Тороидальный трансформатор. Определение конструкции тороидального трансформатора

В разделе «Цены» приведены цены на трансформаторы со стандартными параметрами по мощности (ГОСТ 9680) и напряжению (ГОСТ 21128). На трансформаторы с номинальным напряжением более 1000В (ГОСТ 721), токами более 1000А, а также нестандартные, многообмоточные и специального исполнения цены договорные. На большие партии трансформаторов действует система скидок.

Наименование параметра

Величина

Примечание

Тип трансформатора (ТОС, ТСТ, другой)
Номинальная мощность
Число фаз
Группа соединений обмоток
Номинальное напряжение питающей сети(первичной обмотки)
Количество вторичных обмоток
Номинальное напряжение нагрузки(вторичной обмотки)
Мощность нагрузки (для нескольких вторичных обмоток)
Частота питающей сети
Исполнение выводов
Ток холостого хода, не более
Габаритные размеры (для спец.трансформаторов)
Присоединительные размеры (для спец. трансформаторов)
Вес, не более
Схема соединения (для спец. трансформаторов)
Количество
Прочие

Заказчик заполняет столбец «Величина» и (при необходимости) «Примечание». Для стандартных трансформаторов ТОС и ТСТ, приведенных в прайсе, заполняются только первые девять строк и строка «количество».

ТОС - ХХХ – ААА/ВВВ У3

ТОС – трансформатор однофазный силовой

ААА – номинальное напряжение питающей сети, В

ВВВ – номинальное напряжение вторичной обмотки, В

ТСТ – ХХХ – ААА/ВВВ У3

ТСТ – трансформатор силовой трехфазный

ХХХ – номинальная мощность в кВт

ААА – номинальное напряжение питающей сети, В (линейное значение), по умолчанию схема соединения звезда

ВВВ – номинальное напряжение вторичной обмотки, В (линейное значение), по умолчанию схема соединения звезда

По умолчанию трансформатор изготавливается без корпуса

Реакторы и дроссели типа РСТ и ДС изготавливаются ООО «КРУШ» по ГОСТ 16772 токоограничивающие, сглаживающие, уравнительные, специальные однофазные и трехфазные. В зависимости от назначения и области применения реакторы изготавливаются воздушные и с магнитопроводом из электротехнической стали на напряжение до 10000В включительно, номинальные токи до 10000А и индуктивности без ограничения. На реакторы устанавливается гарантия три года. Реакторы изготавливаются с медными обмотками, пропитанными кремнийорганической изоляцией класса F .

Опросный лист на трансформатор

Наименование параметра

Величина

Примечание

Тип реактора (РСТ,ДС)
Род тока
Число фаз
Частота питающей сети (первой гармоники)
Группа соединений обмоток
Номинальное напряжение питающей сети
Номинальный ток
Индуктивность при номинальном токе
Исполнение (без корпуса, с корпусом - степень защиты)
Исполнение выводов
Напряжение короткого замыкания
Габаритные размеры (по требованию)
Присоединительные размеры (по требованию)
Вес(по требованию), не более
Количество

В разделе «Цены» приведены цены на реакторы со стандартными параметрами, рекомендованные производителями для преобразователей частоты.

Структура условного обозначения:

РСТ – ХХХ/ААА У3

РСТ – реактор силовой токоограничивающий

ХХХ – номинальный ток, А

Трехфазные реакторы имеют обозначение РСТТ

Реакторы с номинальным напряжением выше 1000В имеют дополнительное обозначение по величине номинального напряжения в кВ

ДС – ХХХ/ААА У3

ДС – дроссель сглаживающий

ХХХ – номинальный ток, А

ААА- номинальная индуктивность, мГн

Тороидальный трансформатор – электротехнический преобразователь напряжения или тока, сердечник которого изогнут кольцом и замкнут. Профиль сечения отличается от круглого, название все равно применяют за неимением лучшего.

