Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения: святые отцы о Богородице

Православная Церковь отмечает великий христианский праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы. Это событие, произошло две тысячи лет назад, когда Архангел Гавриил принес благую весть Пресвятой Деве Марии. О чем говорит эта благая весть нам, живущим в XX веке?

Благая весть, которую Архангел Гавриил принес Деве Марии, была давно ожидаемой не только ветхозаветным человечеством, но и Небом. Это радость для всех, для каждого из нас, ныне живущих.

До Христа люди по смерти не могли войти в райские обители, они были закрыты. И народ ожидал Мессию, подобно тому, как истекающий кровью человек ждет "скорую помощь". Потому "скорая помощь" с красным крестом - это символика христианская.

Господь послал Архангела Гавриила к Деве Марии. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, Она была отдана из

Иерусалимского храма восьмидесятишестилетнему старцу Иосифу, чтобы он хранил Ее девство. Она жила в Назарете, когда к Ней явился Архангел и благовестил, что Она зачнет и родит Сына и даст Ему имя Эммануил - "С нами Бог"! Она спросила:

Как будет это, если Я мужа не знаю?

Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя, - отвечал Архангел.

И Дева Мария сказала смиренно:

Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему. Совершилась воля Божия - Она зачала и стала Матерью Бога.

Человеку даны огромные способности. Господь наш Иисус Христос сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный. Будьте святы, как Отец Мой свят есть." И Матерь Божия Дева Мария смогла удостоиться такой чести -быть Матерью Бога. Этим Она стала выше небесных Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Господь, приняв от земной женщины нашу человеческую природу, прожил на земле тридцать три с половиной года, дал Свой Закон. Народ по злобе, по своей испорченности и гордыне не узнал в Нем ожидаемого Мессию, не принял Его и предал позорной смерти. Сын Божий был распят на Кресте, умер и Своим Воскресением в третий день после смерти воскресил нашу пленную земную плоть для жизни в будущем веке. Господь принял наше человеческое естество, и это естество страдало на Кресте, умерло и воскресло, Теперь же по произволению Божию оно восседает одесную Бога Отца.

Так что каждый из нас имеет величайшую возможность в постоянном духовном совершенствовании приближаться к Богу и после смерти воссоединиться с Ним.

Люди, живя на земле святой жизнью, воскресили свои Души еще при земной жизни, возродили в душах Царство Небесное через таинства крещения, покаяния и причащения. Через молитвы и Святые Дары они постоянно соединялись с Богом и стали гражданами Неба. И такие люди, когда придет Всеобщее Воскресение, воскреснут для вечной радостной жизни с Господом. И в день Страшного Суда они окажутся по правую сторону от Господа, будут под покровом Его благодати. А те, кто жили неправедно, в день Всеобщего Воскресения оживут не для Бога, а для вечных адских мук.

Евангелие означает в переводе "благая весть ", и Благовещение Девы Марии тоже "благая весть ". Как они связаны друг с другом?

Благая весть была явлена Матери Божией о том, что родится от Нее ожидаемый всеми Мессия. А когда Господь родился и дал евангельский Закон, то эта благая весть несла радость о спасении и искуплении рода человеческого.

Христос Своими страданиями искупил весь род человеческий, в том числе и нас. Он оставил нам веру и покаяние, надежду на спасение, потому Евангелие для нас "благая весть".

Архангел падший, приняв образ змея, разговаривает с девой, обрученной мужу, и обманывает ее. Это – грехопадение.

У жены в Раю еще нет имени. Лишь после изгнания из Рая Адам даст ей имя Хава, или Ева, что значит «жизнь». Первое звено греха в человеческом роде, а вместе с ним и косвенная причина смерти – женщина – называется «жизнью», но не в насмешку, а ради пророчества.

Жизнью должна стать Евина Дочка, к Которой тоже придет Архангел, только не падший, а славный. Он придет и скажет: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою». Слов таких никогда не говорили ангелы людям. Ни Моисею, ни Илии, как бы ни были велики эти оба, ни кому-то еще.

Моисей, проживший 40 лет во дворце фараона, еще 40 – в горах среди овец и наконец еще 40 – в пустыне, предводительствуя евреям, описал в кратких словах историю грехопадения.

Лука, «врач возлюбленный», спутник Павла и один из 70 апостолов, описал Благовещение.

Эти рассказы зафиксированы не только в разные времена, но и на разных языках. Моисей – на иврите, Лука – на греческом. Но приложенные друг к дружке, эти рассказы образуют подобие зеркального отражения. Все главные черты в них тождественны друг другу, и только знак «минус» моисеевого рассказа меняется на знак «плюс» в Евангелии.

Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра? Конечно, нет.

Дело в том, что нельзя, невозможно родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать Неопалимой купиной, если Бог того захочет. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати. В большинстве случаев куст сгорит в пламени Божества, а, говоря евангельски, и «мехи прорвутся, и вино прольется».

