Мамед эмин расулзаде. Своего сына Мамед Эмин Расулзаде видел всего два месяца – внук основателя Азербайджанской Демократической Республики Раис Расулзаде. Произведения М. Э. Расулзаде

31 января, 127 лет назад в бакинском селении Новханы родился выдающийся тюркский деятель, один из основателей первой независимой демократической тюркской республики, истинный лидер азербайджанского народа, политический деятель и ученый Мухаммед Амин (Мамед Эмин) Расулзаде. Этот человек посвятил всю свою жизнь возрождению тюркского национального самосознания и государственности. Но сегодня, в день рождения великого лидера, мы хотели бы вспомнить и о судьбе его семьи – судьбе трагичной, но в то же время гордой и непреклонной. Итак...

СУДЬБА СЕМЬИ ЛИДЕРА МУСАВАТИСТОВ

Из книги М.Садыхлы «Ответ тебе даст История… Геноцид азербайджанцев в цифрах, фактах, документах – ХХ век» (Баку, 1995)

28 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана объявил о независимости Азербайджана и создании Азербайджанской Демократической Республики. И этот день вошел в историю нашего народа как день возрождения азербайджанской государственности, он будет отмечаться ежегодно как общенациональный праздник. И народ воздаст должное борцам за свободу и независимость Азербайджана, среди которых, без преувеличения, должно быть выделено имя выдающегося публициста, исследователя, литературного критика, переводчика М.Э.Расулзаде (1884-1955).

Трудно обозреть в газетной статье творчество Расулзаде: он всю свою сознательную жизнь (первая его публикация появилась в газете «Шарги-Рус» в 1903 году, последняя – за несколько дней до смерти) посвятил своему народу, его культуре, литературе, истории. Расулзаде был высокоодаренной личностью, блестящим стилистом, владел в совершенстве несколькими языками. Его публицистика, труды известны в зарубежных странах – в Турции, Иране, Англии, Польше, Румынии и т.д., только у себя на родине, в Азербайджане до недавнего времени на них были наложены табу – Расулзаде не упоминался в ряду деятелей национальной культуры, общественной мысли, а если упоминался, то обязательно с ярлыком «буржуазный публицист»...

Нас пытались лишить собственной истории, вычеркивали целые страницы из истории освободительной борьбы: прикосновение к творчеству таких деятелей национальной культуры, как Расулзаде считалось преступлением против «страны советов» с последующими санкциями – арестами по статье 58, предусматривающей расстрел, каторгу, тюрьму на длительные сроки. А между тем нам не хватало именно Расулзаде, особенно в последние годы, когда армянская мафия, дашнаки (не отставали от них), католикос, американский сенат, некоторые «демократы» Центра развернули настоящую травлю азербайджанцев, пытались создать в сознании мировой общественности образ врага в лице туранцев, то есть тюркских народов Советского Союза, которые, объединившись к концу нашего столетия, (Балаян в одном из своих опусов «подсчитал» количество тюрков в нашей стране к концу ХХ столетия – 70 и более миллионов), совершат второе монголо-татарское нашествие, растопчут европейскую цивилизацию и, конечно, уничтожат «многострадальную Армению».

Эту бредовую идею дашнаков впервые в ХХ веке, еще задолго до пресловутой «проблемы Нагорного Карабаха» разоблачил именно Расулзаде. В своих многочисленных статьях («В рабстве у России», «Ни «навоз», ни «материал»», «Пантюркизм и проблема Кавказа» и др.), опубликованных в Турции и в некоторых странах Европы, показал лицемерие дашнакских заправил.

Дашнакская верхушка, как видно из трудов Расулзаде, занималась своими грязными делами и в эмиграции; она лебезила перед изгнанным из страны Керенским (вдруг вернется!), продолжала клеветать на азербайджанцев, грузин, украинцев, народов Средней Азии и Поволжья. Ни в одной стране она не терпела притеснений, служила верой и правдой элите той страны, где компактно жили армяне. На крутых поворотах истории меняла свое лицо, взбудораживала свой народ, приводила его на край пропасти, сама же скрывалась – так она поступила в Турции в 1915 году. Так она поступала и в России – служила царизму, Керенскому, да и в аппаратах Ежова-Берия не обходилось без них...

