Майкл Полани: концепция личностного знания. Майкл Полани. Личностное знание Майкл полани личностное знание

Майкл Полани

Полани Майкл (1891–1976). Британский философ, один из основателей постпозитивизма. Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности – в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. – Полани выделял явные и неявные компоненты. Последние осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное – как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное (“из рук в руки”) обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт, согласно Полани, внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, личностно окрашен. Ввел в научный оборот понятие “научное сообщество”. В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Полани (Polanyi) Майкл (1891-1976) - британский философ, один из основателей постпозитивизма , выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии (затем - социальных наук) Манчестерского университета (с 1933). В главных сочинениях по философии и социологии науки: "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958), "Неуважение свободы" (1940), "Основания академической свободы" (1947), "Логика свободы" (1951), "Неявное знание" (1962), "Знание и бытие, эссе" (1969) и др. выступил в 1940-х с критикой основных принципов логического позитивизма, в 1950-х - разработал концепцию "неявного знания" (по Полани, "существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать"). Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего.

В структуре ориентировочной и познавательной активности - в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. - Полани выделял явные и неявные компоненты. Последние, по Полани, осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное - как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения.

С точки зрения Полани, существуют "два типа знания, которые всегда совместно входят в процесс познания всеобъемлющей целостности. Это: 1. Познание объекта путем концентрации внимания на нем как целостности; 2. Познание объекта исходя из наших представлений о том, какой цели он служит в составе той целостности, частью которой он является. Последнее может быть названо неявным... Взаимоисключающий характер этих двух типов познания может быть выражен в терминах логической дизъюнкции".

Неявное знание, согласно Полани, не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное ("из рук в руки") обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт у Полани - внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, явно личностно окрашен. Полани ввел в научный оборот понятие "научное сообщество". В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Полани (Polanyi) Майкл (1891-1976) - брит, ученый и философ, известный своими работами в области философии и социологии науки. Родился в Будапеште, изучал медицину и химию. В 1919 переехал в Германию, с 1923 работал в Институте физической химии в Берлине. После прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию, с 1933 - проф. физической химии, с 1948 - социальных наук в Манчестерском университете, с 1959 в Оксфорде, читал также лекции в США. В области химии Полани был одним из пионеров применения квантовой механики для расчета скоростей химических реакций. В 1930-е годы посещал СССР, дискутировал с Н. Бухариным по проблемам централизованного планирования науки, отстаивая свободу научных исследований. Полани принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна книга «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958). Наряду с К. Поппером , С.Э. Тулмином , Т. Куном , Полани относят к родоначальникам постпозитивистской философии науки. Их объединяло критическое отношение к наследию Неопозитивизма, однако во многих аспектах их позиции весьма различны. Так, К. Поппер, разрабатывая концепцию критического рационализма, полемизировал не только с неопозитивизмом, но и с концепцией «личностного знания» Полани, обвиняя его в иррационализме. Само же название книги Полани полемически заострено против «критицизма» К. Поппера и его теории «объективного знания». Другие постпозитивисты оценивали позицию Полани как вполне рациональную, ибо ее основной пафос заключался в преодолении сомнительного идеала депереонифицированного представления научного знания, отождествляемого с его объективностью. Согласно Полани, в науке существует значительное и очень важное «неявное измерение», которое не артикулируется и не объективируется в учебниках и научных статьях. Его ядро составляет мастерство познавательной деятельности, приемам и тонкостям которого нельзя научиться по учебникам и другим текстам. Оно передается и осваивается лишь в непосредственном общении и совместной работе в лаборатории ученика и ученого-мастера. В результате люди, реально делающие науку, владеют большим запасом неявного знания, что отличает их от просто эрудитов. В своих работах Полани доказывал, что аналогичная ситуация характерна и для других видов мастерства - в искусстве, в ремесленной деятельности и т. п. В них также мы «знаем больше, чем можем сказать». Концепцию неявного, неартикулированного знания Полани применял к проблемам природы научного открытия, роли традиций и школ в науке. Он выступал против разграничения «контекста открытия» и «контекста обоснования» знания, дихотомии фактов и ценностей, подчеркивая роль личностных факторов в познании, воображения, страстной заинтересованности ученых в поиске научной истины.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 216.

Сочинения: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; Science, Faith and Society. L., 1946; The Logic of Liberty. L., 1951; The Tacit Dimension. L., 1966; Knowing and Being. L., 1969.

