Океаны и моря — колыбель жизни расцвет жизни в воде. Мировой океан-колыбель жизни Мировой океан колыбель жизни так как

Всемирный день океанов – это день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на нашей планете, 70% которой покрыто водой. Нужно не забывать о том, что ресурсы океана – это залог развития и дальнейшего существования цивилизации.

Роль мирового океана в регулировании климата трудно переоценить, она является системообразующей, ведь его воды - один из главных поглотителей углекислого газа. Ученые разделяют мировой водный бассейн на четыре больших океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый.

Изучением океанов занимается океанология, а мировой океан является важным объектом научных исследований. Проникая все глубже в тайны океанов, ученые продолжают открывать новые формы морской флоры и фауны. Эти исследования имеют огромное значение для жизни и повышения благосостояния человека.

А воды Мирового океана – это один из главных поглотителей углекислого газа. На Международной конференции на высшем уровне, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия), был предложен новый праздник - Всемирный день океанов.

Океаны дают нам пищу, поэтому нужно принять как факт нашу зависимость от океанов и использование их в качестве источника питания для человечества.

Способы транспортировки, которые можно применять в океанах и атмосфере благодаря текучести среды, во многих отношениях превосходят наземный транспорт, но для эффективного их использования необходимы крупномасштабные исследования течений и ветров.

Океаны - важный источник минеральных ресурсов: от соли до таких экзотических элементов как магний, и от фосфатных удобрений до прозрачного песка.

Морская вода во всех фазах - жидкой, твердой и парообразной служит основной средой, через которую тепловая энергия распространяется по всей планете. Поэтому исследования погоды и климата теснейшим образом связано с изучением океанов.

Морская вода, благодаря её способности разлагать сложные молекулярные структуры, содержит практически все известные элементы. Однако сама сохраняет свою химическую стабильность, так что никогда не бывает ни слишком кислой, ни слишком щелочной. Эта "автоподстройка" играет важнейшую роль в способности морской воды поддерживать жизнь. Действительно только в океанах, как принято считать, возможно было развитие "живых" молекул на Земле.

Морская вода в силу своих абсорбционных свойств поглощает и выделяет газы, обмнеиваясь ими с атмосферой; тем самым она косвенно включена в процес переноса лучистой энергии, происходящей между землёй и космическим пространством.

Океаны занимают более 70% земной поверхности, и испарение воды из них превышает поступление её с атмосферными осадками, поэтому именно они приводят в действие гидрологический цикл - круговорот воды в природе, - от которого полностью зависит вся наземная жизнь. Океан и в тропиках, и вблизи полюсов - нагревается и остывает сверху вниз; его тепловой баланс почти полностью определяется процессами, происходящими только на его поверхности. Атмосферная же циркуляция наоборот приводится в действие снизу вверх, так как испаряющаяся морская вода поступает в атмосферу в основании воздушного столба.

Океаны в любой момент содержат значительную долю всей кинетической энергии, получаемой Землёй от Солнца. Иными словами, количество солнечной энергии, запасённой водным столбом с единичной площадью сечений, значительно превосходит величину этой энергии, содержащейся в равном по площади сечения столбе горных пород суши или атмосферного воздуха. Поэтому, пытаясь найти источники энергии, альтернативные минеральному топливу, мы должны основное внимание направить на океаны.

Океаны и суша распределены на земной поверхности несимметрично. Это обстоятельство, будучи результатом сложной геологической истории Земли, имеет важнейшее значение для динамики как океана, так и атмосферы; оно же решительно повлияло на развитие человечества.

Океаны предоставляют почти в 80 раз больше пространства для жизни, чем наземный мир. Однако из-за того, что жидкость, заполняющая океанические бассейны, способна легко перемешиваться - во времени и пространстве, - число различных видов организмов в океане гораздо меньше чем на суше.

Морская вода, благодаря её высокой удельной теплоёмкости, сохраняет сравнительно постоянную температуру, несмотря на то, что оказывается в весьма широком диапазоне условий - от тропических зон с их избыточным солнечным нагревом до полярных зон с избыточным охлаждением, происходящим также путём излучения. Постоянство температуры оказывает огромное влияние на образ жизни морских организмов, делая его, совершенно отличным от способа существования наземных видов.

