Ксения столбова личная жизнь замужем. Паранормальные. Путь к успеху фигуристов Ксении Столбовой и Фёдора Климова. Но прошлогодние "55 оттенков серого" - про страсть же

Ксения Столбова – российская фигуристка, многократный призер соревнований национального и международного масштаба, олимпийская чемпионка 2014 года. Выступает в дисциплине «парное катание» вместе с Федором Климовым.

Детство

Ксения родилась 7 февраля 1992 года в Санкт-Петербурге. С детства она была активным и талантливым ребенком – родители девочки подмечали тягу Ксюши к рисованию и пению. Однако в 2,5 года Столбова посмотрела по телевизору соревнования по фигурному катанию и заявила, что непременно станет спортсменкой.


«Она заболела этим видом спорта. Ничего не могли поделать!», - вспоминала мама девушки. Отец и бабушка не хотели, чтобы Ксюша связывала свою жизнь с фигурным катанием, но девочка стояла на своем, и в 6 лет впервые пришла на каток. Впоследствии получать школьные знания и делать домашнее задание девочке приходилось в перерывах между тренировками.

Спортивная карьера

В старшей школе девочка, ранее занимавшаяся одиночным катанием, по собственной инициативе перешла в парное катание. Ее партнером стал Артур Минчук. Три года спустя тренер Людмила Георгиевна Великова поставила Ксению в пару с Федором Климовым, вместе с которым девушка впоследствии совершила главные достижения в своей карьере.


Путь юной фигуристки с Климовым можно назвать успешным: отбор в финал юниорского Гран-при в первом совместном сезоне, победа на российском Первенстве среди юниоров, бронза чемпионата мира среди юниоров в Нидерландах, 2-ое место в юниорском Гран-при сезона 2010\2011 в Пекине. Вскоре пара попала в состав сборной на юниорский чемпионат мира в Южной Корее, где завоевала серебро.

В январе 2012 года Ксения и Федор завоевали бронзу на Чемпионате Европы, который проходил в Великобритании. Поучаствовать в столь масштабном взрослом конкурсе им позволило отстранение по медицинским показателям отечественных фигуристов Юко Кавагути и Александра Смирнова .


В 2013 году Столбовой и Климову предложили переехать из Санкт-Петербурга в Москву. Тренер вспоминает, что Ксения – авантюристка по натуре - сразу же согласилась на переезд, тогда как Федор – более спокойный и домашний – не очень хотел ехать, но не мог не поддержать партнершу.

В 2014 году Столбов и Климов смогли осуществить главную мечту каждого спортсмена-фигуриста - принять участие в Зимних Олимпийских играх, которые проходили в Сочи. Для своей команды пара заработала 10 очков, став первыми в произвольной программе, а вся команда России заслуженно получила «золото». В этом же месяце Ксения получила звание «Заслуженного мастера спорта России» и Орден Дружбы.

Ксения Столбова и Фёдор Климов на Олимпиаде в Сочи

После Олимпиады знаменитая пара продолжила покорять спортивный Олимп – их ждала победа на обоих этапах Гран-при и вторая победа на чемпионате России в декабре. В 2015-2016 сезоне Ксения и Федор оказались первой в истории парой, которая сумела прыгнуть каскад «3-3-2». На Финале Гран-При в Барселоне танец фигуристов оценили в 154.6 баллов, что стало вторым результатам за историю новой судейской системы ИСУ – ребята уступили лишь на 0,06 баллов мировому рекорду пары Татьяны Волосожар и Максима Транькова .

После успешных выступлений Федор получил травму, и паре пришлось взять перерыв на 4 месяца. Вскоре после неплохого, но не победного выступления на Чемпионате мира в Бостоне весной 2016 года, Ксения тоже получила травму. Вернуться на лед фигуристы смогли лишь к концу года, но возвращение было триумфальным: на Чемпионате России в Челябинске пара получила золотую медаль. Также золотые медали с соревнования унесли Евгения Медведева и Михаил Коляда (в одиночных катаниях).

Затем последовало не слишком успешное выступление на европейском чемпионате в Остраве (январь 2017 г.), попадание в пятерку лучших пар на мировом чемпионате в Хельсинки (март-апрель 2017 г.), бронзовые медали на Трофее Финляндии, а также серебро на серии Гран-при (октябрь 2017 г.) на домашнем и японском этапах (ноябрь 2017 г.).

Личная жизнь Ксении Столбовой

Долгое время поклонники были уверены, что Федор и Ксения – пара не только на льду, но фигуристы заверили, что их отношения лишь рабочие и дружеские.


В период подготовки к Олимпиаде в Сочи Столбову заметили вместе с фигуристов Дмитрием Соловьевым. По слухам, Ксения разбила семью – Дмитрий состоял в браке с бывшей фигуристкой Екатериной Лобановой, которая в 2010 году родила Соловьеву сына. Впрочем, вскоре пара рассталась – фигурист увлекся российской кёрлингисткой подчеркнул, что эта мысль появилась у спортсменов еще до отказа МОК. Последнее соревновательное выступление Столбовой и Климова состоится на Чемпионате мира в Милане, в марте 2018 года.

Олимпийский чемпион 2014 года в командных соревнованиях и серебряный призер в парном фигурном катании Федор Климов рассказал корреспондентам агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову и Андрею Симоненко о том, как воспитанному человеку выжить в жестком спорте, каких трудов ему стоит вытерпеть "взрывную" партнершу Ксению Столбову , без которой он не представляет собственных успехов, как мучилась с ним тренер , как в три подхода осилить картину "50 оттенков серого" и еще много чего "как". А в финале диалога Климов сделает вывод: эра милосердия в фигурном катании не настанет никогда.

Ты задумался, а Мозер уже решает

- Федор, откуда у вас такая внешняя представительность? С иголочки всегда…

Не знаю, в воспитании дело или нет, но костюмы мне нравятся. Редко, правда, надеть их получается. От прически до обуви я должен выглядеть достойно.

- Неудобно же в костюме.

Зато красиво. На все вечеринки, банкеты, да и просто так я люблю надеть как минимум джинсы и пиджак.

- Сколько галстуков в коллекции?

Немного. Не разноцветных - черных и серых, узких. Строгих и классических. Может, потом что-то изменится, и я добавлю красок, но вообще не очень их люблю, эти галстуки.

- Бабочки?

Есть, но ни разу не надевал.

- Фрак не примеряли?

Ни разу. Он мне не пойдет. Прошлый век, цилиндр. Такое можно надеть только на льду. А в жизни смокинг вечно актуален.

Спокойный.

В Хельсинки-2017 ваше спокойствие смешалось с истерическим смехом после провальной короткой программы. Эмоции за неделю изменились?

Сейчас все это воспринимается в прошедшем времени.

- Я услышал, как вы вздохнули.

Я уже забыл о той неудаче. Не все, конечно. Что произошло в первый день, никто так и не понял.

- И тренеры не сказали "Что ж вы наделали!"?

Никто не поругался. Мы в этот день ни с кем и не разговаривали, а во второй переключились на произвольную, которой все остались довольны. И мысли мои уже в следующем сезоне.

- Вы вернулись-таки после непростых травм. Финский чемпионат мира не смазал впечатление от года?

Короткая не смазала, она подвела черту этого непонятного сезона с травмами, возвращениями, хорошими выступлениями, плохими. Все было как на качелях и вперемешку.

- Вам в спорте строгость и спокойствие не мешают?

Помогают. Развивают терпение, ты меньше нервничаешь.

Наверное, в этом есть логика, но у меня нет ни братьев, ни сестер. Маме я могу рассказать многое, но не все. Как и друзьям. С Ксенией договорились, что нас не должно интересовать, кто как проводит свой досуг, чтобы не использовать это друг против друга. Люди мы абсолютно разные.

Хорошо хоть один в паре уравновешенный

- Что такого есть в характере Ксении, к чему вы не могли привыкнуть?

Ко всему не мог. Полная противоположность меня. Я - спокойный, она - взрывная. Она из тех, кто "убивает" соперника. И союзника тоже (улыбается). Всех. А я к соперничеству подхожу уравновешенно. И хорошо, что хотя бы один человек в паре такой.

- Так разные полюса магнита - это всегда хорошо.

Как видим, результат есть. Макс с Таней (Траньков и Волосожар) тоже разные: Таня - спокойная, Макс - взрывной. У нас же с Ксенией еще и интересы жизненные различные, поэтому вне льда мы не так часто вместе появляемся. Куда хожу я, туда Ксения не пойдет, и наоборот.

- Я заметил, что на раскатке она каждый раз будто от вас убегает.

Мы и ждем выступления в разных углах. Каждый по-своему настраивается. У нас так сложилось, что нам не нужна взаимная поддержка в этом вопросе.

