Чертежи сборные модели драккара. Самый большой корабль викингов. Размеры и обшивка

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и , и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из », также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – , на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и , но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

Драккары -от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно – «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того – этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев – гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость – не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) – это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже – с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности – иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород – дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже – железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны – либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже – конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но – только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар – это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Самый большой из известных драккаров викингов носит в данное время имя "Роскильде 6". естественно, что настоящего имени этого красавца никто не знает. Когда тысячу лет тому назад на горизонте появлялся стройный и прекрасный силуэт «Роскильде 6», для тех, кто его видел это были очень плохие новости. Этот драккар вез по водам северных морей компанию суровых, жаждущих крови и добычи воинов.

Это самый большой из найденных кораблей викингов. Его обнаружили в Роксильде в 1996 году, причем совершенно случайно. Сохраняя правила датского языка его название правильнее произносить как "Ро́скилле" (дат. Roskilde). Согласно подсчетам, на постройку такого корабля в те далекие времена ушло 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов. Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII «Мэри Роуз» (анг. Mary Rose), построенный пятью веками позже. «Роксильде 6» также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием Sea Stallion, который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.

Раскопки "Роскильде 6"


Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Построили этого гиганта после 1025 года, когда были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить 100 воинов, которые по очереди садились за 39 пар весел, если ветра для наполнения квадратного паруса из шерстяной ткани оказывалось недостаточно. На борту им было довольно тесно, спать приходилось между сидений, а для припасов места было очень мало. Поэтому припасов брали минимум – свежую воду, эль или медовуху, которая портилась не очень быстро, вяленую рыбу, а также соленое и вяленое мясо.

Плавание было неудобным, но как правило коротким. Брать большой груз не было нужды, так как корабль шел удивительно быстро. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. После высадки на берег викинги могли добывать продовольствие охотой и грабежом, действуя безжалостно и эффективно. Вся Европа испытывала на себе ярость норманнов более трехсот лет.

Наверняка корабли приходили не поодиночке. «В летописях есть свидетельства, говорящие о том, что суда прибывали сотнями, – говорит Гарет Уильямс (Gareth Williams) ученый из Британского музея. – Поэтому можно вести речь об армии численностью до 10 тысяч человек, которая внезапно высаживалась на вашем побережье. Это были хорошо обученные, сильные воины, способные очень быстро передвигаться как по воде, так и по суше». По словам Уильямса, строительство таких шикарных кораблей обходилось баснословно дорого, но это была всесокрушающая демонстрация военной мощи норманнов.

Обстоятельства находки и реставрации

Корабль был найден совершенно случайно, когда в корабельном музее Роскильде в Дании делали пристройку (!). В самом музее также размещены найденные ранее корабли викингов, которые в давние времена потопили специально, чтобы сузить проход во фьорде и защитить подходы к Роскильде, древней королевской столице Дании.
В 1996 году наблюдавшие за ходом строительных работ археологи обнаружили на месте нового фундамента остов огромного корабля, некоторые шпангоуты которого уже были сломаны вбитыми в основание пристройки сваями.

Больше того случайная находка оказалась настоящим сокровищем, всего состоящим из девяти (!) кораблей викингов. «Роскильде 6» (надеюсь теперь понятна цифра "6" в названии), у которого удалось спасти почти половину корпуса, стал самым зрелищным открытием.

Оригинальные корабли Роскильде эффектно выставлены на всеобщее обозрение в специально отстроенном для этих целей зале. Корпуса выглядят весьма прочно, однако они могут расколоться как хрупкое стекло. Во время раскопок отсыревшие шпангоуты «Роскильде 6» могли рассыпаться в труху, если бы к ним был доступ воздуха. Проектом консервации кораблей руководил специалист из Национального музея Кристиан Страткверн (Kristiane Straetkvern). Суть его заключалась в том, чтобы высушить шпангоуты 10-метровой длины гораздо медленнее, чем это делалось по прежним методикам, а затем ушедшую влагу заменить синтетической смолой, благодаря чему остов стал легче, но остался крепким.
Для корабля наступил напряженный момент, когда началась сборка и проверка высушенных шпангоутов. Каждый из них был вставлен и закреплен в своем тщательно вырезанном при помощи лазера и хорошо подогнанном по размерам гнезде. В результате получилась скрепленная болтами рама, напоминающая гигантский детский конструктор. Но при перевозке ее легко можно разобрать на сотни деталей.

