Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека. Психологизм в поэтике «Войны и мира»

Как на­зы­ва­ет­ся спо­соб изоб­ра­же­ния внутреннего, ду­шев­но­го со­сто­я­ния героя через его внеш­нее по­ве­де­ние («Тонкие губы Ба­за­ро­ва чуть тронулись; но он ни­че­го не от­ве­чал и толь­ко при­под­нял фуражку»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

Прежде чем эта цель могла быть реализована, началась Вторая мировая война; многие из актеров были призваны в армию, и игра в Дартингтон-холле окончательно прервалась. Критика была очень невыгодной, и оказалось, что преждевременно представить производство таких больших пропорций от работы с новым методом Чехова.

В следующие три года «Театр театра Чехова», Риджфилд, превратился в гастрольный театр, который когда-то проходил в зале Дартингтона. После обучения Чехов имел возможность, благодаря постоянным выступлениям театра, более четко сформулировать способ работы с его новой актерской системой.

– Ничего, ничего, – твердил, умилённо улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошёл торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

Следующий шаг привел Чехова в Голливуд. Здесь он, казалось, был подходящим местом, чтобы учить и играть, а также работать над книгой о технике драматурга. Долгое время Чехов чувствовал личную обязанность писать свои мысли и наблюдения по искусству исполнителя в письменной форме; Голливуд должен дать ему такую ​​возможность. В то время как ему было легко найти работу в индустрии цветения, которая не удовлетворяла его художественно, он дал частные уроки кинематографистов и читал лекции.

После завершения первой версии своей книги Чехов был вынужден переписать ее. Поскольку в нем содержалось много ссылок на философию Штайнера и мировоззрение Антропософии, издательство предназначалось для него, что было очень мистично продавать. Позже он перевел это издание на английский, но остался недоволен результатом. Вскоре после публикации книги у Михаила Чехова случился сердечный приступ; это был третий в его жизни. После этого он отказался от своей работы, но учился еще два года.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку, которую тот не сразу ему подал.

Метод действия Михаила Чехова. Если речь идет о теориях, методах или системах, может возникнуть опасность, что они задуманы как полное мировоззрение. «Теория сама по себе, - говорит Гете, - бесполезна, поскольку она заставляет нас поверить в связь явлений». Жизнь и искусство - основа опыта.

Михаил Чехов провел большую часть своей жизни, исходя из опыта своей пьесы и наблюдений за другими актерами, чтобы искать судебные иски для искусства актера. Его результаты записаны в книге «Для актера». Сегодня эта книга - теория. Но для того, чтобы следовать собственному опыту, как это делал Чехов, это всегда возможно.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Каждый читатель может объединить свой опыт с описаниями Чехова. Тело и душа актрисы. Когда человек наблюдает себя, можно видеть, что есть два взаимосвязанных явления: собственное внутреннее «чувство» и собственное внешнее «выражение». В этом смысле собственный внутренний опыт и собственное тело находятся в изменяющихся отношениях, которые существуют без помощи собственного человека. Полная гармония между ними означала идеальное состояние. В повседневной жизни такого идеала почти нет. Причины этого не должны обсуждаться здесь; достаточно сказать, что человек оставил или потерял его в пользу социального поведения.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

Идеал таков: все, что человек испытывает в интерьере, выражается в его теле без фальсификации. Чехов стремился создать это идеальное условие для актера. Причины такого эксперимента легко понять; Сначала такой баланс позволил каждому актеру выразить свою роль в той глубине, в которой он был способен ее ощутить, а также побудил актера к понятию истины.

Работая со Станиславским и через театральную эстетику натурализма, который его окружает, Чехов постоянно сталкивался с понятием «правдивость» - и с его проблемами. И линия мысли о натурализме, и «техника» Станиславского в отношении актера понимают «истинное» то, что можно охарактеризовать как «добросовестно изображенное в естественной жизни». В то время как это привело к фотографической картине жизни на сцене для внешнего стиля натурализма, последствия этих мыслей о развитии психической техники актера Станиславского были еще более глубокими: поскольку представление внутренних процессов на сцене определялось как истинный образ повседневности Чувства исполнителя, вышеупомянутый дисбаланс между внутренней жизнью и физическим выражением были подняты до истины.

– Дома отдохнём, папаша; вели закладывать.

– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Пётр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Пётр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошёл к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

– Я здесь с коляской, но и для твоего тарантаса есть тройка, – хлопотливо говорил Николай Петрович, между тем как Аркадий пил воду из железного ковшика, принесённого хозяйкой постоялого двора, а Базаров закурил трубку и подошёл к ямщику, отпрягавшему лошадей, – только коляска двухместная, и вот я не знаю, как твой приятель...