Во всех женщинах – одна природа и органы пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только Единому и больше никому. Господь воплотился и стал человеком, как только нашел Ту, от Которой стало возможно Боговоплощение.

Вся история мира до Рождества, говорит Иоанн Дамаскин, двигалась в сторону рождения человечеством лучшего цветка – Богородицы. И в слове «Богородица», говорит Дамаскин, помещается весь Промысл Божий о ветхозаветном мире.

Ради этого – избрание одного человека – Авраама. Ради этого – дарование Аврааму потомства и превращение этого потомства в многочисленный народ. Ради этого – дарование народу Закона. (Нужно было отделить и оградить этот народ от всех прочих, чтобы в недрах его вырастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.)

И вот Она родилась.

Уже прошли, незаметные для посторонних глаз, годы жизни при Храме – годы, овеянные тайной, пронизанные благодатью; годы, прожитые под недремлющим взором Всевидящего Ока.

Уже девочка стала девушкой, и в Храме больше оставаться было нельзя. Уже обручили Ее вдовцу из Ее же колена, который должен был хранить и оберегать врученное ему сокровище.

Она никогда не была праздной. За годы жизни в Храме Она привыкла чередовать молитву с работой, а работу с чтением и богомыслием. И тогда Она тоже была занята делом, когда, не раскрывая дверей, в Ее доме появился Архангел.

Есть иконы, на которых Дева прядет. Это, скорее, символ, чем факт, поскольку в Ее чреве и от Ее кровей для Бесплотного соткалась Плоть. Прядение указывает на это. И есть иконы, где Она читает. Читает, конечно же, Писание и, быть может, те самые слова, где говорится: «Се Дева во чреве примет и родит Сына».

Так или иначе, Книга подходит больше. Ее многочисленные буквы, точки и крючочки так похожи на обилие ветвей и листвы на дереве. Дева Мария ведь исправила Евину ошибку, загладила прежнее непослушание. В листве райского дерева тогда спрятался змей, а в буквах этой Книги таится небесный смысл. Там, у дерева, праматерь была в высшей степени нерассудительна, доверчива, поспешна в решениях. Здесь Мария проявляет сдержанность и мудрость. Она проявляет наличие у Нее духовного опыта, редкого, почти невозможного для Ее отроческих лет.

Совсем недавно тот же Архангел, «Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1: 19), явился в Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии Предтечи. Тогда старый священник «смутился, и страх напал на него» (Лк. 1: 12).

Когда же Дева Мария увидела небесного гостя, Она «смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1: 29).

Разница очевидна: священник боится, Дева размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она привычна к посещениям сверху. Она молчит и рассуждает в себе. Это проявление дисциплины ума высшей пробы; это аскетическая зрелость высшего порядка.

Никакой мистический экстаз не овладевает Ею, помимо Ее воли. Она предельно собранна. Она вслушивается в слова Гавриила, а тот объясняет Деве, что пророчества исполняются. На языке понятий, доступных только уму и сердцу истинных израильтян, чающих утехи Израилевой, Гавриил говорит о рождении Сына, Которому будет дан престол Давида, Который воцарится над домом Иакова и Царству Которого не будет конца.

Дева слушает.

Надо думать, что Она не просто слушает, но слушает и молится, силясь почувствовать, обман ли это, подобный шепоту змея в Раю, или правда Божия. Один раз Она позволяет Себе вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

В ответ Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить Ее. Дух Святой – это Утешитель, а Сила Всевышнего – это Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая будет Его земной Матерью. Он ждет Ее согласия.

Ведь еще не произошло зачатие. Еще только идет диалог Ангела и Девушки. Вся история мира истончилась до слабости нити. Испугайся Дева, скажи: «Я боюсь! Отойди от Меня», – и Ангел отойдет, а история продолжится. Продолжится поиск земной Матери для Безлетного Сына.

Мария не должна отказываться ни из чувства недостоинства, ни из чувства страха. Она должна быть выше Моисея, который, слыша повеление идти в Египет и уводить народ, то ссылается на дефект речи, то спрашивает, что именно ему говорить израильтянам.

Дева отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Двери души Марии раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Человечество в Ее лице сказало Богу: «Да!» Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым Ты решил прийти».

Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение не то чтобы творить в тайне от праздных взглядов Свои великие дела, открытые и понятные одним только смиренным душам. Об этом скоро Сама Мария пропоет, встретившись с матерью будущего Предтечи.

«Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1: 52–53).

Наши молитвы в большой части своей повторяют однажды сказанные ангелами слова. Мы поем, вслед за серафимами, на литургии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

Мы читаем и поем Трисвятое.

Мы начинаем утреню ангельскими словами: «Слава в вышних Богу, и на земле – мир, в человецех благоволение».