Отличия тороидальных трансформаторов

Автором тороидальных трансформаторов признан Майкл Фарадей. Возможно встретить в отечественной литературе (особенно, коммунистических времен) утопичную идею: первым собрал подобное Яблочков, сравнив указываемую дату – обычно, 1876 год – с ранними опытами по электромагнитной индукции (1830). Просится вывод: Англия опередила Россию на полвека. Интересующихся подробностями отошлем к обзору . Приводятся детальные сведения о конструкции первого в мире тороидального трансформатора. Изделие отличает форма сердечника. Помимо тороидальных принято по форме различать:

  1. Броневые. Отличаются избыточностью ферромагнитного сплава. Для замыкания линий поля (чтобы проходили внутри материала) ярма охватывают обмотки с внешней стороны. В результате входная и выходная наматываются вокруг общей оси. Одна поверх другой или рядом.
  2. Стержневые. Сердечник трансформатора проходит внутри витков обмотки. Пространственно входная и выходная разнесены. Ярма вбирают малую часть линий напряженности магнитного поля, проходящих за пределами витков. Фактически нужны, чтобы соединить стержни.

Тороидальный трансформатор

Новичку приходится туго, нелишне пояснить подробнее. Стержнем называется часть сердечника, проходящая внутри витков. На остов наматывается проволока. Ярмом называется часть сердечника, соединяющая стержни. Нужны передавать линии магнитного поля. Ярма замыкают сердечник, формируя цельную конструкцию. Замкнутость требуется для свободного распространения внутри материала магнитного поля.

Тема Магнитная индукция показывает — внутри ферромагнетика поле значительно усиливается. Эффект образует базис функционирования трансформаторов.

В состав стержневого сердечника ярмо входит минимальным составом. В броневом охватывает дополнительно обмотки снаружи вдоль длины, как бы защищая. От аналогии произошло название. Майкла Фарадея выбрал тор скорее интуитивно. Формально можно назвать стержневым сердечником, хотя направляющая оси симметрии обмоток идет дугой.

Опорой первому магниту (1824 год) стала лошадиная подкова. Возможно, факт придал направлению полета творческой мысли ученого верный азимут. Используй Фарадей иной материал, опыт окончится неудачей.

Тор навивают единой лентой. Подобные сердечники называют спиральными в отличие от броневых и стержневых, которые фигурируют в литературе за термином пластинчатые. Это введет в заблуждение. Лишний раз следует сказать: тороидальный сердечник, будучи намотанным отдельными пластинами, называется спиральным. Разбивать частями приходится, когда отсутствует лента. Это вызвано чисто экономическими причинами.

Подытожим: в исходном виде тороидальный трансформатор Фарадея имел сердечник круглого сечения. Сегодня форма невыгодна, невозможно обеспечить массовое производство соответствующей технологией. Хотя деформация проволоки по углам сгиба приводит однозначно к ухудшению характеристик изделия. Механические напряжения повышают омическое сопротивление обмотки.

Сердечники тороидальных трансформаторов

Тороидальный трансформатор назван за форму сердечника. Майкл Фарадей изготовил бублик, использовав цельный кусок мягкой стали круглого сечения. Конструкция нецелесообразна на современном этапе по нескольким причинам. Главное внимание уделяется минимизации потерь. Сплошной сердечник невыгоден, наводятся вихревые токи, сильно разогревающие материал. Получается плавильная индукционная печь, легко превращающая в жидкость сталь.

Чтобы избежать ненужных трат энергии и нагревания трансформатора, сердечник нарезают полосами. Каждая изолируется от соседней, например, лаком. В случае тороидальных сердечников наматывают единой спиралью, либо полосами. Сталь обычно на одной стороне имеет изолирующее покрытие толщиной единицы микрометра.

