§11. Типы клеток. Строение прокариотной клетки. Open Library - открытая библиотека учебной информации Имеющие мелкие клетки с простой организацией

Вспомните из разделов 6 и 7 классов, какое строение имеют растительная и животная клетки. Используя рисунок 44, выясните, чем бактериальная клетка по строению отличается от растительной и животной?

Существует гипотеза, по которой все ныне живущие организмы произошли от возникшей несколько миллиардов лет назад первой клетки. Благодаря ей в процессе исторического развития жизни появился на Земле зеленый покров, изменилась атмосфера, возникло все многообразие жизни, появился человек. Эта гипотеза объясняет удивительное сходство в клеточном строении растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Типы клеток. Первыми на пути исторического развития жизни появились организмы, имеющие самые маленькие клетки с очень простой внутренней структурой - про-кариотные. Лишь позднее возникли более крупные и сложно устроенные клетки - эукариотные.

Прокариотные (от лат. про - перед, раньше, и греч. карион - ядро), или доядерные клетки - это клетки, не имеющие оформленного ядра. В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая одну молекулу ДНК. Прокариотные клетки характерны для бактерий и сине-зеленых (цианобактерий).

Эукариотные (от греч. эу - хорошо, полностью и греч. карион - ядро) - этоядерные клетки, т. е. имеющие оформленное ядро. Из эукариотных клеток построены растения, грибы и животные.

Структура плазматической мембраны. Любая прокариотная и эукариотная клетка окружена снаружи плазма тической мембраной. Она ограничивает живое содержимое клеток от окружающей среды. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков (рис. 40). Молекулы фосфолипидов образуют двойной слой. В него вкраплены молекулы белков, которые могут пронизывать мембрану полностью, располагаться на поверхности или частично погружаться в нее. Такую структуру плазматической мембраны называют жидкостно-мозаичной.

Рис. 40. Схема строения плазматической мембраны: 1 - фосфолипиды; 2 - белки; 3 - углеводы

С наружной стороны с белками и липидами соединены углеводы. Предполагают, что их функция связана с распознаванием соседних клеток и соединением их друг с другом.

Плазматическая мембрана способна изменять свою форму, так как липидные слои могут свободно скользить относительно друг друга. Благодаря этому пищевые частицы захватываются мембраной целиком. При этом происходит ее впячивание и отшнуровывание пузырька с захваченными частицами внутрь клетки (рис. 41).

Рис. 41. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Захватывание с помощью ложноножек пищевых частиц у амебы: 1 - клетка амебы; 2 - клетка инфузории

Другим важным свойством плазматической мембраны является ее избирательная проницаемость. Через нее свободно проходят молекулы лишь некоторых веществ. Например вода, мелкие ионы, кислород, углекислый газ проникают через плазматическую мембрану путем диффузии (от лат. диффузио - распространение, проникновение). Вещества при этом поступают из области с их высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. Например, если поместить клетку в концентрированный раствор соли, то вода из нее станет поступать во внешнюю среду, так как концентрация внутриклеточного раствора ниже, чем раствора снаружи (рис. 42). Клетка сморщится. Если же поместить клетку в дистиллированную воду, то вода начнет поступать во внутрь, клетка набухнет и лопнет.

Кроме диффузии существует еще активный транспорт, который осуществляется специальными белками-переносчиками. Для этого процесса необходима энергия, которая выделяется при распаде АТФ.

Обладая избирательной проницаемостью, плазматическая мембрана препятствует утечке внутреннего содержимого клетки, защищает ее, регулирует поступление веществ и обмен с внешней средой.

Рис. 42. Транспорт веществ через плазменную мембрану - диффузия воды из клеток кожицы лука в концентрированном растворе поваренной соли (вода выходит из цитоплазмы, которая отстает от клеточной стенки, постепенно сморщивается и превращаетсяв маленький шарик)

Кроме плазматической мембраны клетки бактерий, растений и грибов снаружи имеют еще клеточную оболочку (рис. 43). Это неживая структура выполняет функции опоры и защиты. Она придает прочность клетке, ограничивает ее подвижность. В оболочке имеются поры, через которые идет поступление веществ извне. Растительная оболочка состоит из целлюлозы и является «скелетом» растений, а у грибов - из хитина.

