Конспект НОД во II младшей группе Тема: Ушастый заяц. Нод во второй младшей группе по гендерному воспитанию Гендерная принадлежность во второй младшей группе

МДОАУ "Детский сад №18 "Гнездышко".
Конспект НОД
во II младшей группе
Тема: "Ушастый заяц"
МДОАУ №18 «Гнездышко»
Подготовил: воспитатель Косова Е.М.
План-конспект НОД во II младшей группе
Тема: "Ушастый заяц"
Программные задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Образовательные: Продолжать учить рисовать с жесткой полусухой кистью. Учить имитировать шерстку животного. Продолжать учить правильно пользоваться краской.
Развивающие: Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Совершенствовать умение рисовать круглые формы, изображая круги и располагая их по величине. Совершенствовать умение рисовать на весь альбомный лист.
Словарная работа: лапки, кончик, полусухой, ушастый, грустный, белый, черный, мягкий.
Форма проведения: ситуация-упражнение.
Материалы и оборудование: образец рисунка, краски: белый и черный, щитинная кисть и кисть №3, салфетка, тонированные альбомные листы, мольберт, заяц –мягкая игрушка, макеты деревьев и пней, книжки-раскраски.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о жизни диких животных
Познание: рассматривание картин и игрушек
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о животных и зверей.
Социализация: подвижные, малоподвижные игры.
Труд: изготовление игрушечного зайца из природного материала.
Художественное творчество: лепка «Зайчик», аппликация «Зайцы на лужайке».
Физическое развитие: физкультминутка «Зайцы».
Создание условий для самостоятельной деятельности: центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала.
Взаимодействие с семьей: сбор природного и бросового материала.
Построение занятия:
I. Вводная часть: 2 минут.
а) экскурсия в лес;
б) рассматривание следов;
в) встреча с зайцем.
II. Основная часть: 12 минут.
а) определение частей тела зайца;
б) показ с объяснением воспитателя;
в) самостоятельная работа детей; индивидуальный подход.
III. Заключительная часть: 3 минуты.
а) анализ детских работ.
б) сюрпризный момент.
Организация детей: групповая комната разделена на 2 части:
I – лес, II – место для самостоятельной работы детей.
1 часть – дети стоят полукругом.
2 часть – дети сидят за столом по 4.
3 часть – дети стоят полукругом.
Ход занятия:
(дети вместе с воспитателем заходят в группу.)
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами вместе сходим в зимний лес. Только в лесу сейчас много снега, как же нам туда идти?
Дети: - На лыжах пойдем.
Воспитатель: - Хорошо. Тогда встали на лыжи и пошли.
(Дети имитируют надевание лыж. Идут в лес.)Воспитатель: - Вот и пришли. Ребята, посмотрите-ка, на снегу какие-то следы. Интересно, чьи же следы?
Дети: - Лисы, зайца, волка, птиц.
Воспитатель: - Правильно. Послушайте, я вам загадаю загадку.
«Летом серый, зимой белый.» Кто же это?
Дети: - Заяц.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. (Она замечает зайчика, сидящего за пнем). Ребята, посмотрите, а зайчик-то здесь сидит. Только он почему-то грустный. (Зайчику) – Что же случилось, зайчик? (Заяц на ушко воспитателя что-то шепчет).
Воспитатель: - Все понятно. Ребята, оказывается зайчику одному играть скучно. (Зайцу). Ты не переживай, мы тебе поможем. (Детям). – Поможем зайцу?
Дети: - Поможем!
Воспитатель: - А мы с вами нарисуем много зайчиков и нашему зайцу скучно не будет. Ребята, а какого цвета заяц?
Дети: - Белый.
Воспитатель: - А еще какой?
Дети: - Мягкий.
Воспитатель: - Какие части тела у него есть?
Дети: - Туловище, голова, лапки, хвост, ушки.
Воспитатель: - А какие у него ушки?
Дети: -Длинные.
Воспитатель: - А хвост?
Дети: - Короткий, маленький.
Воспитатель: - (Зайцу) Зайчик, ты посиди, пожалуйста, а мы с детьми сейчас будем рисовать.
(Зайца сажает на пенек. А дети подходят к мольберту.)Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать с жесткой кистью. Сейчас я, вам, покажу как надо рисовать, а вы внимательно смотрите и слушайте. Зайца надо рисовать на весь альбомный лист. Кисточку я беру тремя пальцами возле железки «домиком» и макаю в краску. Какого цвета краска?
Дети: - Белая.
Воспитатель: - Краску много брать нельзя. Сейчас я нарисую туловище зайца. Кистью я только касаюсь альбомного листа. При надобности кисть макаю в краску. А сейчас какую часть туловища нарисовать?
Дети: - Голову.
Воспитатель: - Правильно. Голова чуть меньше туловища. А вот и ушки. И хвостик нарисовала. Еще, какую часть надо рисовать?
Дети: - Лапки.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. А вот и наш зайчик. Но все равно чего-то не хватает. Как вы думаете, ребята?
Дети: - Глаза, нос, усы.
Воспитатель: - Умницы вы мои. А какой краской их надо рисовать?
Дети: - Черной.
Воспитатель: - Правильно. Их я нарисую обычной кистью. И рисую кончиком кисти. После окончания работы кисти надо промыть, осушить и поставить на место.
А сейчас покажите мне, пожалуйста, как надо держать кисть.
(Дети в воздухе показывают, как правильно надо держать кисть).
- Давайте, вместе нарисуем зайчика.
(Дети в воздухе вместе с воспитателем «рисуют» зайца).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. В лесу холодно. Давайте вместе согреемся. Зайчику тоже холодно, наверное.
Физкультминутка
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шагают
Два! Руками машут вместе. Машут руками
Три! Присели, дружно встали. Приседание
Все за ушком почесали. Выполняют движение
На четыре потянулись. Потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись. Наклоны
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд. Шагают
Воспитатель: - Вот и согрелись. А сейчас садимся на свои места. (дети садятся, я напоминаю начало работы). Какую кисть берем? Как правильно его держать? Какой краской начинаем рисовать?
(Обращаю внимание на осанку детей).
Воспитатель: - Начинаем рисовать, только помните, что краску много брать нельзя.
(Дети самостоятельно рисуют. Я хожу между ними и наблюдаю. Обращаю внимание на осанку детей. Напоминаю о том, что кисти надо менять. Подсказываю, подбадриваю и показываю. Привлекаю зайца. Готовые работы вставляю на «полянку». За 3-4 минуты до окончания занятия напоминаю об этом.)Воспитатель: - А сейчас, давайте все вместе посмотрим наши рисунки. И зайчик наш обрадовался. Благодарит вас, хвалит. Даша, Лиза, Денис зайчика нарисовали на весь альбомный лист. Владик, Диана тоже постарались. Зайчики у вас получились красивые и аккуратные.
(Заяц воспитателю что-то говорит и дает.)
Воспитатель: - Ребята, зайчик так сильно обрадовался вашим подаркам. И ему уже не грустно, вы заметили? И он за вашу помочь приготовил подарки. Говорит: - «Будете раскрашивать в детском саду». Что же надо сказать зайцу?
Дети: – Спасибо, тебе, зайчик.
Воспитатель: - Ребята, а нам с вами пора возвращаться в наш любимый детский сад. Давайте, попрощаемся с зайцем и отправимся домой.
Дети: – До свидания!
(Имитация надевания лыж. И дети с воспитателем уходят.)