Полани (Polanyi) Майкл (12 марта 1891, Будапешт – 22 февраля 1976, Нортхемптон, Англия) – британский ученый, видный специалист в области физической химии, один из основоположников «исторического» направления в философии науки. Окончил медицинский факультет Будапештского университета, изучал физическую химию в Высшей технической школе в Карлсруэ (Германия). Работал в Институте химического волокна (1920), затем в Институте физической химии в Берлине (1923). Профессор Института Макса Планка (1926). С приходом к власти нацистов эмигрировал в Англию (1933). Профессор физической химии и социальных наук в Манчестерском университете. Член Мертон-колледжа в Оксфорде (1959), Общества Макса Планка (1949), иностранный член Американской Академии искусств и наук, член Международной Академии философии науки (1962), почетный доктор многих университетов мира.

С 1930-х гг. Полани выступил с критикой тоталитаризма и его губительного влияния на культуру. В 1950-х гг. он сформулировал ряд принципиальных положений философии науки. Наука и другие виды человеческого познания, согласно Полани, обладают общностью, состоящей в принципиальной неустранимости субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Тем самым философия науки Полани, примыкая своими идеями и методами к социологии познания, оказалась альтернативой как позитивизму, так и «критическому рационализму», т.е. наиболее влиятельным направлениям в философии науки 1960–70-х гг. Полани подверг критике основные положения позитивистов: программу «эмпирицизма», т.е. элиминации «теоретических» (не имеющих адекватного перевода в языке наблюдения) терминов из структуры научных теорий; индуктивизм и кумулятивизм как принципы логики научного познания и реконструкции истории науки; демаркационизм (утверждение о возможности проведения четкой разграничительной линии между наукой и философией). Вместе с тем Полани выступил против «эпистемологии без познающего субъекта» К.Поппера, т.е. против идеи о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторической, социальной его детерминации. Согласно Полани, факторы социокультурного контекста оказывают важнейшее воздействие не только на организацию научно-исследовательской работы ученых, но и на содержание научной деятельности.

Для оценки научных теорий важнейшее значение имеет «неявное знание» (tacit knowledge), которое приобретается и осваивается только в непосредственном общении ученых. Это знание практически не выражается в явной форме – в виде описаний, диаграмм, инструкций или текстов в учебниках, оно всегда остается «за кулисами» той сцены, на которой происходят интеллектуальные дискуссии, но существенно воздействует на их содержание и характер. Такое представление о научном знании Полани и его последователи назвали «посткритическим рационализмом», что означало ориентацию на поиск более гибкого понимания научной рациональности, ориентированного на органическое единство культуры и ее интеллектуальных компонент.

Рациональность научного познания не может быть сведена к некой формальной логике исследования и открытия, фактическое содержание научного знания и его логическая структура не тождественны. Научное познание не было бы возможным, если бы не существовала рациональность познаваемых объектов – внутренняя разумность мира. Но нельзя полагать, будто дедуктивные или индуктивные процедуры в достаточной мере позволяют раскрыть эту объективную рациональность. Научное познание позволяет соотнести последнюю с человеческим миром; в этом процессе участвуют интуиция, чувство красоты, продуктивное воображение. Получаемая в познавательных процессах информация всегда богаче той, которая проходит через сознание и может быть вербализована. Значения терминов определяются контекстом их употребления и, следовательно, всегда включают в себя «неявное знание»; понимание этих значений предполагает непосредственное включение субъекта в данный контекст. Семантические воззрения Полани были близки функциональным и контекстуальным теориям значения (Огден, Ричардс, Малиновский и др.).

Важнейшим условием понимания Полани считает доверие тем концептуальным средствам познания, которыми располагает научное сообщество. Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной элиты, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем. Конфликты между авторитетными мнениями и изменения в фундаментальных убеждениях – нормальное условие научного роста, однако нельзя думать, что этот процесс может завершиться победой одного из соперничающих мнений, которое выдаст себя за истину в последней инстанции. Прогресс науки заключается не в движении к некоему универсальному «безличному» знанию, а в увеличении возможностей личного соучастия в познавательных процессах, расширении систем образования и профессиональной исследовательской деятельности. Такое понимание науки сближало концепцию Полани с идеями Л.Флека, Т.Куна, С.Тулмина, П.Фейерабенда и др. критиков традиционных концепций научной рациональности.

В.П. Порус

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 267.

