Какой рукой подавать милостыню правильно. Как правильно подавать милостыню, чтобы себе не навредить. Из «Поучительных слов» святителя

Давайте задумаемся, как часто мы подаем милостыню? Где? Как? Всем подряд или по зову сердца?

Актуален ли в нашем современном мире этот вопрос? Пожалуй, да.

Как подавать милостыню, чтобы «не плюнуть себе в карму»? И как, совершив милость, не нарваться на мошенников?

Что есть милостыня? Милостыня - это проявление нашей милости. Нельзя сказать, что перед Богом и т.д. Это громко сказано, а значит нужно будет связать с другими вещами.

Давайте проще, укажем, что это просто есть наша проявленная милость. А зачем она нам нужна? Прежде всего для нас самих. Ибо не отдавая что-то своё, что мы имеем, мы берем участие в обмене энергией.

1.) опустошаем место для чего-то нового,

2.) закрываем свои долги перед Вселенной.

Начну с первого. В разных религиях и эзотерических учениях говориться о том, что первым было слово. Слово - это выражение мысли, ментальная сфера божественного. Значит, милость в голове и выраженная словом - это тоже милость и она имеет своё значение в нашем физическом мире. То есть милость есть и прощение человека, и поддержка в трудный момент.

Это говорит о том, что даже такая милостыня имеет место быть проявленной. Далее, Бог создал человека из праха, земли. То есть чтобы что-то создать такое, что будет служить тебе в будущем, нужно отдать что-то своё, причем не просто свою вещь, деньги, а то, что имеет ценность (ценность разная: деньги заработанные, туда вложена энергия, вещь купленная - туда вложенная энергия, которая заработанная, продукты тоже выроненные или купленные).

Простой закон обмена энергией. По сути мы отдаём энергию, вложенную в проявленные в материальном мире вещи. И в этом сакральный смысл. Любая милостыня - отдача энергии. И отдаём мы в двух случаях, я уже перечисляла, чтобы опустошить место для нового или рассчитаться за долги. Особенно много у нас моментов, когда Вселенная требует отдать долги за 40 дней перед Днём рождения. Потому, если возникают ситуации, когда кто-то сильно просит помощи именно в эти дни, знайте - это вы рассчитываетесь и будьте этому рады.

Кстати, представители различных религиозных конфессий в вопросе о милостыни проявляют завидную солидарность и на вопрос «Подавать ли?» отвечают согласием, но с некоторыми оговорками.

Существуют определенные негласные и неписанные правила, соблюдая которые можно обезопасить себя и свою семью.

Однозначно, МОЖНО подавать:

Если просящий сидит у входа в храм, церковь, часовню, святых мест;

Если просящий сидит у входа на рынок или перед гостиницей, например;

На остановке общественного транспорта;

Если просят на корм животному – дать на корм и копеечку (рубль) просящему.

Какой рукой подавать? Подавать можно дающей рукой, у правшей – правой, у левшей – левой. Это нужно учесть и пусть левши поэкспериментируют и проследят за собой сами и определят какая рука есть какой у них.

Никогда не нужно подавать милостыню на выходе из храма. Ответ прост: вы идёте в храм, как в место силы, чтобы набраться энергии. Набрались, молодцы, вышли и отдали. Еще больше молодцы. Чего ходили, неизвестно:). С чем пришли - с тем и ушли. Давать нужно при входе , чтобы опустошиться и очистить место для большего блага. Тогда наполнитесь вдвойне.

Однозначно, НЕ СТОИТ ПОДАВАТЬ, ЕСЛИ:

Просящий сидит ниже уровня земли (в подземном переходе);

Почему нельзя подавать ниже уровня земли? Земля - это условная грань между мирами. Мы рождены на земле и всё, что мы нарабатываем, хорошее или плохое присоединяется к нашей карме именно в этом мире и на этом уровне. Под землей наш поступок будет обнулён, то есть нам не учтётся. Это первое. Второе, есть угроза отдать своё благо в нижние миры или сделать себе энергетический пробой, из которого существа низшего порядка будут качать энергию. Почему это возможно? Акт передачи энергии, а в нашем случае милостыни, приводит к тому, что в какой-то момент человек открывается, чтобы отдать. Вот в этот момент могут сработать силы, которые нанесут энергетический удар и сделают пробой в биополе или закинут крючки, присоски, прицепки.