Конспект по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Автор: Кельцына Ольга Викторовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад №121» г.Рязань
Должность:воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей. Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка. 2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек. 4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. 5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области:социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок(дети собираются возле воспитателя) .-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем? Дружат в нашей группеДевочки и мальчикиМы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости? Дети: - Да.Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились. (Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись? (показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .Дети: - Вы неправильно одели их. Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. Подбор одежды для Кати и Вани. Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной? Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты) Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек) Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь? Дети: - Да! Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками(дети садятся за столы и складывают картинки) Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка? - Танк.- А у тебя? - Машинка.- А что ты собрала, Ника? - Матрёшка.- А у Насти? - Юла.- А одним словом что это? Дети: - Игрушки! Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками? Дети: - Мальчики! Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть? Дети: - Куклами, посудкой и т. д. Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет! 1. Девочки любят играть в куклы! 2. Мальчики любят играть в машины3. Девочки любят забивать гвозди4. Мальчики любят носить бусы5. Девочки любят играть в футбол6. Мальчики любят завязывать банты7. Девочки любят обижаться8. Мальчики любят жаловаться9. Девочки и мальчики любят есть конфеты10. Девочки и мальчики любят получать подарки. Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно! Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия. Настроение упало, - голова опущена внизДело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз. Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчикомЕсли есть хороший друг - хлопают в ладошиС делом справимся вдвоём, - берут друг друга за рукиС облегчением вздохнём, - делают глубокий вдохНастроение поднимем - поднимают руки вверхИ от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки, улыбаясь друг другу. Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики! Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.