Упомянутые стали используются для конструирования , довольно часто по исполнению являющихся тороидальными. Интересующимся можно ознакомиться с ГОСТ 21427.2 и 21427.1. Для сердечников (как следует из названия документов) сегодня чаще используется анизотропная холоднокатаная листовая сталь. В название заложено: магнитные свойства материала неодинаковы по разным осям координат. Вектор потока поля должен совпадать с направлением проката (в нашем случае движется по кругу). Ранее применялся другой металл. Сердечники высокочастотных трансформаторов могут изготавливаться из стали 1521. В рамках сайта особенности применяемых материалов обсуждались (см. ). Сталь маркируется по-разному, в состав обозначения включаются сведения:

  • Первое место отводится цифре, характеризующей структуру. Для анизотропных сталей применяется 3.
  • Вторая цифра указывает процентное содержание кремния:
  1. менее 0,8%.
  2. 0,8 — 1,8%.
  3. 1,8 — 2,8%.
  4. 2,8 — 3,8%.
  5. 3,8 — 4,8%.
  • Третья цифра указывает основную характеристику. Могут быть удельные потери, величина при фиксированной напряженности поля.
  • Тип стали. С ростом числа удельные потери ниже. Зависит от технологии производства металла.

Теряет значение взаимное расположение конца и начала ленты. Чтобы спираль не размоталась, последний виток приваривают к предыдущему точечной сваркой. Намотка ведется с натяжением, собранные из нескольких полос ленты обычно не удаётся подогнать плотно, сварной шов выполняется внахлест. Иногда тор режется на две части (разрезной сердечник), на практике требуется сравнительно редко. Половинки при сборке стягиваются бандажом. В процессе изготовления готовый тороидальный сердечник режется инструментом, торцы шлифуются. Витки спирали скрепляются связующим веществом, чтобы не размоталась.

Намотка тороидальных трансформаторов

Стандартно производится дополнительная изоляция тороидального сердечника от обмоток, даже если используется лакированная проволока. Широко применяется электротехнический картон (ГОСТ 2824) толщиной до 0,8 мм (возможным другие варианты). Распространенные случаи:

  1. Картон наматывается с захватом предыдущего витка на тороидальный сердечник. Способ характеризуется, как вполнахлеста (половина ширины). Конец приклеивается или закрепляется киперной лентой.
  2. По торцам сердечник защищают картонные шайбы с надрезами глубиной 10 — 20 мм, шагом 20-35 мм, перекрывающие толщину тора. Наружная, внутренняя грань закрываются полосами. Технологически шайбы идут в сбор последними, прорезанные зубцы загибаются. Поверх спирально наматывается киперная лента.
  3. Надрезы могут производиться на полосах, тогда берутся с запасом, чтобы больше высоты тора, кольца – строго по ширине, накладываются поверх загибов.
  4. Тонкие полосы, кольца текстолита закрепляются на тороидальном сердечнике лентами стеклоткани вполнахлеста.
  5. Иногда кольца выполняются из электротехнической фанеры, гетинакса, толстого (до 8 мм) текстолита с запасом наружного диаметра 1-2 мм. Внешнюю и внутреннюю грань защищают картонными полосами с загибом по краям. Меж первыми витками обмотки, сердечником остается воздушный зазор. Промежуток под картоном нужен на случай, если края под проволокой протрутся. Тогда токонесущая часть никогда не коснется тороидального сердечника. Поверх наматывается киперная лента. Иногда внешнее ребро колец сглаживается, чтобы намотка углами шла плавно.
  6. Имеется разновидность изоляции, сходная с предыдущей, с внутренней стороны по кольцам на внешних ребрах имеются проточки до сердечника, куда ложатся полосы. Элементы выполняются из текстолита. Поверх наматывается киперная лента.

Обмотки обычно выполняются концентрическими (одна над другой), либо чередующимися (как в первом опыте Майкла Фарадея 1831 года), называют иногда дисковыми. В последнем случае через одну может наматываться достаточно большое их число, попеременно: то высокое напряжение, то низкое. Применяется чистая электротехническая медь (99,95%) удельным сопротивлением 17,24 — 17,54 нОм м. Ввиду дороговизны металла для изготовления тороидальных трансформаторов малой и средней мощности берется рафинированный алюминий. Для прочих случаев сказываются ограничения по проводимости и пластичности.