Рис. 43. Оболочки растительных клеток

Строение прокариотной клетки. Клетки бактерий прокариотные, т. е. доядерные. Снаружи они покрыты оболочкой (рис. 44). Она плотная, жесткая и напоминает оболочку растительной клетки, но состоит из другого вещества, похожего на целлюлозу. Снаружи прокариотная клетка может иметь дополнительные слизистые слои и капсулу, выполняющие защитную роль.

Под оболочкой располагается плазматическая мембрана. Она образует внутри клетки впячивания в виде складок. С этими складками связаны процессы окисления и дыхания клетки. У цианобактерий на впячиваниях мембраны располагаются фотосинтетические пигменты. В них осуществляется процесс фотосинтеза.

Рис. 44. Схема строения прокариотных клеток (А - иефотосинтезирующая, Б - фотосинтезирующая): 1 - жгутик: 2- оболочка; 3 - плазматическая мембрана: 4 -мембранные впячивания; 5 - фотосннтезирующие мембраны; 6 - включения (запасные питательные вещества); 7 - молекула ДНК; 8 - рибосомы

Генетический аппарат прокариотной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК, которая не отделена от внутреннего ее содержимого. Бактериальная ДНК во много раз меньше, чем ДНК у эукариотных клеток, а следовательно несет меньший объем информации. В клетке прокариот из всех органоидов имеются только рибосомы, которые обеспечивают процесс биосинтеза белка.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Из каких двух типов клеток построены тела организмов? В чем основное различие этих клеток?
  2. Как устроена плазматическая мембрана? Перечислите ее основные функции.
  3. Для каких организмов ха рактерна клеточная оболочка? Из каких органических веществ она состоит?
  4. Чем по свойствам и функциям клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?
  5. Назовите основные структуры прокариотных клеток. Какие функции они выполняют?

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие

мелкие клетки с простой организацией, – ____(А). Эти доядерные

клетки не имеют оформленного _____(Б). В них выделяется лишь

ядерная зона, содержащая _____(В) ДНК. Такие клетки есть у_____(Г) и синœе-зелёных водорослей.

Перечень терминов:

1) хромосома; 2) прокариотные; 3) цитоплазма; 4) кольцевая молекула;

5) ядро; 6) одноклеточное животное; 7) бактерия; 8) эукариотные

Задание 5

При трении пластмассовой линœейки о шерсть линœейка заряжается отрицательно. Это объясняется тем, что

Задание 6.

Биосфера – открытая система, так как она

1. постоянно развивается

2. пригодна для жизни организмов

3. получает энергию извне

4. состоит из экосистем

Задание 7

Вес самки насекомоядной летучей мыши 12 граммов. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей 2 грамма. За месяц вскармливания молоком вес каждого из них достигает 6 граммов. Используя правило экологической пирамиды, определите, какую массу насекомых должна съесть самка за это время, чтобы выкормить свое потомство

ВАРИАНТ 6.

Задание № 1.

1) Пользуясь таблицей «Время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек может прожить в пустыне без помощи извне» ответьте на следующие вопросы:

2) сколько литров воды нужно человеку, оказавшемуся в пустыне, если средняя температура воздуха 32оС, а время пребывания 8 часов, 10 часов, 12 часов

Время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек может прожить в пустыне без помощи извне

Задание 2.

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде

обитания должно жить животное, чтобы так питаться?

1) почвенной

2) организменной

3) наземно-воздушной

Задание 3

Согласно правилу Бергмана размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении: а) с юга на север; б) с востока на запад; в) от побережий вглубь материка; г) от высокогорий к равнинам.

Задание 4

Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом. 1) фотосинтез 2) хемосинтез A) используется энергия окисления неорганических веществ Б) источник энергии – солнечный свет В) осуществляется фиксация атмосферного азота Г) происходит в клетках цианобактерий Д) выделяется в атмосферу кислород E) используется кислород для окисления

Задание 5

В каких из перечисленных ниже технических устройствах использованы достижения в области физики полупроводников?

А. солнечная батарея

Б. компьютер

В. радиоприемники

Задание 6

Какой из примеров относят к биотическим факторам?