- Но все признают в вашем дуэте наличие "химии". Откуда она тогда?

Во-первых, на программу в нашем случае не влияют жизненные обстоятельства, во-вторых, наши идеи на льду - не про любовь. Скорее про соперничество.

- Но прошлогодние "55 оттенков серого" - про страсть же!

- Анатолий, их 50…

- Столбова сказала, что фильм - ерунда, но музыка хорошая. Вы ходили смотреть это кино?

Нет, но я пытался. Уже после того, как весь сезон мы катались под музыку из этого фильма. Сюжет-то я знал, знал, какое отношение нужно демонстрировать. Потом решил взглянуть на саму картину. Три раза. Три подхода. Если я запускаю на ноутбуке кино, то каким бы оно ни было, я его досмотрю. Отплююсь, но досмотрю. Первый раз "50 оттенков…" - полфильма высидел через "не могу", выключил. Второй раз - еще четверть. Третий - ну я должен! Заставил себя, но досмотрел… Книгу начал читать, но не смог закончить.

- На каком моменте ломало?

На разных. Мне становилось неинтересно и скучно.

- Скучно, но на льду нужно было изображать садомазохизм?

В том-то и дело, что мы к этому не стремились. Решили, что будем писать свою историю: сексуальную, блюз. Но только на льду. И без садо-мазо.

- Как сексуальность без отношений правдиво выложить на лед?

Музыка соответствующая, Ксения в та-а-аком платье… Мужчина и женщина. Понятно, что без отношений, но мы все-таки чуть-чуть актеры и должны играть.

- Чуть переиграешь, в глаз даст?

На льду можно переиграть.

- Когда вы со Столбовой поняли, что друг без друга никуда?

Я давно это понял. Когда пошли первые результаты, пришел к выводу, что с ней я могу достичь чего-то серьезного, а порознь - большой вопрос.

- А моментов на тему "Все, расходимся!" никогда не возникает?

Да регулярно! Но эти эпизоды происходят от эмоций, от какой-то несущественной ругани.

- Что до сих пор делите?

Только тренировки, из-за другого у нас нет повода поругаться. Перед чемпионатом России зрел между нами небольшой конфликт. Накопилось все, что можно, ведь за короткий промежуток нам нужно было восстановиться и морально, и физически, вот прямо перед отъездом в Челябинск спустили все эмоции! И нормально выступили.

Все банально: я уважаю людей

Федор, вы говорили, что вы - не для классики, носки недотянутые. Но Ксюша хотела сделать классическую программу, и вы согласились. Это пример джентльменского отношения к женщине?

Абсолютно точно это одна из причин. А вторая… Я процитирую саму Ксению: "Скатать программу под эту музыку - моя мечта". Я посчитал, что если я могу воплотить мечту человека, то у нас в любом случае получится хорошо, даже если классика мне не подходит. Я постарался.

- Не пробегало чувство: "Не мое, не выигрышная"?

Наоборот, это был мой вызов. Я говорил себе: я могу и классику, и блюз, и покривляться в "Семейке Адамс", и "Испанию" сыграть. Мне было тяжело, но интересно. Я знал, что негативные моменты, всю эту невыворотность и недотянутость я скрою, а за счет сильных блесну.

Шикарный момент в программе, когда вы с партнершей разъезжаетесь дугой в разные стороны. Вот где актерская совместимость налицо.

Я сомневался по поводу этого эпизода. Мы очень далеко друг от друга в нем, разделяемся. Попробовали зайти обычным, параллельным заходом, но все сказали, что первый вариант интереснее.

- Ваше джентльменство. Откуда оно? Книги или просто жизнь?

Воспитание. А воспитывали меня женщины: мама, ее сестра и бабушка. Ну и потом уже жизненный опыт и да, книги, конечно. Отсюда и любовь к классическим костюмам, к вежливости. Хотя многие не воспринимают это. Кто-то может сказать обо мне, что я слишком спокойный или мягкий. Это неправда. Все банально: я уважаю людей, просто этого не так много в нашей жизни.

- Мужского воспитания у вас не было? Колеса "Жигулей" в детстве не меняли?

Я рос без папы, а дедушка умер, когда мне было одиннадцать. Машины у нас никогда не было, на рыбалку я не ходил. Удочку впервые взял в руки, когда ездили на сборы в Швецию. Водить я научился, когда появилась возможность купить машину. Колесо первый раз поменял, когда приспичило: переезжал из Петербурга в Москву, и посреди пути пробило, на запасном доехал до ближайшего сервиса, там мне поставили колесо от другого автомобиля, но кое-как дополз до столицы.

- Знаком, что не стоит покидать Питер, не сочли этот эпизод?

Точно нет. А эти непонятные попытки не отпустить нас, возвратить, я считаю большой глупостью. Никакими санкциями нас было не вернуть, потому что мы свое решение приняли. Не понимаю, почему именно в Питере есть такие люди, которые постоянно что-то такое делают. Я уже покатался в Москве и стал понимать, как эта функционерская машина работает. Но не понимаю, зачем. По мнению Нилова ( - экс-президент Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга) мы не должны были уезжать? Пока не увидишь разницу, как все устроено в Москве и как в Питере, не почувствуешь ее. Может, проблема в том, что в Москве много катков и все группы одна от другой отделены, а в Питере все борются за один единственный лед? Там куча талантливых спортсменов была, потом возник провал, Петербург - столица российского фигурного катания - пропал со всех радаров, и только сейчас он вновь выходит на арену. И в парном виде, и в одиночном.

- Ощутили себя живым материалом, который рвут во все стороны?

Когда мы тренировались в Питере, у нас много чего не было, а как собрались уйти, то мы сразу услышали: "Вы нам должны…" В Москве совершенно другой уровень, для нас создали все условия, и тогда я ощутил потрясающий контраст.

Группа Мозер - единственное место в России, где парник может состояться? Речь о реальных чемпионских амбициях.

Да нет, конечно. Я так не считаю. В группе (Тамары) может состояться. Да и в группе Великовых. Хороший спортсмен где угодно добьется результата.

"Правда нога болела или придуривались?"

- Воспитание, интеллигентность и любовь к группе "Ленинград" у вас как сочетаются?

Я так и подумал, что спросите. Во-первых, если мат красиво представлен, то пускай он будет на сцене, а не в жизни. Во-вторых, это сатира на нашу жизнь. В-третьих, чтобы оставаться спокойным, мне надо же где-то выплескивать эмоции. Я предпочитаю это делать на концертах "Ленинграда".

Наверное, пошлость "Ленинграда" - это когда в "Экспонате" штаны обзываются "восхитительными", ведь на самом деле они...

Я согласен. "Восхитительные" никто бы и слушать не стал. Смысл ведь в другом. Та же история с "В Питере пить". Если нельзя эти песни крутить на радио и телевидении, ну и не крутите. Как в "Дне выборов". "Выборы, выборы, кандидаты…". "А вот это можно заменить?". - "Ты чего, ради нее все писалось". На "Ленинград" я могу прийти даже один, и мне будет весело.

- Шнуров - настоящий?

Я бы с удовольствием с ним познакомился и узнал это. Со стороны я могу строить лишь предположения. Многие говорят, что на самом деле он не пьет и матом не ругается, а во всех интервью вставляет нецензурные слова, но мне почему-то кажется, что по большому счету он на самом деле такой же, как и в образе.

- Из наших фигуристов, наверное, Максим Ковтун мог бы составить вам компанию на концерте "Ленинграда". Хотя он не питерский.

А "Ленинград" - это не "Зенит". Шнур летом на арене "Спартака " будет выступать. Это всенародная тема. Правда, в репертуаре ряд песен про Питер, а про Москву только та, в которой она сгорела.

Когда в фигурном катании объявляют, что некто получил травму, общественность сразу пытается додумать, а действительно ли она была. Что ощущали, когда шли такие разговоры во время ваших повреждений?

У Ксении до сих пор спрашивают: "А что, правда у тебя нога болела, или вы придуривались полсезона?". Люди реально не верили. Четыре месяца это продолжалось, я подходил, спрашивал: "Как так, столько времени не проходит? Это же очень долго!". Любой перелом заживет уже, связки срастутся. Но в том, что у нее была травма, я не сомневался.

Эра милосердия в фигурном катании не наступит

Есть ощущение, что за спиной Нины Михайловны вы надежно прикрыты от возможных нападок? И условия создаст, и защитит, и судьи не обидят.

Про судей не знаю, сейчас многое поменялось: уйма пар появились, которые хорошо катаются. Я из тех, кто до сих пор верит, что спорт на первом месте. Кто на что катается, то ему и ставят. Пока мне редко приходилось в этом сомневаться. Может, это неправда, может, я живу в розовых очках, но я буду до последнего верить, что сначала спорт, а потом уже политические интриги и скандалы. А то, что мы за спиной Мозер, так это действительно так. Это одна из фирменных черт Нины Михайловны: я всегда знаю, что она поможет. Она сделает все, чтобы спортсмену было удобно. Это и помогает делать результат.