Морская вода в тысячу раз плотнее воздуха, в котором обитает большинство наземных организмов, и поэтому формы жизни, существующие в океане, в среднем имеют значительно меньшие размеры, чем те, что встречаются на суше. Популярное изречение о том что "при такой жизни лучше быть маленьким", особенно подходит для условий жизни в море. Однако в океане живут и крупнейшие из животных, когда-либо обитавших на Земле, - синие киты.

Окраины океанических бассейнов, где суша встречается с морем, относятся к областям Земли с самой высокой продуктивностью органического вещества. Их продуктивность обусловлена тем, что это зоны сближения энергии и массы: океаны несут к своим берегам энергию волн, собираемую с обширных просторов водной поверхности, подверженной действию ветра, а реки несут химическое сырьё, без которого невозможна жизнь.

Люди также устремляются к окраинам океанов, не только создавая на побережье множество поселений, но и перенеся в заселённые прибрежные районы, большую часть всего органического материала, производимого сельским хозяйством, горными работами и промышленностью во внутренних областях материков.

Полярные океаны важнейшие области, обеспечивающие продолжение нашего существования, постоянство климата на Земле зависит от энергии перехода между жидкой и твёрдой фазами воды и от альбедо (способности отражать солнечные лучи) покрытых льдом частей океана.

В рамках этого обоснования исследований океана заключено великое множество сложных процессов: физических, биологических, химических, геологических, метеорологических и др. В ткань перечисленных процессов вплетается и человеческая деятельность. Задача океанологии - "распустить" эту ткань на отдельные нити, описать каждую нить качественно и количественно, а затем снова соединить их.

ОКЕАН – КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ

Жизнь в океанах зародилась свыше тысячи миллионов лет назад, но какие таинственные силы заставили развиваться и множиться живые организмы - остается загадкой до наших дней.

Происхождение жизни на земле пытаются объяснить четыре основные теории . Первая утверждает, что вселенная существует вечно, и в ней всегда существовали живые клетки. Как только раскаленная звезда охлаждается до температуры, при которой возможно существование жизни, ее заселяют крошечные живые частицы «cosmozoans» , которые переносятся космическими излучениями с других небесных тел. Эта простая и своеобразная гипотеза соответствует теории о непрерывности материи, которая в последнее время появилась в научном мире. Гипотеза построена настолько искусственно, что ее невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

Вторая гипотеза основана на мистическом начале, считая зарождение жизни на земле результатом вмешательства сверхъестественных сил . Гипотеза примитивна, но на ней основаны все религии мира и даже в наши дни немало людей, наделенных великим разумом, склоняются к этой точке зрения. Признать эту гипотезу - значит бросить человечество в бездну невежества и суеверий и полностью отрицать величие современной науки.

Третья гипотеза полагает, что жизнь зародилась совершенно случайно, в результате взаимодействия
химических элементов, которому способствовали благоприятные условия. Когда накопилось достаточное разнообразие химических элементов, значительно возросло число их хаотических соединений, одно из которых зародило живые клетки. Математика доказывает, что если непрерывно бросать двадцать игральных костей, то после многочисленных попыток может выпасть сразу двадцать шестерок или двадцать единиц. Также математически можно доказать, что химические элементы, непрерывно взаимодействуя друг с другом в условиях определенной температуры и давления, могут образовать живую клетку . Многие сторонники этой гипотезы считают, что изменения в природе происходят случайно, как случайна и сама эволюция материи.

Четвертая гипотеза утверждает, что живая природа появилась вследствие неизбежного и закономерного процесса : земноводные развились из позвоночных и беспозвоночных, обитавших в древних морях, пресмыкающиеся - из земноводных, млекопитающие - из пресмыкающихся. В единой эволюции между живой и неживой природой не было разрыва. Один из основных этапов эволюции - развитие живого существа из неживого протекал на границе между сушей и первичным океаном.

В природе существуют удивительные организмы - фильтрующие вирусы , которые находятся на границе между живым и неживым веществом. Некоторые из этих вирусов, взятые изолированно, представляют собой крошечные твердые тела, но стоит этим вирусам соединиться с живой тканью, как они сразу «оживают». Примером может служить вирус мозаичной болезни табака . В изоляции этот вирус является неживым веществом, неспособным к воспроизведению, но введенный в ткань табачного листа, быстро размножается и поражает растение.