ольга бибнева
НОД во второй младшей группе по гендерному воспитанию

Задачи :

1. Формировать умение детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, 2. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола; 3. Закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, 4. Активизировать словарь детей : одежда (для мальчиков, девочек, имена людей (мужские и женские) ; 5. Развивать логическое мышление, смекалку, внимание, зрительное и слуховое восприятие ; 6. Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого; 7. Развивать положительные эмоции. 8. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Предварительная работа :

Рассматривание картин с мальчиками и девочками.

Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;

Дидактические игры «Одень мальчика и девочку на прогулку» ; «Найди отличия»

Материал и оборудование :

Две куклы (мальчик и девочка) ;

Картинки с изображением мальчиков и девочек;

Карточки с изображением игрушек;

Картонные мальчики и девочки и одежда для них;

Рабочие листы «Раскрась игрушка для мальчика, девочки» для каждого ребёнка; цветные карандаши.

Запись песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;

Барбарики.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие : Дети стоят в кругу.

Сейчас мы будем топать, топ-топ. Потом мы будем хлопать, хлоп-хлоп. А теперь мы повернёмся. И друг другу улыбнёмся.

А сейчас, с хорошим настроением предлагаю отправиться в гости с помощью волшебных слов.

«Ножкой топнем, В ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем. Скажем : «Ах!» И окажемся в гостях»

На столе появляются куклы (мальчик и девочка) .

2. Загадки :

У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами. Кто же это : белочка, Мальчик или девочка? (Девочка)

Чьи любимые игрушки, Танки, пушки и хлопушки Кто же любит пистолеты Даже больше чем конфеты? Кто всегда готов стрелять, Лазить, прыгать, догонять. Ловкие, как зайчики Это наши… (Мальчики)

Это кукла девочка Маша и кукла мальчик Миша. Предлагаю разобраться, где Маша, а где Миша. (Дети отвечают) .

3. Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, котята? (Нет.) Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают : «Нет» ). Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, поросята? (Нет.) А кто вы? Как вас зовут? (Дети называют своё имя)

4. «Назови имя»

Дети называют имена мальчиков и девочек. Если это имя девочки, то берут розовый бантик и кладут в коробку рядом с Машей, а если это имя мальчика, то берут голубой бантик и кладут в коробочку рядом с Мишей.

Дети садятся на стульчики.

5. Игра «Найди девочку, найди мальчика»

Раскладываю перед детьми картинки с изображением мальчиков и девочек. Дети по очереди сначала ищут мальчиков и отдать картинки Мише, а потом – девочек и отдать картинки Маше.

6. Физкультминутка

Мы весёлые ребята, любим дружно поиграть. Любим много шоколада, любим петь и танцевать. А теперь все девочки прыгают как белочки. А теперь все мальчики прыгают как зайчики.

7. Работа с карточками. Дидактическая игра «Кому что подарим?»

Предлагаю сделать подарки. Подарки будут разные : для мальчика и девочки. Раздаю детям по одной картинке. Предлагаю посмотреть внимательно, что на ней изображено, и подумать, кому можно подарить этот предмет – Маше или Мише.