В прошлом году Мозер сказала, что вы чуть инвалидом не стали, пока долгое время устанавливали причину защемления нерва.

Мне про "инвалида" не говорили. Может, чтобы не драматизировать ситуацию. Но я слышал версию, что из-за долгого защемления нерв мог попросту не восстановиться. Знаете, я даже травмой не могу это назвать.

Однажды я пришел к одному врачу, чтобы показать свою спину. Рука тогда еще работала отлично, а у меня была мелкая проблема. Он мне что-то там вправил, а на следующий день рука "повисла". Я подумал, что виноват он, но потом мне сказали, что это не так. Выяснилось, что пережат нерв, из-за чего не работали некоторые мышцы руки и плеча. В обычном состоянии одно плечо у меня было ниже другого. Я сам этого не замечал, но мне сказали, что оно "висит". Я мог поднимать руку до уровня плеча, но еле-еле кидал выбросы, с трудом группировался в прыжке, потому что рука в полете тряслась, и я не мог ее прижать к себе. А поддержки и подкрутки сделать не мог. Это было ужасно. Никто ничего не понимал, и это напрягало вдвойне.

Потом мануальный терапевт Хорхе Фернандес массажем меня восстановил. Параллельно я закачивал руку специальными упражнениями. Никакого другого вмешательства не было. Хорхе абсолютно точно был последней инстанцией, потому что до него я перепробовал все что можно - и в Москве где только не обследовали меня, и в Швейцарии во время шоу к врачам обращался. Ничьи советы не помогли.

- Слепой Хорхе, говорят, наощупь сразу осознает проблему.

Да, но мне он ничего плохого не говорил. Правдой он делился только с Ниной Михайловной. Я спрашивал у него: "Что со мной?", а он уходил от ответа. Но после первой недели лечения он произнес: "Все сделаем". Через десять дней я уже мог поднимать руку выше плеча и тогда Хорхе объяснил, что дело в мышцах шеи, которые я перекачал.

- Сейчас проблема решена?

Да, никаких проблем.

- Замечательная Людмила Георгиевна Великова в 2014 году сказала, что цикл до 2018 года - ваш, Столбовой/Климова.

Конечно, основная цель - Олимпиада. Ради нее мы и катаемся. Даже не знаю, что было бы или будет, если всю нашу сборную в Пхенчхан не пустят. Многие раньше времени сделали вывод, что Олимпиада-2018 - наша. Очень много событий произошло за эти четыре года. Наши проблемы, новые пары. Если в прошлом цикле было две-три пары высокого уровня, то сейчас три-четыре.

- Танцор Дмитрий Соловьев говорил, что его заводит соперничество с другом Никитой Кацалаповым . У вас есть принципиальный враг?

Я пытаюсь понять, есть ли такой человек. Но его, наверное, нет. Я всех хочу обыграть. С юниорского возраста мы соревнуемся с Суй Вэньцзин и Цунь Ханом.

Много ли трудов Мозер стоило для поддержания здравой конкуренции и теплых отношений между соперниками одной тренерской группы?

Да никаких трудов. Это никому не нужно, мы сами по себе дружим, атмосферу никто не создает кроме нас. Мы, кстати, переодеваемся в разных местах. Вот в "Юбилейном" все парники были в одной раздевалке и все между собой соперничали, дрались, кидались кроссовками и чехлами. Не знаю, отчего был этот дурдом. Может, от безделья? Но лезвия никто не портил. Сейчас даже возможности нет у любителей "заточить" коньки о батарею. Хотя у Робина (Шолковы) украли сумку. По-моему, так и не выяснили, кто взял.

- До эры милосердия нам еще далеко.

В фигурном катании она не настанет никогда.

// Фото: Голованов Андрей/PhotoXPress.ru

Стало известно, что двух фигуристов, Ксению Столбову и Ивана Букина отстранили от участия в предстоящих Олимпийских играх, которые должны состояться в южнокорейском городе Пхенчхане. Международный олимпийский комитет не стал объяснять причины, по которым российские спортсмены не могут состязаться в престижных соревнованиях. Федерация фигурного катания нашей страны возмущена подобным решением, которое не имеет под собой никаких веских оснований.

«Данное безосновательное и абсурдное решение в очередной раз демонстрирует несостоятельность заявлений МОК об отрицании внешнего влияния на принимаемые им решения, а также нарушает все основополагающие нормы, изложенные в Олимпийской хартии, в частности неприятие дискриминации, соблюдение принципов солидарности и честной игры», - такое заявление появилось на официальном сайте Федерации фигурного катания на коньках России.

Уточним, что 25-летняя Ксения Столбова выступает в паре с Федором Климовым. На Чемпионате Европы, который состоялся буквально пару дней назад в Москве, спортсмены заняли второе место и были нацелены улучшить результат на предстоящих Играх. Фигуристы становились победителями в командных соревнованиях на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, а в индивидуальном зачете получили «серебро», уступив нашим соотечественникам Татьяне Волосожар и Максиму Транькову.

Иван Букин, в свою очередь, тренируется в паре с Александрой Степановой. На недавнем Чемпионате Европы они взяли «бронзу». Несмотря на то, что спортсмены планировали принимать участие в Олимпиаде под нейтральным флагом, теперь они вовсе лишились возможности показать всему миру результат упорного труда и многочасовых тренировок.

Тем не менее, Федерация фигурного катания собирается отстаивать право Ксении и Ивана участвовать в предстоящих соревнованиях.

«Мы намерены незамедлительно начать борьбу за восстановление справедливого отношения к российским фигуристам и отстаивать честь и достоинство наших спортсменов всеми возможными способами», - говорится в заявлении.

Спортсмены и поклонники возмущены подобным решением МОК. Они высказали свое негодование в соцсетях и призывают фигуристов не падать духом.

«Это полнейший беспредел уже! Да простят меня за такие слова! А иностранцы еще говорят, что спорт вне политики! МОК, ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство. - Ред. ), все, кто принимал и принимает эти решения, - твари, мрази, ломающие жизнь чистейшим спортсменам, людям, которые положили жизнь и душу ради спорта! Разрывается сердце от новостей!» - на эмоциях написал Алексей Ягудин в микроблоге.

Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, как решение МОК лишило одной из самых ярких и харизматичных фигуристок мира, и приходит к грустному выводу, что это - к лучшему.

23 января - через день после окончания чемпионата Европы по фигурному катанию, где весь пьедестал в парном катании заняли российские дуэты, стало известно, что Международный олимпийский комитет отказал в приглашении на Игры в Пхенчхан достаточно большой группе спортсменов в числе которых оказались двое фигуристов - Иван Букин и Ксения Столбова. Оба спортсмена выразили намерение подать соответствующие иски в суд, но в Корее российский тренер Нина Мозер сказала журналистам: независимо от того, какое решение примет спортивный арбитражный суд в отношении Столбовой, фигуристка не намерена ехать в Корею вообще. Слишком болезненными оказались те унижения, через которые, в связи с решением МОК, ей пришлось пройти.

Рожденная побеждать

Незадолго до Олимпийских игр в Сочи известный тренер Валентин Николаев сказал в адрес : "Ее прыжки - это 70 процентов характера и лишь 30 - техники". Такие же слова всегда можно было сказать и о Столбовой. После крайне неудачного для пары предолимпийского лета-2013 с двумя переломами на двоих (при том, что титул второго номера страны был достаточно прочно закреплен за Верой Базаровой и Юрием Ларионовым), Ксения выглядела в паре тем самым локомотивом, который способен смести со своего пути любые преграды. И ведь действительно сумела их смести: сначала завоевала вместе с партнером право представлять страну в командном турнире, затем блистательно там выступила, коротко и емко прокомментировав собственный результат словами: "Когда же еще, если не сейчас?".

За характер, собственно, я раз и навсегда в Сочи в нее влюбилась. Возможно, просто подсознательно понимала: этой девочке будет трудно всегда потому что она рождена для того, чтобы быть первой. Самой лучшей и самой яркой. А необходимость постоянно доказывать миру, что ты лучший - тяжелейшая ноша.

После Игр в Сочи, где Столбова и Климов выиграли произвольную программу в командном турнире и завоевали личное серебро, о них заговорили не меньше, чем о чемпионах - Татьяне Волосожар и Максиме Транькове. Наиболее сильно меня тогда потрясла реакция олимпийского чемпиона Ванкувера Эвана Лайсачека, с которым мы много общались на протяжении всего турнира фигуристов. Разыскав меня на трибуне прессы сразу после того, как спортивные пары завершили выступления в финале, американец потребовал немедленно научить его правильно произносить по-русски имя "Ксения", сказав при этом в адрес российских фигуристов: "Их ждет потрясающее будущее. Не сомневаюсь в этом ни секунды!"