Все современные гипотезы признают за морской водой ведущую роль в зарождении и развитии жизни. Океан не только зародил жизнь, но и продолжает ее поддерживать своей живительной влагой. Жидкость, содержащаяся в теле всех живых организмов, начиная от простейшего беспозвоночного и кончая человеком, по своему составу близка к морской воде, и очень мало отличается от нее по составу солей, а у некоторых животных (например, у собаки) совпадает полностью. Это может служить главным доказательством того, что жизнь возникла в океане, который является прародителем всего живого.

Но океан не только дал начало жизни, он продолжает ее поддерживать во всех биологических формах . Все наземные животные бережно хранят свою влагу, защищаясь водонепроницаемой кожей, а растения своими корнями высасывают из земли живительную влагу. В экстремальных условиях одной из главных опасностей для человека нередко является обезвоживание . Предельное выживание без воды при нормальных температурах не более 14 суток, при высокой температуре тропических широт этот срок значительно меньше. При отсутствии пищи предел выживаемости достигает 60-70 суток. Морским животным не надо вести борьбу за сохранение влаги пока они находятся в своей родной стихии, но выброшенные приливом или штормом на берег, они становятся беспомощными и быстро погибают. Отсюда и известная поговорка: «Как рыба, выброшенная из воды» .

Жизнь в океане имеет свои особенности: соленость воды, освещенность, большое давление, незначительное содержание кислорода и низкие температуры на больших глубинах. Морские организмы способны жить при большой концентрации солей, но соленость оказывает заметное влияние на распределение видов. В сравнительно мелких местах, куда солнечные лучи проникают в достаточном количестве, рыба лучше освещена со спины, чем с боков, и поэтому мелководные рыбы имеют соответствующую защитную окраску - темная окраска спины постепенно переходит в светлую окраску брюха. Чем глубже солнечные лучи проникают в водяную толщу, тем слабее они становятся, на больших глубинах царит мрак, а глубоководные животные приобрели светящиеся органы, позволяющие им ориентироваться в темноте.

С увеличением глубины нарастает давление и при погружении на 1000 метров достигает 100 атмосфер. При таком давлении кусок деревянного бруска или пробки уменьшается в объеме в два раза, а на глубине 5000 метров наблюдается явление «взрывов», под действием которых ломаются на куски стеклянные изделия, заключенные в толстостенные металлические ящики. Глубоководные животные комфортно себя чувствуют на любых глубинах, так как давление жидкости внутренних тканей равно давлению воды, но если оно окажется за пределами глубинной среды, его немедленно выбросит на поверхность и разорвет на куски - животное погибнет, «разбившись при падении вверх» .

Океан содержит строго ограниченное количество кислорода, которого достаточно только для химических процессов, обеспечивающих рост морских животных и их перемещения в поисках пищи. Физическая активность любого животного зависит от количества кислорода, и поскольку его концентрация в океанской среде невелика, темп жизни в океанах медленнее, чем на суше. Больше всего кислорода в поверхностном слое морей, который в процессе фотосинтеза насыщает кислородом микроскопический планктон. Морские обитатели не страдают от недостатка кислорода, так как они затрачивают на свое движение значительно меньше энергии, преодолев силы земного притяжения. Плотность тел морских животных и растений очень близка к плотности океанской воды, поэтому среда поддерживает их - они могут легко всплыть, опуститься на глубину или просто в раздумьи остановиться, наблюдая за окружающим миром. Примерно так чувствует себя в воде и хороший пловец.

На больших глубинах царит не только вечный мрак, но и вечный холод . Плавая в тропических широтах под потоками солнечного света, прогревающего верхние слои океана, трудно представить, что внизу, на глубине 600 метров, температура всего на 4° выше точки замерзания. В высоких южных широтах начинает сказываться влияние вечных льдов, и температура воды у дна в Антарктике понижается до 0,5°С. Таким образом, глубинные животные живут в почти не меняющемся мире, где царит вечная ночь и властвует вечная зима.

Океан является одной из великих естественных областей Земли, создающей условия для разнообразных форм жизни.

В протерозое и в первой половине палеозоя, то есть в течение 600 миллионов лет, жизнь продолжала развиваться главным образом в воде - в океанах и морях, которые были колыбелью жизни на нашей планете. Растения и животные суши стали развиваться значительно позже.

Мы знаем, что в настоящее время органический мир океанов и морей велик и разнообразен. Там обитает множество примитивных по строению и древнейших организмов.

В океанах и морях живет более 150 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей.