Детали корабля в процессе консервации


Финальный этап работ: сборка корабля "Роскильде 6" на раме


Законсервированный, закрепленный на раме остов корабля "Роскильде 6" в выставочном павильоне Национального музея Дании

Команда из музея Роскильде превратилась в группу экспертов по воссозданию древних кораблей, и их регулярно приглашают для проведения реставрационных работ. Они надеются на то, что в один прекрасный день им удастся воссоздать в натуральную величину копию огромного корабля «Роскильде 6» и отправить свое творение за море – но не терроризировать население Европы, а вызывать у него благоговейных трепет перед историей.

Технические характеристики и особенности конструкции

Удалось установить, что «Роскилде-6», являлся драккаром, невероятной протяженности – 37 м,при ширине корпуса 3,5 м, таким образом, корабль этот следует отнести к классу, давшему начало таким гигантам, как легендарные «Длинный Змей» и «Большой Дракон». Построенная около 1025 г., прекрасная ладья почти наверняка являлась королевской собственностью, а потому трудно избежать искуса приписать ее королю Кнуту, который правил тогда в Дании, в Норвегии, в Англии и в Южной Швеции.

Дубовый и Т-образный в поперечном сечении киль достигает 32 м в длину, состоит из центральной секции и двух узлов по краям, к которым прикреплялся посредством длинных соединений внахлест. Расположенные на расстоянии 78 см друг от друга шпангоуты покрывали пять первых поясов обшивки, что превращало соединявшие их верхние поперечины (к несчастью, несохранившиеся) в идеальные банки для гребцов. Легкие полурамы, пригнанные и закрепленные между шпангоутами, добавляли прочности третьему и четвертому поясам. Последний еще усиливался стрингером, к которому подсоединялись нижние бимсы. Уцелел только фрагмент кильсона, покоившегося на шпангоутах и закрепленного с помощью горизонтальных коленцев. Размер паруса судна оценивается в 200 кв. м. Принимая во внимание еще и 78 гребцов с длинными веслами, от вида такого левиафана, должно быть, захватывало дух. Настоящий корабль из саги, он мог легко вместить 100 воинов, и, вне всякого сомнения – дополнительную грозность и воинственность придавала ему, как всегда, великолепно сработанная драконья голова (которую, правда, не нашли).
Схема сохранившегося корпуса драккара «Роскилде-6»

Реконструируемый силуэт корабля "Роскильде 6" в сравнении с силуэтом человека (в носовой части).

Реконструкции корабля "Роскильде 6" еще не было, наиболее похожим из найденных кораблей викингов, является "Скулделев 2" (дат. Skuldelev 2 - Скюллелев 2), который на 6 метров короче "Роскильде 6". Длинные морские переходы, говорят об очень хороших качествах этого корабля.


Вступая в ряды драккаростроителей, подсознательно пытаешься походить на образы суровых северян нарисованных воображением. Викинги считались одними из лучших в Европе рассказчиками, саги которых продолжают очаровывать современных читателей. Одной из отличительных черт древнескандинавской поэзии, легенд и саг является черный юмор (юмор висельника). Обычно, когда в сагах о викингах кто-то из героев озвучивает подобную шутку, это становится дурным предзнаменованием, в подобных произведениях таких шуток гораздо больше, чем можно было бы предполагать. К сожалению, современному человеку трудно выдержать подобную литературную конкуренцию, тем более в рамках короткой статьи.
Впрочем, это касается и корабельной составляющей, учитывая, что в те далекие времена существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и "на глазок" выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. К счастью, мне предстоит построить кораблик в пять десятков раз меньшего размера, поэтому трудовой коллектив ограничивается кошкой Дашкой, да заморским древознатцем Proxxon-ом.
Учитывая, что обзор постройки модели драккара от итальянской фирмы Amati не является уникальным в модельном сообществе, поэтому постараюсь быть более-менее кратким и делать акценты не на общих планах, а на мелочах и нюансах.