1. поедание тлей божьими коровками

2. весенний разлив реки

3. сезонное пересыхание водоёма

4. поглощение культурными растениями минœеральных удобрений

Задание 7

Рассчитайте массу вредителœей, которые уничтожают жабы на поле площадью 10 гектаров за теплое время года (150 дней), если серой жабе крайне важно съесть в день 6 граммов слизней. На площади 1 гектар обитает 10 жаб.

ВАРИАНТ 7.

Задание № 1.

1) Используя таблицу, постройте график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. По оси Х отложите температуру организма, а по оси Y – относительную скорость химической реакции.

2) Используя график, определите, чему будет равна относительная скорость химической реакции, если относительная скорость химических реакций – 25 усл. ед.?.

Задание 2.

Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3?

Задание 3

Задание 4

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК?

Задание 5

Радиостанция работает на частоте 0,75×10 8 Гц. Какова длина волны, излучаемой антенной радиостанции? (Скорость распространения электромагнитных волн 300 000 км/с.)

1) 2,25 м 2) 4 м 3) 2,25×10 – 3 м 4) 4×10 – 3 м

Задание 6

Определите консумента I порядка в цепи питания:

листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → пахучий красотел →

→ обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник

Задание 7

Растение душистого горошка с фиолетовыми цветками, гетерозиготное по двум генам СсРр, скрестили с душистым горошком с белыми цветками (генотип сс РР). Какая окраска ожидается у потомков этого скрещивания и в каком соотношении?

ВАРИАНТ 8.

Задание № 1.

Постройте график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей. По оси X отложите возраст (годы) у людей, а по оси Y – выработку фермента организмом (в %). Определите, в каком возрасте у человека выработка фермента сократится на 50 %.

Годы
Выработка фермента организмом в %

Задание 2

Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой________________

Задание 3.

Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

1. взрослой лягушкой и головастиком

2. бабочкой капустницей и ее гусеницей

3. дроздом певчим и дроздом рябинником

4. волками одной стаи

Задание 4.

Определите особенности двух видов изменчивости:

А – Мутационная изменчивость

Б – Комбинативная изменчивость

Задание 5

Масса Солнца уменьшается за счет испускания

Задание 6

К глобальным изменениям в биосфере может привести

1. увеличение численности отдельных видов

2. опустынивание территорий

3. выпадение обильных осадков

4. смена одного сообщества другим

Задание 7

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителœей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

ВАРИАНТ 9.

Задание № 1

Изучите таблицу «Влияние базовых факторов на здоровье и жизнь человека и ответьте на вопросы.

«Влияние базовых факторов на здоровье и жизнь человека»

(в %, по Ю. П. Лисицину, 1992)

1) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с образом жизни? 2) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с внешней средой? 3) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с наследственностью?

4) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с работой здравоохранительных органов?

Задание 2

Какую закономерность отображает рисунок?

Задание 3.

Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1. хищник – жертва

3. конкуренция

4. взаимопомощь

Задание 4.

Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 5

Какие из перечисленных ниже веществ используются в качестве топлива атомных электростанций?

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие

мелкие клетки с простой организацией, – ____(А). Эти доядерные

клетки не имеют оформленного _____(Б). В них выделяется лишь

ядерная зона, содержащая _____(В) ДНК. Такие клетки есть у_____(Г) и сине-зелёных водорослей.

Перечень терминов:

1) хромосома; 2) прокариотные; 3) цитоплазма; 4) кольцевая молекула;

5) ядро; 6) одноклеточное животное; 7) бактерия; 8) эукариотные

Задание 5

При трении пластмассовой линейки о шерсть линейка заряжается отрицательно. Это объясняется тем, что

Задание 6.

Биосфера – открытая система, так как она

1. постоянно развивается

2. пригодна для жизни организмов

3. получает энергию извне

4. состоит из экосистем

Задание 7

Вес самки насекомоядной летучей мыши 12 граммов. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей 2 грамма. За месяц вскармливания молоком вес каждого из них достигает 6 граммов. Используя правило экологической пирамиды, определите, какую массу насекомых должна съесть самка за это время, чтобы выкормить свое потомство

ВАРИАНТ 6.

Задание № 1.

1) Пользуясь таблицей «Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне» ответьте на следующие вопросы:

2) сколько литров воды нужно человеку, оказавшемуся в пустыне, если средняя температура воздуха 32оС, а время пребывания 8 часов, 10 часов, 12 часов

Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне

Задание 2.