М.Э.Расулзаде в 1922 году эмигрировал в Турцию, где и скончался. Долг азербайджанских ученых собрать и издать его труды, на что потребуется, конечно, несколько лет. Будем надеяться!

Второй Расулзаде, о судьбе семьи которого хотелось бы сообщить некоторые доступные мне сведения, - это Мамед Али, двоюродный брат Мамед Эмина.

Мамед Али Расулзаде (1882-1982) в 1922 году эмигрировал в Турцию, где продолжал свою литературную деятельность, выступал в качестве публициста. Печатался он под различными псевдонимами. Его творчество почти неизвестно нашему читателю. Он был одним из основателей (вместе с Таги Нагиевым и Аббас-кули Казымзаде) партии Мусават в октябре 1911 года: в дальнейшем, как известно, лидером этой партии стал Мамед Эмин Расулзаде. Мамед Эмин и Мамед Али были не только родственниками, но и единомышленниками, людьми одной и той же судьбы.

Одинаково трагической оказалась и судьба их семей. Сталинский лозунг «сын за отца не отвечает» был пустой фразой. Палачи расстреливали, сажали в лагеря, высылали не только сыновей «врагов народа», но и их малолетних детей, родителей - стариков и старух, их близких и даже дальних родственников. Все члены семей Мамед Эмина и Мамед Али были репрессированы в 1937 году.

Судьба семьи Мамеда Эмина Расулзаде давно волновала меня. Может быть, это в какой-то степени объясняется тем, что я встречал сына Мамед Эмина Азера не в обычных условиях – он преподавал мне черчение в ссылке в 1945/46 учебном году. Азер Мамед Эмин оглы был художником, играл на таре, выделялся среди «врагов народа». В 1945 году он поставил для «врагов народа» «Аршин мал алан» Гаджибекова. О его отце под большим секретом рассказывали нам старшие, а мы умели молчать, жизнь научила. Позже Азер Мамед Эмин оглы жил в Новосибирске, Караганде. В настоящее время он находится в Баку*, реабилитирован только в 1989 году, спустя 52 года!

Жена Мамед Эмина Умбюль ханум погибла в ссылке в 1939 году, дочь Халида, по словам знавших ее людей, очень волевая девушка, вырвалась из ссылки в 1942 году, добралась до Баку – дальнейшая судьба ее и ее грудного ребенка неизвестна. В ссылке погибла в начале 1938 года и мать Мамед Эмина – Марал ханум.

Старшая дочь Мамед Эмина Лятифа вместе с детьми была выслана в Казахскую ССР 4 октября 1941 года. Лятифа и ее дочь Эвша (1935 года рождения) трагически погибли в январе 1944 года, старшая дочь Лятифы Фируза (1931 года рождения) чудом осталась жива и вернулась на родину в 1949 году. Самая младшая дочь Лятифы Сона (1938 года рождения) к моменту высылки была больна и находилась в санатории на Апшероне – дальнейшая судьба ее неизвестна. Был репрессирован и погиб муж Лятифы Д.А.Муслумзаде.

Жертвами кремлевского палача и его верного холопа стали свояченица Мамед Эмина поэтесса Умбюль-Гюльсум и ее муж, известный писатель Сеид Гусейн и некоторые другие родственники Расулзаде.

*Азер Расулзаде в конце 1991 года вернулся в Караганду. Навсегда «приехал» в Азербайджан в гробу 10 июля 1993 года. Был похоронен со всеми почестями

- прим. М.Садыхлы.

|
расулзаде мамед эмин расулзаде, расулзаде мамед эмина
Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məhəmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə; 31 января 1884, село Новханы, Бакинская губерния, Российская империя - 6 марта 1955, Анкара, Турция) - азербайджанский государственный, политический и общественный деятель, журналист и драматург, председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году.

  • 1 Биография
  • 2 Произведения М. Э. Расулзаде
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую «русско-мусульманскую» школу, директором которой был Султан Меджид Ганизаде. Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават» («Равенство»). 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус» («Русский Восток») - второй в России газете после "Тарджиман", издававшейся на тюркском языке.