Полани (Polani) Мишель (1891- 1976) - английский философ, экономист, политик и эпистемолог, специалист по проблемам философии психологии.

Биография. Получил медицинское образование в Будапештском университете. Во время Первой мировой войны служил офицером медицинской службы в Австро-Венгерской армии. С 1923 г. - приват-доцент Берлинского университета. Неприятие нацизма привело его в 1933 г. к решению принять предложение работать в Англии на кафедре физической химии в Манчестерском университете. В 1933-1948 гг. - профессор физической химии Манчестерского университета; с 1945 по 1958 г. - профессор социальных наук. Исследования. В 1916 г. создал теорию абсорбции газов на поверхности твердых тел, а параллельно создавалась альтернативная теория, которая в 1932 г. была отмечена Нобелевской премией по химии. Но через 5 лет выяснилось, что правильной была теория М. Полани. Этот случай биографии определил основную тему размышлений М. Полани. Такой темой стало противоречие между тем, что всякое знание является персональным, и тем, что движение науки определяется сообществами ученых. Это может привести к подавлению тех направлений, которые позже могут оказаться ценными, и поощрению бесполезных. С точки зрения М. Полани, нет оснований заявлять, что та или иная научная теория является истинной или что тот или иной предмет искусства представляет безусловную эстетическую ценность, так как невозможно доказать, что соответствующая позиция является единственно правильной. Но хотя и невозможно знать истину, можно быть убежденным, что знаешь. Все построения в науке, искусстве или религии в конечном счете основываются на убеждении. Подобная убежденность основывается главным образом на неявных знаниях. Так, например, начинающий студент-биолог, изучающий в микроскоп каплю крови в первый раз, увидит очень немного. Необходима практика, чтобы в этом образце увидеть клетки. Но при этом довольно трудно точно определить, что же такого должен узнать студент, чтобы различать типы клеток в том, что сначала казалось недифференцированной массой. Тем не менее это происходит в результате обучения, в значительной степени основанного на неявных знаниях. По мнению М. Полани, любая мысль содержит компоненты, которые мы плохо осознаем в основном контексте нашего мышления. На этой основе им была разработана теория научного исследования, восходящая к гештальтпсихологии. Основным стал тезис о том, что надо различать «фокальное», или осознанное, восприятие чело-века и вещей, с одной стороны, и «периферическое», или «инструментальное», знание - с другой. В таком периферическом знании отдельные элементы осознаются не сами по себе, а лишь посредством их вклада в постижение того предмета, на котором сосредоточено внимание. Введенное понятие «неявного знания» обозначило слой человеческого опыта, неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии. Это периферическое знание аналогично «краевому осознанию» ощущений, которые обусловлены находящимся в руке инструментом (например, молотком), которые возникают при забивании гвоздя и без которых невозможен весь этот процесс. Используемые «инструменты» (в том числе умение ездить на велосипеде или автомашине, владеть молотком или скальпелем и т. п.) становятся как бы продолжением человеческого тела и явно не осознаются. По мнению М. Полани, наука делается людьми, овладевшими соответствующими навыками и умениями познавательной деятельности, которые не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. Это - неявное, или личностное, знание, оно соответствует наработанному ученым с годами практических исследований опыту экспериментирования, классификации, диагностики, использования теоретического аппарата. Подобное неявное знание не допускает полного выражения в учебниках, оно передается «из рук в руки» - в совместной лабораторной работе опытного ученого и его учеников, в личных контактах исследователей. С другой стороны, явно выраженное, артикулированное научное знание, в частности то, которое представлено в текстах научных статей и учебниках (т. е. оно существует в четких понятиях и операционализированных теориях), - это лишь малая часть знания. Такое знание существует как интерперсональное знание. При этом процесс построения научных утверждений имеет два уровня. Во-первых, это внутреннее, т. е. для себя, прочтение формирующегося текста, который определяется неявным контекстом скрытого знания, имеющего инструментальный характер «знания как», знания-умения, задаваемого в своей основе всей телесной организацией человека как живого существа. Во-вторых, это попытки артикуляции данного текста вовне, посредством языковой системы. В подобных попытках артикуляции остаются символически неартикулированными инструментальные знания, та личностная уверенность в истинности, которая выступает основой провозглашаемого ученым суждения.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 431-432.