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде

обитания должно жить животное, чтобы так питаться?

1) почвенной

2) организменной

3) наземно-воздушной

Задание 3

Согласно правилу Бергмана размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении:
а) с юга на север;
б) с востока на запад;
в) от побережий вглубь материка;
г) от высокогорий к равнинам.

Задание 4

Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом.
1) фотосинтез 2) хемосинтез
A) используется энергия окисления неорганических веществ Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется фиксация атмосферного азота
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
E) используется кислород для окисления



Задание 5

В каких из перечисленных ниже технических устройствах использованы достижения в области физики полупроводников?

А. солнечная батарея

Б. компьютер

В. радиоприемники

Задание 6

Какой из примеров относят к биотическим факторам?

1. поедание тлей божьими коровками

2. весенний разлив реки

3. сезонное пересыхание водоёма

4. поглощение культурными растениями минеральных удобрений

Задание 7

Рассчитайте массу вредителей, которые уничтожают жабы на поле площадью 10 гектаров за теплое время года (150 дней), если серой жабе необходимо съесть в день 6 граммов слизней. На площади 1 гектар обитает 10 жаб.

ВАРИАНТ 7.

Задание № 1.

1) Используя таблицу, постройте график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. По оси Х отложите температуру организма, а по оси Y – относительную скорость химической реакции.

2) Используя график, определите, чему будет равна относительная скорость химической реакции, если относительная скорость химических реакций – 25 усл. ед.?.

Задание 2.

Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3?

Задание 3

Задание 4

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК?

Задание 5

Радиостанция работает на частоте 0,75×10 8 Гц. Какова длина волны, излучаемой антенной радиостанции? (Скорость распространения электромагнитных волн 300 000 км/с.)

1) 2,25 м 2) 4 м 3) 2,25×10 – 3 м 4) 4×10 – 3 м

Задание 6

Определите консумента I порядка в цепи питания:

листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → пахучий красотел →

→ обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник

Задание 7

Растение душистого горошка с фиолетовыми цветками, гетерозиготное по двум генам СсРр, скрестили с душистым горошком с белыми цветками (генотип сс РР). Какая окраска ожидается у потомков этого скрещивания и в каком соотношении?

ВАРИАНТ 8.

Задание № 1.

Постройте график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей. По оси X отложите возраст (годы) у людей, а по оси Y – выработку фермента организмом (в %). Определите, в каком возрасте у человека выработка фермента сократится на 50 %.

Годы
Выработка фермента организмом в %

Задание 2

Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой________________

Задание 3.

Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

1. взрослой лягушкой и головастиком

2. бабочкой капустницей и ее гусеницей

3. дроздом певчим и дроздом рябинником

4. волками одной стаи

Задание 4.

Определите особенности двух видов изменчивости:

А – Мутационная изменчивость

Б – Комбинативная изменчивость

Задание 5

Масса Солнца уменьшается за счет испускания

Задание 6

К глобальным изменениям в биосфере может привести

1. увеличение численности отдельных видов

2. опустынивание территорий

3. выпадение обильных осадков

4. смена одного сообщества другим

Задание 7

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

ВАРИАНТ 9.

Задание № 1

Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье и жизнь человека и ответьте на вопросы.

«Влияние основных факторов на здоровье и жизнь человека»

(в %, по Ю. П. Лисицину, 1992)

1) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с образом жизни? 2) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с внешней средой? 3) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с наследственностью?

4) Какое из приведенных заболеваний в наибольшей степени связано с работой здравоохранительных органов?

Задание 2

Какую закономерность отображает рисунок?

Задание 3.

Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1. хищник – жертва

3. конкуренция

4. взаимопомощь

Задание 4.

Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 5

Какие из перечисленных ниже веществ используются в качестве топлива атомных электростанций?

КЛЕТКА (текст). Подготовка к ГИА - 9

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из эукариотических клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в хромосомах , которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют органоиды . Одни из них, например митохондрии , участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – хлоропласты – обеспечивают процесс фотосинтеза за счёт наличия в их составе пигмента хлорофилла . Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют хромопласты.

. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК

В течение всей жизни большинство клеток активно функционирует. Так, они поглощают из окружающей среды различные твёрдые частички. Такой процесс называют фагоцитоз . Ведущую роль в нём играет мембрана , которая образует впячивание, и пищевая частица попадает внутрь клетки. Внутрь образовавшегося пузырька проникают ферменты. Такой пузырёк представляет собой лизосому. Под действием ферментов осуществляется внутриклеточное пищеварение.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – прокариоты . Эти доядерные клетки не имеют оформленного ядра . В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая кольцевую ДНК. Такие клетки есть у бактерий и синезелёных водорослей.

МИТОХОНДРИЯ

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют энергетическими станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты кристы , на которых расположены ферменты , осуществляющие синтез молекул АТФ .

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета – хлоропласты . Молекулы хлорофилла способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют глюкозу из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из целлюлозы . Она выполняет важные функции.

КЛЕТКИ

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с очень простой внутренней структурой, – прокариотические клетки. Лишь позднее возникли более крупные и сложно устроенные клетки – эукариоты . Первые не имели ядра. Такие клетки – у бактерий и синезелёных. Из более сложных клеток построены растения, животные и грибов .

КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ

Клеточные органоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, в хлоропластах растительных клеток происходит фотосинтез , а на рибосомах синтезируются белки . Энергетическую функцию осуществляют митохондрии, а функцию хранения и передачи наследственной информации выполняет ядро .

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет вакуоли , которые у старых клеток сливаются и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться пигменты , которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из целлюлозы .

Мониторинговая работа по биологии за 1 полугодие 2014-15 учебного года.

9 класс

УМК - Сонин Н.И.

Предполагает проверку ЗУН по темам: «Биология как наука. Методы изучения живых объектов»; «Свойства живых организмов», «Микроэволюция»,»Химическая организация клетки».

Работа составлена на основе открытого банка заданий ОГЭ по биологии.

1 вариант.

Часть 1.

Выберите один верный ответ.

1.Какая наука изучает сортовое разнообразие растений? 1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

2. В какой области биологии была разработана клеточная теория? 1)вирусологии 2)цитологии 3) анатомии 4)эмбриологии

3. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов? 1) систематика 2) палеонтология 3) генетика 4) эмбриология

4. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим? 1)наблюдение 2)описание 3)измерение 4)моделирование

5. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого, в первую очередь, он должен 1)поставить эксперимент 2)провести наблюдения 3)прочитать статью о фотосинтезе 4)сравнить данные из разных литературных источников

6. Закономерности передачи наследственных признаков изучает 1)генетика 2)экология 3)антропология 4)молекулярная биология

7. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных? 1)круглые черви 2)моллюски 3)кишечнополостные 4)плоские черви

8. Растения отличаются от грибов наличием в клетке 1)ядра 2)хлоропластов 3)митохондрий 4)оболочки

9. Какая ткань обеспечивает рост растения? 1)образовательная 2)запасающая 3)проводящая 4)покровная

10. Какой процесс лежит в основе роста растительного и животного организмов? 1)пищеварение 2)обмен веществ 3)оплодотворение 4)деление клеток

11. К неорганическим веществам клетки относят 1)жиры 2)витамины 3)воду 4)углеводы

13. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты? 1)митохондрия 2)хлоропласт 3)комплекс Гольджи 4)вакуоль

15. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней 1)ЭПС 2)комплекс Гольджи 3)хромосома 4)рибосома

16. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки? 1)фтор 2)калий 3)углерод 4)медь

17. Какую из перечисленных клеточных структур имеют в своем составе клетки всех организмов? 1)цитоплазматическую мембрану 2) хлоропласт 3) митохондрию 4) ядро

18. Высшие растения отличаются от грибов тем, что 1) их организмы образованы из тканей и органов 2) они состоят из клеток, имеющих ядро 3) у них в процессе дыхания образуется углекислый газ 4)они не способны к активному движению

19. Все живые организмы состоят из 1)клеток 2)тканей 3)органов 4)систем органов

20. Какое свойство характерно только для организмов, в отличие от объектов неживой природы?

21. Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО ЦАРСТВО

А)Хитин 1)Животные

Б)гемоглобин 2)Растения

В)целлюлоза

Г)крахмал

Д)гликоген

22. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из______ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в____ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют____ (В). Одни из них, например______ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки. 1)кольцевая ДНК

2)лизосома

3)эукариотическая

4)митохондрия

5)хромосома

6)прокариотическая

7)органоид

8)хлоропласт

24. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)молекулярный 2)клеточный

3)организменный 4)популяционно-видовой

5)органо-тканевый 6)биогеоценотический

25. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)слежение за миграцией косяка трески

3)изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4)лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5)описание внешних признаков бобовых растений

6)выработка условного пищевого рефлекса

Вариант 2.

Часть 1. Выберите один верный вариант из четырех предложенных.

1. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека? 1)анатомия 2)физиология 3)гигиена 4)генетика

2. Что из перечисленного изучает наука «физиология»? 1)строение клеток насекомых 2)систематику покрытосеменных растений 3)процессы внутриклеточного дыхания рыб 4)строение задних конечностей лягушек

3. В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней? 1)цитологии 2)систематики 3)генетики 4)вирусологии

4. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства? 1)селекция 2)систематика 3)анатомия 4)физиология

5. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать 1)формулирование положения на основе полученных фактов 2)формирование у собаки условного рефлекса на звонок 3)внешнее описание нового вида организмов 4)сравнение двух микропрепаратов

6. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии? 1)биосферный 2)клеточный 3)популяционно-видовой 4)биогеоценотический

7. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×40? 1)×240 2)×46 3)×34 4)×640

8. Самой крупной из перечисленных систематической категорией является 1)род 2)вид 3)тип 4)царство

9. При изучении наследственных болезней человека используется 1)микроскопический метод 2)экспериментальный метод 3)генеалогический метод 4)моделирование

10. Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога? 1)жизненный цикл гриба подосиновика 2)строение передней конечности ящерицы 3)жизненный цикл вируса табачной мозаики 4)строение мужской шишки сосны

11. Какое свойство характерно только для организмов, в отличие от объектов неживой природы? 1)ритмичность 2)движение 3)рост 4)обмен веществ

12. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного? 1)аппарат Гольджи 2)митохондрия 3)лизосома 4)ядро

13. В растительной клетке преобразование солнечной энергии происходит в 1)ядре 2)оболочке 3)вакуоли 4)хлоропластах

14. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро? 1)вакуоль 2)цитоплазма 3)лизосома 4)клеточный сок

15. Хорошо растворяются в воде 1)жирные кислоты 2)металлы 3)фосфолипиды 4)простые углеводы

16. Сходство между грибами и животными заключается в том, что и грибы, и животные 1)размножаются спорами 2)ведут неподвижный образ жизни

3)питаются готовыми органическими веществами 4)всегда являются многоклеточными организмами 17. К движущей силе эволюции ученые-биологи относят 1)борьбу за существование 2)многообразие видов

3)процесс образования видов 4)приспособленность

18. В состав молекулы белка входят 1)глюкоза и крахмал 2)глицерин и жирные кислоты 3)нуклеотиды 4)аминокислоты

19. Любая живая клетка организма обладает способностью к 1)самостоятельному движению 2)образованию гамет 3)проведению нервного импульса 4)обмену веществ

20. Какой газ поглощают растения в процессе дыхания? 1) озон 2) азот 3) кислород 4)углекислый газ

21. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК ЦАРСТВО

А)растут в течение всей жизни 1)Растения

Б)активно перемещаются в пространстве 2)Животные

В)питаются готовыми органическими веществами

Г)образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д)имеют органы чувств

Е)являются основным поставщиком кислорода на Земле

22. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, ____(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного__ (Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая___ (В) ДНК. Такие клетки есть у_______ (Г) и синезелёных. 1)многоклеточное животное

2)прокариота

3)цитоплазма

4)кольцевая молекула

5)ядро

6)одноклеточное животное

7)бактерия 8)эукариота

23. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения

2)зажмите препарат крови лапками-держателями

3)положите микропрепарат крови на предметный столик

4)глядя в окуляр, настройте свет

5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

24. Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)эндоплазматическая сеть

2)хлоропласты

3)клеточная оболочка

4)ядро

5)рибосомы

6)центральная вакуоль

25. В чем состоит сходство грибов и животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)размножаются при помощи спор

2)питаются гетеротрофно

3)состоят из тканей и органов

4)образуют гликоген как запасное вещество

5)растут в течение всей жизни

6)не имеют в клетках хлоропластов

Ключи:

Вариант 1.