Просящий сидит возле хлебного киоска (нельзя подавать милостыню со сдачи от покупки молока или хлеба, таким образом можно лишиться здоровья и удачи или перенять на себя участь просящего);

Просящий сидит возле «нечистых мест», почты, кладбищ, медицинских учреждений, аптек (подавая, можно лишиться здоровья);

Сидящим на перекрестках;

Пьяным (особенно, если Вы знаете, что эти деньги пойдут не на продукты, а на спиртное);

Молодым людям;

Нищим с детьми и табличками;

Детям нужно подавать с осторожностью, дабы не развращать ребенка. Лучше спросить в чем нуждается ребенок и дать ему необходимое (вещи, продукты).

Кроме того, нельзя давать деньги из рук в руки (можно перенять судьбу просящего) – только в коробочку или шапку перед ногами нищего, но не касаясь руки просящего. Люди знающие при этом советуют говорить: «Да не оскудеет рука дающего» или со словами: "Вам деньги, а мне благодать (милость) Божья", или нечто подобное. На местах с негативной энергетикой это правильно. Происходит тоже самое, что и ниже уровня земли.

Нельзя смотреть в глаза при передаче денег.

Также нельзя подавать по средам, в свой день рождения и крестины.

Интересно, что если продавец обвесит или обманет на сдаче, он автоматически берет на себя проблемы и болезни покупателя, но если покупатель добровольно отказался от сдачи, то этот акт считается милостью для обоих.

Безусловно, подавать или нет – сугубо личное дело каждого. Но всегда хочется знать, что эти деньги пойдут на благое дело, а не на обогащение очередного мошенника, который наживается на жалости и благородных порывах. Как распознать таких людей? Просто обратитесь к своему внутреннему Я, задайте мысленно вопрос: «Надо ли мне дать милостыню этому человеку?». Если Вы, несмотря ни на что, ощутите желание потянуться к кошельку – подавайте и Ваша совесть будет спокойна. Важно, чтобы после подаяния на душе было светло и благостно. Если же Вы чувствуете какие-то неприятные ощущения, обман, хочется побыстрее уйти – подавать не стоит.

Есть еще одно неписанное правило, которое справедливо, пожалуй, для всех конфессий: сделал доброе дело - брось его в воду. Не стоит всем рассказывать о том, какой вы благородный человек, кому и сколькими деньгами сегодня помогли. Вся милость от этих добрых дел рассеется в воздухе. Согласно христианским учениям, левая рука не должна знать, что делает правая. То есть милость должна совершаться втайне, чтобы человек не возгордился своим поступком.

И в заключение хочу сказать, что милость вовсе не обязательно выражается в денежном эквиваленте. Всегда можно поддержать добрым словом человека в трудную для него минуту. Ведь слова «Я в тебя верю!», «Я знаю, у тебя все получится!», «Крепись! Я с тобой!» или «Твои произведения очень талантливы!» бесценны и, возможно, помогут сделать рывок молодому человеку к его мечте.

Даже мимолетная улыбка на улице или в транспорте способна поднять настроение и отвлечь от дурных мыслей.

Помимо этого, можно просто изредка, по мере свободного времени, записаться волонтером и помогать детским приютам или домам престарелым. Поверьте, это не так сложно и не так страшно! Совсем не обязательно тратить баснословные суммы, иногда достаточно простого внимания. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего? Дайте бесплатный мастер-класс, подарите детям резиночки или тетради к 1 сентября, да просто сварите вкусный борщ и отнесите одинокому соседу. Зачастую люди, которые действительно нуждаются, редко просят о помощи.

Можно купить не всегда нужные в данный момент вещи или пучок зелени у пожилого человека. Да, конкретно сейчас эти вещи (продукты), а может и вовсе вам не нужны, но за эти деньги у пожилого человека будет ужин или обед.

У милости есть множество проявлений, но самое главное - пусть все, что Вы делаете, будет искренним, идет от сердца и с благими намерениями.