В мощных трансформаторах медный провод бывает прямоугольного сечения. Делается для экономии места. Жила должна быть толстой, пропуская значительный ток, дабы не расплавиться, круглое сечение приведет к излишнему росту габаритов. Выигрыш равномерности распределения поля по материалу свелся бы к нулю. Толстый прямоугольный провод достаточно удобно укладывать, чего нельзя сказать касательно тонкого. В остальном (по конструктивным признакам) намотка производится в точности теми же путями, как в случае обычного трансформатора. Катушки делаются цилиндрическими, винтовыми, однослойными, многослойными.

Определение конструкции тороидального трансформатора

Интересующимся вопросом рекомендуем изучить книгу С. В. Котенева, А. Н. Евсеева по расчету оптимизации тороидальных трансформаторов (издание Горячая линия – Телеком, 2011 год). Напоминаем: издание защищено законом об авторских правах. Профессионалы найдут силы (средства) приобрести при необходимости книгу. Согласно главам, расчет начинается определением параметров режима холостого хода. Подробно описывается, как найти активный и реактивный токи, высчитать ключевые параметры.

Печатное издание, несмотря на некоторую спорность изложения, попутно дает понять, почему включенный в цепь трансформатор, лишенный нагрузки, не сгорает (энергия тока расходуется намагничиванием). Хотя, казалось бы, предсказан очевидный исход мероприятия.

Число витков первичной обмотки выбирается из условия не превышения магнитной индукцией максимального значения (до входа в режим насыщения, где значение не меняется ростом напряженности поля). Если конструирование ведется для бытовой сети 230 вольт, берется допуск согласно ГОСТ 13109. В нашем случае, имеется в виду отклонение амплитуды в пределах 10%. Помним: вся промышленность перешла в XXI веке на 230 вольт (220 не используется, приводится в литературе, «наследием тяжелого прошлого»).

GRemlin 02-01-2005 02:06


РСЗО
1)ТОС-2 Карабас
2)ТОС-3 Кировград
Самаходная Гаубица\Артсистема
3)2А3 Конденсатор 2П
4)2Б2 Трансформатор

Donkey 04-01-2005 11:48

quote: Originally posted by GRemlin:
Кто-нибудь может предоставить информацию и\или фото по следующей военной технике:
РСЗО
1)ТОС-2 Карабас
2)ТОС-3 Кировград
Самаходная Гаубица\Артсистема
3)2А3 Конденсатор 2П
4)2Б2 Трансформатор

Уважаемый Gremlin!
Похоже, это оно: "Карабас" и "Кировоград", развитие "Буратино". http://btvt.narod.ru/3/tos1.htm
Про "Конденсатор" нашел, что это самоходное 406мм нарезное орудие для стрельбы ядерными снарядами (об. 271), самоход, аналогичный об. 273 с 420мм минометом 2Б1 "Ока", создан на базе танка Т-10, но количество опорных катков было увелиено с 7 до 8, введены опускающийся ленивец и гидроамортизаторы для поглощения отдачи. Оба орудия показаны на параде в 1957году. Фото самохода с "Окой" у меня есть, но не очень хорошие, если хотите, выложу. Про "Трансформатор" ничего не энаю.
С уважением, Donkey

Donkey 05-01-2005 12:01

Вот еще поискал и нашел: "Ока" и "Трансформатор" -- одно лицо! http://superguns.org.ru/atomnoe/atom1.htm http://voland983.narod.ru/raznstat/atomart.htm
Во второй ссылке картинки почему-то не грузятся.
С уважением, Donkey

GRemlin 05-01-2005 09:26

Я думаю ТОС-2 и 3 засекречены на данный момент. Информация о их названии и годе принятия на вооружение появилась на одном форуме... похоже более конкретно о них мы узнаем позже.
Насчет ядерной артиллерии, благодарю за информацию, т.к. у меня было только куча фоток американской Т-131 и информация по ней, а из наших Конденсатор и Трансформатор, по фотке на каждую, да те не особо красивые. за фото самохода с Окой буду признателен!

З.Ы.: Здешний форум очень хорошь со стороны участников - тут я нашел редкие фотки\картинки ОТРК Луны-М и фотку ОТРК Филина. Но вот навигация мне неочень понравилась, неудобно как-то...