Начну с коробки и содержимого. Оно полностью соответствовало заявленному. Разве что некоторая разорванность угла крышки коробки вызывала эстетическую неудовлетворенность, но 10-ти процентная скидка продавца ("Верфь на столе") полностью ее компенсировала. Бумажная составляющая содержимого представлена на фото. Претензий к качеству чертежей и инструкций как стандартной, так и переводной русскоязычной не возникает.


С большим трудом победив в себе извечное желание моделиста собрать как можно быстрее остов корабля для его скорейшей 3D визуализации, я занялся проработкой фанерного вопроса, по-моему, вечного для европейских производителей. Начав с оклейки торцов шпангоуто-топтимберсо-бимсов (нужное подчеркнуть) и киля, продолжил двукратным клонированием выше подчеркнутых элементов. Клеил липовый (в хорошем смысле этого слова) шпон толщиной 0,5 мм на изгибах с помощью паяльника, лишив себя перекуров на период высыхания клея, так как процесс происходил почти мгновенно. Бимсы, обработанные с двух сторон, имеют толщину 3 мм, что после не хитрых подсчетов, дает толщину в 15 см натурального размера, что может и не совсем правильно, но и не фатально.




Кроме этого, с помощью нехитрого приспособления для гравировки (между прочим очень легкого и удобного) от Proxxon-а сотворил типа резьбу по дереву на заранее запланированные части киля. Слово "типа" употребляется, чтобы разграничить настоящую резьбу, и ту примитивную, полунаскальную живопись, исполненную мной. Вот когда я пожалел об отсутствующих резчиках по фигурным деталям, упомянутых выше. Единственное, что могу сказать в свое оправдание, подобный "изысканный кубизм" встречается на шее и частично голове дракона, украшавшего штевень корабля, найденного в устье реки Шельды.
Разбудив в себе дух анималиста-садиста, я без зазрения совести отпилил потенциальному дракону его странноватого вида собачий хвост из пресловутой фанеры, и, насколько позволяют мои таланты, вырезал новый, более элегантный из яблони (кстати, материал для резки просто замечательный), после чего срастил его на штифтах с "туловищем".



Закончив с подготовительными работами, довольно быстро и беспроблемно собрал "скелет корабля" из киля и шпангоутов. Малковка также прошла без эксцессов, причем снимал "лишнее" со всех шпангоутов, а не только трех ступенькообразных, указанных в инструкции. Еще один нюанс заключается в невозможности обработки обшивки снаружи, потому как бескомпромиссная в своей безальтернативности фанера имеет три разноцветных слоя, которые по мере воздействия напильника или наждачки празднично и радостно демонстрируют себя окружающему миру.




В результате идеально совместить обшивку не удалось. То ли по причине кривого лазера Amati, то ли аналогичного дефекта моих рук. Правда, один момент слегка воодушевляет: корпус получился удивительно крепкий и стойкий к деформации, особенно после предпринятой мной операции гвоздевания. Очередной раз описывать это действо смысла не вижу, отмечу только, что между нагелями расстояние 4 мм и количество несчетное.




Это шутка. Двух упаковок по 600 штук вполне хватило (при моей лени использовал только заточенные с двух сторон кончики, "тушки" оставил на будущие токарные эксперименты), зубочистки оказались бамбуковые и довольно тяжелые в обработке, поэтому приготовленная шлифмашинка оказалась почти бесполезной для наружных работ, зато полностью себя реабилитировала при обработке обшивки изнутри. В общем, чтобы сэкономить наждачку и не продемонстрировать окружающим ваш богатый запас неприличных слов, лучше пользоваться березовыми нагелями.




