История возникновения городов. Самые древние города России. Возраст городов России Летописи: факты и вопросы

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей , более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки » Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого . Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды .

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях ». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский . В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» , почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы , Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного , подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами , вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Сейчас, в наше время, слово «город» не вызывает ни у кого удивления. Это привычное место жительства основной массы людей. Но мало кто задумывается, какой процесс эволюции прошел, чтобы мы могли вовсю наслаждаться привилегиями городской жизни – горячей водой, инфраструктурой, интернетом, телефоном и т.д. Поэтому в нашей статье, мы расскажем вам, как возникали и строились города, в разные эпохи жизни человека.

Конечно же, сначала мы расскажем вам о самых первых городах, которые существовали на нашей планете задолго до появления системы канализации, отопления и остальных благ.

Когда появились первые города

  • По сведениям уважаемых историков, первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин. Также по некоторым историческим сведениям, в таких странах как: Индия, Греция, Китай и Египет, города возникали в 3 тыс. – 2 тыс. годах до н. э.
  • Древние поселения занимали довольно обширные территории. Большая их часть была окружена стенами и рвами. Центральным местом селения по праву являлись храмы или дворцы.
  • По мере развития первых городов, остро появлялись потребности в системах хозяйства и планировке. В то время как проходило расслоение общества, также проходила и дифференциация их жилищ. Вместе с роскошными дворцами, располагались и темные лачуги, в которых находила свое пристанище беднота.
  • Первыми элементами хозяйства городов являлись канализационные сооружения и централизованное снабжение водой, бани, санитарная чистка.

Как появились города средневековья

  • Основной составляющей властвующего на то время феодализма, были не города, а крестьянские общины, деревни и хозяйства. То есть в ранние периоды феодального строя, города практически отсутствовали. Но с возникновением потребности в торговле и ремесел, вскоре начинают строиться феодальные города. Крупные поселения начали возникать вокруг замков, на торговых путях. Именно так возникла Пиза, Венеция, Гамбург, Тулуза, и прочие знаменитые города. Поселения средневековья были невелики. На то время наибольшими городами считались те, в которых проживало около 10 000 человек.
  • Города средневековья были не слишком развитыми. Городское хозяйство не создавалось, санитарные условия были на зачаточном уровне, водопровод отсутствовал, так же, как не было и канализации. Только лишь в XV веке, в Нюрнберге и в Любеке, появились первые службы по очистке улиц. Именно в данный период в крупных европейских городах возникают цехи ассенизаторов.

Как образовались города эпохи Возрождения

Оживление жизни и переход к мануфактурному производству дали толчок к формированию крупных городов. Теперь начали появляться первые системы городского хозяйства. Первоочередной задачей обеспечения населения являлась организация водопроводно-канализационной сферы. Позже начались постройки мусоросжигательных станций, начали применяться машины для чистки улиц. Понемногу прибавлял в развитии общественный транспорт. В XIX веке появилось газовое освещение улиц. После, начали использовать керосиновые лампы. И только к концу века, стало применяться электричество.

Как строили города в постиндустриальный период

Неизменно растет число городского населения, а вместе с ними и города. Примыкающие поселки понемногу застраиваются, так как уже не могут справиться с количеством жителей. Таким образом, появляются целые междугородние агломерации с огромным количеством жителей. Нередко центр города уже не считается престижным, и люди переселяются в недавно отстроенные престижные районы на окраинах города.

Основная особенность данного периода заключается в развитии абсолютно всех систем городского хозяйства. В его число входят приоритетные сферы развития, в том числе инфраструктура города, которая и составляет качество жизни населения.

Города, появившиеся при Петре 1

В эпоху знаменитого русского царя произошел отказ от феодального строя, начались развиваться мануфактуры, и поэтому все больше населения нуждалось в качественном жилье. Таким образом, были закреплены социальные структуры, развивалось городское хозяйство, градостроение приобрело внушительные масштабы. Так, многие города, построенные во времена Петра 1, существуют и процветают по сей день. Это Петербург, Верхне-Камчатск, Омск, Екатеринбург, Таганрог. Но, к сожалению, технологии Российской Империи не достигали масштабов Европы, и по состоянию на начало XX века только у 20% городов имелись водопроводы.

Город, как система, появился только в начале XX века, с появлением электростанций, городского транспорта и условий для нормального проживания населения.

Перед тем как назвать самые древние города России, необходимо уточнить, что имеется в виду, исконно русский город, изначально возникший на землях Руси, или населенный пункт, находящийся на территории современной России. Во втором случае ответ будет однозначным - это Дербент. О нем известно с VI века до нашей эры, когда не было никакой Руси вообще.