На первом месте стоят моллюски, их более 60 тысяч видов, ракообразных - около 20 тысяч, морских рыб - более 16 тысяч видов, одноклеточных - около 10 тысяч, червей и близких к ним животных - более 7 тысяч видов, кишечнополостных - около 9 тысяч, иглокожих - 5 тысяч, губок - 4 тысячи видов.

Животных, которые живут в воде, гораздо больше, чем на суше. Из общего числа существующих сейчас 63 классов животных и 33 классов растений только в море живут 37 классов животных и 5 классов растений.

Мир живых существ морей и океанов прешел грандиозный путь исторического развития.

За этот огромный промежуток времени, о котором мы говорим, в развитии жизни на Земле произошло много великих событий. Вот главные из них.

Первое событие - появление многоклеточных организмов, второе - возникновение и расцвет различных водорослей и морских беспозвоночных животных и третье - появление первых позвоночных животных.

Величайшим скачком в развитии жизни было возникновение многоклеточных организмов, ибо это дало громадные возможности для ее дальнейшего прогрессивного развития.

Это произошло, вероятно, следующим образом. Каждый одноклеточный организм представляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный осуществлять все жизненные функции: питание, выделение, дыхание, движение, размножение. Иное дело многоклеточные организмы. В них каждая клетка или группы клеток приспособлены к выполнению какой-либо определенной функции. В простых многоклеточных организмах, например у некоторых жгутиковых водорослей из группы воль-воксовых, такого разделения функций между клетками еще не было. Вольвоксы - шарообразные организмы - состоят сверху из одного слоя клеток, а внутри наполнены жидкостью. Они представляют собой как бы колонии одноклеточных существ, предков многоклеточных. В дальнейшем клетки таких организмов специализировались: одни клетки стали выполнять, например, двигательную функцию, другие - питательную, третьи - функцию размножения и т. п. Так возникли многоклеточные организмы с различными органами. Наиболее обоснованной теорией происхождения многоклеточных животных является теория, выдвинутая И. И. Мечниковым. По мнению И. И. Мечникова, исходной формой для многоклеточных была паренхимелла, сходная с личинкой губок - паренхимулой и личинкой кишечнополостных - планулой. Паренхимелла могла возникнуть из колоний жгутиконосцев, подобно вольвоксам. В дальнейшем у предков многоклеточных возникли защитные клетки наружного слоя (эктодерма), а внутренние клетки стали нести пищеварительную функцию и превратились в кишечную полость (энтодерму).

Изменение и развитие древних многоклеточных организмов происходила пс-разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие сохранили подвижный образ жизни. Возникли разнообразные многоклеточные организмы: водоросли, а также губки, медузы и другие беспозвоночные животные, которые населяли древнейшие моря и океаны. Появление этих организмов относится к весьма отдаленному времени, но, несмотря на это, изменились они с тех пор очень мало и не дали начала другим животным.

Способность к прогрессивному развитию проявили совсем другие древние многоклеточные животные, родственники медуз, - гребневики, которые обладали достаточной подвижностью. На определенной ступени своего развития они вынуждены были сменить образ жизни: плавание на ползание. Это повлекло за собой изменение строения: сплющивание тела, образование головы, появление различий между брюшиной и спинной сторонами. Так возникли водные черви. Постепенно у них выработалась большая подвижность, образовались мускульные волокна, появилась кровеносная и другие системы органов.

Древние примитивные кольчатые черви дали начало членистоногим животным. Короткие нечленистые придатки, или пара-подии, кольчецов превратились в длинные суставные ножки, способные к весьма сложным движениям, головной мозг и вся нервная система у членистоногих увеличились и усложнились, а органы чувств, например глаза, достигли высокой степени развития. С начала палеозоя известны трилобиты, ракоскорпионы, низшие ракообразные. Позднее возникли паукообразные, многоножки и насекомые. Палеонтологические, сравнительно анатомические и эмбриологические данные показывают, что ракообразные произошли от одной группы кольчецов, трилобиты, мечехвосты, паукообразные - от другой, многоножки и насекомые - от третьей.