Преподобный Амвросий Оптинский

Подавать нужно с искренним состраданием

Как-то раз, выходя из кельи, прп. Амвросий обратился к своему послушнику. «Вон там, - сказал он, - пришла вдова с сиротками мал мала меньше. Сирот-то пять душ, а есть нечего. Сама горько плачет и просит о помощи. А самый маленький ничего не говорит, а только смотрит мне в глаза, подняв ручонки. Да как же не дать-то ему!». Старец тотчас же опустил свою руку в карман за деньгами. Руки от волнения трясутся, лицо подергивается, слезы против воли льются из глаз…

Прп. Макарий : «Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании».

Хорошо жертвовать регулярно

Преподобный Исаакий Оптинский

В миру прп. Исаакий был богатым купцом. В его семье был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня.

Бабушка прп. Макария по субботам посещала заключенных и передавала им пироги, которые сама пекла. Однажды эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню.

Преподобный Макарий Оптинский

Не стыдно пожертвовать мало, если больше нет

Прп. Варсонофий : «За год до моего поступления в скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще темно, и город только что начал просыпаться. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Спохватился я, что портмоне не взял, а в кармане всего двадцать копеек. Дал я их старику со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и хотел только что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду, он исчез бесследно. На другой год в этот день я был уже в скиту».

Нельзя превращать бедняка в иждивенца

Преподобный Никон Оптинский

Прп. Исаакий, будучи настоятелем Оптиной пустыни, не только давал деньги крестьянам-погорельцам, но и находил для них работу при монастыре. Так же поступал с теми, кто попал в трудные обстоятельства, и его предшественник — прп. Моисей .

Прп. Никон : «На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к по-прошайничеству. Одно дело - для других просить, а другое - для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо молиться».

Прп. Нектарий (рассказ Н. Павловича): «Он говорил, что милостыню надо подавать с рассуждением, а то можно повредить человеку. Келейник его рассказывал, что он всегда хотел подробно знать нужду человека, зря не любил давать, а если давал, то щедро, на целые штиблеты или даже на корову или лошадь».

Нужно ли жертвовать то, в чем сам нуждаешься?

Преподобный Иосиф Оптинский

Прп. Макарий: «Милостыни ради не должно входить в долги… Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью…».

Прп. Иосиф : «Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности».

Прп. Иосиф: «На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить — это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после».

Прп. Амвросий: «Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, занявши для странницы пять рублей и отдавши ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других».

Прп. Амвросий: «…Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны».

Самому ли давать милостыню или через людей

Преподобный Варсонофий Оптинский

По обстоятельствам, как будет удобнее, чтобы никого не смутить и не обидеть. Старцы часто подавали милостыню сами, порой даже в обход монастырских правил, а иногда направляли к нуждающимся благотворителей.

Прп. Варсонофий: «…Пока помогаем мы нищим, слава Богу, все хорошо. И на обитель жертвуют, а как нет нищих, то и пожертвований нет… Я так замечал…»

Если тебя обокрали, представь, что подал милостыню

Преподобный Нектарий Оптинский

Однажды у посетителей прп. Нектария унесли все их зимние вещи. Старец сказал им, что когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше.

Прп. Амвросий: «В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни».

Свято-Введенская Оптина пустынь

Человек на улице просит милостыню. Ты смотришь на него и понимаешь, что это, так называемый, «профессиональный нищий». Как поступить в такой ситуации? Одна из главных добродетелей, как учат святые отцы, – рассуждение. Его можно применить ко всему, что мы делаем, в том числе и к делам милосердия. Всё: от помощи нищим на паперти до труда волонтера – требует разумного подхода, но порой очень трудно разобраться, как же следует поступать. О разумном милосердии рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Подавать или не подавать?

Очень часто ко мне, как священнику, обращаются с таким вопросом: всегда ли должно подавать просящим милостыню на паперти в храме или на улицах? Люди моего и более старшего поколения помнят время, когда нищих, то есть оказавшихся за последней чертой бедности, на наших улицах вообще не было. И когда они только-только начали появляться в начале 1990-х годов, то каждый воспринимался как явление, непременно врезающееся в сердце, вызывающее чувство сострадания и желание помочь.