К Божией Матери мы тоже обращаемся ангельскими словами.

«Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою», – говорим мы Ей вслед за Гавриилом. Эти слова повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника Благовещения. Вплотную к ним примыкают длинные похвалы великолепного Акафиста Благовещению, каждая строчка которого слаще рахат-лукума.

Радуйся, Лествице, Ею же сниде Бог!

Радуйся, мосте, приводяй сущих от земли на Небо!

Радуйся, столпе огненный, наставляй сущия во тьме!

Радуйся, покрове миру, ширший облака…

А что же сам Гавриил?

Исполнив то, что было велено ему, и услыхав слова согласия от Девы, он видел, как зачинается в Ее чреве и принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул скромный Назаретский дом.

«И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 38).

Ты - венец девства, Ты - Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! (Заключительное слово на III Вселенском Соборе).

От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господнятри громкие таинства, которые совершились в тишине Божией.

Мученик Иустин Философ:

Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей.

Святитель Григорий Нисский:

Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства.

Сказавшая слова: "Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева (Ис. 7, 14).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа - не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась.

Святитель Иоанн Златоуст:

Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей.

Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О, предивный и пречудный обмен.

Святитель Григорий Палама:

Дева - Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица - вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она - слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего.

Святитель Григорий Нисский:

Говоря о Нерастленной и Неискусобрачной, невозможно в собственном смысле употребить слово "зачатие", потому что слова "девство" и "плотское зачатие" несоединимы в Одной и Той же.

Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так не ощутила рождения. По свидетельству пророчества без болезней было у Нее рождение: "прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном" (Ис. 66, 7).

Преподобный Ефрем Сирин:

Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Преподобный Никодим Святогорец:

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Никифор Каллист:

Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные.

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.

Никифор Каллист:

В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Священномученик Игнатий Богоносец:

У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим.

Святитель Дионисий Ареопагит:

Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления.

Святитель Феофан Затворник:

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых - тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский:

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, которая по своей чистоте телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда, благодаря девственной чистоте своей, взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась в единый дух с Богом,- как сказано в Писании: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17), так и в пречестном Успении своем тою же ступенью взошла к нему, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение стала достойной быть Ему Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых... Этой же высокой ступенью глубочайшего смирения достигла она превысочайшей чести Богорождения, нетленного материнства, ибо во время смиренных слов Ее: "Се, Раба Господня" (Лк. 1, 38) в Ее пречистой девической утробе "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Смирение есть основание всего, и все прочие добродетели служат как бы надстройкой на этом основании. И в жизни своей Пречистая Дева более всего смирением приблизилась к Богу, Который говорит: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом" (Ис. 66, 2). Тем же смирением и в Успении своем Она взошла на небеса и возведена со славою на престол Небесного Царствия, ибо смирение царствует Пречистой Девой там, откуда низвержена гордыня.

К третьему начальнейшему лицу Святой Троицы - Богу Отцу Она взошла третьей высочайшей ступенью - любовью, ибо по апостолу "любовь из них больше" (1 Кор. 13, 13). Через нее Она сделалась Дочерью Отца Небесного. Как возлюбила Пречистая Дева Бога, этого не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному только Богу, и сердцу испытующему, известная.

У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына. Любовь же Пречистой Девы не имела различий, ибо тот Единый, Которого Она любила, был для Нее и Отцом, и единственным Сыном, и Женихом нетленным. Вся Ее всеобъемлющая любовь направлялась к единому Богу, и ради нее Она названа и невестой Святого Духа, и Матерью Бога Сына, и Дочерью не по такому приобщению, каким все становятся верными чадами Божиими, по словам Писания: "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12), и в другом месте: "И я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18). Пречистая Дева сделалась дочерью Бога Отца иным, несравненно высшим, честнейшим и ближайшим усвоением.

Представим себе, что некий человек принял к себе двух юных осиротевших отроковиц, воспитал их, как дочерей, и назвал их обеих своими дочерьми, а затем одну из них сделал невестой своего единокровного сына. Эта отроковица, сочетавшаяся с сыном его, становится по закону естества его ближайшей дочерью, родственной ему в большей степени, чем та отроковица, которая не сочеталась с сыном его. Ибо эта является только названной дочерью его, первая же и по закону естества становится его дочерью, так как становится плотью единой с его сыном, по закону естества - дочерью того же отца. Точно так же можно сказать о Пречистой Богородице. Так тремя этими ступенями (я не упоминаю бесчисленных других) Матерь Божия восходит ныне в горнее: к Богу Духу Святому - девственной чистотой, к Богу Сынусмирением, и к Богу Отцу - любовью. Скажу более: всеми этими ступенями взошла Она к единому в Троице Богу. Ибо тем, чем угодила Богу Духу Святому, тем же угодила и Богу Сыну, и Богу Отцу; чем угодила Богу Сыну, тем же угодила и Богу Отцу, и Богу Духу Святому; чем угодила Богу Отцу, тем угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева. совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама.

Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим.

При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Богоматерь исповедует перед всем человечеством в Евангелии... что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества.

Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз сошел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, сделал благодатночистой, способной принять в себя Бога Слово и сделаться Его Матерью... Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Божия Матерь не познала борьбы с плотскими пожеланиями: прежде чем могло подействовать в Ней вожделение, сошел на Нее Святой Дух, запечатлел Ее чистоту, даровал Ей духовное наслаждение, к которому прилепилось Ее сердце.

Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком.

Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий.

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас".

Московский Патерик:

Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, избил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного гостя. Белено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле, навстречу иконе, И чудо совершилось. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи... Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. "Эта Дева,- сказали они,- Заступница русских, Мать христианского Бога... Ее сила неодолима". Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. "Бежал Тамерлан, говорит летописец, гонимый силой Пресвятой Девы".

Троицкий Патерик:

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий совершал келейное правило и перед иконой Богоматери пел Акафист, что он делал ежедневно... Когда он окончил молитву, его душа ощутила приближение небесного явления и он сказал своему келейнику преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо: мы будем сейчас иметь чудесное посещение". И сразу послышался голос: "Се, Пречистая грядет!" ...Старец встал, вышел в сени, и здесь осиял его свет ярче солнечного. Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом... Не в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц. Но благая Матерь прикоснулась к нему и сказала: "Не бойся, избранник Мой. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всем - не только при жизни твоей, но и после того, как ты отойдешь к Богу. Я не оставлю этого места и всегда буду хранить его".

Благовещение Пресвятой Богородицы - это праздник, как Господа нашего Иисуса Христа, так и Божией Матери. Господским он является по причине непосредственного отношения к зачавшемуся в сей день во чреве Пресвятой Богородицы Иисусу Христу; а Божией Матери, поскольку неотделим от Лица Которое способствовало в зачатии и вочеловечении Слова Божия.

Величие о достоинство Пресвятой Девы Марии невозможно описать. Неспроста самое важное место в Церковной иерархии уделено именно Ей. Ее ждали все роды. Она дала Божественному Логосу человеческую природу. Так, Лицо Пресвятой Богородицы тесно соединяется с Лицом Иисуса Христа.

Достоинство Матери мира обуславливается не только Ее добродетелями, но, главным образом, плодом Ее чрева. Этим объясняется тесная связь между мариологией и христологией. Говоря о Христе нельзя проигнорировать давшую Ему плоть. Когда же обращаемся к Богородице, мы одновременно обращаемся и ко Христу, потому что Он является источником неисчерпаемой благодати и Ее достоинства. Это очень хорошо видно в последовании акафистов, где Богородица всегда воспевается как Мать Иисуса Христа: «Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящего вся».

Слово «благовещение» греческого происхождения и состоит из двух слов: благо и весть, то есть «благая весть».

В истории человечества не было более важной новости, чем известие Архангела о воплощении Божия Сына, это исполнение данного Адаму и Еве после их падения обетования (см. Быт. 3, 15), так называемого «протоевангелия».

Согласно Максиму Исповеднику , Благовещение - это Божие заступничество и утешение, дарованные людям через Его воплощенного Сына, одновременно это и примирение людей с Богом Отцом, подающим в награду за послушание Иисусу Христу нерождаемое обожение. Обожение является «нерождаемым», потому что оно не рождается, а открывается в достойных этого откровения.

Благая весть, евангелие, благовещение - это исправление событий происшедших в осязаемом Эдемском раю. Тогда с женщины началось падение со всеми его последствиями, теперь же женщина становиться началом всех благ. Богородица становиться новой Евой. Там Адам - здесь Христос. Там Ева - здесь Мария. Там древний змей - здесь Архангел Гавриил. Там шепот змея-дракона Еве - здесь приветствие Архангела Деве Марии (Иосиф Бриен). Так был исправлен поступок Адама и Евы.

Архангел Гавриил называет Богородицу «Благодатной». «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между Женами» (Лк. 1, 28-29). Пресвятая Дева именуется «Благословенной», потому что с Ней Господь.

Согласно многим Отцам Церкви , в Божию Благодать Богородица облеклась еще за долго до Благовещения. Пребывая на протяжении двенадцати лет во «святая святых» духовной жизни, которым является обожение. Храм в древнем Израиле состоял из трех частей: его двор предназначался для прозелитов; основная часть - для священников, а во святая святых позволялось входить только архиерею. Богородица же трехлетним ребенком была введена во святая святых! Это, как ничто другое, отображает Ее духовное состояние. Приснодева уже достигла обожения.

