Момент и усилие затяжки болта. Затяжка динамометрическим ключом - моменты усилия. Правила работы с динамометрическими ключами

Думаю, что многие знают о том, что большинство ответственных резьбовых соединений на автомобиле Лада Калина должны соответствовать определенному моменту затяжки. То есть, каждый такой болт или гайка должны затягиваться с определенной силой. Это нужно для того, чтобы:

  1. Не свернуть резьбу, как это довольно часто получается в практике отечественных автовладельцев. А то многие привыкли тянуть со всей силы, не задумываясь о последствиях. Я, кстати, тоже иногда тянул с такой силой крепления некоторых узлов и деталей, что приходилось нередко менять болты с гайками из-за свернутой резьбы.
  2. Во-вторых, для того, чтобы соединение было закручено достаточно жестко и не возникало самопроизвольного откручивания.

До недавнего времени необходимость в моментах затяжки для меня отсутствовала, но после эти данные стали для меня актуальными. Надеюсь, что и многим другим владельцам Калины они тоже будут полезны. Таблицу недавно нашел на просторах Интернета, да и во многих руководствах она есть, но чтобы не отправлять своих постоянных читателей на другой ресурс, решил все же выложить ее здесь. Думаю, что лишней эта информация никак не будет.

Момент размыкания возникает, когда уже установленный винт дополнительно вращается или ослабляется. Сила предварительного натяжения является результатом затягивания винта. Крутящий момент прикладывается, пока винт вращается, пока он не затянется. Крутящий момент, который начинается после крутящего момента, называется крутящим моментом.

Это сила, действующая на соединение после сборки. Статическое трение возникает, когда тело покоится на другом теле. Движение тела предотвращается статическим трением. Скользящее трение происходит, когда тело перемещается по другому телу. Движение тела на другом теле тормозится трением скольжения.





Последовательность выполнения действий по затяжке

Существует много разных способов подключения. Наши зажимы также имеют винты на корпусе, чтобы надежно и надежно прикрепить их к шлангу или насадке. Во-первых, момент затяжки применяется, когда, как следует из названия, винт затягивается. При этом крутящий момент увеличивается постепенно и равномерно, пока не будет достигнут заданный момент затяжки.

Сила предварительного натяжения и сила зажима

Винт, в сочетании с корпусом и ремнем, создает силу предварительного натяжения. Здесь также процесс может быть получен из названия: винт оказывает напряжение на детали. Сила предварительной нагрузки должна быть рассчитана таким образом, чтобы в случае нашего зажима была достаточная сила зажима. Следовательно, сила предварительной нагрузки не должна быть слишком низкой. Кроме того, он не должен быть слишком высоким, поскольку детали могут быть повреждены. Это обеспечивает, например, длительный срок службы соединения в моторном отсеке транспортного средства.



Как видите сами, перечень очень большой и кто-бы мог подумать, что даже для болтов колеса есть строго определенный момент силы и по правилам нужно использовать динамометрический ключ. Но теперь даже ради интереса, пройдусь по основным элементам своей Калины и проверю, насколько все соединения соответствуют данным, представленным в приведенных таблицах.

Поскольку правильная сила предварительного натяга трудно проверить, момент затяжки задается для каждого соединения. Если уже установленный винт повернут дальше, произойдет крутящий момент. Крутящий момент увеличивается ненадолго выше момента затяжки, пока винт не начнет вращаться. Этот эффект объясняется переходом от статического трения к трению скольжения. Точнее, статическое трение преодолевается в этот момент.

С помощью наших зажимов крутящий момент отрыва определяется на этапе разработки, чтобы обеспечить достаточную силу зажима - в дополнение ко всем существующим требованиям. Например, мы делаем это в тестах на расслабление. Исходя из этого, мы рекомендуем момент затяжки и скорость затяжки, которые должны соблюдаться для наших клиентов.

Что касается болтов головки блока цилиндров, то ее затяжка осуществляется в 4 этапа. Ниже приведен порядок действий более подробно:

  1. Затягиваем болты с моментом 20-25 Н*м
  2. Еще раз крутим каждый до 70-85 Н*м
  3. Тянем все болты на 90 градусов
  4. Последний прием — окончательно закручиваем еще на 90 градусов

Порядок и схему протяжки всех 10 болтов описывать здесь не буду. Все сделаю чуть позже, когда буду описывать процедуру по снятию и установке ГБЦ на своей Калине. Надеюсь, что в течение лета подготовлю данный материал и тогда уже все распишу все деталях и с подробными фотографиями ремонта.

Как правильно работать с динамометрическим ключом

Соответствие этим размерам обеспечивает длительный и надежный срок службы соединения - даже в экстремальных условиях. Привинчивание колеса во время его замены кажется тривиальной задачей. На самом деле дело не так просто. Ненужное затягивание болтов может закончиться трагически, поэтому хорошо знать некоторые золотые правила.

Отмена колеса в автомобиле обычно не является проблемой. Но настал момент, когда колесо нужно прикрутить. Как сделать это правильно, чтобы последующее вождение было безопасным? Винты должны быть вручную завинчены. Почему? Винт должен быть завинчен с надлежащей резьбой. Важное значение имеет также чередующаяся система. Например, если колесо завинчивается на четыре винта, затем вкрутите один, а следующий - другой на другой стороне центрирующего отверстия обода. Два других винта фиксируются одинаково.

Динамометри́ческий ключ - гаечный ключ со встроенным динамометром.

Назначение динамометрических ключей

Динамометрический инструмент - это прецизионный инструмент для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом. При проектировании любых строительных конструкций, любого промышленного или строительного оборудования, любой техники, предполагается её сборка с определенным значением крутящего момента для каждого конкретного соединения. Для начала необходимо определиться с типом динамометрического ключа: предельного типа - стрелочный, шкальный. Если вам необходимо видеть значение крутящего момента, выбирайте стрелочный или шкальный ключ. На циферблате стрелочного ключа 2 стрелки: первая показывает номинальное значение величины крутящего момента, вторая стрелка фиксирует максимальное значение момента затяжки. На шкальном ключе можно увидеть значение момента только когда вы им затягиваете. Для затягивания с особо высокой точностью (сборка узлов двигателя, ответственных строительных конструкций) используйте стрелочные ключи; для быстрой сборки с нужным моментом затяжки (затягивание анкерных болтов, затяжка болтов при шиномонтаже) применяйте ключи предельного типа.

Правила работы с динамометрическими ключами

Прежде всего необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации на инструмент. Необходимо подбирать модель ключа так, чтобы нужный вам момент затяжки находился примерно в середине диапазона работы ключа. Ни в коем случае не превышайте максимальный момент на который рассчитан ключ, это повредит его механизм. Динамометрические ключи предельного типа следует хранить с установленным нулевым значением. Берегите корпус ключа от деформаций и повреждений - это может привести к подклиниванию внутреннего механизма и неточности показаний.