Но прошли годы, и нищие, бездомные люди на наших улицах, тем более рядом с нашими храмами, стали явлением уже совершенно привычным – настолько, что многие проходят мимо них, даже не замечая, как не замечают дерево, скамейку, фонарный столб. Но если человек не хочет совершенно очерстветь сердцем, он должен обязательно этих людей замечать и стараться не игнорировать их нужды.

Да, безусловно, мы знаем, что среди тех, кто просит на улицах, у храмов, есть люди, входящие в некую «пирамиду», «организацию» нищих, и они отдают большую часть того, что зарабатывают в течение дня, какому-то своему боссу. Но, во-первых, так бывает далеко не всегда, и не всегда мы можем «на глаз» определить, просит ли человек самостоятельно или он просит, будучи членом какой-то структуры. Но даже если он находится в «организованном преступном сообществе нищих», он всё равно голодный и бездомный, и, кому бы он ни отдавал деньги, ему всё равно нужна хотя бы какая-то сумма, чтобы этот день прожить. Это всё очень сложно: если мы ему не дадим денег и он не принесет в общую кассу необходимого минимума, его, возможно, будут бить или издеваться над ним – такое тоже бывает. Поэтому совсем отказывать в помощи деньгами таким людям, мне кажется, не стоит. И не стоит заниматься особенно сложными вычислениями. Лучше задаться вопросом, как действеннее всего помочь.

Если человек пришел к нам

Вопрос «Как помочь?» постоянно встает перед настоятелями храмов, священниками, приходскими социальными работниками. Люди приходят и просят в непрерывном режиме. Зачастую просящий рассказывает уже всем знакомую историю: ехал из одного города в другой, его ограбили, отобрали паспорт, нужны деньги на билет. Такого рода вещи действительно порой происходят с людьми, которые живут не очень осмысленно и упорядоченно. И есть риск, что, оказавшись в другом городе, они в нем застрянут и превратятся в самых настоящих, как мы их сегодня называем, бомжей, с которыми в числе прочих изменений произойдет и выпадение из социума. И выпадение это может быть настолько фатальным, что человек уже сам не захочет возвращаться в социум, сколько его ни реабилитируй. Если же его отправить домой, то есть по крайней мере хоть какая-то надежда, что он не пропадет.

Просящим деньги на билет до дома лучше этот билет купить и проследить, чтобы они уехали

С опытом к нам пришло понимание, что (деньги) в руки таким людям давать нельзя, лучше купить билет и посадить на поезд. Правда, некоторые эти билеты умудрялись сдавать, выскочив в последний момент из поезда, и выручать за них хоть какие-то копейки. Сейчас мы, как правило, стараемся отправить человека на автобусе – в этом случае ему денег никто не вернет. Практика показывает, что если ему действительно надо ехать, то он едет, а если не надо, то он будет нам объяснять, что купит билет сам, что в данный момент уехать не может и прочее. На что мы отвечаем: «Когда сможешь, приходи».

И, конечно, такому человеку мы даем продукты, чтобы он мог пропитаться, и не важно, обманывает он нас или нет. Важно, что он в беде, раз пришел.

Что касается нищих на улице, им тоже можно посильно и разумно помогать. Во-первых, они чаще всего стоят в одних и тех же местах, и можно один день подать кому-то небольшую милостыню, другой день так же, а потом просто взять конкретно для этого человека из дома продукты или одежду. Главное – понять, что, когда рядом с тобой находится человек, который нуждается в помощи, закономерно ему эту помощь оказывать. К этому естественному побуждению нужно свое сердце приучить.

Бывает так, что выходишь из дома, и тебе встречается один нищий, второй, третий, четвертый… и невольно возникает вопрос: «Неужели я должен дать всем деньги? У меня на всех не хватит!». Совершенно понятно, что человек должен соизмерять свое милосердие со своими возможностями. Если ты стеснен в средствах, то дай немного – сколько сможешь. И если кто-то в ответ на твою жертву кидает тебе милостыню обратно и говорит, что мелкие деньги не берет, не стоит обижаться или сокрушаться, просто конкретно этому нищему больше деньги давать не надо: они ему, видимо, не очень нужны.