В 1904 году он вместе с Миргасаном Мовсумовым и Мамед Гасаном Гаджинским основал мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», ставшую автономной частью РСДРП. Был главным редактором партийных газет «Гуммет», «Текямул», «Йолдаш». Также писал статьи для непартийных газет «Иршад» и «Терегги», издаваемых Ахмед-беком Агаевым. Во время революции 1905 года Расулзаде активно сотрудничал с кавказскими большевиками - Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью

Азербайджанские интеллектуалы: Слева направо - Мешади Азизбеков, А. Меликов, А. Ахундов и Мамед Эмин Расулзаде

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

В 1909 году выехал в Персию, где участвовал в революционных событиях, был одним из создателей Демократической партии. Был редактором партийной газеты «Ирани-Ноу» (Новый Иран). 1911 году после подавления иранской революции был вынужден уехать в Турцию. Сотрудничал с журналом «Турк юрду».

В 1913 году после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых, вернулся в Баку. Оставил свою старую партию «Гуммет» и стал создателем новой партии «Мусават» («Равенство»), которая сочетала пантюркистские, панисламистские и социалистические идеи. С 1915 года возглавлял издание газеты «Ачыг Сёз» («Ясное Слово») - фактически орган партии «Мусават»; выступал за войну до победного конца, за расширение прав и свобод мусульман Закавказья.

Дом в Баку, в котором жил Мамед Эмин Расулзаде

После Февральской революции 1917 года участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда, проходившего в апреле в Баку, и первого Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в мае 1917 в Москве. По предложению Расулзаде было принято постановление о необходимости федеративного устройства России.

После объединения партии «Мусават» с Тюркской партией федералистов в июне 1917 на 1-м съезде Тюркской демократической федеративной партии «Мусават» (26 - 31 октября, Баку) избран председателем её ЦК. принятой съездом программе говорилось, что формой государственного устройства России должна быть федеративная демократическая республика, основанная на принципах национально-территориальной автономии.

Первое заседание парламента Азербайджанской Демократической Республики 7 декабря 1918 года (Расулзаде справа)

Был избран во Всероссийское учредительное собрание в Закавказском избирательномй округе по списку № 10 (Мусульманский национальный комитет и Мусават), после прекращения его работы большевиками 6 января 1918 года переехал в Тифлис и стал членом Закавказского Сейма, провозгласившего независимость Закавказья. Возглавил Азербайджанский национальный совет, объявивший о создании независимой Азербайджанской Республики просуществовавшей с 1918 по 1920 год. Расулзаде является основателем Бакинского Государственного Университета (БГУ).

После установления Советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920), покинул Баку, скрывшись в горной деревне Лагич. Был арестован ЧК и посажен в бакинскую тюрьму, но освобождён благодаря заступничеству Сталина и направлен в Москву, где работал в наркомате национальностей.

В 1922 году эмигрировал из РСФСР, выехав через Финляндию в Турцию. Его побег был организован подпольной организацией Мусавата. Эта секретная операция была осуществлена одним из лидеров мусаватского подполья Дадашем Гасановым совместно с татарским просветителем Мусой Джаруллой Бигиевым. эмиграции издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

В 1931 году уехал из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, племяннице польского диктатора Пилсудского.

С 1940 года жил в Румынии.

В годы Второй мировой войны Расулзаде установил контакты с нацистской Германей. Германское руководство, как и в случае с другими национальными легионами опиралось на азербайджанскую эмиграцию при создании Азербайджанского легиона в составе Войск СС. Весной 1942 года Расулзаде вместе с другими членами азербайджанской эмиграции прибыл в Берлин для переговоров. Летом 1942 года после длительных переговоров он встал во главе азербайджанского представительства в Германии, при этом он настаивал на официальном признании в будущем со стороны Германии независимости освобожденных ею от советской власти закавказских республик, включая Азербайджан. Однако германские власти действовали уклончиво в этом вопросе, в связи с чем в конце 1942 года Расулзаде покинул Германию, а на первые позиции в эмигрантской азербайджанской среде в Германии вышли его политические оппоненты Або Фаталибейли-Дудангинский, Аббасбей Атамалибеков и Фуад Эмирджан.