Богородица достигла обожения еще за долго до посещения Архангела Гавриила. Согласно богодухновенному толкованию св. Григория Паламы , для его достижения Приснодева использовала особый метод богопознания и богообщения. Речь ведется о безмолвии - исихастическом пути богопознании. Пресвятая Дева осознала, что посредством логики, чувств, фантазии, человеческой славы или разума достигнуть Бога невозможно. Она умертвила в Себе все эмоциональные силы души и посредством разумной молитвы активизировала разум. Так Она пришла к озарению и обожению, сподобилась стать Матерью Христа и дала Свое непорочное тело Божественному Логосу. Ее наполняли не просто добродетели, но боготворящая благодать Всесильного Бога. В сравнении с людьми Богородица имела полноту Божественной благодати. Разумеется, что полнотой благодати обладает только Христос, как Слово Божие, однако Приснодева приняла полноту от неисчерпаемой полноты благодати Своего Сына. по отношению к Христу Она стоит на ступень ниже, поскольку Христос обладал полнотой благодати «по природе», в то время как Богородица в силу Своего участия. Что же касается людей, то Матерь Божия несравненно выше всех, когда-либо рожденных на земле.

Богородица имела полноту благодати от полноты Благодати Своего Единородного Сына до зачатия, во время зачатия и после зачатия. До зачатия полнота была совершенной, во время зачатия более совершенной, а после зачатия - совершеннейшей (св. Никодим Святогорец) . Таким образом, Богородица была Девой как «по телу», так и «по душе». Ее телесное девство несравненно выше и совершенней достигаемого действием Пресвятого Духа душевного девства святых.

Ни один человек не приходит в этот мир освобожденным от первородного греха. Как само падение Адама и Евы, так его последствия были унаследованы всем человеческим родом. Вполне естественно, что не была от него избавлена и Пресвятая Дева. Слова апостола Павла четки: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Из Павлова выражения видно, что грех является лишением Божией славы, а также что никто из людей не освобожден от него. Следовательно и Богородица несла на Себе бремя первородного греха. Но возникает вопрос, в какой же момент жизни Она от него освободилась?

Прежде всего, необходимо сказать, что первородный грех является лишением славы Божией, отдалением от Бога, утратой богообщения. Подобное лишение неминуемо имело и телесные последствия: в тело прародителей вошли порча и смерть. Когда в православном предании ведется речь о наследовании первородного греха, в виду имеется не наследование вины за совершение греха, а унаследование его последствий, первейшими из которых являются порча и смерть. Как при поражении корня растения заболевают и страдают ветви и лисья, так и во весь человеческий род - наследие Адама - вошла болезнь. Наследуемые человеком порча и смерть, это благотворный климат для разведения и культивирования затмевающих человеческий разум страстей.

Восприятие Христом с вочеловечением этого смертного и страждущего тела послужило исправлением последствий Адамово падения. Обожение, как и озарение разума, присутствовало еще в Ветхом Завете, однако тогда еще не была онтологически упразднена смерть, и по этой причине боговидцы и пророки уходили в ад. С воплощением и воскресением Христа человеческая природа обожилась и этим была дана возможность обожения каждому человеку. Становясь посредством святого крещения членом воскресшего и обожествленного Тела Христова, человек освобождается от первородного греха.

Только в такой перспективе можно понять причастность Пресвято Девы Марии к первородному греху и освобождение от него. Богородица, как и все мы, родилась с бременем первородного греха, и Ее тело унаследовало все последствия порчи и смерти. Со входом во святая святых Иерусалимского Храма Она стяжала обожение, которое, однако, было еще недостаточно для освобождения от последствий первородного греха (порчи и смерти) по причине того, что божественная и человеческая природы еще не соединились в Ипостаси Сына Божия. Таким образом, когда силой Пресвятого Духа во чреве Пресвятой Девы божественная природа соединилась с человеческой, в этот момент Богородица вкусила освобождение от первородного греха. Произошло то, чего не смогли своим свободным подвигом достичь Адам и Ева. Во время благовещения Приснодева достигла несравненно высшего состояния, чем то, в котором находились Адам и Ева до своего падения. Богородица сподобилась вкусить завершительной ели творения.

Пресвятая Богородица не нуждалась в приходе дня Пятидесятницы. Также Ей не было необходимости принимать крещение. Пережитое апостолами в день Пятидесятницы, когда силой Святого Духа они соделались членами Тела Христова, и происходящее со всеми нами во время таинства Крещения - с Божией Матерью произошло в день Архангелово благовещения.

В этой перспективе необходимо истолковывать и слово св. Иоанна Дамаскина, что в день благовещения Богородица приняла Духа Святого, очистившего Ее и подавшего Ей силу вместить Божество Слова, а также силу родить Его. Это означает, что от святого Духа Приснодева приняла благодать не только Ее очищающую, но и «вмещающую», и «рождающую» Божественное Слово как человека (Господские праздники, Иерофей Влахос, митрополит Навпакта и Святого Власия, стр. 17-24).