Вопросы детям : - Что нарисовано на твоей картинке? (машина) . Кому подарим её? (Мише) и т. д.

8. Игра «Оденем мальчика, девочку» .

Работа парами. На столах у детей лежит кукла из картона (мальчик или девочка) и одежда. Нужно выбрать одежду соответствующую мальчику или девочке.

9. Пальчиковая гимнастика

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики . Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5 – будем вместе мы играть.

10. Работа с рабочими листами. (Звучит песня «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;)

Задание : На листе нарисованы контуры игрушек. Нужно выбрать девочкам игрушку для девочек и разукрасить её, а мальчикам для мальчиков.

Дети прощаются с Мишей и Машей.

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем и в садик вернёмся»

После НОД

Хороводная игра «Лужа»

Цель : развитие общения мальчиков и девочек, заботливое отношение к девочкам.

Дети сидят в круге. Педагог, обходя их, говорит : «Иду, иду, дружка себе найду!» . Останавливаясь перед ребёнком, спрашивает : «Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе» . Берёт ребёнка за руку и идут вместе к другому : «Идём, идём, дружка себе найдём!» , постепенно собирая всех в цепочку и замыкая круг, беря последнего ребёнка за руку. Дети ведут хоровод, приседая с последним словом.

Ай, гугу, гугу, гугу, Не кружися на лугу.

(Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже):

На лугу-то лужица, Голова закружится. Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда!

(Делают несколько прыжков от центра) :

Прыг-скок, Прыг-скок! Прыгал, прыгал и скакал, Прямо в лужицу попал!

(Дети приседают, «попадают в лужу» .

Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.)

Сообщение на методическом объединении воспитателей групп младшего дошкольного возраста 2010 г.

Гендерное воспитание в младшем дошкольном возрасте

Заместитель заведующей по ВМР Светлана Евгеньевна Кувшинова:

Вначале вспомним некоторые стороны этого вопроса.

В современной науке используются два термина:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Ге́ндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

Но в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений гендерные особенности детей не учитываются, тема гендерного воспитания у дошкольников не выделяется.

И поэтому, в рамках совместной деятельности ЮНЕСКО и управления Департамента образования города Москвы был создан проект «Московское образование: от младенчества до школы», где шла работа над темой «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

Итогом работы проекта стала книга Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», которую сегодня хотим представить вам, дорогие участники МО. В книге освещены методы и формы работы с педагогическим коллективом, детьми и родителями воспитанников по теме «Гендерное воспитание девочек и мальчиков 3 - 4 лет».

Так же этим вопросам посвящены статьи журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», которые представлены на выставке.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

В первую очередь педагоги и специалисты нашего детского сада изучили и проанализировали книгу Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», также с педагогами были проведены консультации и семинары:

· «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).

· Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.

· Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.

· Фольклор с акцентом на гендер.

· Организация сюжетно-ролевых игр.

· Особенности готовности к школе мальчиков и девочек.

· Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».

В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения была организована выставка литературы и оформлен стенд с материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.

Эффективным средством вовлечения педагогического коллектива в работу по самообразованию и чтению научно-методической литературы, явилось проведение коллективных обсуждений прочитанного и наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста. В результате мы пришли к выводам о девочках и мальчиках 3-4 лет.

Возрастной период детей 3-4 лет многие называют нежным . Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими, не могут не восхищаться открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п.

Это объясняется проявлением кризиса трех лет, т.е. тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самому, как взрослые люди: в играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Опытом работы воспитания детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи расскажет воспитатель Вера Анатольевна.

Воспитатель II младшей группы Вера Анатольевна Гулий

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Неслучайно и сегодняшнее игра-занятие было построено с использованием этой формы работы.

Младшие дошкольники 3-4 лет для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причем наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.

Мы заметили, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей мы уделяем подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.

Приняв летом этого года наших детишек из ясельной группы, мы приложили немало усилий, чтобы малыши полюбили новую группу. Вначале, чтобы вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками, предложили девочкам и мальчикам указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществили свой выбор, девочки придумали имена куклам, а мальчики - клички животным.