Предки моллюсков были, вероятно, близки к кольчецам. На это указывают черты строения низших моллюсков и поразительное сходство эмбрионального развития (строение яиц и личинок, сходство стадий развития и пр.) моллюсков и кольчецов. Но у моллюсков возник нечленистый, концентрированный тип строения. Основные классы моллюсков появились в докембрии и хорошо известны с кембрийского периода Мшанки, плеченогие, также известные из древнейших отложений, происходят от каких-то червеобразных форм; имеют, с другой стороны, близость к кишечнополостным. Плеченогие - морские животные - внешне похожи на моллюсков, но их раковина открывается не в стороны, как у двустворчатых моллюсков, а снизу вверх. По бокам рта у них есть два выроста, названные "руками". Они являются органами дыхания и создают ток воды у рта. Плеченогие были Гидроидный полип - одно из простых широко распространенными животными в древних морях.

Обширный и своеобразный тип иглокожих (морские звезды, ежи, лилии, офиуры или змеехвостки) возник и бурно развился задолго до кембрия от червеобразных предков. Вероятными предками их были свободноподвижные, двустороннесимметричныe червеобразные животные с тремя парами разделенных внутренних полостей, не имевшие внутреннего и внешнего скелета.

Все это происходило более 500 миллионов лет назад.

Таким образом, жизнь в архейскую и протерозойскую эру была сосредоточена и развивалась в воде. Моря и океаны были колыбелью жизни на нашей планете.

В следующую - палеозойскую - эру, которая началась около 500 миллионов лет назад и продолжалась более 300 миллионов лет, живые существа продолжали свое дальнейшее развитие. Эту эру делят на пять периодов: кембрийский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.

Первая половина палеозоя - кембрийский и силурийский периоды. Это было спокойное время в истории Земли. Материки располагались тогда ниже, чем теперь, и, следовательно, океаны занимали большую поверхность и образовывали много глубоководных морей.

В них, как и в протерозойскую эру, обитали водоросли, ползали, плавали или чуть шевелились прикрепленные ко дну различные беспозвоночные животные. В большом количестве стали распространяться губки, археоциаты и трилобиты. Слово "археоциаты" в переводе на русский язык означает "древние бокалы". Их назвали так потому, что эти животные действительно напоминали бокал или кубок. Много их остатков найдено на территории современной Сибири в виде ископаемых рифов.

Археоциаты были родственны губкам и кораллам, имели прочный известковый скелет и прикреплялись ко дну длинными нитями.

Трилобиты, родственники ракообразных, внешне походили на мокриц и были, повидимому, сродни современным мечехвостам и морским скорпионам. Их тело, состоящее из головы, туловища и хвоста, покрывали щитки. Некоторые трилобиты были очень маленькими - величиной с горошину, другие достигали полуметра в длину. Они плавали или ползали в мелководных заливах, питаясь растениями и телами умерших животных.

В те времена в воде жили также многочисленные и разнообразные губки, ко" раллы, черви, плеченогие, моллюски, иглокожие (морские звезды, лилии, морские ежи). Но главных обитателей нынешних морей и океанов - рыб - еще не было. Первые редкие отпечатки рыб ученые обнаружили в поздних отложениях силурийского периода. Это значит, что возраст их достигает 400 миллионов лет! Какими же были предки рыб?

Долгое время наука не находила ответа на этот вопрос. Только исследования

выдающегося русского эмбриолога Александра Онуфриевича Ковалев ского, а также последние палеонтологические открытия пролили свет на загадку происхождения рыб. Оказывается, они возникли от морских червеобразных животных. Древние рыбы имели узкое, длинное тело. Внутри тела костей не было, но снаружи оно иногда было покрыто панцырем. Парными плавниками древние рыбы не обладали. Они были похожи на ныне живуши: миног и миксин и вместе с тем на маленькое, длиною 5-7 сантиметров, про стое по строению рыбообразное животное - ланцетника. Он живет в ь ных морях, в песчаном грунте, встречается и у нас в Черном море. Строен его замечательно, так как он имеет черты беспозвоночных и позвоночных животных. Тело его длинное, заостренное книзу, похожее на ланцет, состоит из ряда сегментов, то есть имеет членистое строение, как у многих червеобразных беспозвоночных. С другой стороны, с позвоночными его роднят наличие хорды, головной мозг, сложный жаберный аппарат.

Внутреннее строение и личиночное развитие ланцетника, изученное А. О. Ковалевским, говорит о близком родстве как с низшими хордовыми - оболочниками и асцидиями, - так и с позвоночными животными, в частности рыбами.

