истинного Бога, в Иисуса Христа. Поэтому так любим пророк Илия в русском народе, потому что наш народ также искренне любил Бога, как этот праведник.

Митрополит Ижевский Викторин, проповедь после литургии в Михайловском соборе г. Ижевска

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздники двух святых празднуются в эти дни один за другим. Вчера был день преподобного Серафима Саровского, сегодня - святого Илии Пророка. И при внешнем их различии суть одна.

Илия Пророк возревновал о Господе Вседержителе, то есть ревностно верил, был настоящим воином - стоял за веру, защищал ее с мечом руках. Он заклал лживых жрецов вааловых при потоке Киссон. Другой - святой Серафим. Уже само его имя пламенно… То есть они оба связаны с пламенем.

Почему пророк Илия - это ангел во плоти? Ведь так Слово Божие характеризует духов, ангельские чины, которые несли в своей груди пламень огненный. Это пламенное служение духов небесных, ангельских чинов как раз и засвидетельствовано житием святого пророка Илии. Он именно огнем обратил Израиль к истинной вере от лжи вааловой. Тот пламень веры, который в нем пылал, он низвел огнем на жертву…

Вчера читались замечательные паремии, они очень длинные, пророческие. Там говорится, как жрецы вааловы, которые увлекали народ израильский, пытались увести людей вслед за своим лживым божеством. Как они резались ножами, чтобы привести себя в неистовое состояние перед жертвоприношением… Но все это был обман, поэтому жертва так и осталась нетронутой. Илия Пророк возложил 12 камней по числу колен Израилевых на жертвенник, а дрова, жертву и приказал поливать водой - все больше и больше, так что жертвенник весь наполнился. Тогда Илия воззвал к Богу Вседержителю, чтобы Он засвидетельствовал истину веры. И огонь спал с неба и опалил все: и жертву, и камни и воду… Все было сожжено! Вот это обращение, уничтожившее прелести вааловы огнем, знаменует дух Илии Пророка. Почему и когда пошел проповедовать Иоанн Предтеча, сказано, что он явился миру в духе и силе Ильиной. То есть в нем был такой же дух, ревность о воле Вседержителя…

Несмотря на деяния Илии, народ израильский обратился не весь. Царица Иезавель продолжала оставаться в заблуждении, потому что хотела, чтобы было по ее мнению. Так в жизни часто и бывает: люди не стремятся к истине, а лишь желают утвердить свое заблуждение. Вот это «свое понимание веры» во все ремена случалось, когда люди стремились не к истине, а упорствовали в своем мнении. Как сказано о родоначальнике таковых, о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). Поэтому он если и видит истину, то согласиться с ней не может. Вот это свойство противления Богу, когда видят, а признать не могут, - есть противление Духу Святому. И это самый страшный грех непрощаемый: когда видят и не хотят принять.

Вера бывает очень широкого диапазона. Бывает вера ревнителя и борца, как у пророка Илии. Есть и другая вера: веруют, что что-то будет, и будет не так, как они желают, но жить так не могут и не хотят. Поэтому сказано «и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2. 19). Это часто происходит среди людей и до сих пор.

Огонь сходит на Гробе Господнем…Но все равно, кто был во всяких верованиях и конфессиях, так продолжают оставаться в них. И не обращаются к истинной вере. Это как раз свидетельство того, что Господь может показать чудеса, достаточные для того, чтобы человек обратился, но от самого человека зависит, принять это или не принять. Может сойти пламень, который попаляет все, может сойти огонь, как на Гробе Господнем, который возжигает только свечи, но не опаляет даже, не обжигает. Один огонь все сжигающий, другой - согревающий. И все это кажется одинаковым для тех, кто не хочет принять. Как Господь сказал: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». (Лк 7. 33-34). Это как раз и есть тот самый дух противления истине. Но все-таки Господь все совершает через любовь. Илия Пророк был взят живым на небо. Он не умирал. И в Тропаре 9-й песни Канона есть замечательные слова, почему это произошло. «Илия, человек жесток еси, не можеши терпеть нечестия Израиля. Взыди ты ко Мне, а Аз сниду доле». То есть Я сойду с неба и покажу тебе, как нужно совершать спасение… И Господь ведь Сам пострадал, будучи сыном Божиим, всемогущим Богом. Пострадал от грешников.