Сочинения: The Logic and Liberty. Routledge, 1951; Personal knowledge. Routledge, 1958; в рус. пер.: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; Science, Faith and Society (2nd edn). Chicago University Press, 1964; The Tacit Dimension. Routledge, 1966; Logic and Psychology // American Psychologist. 1968, 23, 27-43; Knowing and Being. Routledge, 1969; Meaning. Chicago University Press, 1975 (with H. Prosch).

Литература: Аршинов В. И. Полани // Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991; М. Полани // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

The Contenpt of Freedom: The Russian Experiment and After. L., 1940, Full Employment and Free Trade. L., 1945;

Science, Faith and Society. L., 1946;

The Logic of Liberty: Reflections and Rejoinders. L., 1951;

The Study of Man. L., 1959;

Beyond Nihilism. L., 1960;

The Tacit Dimension. L., 1967;

Knowing and Being. L., 1969;

Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Биография

Родился в светской еврейской семье, внук главного раввина Вильнюса по материнской линии. Мать Поланьи - Сесилия Вол - родилась в Российской империи. Сесилия Вол была отправлена сначала в Цюрих, а потом в Вену своим отцом-раввином, который старался отдалить её от российских социалистических деятелей и предотвратить её арест. Отец - Михаил Поллачек - родился в Ужгороде (Унгваре) и был представителем крупной буржуазии, связанной с железными дорогами. Михаил Поллачек женился на Сесилии Вол в 1880 году в Вене. В соответствии со своим социальным положением пара владела домами в Вене и в Будапеште. Майкл Полани родился в 1891 году в Будапеште, став пятым ребёнком в семье . Хотя отец Полани участвовал в сооружении значительной части железнодорожной системы Венгрии, в 1899 он практически обанкротился. Старший брат Майкла, Карл Поланьи - известный политэконом и социальный философ.

В молодости был близок к левосоциалистическим кругам. Окончив Будапештский университет, стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. После «революции астр» в октябре 1918 занимал должность секретаря министра здравоохранения в правительстве Михая Карои, после провозглашения Венгерской советской республики вернулся к медицине. Из-за репрессий режима Хорти был вынужден эмигрировать в Германию. В 1923 принял христианство, женившись на Магде Элизабет Кемени по римско-католическому обряду. В 1933, после прихода нацистов к власти, выехал в Великобританию.

Философия науки

Во время визита в СССР в 1936 году с лекцией для Министерства тяжёлой промышленности Бухарин заявил Полани, что различие между фундаментальной и прикладной наукой является ошибкой капитализма, и что в социалистическом обществе все научные исследования ведутся в соответствии с нуждами последнего пятилетнего плана . Полани обратил внимание на то, что случилось с генетикой в Советском Союзе в связи с государственной поддержкой теорий Трофима Лысенко . Призывы к централизованному планированию научных исследований в Великобритании со стороны таких учёных, как Джон Десмонд Бернал , заставили Полани отстаивать позицию, в соответствии с которой прирост научного знания достигается в результате выводов, сделанных после свободного обсуждения сообществом специалистов, а не руководящим органом.

Полани доказывал, что взаимодействие между учёными подобно взаимодействию между экономическими агентами на свободном рынке . Подобно тому, как потребители на свободном рынке в условиях конкуренции между производителями устанавливают цены товаров, также и учёные, обходясь без централизованного руководства, определяют истинность теорий.

Эпистемология

В книге «Наука, вера и общество» (1946) Полани изложил свои возражения против позитивистского понимания науки, указав на недооценку позитивизмом той роли, которую в научной практике играют ошибочные личные взгляды. В книге «Личностное знание» (1958) Полани утверждает, что абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях. Он опровергает идею о механическом установлении истины путём использования научного метода . Любое знание является личностным и по этой причине основывается на индивидуальных суждениях. Отвергнув критическую философию, Полани отстаивает фидуциарный посткритический подход, согласно которому мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами.