Спустя месяц Столбова и Климов еще раз стали вторыми. Произошло это на мировом первенстве в Саитаме, чемпионское звание в пятый и последний раз в своей совместной карьере завоевали Алена Савченко и Робин Шелковы, так что результат россиян можно было безо всякой натяжки считать выдающимся. Но олимпийский расклад Сочи сидел занозой в мозгу: на Играх Столбова и Климов опередили немецкий дуэт в произвольной программе на семь с лишним баллов.

В Саитаме двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев произнес в адрес сильнейшей на тот момент российской пары слова, которые очень стоили того, чтобы к ним прислушаться.

Ксения с Федором выдали на Олимпийских играх в Сочи гораздо больше, чем объективно были способны - для меня это очевидно, - сказал он. - Если разбирать их программу с точки зрения потенциала, она пока не позволяет решать максимальные задачи. Тройная подкрутка исполняется на грани допустимого, второй выброс хоть и исполняется в конце программы, но это выброс сальхов, а не флип - то есть имеет более низкую базовую стоимость. Каскад тоже недостаточно сложен - по сравнению с тем, что исполняют немцы. Когда спортсмены в ударе, как это было в Сочи, программа выглядит вполне конкурентоспособной, но на фоне даже небольшой усталости становится очевидно, что выигрывать с такой программой Ксении и Федору достаточно проблематично. Поэтому в Саитаме, если честно, я не ждал от них победы. Если ты намерен выигрывать, то должен всегда идти как бы на опережение. Да, в программе немцев тоже нет никакой особенной сложности. Но на их стороне есть много всего другого помимо катания. В том числе - титулы. Для того, чтобы погоня за такими соперниками была успешной, нужны дополнительные козыри. Нельзя догонять с тем же самым арсеналом…

Сама Ксения была заметно расстроена серебряной медалью. Разочарованно откликнулась на поздравления: "Если бы это было золото…". Но признала: объективно они с Федором вряд ли были способны выиграть: Олимпиада отняла слишком много сил, а сразу после Игр фигуристка сильно переболела. Поэтому и раскачиваться на продолжение работы пришлось долго. При этом Столбова и Климов уже никак не могли повлиять на запущенный в сознании болельщиков процесс: после того как люди становятся первыми (а второе место Ксении и Федора в Сочи было по умолчанию приравнено к победе), от них начинают ждать выдающихся результатов и выдающихся постановок. Так было всегда, причем не только в фигурном катании, тем более что после ухода со сцены Волосожар/Транькова и Савченко/Шелковы вице-чемпионы Игр формально стали первой парой мира.

Нереализованная стратегия

Наверное, все мы просто поспешили тогда посчитать Столбову и Климова недосягаемыми - слишком велика оказалась магия пары. До сих пор помню свой разговор с генеральным директором ФФККР Александром Коганом, который объяснял, почему считает Столбову и Климова уникальным дуэтом. Говорил о безграничном потенциале пары, об их очевидной возможности выполнять выбросы в четыре оборота и более сложные прыжки. Просто все это происходило уже после того, как стала явной достаточно настораживающая реальность: пара, сумевшая произвести столь сильное впечатление в Сочи, не совершила за последующий год ни одного шага вперед. В декабре 2014-го фигуристы проиграли финал "Гран-при" канадцам Меган Дюамэль/Эрику Редфорду, затем проиграли чемпионат Европы Юко Кавагути/Александру Смирнову. А потом и вовсе приняли решение экстренно завершить текущий сезон и начать подготовку к тому, чтобы уже следующей осенью появиться перед зрителями во всеоружии.

Нина Мозер, сообщившая журналистам о планах своей первой пары пропустить чемпионат мира, сказала тогда, что уже с апреля Ксения и Федор намерены приступить к отработке четверных выбросов и новых прыжковых каскадов. Почему с апреля, а не с февраля - раз уж сезон у фигуристов фактически закончен, так и осталось неясно, к тому же полностью реализовать задекларированные намерения не удалось и после: все, что сумели сделать Столбова и Климов к началу следующего сезона - это усложнить каскад и заменить двойной аксель тройным сальховом, подняв общую стоимость программы на 3,97. Просто для того, чтобы уверенно и мощно занять место лидеров, этим стоило озадачиться сразу после Олимпийских игр. А вышло так, что прогресс соперников в послеолимпийском сезоне оказался гораздо более заметным, и первая российская пара сразу стала выглядеть на их фоне не лучшим образом. Не говоря уже о том, что после двух обидных поражений подряд отказ от поездки на чемпионат мира было крайне трудно не расценивать, как банальную боязнь фигуристов проиграть еще раз.

Но год спустя скептики были посрамлены: Столбова и Климов одержали первую в карьере и совершенно великолепную большую победу - выиграли финал Гран-при, показав именно такое катание, которого от них ждали почти два года.

В репортаже с тех соревнований я тогда написала: "Если бы подопечные Нины Мозер допустили помарку хоть в одном из своих элементов, наверное, это могло бы послужить поводом для скептицизма. Но прокат получился безупречным. Не имело уже никакого значения, что программа россиян не так сложна, как та, что демонстрировали канадцы: Столбова и Климов более чем на десять баллов превысили свой олимпийский результат как в произвольной программе, так и в общем зачете. На тринадцать с лишним баллов подняли планку лучшего результата сезона, который до этого принадлежал канадскому дуэту. А главное показали, что они по-прежнему держат удар. Причем делают это блестяще".

Слом

Я никогда не говорила с Ксенией о том, что произошло с ней и Федором позже, в самом конце декабря того года. Но до сих пор не могу отделаться от интуитивного ощущения, что именно там кроется объяснение всей последующей цепочке неудач, первым звеном которой стал отказ выдающейся пары от выступления на чемпионате России-2015. Формально - из-за болезни партнера. Однако в фигурнокатательных кругах странным образом активизировались разговоры о том, что решение пропустить чемпионат было принято тренером и что оно - исключительно стратегическое. В том сезоне на лед вернулись Волосожар и Траньков и перед тренером, для которой олимпийские чемпионы были ее главной и совершенно особенной парой, вполне могла встать дилемма: как теперь быть? Выпустить на старт оба дуэта с большой вероятностью предполагая, что набравшие ход Столбова и Климов "разорвут" титулованных соперников, или бескровно развести учеников по разным турнирам, тем более что олимпийские чемпионы сразу дали понять, что участвовать в мировом первенстве в Бостоне вообще не входит в их планы.

Имелись ли под теми разговорами реальные основания, я не знаю. Как не знаю и того, насколько соответствовала действительности случайно оброненная Татьяной Тарасовой фраза о том, что Столбова так сильно рвалась в бой после выигранного финала Гран-при и настолько была раздосадована вынужденным пропуском важного для себя старта, что по собственной инициативе (и это виделось абсолютно в ее характере) принялась форсировать усложнение программы. Но поскольку мышцы фигуристов оказались к этому не готовы, все закончилось травмой партнера, и от участия в чемпионате Европы Ксения и Федор тоже были вынуждены отказаться.

Общаясь в ходе европейского первенства с журналистами Коган подчеркнул, что травма Климова не слишком серьезна и не потребует длительного лечения. Этим генеральный директор ФФККР сам того не желая лишь дал толчок очередной порции слухов. О том, что никакой травмы на самом деле не было, просто фигуристов под благовидным предлогом в очередной раз убрали с дороги Волосожар и Транькова - чтобы дать тем возможность завершить карьеру победителями.

На самом деле было достаточно второстепенно, какая из версий соответствует действительности. Отказом от участия во вторых важных соревнованиях подряд фигуристы поставили себя на некую грань, балансировать на которой - сомнительное удовольствие для спортсмена - тем более что за спиной Ксении и Федора вовсю продолжали набирать опыт и титулы Евгения Тарасова и Владимир Морозов.

Ну а дальше все вообще пошло наперекосяк: до руководителей ФФККР видимо, наконец дошло, что в парном катании страна может лишиться квот на следующий сезон, в связи с чем все три пары Нины Мозер были обязаны лететь на чемпионат мира. Результат оказался плачевным: Столбова и Климов остались четвертыми, Волосожар и Траньков - шестыми.

Мне показалось, что Столбова внутренне надломилась именно тогда - она даже внешне стала другой. От девочки, мечтавшей в Сочи положить весь мир к своим ногам, осталась лишь оболочка.