После нагелизации бамбуком пришло время установки палубы, точнее 4-х ее составных частей, а также недостающих бимсов, при странном стечении равном количеству достающих. Установив все вышеперечисленное, а также некоторые дополнительные элементы на форштевне и корме, перешел к следующей логической операции - к настилу палубы. Для этого сначала пришлось победить свою врожденную лень и решиться застилать не сплошными палубными досками, а, как и положено, небольшими половицами, лежащими на Т-образных бимсах, которые не будучи ничем закреплены и, естественно, без всякого гвоздевания,- для доступности на случай каких-либо трюмных заначек суровых северных мужиков, а также исполнения малопривлекательной, но такой необходимой работы по вычерпыванию темных трюмных вод. Для этой работы очень пригодились два инструмента: вышеупомянутая в неравной схватке с бамбуковыми зубочистками - шлифмашинка и мини-утюжок для пэчворка, идеальная штука для приваривания планок на клей ПВА.




После недолгих раздумий решил я делать это судно не каким-то там "ветреным" (в смысле исключительно паруса), а таким же могучим, как и природа Скандинавии, то есть идущим на веслах наперекор бурлящим северным водам. Весла вставлялись не в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия - "гребные люки". Следовательно, крышки их закрывания пришлось сделать в открытом положении, кстати, сами крышки - не что иное, как остатки "черепицы" с кормы Черной Жемчужины, благо нарубил я этих кругляшей из лощеного картона, покрытого битумным лаком, с огромным запасом.
Появление гребных люков направило творческий потенциал на следующий шаг: на то, что в них должно собственно входить и грести. Не скажу, что эта часть работы была самая интересная, но 7 видов весел, по четыре штуки каждого, были изготовлены в течение недели. Каждое весло для облегчения работы состояло из трех деталей (см. фото) одна из которых фанерная, изначально вызывала внутренний протест, но после экспериментов с битумным покрытием, протест сошел практически на "нет".





Решением следующей логической проблемы стал вопрос, касающийся гребли: где, собственно, сидели гребцы. При раскопках кораблей викингов скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Некоторыми учеными было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.
Спорить с археологами дело долгое и туманное, проще и быстрее изготовить необходимое количество сундучков, тем более команда гребцов, сидящая прямо на палубе, выглядит довольно комично.
После 28 предметов личной собственности моряков сделать еще несколько, уже общественной, не составило большого труда. На фото легко можно отличить самострой и самодел, от предметов "музейного качества" Amati.





Переделка коснулась также и более сложных деталей корабля. Например, "мачтовая рыба" или мачт-фишерс, или "старуха", или керлинг, уж не знаю, как эту деревяшку еще назвать. Проблема оказалась в том, что производитель кита почему-то решил сделать ее железной, что совсем не вызвало у меня восторга. Все-таки выражение - железная деревяшка звучит как-то странно. Думаю, что и на этом фото видна разница между изделием итальянских мастеров и тем, что получилось у меня, после двухчасовой возни с куском спинки бывшей детской кроватки из непонятного дерева, ну и дополнительно крышки-стопора для мачты из ореха.




Подробно описывать следующую операцию особого смысла не вижу. Разве что небольшое литературное отступление... Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял всего один человек!




После покрытия палубы льняным маслом, а всего остального разведенным битумным лаком, пришло время разместить всякие "приятные мелочи" - бочки, мешки, сшитые лично из "парусины", бадью с водой, а также лук с тетивой из мононити и топора. Почти все фиксировал клеевым пистолетом. В принципе понравилось, единственное, что скорость остывания очень большая, это не дает время на лишние размышления.