Святые отцы о Богоматери.

Ты - венец девства, Ты - Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! (Заключительное слово на III Вселенском Соборе).

От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господнятри громкие таинства, которые совершились в тишине Божией.

Мученик Иустин Философ:

Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей.

Святитель Григорий Нисский:

Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства.

Сказавшая слова: "Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева (Ис. 7, 14).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа - не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась.

Святитель Иоанн Златоуст:

Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей.

Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О, предивный и пречудный обмен.

Святитель Григорий Палама:

Дева - Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица - вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она - слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего.

Святитель Григорий Нисский:

Говоря о Нерастленной и Неискусобрачной, невозможно в собственном смысле употребить слово "зачатие", потому что слова "девство" и "плотское зачатие" несоединимы в Одной и Той же.

Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так не ощутила рождения. По свидетельству пророчества без болезней было у Нее рождение: "прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном" (Ис. 66, 7).

Преподобный Ефрем Сирин:

Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Преподобный Никодим Святогорец:

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Никифор Каллист:

Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные.

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.

Никифор Каллист:

В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Священномученик Игнатий Богоносец:

У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим.

Святитель Дионисий Ареопагит:

Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления.

Святитель Феофан Затворник:

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых - тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.


Святитель Димитрий Ростовский:

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, которая по своей чистоте телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда, благодаря девственной чистоте своей, взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась в единый дух с Богом,- как сказано в Писании: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17), так и в пречестном Успении своем тою же ступенью взошла к нему, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение стала достойной быть Ему Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых... Этой же высокой ступенью глубочайшего смирения достигла она превысочайшей чести Богорождения, нетленного материнства, ибо во время смиренных слов Ее: "Се, Раба Господня" (Лк. 1, 38) в Ее пречистой девической утробе "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Смирение есть основание всего, и все прочие добродетели служат как бы надстройкой на этом основании. И в жизни своей Пречистая Дева более всего смирением приблизилась к Богу, Который говорит: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом" (Ис. 66, 2). Тем же смирением и в Успении своем Она взошла на небеса и возведена со славою на престол Небесного Царствия, ибо смирение царствует Пречистой Девой там, откуда низвержена гордыня.

К третьему начальнейшему лицу Святой Троицы - Богу Отцу Она взошла третьей высочайшей ступенью - любовью, ибо по апостолу "любовь из них больше" (1 Кор. 13, 13). Через нее Она сделалась Дочерью Отца Небесного. Как возлюбила Пречистая Дева Бога, этого не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному только Богу, и сердцу испытующему, известная.

У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына. Любовь же Пречистой Девы не имела различий, ибо тот Единый, Которого Она любила, был для Нее и Отцом, и единственным Сыном, и Женихом нетленным. Вся Ее всеобъемлющая любовь направлялась к единому Богу, и ради нее Она названа и невестой Святого Духа, и Матерью Бога Сына, и Дочерью не по такому приобщению, каким все становятся верными чадами Божиими, по словам Писания: "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12), и в другом месте: "И я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18). Пречистая Дева сделалась дочерью Бога Отца иным, несравненно высшим, честнейшим и ближайшим усвоением.

Представим себе, что некий человек принял к себе двух юных осиротевших отроковиц, воспитал их, как дочерей, и назвал их обеих своими дочерьми, а затем одну из них сделал невестой своего единокровного сына. Эта отроковица, сочетавшаяся с сыном его, становится по закону естества его ближайшей дочерью, родственной ему в большей степени, чем та отроковица, которая не сочеталась с сыном его. Ибо эта является только названной дочерью его, первая же и по закону естества становится его дочерью, так как становится плотью единой с его сыном, по закону естества - дочерью того же отца. Точно так же можно сказать о Пречистой Богородице. Так тремя этими ступенями (я не упоминаю бесчисленных других) Матерь Божия восходит ныне в горнее: к Богу Духу Святому - девственной чистотой, к Богу Сынусмирением, и к Богу Отцу - любовью. Скажу более: всеми этими ступенями взошла Она к единому в Троице Богу. Ибо тем, чем угодила Богу Духу Святому, тем же угодила и Богу Сыну, и Богу Отцу; чем угодила Богу Сыну, тем же угодила и Богу Отцу, и Богу Духу Святому; чем угодила Богу Отцу, тем угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева. совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама.

Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим.

При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Богоматерь исповедует перед всем человечеством в Евангелии... что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества.

Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз сошел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, сделал благодатночистой, способной принять в себя Бога Слово и сделаться Его Матерью... Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Божия Матерь не познала борьбы с плотскими пожеланиями: прежде чем могло подействовать в Ней вожделение, сошел на Нее Святой Дух, запечатлел Ее чистоту, даровал Ей духовное наслаждение, к которому прилепилось Ее сердце.

Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком.

Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий.

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас".

Московский Патерик:

Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, избил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного гостя. Белено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле, навстречу иконе, И чудо совершилось. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи... Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. "Эта Дева,- сказали они,- Заступница русских, Мать христианского Бога... Ее сила неодолима". Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. "Бежал Тамерлан, говорит летописец, гонимый силой Пресвятой Девы".

Троицкий Патерик:

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий совершал келейное правило и перед иконой Богоматери пел Акафист, что он делал ежедневно... Когда он окончил молитву, его душа ощутила приближение небесного явления и он сказал своему келейнику преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо: мы будем сейчас иметь чудесное посещение". И сразу послышался голос: "Се, Пречистая грядет!" ...Старец встал, вышел в сени, и здесь осиял его свет ярче солнечного. Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом... Не в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц. Но благая Матерь прикоснулась к нему и сказала: "Не бойся, избранник Мой. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всем - не только при жизни твоей, но и после того, как ты отойдешь к Богу. Я не оставлю этого места и всегда буду хранить его".

Икона Пресвятой Богородицы Успение Киево-Печерская

История этой иконы переносит нас в древние годы, когда пышно расцветала в Киевской Руси весна православия, когда преподобные отцы русского монашества Антоний и Феодосий киево-печерские собирали в темных пещерах благоговейную рать иноков, а Богоматерь, избравшая их монастырь, как Свою земную обитель, великими и несказанными чудесами свидетельствовала о Своем благоволении к этому великому и чудному месту и, утвердив духовно обитель, пожелала воздвигнуть в нем Себе дивный храм.

Храм этот был проречен. Варяжский князь Шимон, пришедший на службу к благоверному князю Ярославу, избавленный силой Богоматери от смерти на поле сражения, рассказывал Антонию и Феодосию, что Христос приказал ему отнести в их обитель и повесить над жертвенником драгоценный венец и пояс, украшавшие раньше распятие, устроенное отцом Шимона. В бурю на море последовало Шимону чудесное явление дивной церкви и послышался голос, что «это - образ церкви, созидаемой преподобными во имя Богоматери, и что церковь эта будет иметь 20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину». Через несколько лет, найдя в Киеве преподобного Антония, Шимон передал им золотой пояс, говоря: «Вот мера основания будущей церкви». Вместе с тем он вручил и венец, прося повесить его над будущим святым жертвенником.

Преподобный Антоний передал эти предметы преподобному Феодосию, предсказав ему, что он будет строить церковь.

Много жертвовал Шимон, в иночестве Симон, на построение церкви и впоследствии часто посещал ее.

В 1075 году пришли из Царьграда четыре очень богатых, искусных церковных зодчих в монастырь к преподобным Антонию и Феодосию Печерским и сказали:

Где хотите начать строить церковь? Преподобные отвечали:

Там, где укажет место Господь.

Чудная вещь, - заметили тогда мастера, - вы предузнали время своей смерти, дали нам столько денег, столько золота на работу, а не избрали еще места для церкви.

Слыша такие непонятные для них речи, преподобные Антоний и Феодосий созвали всю братию и при ней спросили пришельцев:

Откройте нам всю правду, что значат ваши слова.

Мастера сказали следующее:

Однажды, когда мы спали в своих домах, на восходе солнца к каждому из нас пришли благообразные юноши с приглашением: «Зовет вас Царица во Влахерну» - храм в окрестности Константинополя. Мы отправились на зов, взяв с собой друзей и родственников, и все в одно время встретились во Влахерне. Там узнали мы друг от друга, что все слышали одинаковый зов Царицы и были созваны одними и теми же юношами. И там увидали мы Царицу окруженною множеством воинов и воздали Ей поклонение. Царица сказала нам: «Я хочу на «Руси», в Киеве, воздвигнуть Себе церковь; приказываю вам взять с собой золота на три года и идти ее строить». Мы, поклонясь вновь, отвечали ей: «Госпожа Царица! Ты повелеваешь нам идти в дальнюю, чужую сторону, где мы никогда прежде не бывали. К кому мы туда пойдем?» Царица объяснила нам: «Я посылаю с вами предстоящих здесь Антония и Феодосия»; и там мы увидели вас. Затем мы спросили: «На три года вручаешь Ты нам, Владычица, золото; скажи же этим инокам, чтобы они доставляли нам пищу и все нужное, а чем нас наградить - Ты знаешь Сама». На это Царица сказала: «Стоящий здесь Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год; возьмите же, как Я говорила вам, золота до избытка и идите спокойно в путь. Никто не в силах наградить вас так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, что ухо не слышало и что не приходит на сердце человеку, и Я Сама приду в церковь и буду жить в ней». Владычица дала нам и мощи мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора и велела положить нам эти мощи в основание будущего храма. Мы, приняв от Нее мощи, золото и все нужное, спросили Ее о величине церкви. Она нам отвечала: «В меру Я послала пояс Сына Моего по Его повелению. Но идите на открытое место, и вы увидите размеры будущего храма». Мы вышли, увидели в воздухе церковь и запомнили ее размеры и очертание; потом, вернувшись, вновь спросили Царицу: «Госпожа, в чье же имя желаешь Ты воздвигнуть храм?» И отвечала Она: «Хочу назвать его в Мое имя». Имени же этого мы не дерзнули спросить. Царица Сама сказала: «Церковь будет Богородичной» и вручила нам вот эту святую икону Успения со словами: «Икона эта да будет наместницей». Мы поклонились Ей еще раз и вернулись домой, неся с собой икону, принятую из рук Царицы.

