Какие таинства христианской церкви вы знаете. Христианские таинства. Cемь Таинств. Исповедь, или Таинство покаяния

«Семь церковных таинств»

То, что число таинств в Церкви равно семи, знает каждый ученик воскресной школы, хотя, конечно же, это разделение условно, так как Церковь сама есть тайна, поскольку в ней всё таинственно. Тем не менее, поскольку такая классификация таинств существует, приведём их разъяснение в соответствии с этой классификацией.

1. Быть нехристем негоже
Крещение. Это таинство установил Сам Христос, сказав Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В этой фразе заключено одно из основных требований к правилу крещения: крестят в православную веру, окуная в воду трижды — во имя Троицы. Но ещё в первые века христианства появилась ересь (евномианская), последователи которой погружали крещаемого в воду один раз — в знак смерти и воскресения Христа. По этому поводу апостолы даже установили правило (пятидесятое), согласно которому тот, кто погружает крещаемого один раз, а не три, будет извержен из Церкви. Поэтому и сейчас, когда христианин неправославного вероисповедания желает принять православие, то производится тщательное исследование правил, по которым его крестили прежде. Если погружали один раз — то такое крещение считается недействительным, если же крестили по троичной формуле, то такое крещение признаётся. Тщательное исследование это необходимо, поскольку человек должен креститься только один раз.

По этому поводу часто возникает вопрос, а нужно ли крестить так называемых погружённых, то есть тех, кого крестили в деревнях верующие бабушки. В таких случаях, если нет возможности, выяснить, насколько правильно была соблюдена формула крещения, необходимо пройти таинство крещения заново, а священник при этом, дабы не нарушить запрет повторного крещения,обязательно скажет: «аще не крещён есть». Если же человека крестили правильно, то он приходит на таинство крещения, но включается в совершение таинства только на стадии миропомазания, так как миром его бабушки точно не мазали.

2. Все мы мазаны одним миром
Миропомазание хотя и производится во время крещения сразу же после окунания в купель, тем не менее, является самостоятельным таинством. Во время этого таинства священник запечатлевает «печать дара Духа Святаго» через помазание новокрещённого святым миром. Миро — это благовонное масло, которое варится в последние дни Великого поста и освящается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Великий четверг (четверг Страстной седмицы). Затем миро разливается по сосудам и развозится по всем епархиям. Различные секты, в том числе и те, кто самочинно называет себя «православными», миро не имеют, а потому не имеют и таинства миропомазания.

После крещения и миропомазания человек начинает жизнь как бы с чистого листа: все его предыдущие прегрешения очищены «баней пакибытия», но поскольку в этом падшем мире не согрешить трудно, Церковь установила таинство покаяния, к которому крещёный человек должен прибегать как можно чаще.

3. Покаяния двери отверзи
Покаяние (исповедь). Какими бы ни были тяжкими грехи человека, Милосердный Бог может его простить при условии искреннего раскаяния. Именно искреннего, а не формального. Поводы для покаяния у человека найдутся всегда, и для этого не стоит специально грешить. Мало того, человек, согрешающий сознательно, в надежде, что Бог его за это простит во время исповеди, вряд ли это прощение получит.

В последние годы сложилась традиция, что исповедь в храмах принимается в определённое время, как правило, накануне причастия. А для того, чтобы приступить к причастию, требуется несколько дней поговеть (попоститься) и вычитать немало специальных молитв. В связи с этим в сознании новоначальных христиан сложилось убеждение, что всё это нужно делать и накануне исповеди. А поскольку выполнить установленные правила не всем под силу, многие так и не могут исповедовать накопившиеся грехи. Необходимо отметить, что покаяние — таинство самостоятельное, и человек может к нему приступить не обязательно после жёсткой подготовки в виде поста и чтения молитв. Желательно только приобщить своё желание исповедоваться ко времени, установленному в том или ином храме. Единственное условие для желающего исповедоваться — искреннее осуждение своих прегрешений и желание их не повторять. А вот для того, чтобы приступить к причастию, требуется специально подготовиться.

4. Сие есть Тело Мое
Таинство причастия. На Тайной вечере Христос, преломив хлеб и раздав его Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое», подав же чашу с вином, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». Христос тем самым заменил кровавую жертву (иудеи на Пасху закалывали агнца — ягнёнка) жертвой бескровной. С тех пор христиане, причащаясь во время таинства причастия, принимают в себя Тело и Кровь Христову, в которые таинственным образом пресуществляются хлеб и вино во время богослужения.

В Русской Православной Церкви существует традиция приступать к таинству причастия лишь после исповеди, строго натощак (начиная с 24 часов предыдущего дня), накануне поговев минимум три дня и прочитав специальные молитвы. Младенцы до семи лет (до шести лет включительно) причащаются без исповеди. Больным людям, страдающим серьёзными заболеваниями и которые не могут обходиться без таблеток, разрешается в случае необходимости накануне причастия принять лекарство, так как лекарство едой не считается. «Погружённые» (крещёные мирянами) могут приступить к причастию только по дополнении такого крещения священником. Мирянам принято причащаться не менее пяти раз в году (во время четырёх длительных постов и в свой день Ангела), а также при особых жизненных ситуациях, например, накануне бракосочетания.