Наиболее характерным признаком, отличающим хордовых животных, куда относятся ланцетник и ряд других близких к нему животных, а также все позвоночные, служит наличие хорды - спинной хрящевой струны или позвоночника, - расположение головного мозга над передней частью хорды, присутствие сложного жаберного аппарата или легких.

В отложениях силурийского и девонского периодов найдены чрезвычайно хорошо сохранившиеся остатки древних рыб. По этим остаткам можно даже судить, как были расположены главные кровеносные сосуды и нервы.

Самыми древнейшими известными нам позвоночными являются щитковые бесчелюстные. По внешнему виду они напоминают рыб, но рыбами их еще назвать нельзя. У них не было челюстей и парных плавников, как у миног и миксин. Их близкие родичи, так называемые панцырные рыбы, имели челюсти, парные плавники, обладали более усовершенствованным внутренним скелетом, головным мозгом и органами чувств. Но их тело сковывал массивный костный панцырь, покрывавший голову и передний отдел туловища. Все эти рыбы вымерли в девонском периоде, около 300 миллионов лет назад, уступив место хрящевым и костным рыбам.

Существуют две точки зрения на вопрос о том, где появились первые позвоночные - в морях или пресных водах. В пользу морского происхождения говорит значительное количество растворенного в морской воде кальция, входящего в состав костей, а также обитание всех низших позвоночных в море. Сторонники пресноводного происхождения рассматривают причину возникновения скелета вообще как устойчивой опоры тела и считают, что он должен был возникнуть в проточной воде, активно противодействуя течению. Несомненно, что предки позвоночных обитали в зоне, где пресные воды граничат с морскими, - там и находят их остатки. Известные нам древнейшие позвоночные уже обладали костной тканью - панцырем, - внутренний же скелет их был, невидимому, хрящевым; в ископаемом состоянии он не сохранился. Замена хряща костью (окостенение хряща) произошла значительно позднее - у высших групп рыб.

Следует отметить также, что соленость морской воды тогда была ниже, чем теперь, поэтому рыбы, вероятно, могли легче переходить из морской воды в пресную и наоборот.

Стелла Князева
Проект «Загадки подводного мира»

Фамилия, имя, отчество

Князева Стелла Витальевна

Камчатский край

Населенный пункт, в котором находится ОУ

Город Петропавловск-Камчатский

Название ОУ

КГБОУ «Центр образования «Эврика»

Описание проекта

Название темы проекта:«Загадки подводного мира».

Актуальность : Мировой океан - колыбель жизни и ее надежда. Загрязнение Мирового океана и морей подрывает здоровье его обитателей и планеты в целом.

Цель:

Углубить знания о водной стихии и его обитателях.

Задачи

Уточнить и расширить представления детей о водной стихии, о природных явлениях, о его обитателях.

Формировать предпосылки экологического сознания.

Развивать у детей стремление к творческому познанию.

Осваивать плавательные навыки, совершенствовать технику во время работы в соответствии с темой.

Побуждать создавать динамичные выразительные образы в групповых композициях.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Организовать взаимодействие участников проекта: детей, воспитателей групп, инструктора по плаванию, родителей.

Создать условия для развития творческой активности и самостоятельности старших дошкольников по данной тематике.

Результаты полученных знаний, умений, навыков дети продемонстрируют на празднике «Загадки подводного мира», объединяющей цикл непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой и спортивно-игровой направленности. Совместная работа детей и родителей отразится в создании мини-выставки «Подводное царство».

Участники проекта:

Дошкольники старших групп

Воспитатели старших групп

Инструктор по плаванию

Родители

Продолжительность проекта:

Краткосрочный - 4 недели

Основа проекта

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о морской стихии и его обитателях.

Обогащение словарного запаса.

Обогащение знаний о море путём использования игровых приёмов на занятиях в бассейне.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и плавания содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Формирование умения у детей вести сравнения, анализировать и делать выводы.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы ЗОЖ через развитие плавательных умений и навыков.

Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какую тайну хранят глубины морей? Как передать образ морского обитателя через физическую культуру и плавание?

Проблемные вопросы образовательной темы:

Что представляет собой морская стихия?

Что такое Цунами и откуда они берутся?

Что растет глубоко под водой?

На чём люди передвигаются под водой?

Какие морские животные обитают в морях и океанах?

Как себя надо правильно вести на воде?

Как правильно пользоваться умениями и навыками плавания в нестандартной обстановке?