Высказывания в адрес спортсменки стали приобретать с того момента несколько иную тональность. Вслух ей по-прежнему не отказывали в яркости и харизматичности, признавая, что в мире так и не появилось партнерши, способной до такой степени фокусировать на себе внимание зала (и это действительно было правдой), но при этом за глаза постоянно критиковали. За своеволие, эгоизм, тяжелый характер, нежелание считаться с окружающими - то есть за все те качества, что отличают в спорте почти всех выдающихся спортсменов. И на что принято закрывать глаза до тех пор, пока человек побеждает.

По иронии судьбы отстранение Столбовой от участия в Играх-2018 (если верить той информации, что просочилась в прессу) было связано вовсе не с допинговым, а с дисциплинарным нарушением: офицеры WADA, приехавшие провести внесоревновательный контроль, не застали фигуристку на месте, и она получила предупреждение - не слишком критичное в "мирной" жизни, но оказавшееся роковым в нынешних реалиях объявленной России войны.

Вне игры

Эмоциональную реакция спортсменки и ее решение не ехать в Корею даже в том случае, если вдруг произойдет чудо, и CAS встанет на ее сторону, заставив МОК изменить свое решение, вполне можно расценить в нынешней ситуации как холодный расчет: единственный турнир, в котором Ксения Столбова и Федор Климов могли бы реально быть на Играх конкурентоспособны - это командные соревнования. Серебряные награды, завоеванные фигуристами в январе этого года на чемпионате Европы в Москве вряд ли способны кого-то обмануть: катались фигуристы не настолько хорошо, чтобы всерьез связывать с их личным выступлением в Пхенчхане какие-то надежды. Но в том, что касается командного турнира, меня до сих пор не покидает чувство отчаянной, невосполнимой потери. Очень уж хочется верить в то, что, не случись этого идиотского, ничем не оправданного и необоснованного отстранения выдающейся фигуристки от Игр, в командном турнире она наверняка взяла бы на себя ту роль, которую в Сочи блистательно исполнил Евгений Плющенко. В перспективу его конкурентоспособности на тех Играх не верил вообще никто - что бы ни говорили по этому поводу сейчас. Даже опытнейший специалист одиночного катания Виктор Кудрявцев авторитетно заявил тогда накануне соревнований, что, если не произойдет никаких неожиданных сюрпризов, Евгений закончит выступления с четвертым или пятым результатом. А Плющенко принес команде 19 очков из двадцати возможных, выиграв произвольную программу и став вторым в короткой.

С другой стороны, я совершенно не уверена в том, что хотела бы увидеть, как в личном соперничестве с большинством сильнейших пар Столбова с Климовым окажутся несостоятельными. Слишком сильно на Играх в Сочи в душу врезалась отчаянная двадцатидвухлетняя девушка, готовая разорвать мир на кусочки ради того, чтобы стать первой. Когда такие спортсмены оказываются вне игры - не важно, по своей или чужой вине, на это невозможно смотреть без сострадания. А Столбова не заслужила, чтобы ее жалели - для этого она слишком сильный и цельный человек.

Так что возможно, все к лучшему, как бы жестоко это сейчас ни звучало.

Всем привет!

Наконец-то увидел свет долгожданный (мной – долгожданный) очередной номер журнала «Мир фигурного катания». Надеюсь, что приобрести его уже можно на арене Мегаспорт, что на Ходынском поле.

Ну, и, как обещал, выкладываю интервью с Ксенией и Федором. Сразу оговорюсь, здесь материал именно в том варианте, в каком я его отправил на выпуск. Были ли правки – не знаю. Возможно, в бумажном варианте журнала наша беседа будет выглядеть немного иначе. Надеюсь, если она и была изменена, то несущественно.

Мне разговор с фигуристами очень понравился. Итог тоже, вышел, кажется, занимательный. Общались мы с улыбками и удовольствием. Хотя затрагивали в том числе и непростые темы. Очень надеюсь, что текст сумеет передать настроение. И отчаянно буду желать успеха этому дуэту в сезоне.

Итак, собственно текст:

Ксения Столбова с Федором Климовым - одна из самых, если не самая стильная и красивая пара современного фигурного катания. Спортсмены, попавшие на Олимпиаду раньше, чем на чемпионат мира. И там же, в Сочи-2014, добившиеся наибольшего успеха в карьере, став серебряными призерами в личном первенстве вслед за недосягаемыми в том году Татьяной Волосожар и Максимом Траньковым, и взяв золото вместе со сборной России на впервые включенном в программу Игр командном турнире.

Казалось бы, для фигуристов, незадолго до того вышедших из юниорского возраста и моментально (после паузы, взятой Татьяной с Максимом) ставших первым номером в стране, сочинская Олимпиада могла стать трамплином к дальнейшим успехам и, возможно, доминированию в мировом парном катании. Шансы на это имелись – талантом, статью, харизмой Столбова-Климов всегда выделялись.

Но не пошло.

Пара была вынуждена пропустить чемпионат мира-2015 из-за полумифической истории с разучиванием четверного выброса, и на авансцену вышли другие - канадцы Меган Дюамель с Эриком Редфордом дважды подряд занимали то самое место, что не бывает пусто; вернулась на свой практически прежний уровень Алена Савченко с новым партнером Брюно Массо, а предолимпийское первенство в столице Финляндии во всей красе раскрыло вернувшихся после нескольких травм китайцев Суй-Ханя.

По-настоящему, так чтоб «на полную», после Сочи Столбова-Климов сверкнули лишь раз - в финале Гран-При 2015-2016, где без даже четверного элемента не оставили шансов соперникам и набрали сумму, на тот момент ставшую второй в истории - вслед за олимпийскими баллами Волосожар-Транькова. Но всплеск оказался точечным.

Два чемпионата мира подряд россияне не попадали на пьедестал. Собственно, наша беседа началась с воспоминаний о Хельсинки, точнее, эпизоде, что произошел после окончания соревнований в парах. Ксения подошла на комментаторскую позицию, чтобы высказать несогласие с фразой, прозвучавшей в эфире. После короткой программы, в которой Столбова-Климов заняли 14 место, я позволил себе назвать фигуристов «неудачниками», пусть даже только короткой программы...


К: ...Между прочим, я даже не первой об этом узнала. Мне начали звонить с вопросами «А ты слышала, что про тебя там сказали?» Я отвечала, что про меня постоянно что-то говорят.

Меня удивило, собственно, что вы за этим следите. Мне казалось, профессиональный спортсмен на турнире должен быть немножечко отрешенным от внешнего мира...

К: ...Вы же комментатор. И должны преподносить не только наших, но и в целом спортсменов в позитивном ключе. А тут получилось, что мы... да, откатались паршиво, и плюс еще на тебе, пинок перед началом произвольной...

- То есть следите за тем, что о вас говорят или пишут?

К: Нет, абсолютно. Если бы я сама первая посмотрела, даже внимания бы не обратила, скорее всего, но когда люди практически в один момент начали мне звонить и писать, остаться в стороне было нереально.

Ф: Чаще всего все равно же пересматриваешь программы. Я, по крайней мере, один раз обязательно смотрю выступления. И там не то, чтобы всё слушаю, но пару слов перед выступлением и сразу после успеваю заметить... Хотя конкретно этот прокат не пересматривал (смеется). Что там смотреть? Последний турнир в сезоне, забыл даже порядок элементов сразу, как откатал. А когда впереди еще предстоят соревнования, тогда смотришь, исправляешь ошибки, и так далее.

К: Спокойно отношусь. Чаще цепляюсь к негативным выражениям. Причем если они касаются меня, воспринимаю спокойно, а если прицепятся к Феде или моей семье, меня может понести.

- Собственную силу осознаете?

К: Потенциал – да.

- Почему не силу?

Ф: За эти три года вон сколько всего изменилось. Сейчас нет какого-то явного лидера в парном катании, потенциально сильных пар пять-шесть, если не больше... Те же канадцы, которые два года были чемпионами мира, в Хельсинки стали седьмыми. Если бы они и в третий раз выиграли, можно было бы говорить о наличии лидера. А так все перевернулось. И именно потенциально сейчас все очень сильны и примерно равны.

К: У всех есть шансы. Сильных пар очень много.

- Вам в такой ситуации проще? Или легче тянуться за лидером?

Ф: Удерживать лидерство всегда тяжелее. Когда ты на вершине, сложнее. Но у нас не в этом смысл. Борьба с самими собой постоянно.

При подготовке к этому разговору я просмотрел немало материалов о Ксении с Федором. Привлекла внимание такая деталь. Частенько интервью Столбова и Климов давали по отдельности. Что, настолько разные, не похожие друг на друга личности, что лучше раскрываются по одному? Или настолько «наедаются» совместным обществом на тренировках и стартах, что предпочитают в обычной жизни максимально дистанцироваться?