5. Брак честен и ложе нескверно
Венчание. Отметим сразу, что Церковь не признаёт законным так называемый «гражданский брак», при котором люди сожительствуют, не регистрируясь в ЗАГСе. Поэтому во избежание недоразумений к венчанию допускаются только лица, имеющие документ о регистрации брака. Такой зарегистрированный брак Церковь признаёт законным. Тем не менее Церковь напоминает, что для православных людей гражданской регистрации недостаточно и что нужно обязательно получить Божье освящение семейной жизни.

Венчание в наше время стало явлением модным, и, к сожалению, не все приступающие к нему осознают его важность и свою ответственность перед Богом и супругом, которую они берут во время венчания. Церковь же, желая быть браку честному, а супружескому ложу нескверному, просит Бога покровительствовать молодым всю их совместную жизнь. Но очень часто случается, что супруги относятся к венчанию, как к некоему магическому обряду, который должен автоматически скрепить их союз без приложения взаимных усилий. Без веры в Бога венчание в большинстве случаев становится бессмысленным. Церковный же брак бывает крепок лишь в том случае, когда супруги не забывают обещания, данные ими при венчании, и не забывают просить Бога помочь им эти обещания выполнять. И Бог всегда им поможет, так же как и тем, кто к Нему обращается при болезни во время таинства елеосвящения, или соборования.

6. Исцеление немощей душевных и телесных
Елеосвящение (соборование). Суть этого таинства точнее всего изложил апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание апостола Иакова, глава 5, стихи 14-15). Многие люди относятся к этому таинству с совершенно необоснованным страхом: дескать, соборование предваряет смерть. Действительно, довольно часто человека соборуют накануне смерти, тем самым очищая его от всех невольных грехов, которые он совершил в жизни и о которых по неведению или забывчивости (но не утаив специально) не покаялся на исповеди. Однако нередки случаи, когда, казалось бы, безнадёжно больные люди после таинства соборования вставали на ноги. Так что бояться этого врачующего таинства не стоит.

7. Поп — от слова папа
И последнее (не по значимости, конечно, а по количеству) таинство — это таинство священства. Православная церковь сохранила преемственность священства от апостолов, которых рукоположил Сам Христос. С первохристианских времён таинство священства (рукоположения) непрерывно передавалось в недрах Церкви вплоть до нашего времени. Поэтому в тех христианских организациях, которые периодически возникают на пустом месте и которые претендуют на то, чтобы называться Церковью, священства как такового фактически нет.

Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, исповедующими православие, состоящими в первом браке (венчанном) или принявшими монашеские обеты. В Православной Церкви существует трёхстепенная иерархия: диаконы, священники и епископы. Диакон — это священнослужитель первой степени, который хотя и принимает участие в таинствах, но сам их не совершает. Священник (или иерей) имеет право совершать шесть таинств, кроме таинства рукоположения. Епископ — священнослужитель высшей степени, который совершает все семь церковных таинств и который имеет право передавать этот дар другим. По традиции епископом может стать только священник, принявший монашеский чин.

В отличие от католицизма, где все священники без исключения принимают целибат (обет безбрачия), в православии существует белое духовенство (женатое), и чёрное (принявшие монашеский чин). Тем не менее для белого духовенства существует требование быть единожды женатым, то есть человек, состоящий в повторном браке, не может быть священнослужителем, а священнослужитель, ставший вдовцом, не имеет права жениться второй раз. Нередко священники-вдовцы принимают монашеский чин. Монахи же, нарушившие обет безбрачия, извергаются из Церкви.

По древней традиции священнослужителей (диаконов и священников) называют отцами: отец Павел, отец Феодосий и т. д. Епископов принято называть владыками. В официальных же обращениях пишутся соответствующие титулы священнослужителей: к диакону обращаются «Ваше Боголюбие», к иерею — «Ваше Преподобие», к протоиерею (старшему священнику) — «Ваше Высокопреподобие». Высокопреподобием также титулуют игуменов и архимандритов (старших из священников монашеского чина). Если диакон или священник являются монахами, то их называют иеродиаконом и иеромонахом соответственно.

Епископы, которых также называют архиереями, могут иметь несколько административных степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. К епископу официально обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество». В Православной Церкви, в отличие от Католической (где Папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), патриарх не наделён статусом непогрешимости. Наличие же в титуле патриарха слова «Святейший» относится не к нему, а к самой Церкви, одну из земных структур которой он возглавляет. Все же важнейшие церковные решения в Православной церкви принимаются соборно, то есть коллективно, так как, несмотря на наличие титулов и званий, все православные являются братьями и сёстрами во Христе и все вместе являются той самой Церковью, которая свята и непогрешима.

Ну а что касается слова «поп», которое в нынешние времена приобрело некую оскорбительно-пренебрежительную окраску, то нужно заметить, что произошло оно от греческого слова «папэс», что означает любящий отец или папа!

Священство, Елеосвящение .

Верующему человеку, принявшему первое Таинство св. Крещения дается право быть полноправным членом этой Церкви и пользоваться во благо другими св. Таинствами и обрядами.

В водах св. Крещения омываются все грехи человека, но потом, впадая в тот или иной грех, он вновь оскверняет и душу и тело свое. И если в нем нет чувства раскаяния, он затвердевает в этой греховной грязи, водружая из нее глухую стену отчуждения от Бога .

Чтобы разрушить эту стену, отдаляющую нас от Бога, Церковь вновь нам подает руку помощи - она предлагает нам Таинство Покаяния.

Что это за Таинство? Кратко сказать - это чистосердечное исповедание своих грехов пред свидетелем Бога - священником.