Самое замечательное, что этот храм, где мы сейчас молимся, - храм Преображения Господня. Первый храм, в котором я начал свое служение, был храмом Преображения в Переделкино, где была резиденция Патриарха Алексия I. Преображение как раз связано с пророком Илией - с Илией и Моисеем. А о чем была беседа на Фаворе, помните? Внимательно читайте Евангелие, там написано, что беседа была об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме, т.е. о Его страданиях, о кресте и крестной смерти. А апостолы были свидетелями этой беседы…

И вот еще один пламенный служитель веры - преподобный Серафим Саровский. Это воплощенные смирение, кротость. Это тишина, мир. Это как раз Дух Божий. Апостолы, когда их не приняли в самарянскую весь, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9. 54) Господь запретил им, сказав: «Не весть, какого вы духа» (Лк 9. 55). Сын человеческий пришел спасать людей. И вот с тех пор Господь особенно проявляет свою любовь к человечеству. Время от времени, то в одном, то в другом месте являет Господь грозный пример для остальных. Помните, как в Евангелии сказано: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк 13. 4-5)

Вспомним еще два грозных прещения, которые Господь явил в Ветхом завете. Первое - потоп. Водная стихия уничтожила все и всех, кроме семьи Ноя. Когда после этого грех снова стал развиваться в человечестве, появились Содом и Гоморра, как примеры развращенности греховной, тогда сошел огонь и спалил их. Мертвое море теперь - как напоминание об этом. Некоторые пытаются лечиться в этом месте, но, я думаю, это не совсем то. Даже совсем не то… Одним словом, эти прещения, которые посылаются для человечества, чтобы встряхнуть и образумить, они происходят все время. Если начинается такая жара, что невозможно жить, - даже не огонь еще, хотя и огонь тоже есть - вместе с жарой приходят пожары… Конечно, это более мягкий огонь, чем спал тогда с неба, но все-таки. А вода вообще накрывает сушу то тут, то там… И, причем, неслучайно накрывается. Это как раз свидетельство того, что Господь есть, и Он старается как-то вразумить человека.

Потому что наказание по-славянски, «научение». Это не плата за грех. Расплата будет там, не дай Бог. И пострашнее. Здесь только вразумление. Поэтому преподобный Серафим, который на себе испытал действие благодати Божией, говорил не столько об адских муках, хотя было с ним так, что дьявол выворотил дуб, засунул в его дверь, и Преподобный потом вылезал в окно… И еще Преподобный получил рану от дьявольских когтей… Но говорит он о благодати Святаго Духа. О том, чего мы лишаемся. Человек даже не осознает того, что не только наказание - какое-то мучение - он будет терпеть. Имеются в виду адские мучения - хотя и они ужасны, как испытал их частично Мотовилов, - это тартар, огонь и червь неумирающий. Но все это не самое страшное. Самое страшное - это отчуждение от Бога, богооставленность.Как говорил преподобный Серафим Мотовилову: «Вот если бы келия, в которой мы беседовали, была наполнена неумирающими червями, и они бы всю жизнь грызли нас, тогда и на это со всякой радостью нужно было бы согласиться, чтобы только получить то блаженство, которое человек испытывает, находясь в состоянии благодати Святаго Духа. И не столько прещение, хотя и это страшно, а потеря благодати, - это и есть самое страшное.

Есть такая история. У одного человека возникла мысль: первый человек, которого встретишь у храма, даст тебе учение… Он пришел, а еще никого нет. Сидит только один нищий. Ну какое учение можно получить от него?

Добрый день, - говорит он нищему.

У меня каждый день добрый, - отвечает тот.

Желаю тебе счастья.

Никогда несчастным не был.

Все только стонут, что несчастны, а тут он счастлив каждый день! - недоумевает человек, - Ну желаю тебе того, что ты хочешь.

И это у меня есть.

Как же так? - говорит человек, - все вокруг жалуются, что им чего-то не хватает, а у тебя все есть, и ты при этом просишь милостыню…

Я ни разу не сказал тебе неправду, когда ты меня вопрошал, ибо я знаю, что любовь Божия такова: Он лучше знает, что мне нужно, и посылает это. И если холодно, нужно мерзнуть. Если жарко, надо терпеть. Если голод - то голод, если - поношение - то поношение. Поэтому я всегда счастлив. У меня все есть.

А что же ты хочешь?

Хочу, чтобы на мне исполнялась Воля Божия. Она всегда благая.

А если тебя Бог в ад пошлет?

У меня есть неизменная вера и преданность воле Божией. И я их захвачу с собой. Лучше с Богом в аду, чем в раю без Бога.

На эту тему есть и другой пример. Человек спрашивал у Господа, как спастись, а ему в ответ было видение: чтобы спастись, нужно терпеть. Многим из нас этого искать не нужно. Но только не надо отказываться от того, что Господь дает.

Все «раи», которые пытались устроить на земле без Бога, все не то. А как раз с Богом - именно то. В этих местах в 1927 году сидел мой отец. Он был в лагере в Кеми. Там же был схиархиепископ Коломенский Феодосиий - он сейчас уже канонизирован. Мой отец пришел к нему и сказал:

Владыка, не знаю, как быть?

А ты положись на волю Божию.

Да я положился…

А чего ко мне пришел? В лучших руках твое дело.