Внук Мамеда Эмина Расулзаде, Раис Расулзаде проживает в Баку.

Произведения М. Э. Расулзаде

Банкнота Азербайджана номиналом в 1000 манат с портретом Расулзаде
  • «Сиявуш нашего века» (Стамбул, 1923)
  • Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
  • «Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
  • «Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
  • «Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
  • Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
  • Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
  • Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
  • «Какое нам полезно правительство?»(Баку, 1917)
  • «Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
  • «О пантюркизме» (Париж, 1930)
  • «Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
  • «Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
  • «Крах революционного социализма и будущее демократии»(Стамбул)
  • «Нация и большевизм»(Стамбул)
  • «Кавказские тюрки»(Стамбул)
  • «О пантуранизме. связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)

Память

  • На стене дома в посёлке Новханы, в котором родился Расулзаде, установлена мемориальная доска с его изображением
  • Памятник в поселке Новханы
  • Памятник в Загатале
  • Бюст в Гяндже
  • Распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева от 22 ноября 2013 года было принято решение о праздновании на государственном уровне 130-летнего юбилея Мамед Эмина Расулзаде в 2014 году.

    Почтовая марка Азербайджана посвящённая 110-летию со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде

    Почтовая марка Азербайджана посвящённая 130-летию со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде

Примечания

  1. Хронос. Расул-Заде Мамед-Эмин
  2. Йуртсевер А. История подпольной организации Мусавата // Журнал “Азербайджан”, Анкара, №3, 1955 (на турецком языке).
  3. 1 2 Swietochowski, Tadeusz(1995) Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition, Columbia University, p. 133-134, ISBN 0-231-07068-3. Оригинальный текст (англ.)

    The attempts at the creation of an Azerbaijani political representation on the German side began in the spring of 1942, with the invitation of luminary emigres, including Rasulzadeh, to Berlin for exploratory talks. Amin bey found opportunities to meet the German-held POWs and was impressed by the level of education among the younger generation of his compatriots. When his asked them how many hundreds of university graduates would help to organize the Azerbaijani state of the future, the answer was: "Do not talk to as about hundreds but thousands". We are in the positions to govern ourselves. Im his negotiations with the Germans, Amin bey insisted that the Reih as the first step should declare its unconditional commitment to the restoration of the Transcaucasian states. When his interlocutors acted evasively, he left Berlin, the soundest political decision he ever took. Eventually, he made his way to post-Kemalist Turkey, which extended him its hospitality for the rest of his life. The Azerbaijani Mejlis of National Unity came to existence in Berlin in 1943, and its leaders did not see eye to eye with the old-time emigres.

  4. Рамиз Абуталыбов «Свои среди чужих, чужие среди своих» История.№ 1 (25), 2007. стр 37 Оригинальный текст (рус.)

    немецкая сторона изначально и небезуспешно пыталась привлечь к политическому сотрудничеству наиболее влиятельного в среде азербайджанских эмигрантов Мамедэмина Расулзаде. Летом 1942 года после длительных переговоров он даже возглавил азербайджанское представительство, настаивая в первую очередь на том, чтобы Германия официально признала в перспективе тезис политической независимости Азербайджана. Однако к таким политическим заявлениям нацистская верхушка не была готова и поэтому Расулзаде осенью 1942 года покинул Германию, а на первые позиции в среде азербайджанцев вышли его политические оппоненты Аббасбей Атамалибеков, Фуад Эмирджан и особенно быстро возвысившийся Або Фаталибейли -Дудангинский.

