Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина А. С. Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор Кто написал рассказ зимнее утро

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» - одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» - одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется - лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении - смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение - это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные - б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса - нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение - «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово - «сомкнуты». Оно является усеченным причастием - его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки - это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении - «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это - поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней - теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег - скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

Кочева Анастасия

Краткая аннотация.

В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 21

«Музыка слова. «Зимнее утро» А. С. Пушкина»

Гуманитарная секция.

Литературоведение.

Работу выполнила: ученица 6 класса

Кочева Анастасия Александровна

Научный руководитель: Гребенникова

Ирина Игоревна

Армавир 2009

1. Введение.

2.Глава 1.

1) История создания стихотворения.

2) Тема стихотворения.

3) Идейное содержание.

3.Глава 2.Музыка слова.

1)Языковое оформление стихотворения

2) Антитеза- композиционный прием.

3) Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.

4) Звуковой строй языка.

А) О размере, рифме и ритме.

Б) Игра звуками.

4.Заключение.

5 .Список использованной литературы.

Краткая аннотация.

В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов - слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?

Введение.

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал».

А.С. Пушкин.

Да, безусловно, именно эти «добрые чувства» составляют сущность прекрасной и благородной поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Прекрасно отточенное мастерство помогало поэту не только полнее и яснее донести до нас то, что он считал нужным выразить в своих словах, но всегда доставляло и доставляет читателям истинное эстетическое наслаждение.

Самый замечательный замысел может не дойти до читателя, если автор не позаботился облечь его в достойную форму. У истинного художника содержание и форма сливаются воедино; они неразделимы. Поэтому говоря о мастерстве великого поэта, следует поближе присмотреться к некоторым деталям, к некоторым особенностям его творческой манеры, к тем приемам, к которым он чаще всего прибегал в своей работе, создавая такие гармоничные, приятно воспринимаемые на слух, а значит, мелодичные произведения. То есть он из слов создавал музыку.

В своей работе на примере очень понравившегося мне произведения я стараюсь ответить на вопрос: « как тропы и фигуры речи помогают раскрыть авторскую идею?», при этом особое внимание обращаю на звуковую сторону его произведения, на музыку слова в пушкинском стихе.

Актуальность темы данной работы объясняется необходимостью глубже понять творчество А.С.Пушкина, повысить общий уровень культуры,окунувшись в мастерскую поэта. Полностью согласна с мыслью, что «чем больше будете вы задумываться над хорошим художественным произведением, чем глубже будете входить в него собственными чувствами, тем больше даст оно вам подлинного эстетического наслаждения». 1

Цель моей работы: дать восприятие, истолкование, оценку стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» и в ходе рассуждений доказать, что языковое (и не менее - звуковое) оформление стихотворения поэта способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания.

Задачи: 1. Раскрыть, откуда у Пушкина это внимание к каждому слову, к отдельным звукам в стихотворной строке? Сам ли он изобрёл этот способ делать свою речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения?

2. Дать восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка стихотворения, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

____________________

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.54

История создания произведения «Зимнее утро».

«Зимнее утро» было написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, имении дяди друга поэта (сына П.А. Осиповой) А.Н.Вульфа - П. И. Вульфа. В тверскую губернию к своим хорошим знакомым - семейству Вульфов- Александр Сергеевич заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Это доказывает и его письмо А.Н.Вульфу от 16 октября 1829 года (из Малинников в Петербург), где поэт пишет: «Про-езжая из Арзрума в Петербург, я своротил вправо и прибыл в Старицкий уезд…»

Стихотворение представляется глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в Старицком уезде (в Старице, Павловском, в Малинниках) в обществе Осиповой и Вульфов поэт чувствовал себя на подъёме и помногу писал. Именно здесь годом раннее он пробыл целых полтора месяца и закончил VII главу «Евгения Онегина».

Необходима ли нам эта литературоведческая информация? Да, потому что данное обстоятельство имеет прямое отношение к тексту «Зимнего утра», этого однодневного по исполнению стихотворения, однако вобравшего в себя многое из того, что вынашивалось и писалось А.С.Пушкиным о зиме ранее. Сравним:

VII глава «Евгения Онегина» , «Зимнее утро»

не вошедший в роман альбом Онегина

1828 год. 1829год.

Мороз и солнце! Чудный день!