Обитаемая с незапамятных времен территория

Разумеется, древние поселения были, как показывают раскопки, везде и на территории Москвы тоже. А в Крыму на Белой скале найден скелет матери с ребенком, которому 150 000 лет.

Позже, в период Медного века (энеолита), поселения уже всячески охраняются, возникает прообраз крепостей - городище возводится на высоком месте, у реки строится изгородь. У археологов еще очень много работы - уже сейчас на территории нашей страны сотни раскопанных поселений, относящихся к различным временным культурам. Геродот упоминает о деревянном городе Гелоне, который по предположению некоторых ученых, мог находиться на территории нынешнего Саратова. Многое известно о существовании, особенно на территории Крыма, античных городов, таких как Тирас и Ольвия, Танаис и Фанагория. Эти города и многие другие сформировали средневековую Русь. На основе сказанного можно сделать вывод, что Рюрик пришел не на пустое место.

Один из многих

Списков древних русских городов много и все они разнятся. В каких-то указаны одни населенные пункты, в каких-то другие, не всегда совпадают даты образования. Ученые спорят, да и новые данные появляются. Ниже приведен один из списков.

Даты основания

Великий Новгород

Ростов Великий

Белозерск

Великий Изборск

Смоленск

Владимир

Ярославль

Еще несколько

Самые древние города России, это те, названия которых и звучат роднее, и датируется их возникновение к нам поближе - IX веком. Полного согласия в том, какой город Руси нужно считать самым древним, у исследователей нет, все списки разнятся - где-то первую строчку занимает Великий Новгород, где-то Старая Ладога (в другом варианте она занимает пятую строчку), где-то Муром. Изборск, который при княгине Ольге (X век) был пригородом Пскова, вообще в статьях редко встречается, а в каком-то списке занимает вторую строчку. Указан год основания 862. Его одногодками считаются Полоцк и Ростов, Муром и Ладога, Белоозеро, Смоленск и Любич. Список «Самые древние города России» продолжает Псков, дата рождения которого 903 год, далее следуют Углич, Трубчевск, Брянск, Владимир, Ростов. Суздаль основан в 999 году. Казань в 1005, Ярославль в 1010.

Новгород - самый старый

Чаще всего список возглавляет Великий Новгород, впервые упомянутый в Новгородской летописи от 859 года. Упоминание связано с Рюриком, который пришел на Русь из Ладоги (опираясь на эти сведения в некоторых списках это поселение указано под первым номером). Выгодное расположение делает Новгород уже к середине IX века центром северо-западных земель и первой столицей Древней Руси. Город представляет собой крупный культурный, политический и торговый центр, ведущий обмен товарами со многими зарубежными государствами.

Но в 882 году князь Олег покоряет Киев и делает его своей столицей и уходит из Новгорода. Город и дальше развивался довольно успешно, став для Руси первым «окном в Европу». Можно отметить, что первый епископ прибыл в Великий Новгород в 989 году.

Год строительного бума

Вторым номером в каком-то списке «Самые древние города России», идет Белозерск, основанный в 862 году. Интересно, чьими усилиями в этом году было заложено столько городов? Белоозеро (второе название города) несколько раз переносили - то затопит его, то моровая язва половину населения уничтожит. Через него проходили торговые пути по рекам Шексне и Мологе в Волгу и далее. И Новгород, и Белозерск - города с богатой историей, существуют они до сих пор, но в этой статье они интересны именно как древние города России.

Список продолжает всем известный, благодаря великому сидельцу Илье, Муром. История этого форпоста берет свое начало от заселения Оки финским племенем мурома. Город был столицей Муромо-Рязанского княжества. Из-за того, что он находился в пограничной зоне, город постоянно подвергался набегам. В 862 году в устье реки Полоты при впадении ее в Западную Двину был основан Полоцк (Полотеск). В состав Древнерусского государства Полоцк входит в 907 году, тому есть документальные свидетельства. Одновременно с ним на берегу озера Неро строится город Ростов, позднее вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества.

Следующие по списку

Смоленск был основан годом позднее в 863. Он упоминается в «Повести временных лет». Выгодное положение на Днепре способствовало быстрому становлению столицы кривичей. В состав Киевской Руси Смоленск входит как крепкое княжество. Псков и Углич, Брянск и Суздаль, Ярославль, Курск и Рязань, Владимир, Кострома и Тверь - тоже древние города России. Список дополняет и Москва. Но это более молодые образования. Так, Тверь была основана в 1208 году. Изначально город входил в состав Новгородского княжества, а потом был присоединен к Владимиро-Суздальским землям. Все эти города являются историческим наследием нашей страны.