З.З.Ы.: Может у кого-нибудь есть фото ОТРК 2К5 Марс. Frog-2? У меня только фотки ракет его (Насчет индекса неувеерен)

Student 05-01-2005 12:52

Есть... И ТОС тоже есть, и "Ока", и "Марс".
Просто занят я пока
Отсканирую до конца недели!

С уважением, Студент

GRemlin 05-01-2005 01:11

Буду очень благодарен!
З.Ы.: У меня тоже сейчас сессия...

Metanol 05-01-2005 08:38

у меня и видео есть с выстрелом из Т-131, если кому надо могу по почте выслать

GRemlin 06-01-2005 08:39

Сколько весит? Размер видео?

TT-33 06-01-2005 04:32

У Широкорада есть про эти девайсы.

Student 11-01-2005 03:06

Поехали....

Ракетная система "Филин"

Первые отечественные тактические твердотопливные ракеты - носители ядерных боеголовок ЗР-1 "Марс" и ЗР-2 "Филин" были разработаны в НИИ-1 ГКОТ, современное название - Московский институт теплотехники (МИТ). Главным конструктором ракет был Н. П. Мазуров. Испытания ракет ЗР-2 "Филин" были начаты в 1955 году. (Рис. 140, 141)
Надкалиберяая головная часть ракеты оснащалась спецзарядом. Стабилизация ракеты в полете производилась с помощью крыльевых стабилизаторов и вращением (для компенсации эксцентриситета двигателя). Первоначальное проворачивание ракете придавала сама направляющая. К продольной балке направляющей прикреплен винтовой ведущий полоз Т-образного сечения, по которому при старте ракеты движется ее штифт.
Двигательная установка двухкамерная, пороховая. Она состояла из головной и хвостовой камер сгорания. Промежуточная сопловая крышка имела переходный конус для соединения с хвостовой камерой. По ее окружности расположены 12 сопловых отверстий, оси которых наклонены к продольной оси ракеты под углом 15". Это предотвращало удар истекающей струи газов по корпусу хвостовой камеры, так как струи раскаленных газов направлялись назад и в сторону. Кроме того, осп сопловых отверстий расположены под углом 3" к образующей, чем создавался крутящий момент, сообщающий ракете вращательное движение.
Через контакты пиросвеч напряжение подавалось на пиропатропы, раскаленная нить воспламеняла пороховой состав, возникший луч огня зажигал дымный порох воспламенителя головной камеры.
Обе камеры начинали работать практически одновременно. Металлические заглушки, которые герметизировали сопла в обычных условиях эксплуатации, вышибались давлением пороховых газов. Ракета начинала движение по направляющей.
СКБ-2 Кировского завода для комплекса "Филин" разработало пусковую установку 2114 "Тюльпан" па шасси объекта 804. Объект 804 был создан на базе самоходной установки ИСУ-152К. Вес пусковой установки с ракетой 40 т. Максимальная скорость движения 2114 по шоссе 30 км/час с ракетой и 41 км/час без ракеты. Экипаж пусковой установки 5 человек.
В 1957 году Кировский завод изготовил 10 пусковых установок 2П4, а в 1958 году - еще 26.

Данные первых советских твердотопливных тактических ракет (Рис. 142)
Ракета ЗР-1 "Марс"ЗР-2 "Филип"
Калибр, мм:
ракеты 324 612
надкалиберной боевой части 600 S50
Длина ракеты, мм/клб 9040/27.3 10370/17

Ракетная система "Марс"