Реминисценции, переклички, отголоски уже бывшего, ранее употребленные слова и обороты, что объясняется и стилистически, и тематически, встречаются в «Зимнем утре» нередко. Например: На мутном небе мгла носилась и Буря мглою небо кроет («Зимний вечер»).

Стихотворение кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращенный к окончательно ещё не проснувшейся подруге (Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись).

Тема стихотворения.

В поэзии Пушкина, опять-таки впервые,

Явилась нам и русская зима, не загрими-

Рованная никакими мифологическими

Поэтизмами, поэтическая сама по себе,

С этим ослепительным блеском снегов,

С долгими вечерами у камина, с неистовством

Зимних бурь, с апофеозом русской красоты,

Которая лишь ярче пылает в «пыли снегов».

Всеволод Грехнёв.

У Пушкина, замечательного русского поэта, есть удивительные стихи, знакомые мне ещё с начальных классов, воспевающие красоту русской зимы с её ослепительным снегом, украшающим бескрайние равнины, с завыванием бури, со снежными бурями, ярким солнцем. Мне нравится высказывание Всеволода Грехнёва: «Природа предстаёт в лирике поэта как естественная среда обитания человека, и в таком отношении к ней проступает цельность народного восприятия природы, … гармоническая связь человека и природы воспринималась не как идеал, а как ещё не исчерпавшая себя реальность национальной жизни». 1

Но всё-таки человек в поэзии Пушкина зависит от природы в самых высоких своих

проявлениях, в творческих взлетах, « душа бессознательно ищет единения с природой». 2

Действительно, произведение «Зимнее утро» представляет собой блестящую и в то же время непосредственную и безыскусственную зарисовку чувств, мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра.

1.Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

2. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

Идея произведения.

Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омрачено:

Мороз и солнце; день чудесный!

Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть морозного утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка в санках по утреннему снегу:

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Поэтому ясно, что идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в утверждении: лирический герой (а под ним подразумевается сам Пушкин) очарован красотой зимнего пейзажа. В этом убеждают эпитеты, сравнения, метафоры, инверсии, восклицания поэта.

Языковое оформление стихотворений.

Мороз и солнце… два слова, но создана целая картина чудесного зимнего дня! Вот где лаконичность и умение, как художник мазками, рисовать, создавать образ! Просты и бесхитростны слова, образующие живописную жанровую картину. Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение писателя.

Обратимся к самому стихотворению и к составляющему его первоэлементу - языку.

«Зимнее утро» (1829 г.)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела,-

А нынче.. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь присутствует много языковых трудностей и отступлений, которые мы даже можем не заметить. Это может привести нас в заблуждение и неточному пониманию текста в целом. Рассмотрим произведение с первой строфы, в которой прежде всего мы остановимся при замедленном чтении на четвертой - шестой строчках. В них содержатся два устаревших, ныне архаических факта грамматики, слова.

Нас удивляет словосочетание «открой … взоры» . Сегодня мы употребляем словосочетание «устремить взоры» , но только не « открывать ». Это существительное имеет старое значение « глаза ».

Задержимся на этой строчке на кратком причастии «сомкнуты». Какая это часть речи? В современном русском языке краткое причастие является сказуемым, тогда где подлежащее, к которому оно относится? Слово «сомкнуты» тяготеет к существительному «взоры», но оно является дополнением (открой - что?).Значит? Значит сомкнуты является определением к слову «взоры». Но тогда сомкнутые , а не с омкнуты …Перед нами усеченное причастие, которое, как и усеченные прилагательные, относится к излюблен-ным поэтическим вольностям поэтов XVIII - середины XIX веков.

А теперь кратко коснемся слова в разбираемой строчке: «Открой сомкнуты негой взоры…» . Существительное «нега» небезынтересно. В разных словарях оно понимается по-разному. Лингвистический анализ этого слова позволяет сделать вывод, что ближе всего к истине оно толкуется в словаре русского языка С.И.Ожегова: «Нега - это полное довольство, блаженство. ». в пушкинских текстах это слово было иным, и в нем просма-триваются и иные значения. «Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этой семантикой значение «1.состояние безмятежного покоя, 2. Чувственное упоение, наслаждение» 1

Теперь спустимся строчкой ниже. Нас ожидают факты, требующие разъяснения. Их здесь два. Слово « Аврора » как имя, оно пишется с большой буквы. Здесь,по значению, оно выступает как имя нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает утреннюю зарю(характерно для поэзии XIX века). В наше время после предлога навстречу должно быть существительное в дательном падеже, т. е. : навстречу северной Авроре… А у Пушкина - родительный: Авроры - это не опечатка, а устаревшая форма.