  5. Баку прошло мероприятие "Одна страница истории", посвященное юбилею Мамеда Эмина Расулзаде (ФОТО)
  6. 28 May, Azərbaycan cumhuriyət günü və onun başcısi Məmməd Əmin Rəsulzadə anıldı (азерб.)
  7. Məhəmməd Əmin Rəsulzadənin yubileyidir (азерб.)
  8. Gəncə qəbiristanlığında xəzinə tapıldı (азерб.)
  9. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о проведении 130-летнего юбилея Мамеда Эмина Расулзаде. Официальный сайт президента Азербайджана.
  10. Азербайджане отметят юбилей Мамед Эмина Расулзаде.Новости-Азербайджан, 22.11.2013

Ссылки

  • Проф. Гулиев Г. Жизнь и деятельность Мамед Эмина Расулзаде // Баку - это: онлайн журнал. - 10 января 2014.

расулзаде мамед эмин расулзаде, расулзаде мамед эмина

Расулзаде, Мамед Эмин Информацию О

Место погребения
  • кладбище Джебеджи Асри [d]

Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə ; 19 (31 ) января , село Новханы , Бакинская губерния , Российская империя - 6 марта , Анкара , Турция) - азербайджанский государственный, политический и общественный деятель , журналист и драматург , председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году , член азербайджанской эмирации. Его высказывание «Bir kərə yüksələn bayraq bir daha enməz!» ("Единожды вознесенному знамени вовек не пасть!" ) стало лозунгом национального движения в Азербайджане в ХХ веке.

Биография

Юность

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы . Начальное образование получил у отца, являвшегося ахундом села. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую «русско-мусульманскую» школу, директором которой был Султан Меджид Ганизаде . Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. В 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават » («Равенство»). В 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус » («Русский Восток») - второй в России газете после крымскотатарского «Терджимана», издававшейся на тюркском языке. В 1903 году создает «Кружок молодых азербайджанцев-революционеров» . Мамед Эмин так описывал цели своей подпольной организации:

«Способствовать зарождению национального самосознания у молодежи, развивать тюркский язык в русскоязычных школах, читать произведения местных писателей, заучивать стихи, направленные против царизма, время от времени распространять заявления, отпечатанные типографским методом, быть в среде рабочих и системно внушать им мысли о свободе и революции».

Кружок также издавал газету «Гуммет» («Энергия») .

Политическая жизнь

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

Да пусть видят, что случится то?

Послушайте, что значит, что случится, народ, который живёт в бедности и мучениях, если увидит, что мы в достатке, то будет бунт, ты не знал?» .

Эмиграция

В эмиграции издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

Уже в начале консультаций с представителями германского министерства иностранных дел выяснилось, что возможность сотрудничества с немецкой стороной Расулзаде жестко увязывает с принятием ряда предложений: признание Германией независимости Азербайджана, создание национальной армии и т. д. Однако в ходе контактов с представителями МИД и Восточного министерства Германии ему было однозначно заявлено, что идея независимости Азербайджана не соответствует целям немецкой политики, после чего он принял окончательное решение покинуть пределы Германии .

Широко распространенное в зарубежной историографии мнение о том, что М. Э. Расулзаде якобы возглавил в этот период созданный в Берлине Азербайджанский Национальный Комитет, не соответствует действительности [ ] .

Таким образом, взаимоотношения Расулзаде с нацистской верхушкой так и не наладились. Немцам были нужны сугубо прагматичные исполнители и проводники их политики среди азербайджанских военнопленных и старых эмигрантов. По этой причине они наладили сотрудничество с членами правого крыла азербайджанской политэмиграции - оппонентами М. Э. Расулзаде - Аббасбеем Атамалибековым, Фуадом Эмирджаном и Або Фаталибейли-Дудангинским .

В 1947 г., вернувшись в Турцию, он, как и до Второй мировой войны, вновь возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, а в 1949 г. основал «Азербайджанский культурный кружок». В этот период также активно занимался творческой деятельностью, продолжая свои литературоведческие, культурологические и исторические исследования, результатом которых стали изданные в конце 40-х – начале 50-х гг. работы: «Венки азербайджанской культуры» («Azerbaycan Kültür Çelenekleri»), «Современная азербайджанская литература» («Çağdaş Azerbaycan Edebiyyatı») и «Современная азербайджанская история» («Çağdaş Azerbaycan Tarihi») . В 1951 году увидела свет фундаментальная монография Расулзаде, посвященная творчеству великого азербайджанского поэта Низами .