Себе поставил цель – поговорить с фигуристами только совместно, пусть никому об этом и не сказал. В процессе беседы обнаружил, что в Ксении с Федором не так уж и мало общего, хотя сами спортсмены в этом не признаются. Во всяком случае, во всеуслышание.

- Считаете себя публичными людьми?

К: Я – нет.

Ф: Я себя не считаю, почему-то другие периодически это отмечают. Тренер может высказать, что я откуда-то выкладываю фотографии... Мне всегда казалось, что это вообще никому не интересно, а оказывается, я иногда получаю нагоняй за то, что в 12 часов ночи выложил какую-то фотографию... В свой выходной день режим якобы не соблюдал. Получается палка о двух концах – я считаю, что я абсолютно непубличный, а оказывается, кто-то утверждает, что это как-то влияет.

- На улицах узнают?

К: (после паузы) ...Пока еще да.

Ф: После Олимпиады в Сочи узнавали, потом перестали. Потом прошли какие-то соревнования, я ехал, узнали, пожелали удачи. Видимо, когда постоянно появляешься в телевизоре – узнают. Не появляешься – перестают узнавать.

- А хочется, чтобы узнавали?

К: Нет.

Ф: Мне – нет.

К: Мы же не для этого катаемся, правильно? Хотя сейчас идет эпидемия – все этим зарабатывают.

Ф: Если поставить задачу быть медийным человеком, начать этим зарабатывать, в таком случае мне бы хотелось, чтобы меня узнавали, но нет такой задачи. Я к этому не стремлюсь.

То есть можно сказать, что вам проще жить, спокойнее, когда вас не одолевают многочисленные поклонники, как, например, у поп-звезд?

К: Конечно.

Ф: Мне без разницы.

К: Вообще, да. Ни холодно, ни жарко.

Ф: Меня не напряжет, если ко мне подойдут, попросят сфотографироваться или автограф. Я всегда соглашаюсь. А такого, чтобы меня одолевала толпа, мешая мне что-то делать, такого не было.

- Федор, вы же приятельствуете с кем-то из футболистов...

Ф: Разве что с Сашей Кержаковым (бывший футболист «Зенита» и сборной России – прим А.Г. ). Поздравляем друг друга с праздниками, я его с рождением ребенка поздравил. Он благодарил. Если это можно считать дружбой, то да. Во всяком случае, мы друг друга знаем. При встрече общаемся.

- Бывало такое, что идете с Кержаковым по городу, вас узнают, а его нет?

Ф: Да нет. Как Сашу Кержакова можно не узнать? Единственное, когда он к нам на шоу в Цюрихе приходил, вот там нас больше узнавали, чем его (смеются).

Может быть, меньшая узнаваемость сейчас связана с тем, что вы по сравнению с олимпийским сезоном оба поменяли прически – Федор отпустил хвостик, а Ксения сделала стрижку покороче?

К: Возможно. К моей прическе друзья очень долго привыкали. Могли случайно пройти и не признать. Год точно это длилось.

- Ксения, вам нравятся мужчины с длинными волосами?

К: (мгновенно) Нет!

- Федор, а вам – девушки с короткими?

(оба разражаются смехом.)

К: Опасно сейчас... Очень опасно! Провокация, вы же понимаете...

Ф: Отвечает Александр Друзь!..

- Ксения, почему опасно? Случаются между вами конфликты?

К: Что вы подразумеваете под конфликтами? Для меня это просто небольшие ссоры, бытовуха.

Ф: А у кого их не случается?

- Как из них выходите? Кто первый приходит мириться?

Ф: Мы уже проще к этому относимся. Таких сильных уже давно не было...

К: ...Уже просто устали мы от этого, видимо. Да и какой смысл терять на это время, тратить силы, нервы?... Уже не в том возрасте.

- Но раньше бывало?

К: Проходили, конечно.

Ф: С какой-то определенной регулярностью. Когда это все копится-копится, если никто не потушит, тогда оно выливалось...

К: Причем с моей стороны обычно, вы же понимаете. Федя – он очень спокойный, уравновешенный. Я не могу все это держать в себе, прожевывать..., в какой-то момент приходится выплескивать. А кто всегда рядом? Федор.

- То есть Ваш знаменитый среди болельщиков взгляд после каких-то ошибок...

К: Нет. Это, наверное, непроизвольный взгляд. Какая-то общая злость, не в сторону Федора или тренеров, судей, допустим... Нет, такого нет. Ну, один раз было. Признаюсь. В Стокгольме. Когда Федька упал, мне хотелось под лед закатать... Но это был единственный момент. А так – не-еет.

После той самой проваленной короткой программы на чемпионате мира в Хельсинки зрители, наоборот отмечали, что такими поддерживающими друг друга они вас не видели очень давно...

К: Никогда. Думаю, это было реально видно. Не наигранно. Ненатянутые улыбки... Понимали – ну, ж..а! Ну что теперь делать?

Ф: Если бы мы сделали опять одну обидную ошибку, мы бы расстроились. Ксения была бы злая, а я расстроенный. А тут когда мы все одно за одним наваляли, хотя были абсолютно готовы, все прокаты до этого чисто катали, а там вдруг что-то случилось, что мы «лежали» всю программу, спотыкались и вообще еле доехали... Даже не было сил расстраиваться. мы остановились и засмеялись. А потом – да, поддержали друг друга и на произвольную поехали уже с другим настроением.

- Широко распространено мнение, что в ошибках в паре виноваты двое. Это так?

Ф: Конечно. Не бывает так, чтобы кто-то один. Параллельные прыжки разве что. И то можно сказать, что партнер не так зашел...

К: Первоначально ты, конечно, копаешься в себе. Пытаешься понять, что ты не так сделал. А потом уже начинаешь дискутировать с партнером, выяснять, кому что удобнее. У нас это так происходит.

Ф: В большей или меньшей степени всегда виноваты двое. Не бывает так, чтобы... Точнее, нельза винить одного из партнеров. Иначе – тупик.

- Ксения, Вы упомянули, что Вы взрывная, Федор спокойнее, а в чем вы с партнером похожи?

К: Наверное, только упёртостью.

Ф: Даже эта упёртость по-разному проявляется.

К: Мы вообще не похожи.

Ф: Да, я тоже не могу придумать. У нас такого раньше не спрашивали.

- В физике полюса притягиваются. Это ваш случай?

Ф: Да это не человеческая история, я считаю. Все эти противоположности, притяжение...

К: Вообще в это не верю, честно вам скажу. Лабуда вообще.

Ф: Вот видишь, что-то у нас общее обнаружилось (оба смеются).

- Тем не менее, вы на протяжении многих лет катаетесь, и катаетесь успешно. Как удается это всё совмещать?

К: Есть единая цель. Которая объединяет. Вообще целей много. Но есть одна большая.

Ф: В какой-то момент мы поняли, что вместе достигнем большего, чем если разойдемся и будем опять что-то пробовать. Значит, стоит терпеть. Все эти травмы, конфликты и так далее... Вот и всё.

- Когда пришло понимание?

Ф: Давно уже. Еще когда первые успехи на юниорском уровне были. И потом, во время всех проблем, в основном, со здоровьем, я себе постоянно напоминал, что для себя я уже все решил и не время что-то менять.

Пример. Серия Гран-При. Коммерческий турнир. За него положены, может быть, не такие, как у футболистов, но солидные призовые. Один из вас падает... Это сказывается на итоговой сумме. Доходит ли до дележа?

Ф: Нет-нет, ни разу не доходило. Даже не знаю, есть ли у кого такое. Призовые приходят нам на карты ровно пополам и мы изначально определили, что из этой суммы мы треть отдаем тренеру. В Петербурге было, что мы делились еще и с хореографом, сейчас у нас два тренера, и в сумме треть или 40 процентов мы отдаем. А так, чтобы между собой – нет, ни разу. Это к вопросу, что ошибки все равно общие.

Очень давно один мой друг объяснил, что даже если партнерша упала с прыжка или выброса, ни в коем случае нельзя говорить, что «она» упала. Это отложилось. И с тех пор, чтобы ни происходило в программе, я говорю: мы не сделали прыжок. Только так.

Пару лет назад Максим Траньков в одном из наших совместных репортажей отметил, что в парах потерю даже одного элемента, то есть 7-8 баллов, отыграть почти невозможно. Согласны?

Ф: Нет. Не соглашусь. Максим наверняка сравнивает ситуацию с одиночным катанием, где 10 баллов – это один прыжок. Один упал, другой его сделал, и вот спортсмены поменялись местами. У нас 10 баллов – уже серьезный разрыв, но мы были свидетелями, когда люди шли на риск, пытались исполнить сложные элементы, заваливали программы и проигрывали в целом. Короче, 5-7 баллов отыгрываются. Да Макс и сам доказывал это на чемпионате мира.