Читая последнюю строчку этой строфы, можно впасть в ошибку, посчитав, что слово звезда употребляется в значении небесного тела. Между тем словосочетание звезда севера означает здесь самую достойную женщину (Петербурга).

Если вы знаете, что вечор - это вечер или вчера, то задержитесь на следующей строчке: « На мутном небе мгла носилась…» Она кажется нелепой. Слово «мгла» означает «темень»,а у Пушкина оно имеет иной смысл: «густой снег, срывающийся в тумане». Такую же «туманную», а не «темную» роль выполняет это существительное и в стихотворении Пушкина «Буря мглою небо кроет».

Третья строфа стихотворения блестит своей языковой прозрачностью и в пояснении она не нуждается. А вот на последних строфах придется остановиться. В целом они особых затруднений они не вызывают, но все же языковые особинки здесь есть. Например, поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Лежанка - это выступ в русской печки, на котором, греясь, отдыхали, спали. В конце этой строфы странно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать (во времена Пушкина существовали обе формы этого слова) . Форма слова запречь служит рифмой к слову печь.

Перейдем к пятой строфе: «Зимнего утра».Какую роль в этой строфе играет выражение: «берег, милый для меня». Слово берег имеет прямое, но не производное значение - «местность около реки».

  1. «Словарь языка Пушкина» М., 1980г., т.2 , стр.776

Около какой реки? Около верхней Волги (стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии - ныне Старицкого района Калининской области - находящейся недалеко от Волги.).

Лексика стихотворения «Зимнее утро» очень многообразна: употребляются устаревшие слова «нынче» - сейчас, «озарена» - освещена, «велеть» - приказать, «предадимся» - отдадимся); диалектная («вечор» - вчера, «запречь» - запрячь); книжная («Аврора», «прелестный»…). Гармоничное переплетение разных слоев лексики придает стихотворению и необыкновенную возвышенность чувств (при употреблении устаревшей и книжной лексики), и восхищение русской природой, и выражение народной любви к русскому пейзажу (в этом помогают диалектные слова). Интересен факт: в черновике стихотворения последняя строчка четвертой строфы была «Коня черкесского запречь». Потом А.С.Пушкин изменил ее: «Кобылку бурую запречь». Такая замена, думается, точнее выражает авторский замысел: диалектные слова передают любовь народа и самого поэта к русской природе, скромной, но необыкновенно дорогой и красивой. В Михайловском (а данное стихотворение написано пусть и вдали от него, но по впечатлениям от пребывания в данном имении) поэт не только скучал, но и работал. А.С.Пушкин признавался жене: « Ты не можешь представить, как живо работает воображение, когда сидишь один между четырех стен или ходишь по лесам, когда никто не мешает думать» 1 .А природа помогала поэту: «Приятно думать у лежанки».

В «Зимнем утре» поэт использует глаголы повелительного наклонения («проснись», «открой» «явись», «погляди»), которые призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строчке:

Мороз и солнце; день чудесный!

День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться красотой солнечного утра, если в его жизни не было мрачного, тоскливого вечера. Свежесть морозного утра сильнее почувствуешь только тогда, когда посидишь у затопленной печки.

Антитеза- композиционный прием.

Все произведение построено на антитезе. Противопоставляются друг другу вторая и третья строфы: вторая - это «вчера», третья - это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна еле проглядывала сквозь тучи и ты печальна была, а сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым стало все вокруг.

Но эти две строчки противопоставлены, в свою очередь, всему дальнейшему. В них рассказано все то, что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь..

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть запрячь сани и предаться бегу нетерпеливого коня? Все у поэта в этом стихотворении построено на смене непохожих картин, и эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными деталями.
________________________________________

1Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.:Искусство - Спб,1995

Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.

Известно, что композитор пишет музыку нотами, а поэт свою музыку стиха создает словами и звуками. Это его материал, которым он должен владеть в совершенстве. И здесь, я считаю, надо непременно остановиться на таком художественном приеме, как эпитет. В этом отношении обращает на себя внимание вторая строфа, та, где говорится о вчерашней непогоде. Все ее эпитеты: небо - мутное, луна - не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом ещё бледное; ты сидела печальная . Все окрашено в определенный грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот и простая, но много говорящая метафора, олицетворение. Вьюге придана черта человеческого характера.