В 1952 году Расулзаде удалось наладить издание печатного органа Азербайджанского культурного общества – журнала «Азербайджан», на страницах которого публиковались материалы по истории, литературе, культуре и искусству Азербайджана, а также работы, посвященные национально-освободительной борьбе азербайджанских тюрков.

В этот период Расулзаде плодотворно сотрудничал с Американским комитетом за свободу народов СССР (American Committee for Freedom for the Peoples of the USSR), по приглашению которого в 1953 году отправился с визитом в США, где в эфире радиостанции «Голос Америки» выступил с обращением к азербайджанскому народу в связи с 35-й годовщиной провозглашения независимости Азербайджана.

Произведения М. Э. Расулзаде

  • «Сиявуш нашего века » (Стамбул, 1923)
  • Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
  • «Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
  • «Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
  • «Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
  • Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
  • Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
  • Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
  • «Какое нам полезно правительство?» (Баку, 1917)
  • «Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
  • «О пантюркизме» (Париж, 1930)
  • «Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
  • «Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
  • «Крах революционного социализма и будущее демократии» (Стамбул)
  • «Нация и большевизм» (Стамбул)
  • «Кавказские тюрки» (Стамбул)
  • «О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)

Память

После распада СССР Азербайджан, как известно, отрекся от своего советского прошлого, провозгласив современную Азербайджанскую республику правопреемницей не Азербайджанской Советской Социалистической республики (АзССР), а Азербайджанской Демократической республики (АДР), которая, как известно, существовала в 1918-1920-х годах. Интересно отметить, кстати, что Азербайджанская республика отреклась от АзССР во всем, кроме границ (Армянские Арцах (Карабах) и Нахиджеван большевики включили в пределы советского Азербайджана в 1921 году).

Конечно, - это дело самих азербайджанцев на официальном или ином, удобном для себя уровне “вычеркивать” внушительный временной пласт истории своего государства, - временной пласт, который в случае Азербайджана намного длиннее, чем вся остальная история азербайджанской государственности. Однако, повторимся, это дело самого народа и властей. Почему нынешние азербайджанские власти поступают так непоследовательно? - это уже тема для отдельной статьи. Гораздо проблематичнее, когда они непоследовательны не только в данном вопросе, но и в других.

Речь здесь не идет о позиции официального Баку в переговорах по Арцаху. Об этом столько сказано, что добавить практически нечего - достаточно лишь вспомнить провал переговоров по вине президента Азербайджана в Казани.

На этот раз, произнося слово “непоследовательность”, имеем в виду мысли Ильхама Алиева, озвученные несколько дней назад в интервью российскому телеканалу “Россия 24”.

В очередной раз, теперь уже в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне, Ильхам Алиев, забыв, что является правопреемником АДР, вместо того, чтобы восхвалять деятельность героев этого государства в годы войны, вдруг начинает вспоминать, причем, избирательно-обрывочно, историю других народов.

Интересна причина, по которой Ильхам Алиев, не упомянув деятельность создателей АДР в годы Второй мировой войны, взялся судить других. Вряд ли скромность помешала.

А вспомнить президенту Азербайджана есть о чем. И для этого не надо копаться в разных архивах. Деятельность этих государственных и политических лиц в самом Азербайджане отнюдь не скрывается, более того - пропагандируется, ими гордятся.

Возьмем, для примера, личность председателя Национального Совета АДР Мамед Эмина Расулзаде, “Политический портрет” которого был издан в Баку в 2014-м году.

Уже с первых страниц данной книги мы узнаем, что Расулзаде - “лидер Азербайджанского национального движения (Мусават) и, по сути, создатель идеологических и политических основ современной азербайджанской государственности ”, является также основателем “идеологии азербайджанизма”.

Чтобы узнать, чем же занимался в годы Второй мировой войны, да и до нее, лидер Мусавата, полистаем вышеназванную книгу.