Для Чехова этот шаг означал уход из области искусства, задачей которого он считался раскрытие скрытого в обычной жизни, а не простое представление первого. Более того, он считал актера опасностью отказаться от своего таланта посредством такой работы, поскольку артистический театральный агент был заменен самореалистичной, нетворческой, повседневной личностью. Граница между сценой и жизнью казалась Чехову распущенной, а вместе с ней и различием между двумя существенно отличающимися чувствами, которые Чехов называет личными и художественными; мы рассмотрим это более подробно в более поздней главе.

Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети» )

Пояснение.

Психологизм - это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.

Ответ: психологизм.

Прежде всего следует отметить, что Чехов не оценивал понятие «истины» по внешнему виду натурализма или «повседневной психологии», а скорее по отношению выражения лица к его внутренней жизни. С этой точки зрения актер становится все более реальным, тем больше он способен сделать свои самые сокровенные художественные чувства и импульсы без искажений самим собой.

Благодаря этому взаимодействию между телом и психикой человека Чехов работает тремя способами. Цель первого заключается в развитии «чрезвычайной чувствительности тела к умственным, творческим импульсам». Работа Чехова по этой цели вытекает из принципа, что для того, чтобы развить утонченную чувствительность тела к самым тонким импульсам внутренней жизни исполнителя, упражнения в этом отношении должны основываться на взаимодействии двух сфер. Психика должна участвовать в движении. В этом смысле чисто физические упражнения, такие как фехтование, акробатика и другие традиционные актерские дисциплины, не подходят для этой цели.

Ответ: психологизм

Методы, приёмы и принципы изображения

Для русской классической литературы основополагающими художественными принципами изображения действительности были историзм и народность . Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм может проявляться в воспроизведении не только исторического прошлого, но и правды времени, в том числе и правды современности, современной исторической эпохи, не только в деталях быта, обстановки, но и в характерах героев, в их переживаниях, поступках и речи. Народность литературы - это принцип изображения действительности с позиций народа, это «мера проникновения автора в народное сознание, адекватность изображения им представителей народа», верность изображения народной жизни. Для русской классической литературы основополагающими художественными принципами изображения действительности были историзм и народность. Понятие народности искусства было закреплено в сознании русского общества В.Г. Белинским . По меткому замечанию критика, «тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи», в особенностях «сгиба ума русского» и «домашней философии» русского народа. Так, народность Пушкина в том, что, принадлежа определенному сословию, разделяя его привычки и взгляды, которые кажутся ему естественными, поэт возвысился до картин и обобщений, выражающих русскую жизнь и русское сознание в целом. Творчество Крылова народно, потому что «в баснях Крылова медведь - русский медведь, а курица - русская курица». Психологизм - это способ (метод) изображения душевной жизни персонажа в произведении; воссоздание и изображение в художественном произведении внутренней жизни человека; «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы» [Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. - М., 1988]. Различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую (открытый психологизм ), косвенную (скрытый психологизм ) и суммарно-обозначающую (чувства названы, но не показаны ). Открытый психологизм передаёт внутреннюю жизнь персонажа «изнутри» с помощью психологического самоанализа героя (вспомним Печорина, подвергающего анализу мельчайшие движения своей души). Средства открытого психологизма - внутренний монолог, диалог, письма, исповедь, дневники, сны, видения, несобственно-прямая речь, «поток сознания» как предельная форма внутреннего монолога, «диалектика души». Скрытый психологизм направлен на изображение внутреннего мира героя «извне», через психологический анализ. Средства скрытого психологизма - портрет, пейзаж, интерьер, комментарий, умолчание, художественная деталь. Мастерами-психологами были И.С. Тургенев. Отсюда «диалектика души» Толстого, его детальные описания мельчайших движений души и их логическое объяснение. И.С. Тургенев высоко ценил поразительную мощь психологического анализа Толстого, текучесть, динамичность его психического рисунка, но вместе с тем отрицательно относился к бесконечному разложению чувства в произведениях этого писателя. Тургенев создал свой психологический метод, согласно которому «психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой» . «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления - в их расцвете или увядании» . А.П. Чехов тоже был сторонником скрытого психологизма: «В сфере психики тоже частности. Храни Бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевные состояния героев…» «Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, то есть не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией» . Особую позицию в вопросах психологического анализа как художественного метода занимал Ф.М. Достоевский. Он с предубеждением относился к самому термину «психологизм», находя его слишком рационалистичным. Писатель стремился показать независимость своих героев от авторского сознания, поэтому ведущими принципами его психологического метода были полифонизм и диалогичность. Полифонизм состоит в том, что автор в своём произведении представляет множество мнений и взглядов на мир в их противоборстве и взаимоотражениях. Диалогичность проявляется во внутренних диалогах героев с собой и воображаемыми собеседниками, в монологах-исповедях, диалогах-спорах между персонажами, в снах, галлюцинациях и кошмарах, раскрывающих подсознание героев. Видеолекция «Методы, приёмы и принципы изображения» :