При совершении этого Таинства невидимо предстоит Сам Христос Спаситель и через своего служителя - священника - Сам принимает исповедь кающегося грешника. И от последнего зависит: получить прощение от Господа или уйти с тем, с чем пришел. То есть, если человек сознает свою греховность и с сокрушением сердечным в этом исповедуется, имея твердое намерение оставить грех и исправить свою жизнь - он тем самым разрушает стену отчуждения и из чада Божьего гнева становится чадом Его любви. К нему возвращается милость Божия и благословение. А что может быть радостнее и утешительнее, как пребывать всегда в любви Христовой! Он щедро одаривает любовью тех, кто после сердечного покаяния соединяется с Ним в святом Таинстве Причащения, вкушая под видом хлеба и вина - Пречистое Его Тело и Честную Его Кровь.

Это святое Таинство, как и другие, установил Сам Христос, когда на Тайной Вечере - последней трапезе, накануне своих крестных страданий и смерти, "...взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26,28).

Таким образом, сущность св. Таинства причащения состоит в том, что во время совершения Божественной Литургии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа пресуществляются (превращаются), становятся истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем".

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным и совершенным Богом, был в то же время и совершенным человеком. Его все видели, слышали и осязали как обычного человека.

Подобно этому непостижимому чуду воплощения, Христу было угодно прикрыть под видом хлеба и вина Пречистое Свое Тело и Пречистую Свою Кровь. Поэтому, когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, значит, он вкушает в них Самое Честное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Принимая с должным благоговением святое Причастие, православный христианин сподобляется быть причастником вечной жизни. Св. Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Причащения: "Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в св. Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово".

И святой Иоанн Златоуст , подтверждая спасительность Причащения, говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обители рая, конечно, не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.

Разве все это не убеждает нас, сколь велико значение в нашей жизни Святого Причащения.

В первые века христианства верующие причащались каждый Воскресный день. Но современные христиане, не имея такой чистоты жизни, как их далекие предки, должны все-таки, хотя бы 4 раза в году - в положенные посты, причащаться святых Тайн. Конечно, пред этим подготовив себя воздержанием в пище, исполнением молитвенного правила, искренним примирением со своими родными и ближними и, наконец, чистосердечным покаянием пред своим духовником.

Совершив такую подготовку, мы можем со страхом Божиим и верой приступить и подойти ко святой Чаше и, смиренно сознавая свое недостоинство, принять Святое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

В практике церковного служения священник нередко встречается с людьми, которых смущает сам факт причащения множества людей из одной Чаши и с одной лжицы. Они боятся заразиться инфекционной болезнью, которой может болеть один из причащающихся. Как разрешить это недоумение?

На первый, поверхностный взгляд, кажется странным, что с одной лжицы причащают и здоровых людей и больных. С точки зрения санитарии и просто здравого смысла этого делать нельзя! Но если мы посмотрим на Причащение с точки зрения св. учителей, то увидим, сколь глубока разница в подходе к разрешению этого вопроса.

Святое Причащение, как мы говорили выше, есть одно из семи Таинств церкви. А где есть тайна, тайна действия Божия, там все должно восприниматься Верой, а не рассудочными умозаключениями. Искренне верующий христианин, когда приобщается святых Тайн Христовых, понимает, что он вкушает не просто хлеб и вино, а Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и потому для него здесь нет места для сомнения или смущения. Тем же, кому диавол внушает соблазн опасности заболевания от единой Чаши причащения, можно задать вопрос: как объяснить тот факт, что священник, служащий десятки лет и употребляющий по окончании каждой Литургии остающиеся Святые Дары в Чаше, из которой он причащал и больных людей и здоровых, сам никогда не заболевает заразной болезнью? Это могу подтвердить и я, прослуживший более пятидесяти лет у престола Божия. А как быть с тем фактом, когда тяжелобольные люди, подчас безнадежные, после причащения святых Тайн, на удивление врачей, обретают здоровье и силы?! Все это убедительно свидетельствует о той целительной силе, присущей святому Таинству Причащения.

Теперь необходимо сказать несколько слов и о святом Таинстве Брака. В наше время понятие брака часто сводится к плотскому сожительству мужчины и женщины. Инстинкт полового влечения выдается за любовь. И если одна из сторон вдруг почувствует пресыщение такой любовью, то появляется чувство отвращения к другой стороне, желание поскорее избавиться от нее, то есть неминуем развод. Что мы и видим по печальной статистике: сегодня каждый третий брак расторгается. Это - крушение семьи. Оно несет горе и нравственное разрушение всех жизненных устоев не только самой семье, но и обществу, и государству в целом. Таковы печальные факты гражданского брака; брака, не освященного святым Таинством Церкви.

Некоторые могут возразить: разве нет случаев развода тех пар, которые освятили свое бракосочетание в Церкви? Да, есть, но это - исключение из правил. В основном люди, пришедшие в Храм Божий по своей свободной воле для совершения Таинства Брака, отдавали себе отчет в том, что они делают. Да и совершитель Таинства - священник заранее обязан разъяснить молодоженам, к чему они приступают, чтоб это было не данью сегодняшней моде, что это не просто красивый обряд, а Святое Таинство, брачный союз, который установил Сам Бог Творец в раю, когда создал первых людей - мужчину и женщину. Св. Климент Александрийский, подчеркивая святость Брака, говорит: "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует". Сам Господь через Своего служителя - священника благословляет такое соединение двух сердец, союз их душ и телес во взаимной любви друг к другу, по образу любви Христа и Церкви.