К: Максим, наверное, высказался в каком-то конкретном контексте. Наш личный пример в Хельсинки показывает, что можно подняться из глубокого подвала, выиграть малую бронзу и войти в пятерку. Да, мы остались без медалей. Но наш прокат короткой программы не подходит к случаю... Трудно отыгрывать потерю элемента только при безошибочных соперниках, упакованных в современные программы с элементами ультра-си. В остальных случаях все возможно. Главное – бороться до финальной позы (улыбается).

В сентябре в Сочи состоялись открытые прокаты сборной России, где были и вы, хотя не собирались принимать в них участия. Какой смысл? Может, проще было остаться в Москве и продолжать тренироваться?

К: Это плановые сборы для финишной работы над программами совместно с хореографами. Такие же сборы и в это же самое время мы проводили год назад там же в Сочи. Как и в прошлом году, приезжал Юрий Смекалов, балетмейстер и артист Мариинского театра, чтобы отработать с нами программы – пластически и актерски. Это один из наиболее ответственных этапов в подготовке, поэтому должны присутствовать все наши тренеры. Так что сборы во время официальных прокатов – оптимальный вариант, к тому же у нас была возможность напрямую пообщаться со всеми специалистами федерации, а заодно оценить программы и настрой других спортсменов сборной, проникнуться соревновательным духом. Так что сидеть в Москве за закрытыми дверьми катка – не самый эффективный вариант в наших реалиях.

Болельщики до сих пор, случается, вспоминают историю с разучиванием вами четверного выброса, из-за которой вы в итоге не поехали на чемпионат мира. Будете еще над ним работать?

Ф: Нет. Абсолютно точно. Мы определились с набором элементов на сезон. Сейчас с высоты прожитых сезонов, я понимаю, что вся эта эпопея с выбросом была одной большой ошибкой. Это лично мое мнение. Хоть я и противоречу сейчас самому себе, ведь я говорил: «Да! Мы будем это делать!» Я старался как всегда поддерживать партнершу и тренеров, потому что они этого хотели.

Сейчас я понимаю, что это оказалось ошибкой, которая повлекла за собой целую цепь событий. Мы пропустили чемпионат мира. Какие-то травмы появились, коньки эти опять же. Может быть, Ксения скажет, что это не то, но я все равно считаю, что это повлияло. Более жесткие ботинки для этого выброса, которые были неудачными. Одна, другая пара, третья... Цепь событий, первоначальной точкой которой оказалось решение о разучивании четверного выброса.

- Возможно ли сейчас без четверного элемента в парах бороться за первое место?

К: Можно, но только в случаях безошибочных прокатов и если твои программы были исполнены так, что произвели на судей и зрителей сильное впечатление.

Ф: Считаю, что да. В конце концов, оглядываясь на тот знаменательный для нас финал Гран-При, когда мы с тем же набором, с которым будем выступать и сейчас, получили почти высшие баллы в истории, понимаешь, если бы мы продолжили развиваться в той же степени... Мало кто с тех пор набирал подобные баллы. Даже с двумя четверными элементами – подкруткой и выбросом. Факты говорят сами за себя.

- Это харизма именно вашей пары или без четверных и остальным спортсменам тоже можно выигрывать?

Ф: Да всем можно выигрывать. Да. Да.

К: Что значит – именно нашей? Такая возможность есть у всех спортсменов первой десятки. Ну, первая пятерка стопроцентно может побеждать.

- А как же прогресс?

Ф: Прогресс – хорошо, но здоровье важнее. Поэтому сейчас многие и отказываются от выбросов. Делают больше подкрутки. У кого хорошая техника, это менее опасный элемент.

Прогресс может быть разным. Я всегда был за то, чтобы программы становились интереснее, люди рассказывали какую-то историю. Несмотря на то, что для меня фигурное катание – это спорт, не искусство. Всё равно – сделать интересную историю это тебе не мешает. А не просто гоняться за элементами, хоть и четверными.

К: Прогресс двигают как раз сбалансированные пары. Это могут быть спортсмены – ярко выраженные представители силового катания с преобладающей техникой. Но если они нашли свои образы и сумели воплотить их в интересных современных программах, их не будут воспринимать, как чистых технарей. Сегодня, скажем, «технарь-силовик» может найти себя в contemporary (даже в его лирических направлениях), быстрых танцевальных ритмах, драме с героическим оттенком. И это тоже будут современные и прогрессивные программы.

Считается, да и мы в телеэфирах неоднократно это утверждали, что парное катание – наиболее сложный вид фигурного катания. Что сложнее, в сравнении с одиночниками?

Ф: В первую очередь, одиночники отвечают сами от себя. А у нас от тебя зависит судьба еще одного человека. Плюс на тебе ответственности больше, как на партнере. Поддержки все эти, подкрутки – очень ответственный момент, ты должен все контролировать. Были случаи, когда партнерши падали с поддержек... Страшное дело. Там ты упадешь – сам разобьешься, а здесь другого человека можешь покалечить.

Опять же в паре необходимо постоянно находить компромисс, в этом тоже сложность. А с чисто технической точки зрения элементы – это сложно, но не сложнее, чем четверной прыжок. Учить элементы – примерно так же, но всё упирается в то, что у нас два человека и многое зависит от взаимодействия. Хоть сколько лет катайся, но в какой-то момент ты не сможешь узнать, что у партнера в голове, как он себя чувствует и как откатает.

Сразу после проката танцоры зачастую вообще не представляют, какие уровни они получили за элементы. Вы можете понять по ходу программы или сразу после ее окончания, какие у вас будут уровни элементов?

Ф: Да, можем. Или мы почти сразу понимаем, или тренер, смотревший от бортика, скажет. В основном, если ты правильно готов и катался без серьезных ошибок, на что ты готов, то ты и делаешь. Поддержки, например, мы заранее готовим на 4-й уровень. И если ты ее не сорвал, ты на 4-й ее и сделаешь. В основном, можем перепутать тодес или вращение, где зависит от количества оборотов. Но мы их считаем и я могу сказать, что на тодесе мне пришлось вставать и где-то я не досидел. То есть уровень может быть на грани и я не уверен – третий он или четвертый. Я в голове себе насчитал три оборота, а судьи могут не насчитать. Но в целом плюс-минус свои уровни всегда знаешь.

К: Элементы разучиваются в соответствии с уровнем, который по силам спортсменам. В нашем случае во время проката элементы исполняются так, как они натренированы. Есть такой момент, как срыв элемента или когда «что-то пошло не так» – вот тут и теряются уровни.

- На тодесе кто решает, когда вставать?

Ф: Партнер. Партнерша – она лежит, расслабляется. Нет, конечно, ей тоже тяжело. Но она вниз головой, я не думаю, что она вообще там что-то считает. Плюс еще такой момент – в тодесе у партнера бедро должно быть параллельно льду, и когда ты начинаешь хоть чуть-чуть привставать, элемент окончен. Дальше можно уже не крутиться.

Перед вами немало примеров. когда спортсмены в паре составляют пару и в жизни. Это и Таня с Максимом (Волосожар-Траньков), и теперь вот Женя с Володей (Тарасова-Морозов). Насколько вам сложнее или легче по сравнению с ними?

К: Я бы с ума сошла!

Ф: Нам проще, конечно. Мне было бы тяжело 24 часа в сутки находиться с одним человеком. И на катке, и дома. Как это с катка не переносить домой...

К: Я бы точно не перенесла.

Ф: Перенесла бы как раз!

К: Да, я бы продолжила. Поэтому в нашем случае это большой плюс.

- Досуговые часы случается, что проводите вместе?

Ф: Редко. В основном, когда на сборах находимся, бывает, что между тренировками куда-то идем.

Федор, Вы в свободное время чем только не занимаетесь. И на футбол ходите, и в гольф играете, Ксения, как вы проводите досуг?

К: Я тоже очень активно провожу свободное время, только мало кто об этом знает, ибо я не очень афиширую. Очень люблю ходить на экспериментальные постановки. Театральные. Мюзиклы, балет. Очень люблю сноуборд. Очень.

- Есть ли какие-то ограничения на занятия экстремальными видами, коим без сомнения является сноуборд?

К: Многие фигуристы увлекаются экстремальными видами спорта – горные лыжи, сноуборд, мотоциклы и прочее... Все дело в риске и лихачестве. Если держаться в разумных пределах и контролировать ситуацию, то увлечение другим видом спорта пойдет только на пользу. Сноуборд прекрасно развивает реакцию и умение балансировать на большой скорости. А что касается травм и ушибов, то они, как известно, чаще всего случаются на тренировках или, к примеру, при игре в безобидный, вовсе не экстремальный футбол.