В третьей же строфе все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое , ковры снегов - великолепные. И отчетливо видно то, что никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен , ель зеленеет сквозь иней , речка блестит подо льдом . Какая наблюдательность, какая точность видения! Штрихи, мазки - и какая великолепная картина!

А янтарный отблеск огня в четвертой строфе, какой меткий и точный эпитет! Выделяются своей ёмкостью и некоторые художественные определения последней строфы.

«…предадимся бегу

Нетерпеливого коня».

Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно, потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже, по-своему, охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра - и рвётся вперёд. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!

А последний эпитет стихов - на этот раз «сложный эпитет» из трёх слов:

«И берег, милый для меня ».

Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омрачённом счастье.

У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Однако это произведение дает нам не только зрительные образы.

Звуковой строй языка.

А ) О размере, рифме и ритме.

Ямб во всех его видах - излюбленный размер великого поэта. Четырёхстопным ямбом написано «Зимнее утро». Его мерное, неустанное движение подхватывает читателя, несёт с собой.

Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка(третья) оканчивается ударным (« мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключении твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей.

Мо//ро’з// и //со’лн//це; //де’нь //чу//де’с// ный/ /

1 2 1 2 1 2 1 2 1


Еще ты дремлешь, друг прелест ный -

Пора, красавица, просн ись :

Открой сомкнуты негой вз оры ,

Навстречу северной Авр оры,

Звездою севера яв ись !

Но как достигается это плавное, но в то же время, бодрое движение? Эта естествен-ность стиха? Здесь мы сталкиваемся с особым случаем в технике стихосложения - рит-мом .

Да, стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но ведь мы в обычном своем произношении не будем отсчитывать каждое указанное схемой ударение, рвать на части отдельные слова, чтобы они обязательно разместились по отведенным стопам, по два слога на каждую. Мы произнесём их так, как обычно говорим в жизни. И получится следующее:

Мор о з и с о лнце; д е нь чуд е сный!

Еще ты др е млешь, др у г прел е стный-

Пор а , крас а вица, просн и сь:

Откр о й сомкн у ты н е гой вз о ры,

Навстр е чу с е верной Авр о ры,

Звезд о ю с е вера яв и сь!

На каждую строку приходится три или четыре естественных ударения и получается следующее: на обязательную метрическую схему четырёхстопного ямба ложится уже новый ритмический узор, не подчиняющийся первоначальным строгим правилам. Он - то и придает стихам живость, естественность обычной разговорной речи. Но он возможен только на метрической основе.

Чувство ритма - это чувство врожденное, оно целиком заключено в самой природе нашего родного языка. А язык создавался народом веками. Народ и нашел в нём и выделил то, что впоследствии мы стали называть «средствами художественной выразительности». «Все приемы словесного мастерства, которыми так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве…Пушкин многому учился и научился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и «Салтана», и «Мёртвую царевну», и «Золотого петушка». 1

Изучая народную речь, можно убедиться в том, что все законы художественного слова уже издавна существовали в устном народном творчестве. Очевидно, и Пушкина в свое время поразило то, что даже свои обиходные пословицы и поговорки, выражавшие вековой опыт, разум и сметку, обычно народ не только оснащает ритмом и рифмой, но как бы для прочности прошивает повтором того или иного гласного или согласного (например: Т е р пенье и тр у д всё пе р е тр у т )

Б) Игра звуками.

Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских произведениях, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно выразительностью самих звуков.

В стихотворении «Зимнее утро» есть строчки, передающие не только игру света, но и широту и раздолье российских просторов:

П о д г о л у б ыми н е б е с ами

В е л и к о л е пн ыми к о вр ами…

Это ощущение создаётся многосложными словами с почти одинаковыми окончаниями и игрой на гласных У-О-Е-И. А в строчке:

Бле с тя на с олн ц е, с нег лежит…

Мы как будто бы слышим, как ломаются тонкие утренние льдинки на снегу благодаря повторяющемуся звуку [с] ([ ц]).

И всё же до сих пор поэт давал нам лишь зрительные образы, но вот в четвёртой строфе мы не только видим этот янтарный отблеск огня, но и слышим потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев. Аллитерация - игра на согласных звуках (звукопись).