Ракета ЗР-1 комплекса "Марс" принципиально была устроена подобно "Филину". Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40?С - 17,4 т; при +16?С - 17,3 т, а при -40?С-13,6т.
Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем - с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортио-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор.
Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при + 15?С и 32 м/с при - 40?С.
Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле вертикального наведения +24". При минимальной дальности рассеивание ракет было максимальным (среднее рассеивание - 770 м). При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание минимально - 200 м.
Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса "Марс" была создана в 1957-1959 годах в ЦНИИ-58 под общим руководством В. Г. Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка была создана на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 - С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2ПЗ (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121.
Транспортно-заряжающая машина 2ПЗ также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран.
Паз направляющей под ведущий штифт ракеты ЗР-1 выполнен следующим образом: 1-й участок на длине 1150 мм имел нулевую крутизну; 2-й участок на длине 3000 мм имел прогрессивную крутизну с углом подъема, изменяющимся от 0? до Г7"; 3-й участок на длине 2800 мм имел постоянную крутизну с углом подъема 1*7".
Серийное производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса "Марс" велось на заводе "Баррикады" в Сталинграде. В 1959-1960 годах заводом "Баррикады" было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транснортно-заряжающих машин 2ПЗ.
Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 году два автомобиля ЗИЛ-135Е под пусковую установку "Марс". 20 сентября 1958 года ОКБ завода "Баррикады" под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке пусковой установки Бр-217 и транспортно-заряжающей машины Бр-118 па колесном шасси для ракет "Марс". Однако на вооружение эти пусковые установки приняты не были.

Данные пусковой установки С-122А комплекса "Марс"
Угол ВН, град +15?; +60?
Угол ГН, град +5?
Длина направляющей, мм 6700
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм 2650
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм 2100
Клиренс ПУ, мм " 400
Вес качающейся части без ракеты, кг 1377
Вес вращающейся части
(без качающейся части и ракеты), кг 1105
Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5112
Вес шасси, кг 11329
Полный вес ПУ в боевом положении, кг 16441
Расчет, чел. 3
Запас хода по шоссе по горючем); км 250
Скорость максимальная, км/час; заряженной ПУ 20
незаряженной ПУ 30-40
Мощность двигателя шасси, л. с. 235

У комплекса "Марс" были и конкуренты. Так, по постановлению Совета Министров? 189-89 от 13. 02. 1958 г. в СКБ-172 (г. Пермь) разрабатывали твердотопливную ракету "Ладога". По первоначальному проект)" ракета имела две ступени. Однако летно-конструкторские испытания, проведенные в 1960 году, показали, что двухступенчатая схема очень сложна и "не обеспечивает нормальные пуски". В конце 1960 года СКБ-172 отказалось от дальнейшей отработки двухступенчатой схемы и перешло к одноступенчатой.
Бросковые испытания одноступенчатой ракеты в апреле 1961 года дали положительные результаты. В ходе трех пусков в июле-сентябре 1961 года происходило разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения раструба ствола. В конце 1961 года сопловый блок был доработан, и в начале 1962 года на заводе? 172 шла сборка 12 опытных ракет с новым сопловым блоком. Однако 3 марта 1962 года вышло постановление? 213-113, в котором было предписано прекратить все работы по "Ладоге" на стадии летно-конструкторских испытаний "как по неперспективному изделию".
Па заводе "Уралмаш" под руководством II. II. Петрова создавался комплекс "Онега" с твердотопливной ракетой. И "Онегу" постигла участь "Ладоги".

Тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино"

Тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино" представляет собой 30-ствольную систему залпового огня. Пусковая установка смонтирована на шасси танка Т-72. Она состоит из шасси, поворотной платформы с качающейся частью пусковой установки, силовых следящих приводов и системы управления огнем.
Качающаяся часть пусковой установки имеет 30 направляющих труб калибра 220 мм для неуправляемых реактивных снарядов, установленных в общем корпусе с люлькой; через ось цапф она соединяется с рычагами поворотной платформы. Наведение пусковой установки на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами.
Система управления огнем состоит из прицела, квантового дальномера, баллистического вычислителя и датчика крена.
Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) состоит из головной части с наполнителем и взрывателем и ракетной части на твердом топливе.
Транспортно-заряжающая машина предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. Транспортно-заряжающая машина собрана па шасси грузового автомобиля повышенной проходимости и имеет погрузочно-разгрузочное устройство.
Вес пусковой установки 42 тонны. Дальность стрельбы максимальная - 3500 м, минимальная - 500 м.
Первые образцы установки "Буратино" проходили испытания в Афганистане. Осенью 1999 года - зимой 2000 года "Буратино" успешно применялась в Чечне, в том числе при штурме Грозного.