Примечания

Библиография

  • Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М. Б. Гнедовского. - М., 1985.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова; пер. с англ. М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина. - М., 1995.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. - [Благовещенск?]: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. - 344 с. - (Корпус гуманитарных дисциплин.) ISBN 5-8015-7123-X

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 11 марта
  • Родившиеся в 1891 году
  • Умершие 22 февраля
  • Умершие в 1976 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Великобритании
  • Физики Великобритании
  • Химики Великобритании
  • Философы XX века
  • Участники Общества «Мон Пелерин»
  • Принявшие христианство иудеи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Денисон, Эдвард
  • Тюря

Смотреть что такое "Полани, Майкл" в других словарях:

    Полани Майкл - Поланьи, Поляни (Polanyi) (1891 1976), английский философ и физикохимик, один из основателей постпозитивизма. Родился в Венгрии. С 1933 в Великобритании. В 40 х гг. выступил с критикой основных принципов логического позитивизма. В 50 х гг.… … Энциклопедический словарь

    Полани Майкл - Майкл Полани Майкл Полани (часто Поланьи;англ. Michael Polanyi, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891 22 февраля 1976) английский физик, химик и философ. Родом из Венгрии; с 1933 года жил в Великобритании. Представитель постпозитивизма. Полани… … Википедия

    ПОЛАНИ Майкл - ПОЛАНИ (Поланьи) Майкл (1891 1976) английский философ и ученый, один из основателей постпозитивизма. Родился в Венгрии. С 1933 в Великобритании. В 40 х гг. выступил с критикой основных принципов логического позитивизма. В 50 х гг. разработал… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛАНИ МАЙКЛ - (1891 1976) – британский учёный, химик по профессии,известный своими работами в области философии науки. Он выходец из Венгрии,окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Майкл Полани - (часто Поланьи;англ. Michael Polanyi, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891 22 февраля 1976) английский физик, химик и философ. Родом из Венгрии; с 1933 года жил в Великобритании. Представитель постпозитивизма. Полани является автором концепции… … Википедия

    Майкл Поланьи - Майкл Полани Майкл Полани (часто Поланьи;англ. Michael Polanyi, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891 22 февраля 1976) английский физик, химик и философ. Родом из Венгрии; с 1933 года жил в Великобритании. Представитель постпозитивизма. Полани… … Википедия - Michael Smith Дата рождения: 26 апреля 1932 Место рождения: Блэкпул, Великобритания Дата смерти: 4 октября 2000 Место смерти: Ванкувер, Британская Колумбия, Канада Гражданство … Википедия

Майкл По́лани (также По́ляни , По́ланьи ; англ. Michael Polanyi , Михай Поланьи , венг. Polányi Mihály ; 11 марта , Будапешт - 22 февраля , Манчестер) - английский физик , химик и философ . Родом из Венгрии ; с 1933 года жил в Великобритании , США . Наиболее известен своими работами по физической химии и философии науки . Основные работы посвящены химической кинетике и изучению кристаллических структур. Известен как соавтор теории абсолютных скоростей реакций и соотношения Брёнстеда-Поляни (англ.) русск. . Представитель постпозитивизма , критик позитивизма , автор концепции «личностного (или неявного, молчаливого) знания» .

Биография

Родился в светской еврейской семье, но его дед по материнской линии - Андреас Вол - был раввином (отказавшись от должности главного раввина Вильнюса он оставался религиозным историком и просветителем ). Мать Поланьи - Сесилия Вол - родилась в Российской империи. Её после окончания Виленской гимназии отец отправил в Вену, чтобы отдалить от российских социалистических деятелей и предотвратить её арест. Здесь она познакомилась и вышла замуж (1880) за Михаила Поллачека, будущего отца Майкла. Сам он родился в местечке Длха на Орави (Словакия) в богатой еврейской семье выходцев из Ужгорода (Унгваре), который тогда, как и Словакия входил в состав Австро-Венгерской империи.

Майкл Полани родился в 1891 году в Будапеште , став пятым ребёнком в семье. Хотя отец Полани участвовал в сооружении значительной части железнодорожной системы Венгрии, в 1899 году он практически обанкротился. В 1904 году за год до его кончины жена и дети приняли протестантизм, изменив фамилию Поллачек на венгерский лад - Полани (Поланьи), глава семьи ничего из этого не сделал.

В молодости был близок к левосоциалистическим кругам. Определенное влияние тогда на братьев Майкла и Карла оказал революционер-народник С. Л. Клячко , с которым после отъезда из Вильнюса Сесилия Поланьи сохранила близкие отношения, они дружили семьями.

Двое из его учеников и его сын стали лауреатами Нобелевской премии по химии. В 1944 году Полани был избран членом Королевского общества . Начиная с 1950-х годов Полани практически оставил научную деятельность в области химии и занялся философией и теологией. С 1961 года в отставке.