Да, христианский брак есть тайна любви - любви не только человеческой, но и божественной. Потому-то апостол Павел в своем послании подтверждает, что "Тайна сия велика есть..." (Ефес.5.32). Ибо любовь мужа к жене - это подобие любви Христа к Церкви, за которую Он принял распятие на Кресте, а любовно-смиренное повиновение жены к мужу - подобие отношения Церкви ко Христу, которая находит в нем радость бытия и свое нескончаемое счастье. Да, тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом.

А без любви ко Христу никакое соединение не будет прочно, ибо не только во взаимном влечении, в общих вкусах, в общих земных интересах заключается истинная прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению.

Таким образом, только вера во Христа и полнокровная жизнь в Его Церкви являются единственно необходимым условием неразрывного христианского брака. "Что Бог сочетал, того человек не разлучает" (Мф.19,6).

Надо отметить еще и тот факт, что благодать и благословение Божие, которые преподаются при Таинстве Брака, нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь их дом. Вот в чем непроходимая ценность церковного Брака. И разумные супруги должны приложить все силы, чтобы сохранить это Божие благословение и Его любовь до конца своей жизни.

Муж и жена, сознающие себя членами Церкви, должны быть послушны ей во всем. А она устами Апостола Павла говорит: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время упражнения в посте и молитве , а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7, 4-5).

Из всего сказанного становится ясно: чтобы стать наследником райского блаженства в будущей вечной жизни, надо прежде здесь, на земле, упорядочить свою жизнь, т.е. заключить ее в рамки православного христианства. Не на словах, а на деле быть православным христианином. А для этого надо потрудиться и построить жизнь свою как прочное и надежное здание, в котором ты хочешь жить счастливо и мирно и которому не страшны будут "ни ветер, ни вода, ни иное что повредити может", ибо фундаментом этого дома будет Вера истинная, стены его сцементирует Православие , а крышей будет Любовь Божия и Его Благословение к создавшему сей дом.

Для строительства любого здания требуются разнообразные материалы: помимо кирпича, цемента, необходимы гвозди и дерево, стекло, краски и прочее, без чего дом не будет приспособлен для жилья.

Так и здание жизни нашей тоже требует отделочных материалов, которыми оно украшается. Это многочисленные церковные установления и обряды, добрые и священные традиции, обычаи и правила христианского поведения. Хотя о некоторых из них мы уже говорили ранее, но тема эта широка и необъятна. Потому в добавление к сказанному, следует все-таки ответить на те вопросы, которые многих волнуют.

Моя маленькая дочь пришла в церковь в пять лет и сильно испугалась новой обстановки. Пришлось ждать пару лет, чтобы ребенок воспринимал поход в храм спокойно и доброжелательно. Это была моя ошибка, так как не подготовила девочку заранее и не объяснила значение посещения божьего храма. Когда дочка привыкла и освоилась в новой обстановке, тогда с доверием приняла крещение. После я объяснила ей, что такое Таинства православной церкви, и она с удовольствием принимала причастие и пошла на первую исповедь. В статье я хочу рассказать о семи церковных Таинствах, и какую роль они играют в жизни верующего человека.

Некоторые церковные обряды представляют собой Таинства, которые непостижимы умом человека. Например, во время Таинства причастия хлеб чудесным образом трансформируется в тело Христово, а вино — в кровь. Чтобы это принять, нужна вера, что подобное возможно и допустимо.

Рассмотрим подробно 7 Таинств православной церкви:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • покаяние (исповедь);
  • причащение;
  • соборование;
  • венчание;
  • священство.

Эти Таинства были определены самим Господом Христом, он заповедал своим ученикам нести людям свет божественной истины евангелия. Через Таинства мы обретаем благодать Духа Святого, милость и спасение. Именно в обретении благодати и состоит отличие Таинства от иных церемоний и действий в церкви.

Если во время молебна или панихиды мы полагаемся на милость божью и не уверены, получим ли ответ. То во время Таинств благодать бога пребывает на верующих постоянно. Если во время обрядовых действий мы выражаем свою веру и благоговение перед богом, то во время Таинства на паству снисходит благодать .

Причащение — самое главное из всех Таинств церковных, когда верующий человек соединяется в духе с плотью и кровью Спасителя. Именно благодаря ему мы обретаем наследие вечной жизни. Слово «евхаристия» переводится с греческого как «благодарение». Мы благодарим Иисуса за дар спасения души.

Вторым по значимости стоит Таинство священства: рукоположение и посвящение в церковный сан. Рукоположение совершает епископ, передавая благодатный дар Духа Святого.

Особо важным из Таинств является и крещение, с помощью него возрастает численность христиан. Остальные церковные Таинства необходимы для раскрытия христианской жизни и святости церкви.

Какие дары обретает человек во время Таинства:

  • при крещении происходит рождение духовного человека;
  • при миропомазании православный обретает укрепляющую благодать;
  • причащение питает верующего духовной пищей;
  • покаяние очищает душу от прегрешений;
  • священство дает благодать наставлять паству на путь веры;
  • венчание освящает супружескую жизнь;
  • соборование освобождает от физических и душевных недугов.

Три Таинства являются неповторимыми, то есть, проводятся только раз в жизни. К ним относится крещение, миропомазание и священство. Остальные Таинства повторяются по мере участия верующих. Например, таинство соборования можно проходить ежегодно, а таинство исповеди — каждую неделю.