История умалчивает, по крайней мере, от меня, был ли известен викингам узел "рыбацкий штык". Но именно им по уже сложившийся традиции и был прикреплен якорь к канату (якорная цепь, предусмотренная для этого производителем, как-то не стыкуется ни с самим судном, ни с временем его существования).




Отдельной темой являются покрасочные работы. Во-первых - щиты, во-вторых — голова дракона. И то и другое очень ярко описано в латинском тексте о флоте викингов, который привел Кнут в Англию в 1015 году: "Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом — сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
Думаю, что добавить что-то, для выбора цветовой палитры рогатой головы представителя древней цивилизации из созвездия Сириуса, довольно сложно...



Щиты, в свою очередь, раскрашивались по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Они могли быть окрашены полностью одним цветом, либо сегментами. Учитывая, что владельцем всего этого всего богатства, является ваш покорный слуга, то раскраску я отдал на откуп своему мнению, естественно в пределах разумности и уместности, стараясь при этом создать некоторую подержанность и состаринность.




Гораздо больше вопросов о белом обороте щитов. Не буду приводить здесь довольно горячий научный спор уважаемых ученых о вымысле или реальности существовании в скандинавских мифах — белой внутренней части щитов на случай "дипломатических переговоров", рогов на шлемах воинов, наконец, красно-белой полосатости паруса. Уже не говорю про дискуссию о времени возникновения самих сказаний, речь идет о разнице в десятки столетий. Со всем этим при желании, можно ознакомиться в интернете. Принимая во внимания некую мифичность историзма принял волевое решение: белым щитам и полосатому парусу быть...по-крайней мере с художественной точки зрения это интересней.
Пришло время уделить некоторое время, тому самому, несколько раз упомянутому парусу. Производитель кита предлагает сделать довольно странную конструкцию — на цельное полотнище наклеить по диагонали крест-накрест 3-4 мм полоски из него же. Снова не буду здесь приводить прямо противоположные мнения уважаемых людей о камнях с Готланда с изображениями кораблей, плывущих с развернутым парусом. Где паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Окунувшись в массу предположений и гипотез, я понял одно, раз нет точных фактов, то базироваться буду на тех, которые получили наибольшее распространение. К тому же основные сведения для себя я почерпнул из книги "Суда викингов" Иохена фон Фиркса, поэтому и буду продолжать основываться на заключениях автора. Это, в частности, касается полосатого паруса, сшитого из шерсти. Решив для себя отказаться от шерсти, но не от красно-белых полос, долго решал, как этого добиться. Сшивать разноцветные полосы, пусть и в 50-ом масштабе, по мне так не очень, швы при любом раскладе будут не масштабные, да и добиться ровности, с моим зачаточным мастерством швеи, большая проблема. После нескольких экспериментов я все-таки нашел выход. Красным карандашом нарисовал на ткани необходимый рисунок, затем разукрасил его акриловой краской с двух сторон. После высыхания ткань подверглась и механическому воздействию и лежанию в горячем крепком чае, но показала очень хорошую стойкость окраски. После чего осталось лишь сделать имитацию швов прострочкой на швейной машинке по краям нарисованных полос.




Писать об изготовлении мачты, реи, шпиртов особого смысла не вижу, все стандартно: на конус. Шпирты чуть сложнее, у них с одного края еще и своеобразная вилка делается. Финишная обработка - битумный лак и льняное масло.
О такелажных работах тоже, особенно не распространишься, в сравнении с любым одномачтовым судном, хоть с косым, хоть прямым парусом. Здесь все еще проще, и, не побоюсь этого слова, иногда даже примитивно. Нитки мотал сам, китовые традиционно вызывают лишь грусть.




Вопрос о подставке давно витал в воздухе и периодически не давал спать, а когда установив руль, понял что корпус стоять сам по себе, пусть и, переваливаясь с боку на бок, уже не может, он стал-таки просто самым актуальным. Честно говоря, было сделано несколько вариантов, но художественный совет прошла лишь одна, та, что на фото. Не могу назвать это произведением искусства, особенно учитывая, что держалка для корабля оставалась одна (затевать историю с интернет покупкой еще одной не хотелось), а выходить из положения как-то было нужно.
На этом прощаюсь, надеюсь до скорых встреч…

"Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом - сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
(О даккарах Кнуда II Великого, Англия, 1015 год).