С 1962 года жил в США: в 1962-1963 годах работал в Исследовательском центре в Пало-Альто (штат Калифорния), в 1964 г. – профессор теологии в университете Дьюка в Дареме (штат Северная Каролина), в 1965-1966 гг. – в Уэслианском университете в Миддлтауне (штат Коннектикут).

Обладатель почётных степеней Принстона (1946), Лидса (1947), Кембриджа (1969), Абердина (1959) и Нотр-Дама (1965) .

Научная деятельность

Физическая химия

Основные работы Полани посвящены физической химии, прежде всего химической кинетике и изучению кристаллических структур . С 1914 года занимался проблемами применения законов термодинамики к биологическим системам. В 1915 году предложил теорию полимолекулярной адсорбции . После 1918 года занялся интерпретацией рентгенограмм , которые получались при облучении волокон целлюлозы ; показал, что пятна на рентгенограммах возникают от кристаллов, ориентированных вдоль оси волокна. С помощью рентгеноструктурного анализа установил (1921) размер элементарной ячейки целлюлозы.

В 1935 году совместно с Г. Эйрнингом и М. Г. Эвансом создал теорию абсолютных скоростей реакций, включающую метод переходного состояния. Совместно с И. Хориути разработал (1935) молекулярную модель элементарного акта электрохимической реакции.

Философия науки

Во время визита в СССР в 1935 году с лекцией для Наркомата тяжёлой промышленности Бухарин заявил Полани, что различие между фундаментальной и прикладной наукой является ошибкой капитализма, и что в социалистическом обществе все научные исследования ведутся в соответствии с нуждами последнего пятилетнего плана . Полани обратил внимание на то, что случилось с генетикой в Советском Союзе в связи с государственной поддержкой теорий Трофима Лысенко . Призывы к централизованному планированию научных исследований в Великобритании со стороны таких учёных, как Джон Десмонд Бернал , заставили Полани отстаивать позицию, в соответствии с которой прирост научного знания достигается в результате выводов, сделанных после свободного обсуждения сообществом специалистов, а не руководящим органом.

Полани доказывал, что взаимодействие между учёными подобно взаимодействию между экономическими агентами на свободном рынке . Подобно тому, как потребители на свободном рынке в условиях конкуренции между производителями устанавливают цены товаров, также и учёные, обходясь без централизованного руководства, определяют истинность теорий.

Эпистемология

В книге «Наука, вера и общество» (1946) Полани изложил свои возражения против позитивистского понимания науки, указав на недооценку позитивизмом той роли, которую в научной практике играют ошибочные личные взгляды. В книге «Личностное знание» (1958) Полани утверждает, что абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях. Он опровергает идею о механическом установлении истины путём использования научного метода . Любое знание является личностным и по этой причине основывается на индивидуальных суждениях. Отвергнув критическую философию, Полани отстаивает фидуциарный посткритический подход, согласно которому мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами.

Семья

Младший сын Майкла - Джон Чарлз Полани - лауреат Нобелевской премии по химии; старший брат - Карл Поланьи (Полани) - известный политэконом и социальный философ; племянница -Ева Цайзель - известный скульптор и дизайнер.

Напишите отзыв о статье "Полани, Майкл"

Примечания

Библиография

  • Atomic Reactions (1932)
  • The Contempt of Freedom (1940) - первая ненаучная книга Полани
  • Full Employment and Free Trade (1945)
  • The Logic of Liberty (1951)
  • Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosophy (1958)
  • The Tacit Dimension (1967)
  • Knowing and Being (1969)
  • Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М. Б. Гнедовского. - М., 1985.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова; пер. с англ. М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина. - М., 1995.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. - [Благовещенск?]: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. - 344 с. - (Корпус гуманитарных дисциплин.) ISBN 5-8015-7123-X

Ссылки

Отрывок, характеризующий Полани, Майкл

– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
– Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он.
– Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку.
В это время дверь отворилась.
– Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир, [Дети, идите ложиться спать,] – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом.
– Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова.

Майкл Полани/ Michael Polanyi

Полани - английский философ и ученый, один из основателей постпозитивизма.

Полани является автором концепции «личностного (или неявного) знания», которое, с его точки зрения, нельзя выразить в явной форме (например, в виде текстов и диаграмм), но которое является сущностной составляющей деятельности ученого. Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству.

Полани ввел в научный оборот понятие «научное сообщество».

Концепция Полани утверждает неизбежность включения субъективного фактора в познавательный процесс и невозможность отделения науки от окружающего ее культурно-исторического и социального контекста.