420-мм миномет 2Б1 "Ока"

Согласно постановлению Совета Министров от 18 апреля 1955 года, началась разработка 420-мм миномета 2Б1 "Ока", предназначенного для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийская часть установки была создана в КБ машиностроения (бывшее СКБ в г. Коломна), а шасси "объект 273" - на Кировском заводе в Ленинграде. Ствол изготавливался на заводе "Баррикады".
Длина ствола миномета составляла около 20 м, то есть 47,6 калибра. Ствол был гладкий. Стрельба велась оперенными минами.
Выстрел миномета получил название "Трансформатор". Дальность стрельбы миной весом 750 кг составляла 45 км. По другим данным, при весе мины 650 кг дальность - 25 км.
Противооткатные устройства на миномете 2Б1 отсутствовали. Поэтому для самоходной установки была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощавшими энергию отдачи. После выстрела установка откатывалась на гусеницах на несколько метров.
Механизм точного горизонтального наведения имел электрический привод, а подъемный механизм--гидропривод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. Вес установки составил 55,3 тонны.
Скорострельность - 1 выстрел в течение 5 минут.
На марше в установке находился только один член экипажа - механик-водитель.
В ходе испытаний установок при стрельбе не выдерживали ленивцы, срывало с креплений коробку передач и др.
В 1957 году Кировским заводом были закончены четыре установки 2Б1 и 7 ноября 1957 года миномет был показан на параде в Москве. Система казалась настолько неестественно громоздкой, что иностранные специалисты, смотревшие парад, уверяли прессу, что это всего лишь бутафория.
В 1957-1960 годах шла доработка миномета, а в 1960 году последовало постановление Совета Министров о прекращении работ над 2Б1.
Причиной этого явились, с одной стороны, большие весогабаритные характеристики машины, существенно ограничивающие ее проходимость, а с другой - уменьшение размеров ядерных боеприпасов и принятие на вооружение тактических неуправляемых ракет с тяжелыми головными частями.

Предлагаемый вариант зарядного устройства автоматически отключается от сети переменного тока по окончании зарядки и не содержит шкальных приборов. Контроль включения и протекания зарядного тока осуществляется при помощи двух индикаторных лампочек.

Устройство работает следующим образом (рис. 1). При включении сети переменного тока засвечивается неоновая лампа HL1, Первичная обмотка трансформатора Т1 отсоединена от сети разомкнутыми контактами К1.1. При подключении к выходу устройства аккумулятора благодаря нормально замкнутым контактам К2.1 срабатывает реле К1, подключающее зарядное устройство к сети. Во вторичной цепи начинает протекать зарядный ток, и засвечивается лампа HL2.

По достижении напряжения, которое характерно для заряженного аккумулятора, срабатывает реле К2, которое своими контактами К2.1 разрывает цепь обмотки К1. При этом устройство отключается от сети. Обмотка реле К2 потребляет весьма незначительный ток по сравнению с нормальным разрядным, поэтому аккумулятор может долго находиться в таком состоянии, ожидая отключения.

Если к устройству подключается полностью разряженный аккумулятор, который не способен включить реле К 1, то начало зарядки можно осуществить кнопкой SA2 “Пуск”, включенной параллельно контактам К1.1. Если аккумуляторы предполагается заряжать часто, то удобнее использовать тумблер “Пуск”. При случайном обрыве цепи аккумулятора реле К1 выключается при первом же прохождении пульсирующего напряжения вторичной обмотки трансформатора через нулевое значение, что приводит к отключению устройства от сети.

Из описания работы устройства следует, что свечение лампы HL2 сигнализирует о протекании зарядного тока. По этой причине оказалось возможным исключить шкальный прибор.