Отец пробыл там 4 года. Потом его освободили. Он прошел войну, стал священником. Вот живой пример, как Господь провел его по правильному пути. И владыку этого Господь тоже потом освободил, - он сподобился исповеднического венца… Это конкретная жизнь. И происходит не где-то, а здесь, с нами… Только нужно применить это к себе. Нам кажется, что мы не имеем к этому отношения. Нет. Мы имеем к этому прямое отношение, другое дело, что наши, так называемые, скорби, они настолько далеки от тех скорбей, которые люди терпели здесь, как от земли до неба…

Я немножечко пошучу об этом. Ко мне пришел молодой человек и говорит: «Я живу в невыносимых условиях, у меня даже душа нет в общежитии». Я говорю: «А у нас туалета нет, ведро нужно выносить. У нас выносимые условия, а у вас - невыносимые: ведро вам выносить не нужно. Вот такие наши современные «невыносимые условия» - ведь мы сейчас часто живем, как сыр в масле катаемся. И считаем условия плохими. Какие же мы избалованные и духовно слабые! А нужен какой-то подвиг.

Отец Сергий - иеромонах Серафим в постриге, который сподобил меня служить, 1890 года рождения, четко говорил: «Нужен подвиг. Без подвига не спастись».

Все примеры, которые совершались и совершаются, невозможны без подвига. Все, что совершается, совершается на путях Промысла Божия.

Я слышал такую притчу: один человек приходит к своему старцу и говорит: «У меня в жизни ничего не ладится, что мне делать?» - «Терпеть надо. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, терплю и я. Бог сам терпел и нам велел». Потом проходит время, и снова тот человек говорит: «Ну что же это: терпишь, терпишь, - ничего не меняется. Все равно, что воду решетом носить». - «А ты, - говорит старец, - дождись зимы, столько воды будет - решетом не дотащишь…»

И вот подтверждение: на Соловках в лагерях сидели люди, страдали, а теперь здесь прославляется Имя Божие! И тогда прославлялось, только тайно… Когда преподобному Серафиму говорили: «Посмотрите, батюшка, жизнь-то какая…» (А в то время уже были декабристы) Он отвечал: «Илия пророк какого духа орлиного был, и то говорил: «Остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее” (3 Цар 19. 14). Но Господь сказал ему: «Впрочем, Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей: всех этих колена не преклонились пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его» (3 Цар. 19. 18). 7000 мужей… А у нас сколько будет душ в России…»

И вот это как раз свершилось, и свершается по сей день. В душе человеческой происходит то, что знает один Бог. Есть множество примеров - и те, кто постарше застали время, когда вокруг все казалось безбожным. На самом деле, не совсем так. Было много рабов Божиих. И ради них за молитвы святых Господь совершил то, что свершилось. И больше еще может совершить - Богу все возможно

У Иоанна Крестьянкина есть замечательная проповедь о доброделании, где говорится, что надо все делать потихонечку, не замахиваться на великие дела, а совершать малое доброделание.

Об этом еще 2000 лет назад святые отцы писали. Так к Антонию Великому пришли с просьбой: «Дай нам заповедь». А он им отвечает, что заповедь уже дана: «Ударили по правой щеке, подставь левую».

Нет, отче, не можем.

Ну хотя бы, когда ударили, сдачи не давай.

Тоже не можем…

То есть они такие духовно больные, что даже такого не могут.

Подвиг не обязательно должен быть великим. Для нас подвиг: придержал язык, удержал мысль, отсек ее. Вот уже маленькая, но победа. Жизнь она так утешает, столько веселья приносит. Удивляешься даже. И проблемы - это, на самом деле, поучения.

Однажды мне звонит раба Божия и спрашивает: «Что делать, - ребенок не спит плачет». Я спрашиваю: «Сколько ему?»

Девять месяцев.

А что там с зубами?

Режутся.

Пока не вылезут, терпеть нужно. Ты обрати внимание - и это для многих полезно - человек рождается и начинает есть. Он уже ест, а зубов нет. Потом появляются зубы. Он продолжает есть. Потом зубы вываливаются. Он продолжает есть. Иногда уже вывалятся, а он ест. Получается, человек ест от рождения до конца жизни, а зубы не все время. Зубы появляются перед тем, как человек начинает говорить, - чтобы держал язык за зубами. Понятно теперь основное назначение зубов? Для слов они даны: и чтобы говорить и чтобы держать это слово… А если они не держат язык, то начинают вываливаться… Или язык вышибает зубы. А мне говорят: «Батюшка, теперь столько тысяч стоит зуб отремонтировать…» Видите, как предки наши были прозорливы: молчание - золото.

Сколько поучительного обычная жизнь дает. А начнешь язык держать, вслед за ним и мысли будут придерживаться. Язык предваряет мысль. Вот и святитель Николай об этом говорит, будете читать ему Акафист, вспомните: «молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы..» Сначала молчание, потом борение с помыслами. Святитель Николай показал образец веры и кротости. Тут нужно только молиться и смиряться.

Просите помощи Божией. Видите, сколько наша повседневная жизнь дает нам примеров… Только исполняй. Аминь.