Вот отрывок из его книги: «Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти. Мы осознаем интеллектуальную красоту как ориентир для открытий и как признак истинности.

Любовь к истине действует на всех уровнях развития мышления. Кёлер наблюдал, как охотно шимпанзе повторяли те приемы, которые были ими ранее изобретены для добывания пищи; повторяли уже в виде игры, заменяя пищу камешками. Беспокойство, которое испытывает животное, когда задача его затрудняет…, иллюстрирует и связанную с ним способность наслаждаться интеллектуальным успехом. Эти эмоции выражают веру: мучиться проблемой - значит верить, что она имеет решение, а радоваться открытию - значит принимать его как истину».

Философия Майкла Полани

Майкл Полани (1891-1976) - британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии (затем - социальных наук) Манчестерского университета (с 1933). Его сочинениях по философии и социологии науки: «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958), «Неуважение свободы» (1940), «Основания академической свободы» (1947), «Логика свободы» (1951), «Неявное знание» (1962), «Знание и бытие, эссе» (1969) и др.

Полани выступил в 1940-х с критикой основных принципов логического позитивизма, в 1950-х - разработал концепцию «неявного знания» (по Полани, «существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать»). Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности - в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. - Полани выделял явные и неявные компоненты. Последние, по Полани, осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное - как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения.

С точки зрения Полани, существуют «два типа знания, которые всегда совместно входят в процесс познания всеобъемлющей целостности. Это: 1. Познание объекта путем концентрации внимания на нем как целостности; 2. Познание объекта исходя из наших представлений о том, какой цели он служит в составе той целостности, частью которой он является. Последнее может быть названо неявным… Взаимоисключающий характер этих двух типов познания может быть выражен в терминах логической дизъюнкции». Неявное знание, согласно Полани, не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное («из рук в руки») обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт у Полани - внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, явно личностно окрашен. Полани ввел в научный оборот понятие «научное сообщество». В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций.

ПОЛАНИ

ПОЛАНИ

ПОЛАНИ (Polanyi) Майкл (12 марта 1891, Будапешт22 февраля 1976, Нортхемптон, Англия) - британский , видный специалист в области физической химии, один из основоположников “исторического” направления в философии науки. Окончил медицинский факультет Будапештского университета, изучал физическую химию в Высшей технической школе в Карлсруэ (Германия). Работал в Институте химического волокна (1920), затем в Институте физической химии в Берлине (1923). Профессор Института Макса Планка (1926). С приходом к власти нацистов эмигрировал в Англию (1933). Профессор физической химии и социальных наук в Манчестерском университете. Член Мертон-колледжа в Оксфорде (1959), Общества Макса Планка (1949), иностранный член Американской Академии искусств и наук, член Международной Академии философии науки (1962), почетный многих университетов мира.

С 1930-х гг. Полани выступил с критикой тоталитаризма и его губительного влияния на культуру. В 1950-х гг. он сформулировал принципиальных положений философии науки. Наука и другие виды человеческого познания, согласно Полани, обладают общностью, состоящей в принципиальной неустранимости субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Тем самым Полани, примыкая своими идеями и методами к социологии познания, оказалась альтернативой как позитивизму, так и “критическому рационализму”, т.е. наиболее влиятельным направлениям в философии науки 1960-70-х гг. Полани подверг критике основные положения позитивистов: программу “эмпирицизма”, т. е. элиминации “теоретических” (не имеющих адекватного перевода в языке наблюдения) терминов из структуры научных теорий; индукгивизм и как принципы логики научного познания и реконструкции истории науки; демаркационизм ( о возможности проведения четкой разграничительной линии между наукой и философией). Вместе с тем Полани выступил против “эпистемологаи без познающего субъекта” К. Поппера, т. е. против идеи о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторической, социальной его детерминации. Согласно Полани, факторы социокультурного контекста оказывают важнейшее воздействие не только на организацию научно-исследовательской работы ученых, но и на научной деятельности.

Для оценки научных теорий важнейшее имеет “неявное знание” (tacit knowledge), которое приобретается и осваивается только в непосредственном общении ученых. Это практически не выражается в явной форме - в виде описаний, диаграмм, инструкций или текстов в учебниках, всегда остается “за кулисами” той сцены, на которой происходят интеллектуальные дискуссии, но существенно воздействует на их содержание и . Такое о научном знании Полани и его последователи назвали “посткритическим рационализмом”, что означало ориентацию на поиск более гибкого понимания научной рациональности, ориентированного на органическое культуры и ее интеллектуальных .