В устройстве можно применять трансформаторы с выходным напряжением от 25 до 40 В мощностью около 150 Вт. Вторичная обмотка должна иметь диаметр провода не менее 2 мм. В данной конструкции применен трансформатор ТОС-250 с выходным напряжением 36 В. Использовано реле К2 РЭС-9, паспорт РС4.524.200 или РС4.524.201. Это реле выбирается из условия надежного срабатывания при напряжении 15,8...16,2 В, т. е. по достижении аккумулятором с номинальным напряжением 13,2 В конечного напряжения зарядки. Подбор легче осуществить, включая последовательно с реле К2 от одного до трех диодов Д226 в прямом направлении. Реле К1-любое, срабатывающее при напряжении 8...9 В и позволяющее коммутировать переменный ток силой не менее 2 А при напряжении 220 В, например МКУ-48. Лампа HL1 - любая неоновая, можно даже применить неисправный тиратрон МТХ-90. Лампа HL2 - ЛН-13,6. Чтобы четко различать лампы, колпачок HL2 должен быть другого цвета, например зеленого. Диоды VD1 - VD4 следует выбрать из серии Д242-Д247. Их необходимо установить на дюралюминиевые пластины или иные радиаторы с площадью поверхности около 100 см 2 . Кнопка SA2 - КУ-1, допускающая коммутацию тока не менее 3 А.

Определенные удобства представляет возможность использования зарядного устройства в качестве источника переменного напряжения 36 В. Для этого введен сдвоенный тумблер SA1 ТЗ.

Конденсатор С1 - МБГО, МБГП на напряжение не ниже 600 В. Емкость его зависит от импеданса трансформатора, она подбирается по силе требуемого зарядного тока. В данной конструкции для получения тока силой 5,5 А выбран С1 емкостью 15... 16 мкФ. При необходимости можно ввести форсированный или иной режим зарядки путем коммутации различных конденсаторов.

Описанное зарядное устройство эксплуатируется в течение нескольких лет, зарекомендовав себя как весьма удобное и надежное.

ВРЛ 92.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VD1-VD4 Диод

Д242А

4 Д242-Д247 В блокнот
VD5, VD6 Диод

Д226

2 В блокнот
С1 Конденсатор 16 мкФ 600В 1 МБГО, МБГП В блокнот
R1 Резистор

200 кОм

1 В блокнот
HL1 Лампа МТХ-90 1 В блокнот
HL2 Лампа ЛН-13,6 1 В блокнот
FU1 Предохранитель 3 А 1 В блокнот
T1 Трансформатор ТОС-250 1 В блокнот
K1 Реле МКУ-48 1

рансформаторы силовые сухие однофазные ТОС и трехфазные ТСТ изготавливаются ООО ГК «Элтранс» мощностью от 63 Вт до 630 кВА и выше на напряжения по ГОСТ 21128 и ГОСТ 721. На трансформаторы устанавливается гарантия три года. Трансформаторы трехфазные ТСТ предназначены для понижения и повышения напряжения промышленной частоты 50 Гц на предприятиях и в народном хозяйстве. Трансформаторы изготавливаются на напряжения 220, 380, 690, 1000 В с любым сочетанием схем и групп соединений. Конструкция трансформатора Трансформаторы ТСТ изготавливаются с медными обмотками, пропитанными кремнийорганической изоляцией класса F . Трансформаторы изготавливаются в открытом исполнении для установки в шкафах и щитах и в закрытом исполнении различной степени защиты для отдельной установки. Изготавливаются специальные трансформаторы по техническому заданию либо чертежам заказчика. В приложении приведена форма опросного листа, которую необходимо предоставить при открытии заказа и структура типового обозначения.

Вас также могут заинтересовать

Трансформаторы силовые сухие трехфазные ТС, ТСТ, ТСКС

Предназначены для понижения напряжения трехфазного переменного тока и использования в качестве безопасного источника питания ламп освещения электроинструмента и других целей.

Трансформаторы силовые сухие однофазные ТОС

Трансформаторы изготавливаются с медными обмотками, пропитанными кремнийорганической изоляцией класса F . Трансформаторы изготавливаются в открытом исполнении для установки в шкафах и щитах и в закрыт

Трансформаторы ТСТ

"Трансформаторы ТСТ предназначены для обеспечения заданного качества электрической энергии для электроприемников при их электроснабжении как от Госсети, так и от автономных (резервных) источников элек