История возникновения знаменитого маршрута

Около 40 лет назад в газете «Советская Россия» был опубликован ряд статей о старинных русских городах, сосредоточенных на территории нескольких рядом расположенных областей. Златоглавые церкви этих городов, расположенных по замкнутому кольцу, дали название новому туристическому маршруту. «Золотое кольцо России» родилось из газетных очерков, термин придумал литератор Юрий Бычков. Изначально в этот маршрут входили только восемь наидревнейших русских городов - Москва и Сергиев Посад, Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Углич и Ярославль, Кострома и Плес, Суздаль и Владимир, между ними находится еще один пункт - Боголюбово. Эти города подбирались по определенному принципу. Например, в них представлены все виды древнерусского зодчества, развитие которого можно проследить поэтапно.

Неофициальный центр

Маршрут набирал популярность, он становился культовым, но многие старинные поселения не были охвачены. И вот, в «Золотое кольцо России» входят уже 20 городов, создаются специальные маршруты с целью посещения еще чем-то знаменитых пунктов.

Есть круизы по Волге под этим названием. Неофициальной, но общепризнанной столицей всего «Золотого кольца» считается Владимир - город, находящийся в 193 км от Москвы, в которой маршрут начинается и заканчивается. Жемчужина кольца основана в 1108 году. Владимир Мономах, активно занимавшийся градостроительством, заложил и окружил земляным валом деревянную крепость. Его внуку Андрею Боголюбскому город обязан своим расцветом. Знаменитая Владимирская икона была привезена в город именно им, и он же построил для нее изумительный храм Успения Богоматери. В 1157 году столицей Древнерусского государства становится Владимир. Город продолжает и дальше активно развиваться. С того времени сохранилось много памятников, и этот центр древнего зодчества поражает своей сохранившейся в первозданном виде красотой. Главными достопримечательностями города являются Золотые ворота, возведенные в 1164 году, Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым в XII веке, Дмитриевский собор, знаменитый своей белокаменной резьбой. Это далеко не все памятники истории и архитектуры, которыми богат Владимир.

Прославленный воинами

Все города Золотого кольца поражают и завораживают исконно русской красотой. Некоторые занимают особые ниши. Так, город Муром, вместо которого в списке из 8-ми городов иногда появляется Иваново, является старейшим городом России. Он, упомянутый в «Повести временных лет», очень долго оставался языческим. После убийства в Муроме правнука Ярослава Мудрого Михаила, его отец, тезка деда, князь Ярослав осадил город, и, взяв его, крестил жителей насильно в 1097 году. Муром был уничтожен Батыем, позднее трижды разорялся татарами, он был разграблен в Смутные времена, но всегда его воины были в первых рядах защитников Родины. Город Муром

подарил Руси самого знаменитого богатыря Илью Муромца.

Красавец Суздаль

Чтобы только перечислить монастыри, церкви и колокольни Суздаля, музея под открытым небом, не хватит и страницы. Древние монастырские стены, звонницы и надвратные церкви - десятки красивейших объектов представляют русское зодчество от XII по XIX век. Особым притяжением обладает город Суздаль. Белокаменные церкви и памятники старины, которых в городе-музее насчитывается до 200 единиц, находится под охраной ЮНЕСКО. Впервые этот город-красавец упоминается в летописях от 1024 года. Сейчас в нем делается все для привлечения большего числа туристов. Уличными торговцами сувенирами и медовухой, скоморохами и конными упряжками в городе создана атмосфера нескончаемого праздника.

Великий Новгород в силу удаленности не входит в Золотое кольцо России.

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. А. Васнецов. 1922 год

С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII-VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .

Наконец, земляные курганы X-XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Летописи: факты и вопросы

«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля .

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский .


Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX-X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные . Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200-300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам .

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5-22.
  2. Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 26-56.
  3. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей / Сост. И.К. Кондратьев. — М.: И.А. Морозов, 1893. — С. 3-6.
  4. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович (1188-1238). Источниковедение, история, историография (диссертация). — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. — С. 289-299.
  5. Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. — М., Л.: Наука, 1964.
  6. Наек Е.Л. Отечественная хронология конца XVIII в. — 1991 г.: историографический опыт (диссертация). — М.: Московский государственный областной университет, 2010. — С. 164-165.
  7. Кайгородова Т.В. Научное историко-хронологическое знание в России в XVIII — начале ХХ века (диссертация). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — С. 135-139.
  8. Назаревский В.В. Москва — сердце России. Восемь веков истории. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 7-21.
  9. Тюняев А.А. Сколько лет Москве? К вопросу о спорах между археологами и летописцами // Россия и современный мир: Научный журнал. — М.: РАН, ИНИОН, Институт экономики, 2011. — № 1 (70). — C. 172-178.
  10. Важдаева Н. Пожилая моя столица // Итоги. — 2012. — № 37 (848). — C. 78-79.