В Евангелии сказано: «Просящему дай», и далее не следует указание: но сперва пойди разберись, выясни, не обманывает ли он тебя, действительно ли он нуждается. Однако не надо забывать и о здравом смысле. На мой взгляд, логичнее, например, дать милостыню древней бабушке, которую даже ветер колеблет, нежели вполне крепкому и здоровому мужчине, без каких-то увечий и телесных недостатков, который может пойти работать хоть дворником, хоть грузчиком и заработать какие-то деньги.

Бывают ситуации, когда к нам в приезжают люди из других городов нашей области. Задаешь вопрос: почему человек не обратился в храм, который находится в его селе, а потратил деньги, в которых так нуждается, чтобы приехать сюда? И когда слышишь какие-то сложные объяснения этому, понимаешь, что здесь явно что-то не так. Нередко бывает, что людям вовсе не отказывают в помощи в родном селе, но они всё равно совершают такого рода объезды других храмов, потому что рассчитали, что это принесет им определенную прибыль.

Безусловно, мы не должны от людей отгораживаться территориальными или какими-то другими рамками: если человек пришел в наш храм, значит, именно нам надо постараться хотя бы в чем-то посильно ему помочь: нет денег – предложить одежду, еду. Но, тем не менее, естественно взывать к милосердию тех, кто находится рядом в повседневной жизни. Христианин же должен, прежде всего, тоже отзываться на просьбы тех, кто рядом. В каких-то ситуациях можно не просто дать милостыню, а попытаться узнать, чем ты еще можешь помочь. Хотя тут очень важно быть разумным, чтобы не попасть в какую-то сложную ситуацию, – нужен определенный житейский опыт. Ведь иногда нищий на улице может оказаться и мошенником, и разбойником, и даже самым настоящим преступником, поэтому, безусловно, в свой дом его звать и там его прописывать не надо.

Мне задавали вопрос: правильно ли помочь личными средствами, если у какой-то организации или храма, куда обращается такой проситель, средств сейчас нет? и правильно ли в какой-то момент прекратить эту помощь, если проситель возвращается к тебе лично вновь и вновь? На мой взгляд, нужно действовать по силам: то есть твой избыток должен быть восполнением его недостатка (см.: ). А если у тебя самого недостаток… В общем – по возможности.

Кстати, во всех храмах у нас висят кружки с надписью: «На социальную деятельность». Естественно, что какие-то деньги оттуда передаются в епархиальный отдел социального служения, а какие-то могли бы оставаться на приходе для того, чтобы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но, к сожалению, на социальную деятельность жертвуют очень и очень мало.

Пьяный на морозе

Еще одна проблема, актуальная в основном для зимнего периода,?– это люди, лежащие на улице в состоянии алкогольного опьянения. Здесь опять-таки нужно поступать по здравому смыслу. Если кто-то располагает машиной, а лежащий человек не производит впечатления бездомного, то надо попытаться выяснить, где он живет и куда его лучше отвезти. У меня был случай: как-то очень холодной зимой я вместе с братом ехал по улице и увидел такого лежащего человека. Возле него стояли какие-то люди, не зная, что делать. По виду это был не бездомный, не опустившийся человек, он просто находился в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Я его поставил на ноги, как следует тряхнул и потребовал, чтобы он мне сообщил, где живет. У мужчины произошло некоторое пробуждение сознания, он мне вкратце ответил, а потом я просто достал из его кармана телефон, позвонил его маме, чтобы узнать адрес, затем мы погрузили этого человека в машину и отвезли домой – мама его была просто счастлива. Оказалось, что с мужчиной рассталась жена, он запил, потерял работу – это произошло буквально за несколько дней. Если бы мы его оставили лежать, он скорее всего замерз.

Если машины нет и нет возможности позвонить родственникам такого бедняги, то лучше всего вызвать «Скорую», не сообщая, что человек пьян, и по возможности дождаться ее. Часто бывает, к сожалению, что сотрудники «Скорой помощи» отказываются везти в больницу пьяных и уж тем более заядлых алкоголиков, наркоманов или бездомных, в таком случае можно снять и сотрудников «Скорой», и номер машины на мобильный телефон и отправить это видео в какое-нибудь интернет-издание, которое подобные свидетельства специально собирает и размещает у себя. Я уверен, что после нескольких таких публикаций с лицами, с номерами машин постепенно какое-то движение в сторону изменения отношения к пьяным начнется.