Крещение

Это Таинство было положено самим Господом Христом, когда он лично крестился в Иордане. После своего воскресения Спаситель заповедал апостолам крестить людей во имя Святой Троицы. Крещение проводят только единожды, ибо невозможно дважды родиться в духовном теле.

Троекратным погружением в воду символически смывается первородный грех. После крещения верующий становится воцерковленным и может причащаться Святых Даров.

После крещения власть дьявола над душой полностью уничтожается, теперь он может лишь соблазнять христианина на грех обманом. Почему православная церковь крестит младенцев, которые не понимают, что с ними происходит? Для этого им даны крестные родители, которые ручаются за своего крестника и обязаны воспитать его в традициях веры. Если крестные не справляются со своей обязанностью, это ложится тяжким бременем греха на их плечи.

Миропомазание

Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.

Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.

Для исповедующегося необходимо признать свои прегрешения, искренне раскаяться и иметь твердое намерение исправиться. Иисус Христос взял грехи человечества на себя добровольно, пострадал за каждого из нас. Это была добровольная жертва, поэтому христианин должен осознавать величие дара Спасителя и не быть неблагодарным. Признать свой грех — это признание искупительной жертвы, а принять решение исправиться — это благодарность за дар спасения души.

Святые отцы говорят, что покаяние — это основа христианской жизни . Человек слаб и немощен духовно согласно своей природе, поэтому надеется только на благодать и милость божью в спасении. Однако нельзя превращать милость божью в профанацию и грешить бессовестным образом. Это является выражением неблагодарности Спасителю. Грехи отдаляют верующего от бога, а искреннее покаяние и исправление приближает. Покаяние еще называют крещение слезами .

Признание своей грешной природы приближает человека к богу. Кто не видит своих грехов, тот болен духовно.

Однако следует помнить, что бог видит сердца людей, поэтому формальное покаяние не имеет силы и прощения. Если человек в сердце своем помышляет о грехе, формально покаявшись, это наносит большой вред его душе. Это называется духовной болезнью. Православный должен осознать свои прегрешения, принять твердое намерение избавиться от страстей и просить помощи у Господа в исправлении.

Искреннее покаяние готовит нас к Страшному Суду . Кто постоянно исповедуется и стремится исправиться, тому можно не бояться держать ответ перед богом. Не нужно стыдиться священника, которому исповедуешься, ведь он поставлен для этой цели самим богом. Нужно бояться и стыдиться нераскаянного греха. Если человек страдает забывчивостью, можно записать свои прегрешения на бумагу и прочитать священнику. Важно ничего не забыть.

Первая исповедь

Когда ребенку исполняется 7 лет, родители должны подготовить его к первой исповеди, от которой зависит его дальнейшая жизнь как христианина. Нельзя пугать ребенка наказанием божьим, необходимо прививать любовь к богу и чаще рассказывать о его заботе. Страх перед наказанием может привести к дальнейшему отказу взрослого ребенка от веры.

Нужно помочь ребенку преодолеть застенчивость перед исповедью, помочь и одобрить его решимость рассказать о прегрешениях. Поэтому к первой исповеди детей готовят заблаговременно, а не ставят перед фактом. В задачу родителей входит объяснение смысла покаяния и опасности греховных поступков для души. Опасность не должна представляться ребенку чем-то фатальным, но огорчением бога — любящего отца. Необходимо привить ребенку доверительное отношение к священнику и исповеди, объяснить важность покаяния для его правильных взаимоотношений с небесным отцом.

Таинство причастия

Евхаристия — одно из важных Таинств, когда верующий приобщается Святых Даров и становится одним целым с Иисусом Христом. Без причастия невозможно войти в жизнь вечную и обрести наследие царства небесного. Евхаристия была определена Господом Христом на тайной вечере, когда он разломил хлеб и назвал его своим Телом. Дав апостолам вина, он назвал его своей Кровью. С тех пор верующие постоянно причащаются Святых Даров на богослужениях.

Каким образом вино может пресуществиться в кровь, а хлеб в тело? Это невозможно объяснить логически, так как речь идет о духовных вещах. Вино и хлеб не меняют своих физических свойств, но изменяется их духовная составляющая.

При этом следует осознавать, что венчание не является неким магическим обрядом, который навечно соединяет мужа и жену. Супруги должны вести благочестивую жизнь, принимать участие в церковной жизни и воспитывать детей в православных традициях. Бог посылает свою благодать венчающимся, но они должны жить по евангельским заповедям. К сожалению, не все супружеские пары это понимают до конца, а просто надеются на чудо или волшебство.

Введение

1. Таинства православной церкви: общие сведения

2. Семь таинств православной церкви

2.1 Таинство святаго Крещения

2.2 Таинство миропомазания

2.3 Таинство покаяния

2.4 Таинство причастия

2.5 Венчание

2.6 Священство

Заключение

Введение

Православные таинства - это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви.

Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после Великого раскола утвердилось почти исключительное использование византийского обряда.

Совершитель Таинств - Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств пришло из латинского схоластического богословия в конце XVI века, что было вызвано в Константинополе богословской полемикой с протестантами, а в Москве - сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако, традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) прочно укоренилась в позднейшем школьном богословии.

Цель данной работы: охарактеризовать таинства православной церкви.

Таинства православной церкви: общие сведения

Церковь на земле - средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь - общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви - Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее - Господа Иисуса Христа и ее Кормчего - Духа Святого...

