Мы живем в век кризиса мировой. Спасибо, мудрый человек! – Значит, уйти – это было эмоциональное решение

Вот с этого эссе надо начинать уроки 1 сентября в школе. Тогда и население станет нацией и не будет зомби, а будут люди.
*
Фазиль Искандер.ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ.


Мы живём в век кризиса мировой СОВЕСТИ.
Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее массовые убийства превращает в абстракцию для виновных в убийствах.


Но откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечной итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, УПИРАЕМСЯ В ТУПИК.


Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно БЕССОВЕСТНЫЕ ПОБЕЖДАЮТ СОВЕСТЛИВЫХ.


Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. НАША СОВЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТОРОЖИТ НАС САМИХ. Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает все-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души.
Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.
Некоторые мыслители, а чаще - политические злодеи, пытались доказать, что совесть - архаический предрассудок или имеет классовый или расовый характер.


Народы, принявшие подобные учения, как правило, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы.


Однако в конце концов они неизменно РАЗВАЛИВАЛИСЬ И ПОБЕЖДАЛИСЬ.
Думаю, что совесть порабощённых народов к этому времени успевала повернуться к этому миру и возмутиться.


Человек с возмущённой совестью делается в конечном итоге сильнее освобождённого от совести при прочих равных условиях.
Он понимает, пусть даже подсознательно, что он защищает порядок вещей, ВЫШЕ КОТОРОГО НЕТ НИЧЕГО НА ЗЕМЛЕ.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2014. Октябрь 2014
  • 30.10.2014. 10 фактов о Корнее Чуковском
  • 28.10.2014. Пронзительные рассказы из шести слов
  • 21.10.2014. Это одно из самых поразительных Особых мнений
  • 20.10.2014. Пусть это окажется клеветой!
  • 17.10.2014. Интеллект всегда выигрывает
  • 15.10.2014. Тратить время и эмоции на неадекватного
  • 13.10.2014. Тотально без трусов
  • 12.10.2014. по плодам их узнаете их...
  • 03.10.2014. ***
  • 01.10.2014. Спасибо, мудрый человек!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Среди множество проблем современности особенно актуальной остается проблема совести . Следует отметить, что данный вопрос существует давно, однако актуален он и в наши дни. И меня, жителя современного общества, эта проблема не может не волновать. И вопросов по этой теме очень много. Что человеческая совесть? Откуда она берется и какова ее природа? Чем совестливый человек отличается от бессовестного? И это только самые основные вопросы.

Данная проблема в тексте комментируется следующими высказываниями:» Мы живем в век кризиса мировой совести. Некоторые мыслители, а чаще — политические злодеи, пытались доказать, что совесть — архаический предрассудок или имеет классовый или расовый характер».

Позиция автора данного текста позитивная. Он считает, что совесть — высшее свойство человеческой души. Она дарована нам свыше. Она имеет неземное происхождение. Совестливый человек отличается необыкновенной быстротой осознания собственной несправедливости и, наоборот, медленно познает проявление бессовестности другим. Автора, тревожит что человечество находится в кризисе мировой совести. И он считает, что именно этим объясняется мировое неблагополучие и мировой недостаток. Авторская позиция, по моему мнению, связана с несправедливостью. Почему совестливых людей остается так мало?

Мне близка тревога автора, так как сам знаю много людей, у которых вообще нет совести. С его мнением трудно не согласиться. Совесть на самом деле — высшее свойство человеческой души. Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что совесть дарована нам свыше.

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на роман великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении идет речь о совести Раскольникова. Он думает, как совершить преступление и в то же время не может понять нравственной тяжести своего коварного действия. Из жизни можно приводить много примеров. Мой небогатый жизненный опыт свидетельствует, что бессовестным людям труднее общаться в обществе, чем совестливым. Но есть люди, которые понимают, что делают бессовестные поступки и потом об этом жалеют. С такими людьми еще можно найти общий язык. Так же есть вообще непонимающие люди. Они даже не осознают, к чему их поступки и действия могут привести.

В итоге хочется сказать, что проблема текста очень активно участвует в жизни. Автор показал нам, что значит слово «совесть» и раскрыл его смысл. Вывод приходит сам. Совесть — очень важная черта характера человека.

Текст. По Ф. Искандеру
(1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.
(З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.
(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
(15)3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Пона-чалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.
(24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.
(29)В последнее время я редко пишу стихи. (ЗО)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.
219
(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк.
(32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.
(По Ф. Искандеру)

Сочинение
«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.
Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.
Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьезной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убежден: если он найдет ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощенных народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.
Так где же и в чем все-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.
Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.
Проблему совести и ее воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все ее предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.
О том, как можно воспитать в ребенке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.
Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.
Проблема философского единства счастья и несчастья

Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее – массовые убийства, превращает в абстракцию для виновных в убийствах. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью и снижением добросовестности. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отвечает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жизни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.


Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое, совестливое отношение государства к своему народу. Народ как рассуждает: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог велел. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государства крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий правитель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит.

Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет. Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты.

Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Человек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоящее исключение. Чтобы полностью успокоиться, такой человек совершает, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни.

Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и должен повторять их. Таким образом, и сами подлые поступки, перемигиваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в подлости. Ничто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевский. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы освободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности самого первого убийства. Новые убийства выстраивают убийства в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.

Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравственный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозрительность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.

Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при Его божественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозрение, до конца надеясь, что совесть Иуды победит, и он не пойдет на предательство. Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до конца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь». Величайшая подозрительность до сих пор царит в политике.

Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испорченными «узорами».

Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума - технологическим и этическим. Эти два вида ума крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - новое оружие, государство на его развитие не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так нагляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.

Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропаганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества нигде никем не поддерживается, во всяком случае в должной мере.

Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой и, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениальной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.

Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить культом совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе молчит.

Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно словом утверждает совесть художественная литература. Мы не можем сказать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уверенностью, что без нее зла было бы гораздо больше.

Жизнь - это домашнее задание, данное Богом человеку. Не странно ли, что многие люди ждут, чтобы это домашнее задание за них выполнил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не услышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной совести?

Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбудить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.

Но если все так трагично, то что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ «выманивания» человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!

На вопрос, что выше - разум или совесть, - я отвечу так: человек разумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу. Сами решайте, что выше - совесть или разум?

Наша справка

Президент России Дмитрий Медведев по окончании переговоров главы российского государства с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, которые прошли во вторник в Кремле, вручил орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени российскому писателю абхазского происхождения Фазилю Искандеру.

«Я считаю, логичным завершением нашего сегодняшнего официального визита будет вручение этого ордена человеку, который символизирует вековые традиции дружбы наших народов, который является связующим звеном между нашими людьми», - сказал президент РФ.

Он поздравил писателя и пожелал ему крепкого здоровья и всего самого доброго. «Мне особенно приятно, что такого рода торжественное событие произошло в период официального визита в Россию президента Республики Абхазия», - отметил глава российского государства.

Медведев назвал Искандера «певцом Абхазии» и заявил, что писатель в своем творчестве объединяет лучшие традиции и вековую мудрость абхазского народа.


Фазиль Искандер

«...СОВЕСТЬ - РАЗУМ ДУШИ»

Вы знаете, я, может быть, не столь конкретно буду говорить. Так уж я набросал свою мысль. Но мне кажется, это имеет отношение ко всему, что мы говорим и делаем.

Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее, массовые убийства превращает в абстрак­цию для виновных в них. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью снижения добро­совестности выполнения своих обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отве­чает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жиз­ни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.

Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое совестливое отноше­ние государства к своему народу. Тут народ практически рассуждает так: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог ве­лел обманывать. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государ­ства долгим крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий прави­тель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит. Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет.

Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты. Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Че­ловек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоя­щее исключение.

Чтобы полностью успокоиться, такой человек соверша­ет, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни. Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и дол­жен повторять их. И таким образом, и сами подлые поступки, перемиги­ваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в под­лости. Никто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевс­кий. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы ос­вободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности са­мого первого убийства. Новые убийства выстраиваются в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.

Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравствен­ный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозритель­ность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.

Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при его бо­жественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозре­ние, до конца надеясь, что совесть Иуды победит и он не пойдет на преда­тельство.

Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до кон­ца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь».

Однако величайшая подозрительность до сих пор царит в политике. Не успели люди выйти в космос, как там появились государства со своими спутниками-шпионами, тут как тут. Недаром Гейне сказал: «Заткни со­баке пасть, она будет лаять задницей».

Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему наро­ду, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер чело­вечества» свой неповторимый «узор». Надо помнить, только при сохра­нении всех «узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковер человечества». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним ис­порченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испор­ченными «узорами».

Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума: технологический ум и этический ум. Эти два вида ума в человеке крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - но­вое оружие, государство на развитие его не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так на­гляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.

Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропа­ганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества ниг­де никем не поддерживается, во всяком случае, в должной мере.

Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениаль­ной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.

Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить куль­том совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе мол­чит.

Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно сло­вом утверждает совесть религия и художественная литература.

В вопросах совести религия любой страны должна стоять впереди го­сударства и над государством. Это ее святая обязанность. Когда это так, люди всей душой это чувствуют и, прижимаясь к церкви, согреваются сами и укрепляют ее авторитет. Но там, где люди церкви чаще, чем на небо, а иногда даже как на небо, смотрят на начальство, авторитет церкви улету­чивается. Между церковью и Богом никакого начальства не должно быть.

Утверждает совесть и художественная литература. Мы не можем ска­зать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уве­ренностью, что без нее зла было бы гораздо больше.

Жизнь - это «домашнее задание», данное Богом человеку. Ни странно ли, что многие люди ждут, чтобы это «домашнее задание» за них выпол­нил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не ус­лышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной со­вести?

Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбу­дить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.

Но если все так трагично, то, что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ выманивания человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!

На вопрос, что выше: разум или совесть? - я отвечу так: «Человек ра­зумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу». Сами решайте, что выше? Совесть - разум души.