Также с девочками мы обсудили расстановку мебели в игровом уголке и договорились о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду, «продукты» и другие предметы-заместители.

Под руководством воспитателя девочки этого возраста могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, мы сможем перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек выполнения в игре социальных функций.

Для девочек были приобретены такие игры, как «Будущий модельер», «Домино для девочек», в которые девочки с удовольствием играют в свободное от занятий время.

С мальчиками мы обсудили расположение игрушечного «автопарка» и наборов игрушечных инструментов для маленьких «автослесарей». Во многих семьях наших воспитанников есть машины, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия с полосатым жезлом, надевают на себя плащ-накидку, фуражку, в старшем дошкольном возрасте мальчики принимают на себя роль сотрудника ГИБДД, который останавливает «машины» и просит водителей предъявить документы. За превышение скорости, тем кто не пристегивается ремнем к сидению машины и за другие нарушения – милиционер «понарошку» выписывает штраф (из наблюдений за игрой детей подготовительной группы прошлого выпуска).

Для игровой деятельности детей мы постоянно пополняем и обновляем такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Магазин», «Набор автослесаря»…

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаем сконструировать большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. Мальчики рады, что им поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло. Мы приобрели такие игры, как дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков»….

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости у мальчика , любопытства и развития логического мышления у девочки.

Также в группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигры­вать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т.п.).

Свою роль - роль воспитателя мы видим в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей 3-4 лет . При этом мы руководим, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играем с девочками и мальчиками, тем самым детям представляя возможность проиграть мужскую и женскую модели поведения.

Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик.

В изготовлении маркеров гендерных различий для детей нашей группы принимали участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители.

Метки для «домиков» для одежды.

Мы - воспитатели говорим родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. В качестве меток на шкафы могут использоваться и фотографии детей.

После того, как метки были изготовлены, родители вместе с детьми прикрепили их к шкафам. Такие же красочные маркеры были изготовлены для кроватей и шкафчиков для полотенец.

Полотенца для девочек и мальчиков.

Кастелянша детского сада Наталья Владимировна пришла к детям в гости и сказала, что она узнала, что в нашей группе есть замечательные девочки и мальчики, с которыми она хотела бы познакомиться.

Воспитатель познакомила кастеляншу вначале с каждой девочкой, затем с каждым мальчиком. Наталья Владимировна сказала, что девочки и мальчики ей очень понравились, и она подобрала для всех девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого, затем вручила каждой девочке и каждому мальчику по полотенцу. Дети развесили полотенца в умывальной комнате.

Подбираем мешки для обуви девочек и мальчиков.

Музыкальный руководитель детского сада Светлана Евгеньевна объяснила родителям о необходимости хранения чешек в специальном мешочке и просила их подобрать мешки одного цвета для всех девочек группы, а другого – для мальчиков, родители откликнулись на просьбу с удовольствием.

В скором времени мы планируем заменить стаканчики для полоскания рта и физкультурную форму для девочек и мальчиков форму с учетом их гендерных особенностей (по цвету, эмблемам и т.п.).

В старших группах на дверях туалетной комнаты мы планируем поместить таблички с условными знаками, которые позволят определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. С детьми мы проводим специфические занятия. Так, например, плотник нашего детского сада Николай Васильевич с удовольствием учит мальчиков работать молотком и другими инструментами, а воспитатели детей старшего дошкольного возраста обучают девочек кройке и шитью кукольной одежды.

Особое внимание мы обращаем на состояние книжных уголков.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т.п.), в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

При организации и проведении занятий мы стараемся учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому мы строим учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому мы, оценивая результаты деятельности мальчика, делаем акцент на конкретных его успеха. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать домик), оценивая результаты деятельности девочки делаем акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила. «Умница Настя, красиво нарисовала домик», «Молодец, Кристина, изящно станцевала польку).

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии мы обращаемся с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Мы стараемся учитывать это, и выслушиваем ответы мальчиков после ответов девочек.