Итак, читаем: 21 мая 1937 года в респектабельном клубе Высшей школы Гумбольдта в Берлине собрались более 200 представителей науки, прессы и общественно-политических кругов Германии, чтобы послушать доклад Расулзаде на тему «Азербайджанский вопрос». Нетрудно догадаться, какими были политические взгляды “представителей науки, прессы и общественно-политических кругов Германии”, собравшихся в тот день послушать “основателя идеологии азербайджанизма”.

Речи Расулзаде, сообщает автор “портрета”, “настолько понравились публике, что статьи и заметки, посвященные выступлению Расулзаде в клубе Высшей школы Гумбольдта, появились в крупных изданиях как столичной, так и провинциальной германской печати ”. А мысли Расулзаде произвели на немцев такое “сильное впечатление”, что они “еще в мае 1941 года предложили лидеру партии Мусават сотрудничество в грядущем германо-советском конфликте ”.

Но, конечно, Расулзаде не простак, и выдвинул немцам условие, что “в случае освобождения немцами Азербайджана, последний получит свободу как во внутренней, так и внешней политике ”. Однако, автор, оправдывая своего “героя”, забыл, что несколькими страницами ранее утверждал, что “он (Расулзаде) был осведомлен о том, что, несмотря на всю словесную риторику, немцы, даже в случае победы в войне с СССР, не собираются восстанавливать государственную независимость кавказских народов, в том числе, азербайджанских тюрков ”.

Тем не менее наш “идеолог азербайджанизма” настолько усердствовал в сотрудничестве с гитлеровцами, что, как сказано в его “портрете”, “28 мая 1943 года в фешенебельном берлинском отеле «Kaiserhof» был организован прием по случаю 25-летней годовщины провозглашения независимости Азербайджана, в котором наряду со 150-ти азербайджанскими деятелями принимали участие представители официальных кругов и научной общественности Германии ”. - Да, да! В фашистской Германии, в разгар войны с Советским Союзом, торжественно отмечали годовщину того самого АДР, правопреемником которого является нынешний Азербайджан.

За просто так, или за красивые азербайджанские глаза, конечно, вряд ли можно удостоиться у гитлеровцев подобных почестей. Даже куда более знаменитый русский генерал Власов, такого не заслужил.

Но Расулзаде гитлеровцы считали “знаковой фигурой азербайджанской эмиграции… возможности которого казалось соблазнительным использовать при реализации планов Третьего Рейха в отношении восточных территорий ” (цитата из той же книги).

Возникает естественный вопрос: - разве Расулзаде, будь он даже семи пядей во лбу, смог бы один заслужить таких почестей?

Конечно, нет. У Расулзаде были, по выражению автора книги, “оппоненты” среди других деятелей азербайджанской эмиграции в той же гитлеровской Германии, которые (цитата) “почему-то стыдливо замалчивают тот факт, что они сами делали все возможное, чтобы помешать достижению каких-либо договоренностей между мусаватским лидером и немцами. В этом план е особо усердствовал Амирджан, имевший в то время весьма натянутые отношения с Расулзаде ”.

Можно подумать, что в Германии были все же азербайджанские тюрки, которые боролись с “фашистским прихвостнем” Расулзаде. Но это были бы поспешные выводы, ибо подобное поведение “оппонентов” Расулзаде, по словам того же автора, “объяснялось тем, что им были обещаны ключевые посты в будущем государственно-административном аппарате кавказских государств. Поэтому они стремились заранее нейтрализовать мусаватского лидера и тем самым избавиться от своего главного конкурента” .

Вот так, вот! Думается, сказанного о деяниях Мамед Эмин Расулзаде достаточно, чтобы “в полный рост” представить портрет “создателя идеологических и политических основ современной азербайджанской государственности, идеологии азербайджанизма”, вооружившись которой, например, современный азербайджанский офицер способен ночью зарубить топором спящего сокурсника, чтобы стать героем в своей стране.

Конечно, примером для него были Расулзаде и другие “28 тыс. (В реальности - 70 тысяч) азербайджанских добровольцев, воевавших в составе национальных легионов”, которые “сражаясь в частях Азербайджанского легиона против советской армии, искренне верили в то, что тем самым приближают час освобождения родного Азербайджана от большевистского ига ”.

Это уже точно не фашизм - это азербайджанизм!..