В любом случае замерзающим на улице человеком надо непременно заняться. При этом никто не запрещает проявить элементарную изобретательность и здоровую практичность, чтобы задачу существенно упростить. Например, если вам надо бежать на срочную встречу и вы удостоверились, что остаются здесь те, кто не бросит человека в беде, то стоит этим воспользоваться.

Милостыня, помощь бездомным порой напоминает борьбу с ветряными мельницами, потому что они подчас находятся в состоянии такого распада личности, что не хотят ни работать, ни жить в нормальных условиях обычной жизнью, но вновь и вновь возвращаются на улицу. Я не провожу здесь какого-то разделения между теми людьми, которых надо спасать, и теми, которых не надо. Но бывало, что и раз пытались помочь, и два, и три, а человек, которого с мороза куда-то доставляли, опять на том же самом месте оказывался лежащим пьяным. И в какой-то момент приходила мысль, что твоя деятельность лишена, к сожалению, смысла, как это ни страшно. Но всё равно, мне кажется, вначале нужно приобрести какой-то опыт помощи людям, невзирая на их состояние, а потом ты волей-неволей научишься различать, когда какую помощь можешь оказать и когда она будет продуктивной.

Вообще же, к сожалению, наша задача очень часто заключается только в том, чтобы дать таким людям возможность прожить чуть дольше: кардинально изменить их жизнь удается крайне редко. Многие уже перешли определенную черту и назад не вернутся. Они живут уже совершенно в другом мире и по другим законам. Бывает, что кто-то сетует: мы даем им деньги, а они пьют. Плохо, конечно… Но зимой это для них становится одним из способов выживания – едва ли не самым действенным для тех, кто лишен какого бы то ни было приюта.

Кормить голодных, посещать больницы и темницы?

В евангельском отрывке о Страшном суде мы видим, что осуждаются люди, которые не накормили голодных, не напоили жаждущих, не посетили страждущих в больницах и в тюрьмах. Как современному человеку можно такой вины избежать? Если у человека есть достаточные средства и достаточное время, он может идти туда, где нуждаются в помощи: в учреждения для детей-сирот или престарелых, в тюрьмы, в семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,?– и эту помощь оказывать.

Если же человек вынужден много работать и у него не так много средств, то ему, наверное, надо довольствоваться теми случаями, которые Сам Господь посылает. А они нашему взору предстоят практически каждый день. И совершенно естественно, когда всё начинается с помощи тем неимущим, которые есть в храме и вокруг храма, когда для этой помощи прихожане могут как-то объединиться и один сделает одно, другой сделает другое, третий сделает третье. Потому что, безусловно, благородное и важное дело – спасать от голодной и холодной смерти бездомного человека, который в таком положении оказался, но, наверное, еще более важное дело – это тому человеку, который может в таком положении тоже оказаться, не дать вниз скатиться. Тогда мы его действительно спасем. В любом случае, если человек ищет такой деятельности и сердце его болит об этом, то Господь непременно пошлет ему возможность и случаи кому-то помощь оказывать.

Игумен Нектарий (Морозов)

Православная вера строится на любви к Богу и людям. Истинный христианин всегда найдет повод, чтобы протянуть руку помощи. Поэтому необходимо научиться жертвовать своим временем и оказывать материальную поддержку нуждающимся людям. Почему надо подавать? Как правильно подавать милостыню? Кому лучше оказать помощь - близкому человеку или постороннему нищему? Давайте подробно разберем эти вопросы.

Почему надо подавать милостыню?

Во всей святоотеческой литературе, мы видим примеры, которые обязывают нас поступать так же. Главный фундамент православной веры - это жертвенность, строящаяся на любви.

  • Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
  • Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).
  • Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17).

Примеров того, что милостыню стоит подавать, можно привести бесконечное множество. Подавая милостыню, мы можем отмолить не только свои грехи, но и помочь нашим живым и усопшим близким. Подавая милостыню, даже через силу, мы смягчаем свое сердце. А только в добром сердце может существовать Святой Дух, одна из составляющих Божественной Троицы.