Таинство (греч. мистерион - тайна, таинство) - священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. - И даже самое незначительное? - Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, «дарующих спасение», то есть собственно Таинств.

Таким образом, под словом «Таинство» святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит: «Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран».

Все стороны жизни Православия являются результатом религиозно-исторического развития живого Тела Церкви. Этот процесс часто сравнивают с тем, как из малого семени вырастает могучее дерево. Не сразу в Церкви оформились и семь таинств, такое их количество установилось лишь к XV-XVI в. Первая попытка систематизации таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита. В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах Иоанна Векка (1277 г.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

) богоучрежденность;

) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Таинства Православной Церкви делятся на:

) неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;

) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

) обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

) необязательные для всех - Брак и Священство.

Семь таинств православной церкви

В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение (соборование).

Крещение, Покаяние и Евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем непосредственно сообщается в Новом Завете.

О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание. Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

2.1 Таинство святого Крещения

Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.

Почти то же самое происходит и в таинстве крещения. Однако с существенной разницей: «новорожденным», а точнее - новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста; страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна - Царство Небесное; «родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью; закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее - в Евангелии; в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка - Бог-Троица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует Таинство Святого Крещения.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Когда же наступит время Св. Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Совершение таинство крещения. Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).

Елей - это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного - днем именин.

Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее - новую жизнь с Ним и грядущее воскресение.

Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь - наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки - все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда. После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения - в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание - таинство новой жизни. Священник помазывает крещенного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время невидимо подаются крещенному дары Святого Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения. После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой - наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга - образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».


2.2 Таинство миропомазания

Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание - таинство новой жизни. В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром.

Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой - наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга - образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

2.3 Таинство покаяния

Нет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа? Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние - это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали. Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них (и записать). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.

Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя - высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.

Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости «Не согрешишь - не покаешься») оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: «А Я - осуждаю».

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию («запрещение») - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

2.4 Таинство причастия

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует это питание в таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит «благодарение». В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

К Причащению Святых Христовых Тайн в семье готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем - исповедь, то есть очищение своей совести в таинстве покаяния.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

О причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Таинство причащения совершается каждый день, кроме некоторых дней Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том, как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не реже одного раза в месяц.

В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия. Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который, как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.

Евангелие наполнило новым смыслом ветхозаветные образы. Христа на кресте воин ударил копьем, чтобы подтвердить Его кончину, - и из раны хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая является условием жизни, смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет, которым священнослужитель вынимает частицы из просфор - хлебов для причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов составляют единую ткань богослужения. В нее вплетаются переживания верующих, связывая происходящее со всей Священной историей человечества. Тело и Кровь Христа - «духовная пища», огонь, сжигающий зло, но и способный «попалить» тех, кто причащается «недостойно», т. е. неискренне, без благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на совести утаенные грехи. Вместо «исцеления души и тела» такие люди, по мнению Церкви, готовят себе наказание. «Причастился во осуждение», - говорят о таких случаях в Церкви.

После положенных священнодействий, вознесения молитв священником, совершающим таинство, и всей церковью, причастники приближаются к ступеням алтаря. Детей пропускают вперед, они причащаются первыми. Дети в Православной Церкви причащаются сразу после крещения. Самые маленькие, которые еще не могут есть твердую пищу, причащаются Кровью Христовой. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» - причастники, крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше - потиру. Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся. Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши и отходят к столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем - вином с водой - и съесть кусочек освященного хлеба. По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.

2.5 Венчание

Венчание или брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Каждое таинство - это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве венчания человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, - знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной. Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает - перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии - Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя - Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.

От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей. Священник берет венцы и возлагает их - один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». И - «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». «Венчай» - значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.

Далее следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос - Церковь, не жалея своей жизни, а жене - любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь - Христа. Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину). И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.

2.6 Священство

Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая - диакон, затем - пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).

Посвящаемый во диакона получает благодать служить (помогать) при совершении таинств. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив на его голову руки и омофор (Омофор - знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.

Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Аксиос!» (греч. «достоин»), на что хор и весь народ отвечает троекратным «Аксиос!». Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства Брака и Соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире - ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.

2.7 Елеосвящения (Соборование)

Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Своей притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).

Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес…» Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними.

Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.

Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).

Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:

) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;

) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, - это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.

Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26-30).

Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.

Заключение

Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующее.

Православные Таинства - священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание. Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28,19-20). Этими словами Господь ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства.

Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.

Таинства - это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Святаго Духа - спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.

Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко Причастию. В таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.

Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной жизни.

Таинство Священства дает возможность совершать все Таинства. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь.

В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

Список используемой литературы

Васечко В.Н. Сравнительное богословие (курс лекций) / В.Н. Васечко. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 102 с.

Лортц Й. История Церкви. Христианская Россия. В 2 томах / Й. Лортц. - М.: Новое время, 2000. - 511 с.; 579 с.

Малков П.Ю. Введение в литургическое Предание. Таинства Православной Церкви (курс лекций) / П.Ю. Малков; Под ред. протоиерея В. Воробьева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 322 с.

Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра. Том 4. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 862 с.

Пономарев В. Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. Часть 2. / В. Пономарев. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 182 с.

Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения / Ю. Табак. - М.: Встреча, 2002. - 73 с.