Слово «Пермь» давно известно на русской земле. Так назывались земли, принадлежавшие коми-пермякам - Пермь Старая и Пермь Вычегодская. Здесь новгородцы собирали дань, торговали. Героем многих коми сказок и легенд является Пера богатырь. Возможно, что название пошло от его имени. В XVII веке эти территории принадлежали купцам Строгановым.

В середине XVII столетия в наших местах был поселок всего в два-три двора. О нем есть записи местного воеводы Прокопия Елизарова. Удачное расположение этих дворов на берегах сразу двух рек - Камы и Егошихи было решающим фактором для появления города.

Когда началась Северная война со Швецией, государство почувствовало нужду в новых заводах. Интересно само происхождение слова «завод» - место у воды. В те времена только у большой воды могло работать такое предприятие. В наши края приехал герой Полтавской битвы - Василий Никитич Татищев. Его направила сюда Берг-комиссия по приказу Петра I, дав задание приискать места для нового строительства. Кандидатура была выбрана не случайно. Василий Никитич Татищев был капитан-поручиком артиллерии, управляющим Уральскими заводами, известным историком и географом.

Таким образом, в поселке на двух реках, выбранном Татищевым, к 1724 году построили медеплавильный завод. Это стало началом города Перми. Кроме деревни Егошихи (Брюхановой) в состав города вошли позже и другие древние поселения - деревня Заостровка, село Верхние Муллы.


Егошихинский медеплавильный завод


План Егошихинского медеплавильного завода. 1735 год

Ко второй половине XVIII в. производство разрослось, вокруг него уже было 400 дворов, стояла каменная церковь, которая сменила деревянную, деревня Егошиха стала «настоящим горным городком».

По словам современников, стремительное развитие торговли в «горном городке» Егошиха объяснялось тем, что через поселение проходила дорога из центра России в Сибирь. Товары с Макарьевской ярмарки доставлялись в Егошиху по Каме. И везли товары целые караваны судов. На Егошихинской пристани суда разгружали и отправляли товары дальше. А обратно караваны шли уже с продукцией уральских и сибирских горных заводов.

Егошихинскому поселению судьба была стать центром огромного наместничества.

Екатерина II, осуществляя реформу 1775 года, дала повеление князю Мещерскому - Казанскому губернатору - подыскать наиболее удобное место для размещения губернского города создаваемого Пермского наместничества.

Мещерский остановил свой выбор на Егошихе. Ему понравилось местоположение завода, и он рекомендовал переименовать поселение в губернский город.

Наместником Пермским и Тобольским Екатерина II назначила генерал-поручика Евгения Петровича Кашина. Генерал-поручик объехал Западный Урал и в своем рапорте императрице от 25 сентября 1780 года указал, что Егошиха - самое подходящее место для превращения в губернский город.


Егошиха

Поселение было объявлено губернским городом 16 ноября 1780 г. Это время правления Екатерины Великой, которая носила титул княгини Пермской. Через три года, в июле, учредили герб.

Датой основания Перми считается 15 (4) мая 1723 г. - день закладки Егошихинского медеплавильного завода. Второе рождение - 18 октября 1781 г. Это дата официального открытия Пермского наместничества и губернского города Перми. В тот день городским головой Петром Егоровичем Шавкуновым была произнесена речь, основанная на исторических фактах - от маленькой деревни Брюхановой до закладки Егошинского завода. Официальной датой рождения города после долгих споров в наши дни признано время зарождения завода, от которого началась история Перми. Скоро Перми исполнится 300 лет. Некоторое время (1940-1957) город назывался Молотов.

Дальнейшая история города - отдельная богатая тема. Это многочисленное строительство зданий и трактов, новых предприятий, культурных и образовательных учреждений, открытие железной дороги. Это тысячи имен наших предков, живших и работавших на этой земле. Это их жизни, их судьбы, их дела и мысли.

С 1983 года день города в Перми праздновался в одно из воскресений в июне, а с 1994 года - 12 июня - в день России.

Марина Рыжова