Необходимо жертвовать «за здравие» или « за упокой». Лучше если помощь будет оказана нищему человеку. Часто таких людей можно встретить около церкви. Некоторые правила:

  • рассчитайте дома, сколько вы готовы отдать;
  • если вы намерены пожертвовать крупную сумму, лучше ее раздать всем нищим по чуть-чуть;
  • если финансовая помощь небольшая, выберете одного человека, которому нужна ваша помощь. Кому дать, вам подскажет сердце;
  • подавая, попросите помолиться о здравии или об упокоении, назовите имя человека, ради которого совершается жертва;
  • не обязательно подавать деньги, это могут быть продукты или вещи.

Часто люди, побирающиеся около церкви, выглядят непривлекательно. Это и грязная одежда, устойчивый запах перегара, внешние увечья, странное поведение. Помните, что вы жертвуете Богу! Отбросьте в сторону внутренние предрассудки, не осуждайте таких людей. Зачастую среди этих нищих встречаются люди, «выброшенные» жизнью, упавшие на самое дно. Причин этому может быть много: и беспризорное детство, когда человек не научился жить по-другому, и болезни физического и психического свойства. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», - говорил Бог. И если Он так решил, имеем ли мы право сомневаться.

Кому лучше оказать помощь?

Часто мы думаем, что помощь близким людям - это и есть наша милостыня. К сожалению, это не так. Помогая родному человеку, мы не очищаем свое сердце. Помочь родственникам проще всего. Это уже изначально заложено в нас. Пожертвование будет полным, если в душе мы чуть-чуть пожадничаем, понервничаем, но в результате все равно дадим. Это значит, мы смогли побороть своего внутреннего «жадину».

Однако подавая чужим людям, не забывайте о родных. Присмотритесь, может, какому-либо дальнему родственнику требуется ваша помощь. Это может быть не только финансовая поддержка. Например, посетите пожилую родственницу, наведите у нее порядок, принесите с собой что-либо вкусненькое, да и просто поговорите по душам. Пожертвуйте ради этого своим личным свободным временем. Это тоже будет милостыня в глазах небесного Отца.

Сомневаетесь в рациональном использовании ваших средств нищим человеком, пожертвуйте деньги в церковь. Часто сами и православная община при храме опекают нуждающихся людей, помогают продуктами, одеждой и медикаментами. В любом случае деньги пойдут «на дело».

Как правильно подавать милостыню, решает для себя каждый человек самостоятельно. В этом должно помочь сердце православного христианина. Постарайтесь не обходить стороной попавшего в беду человека, присмотритесь к своим соседям и будьте готовы всегда протянуть руку помощи.

Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.

Зачем ангел таскал пророка за волосы

Пророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку — Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.

Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты — богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно — вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.

Не дари подарки диаволу

Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

В рай за червонец

Давай, сколько надобно, то есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету, недостаточно и на приданое бедной девице.

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

Взаймы Богу

Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его пребывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают — щедро и обильно.

«Встаньте, умершие богачи!»

Наконец, давай, когда надобно. Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте — девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался! До того ли будет в то время, когда будешь находиться при последнем издыхании? Ты соберешься написать духовное завещание, а к тебе уже придут родные и знакомые, чтобы закрыть глаза твои… Но положим, что ты успеешь написать это завещание: уверен ли ты, что наследники твои исполнят волю твою? Какое неразумие! Когда уже при жизни ты не доверял им пожитков своих, ужели по смерти своей доверишь им душу свою? Богачи умершие! Если можно, встаньте из ваших гробов; я предложу вам только один вопрос: если бы Бог даровал вам воскреснуть только на один час, что бы вы сделали тогда? О, конечно, вы тогда четверицею заплатили бы за всякую неправду свою, вы роздали бы все свое достояние, чтобы чрез то умилостивить Божие правосудие… Вот, слушатель, ты теперь спрашиваешь, как евангельский богач: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). И я тебе отвечаю на сей вопрос: если Бог благословил тебя земными благами, как оного богача, то давай.

Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?