Одной из органичных частей духовной практики православного человека является участие в святых таинствах. Если в других религиях духовно-религиозные практики принято называть мистериями или более общими понятиями: культ, обряд – то в православной Церкви речь идёт о таинствах – пространстве, в котором человек взаимодействует со Святым Духом. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . Система таинств христианства сложилась не сразу. Так, в католическом мире семь христианских таинств были утверждены в XIII веке на Лионском соборе. Однако надо признать, что в действительности выполнялись они с первых веков распространения христианства.

Крещение . Таинство крещения есть такое священнодействие, в котором верующий во Христа, через троекратное полное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омываетсяот первородного повреждения (первородного греха); если речь идёт о взрослом человеке, то ещё и от всех грехов, совершённых им до крещения. Таинство крещения установил Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Евангелие от Матфея 28: 19). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие », – сказал Господь (Евангелие от Иоанна 3: 5).

В крещении происходит приобщение к истинно живым людям и осуществление выбора между жизнью и смертью. При крещении священник использует воду, которая имеет двойственное значение: с одной стороны, вода символизирует жизнь, поскольку без воды человек умирает; но, с другой стороны, водная стихия чужда человеку, в ней он умирает, поэтому вода – это также символ смерти. Таким образом, человек, став христианином, претендует на жизнь вечную, однако тяжкие грехи, например отречение от своей веры, приводят к смерти. Для крещёного грех гораздо опаснее, чем для некрещеного. Крещение совершается лишь один раз в жизни.

Миропомазание . Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной. В этом обряде, взятом из иудаизма, человек приобщается к дарам Святого Духа. Миропомазание происходит достаточно быстро во время совершения таинства крещения. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет специальным благовонным маслом (миро, елей) лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазание указывает на то, что человек принимает служение Богу и является божьим. Благодаря миропомазанию, человек восстанавливает в себе образ Божий, что является необходимым условием для уподобления Ему. Через миропомазание происходит актуализация того дара, который дан человеку при крещении.

После совершения миропомазания священник трижды обходит купель, что символизирует вечность союза новокрещёного с Богом (круг – символ вечности).

Покаяние . Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает прощение грехов от Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » (Евангелие от Иоанна 20: 22-23).

Следует отметить то, что идея покаяния сложилась ещё в иудаизме. На иврите покаяние произносится как тшува . Это слово имеет значения возвращения и ответа . Таким образом, отойдя через грех от Бога, человек в покаянии возвращается к Нему и несёт перед Ним ответственность за свои поступки. Тшува состоит из осознания греха; принятия решения об его исправлении; принесение извинений и возмещение ущерба; благие деяния. Однако в иудаизме покаяние предполагало возвращение к прежней природе, к тому состоянию, в котором человек пребывал до совершения греха, в то время как в православии покаяние предполагает преодоление собственного естества, возвышение над собственной природой, духовное преобразование, при котором человек не возвращался бы к своему прежнему состоянию, а был бы ещё более сильным духом.

Через покаяние человек очищает и преображает свою душу. Если священник чувствует, что грех особенно велик или покаяние недостаточно глубокое, то он может наложить на человека епитимию (с греч. запрещённое ) – систему воспитательных мер (частое чтение молитв, усиленный пост, временное отлучение от причастия, жёсткий запрет на привычки, способствующие проявлению греха…). Обычно епитимия налагается тем священником, который является для конкретного человека духовником.

Фактически покаяние позволяет человеку начать новую жизнь, независимо от своего прошлого опыта. Безусловно, Бог не оправдывает неправды. Однако таинство отсекает греховную часть души и делает её не- или малодействительной для последующей жизни человека. Покаявшийся человек осознаёт свой грех, отрекается от него и старается больше его не повторять. Таким образом, зло, оставаясь злом, после покаяния оказывается вне человека и уходит в небытие. Покаянию отводится важное место не только в православной Церкви, но и в католической. Так, в 1215 г. Латеранский собор вменил католикам в обязанность ежегодную тайную исповедь, а Тридентский собор в 1551 г. возвёл тайную исповедь в ранг догмата.

В православии к покаянию относятся с большим вниманием, учитывая всю сложность этого таинства. Когда священников спрашивают о самом великом чуде, когда-либо ими наблюдаемом, то большинство из них молчат, а некоторые говорят, что самое великое чудо, которое им случалось видеть, – это искренне кающийся грешник. На древнегреческом языке слово покаяние митонойя – означает изменение ума . Действительно, человеку искренне покаяться крайне сложно, ибо ему следует изменить весь свой образ мыслей, который складывался подчас в течение десятилетий. Обычно люди стремятся оправдать свой грех: дескать, виновато общество или что-либо другое; ещё чаще ищут в грехе благо: мол, буду вспоминать хорошее, и то, что причиняет боль сейчас, через некоторое время вызовет приятные воспоминания. Это самоуспокоение крайне опасно, ибо грех в таком случае будет тенью изо дня в день преследовать человека, ожесточая его сердце, растлевая душу. Покаяние предполагает признание того, что в грехе нет ничего хорошего. Особенно опасен блудный грех, так как его последствия оставляют тяжкий след на душе человеческой и резко снижают вероятность духовного спасения. Всё же считается, что рождение и достойное воспитание ребёнка снимает с человека многие грехи, в том числе и блудные. Однако без покаяния, естественным путём, избавиться от последствий некоторых грехов невозможно, поскольку человек по своей природе ничего не забывает. Так, канадский физиолог Пенфилд, стремясь найти методы лечения эпилепсии, проводил опыты. Он вживлял в кору головного мозга золотые электроды, и, когда их активизировал, у человека появлялось иллюзорное изображение того, что он когда-то видел и, как ему думалось, уже забыл. Иначе говоря, ничто не проходит бесследно. Чтобы последствия греха были минимизированы, не привели к служению сатане и духовной смерти, необходимо совершать таинство покаяния.