Доброго дня.
Вот и закончилось теплое лето. Закончились дачи, сады, огороды и отпуска, в том числе «отпуска» от хобби. Таким своеобразным отпуском для меня стала модель корабля викингов, именуемого «Драккаром», в масштабе 1/50 от фирмы Revell.

Немного истории.

Драккар (Drage - «дракон» и Kar - «корабль) - длинный и узкий деревянный корабль викингов, с высоко поднятыми носом и кормой.
Размеры драккаров достигали 18,5 метров и имели до 35 пар весел. Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. На носу (форштевне) крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты для транспортировки защиты гребцов. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Драккары отличались многофункциональностью - корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Археологи, ученые и историки выпустили массу научных работ по скандинавской мифологии, создали еще большее количество работ по быту, нравам и обычаям скандинавов, но… нам это не интересно, нам нужны корабли - Драккары. И их тоже есть у археологов.
Наиболее известными кораблями, дошедшими до нашего времени, являются корабли из Гокстада, Осеберга, Скуллелева, Ладбю, Нюдама, Туне, Квальзунда. К слову, предлагаемый Revell-ом корабль, более всего похож на Гокстадский корабль.
Кроме того кое какое представление о кораблях северян дают рунические (картинные или поминальные) камни, в частности Сатура-Хаммарский камень из Готланда (Швеция).

Вообщем тема эта достаточно интересная, но я думаю увлекающиеся смогут найти нужную информацию и без моего занудства, поэтому перейдем к делу.

Коробка.

Итак, Revell предлагает нашему вниманию четыре литника коричневого пластика с двумя половинками корпуса, палубой, ложементами, мачтой, реей, веслами, рулем, носовой и хвостовой фигурами, щитами, якорем, оснасткой такелажа и некоторым подобием подставки с шильдой. Пластиковый парус, моточек ниток и декаль.
После изучения набора, я пришел к выводу, что единственным достоинством данной модели является очень хорошо проработанная и отлитая текстура древесины на корпусе и палубе. Все остальное оставляет желать лучшего. Декаль в виде сурового викинга в рогатом шлеме на парус есть вещь маловразумительная, как и сам парус из пластика.
Весла я бы назвал скорее копьями, ибо на них они и похожи. Щиты были бы неплохи, если бы (да кабы) не усеченная имитация кожаной окантовки и конусные умбоны.

Сборка.

Как, я говорил выше, по моему мнению, обводами корпуса, представленный корабль больше всего напоминает корабль из Гостада. Но я решил делать не Гокстадский корабль, а, если так можно сказать, собирательный образ, что выразилось в сглаживании и придании более плавных, скругленных форм форштевня и ахтерштевня, а так же заменой фигур и различных мелочей.
Первым этапом, после склейки половинок корпуса, стала его «нагелизация». То есть изначально я хотел сделать металлические клепки, но в процессе покраски решил, что деревянные нагели выглядят выигрышнее. Процесс этот был пожалуй самым нудным и трудоемким в постройке модели: сначала были насверлены отверстия в досках обшивки корпуса, потом изготовлены и вклеены сами нагели. Процесс их изготовления состоял в оплавлении над свечей синтетической щетины щетки, в результате получались сферические шляпки на ножке. Всего было изготовлено порядка 1200 нагелей (по 600 не каждый борт), что составляет едва ли треть от необходимого их количества, но это был бы уже перебор, в ущерб зрелищности.