- Какая из экспериментальных постановок произвела наибольшее впечатление?

К: Очень сильно меня впечатлил «Черный русский» (авангардная постановка по мотивам романа А.С.Пушкина «Дубровский», в которой зрители принимают участие в спектакле почти наравне с актерами – прим А.Г. ). Неординарностью. Мы не пришли смотреть постановку на сцене, а участвовали в действе. Нас завели в особняк, развели по парам, я не могла ни с другом, ни с подругой находиться, т.к. нас разделили. Мы ходили в масках, слушали и смотрели на артистов. Равшана Куркова играла. А мы ходили по залам особняка и наблюдали за этим процессом. Я люблю такое – не просто сидеть и смотреть, а что-то особенное.

К мюзиклам я спокойнее отношусь, хотя люблю и в Америке смотреть, и здесь. Когда были в Монреале, ходили на Цирк дю Солей, тоже очень понравилось.

Ф: На «Призрак оперы» вместе, кстати, ходили. И с тренером – Владом Жовнирским. В Америке мне очень понравилось, а в России – наоборот, совсем не понравилось. Вроде бы все то же самое делают, но на русском языке, и не впечатлило. А в Штатах, в том театре, где они 50 лет спектакль уже играют, понравилось.

- Из того, что видели, какую-то постановку хотелось перенести на лед?

К: Так всегда бывает. Будь то цирк или балет, ты выходишь весь на адреналине, на кураже каком-то, по впечатлениям, эмоциям всегда хочется увиденное куда-то перенести. То ли на лед, то ли в хореографию, то ли еще куда – в показательный номер, к примеру. Что-то все равно, непроизвольно даже переносится. Движения, взгляды, руки... А так, чтобы что-то конкретно взять и перенести на лед – нет, такого не было.

По поводу текущего сезона. Вам в срочном порядке пришлось ставить новую произвольную программу, потому что первая, поставленная знаменитым канадским тренером и хореографом Мари-Франс Дюбрей была признана «неолимпийской». Что это означает?

Ф: Хороший вопрос. Я тоже пытался узнать, что это значит. Если продолжить работать, из нее можно было что-то выжать. Другое дело, что по музыке она проигрывала. даже наши произвольные программы двух последних лет с непонятной, на мой взгляд, музыкой, они были интереснее.

К: Сотрудничество с канадскими хореографами, увы, не дало нам тех результатов, на которые мы рассчитывали, несмотря на предоставленный им полный карт-бланш в выборе музыки и темы. Мы не знаем причин, почему так сложилось, но по пластическому и даже «связочному» контенту у нас получились неконкурентоспособные программы. Мы не могли себе этого позволить, тем более, в олимпийский сезон.

- «Кармен» олимпийская? Известная музыка, нередко берется фигуристами, танцорами в частности. Навка-Костомаров, из более позднего Виртью-Мойр, пусть и в неклассической постановке... Она – олимпийская?

К: По всем раскладам для нашей пары «Кармен» – оптимальный выбор для олимпийского сезона. Кажется, мы наконец доросли до этого уровня. А во-вторых, классическую версию Бизе-Щедрина поймут и примут на всех континентах. И мне очень лестно, что вы определяете потолок выбора этой музыки такими великими танцорами, как Тесса Виртью – Скотт Мойр и Татьяна Навка – Роман Костомаров. Я пересмотрела почти все ледовые и балетные версии «Кармен» и надеюсь, нам с Федором удастся внести свою лепту в ледовую историю поистине бессмертного шедевра. Кстати, если мне не изменяет память, в парном катании ее ещё никто не брал.

- Прошла информация, что « Besame Mucho » для короткой программы предложила Ксения...

К: Давно хотелось показать в программе танго, но в более современном варианте, чем это принято у танцоров и одиночников. Я нашла интересную обработку культового танго, идея всем понравилась и ее приняли.

В российском фигурном катании нередко случается так, что музыка и программы до последнего момента держатся в секрете. Почему?

Ф: Вообще хороший вопрос. Отличный вопрос. Я тоже не понимаю – почему? Что за секретность, почему мы так этим дорожим, я никогда этого не понимал и не пойму. Как-то может быть, боятся, что соперники узнают... И что тогда? Они-то все поставили уже раньше нас, наверное. Но с другой стороны этим летом нас никто из журналистов и не донимал «расскажите-расскажите». А мы при первой возможности на пресс-коференции и рассказали. Когда ставишь, ты еще порой и сам не знаешь, что у тебя будет за музыка. А потом я был готов рассказать. Но никто не спрашивал.

На открытых прокатах, где мне тоже посчастливилось побывать, удалось понаблюдать в том числе и за тренировками Столбовой-Климова. Так вот, той легкости, с которой Ксения с Федором исполняли большинство элементов, хотелось верить. А уж какая из Столбовой Кармен – энергичная, страстная – можно было заметить даже в тренировочном костюме. Программа Ксении очень идет. И сама спортсменка, чувствуется, ощущает себя в этом образе органично. Осталось только перенести образы на лед и в соревнованиях.

Мы с вами беседуем на катке «Вдохновение», который фактически является спортивным домом Мозер-тим. Сейчас в фигурном катании все большее распространение получают этакие команды, и у вас одна из известнейших и сильнейших в мире команд по парному фигурному катанию. Вы можете себя назвать командными игроками?

(после паузы)

К: Это к тебе больше вопрос...

Ф: Сейчас нет.

- Почему?

Ф: Потому что... Не знаю... Фигурное катание – не командный вид спорта. Мы можем быть командой внутри пары, и всё. Ну, максимум с тренерами. По другому было перед сочинской Олимпиадой, потому что в той команде было всё понятно. Были Макс с Таней, которые шли к одной цели. Мы шли к другой абсолютно. Может быть, соперничали с Верой и Юрой, но и помогали друг другу. Но там все роли были распределены. И это можно было назвать командой. Сейчас нет. Сейчас никто не понимает, кто на каком месте и до соревнований и не поймет.

- А внутри пары вы команда?

К: Да.

Ф: Сейчас да.

- Все время какие-то оговорки...

Ф: Потому что были всякие моменты. Но могу сказать, что давным-давно, после всех этих травм мы начали друг друга поддерживать и сейчас я могу нас назвать командой.

- Чем здоровый спортсмен занимается, пока другой залечивает повреждение?

К: Ерундой он занимается... (смеется)

Ф: Кажется, что работает. Катается там, над прыжками работает, физической подготовкой... А потом приходит второй человек и ты просто с нуля начинаешь. И не важно, кто кого ждал...

По ходу нашей беседы некоторое об этой паре подтверждалось. К примеру, на большинство вопросов Ксения отвечала почти моментально, как и подобает более взрывной личности. Федор же напротив, чаще брал паузу, опять же подтверждая собственный более спокойный и даже несколько флегматичный нрав.

В то же время не сказать, чтоб отличия между Столбовой и Климовым быль столь разительными, как о них говорят в том числе и сами фигуристы. В любом случае, получилось откровенно, и на мой взгляд, очень интересно. А чтобы окончательно то ли всё прояснить, то ли окончательно запутать, под занавес разговора я прибег к такому простому, но нередко очень любопытному приёму как блиц. Короткий вопрос – сразу короткий ответ. И вот, что получилось.

- Театр или ресторан?

Ф: ...Театр.

- Твиттер или инстаграм?

К: Ничего.

Ф: ...Инстаграм.

- Москва или Питер?

- Любимое место в мире.

Ф: Питер. А если в Питере, то не знаю... Просто Невский.

- Любимый парный элемент.

(задумались)

К: ...да выброс пусть будет.

Ф: Выброс, да.

- Любимый момент в программе.

К: Концовка. (после паузы) Да что ты думаешь-то?!

Ф: Ну, да-да, концовка.

- Финальная поза что ли?

К: Ну, конечно.

Ф: Нет, именно когда уже поклоны, чтоб выдохнуть. (Оба смеются).

- Кому из вас больше повезло с партнером?

Ф: Одинаково.

Ф: Ну, или одинаково не повезло...

P.S. Общались мы еще до турнира в Эспоо, поэтому о нем в разговоре ни слова.

P.P.S. В объявленном конкурсе пока удивительное единодушие. На Ханю-победителя не ставит всего-то 8 человек. Вот мне просто будет определять победителя, если Юдзуру не выиграет)

P.P.P.S. Для тех, кто не знает еще. Наконец-то есть ясность с показом этапов Гран-При. Арена транслирует полностью. Комментируем челябинским трио. В вариациях. Татьяна Тарасова, Максим Траньков, собственно, я.

И еще – сюрпризы в сезоне всё-таки будут;) а пока – до встречи на Ходынке!

Ваш Александр Гришин

Фото: РИА Новости /Павел Лисицын, Александр Вильф