После этого рассказа все прославили Бога и Матерь Его. Антоний сказал мастерам, что уже давно не выходит с преподобным Феодосием из этого места. Греки с клятвой заверяли:

Из ваших рук мы приняли золото перед многими свидетелями; мы проводили вас до кораблей, видели ваше отбытие и, проведя по вашем отъезде дома один месяц, пустились в путь; и вот теперь уже 10-ый день, как мы вышли из Царьграда.

Тогда преподобный Антоний сказал им:

Чада! Христос сподобил вас великой благодати. Юноши, являвшиеся вам, были пресветлые ангелы, а Царица во Влахерне - это Сама Пречистая Богородица Приснодева Мария, окруженная бесплотными силами ангельскими. Как Она показала вам зрак нашего лица, об этом знает один Бог. Благословен приход ваш и добрая с вами спутница - честная икона Госпожи Богородицы.

Таково чудесное происхождение этого бесценного сокровища Киево-Печерской лавры - чудной иконы Успения Богоматери.

Великие чудеса сопровождали все дело построения Киевской церкви, получившей имя «Великой».

Чтобы узнать место построения ее, преподобные Антоний и Феодосий испросили у Бога знамение: в одно утро все место, где потом была построена церковь, оказалось сухим, тогда как вокруг него была роса; в другую ночь повторилось то же явление, но в обратном порядке, т. е. только на одном святом месте пала роса. По молитвам преподобных на отмеренное Симоновым поясом место для храма, покрытое хворостом, упал огонь с небес, пожег хворост и сделал углубление, подобное рву. В основание стен положили мощи, врученные мастерам во Влахерне Пресвятой Богородицей. Заложив церковь, преподобный Антоний вскоре скончался, как предсказала Владычица, а на второй год по нем, выведя церковь из основания, почил и преподобный Феодосий, и уже третий игумен, блаженный Стефан, построил церковь, которая была освящена при новых великих чудесах.

Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя, пребывает доселе в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Она утверждена на шелковых шнурах над царскими вратами главного иконостаса и после службы опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ризой из чистого золота, украшенной драгоценными камнями. Имеет она 9 вершков в высоту и 6 1/2 в ширину.

Во всех бедствиях, разражавшихся над Киевом и над лаврой, икона оставалась невредимой. Перед этой заветной святыней Петр Великий, идя под Полтаву, молился о помощи, а возвращаясь, прославлял за помощь Богоматерь. Когда в лавре разразился в 1718 году пожар, то, получив весть об этом, Петр прежде всего спросил:

Цела ли чудотворная икона?

Услышав, что она сохранена, император воскликнул:

Итак, все сохранилось!

В тяжелые и опасные для города дни икону обносили вокруг ограды. Когда в 1677 году турки осаждали Чигирин и опасность грозила Киеву, чудотворную икону 27 августа почти в течение всего дня обносили вокруг города. Точно так же обносили ее вокруг Киева в 1812 году.

Празднование ей совершается 3-го мая и 15-го августа. Всякую среду перед началом литургии отправляется перед ней акафистное пение. По месту своего явления икона называется еще «Влахернской».

Внешность иконы такова: Богоматерь изображена почившей на одре; пред одром стоит Евангелие; около главы и ног Богоматери по 5 апостолов; первоверховный Петр у главы с кадилом, Павел с левой стороны припадает к ногам Богоматери, у середины одра Спаситель принял на руки душу Богоматери, а около главы Спасителя два крылатых ангела.

Благоговейный богомолец, посещавший Киево-Печерскую лавру и читавший сказания о чудотворной иконе, никогда не забудет тех чувств, которые волнуют душу, когда он в толпе богомольцев после литургии подходит к спущенной с иконостаса и лежащей на аналое иконе Успения.

Чьи руки начертали изображение отхода Пречистой на небо? Но Она Сама держала эту икону на руках, вручив ее 4-м зодчим, своими мощами почивающим в той же Киево-Печерской лавре.

Ее приняли на руки преподобные Антоний и Феодосий, ее благоговейно лобызали и ей поклонялись многие святые... И ныне пред ней христиане взывают: «Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая...»