Рациональность научного познания не может быть сведена к некой формальной логике исследования и открытия, фактическое содержание научного знания и его логическая не тождественны. Научное не было бы возможным, если бы не существовала познаваемых объектов - внутренняя разумность мира. Но нельзя полагать, будто дедуктивные или индуктивные процедуры в достаточной мере позволяют раскрыть эту объективную рациональность. Научное познание позволяет соотнести последнюю с человеческим миром; в этом процессе участвуют , чувство красоты, продуктивное . Получаемая в познавательных процессах всегда богаче той, которая проходит через и может быть вербализована. Значения терминов определяются контекстом их употребления и, следовательно, всегда включают в себя “неявное знание”; этих значений предполагает непосредственное субъекта в данный . Семантические воззрения Полани были близки функциональным и контекстуальным теориям значения (Огден, Ричарде, Малиновский и др.).

Важнейшим условием понимания Полани считает доверие тем концептуальным средствам познания, которыми располагает . Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной элиты, которой в сознании субъекта непререкаем. Конфликты между авторитетными мнениями и изменения в фундаментальных убеждениях - нормальное научного роста, однако нельзя думать, что этот может завершиться победой одного из соперничающих мнений, которое выдаст себя за истину в последней инстанции. Прогресс науки заключается не в движении к некоему универсальному “безличному” знанию, а в увеличении возможностей личного соучастия в познавательных процессах, расширении систем образования и профессиональной исследовательской деятельности. Такое понимание науки сближало концепцию Полани с идеями Л. Флека, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда и др. критиков традиционных концепций научной рациональности.

Соч.: The Contenpt of Freedom: The Russian Experiment and After. L., 1940, Full Employment and Free Trade. L., 1945; Science, Faith and Society. L., 1946; The Logic of Liberty: Reflections and Rejoinders. L., 1951; The Study of Man. L„ 1959; Beyond Nihilism. L., 1960; The Tacit Dimension. L., 1967; Knowing and Being. L., 1969; Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

В. Н. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ПОЛАНИ" в других словарях:

    Полани, Джон Чарлз Джон Чарлз Полани John Charles Polanyi Дата рождения: 23 января 1929(1929 01 23) (81 год) Место рождения: Берлин, Германия Гражданство … Википедия

    - (Polanyi) Майкл (1891 1976) британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии и социальных наук Манчестерского… … Новейший философский словарь

    Майкл Полани Майкл Полани (часто Поланьи;англ. Michael Polanyi, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891 22 февраля 1976) английский физик, химик и философ. Родом из Венгрии; с 1933 года жил в Великобритании. Представитель постпозитивизма. Полани… … Википедия

    Полани Д. - ПÓЛАНИ, Поланьи (Polanyi) Джон (р. 1929), канад. физикохимик. Сын М. Полани. Тр. по механизмам элементарных актов хим. превращений. Ноб. пр. (1986, совм. с Я. Ли и Д. Хершбахом) … Биографический словарь

    Полани М. - ПÓЛАНИ (Поланьи, Поляни) Майкл (1891–1976), англ. философ и физикохимик, один из основателей постпозитивизма. Род. в Венгрии; с 1933 в Великобритании. В 40 х гг. выступил с критикой осн. принципов логич. позитивизма. В 50 х гг. разработал… … Биографический словарь

    ПОЛАНИ (Поланьи) (Polanyi) Джон (р. 1929) канадский физикохимик. Труды по механизмам элементарных актов химических превращений. Нобелевская премия (1986, совместно с Я. Ли и Д. Хершбахом) …

    ПОЛАНИ (Поланьи) Майкл (1891 1976) английский философ и ученый, один из основателей постпозитивизма. Родился в Венгрии. С 1933 в Великобритании. В 40 х гг. выступил с критикой основных принципов логического позитивизма. В 50 х гг. разработал… … Большой Энциклопедический словарь

    Джон Чарлз Полани John Charles Polanyi Дата рождения: 23 января 1929(1929 01 23) (83 года) Место рождения: Берлин, Германия Страна … Википедия

    ПОЛАНИ МАЙКЛ - (1891 1976) – британский учёный, химик по профессии,известный своими работами в области философии науки. Он выходец из Венгрии,окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во… … Философия науки и техники: тематический словарь