Далее из липы были вырезана голова дракона на форштевень и хвост на ахтерштевень. Палуба была использована из набора, без доработок (хотя она в них и нуждалась - как минимум бимсы, да пожалуй и шпангоуты заодно), единственное, пришлось самому добавить в носовой части настил (который на корме в наборе все же имеется).
На фальшборт были изготовлены и приклеены «утки», коих в наборе дано всего шесть, из необходимых четырнадцати. Заменены на деревянные ложементы для рангоута, на которые так же закрепил жердь для шатра, ну и саму скрутку с последним. Сделаны ложементы для весел.
Сами весла мне не понравились, пришлось сделать новые 32 весла из липы. Ну а крутить их стоя было бы не очень удобно, к тому же суровым северным разбойникам нужно было куда-то «заначить» неправедно добытое, посему сделал соответственное количество лавок-сундуков, плюс сундук для кормчего и сундучище ярлу.
Для антуража добавил на палубу несколько самодельных мелочей - несколько бочек, кадку с крышкой, ведро, топорик и мешок. Плюс одна бочка (на корме) сборная деревянная модель (к сожалению не знаю производителя).
Переделан на деревянный руль и его крепление. Мачта и рея тоже подверглись замене на деревянные, выточенные из тополя. Якорь от Amati.

Последней деталью, взятой от набора, были щиты, коих производитель не скупясь дал аж 64. Возможно это логично - на борту во время боевого похода могло находится несколько смен гребцов, но такое количество щитов на бортах модели, на мой взгляд перебор.
И снова, как писал выше, мне не понравились конусовидные умбоны, которые были безжалостно срезаны и заменены латунными полусферами. Кожаная окантовка с лицевой стороны выполнена неплохо, но с обратной отсутствует как класс, если не сказать больше - ушла в минус.

Парус естественно был заменен на тканный. Изначально была приобретена специальная парусина, для корабелов, но мне она не очень понравилась - плетение очень мелкое. Мне же хотелось более брутального вида, в угоду чему была приобретена более грубая ткань.
По цвету паруса споры идут до сих пор, в частности - был ли парус полосатым (с контрастными цветами) или нет. Опять же, в начале статьи я писал о изображениях кораблей викингов на рунических камнях, где виден ромбовидный рисунок, представлявший из себя нашитые на полотно паруса (для его укрепления) перекрещивающиеся полосы кожи. Эта теория мне нравиться больше красно-белых полосатых. Нашитые полоски смотрелись бы на модели аляписто и я удовольствовался простой прострочкой, но перемудрил с подворачиванием краев в два слоя - получилось массивно и не ровно, хватило бы и одного, но «после драки, кулаками не машут».

Последним штрихом была установка такелажа. Вообще такелаж был достаточно примитивным: штаг, фордун (ванты), фал (архштаг). Для управления: брас, шпрюйт и шкот.

Окраска.

Коли уж делать корабль одних из самых известных морских разбойников, то делать его брутальным, а соответственно темным и мрачноватым.
Корпус был окрашен подобранным «на глаз» грязно-коричневым цветом, по которому, сухой кистью выделил текстуру дерева в два захода. Темперой - сиена натуральная и охра светлая. Для придания эффекта темного дерева, все покрывалось битумным лаком с растворителем в пропорции 1:1.
Палуба покрашена песочным цветом, пролита Тамиевской темно-коричневой проливкой, и выделена все той же сиеной натуральной и охрой светлой.
Деревянные части окрашивались битумным лаком.

Подставка.

Подставка изготовлена из сосновой доски брашированной коррщетками и покрытой лаком «под орех». Фигуры держатели - «дрипки для вайперов»:D (кто не в теме - мундштук дрип-тип для электронных сигарет), увидел и приобрел случайно в соответствующем магазине.

Заранее извиняюсь за возможные ошибки в специфической терминологии (ни разу не корабел).
Спасибо за внимание.

P.S. Я забыл указать на пару своих ошибок. Во-первых, крепление штага, фала (архштага) и фордуна (вант) воспроизведено не полностью. Во-вторых, шток якоря закреплен параллельно, а не перпендикулярно рогам. Вроде бы все, покаялся:)