Сведения о проекте

Суть проекта заключается в следующем:

Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с новой темой, посвящённой морям, океанам и их обитателям. Во время продуктивной деятельности в области плавания изучаются приёмы и техника изображения отдельных игровых упражнений и композиционных решений в целом. На заключительном этапе даётся краткое повторение темы, организуется мини-выставка «Подводное царство» и завершается праздником «Загадки подводного мира».

Этапы работы по проекту:

1. Подготовительный этап

Задачи:

Определить цель и задачи проекта.

Изучить и создать информационную базу по проекту.

Составить план проекта.

Организовать родителей и педагогов для помощи проведения данного проекта.

2. Основной этап

Задачи:

Непосредственно образовательная деятельность.

Создать мини-выставку «Подводное царство»

Провести познавательно-развлекательный праздник «Загадки подводного мира».

3. Заключительный этап

Задачи:

Подвести итоги проекта.

Проанализировать полученные результаты.

Мероприятия проекта:

Непосредственно образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим

1.«Морское путешествие».

Рассматривание фотографий и иллюстраций по данной тематике.

Беседа о морях и океанах.

Беседа о природных явлениях связанных с водой.

2 .«Подводный мир»

Просмотр презентаций о морских обитателях.

Дидактическая игра «Растительный и животный мир».

Беседа о безопасности на воде.

ПЛАВАНИЕ

«Маленькие превращения»

«Водолазы за работой»

«Сердитая рыбка»»

«Море волнуется»

Праздник «Путешествие по морским глубинам»

Поисково-познавательная деятельность:

Создание мини-выставки «Подводное царство».

Наблюдение за рыбами и водорослями в аквариуме.

Свободная деятельность:

Просмотр мультфильмов «Русалочка», «В поисках Немо».

Аудио прослушивание «Музыка моря».

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Вечерняя беседа об освоении морских просторов: истории, значении для науки и хозяйственной деятельности людей, перспективах.

Вечерняя беседа о мореплавателях.

Свободное рисование на тему «Морское приключение».

Оценка эффективности:

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности, в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ непосредственно образовательной деятельности, детской продуктивной деятельности, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в создании мини-выставки «Подводное царство», анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Книги о морях, океанах и их обитателях.

Фотографии и репродукции по данной тематике.

Видеоматериалы.

Мультимедиа материалы.

Настольные игры.

Телевизор.

Компьютер.

Фотоаппарат.

Выводы, сделанные в ходе проекта:

Вода - источник жизни на всей планете.

Морская стихия прекрасная, но небезопасная.

Ощущения человека умеющего плавать «Как рыба в воде»

Конечные результаты проекта и показатели эффективности:

Пропаганда массовости физической культуры, спорта, а в частности плавания.

Популяризация значимости физической культуры и плавания среди родителей.

Удовлетворённость детей своей деятельностью, повышения эмоционального фона.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Плавание».

Древняя Греция на заре своего становления знала семь мудрецов.. И самым прославленным из них был Фалес из Милета (VI в. до н. э.). Он первым из мудрецов древности сделал попытку постичь первооснову всего сущего. "Самое замечательное - вода! - воскликнул Фалес. - Только ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода - вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняются только ее состояния".

Фалес Милетский был недалек от истины, став два с половиной тысячелетия назад, по словам Ф. Энгельса, одним из первых представителей "стихийного материализма". В воде возникла жизнь. Мировой океан - колыбель жизни. Без воды немыслимо существование органического вещества. Наша кровь состоит на 90% из воды, наши мускулы - на 75%; даже самое "сухое" в нас - кости, и те содержат 28% воды. В целом наше тело в зрелом возрасте состоит на 65% из воды.

Ежегодно мы пропускаем через себя количество воды, равное более чем пятикратному весу нашего тела, а в течение жизни каждый из нас поглощает около 25 т воды. Лишить человека воды - значит, лишить жизни.

Значение воды для человека становится особенно понятным тогда, когда он ее лишается. Без пищи человек может существовать 40 дней, а без воды умирает на восьмые сутки. При потере живым организмом 10% воды наступает самоотравление, а при 21% - смерть. Без воздуха жизнь возможна. Есть бактерии, обходящиеся без кислорода (так называемые анаэробы). Но без воды пока неизвестна никакая форма жизни. Лишить природу воды - значит обратить ее в мертвый холодный камень.