Нами было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность интенсивно формируются и изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.

Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

На физкультурных занятиях и музыкальных цель и задачи занятий формулируются также с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений.

На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей).

В свободное от занятий время при проведении индивидуальной работы с детьми по закреплению пройденного материала на занятиях по математике мы предлагаем выбрать тот раздаточный материал, который интересен детям: девочки хотят посчитать кукол, мальчики - машинки и т.д.

Мальчик и девочка – два разных мира.

Мы считаем, что если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Наталья Аристархова
Планирование работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

Перспективный план работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

на 2013-2014 уч. год

Месяц Тема Задачи Формы работы

Сентябрь Детский сад для ребят 1. Закрепить с детьми имена и отчества воспитателей и младшего воспитателя , детей в группе , познакомиться с вновь прибывшими в группу детьми .

2. Закрепить умение ориентироваться в группе .

3. Диагностика «Формирование гендерной идентичности » 1. Экскурсия «Познакомим Незнайку с нашей группой »

2. Целевая прогулка по участку.

3. Беседы : «Какая наша группа » , «Как мы играем в игрушки» .

4. Чтение художественной литературы : З. Александрова «Катя в яслях» , Е. Янковская «Я хожу в детский сад» , «Какие дети в нашей группе »

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

6. Продуктивная деятельность «Построим детский сад» .

7. Малоподвижная игра с мячом «Как тебя зовут» .

Октябрь А у нас есть мальчики и девочки. 1. Закрепление знания имен детей в группе .

2. Знакомство с маркировкой «Для девочек» , «Для мальчиков»

3. Ориентировка в некоторых помещениях детского сада : музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой.

1. Дидактическая игра «Кто есть кто» .

2. Рассматривание наклеек на шкафчиках, на полотенчиках, на кроватках, рассматривание картинок в туалетной комнате «Туалет для девочек» , «Туалет для мальчиков» .

3. «Путешествие в страну игрушек с Незнайкой» (знакомство с игровыми зонами для мальчиков и девочек) .

4. Малоподвижная игра «моя любимая игрушка» .

5. Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» , «Автомастерская» .

6. Экскурсия по детскому саду, знакомство с музыкальным руководителем.

Ноябрь Мы разные – девочки и мальчики. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, мам и пап, бабушек и дедушек.

2. Формирование представлений о неизменности своего пола.

3. Закрепление имен детей группы , дружелюбное отношение друг к другу.

4. Формирование представлений о семье : члены семьи, их занятия, забота друг о друге, семейные традиции и праздники. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков : одежда, прическа. Рассматривание альбома «Мир девочек» , «Мир мальчиков» .

2. Дидактическая игра «Когда я вырасту» , «Доброе словечко»

3. Рассматривание конкурсных работ на тему «Семейные традиции» : рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, рисунков.

4. Беседы «С кем ты живёшь» , «Как вы с папой помогаете маме» .

5. Чтение : С. Маршак «О девочках и мальчиках» , русская народная сказка «Три медведя» , К. Ушинский «Петушок с семьёй»

6. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «День рождения мишки» .

7. Продуктивная деятельность «Платочек для мамы» , «Оладушки для бабушки» .

Декабрь Дружат девочки и мальчики 1. Закрепление различий внешнего вида девочек и мальчиков.

2. Распределение ролей между мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.

3. Обучение игровым действиям в сюжетно-ролевых играх.

4. Новый год в моей семье : члены семьи, их забота друг о друге, подготовка подарков для близких, традиции подготовки и проведения новогодних праздников в семье. 1. Рассматривание детьми себя в зеркале. Выделение различий : в одежде в прическе, обуви.

2. Беседа на тему «Любимые игрушки девочек» , «Любимые игрушки мальчиков» . Рассматривание любимых игрушек детей.

3. Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери» , «Переезжаем на новую квартиру» , «Мальчики-моряки отправляются в плавание, мамы-девочки с детьми провожают пап», «Празднование Нового года. Дарим подарки» .

4. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Как мы с мамой и папой готовимся к Новому году» .

5. подвижные игры «Цветы и пчелки» , «Найди свою пару»

Январь Читаем о девочках и мальчиках. 1. Формирование представлений о качествах девочек и мальчиков средствами художественной литературы.

2. Мама, папа, я – дружная семья. 1. Чтение потешек, беседа по содержанию : «Спи, Ванюша» , «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек» , «А, Ванюша, попляши!» , «Наша доченька в дому» , «Наша Катя маленька» .

2. Беседы : «Как мы отмечали новогодний праздник» , «Маленькие помощники» , «Зимние забавы» .

Чтение : Э. Успенский «Если был бы я девчонкой.»

Февраль Праздник мальчиков, культура поведения мальчиков и девочек. Формирование представлений о празднике 23 февраля, как о празднике мальчиков, пап, дедушек и солдат, которые обладают такими качествами как храбрость, смелость, ловкость, физическая сила.

Вызвать у мальчиков желание быть помощниками своих пап. 1. Рассматривание альбома «Наши папы» , «Как я помогаю папе» .

2. Беседа «Поздравляем наших мальчиков» .

3. Дидактическая игра «Воспитанные мальчики и девочки » , «Расскажи о папе. Какой он?» , «Одень мальчика, одень девочку» .

4. Сюжетно ролевые игры : «Солдаты выходят на парад» , «Самый ловкий» .

5. Продуктивная деятельность : «Кораблики» , «Открытка для папы» .

Март Праздник мам и девочек. 1. Познакомить детей с обычаями празднования дня мам и бабушек. 2. Формировать заботливое отношение к мамам и бабушкам.

3. Познакомить детей с трудом мамы. 1. Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник» .

2. Рассматривание альбома «Мамины профессии» , рассматривание фотографий.

3. Продуктивная деятельность «Цветок для мамочки» .

4. Подготовка к утреннику.

5. Чтение : Г. Виеру «Мамин день» .

6. Сюжетно-ролевая игра «Семья» , «Папы помогают мамам» , «В автобусе» .

Апрель Внешний вид мальчиков и девочек. Мои бабушка и дедушка. 1. Закрепить представление о неизменности пола со временем.

2. Формировать представление о занятиях бабушки и дедушки, ласковое и заботливое отношение внуков к бабушкам и дедушкам.

3. Закреплять знания о различиях в одежде мальчиков и девочек. Учить девочек следить за красотой внешнего вида, мальчиков - за аккуратностью и чистотой одежды. 1. Рассматривание предметов одежды.

2. Дидактические игры : «Оденем куклу Машу» , «Оденем Мишутку» , «Когда я вырасту» .

3. Рассматривание панно «Моя семья» .

4. Чтение : С. Капутикян «Моя бабушка» , Л. Квитко «Бабушкины руки» , Д. Хармс «Иван Иваныч самовар» .

5. Продуктивная деятельность : «Варежки для бабушки» , «Шарфик для дедушки» .

6. Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки и дедушки» .

Май Мы помощники. 1. Закрепление правил поведения в детском саду : в группе , физкультурном и музыкальном залах, коридорах, участке.

2. Посильное участие в уборке участка. «Делаем наш участок красивым» . 1. Наблюдение за играми старших дошкольников.

2. Беседа «Как вести себя в детском саду» .

3. Сюжетно-ролевая игра «На субботнике» (девочки сажают цветы, мальчики ремонтируют домик на участке) .

4. Продуктивная деятельность «Мои игрушки» .

5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (о профессиях) .

Июнь-август Как выросли мальчики и девочки Закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях. 1. Рассматривание фотографий детей в динамике.

2. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие» .

3. Рассматривание иллюстраций из серии «Семья» .

4. Беседы «Мы дружная семья» , «Как я помогаю дома» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Почта» , «Шофёры» , «Хозяюшка» .

6. Продуктивная деятельность : «Портрет мамы, папы» , «Мы гуляем с мамой» .

Извиняюсь за неудобства при прочтении моего планирования , так как оригинал оформлен в таблицу.