Важно отметить то, что человек отвечает первоначально за грехи, которые совершены другими людьми по его вине, а потом непосредственно за свои. Например, мужчина, растливший девушку (один из самых страшных грехов), ответственен за те грехи, которые она впоследствии совершит по причине своего развращения. В принципе пороки такого мужчины не снимают ответственности и с самой женщины. Отказ от покаяния может заключать в себе установку на то, чтобы ещё больше грешить.

Венчание. Прежде всего, надо понимать то, что брак естественен для человеческого бытия и по своей сути свят. Любой брак, зарегистированный в ЗАГСе (то есть гражданский, или государственный брак), заключенный по языческим обрядам, венчанный в католической или иной христианской церкви, или ещё какой-либо законный брак, является великим торжеством и радостью для всякого человека. Таинство брака является первым таинством, в котором человек принял участие. Речь идёт о том, что супруги становятся единым целым. Ещё задолго до рождения Иисуса Христа люди от начала своей истории заключали законные браки и вступали в великое святое танство супружеского общения. Обряд венчания есть символ освящения супружеской жизни мужчины и женщины, чрез венчание на супругов сходит благодать. Брак подчёркивает святость и чистоту любви между мужчиной и женщиной, честность их отношений друг перед другом, обществом и Богом. В браке муж и жена представляют собой единое целое, они немыслимы в отрыве друг от друга. Более того, в браке человеческая природа достигает своей полноты. В нравственном богословии отмечено: «Человек Адам может считаться завершённым только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева». Необходимо учесть и то, что в браке подчёркивается святость девства, соблюдение которого (как в душевном, так и в телесном смыслах) есть важнейшая предпосылка к созданию здоровой семьи. Весьма справедливо замечает Павел Флоренский: «Только с высоты уцеломудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата… и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства». Осуждение брака, искусственное уклонение от него рассматривается Церковью как грех. Развод считается также серьёзным грехом, ибо делает человека, особенно женщину, слабой перед блудным пороком (Евангелие от Матфея, 5:31-32). Развод может быть разрешён в индивидуальном порядке, а общими причинами для расторжения брака является искусственное преждевременное прерывание беременности против воли мужа и супружеская измена. Католическая Церковь в качестве причины для развода допускает ещё и бесплодие одного из супругов. Однако в православии такой подход не принимается, ибо брак основан не на стремлении продлить род, а исключительно на любви – величайшем чувстве человека. В данном случае необходимо внимательно, вдумчиво прочесть слова апостола Павла в 13 главе 1-ого Послания к Коринфянам (желательно эти слова знать наизусть).

Священство . Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископы, или священники, или диаконы), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, то есть речь идёт о благословении человека на службу Богу и людям в сане священника.Установление таинства священства закреплено в Священном Писании (Ефес. 4: 11-12; Деян. 6: 6; Деян. 14: 23). Вопрос посвящения человека в сан священника рассматривается архиепископом, который может отказать претенденту в таком благословении. Причиной отказа могут послужить различные грехи, произошедшие в жизни потенциального священника. Например, если ему приходилось убивать, даже ради самосохранения (исключение делается, если убийство случилось при защите Родины или своих ближних); если у данного человека или у его жены были добрачные половые связи; если человек недобросовестно относится к ритуальной стороне своей веры. Если же милостью Божьей человек может стать священником, то он проходит таинство священства, в заключение которого над ним произносится слово аксиос (с греч. достоин ). Священник производит священнодействия, чрез которые по действию Святого Духа свершается таинство. Таинство совершается независимо от нравственных качеств священнослужителя.

Елеосвящение (соборование). Это таинство происходит над больным человеком. Он должен изъявить свободную волю, коей выражает желание пройти это таинство. Здесь учитывается, что всякие болезни есть результат грехов как своих личных, так и своих родственников. В этом таинстве грехи снимаются, следовательно, вероятность исцеления резко возрастает, в случае же смерти больного больше оснований надеяться на спасение его души.

Причастие – это христианское таинство, смысл которого состоит в том, что человек приобщается к материальной субстанции Богочеловека. Это таинство является центральной частью литургии (от греч. leitos общественный – и ergon служба , то есть общее дело или общественная служба). В ходе его совершения происходит освящение единства тела, души и духа. Перед причастием следует соблюсти пост в течение одного-трёх дней. Также перед причастием происходит покаяние, ибо нельзя становиться сопричастным Богочеловеку, имея на душе непокаянные грехи. Данное таинство также называется евхаристия (от греч. благодарение ).

Таинство святого причащения установил Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов . Сие творите в Мое воспоминание » (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно свершается в Церкви Христовой и будет свершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

К выполнению таинств следует относиться со всей серьёзностью, ибо таинство, также как и иные формы обрядов, выражают, объективируют внутреннюю жизнь человека. Небрежность в выполнении обрядового действа свидетельствует о лицемерности того, кто так поступает. Между тем, также как радость или приветливость, огорчение или обида выражаются в мимике, так и духовная жизнь выражается в обрядах. Также обряды содействуют правильной организации духовно-религиозной жизни.