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.48

…Веселым тр е ск ом

Тр е щ ит за т опленная пе ч ь.

Конечно, здесь сыграли свою роль звуки [т], [р], [щ-ч-ск]. И это ещё не всё.

В) Цветовое оформление звуков стихотворения.

Если подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л и сравнить свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”», то увидим, что наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

И конечно, если я создавала бы иллюстрацию к стихотворению, то преобладали бы цвета белый, жёлтый.

А гласной звукобуквы больше всего в стихотворении “О” По мнению Крысина, автора книги «Жизнь слова», каждый звук, каждая буква имеют свой цвет:

А - густо- красный

Я - ярко-красный

О - светло-желтый или белый

Е - зеленый

Э - зеленоватый

И - синеватый

Ю - голубоватый, синеватый

И - синий

У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ы - мрачный, темно-коричневый или черный

Если проанализировать хотя бы первую строчку стихотворения «Зимнее утро»:

М о р о з и с о лнце; день чудесный! -

то убеждаешься, что торжествует бело- желтый цвет (на фоне белого снега желтое солнце!).

Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

Заключение.

Итак, обращаясь к доступным источникам и литературе, выразив свое мнение, восприятие, истолкование, оценку стихотворения А.С.Пушкина, можно прийти к некоторым выводам.

Во-первых, А. С. Пушкин многому учился у народа, т.е. из фольклора он черпал многое: и метафоричность, и образность языка, и ритм, и звукопись.

Во- вторых, только благодаря своему таланту и огромному труду поэт смог весь этот огромный многовековой народный опыт в области стихосложения переработать и искусно украшать нужными приёмами свои произведения.

Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.

Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственному слову, «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».

«Стихи Пушкина - это и живопись, и музыка.» 1

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.187

Стихотворение “Зимнее утро” А.С. Пушкина написано им в один из самых плодотворных творческих периодов – во время ссылки в Михайловское. Но в день, когда родилось это поэтическое произведение, поэт находился не в своем имении – он гостил у друзей, семьи Вульфов, в Тверской губернии. Начиная читать стих “Зимнее утро” Пушкина, стоит помнить, что написан он за один день, и в текст более не вносилось ни одной правки. Остается лишь поражаться таланту творца, который сумел так быстро воплотить в великолепной пейзажной лирике и собственное настроение, и красоту русской природы, и размышления о жизни. Это произведение с полным правом относится к числу самых известных в пушкинском творчестве.

В стихотворении “Зимнее утро” отчетливо прослеживается несколько важных тем. Основная и самая очевидная – это тема любви. В каждой строке чувствуется нежность поэта, обращенная к его возлюбленной, ощущается его трепетное отношение к ней, то вдохновение, которое дарит ему чувство. Его любимая – это прелестное дитя природы, и это мило ему, вызывает глубокие сердечные переживания. Еще одна тема – это размышления о рождении нового дня, который стирает все прежние печали и делает мир краше и веселее. Несмотря на то, что вечер был грустным, сегодня солнце озаряет все вокруг, и его свет дарит самое главное – надежду. Кроме того, Александр Сергеевич использует пейзаж не просто как художественный прием для олицетворения собственных мыслей и не только как символ нового начала – прекрасная русская природа также является темой его стихотворения, которое можно скачать, чтобы не спеша насладиться каждой строчкой. И, наконец, общая мысль всего произведения – единство человека и природы в общефилософском смысле.

Общее настроение, которое ощущается в тексте стихотворения Пушкина “Зимнее утро”, которое можно читать онлайн бесплатно, чтобы почувствовать радость жизни, оптимистичное, ведь оно рассказывает о том, что любая буря не вечна, а после нее, когда наступает светлая полоса, жизнь еще чудеснее. Даже строфы, которые повествуют о вечерней грусти, как будто полны радостного предвкушения утра. А когда оно настает, радость становится полной, ведь все вокруг, каждая снежинка, озаренная зимним солнцем, так прекрасно! Это бодрое и веселое произведение – кажется, поэт забыл и о ссылке, и об одиночестве, любуясь спящей возлюбленной и родной природой. Чтение этого стихотворения наполняет душу положительными эмоциями, напоминает о том, как прекрасен мир и как важно любить родную природу.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой – Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его – романтический. Основная тема – соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения – «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини – это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, –

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему – новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро