Алфавит. Типы алфавитов. Как был изобретен алфавит Виды алфавитов в современном мире

Появление алфавитов было истинным прорывом по сравнению с иными видами письменности. Пиктографическое письмо, построенное на изображениях конкретных объектов, слишком сложно, не всегда понятно и не может передавать ни грамматических правил, ни структуры текста. Не меньшей сложностью отличается и идеографическое письмо, где знаки обозначают понятия. Например, у количество иероглифов исчислялось тысячами! Неудивительно, что писец был уважаемым человеком в Древнем Египте.

Звуков в любом языке намного меньше, чем слов, понятий и даже слогов. Придумав знаки, обозначающие отдельные звуки, можно было создать систему письма, которая точно фиксировала бы речь и в то же время была бы довольно проста для освоения. Письменность до известной степени переставала быть «привилегией избранных» и превращалась в удобный «рабочий инструмент».

Возникновение алфавитов

Первый прообраз алфавита появился в Древнем Египте. Система иероглифов не позволяла обозначать изменения слов, а также иностранные слова. Для этого около 2700 г. до н.э. выработали набор иероглифов, обозначающих согласные звуки, их было 22. Впрочем, полноценным алфавитом это нельзя было назвать, он занимал подчиненное положение.

Первым настоящим алфавитом стал семитский. Его выработали на основе древнеегипетской письменности семиты, живущие в этой стране, и принесли в Ханаан – на запад Плодородного полумесяца. Здесь семитский алфавит был перенят финикийцами.

Финикия располагалась на пересечении торговых путей, что и поспособствовало распространению финикийского алфавита в Средиземноморье. Его «потомками» стали арамейский и греческий алфавиты.

Арамейский алфавит породил современный еврейский, арабский и индийские алфавиты. Потомками греческого алфавита являются латинский, славянский, армянский и некоторые другие алфавиты, не употребляющиеся ныне.

Виды алфавитов

Алфавиты подразделяются на консонантные, консонантно-вокалические и слоговые. Последние, в которых знаки обозначают не звуки, а слоги, относят к алфавитам с большой долей условности, они занимают промежуточное положение между идеографическим письмом и собственно алфавитами. Такой была шумерская клинопись, письменность майя. В настоящее время черты слогового письма имеет логографическое китайское письмо.

В консонантных алфавитах существуют знаки только для обозначения согласных звуков, а гласные приходится «додумывать» читателю. Современники справлялись с этим без особых проблем, а вот современным ученым, расшифровывающим древние письмена, бывает нелегко. Таким был, например, финикийский алфавит и многие другие системы Древнего мира.

В консонантно-вокалических алфавитах имеются знаки для обозначения и согласных, и гласных звуков. Первым алфавитом такого рода стал греческий, являются таковыми и его потомки – латинский и славянский.

Количество знаков различается от алфавита к алфавиту. На сегодняшний день «рекордсменами» являются алфавит кхмерского языка (основного языка Камбоджи) и алфавит языка ротокас, на котором говорят на одном из островов в Папуа Новой Гвинее. Кхмерский алфавит содержит 72 знака, а алфавит ротокас – всего 12.

Л.В. Щерба не выделяет алфавит как категорию.

Алфавит представлен инвентарем букв, т.е. знаков, используемых в письменном коде данного языка. Алфавит входит в более широкую категорию знаков письма.

К знакам письма относятся и небуквенные знаки, типологически сходные с пиктографическими и идеографическими знаками письма: знаки препинания; цифры; диакритики; знаки-символы (№ , $,§); сокращения; пробелы.

Знаки письма имеют две функции:

1) Передача сообщения (языковая функция).

2) Метаязыковая функция – это характеристика самого сообщения или способа его передачи. Служит для разграничения коммуникативных типов предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного). Это знаки начала и конца предложения, логического и смыслового деления и выделения элементов высказывания: обособления, обращения, выделения, пояснения, перечисления и т.д. (скобки, запятая, точка, двоеточие, многоточие и т.д.). Пробелы делят текст на элементы разной длины. Красная строка – новое смысловое единство.

Алфавит представлен обычно в виде упорядоченного инвентаря (это удобно для запоминания и контроля над запоминанием, а также в лексикографической практике – для составления словарей).

Число букв алфавита всегда меньше числа фонем (принцип экономии).

Дискуссионный вопрос: нужны ли в алфавитах диграфы? Алфавиты с диграфами есть (пол. Sz [š], cz [z], кабардино-балкарский – кжъу). Л.Р. Зиндер называет наличие диграфов в алфавите плодом недоразумения.

Трудно решается проблема диакритиков: долготы (смыслоразличительный признак), открытости/закрытости. Включать ли буквы с диакритическими знаками в алфавиты? (в нем. не включены ä, ü, ö; в рус. ё, й – включены).

Буква (элемент кода) – это знак, причем, в отличие от фонемы, двусторонний: означающее – начертание, точнее, его оптический образ, означаемое – языковая функция, в первую очередь передача на письме. фонемы (сочетания фонем): рус. я , е ; нем.. x = : Alex; нем. а = [а] и [а:] и т.д. Буква, как правило, имеет не одно звуковое значение, т.е. служит для передачи нескольких разных фонем. Одно значение буквы воспринимается как главное, основное. Это аналог основному аллофону соответствующей фонемы. Это основное значение выступает в сильной графической позиции, оно и содержится, как правило, в наименовании буквы. Но иногда наименование буквы лишь вводит в заблуждение: ср. англ. [h]– , англ. [r] – .

В западно-финикийском алфавите каждая буква имела свое название в соответствии с каким-либо предметом (=алеф=бык  альфа=; bet – дом). Обозначение предметом буквы используется как методический прием.

Буквы выполняют не только функцию передачи фонем, но и метаязыковую функцию. Они могут служить диакритическими знаками в совокупности с другой буквой (ь, ъ): семя – семья, Коля – колья, мяч – дичь, трудиться – трудится.

Ь и Ъ имеют в русском языке только диакритическую функцию, но буква может иметь свое звуковое значение, а в определенной позиции выполнять диакритическую функцию: е, я, ю, ё – рус. тюль [т΄ул΄], нем. ihn «его» и in «в», но Höhe, hoch . Удвоение согласного в нем. языке – знак краткости предшествующего гласного: Klasse .

Во всех языках широко распространены сокращения, в том числе словарные: т.е., га (гектар), е.с. (лат. еt cetera). Это близко к иероглифам – это все логограммы, но фонетически мотивированные: если ты знаешь слово – ты расшифруешь, если нет – то нет. Та же функция у обозначений химических элементов: Fе – в рус. и нем. это фонетически немотивированная логограмма, а в латиноязычных странах – мотивированная. Не мотивированы знаки-иероглифы (цифры), символические знаки (%, $ и т.п.).

Типы соотношения фонема-буква:

1. Одна буква имеет два и более значений:

О – молодой [мълдоj]; нем. е = [ε] : Bett и [е:] : – beten.

2. Две буквы имеют одинаковое значение:

А – о, т – д,б – п и т.д.

3. Сочетание букв может обозначать одну фонему:

Вынь да положь , duck [c ], Alex [ks ], нем. Sch ule [š ulə].

4. Одна буква является сочетанием двух фонем:

Для характеристики алфавита существенно, сколько букв монофункционально, бифункционально, полифункционально (т.е. сколько значений у буквы).

У букв русского алфавита может быть от одного до пяти значений:

А, у, э, ы, ц, щ, й – одно значение.

Б, в, д, п, м, ф – четыре значения.

З, с, ч – пять значений.

Математические знаки и символы, а также цифры, т.е. небуквенные знаки, во всех языках соответствуют фонетически немотивированным логограммам. Это иероглифы, и начертание ничего не говорит о звучании.

Среди небуквенных знаков есть омографы. Например, математический знак || (параллельность) в лингвистике обозначает знак чередования; знак > – переход; а знак Х в биологии обозначает скрещивание.

Особая категория небуквенных знаков – знаки пунктуации. Это немотивированные логограммы, идеограммы. Они отражают смысловые и синтаксические отношения, заключенные в тексте, но не указывают прямо на их фонетическое оформление. Но «!» может указывать на экспрессию.

Графика (греч. grapho – черчу, пишу, рисую).

Это свод правил выбора букв для передачи фонем и их сочетаний и правил чтения отдельных букв и сочетаний.

Современная грамматология различает букву и графему.

Графема – это минимальная единица письменной формы языка, служащая для обозначения фонемы. Она может быть представлена как одной буквой, так и комбинацией букв. В тексте графема реализуется в вариантах – аллографах => графема – это класс единиц-аллографов.

Л.Р. Зиндер предложил различать в графеме основной ядерный аллограф и периферию. Ядерный аллограф выражен буквой в ее основном значении, периферия – для обозначения редко встречающихся аллографов и факультативных вариантов.

Употребление того или иного аллографа регулируется фонетической позицией: <л"> «ль» и «л», нем. <š> St ephan, Sp ort, Sch ule. Факультативные варианты одной графемы имеют место, когда в одной и той же позиции одна графема может передаваться разными способами: нем. fiel, viel, Photo. Употребление вариантов регулируется соответствующей нормой. Разграничение аллографов и самостоятельных графем дискуссионно. Например, А.Е. Супрун считает, что строчные и заглавные буквы не аллографы, а отдельные графемы: различие по начертанию, различие по функциям. Пределы формального варьирования графемы, т.е. варианты написания буквы – в оппозиции => в значимости (чем одно отличается от другого – см. Соссюр: аналогия со звуковой формой реализации языка).

Элемент начертательного знака – это линия. Типология начертательных элементов основывается на систематизации по трем признакам:

1) По количеству элементов (Г и Н).

2) По качеству линий (прямая/кривая, замкнутая/разорванная и т.д.).

3) По положению (вверху/внизу и т.д.).

4) Степень наклона.

Различительную нагрузку могут нести и такие графические элементы, как положение знака в ряду, в строке; цвет знака. В идеографической письменности перуанцев цвет использовался для обозначения времени,

Для различения двух графем достаточно одного дифференциального признака: Н – П., но часто их больше. Избыточность в устной речи обеспечивает запас коммуникативной прочности, процесс правильного понимания. Так и на письме: облегчает процесс чтения, понимания.

NB: В «Общем языкознании» под ред. Супруна (1983, 1995 гг., стр. 332, 215) – иллюстрация алгоритма типов письма – славянских алфавитов.

Леонова Алина

Исследовательский проект "В мире алфавитов. Какие алфавиты бывают?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

В мире алфавитов.

Какие алфавиты бывают?

Саранск, 2013

Введение

Цель: знакомство с различными видами алфавитов и их значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Ознакомиться с материалами происхождения алфавита.
  2. Узнать значение слова «алфавит».
  3. Исследовать разновидности алфавита.
  4. Оценить значение алфавита в жизни человека.

Объект исследования: алфавит.

Предмет исследования: технология, техника построения значков в разное время.

Методы исследования: анализ, сравнение, описание.

Актуальность: исследования проекта показали значительные возможности использования человеком многообразия алфавитов для приёма и передачи информации.

Введение

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

1.2. Понятие «алфавит»

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

2.3. Телеграфная азбука

2.4. Шрифт Брайля

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Первой попыткой сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знакома - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог? Что может быть интереснее, чем исследовать, на первый взгляд, очевидное? И чем, как не языком, мы пользуемся каждый день? А, как известно, в языке есть такое понятие как алфавит. Вот о нем-то я и хочу рассказать.

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

В 1947 году, во время археологических раскопок в Иордании, на берегу Мёртвого моря были найдены рукописи на древнееврейском языке. В I веке до нашей эры эти свитки были спрятаны от римских завоевателей. В них учёные прочли одну из ранних версий Библии. Рукопись была написана слоговым письмом. Этой письменностью пользовались до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз (уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова). Так постепенно появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, - на буквы. И притом каждая буква должна обозначать свой звук. У учёных нет, к сожалению, единой версии по поводу происхождения первого алфавита. Скорее всего, это великое изобретение не принадлежало какому-то одному человеку и так же, как все изменения в языке, произошло постепенно. Первый алфавит появился в Греции в 1-м тысячелетии до нашей эры. Предполагают, что греки заимствовали своё письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков. В финикийском языке было 22 согласных слоговых обозначения, которые были взяты за основу значков-букв новой греческой азбуки. В 403 году до нашей эры в Афинах, главном греческом городе, был официально введён так называемый ионический алфавит, который затем был принят во всей Греции. После появления алфавита все звуки языка можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться и первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли до нас, они называются манускрипты. В современном мире существуют уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого греческого алфавита, который когда-то родился на берегах Средиземного моря.

1.2. Понятие «алфавит»

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определенное место и свое название. Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита». Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азь» и «буки». Написание, форма и количество букв с течением времени постоянно менялось, но сейчас мы имеем русский алфавит, состоящий из 33-х букв. Люди общаются друг с другом при помощи слов. Слова же составлены из букв. Буквы складываются в различные слова, и именно слова дают нам понятие о том или ином предмете или событии.

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

Первая славянская азбука - кириллица - была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя - Кирилла. Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью). Они создали даже 2 азбуки - кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты - вот почему эти языки так похожи. Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления:

юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках);

вместо фиты и ферта мы используем букву ф;

вместо зело и земля - букву з;

вместо ять и есть - букву е;

кси и пси.

Многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче. Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита.

2.2. Алфавит древних «мёртвых языков»

Согласно, Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее - 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) - в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё. Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э., порядок знаков в котором, соответствует порядку знаков в финикийском, древнееврейском и некоторых других. От финикийского алфавита происходят греческий и арамейский алфавиты, давшие начало большинству современных письменностей. Греческий алфавит служит моделью для создания латинского алфавита. В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. В раннем Средневековье под греческим влиянием происходит создание старославянских глаголицы и кириллицы и других алфавитов, где порядок, названия и форма знаков точно, или с определёнными изменениями, соответствуют греческому. Латинский язык считается мёртвым языком - не является языком разговорным, но может использоваться в специализированной литературе (например, медицинской, цитируется в историческом контексте). Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков. Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеет латинское происхождение. Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.

2.3. Телеграфная азбука

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) - способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами- 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе. Исходная таблица «кода Морзе» значительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи - компактнее. Азбука Морзе - средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны.

2.4. Шрифт Брайля

Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Разработан в 1824 г. французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

Для изображения букв, в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, писать текст, приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке - сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем правом углу - точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней - точка 5, в левом нижнем - точка 6. Позже появилась расширенная система Брайля, где добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой - в конце) и так далее.

2.5. Математический и компьютерный алфавит

Когда пишется письмо, сочинение, читается доклад или лекция, то в течении определённого времени производится, выражение мысли при помощи правильно подобранных предложений. При чтении книги, статьи или иной печатной информации, происходит взаимосвязь между цепочкой ряда предложений определяющих те или иные рассуждения. В математике тоже используются предложения, которые записываются как на родном языке, так и на математическом языке, где используются различные символы. Математические предложения содержательны и связаны в логическую структуру. Любое предложение, как правило, образуется из слов, а слова в свою очередь составляются из букв необходимого алфавита. Математический алфавит состоит из арабских цифр от нуля до девяти, символов латинского алфавита, которыми обозначают переменные, знаков, для указания действий, знаков отношений и символических записей, таких как скобки, запятая. В математической логике и математике, алфавит - часто употребляемый синоним множества. Элементы алфавита называют символами (иногда буквами) по аналогии с символами (буквами) естественных алфавитов. Как и в естественных языках, в математике символы алфавита обычно используются в качестве элементарных частей более сложных объектов - слов, формул и др. Примерами конечных алфавитов являются алфавиты естественных языков, алфавит, лежащий в основе азбуки Морзе, и алфавит, общепринятый для представления информации в ЭВМ. Множество натуральных чисел дает характерный пример бесконечного (счётного) алфавита.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать звуки с помощью двадцати-тридцати отдельных букв. Может показаться странным, что древние потратили так много времени на создание алфавита, тысячелетиями мучаясь с невероятно громоздкими системами письма, такими, как иероглифы. Непростой путь проделали все наши буквы. Но алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком. Это одно из тех редких изобретений, которые оказались успешными благодаря своей простоте, но само изобретение было нелегким делом. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, историю нашей страны. Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать русский язык, его историю и современное состояние.

Список литературы

1. Азбука Морзе http://ru.wikipedia .

2. Виды алфавитов http: ru.science.wikia.com .

3. Энциклопедия «Вокруг света»

Алфавит , от названий первых 2 букв греч. алфавита - «альфы» и «беты»; система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма.

В алфавит входят:

  1. буквы в их основных начертаниях, расположенные в определенной последовательности;
  2. в некоторых алфавитах - диакритические знаки или буквы-диакритики, обозначающие признаки звука или изменяющие чтение буквы;
  3. названия букв и знаков (церковнослав. «азъ», «буки», «ерь»), обычно содержащие в написании и произношении обозначаемые звуки или их признаки.

Число букв алфавита примерно соответствует числу фонем языка (20–80), но алфавиты, как правило, лишь приблизительно отражают фонетическую систему языка, т. к. язык изменяется со временем, а состав произведений письменности расширяется и обогащается за счет разнодиалектных и иноязычных текстов, в то время как строй алфавита сохраняется в неизменном виде.

Развитая система буквенного письма помимо алфавита включает:

  • графику - совокупность приемов отображения на письме звуков;
  • орфографию - совокупность правил написания слов;
  • пунктуацию - совокупность правил членения письменной речи и оформления письменного текста посредством знаков препинания.

Виды алфавита

В зависимости от способа именования звуков алфавиты подразделяются на

  • консонантные,
  • вокалические и
  • неосиллабические.

Буквы консонантных алфавитов (финик., древнеевр., араб.) обозначают согласные звуки или слоги с неопределенным исходом, гласные звуки передаются на письме посредством т. н. матерей чтения (matres lectionis) - букв, обозначающих полугласные или придыхательные звуки,- или диакритическими знаками.

Буквы вокалических алфавитов обозначают согласные и гласные звуки (греч. a, b, g; рус. а, б, в, г), иногда отдельные слоги (рус. е, ю, я), получая тем самым на письме четко различимое звуковое значение.

Буквы неосиллабических алфавитов (инд. деванагари, эфиоп.) обозначают слоги одинакового состава с исходом на гласный, начальные гласные, долготу гласного, огласовки; неосиллабические инд. алфавиты отличаются особым матричным построением, при котором порядок расположения звуков отражает соотношения различительных признаков фонем. Буквы ряда алфавитов имеют числовое значение.

Возникновение алфавитного письма

Алфавитное письмо возникло на пересечении древних письменных культур: егип. иероглифики (нач. III тыс. до н.э.), шумеро-аккад. клинописи (нач. III тыс. до н.э.), крито-микенской (эгейской) иероглифики (нач. II тыс. до н.э.)- не дешифрована) и слогового письма (1-я пол. II тыс. до н.э.), которое использовалось приблизительно с XV в. до н.э. для древнегреч. языка (т. н. линейное В), хеттской клинописи (XVIII –XIII вв. до н.э.) и иероглифики (XVI в. до н.э.) в эпоху миграций и переселений народов - исхода израильтян из Египта ( –1200 г. до н.э.), разрушения Трои и Хеттского царства (ок. 1200 г. до н.э.), вторжения в Ханаан и Египет «народов моря», расселения колен Израилевых в Палестине .

Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в египетском письме 23 знака со звуковым значением, которые могут рассматриваться как первоначальный прообраз алфавита. Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки.

У западно-семитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского полуострова во 2-й пол. II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется –XIII вв. до н.э. ; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствует знакам др. семит. алфавитов. Памятники слогового письма Библа (XV в. до н.э.), синайско-палестин. письма сер.- 2-й пол. II тыс. до н.э. предположительно связывают с племенами филистимлян , заселивших в XIII –XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э. , считается родоначальником греческого и арамейского письма.

Восточные алфавиты

Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. до н.э. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.–Зап. Индии . Непосредственно от староарам. алфавита образовались персидско-арам. (VI в. до н.э.) и набатейское письмо (II в. до н.э.), инд. А.- индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до н.э.) и брахми (III в. до н.э.). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей.

Евр. квадратное письмо (мерубба) с IV в. до н.э. стало основным алфавитом Свящ. Писания , но часть книг Ветхого Завета (Быт. 31. 47; Иерем. 10; Ездра 4. 8–18; 7. 12–26 и др.) на библейско-арам. диалекте записывалась староханаанским письмом в VIII –VII вв. до н.э. Староханаанское письмо, представленное «памятниками Мёртвого моря» (II в. до н.э. - в. по Р. Х.) в палеоевр. варианте, постепенно развилось в т. н. раввинское ( –IV вв. по Р. Х.) письмо Талмуда и в средневек. евр. курсивное, а затем в совр. письмо иврита.

Индийский алфавит брахми создан на основе арам. письма, но, очевидно, под влиянием и древне греч. письма с его последовательным обозначением гласных. Самые ранние памятники брахми датируются III в. до н.э. (царствование Ашоки, распространение буддизма), письмо брахми является древнейшим письмом Индии на индоевроп. языке (пракритские диалекты). Брахми и производным от него письмом пали в I в. до н.э. на Цейлоне (Шри-Ланка) был записан буддийский канон (трипитака), что положило начало формированию письменной литературы Индии. Ведические тексты были записаны в в.по Р. Х. В в. по Р. Х. в Индии развивался брахманизм и складывался основной корпус индуистской письменной литературы (веды, упанишады, эпические поэмы). В в. по Р. Х. распространяется алфавит гупта, более совершенный и приспособленный для классического санскрита. На гупта и развившемся из него нагари в VII –VIII вв. записывается классическая индийская литература. Последующее развитие нагари - это алфавит деванагари («божественный городской», XIII) в., на основе которого образовались более поздние письменности Индии.

Набатейское письмо использовалось до в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. ( –VII) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана , Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии , Нубии . Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до ) и ряд др.

Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в – вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В – вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья.

Письменность Сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. - III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории восточного христианства. В начале III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело. Сир. христ. литература успешно развивалась до VIII и даже до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. в. образовалась вост.-сир. «несторианская » письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета , Китая и Индии.

Алфавит на основе греческого письма

Под влиянием финикийского письма в –VIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами - вост. (Эллада , М. Азия) и зап. (Италия , Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К –V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в – вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. в. сложился груз. алфавит.

Алфавит на основе латинского письма

Из западногреч. алфавита развивалось этрусское (VII в. до н.э.), лат. (VII в. до н.э.) письмо и др. италийские алфавиты. Классическое лат. письмо сложилось в –III вв. до н.э. На основе лат. алфавита образовались письменности народов Зап. Европы: германские руны ( –III вв. по Р. Х.), ирландская (огамическая - в., латинская - кон. ) в., английская (VII) в., французская () в., итальянская () в., сардская () в., португальская (XII) в., польская (XVI) в. и др. Особенность образования новых письменностей на основе лат. алфавита заключается в их транскрипционном характере: лат. алфавит сохраняет свой состав и звуковые значения букв, используется для записи текстов преимущественно светского содержания. При этом возникало лит. двуязычие: Свящ. Писание, литургическая, богословская, научная литература сохранялись до Реформации на лат. языке, а светская литература, отчасти гомилетика и деловая письменность - на народном языке.

Алфавиты славянские

Встречаютcя примеры толкования начальных букв ее имени: «Mater Alma Redemptoris, Incentivum Amoris», «Maria Advocata Renatorum, Imperatrix Angelorum» (Мария, Ходательница за возрожденных, Властительница ангелов) и др. (Barndenhewer O. Der Name Marias. 1895. S. 97ff). Рукопись 1420 г. содержит распространенное толкование: «Mediatrix, Auxiliatrix, Reparatrix, Imperatrix, Amatrix» (Посредница, Помощница, Возродительница, Властительница, Любящая).

Алфавит является одним из возможных принципов организации гимнографического материала (см. Акростих). Полный набор букв алфавита в акростихе и их строгий порядок символизируют стремление гимнографа к совершенству (в ВЗ: Пс 9; 10; 119; 142 и др. Плач 1–4). Из сир. и визант. сочинителей песнопений ветхозаветным примерам следовали святые Мефодий Олимпийский , Григорий Богослов , Роман Сладкопевец , Иоанн Дамаскин ; из лат. гимнотворцев - Иларий Пиктавийский («Ante saecula»), Седулий («A solis ortus cardine»), Венанций Фортунат (Hymnus de Leontio episcopo «Agnoscat»).

Мистическое толкование букв лежит в основе «магического» буквенного квадрата-палиндрома «Sator Аrepo» («ROTAS-формула»), который писался лат. или греч. буквами и при чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получалась одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas», «сеятель Арепо держит с трудом колеса».

Раннее употребление этой формулы, датируемое 63 г., засвидетельствовано ее находкой в Помпеях (2 граффити) (перечень мест ранних находок формулы см.: Din-kler). Среди множества попыток объяснить символику этих букв есть и христологи-ческое толкование «Sator Arepo», в котором квадрат сводится к кресту «Pater Noster» с центром в букве N и двойными AO (Grosser F. Ein neuer Vorschlag zur Deutung der Sator-Formel // ARW. 1926. Bd. 24. S. 165–169).

Этот буквенный квадрат широко распространен в кириллической транслитерации в слав. (особенно рус.) рукописной традиции –XIX вв. и в лубочных картинках XVIII –XIX вв. под названием «Печати премудрого царя Соломона» или «Печати царя Льва Премудрого». Старший рус. список, датируется между и гг. (Псалтирь Толковая с дополнительными статьями, переписанная в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре - ЯИАМЗ. № 15231). Позднейшие списки весьма многочисленны, в особенности начиная с XVII в. Старший южнослав. (серб.) список обнаружен в рукописных приписках XVII в. к изданию Нового Завета с Псалтирью (Острог, 1580). Не исключено, что ошибка в 3-м слове («тепот» вместо «тенет») древнейшего рус. списка и ряда более младших отражает влияние глаголического оригинала («н» и «п», «е» и «о» имеют в глаголице близкие начертания); в случае справедливости этого предположения появление «ROTAS-формулы» в слав. письменности следует относить ко времени не позднее в. (в дальнейшем памятник, очевидно, транслитерировался неоднократно).

В старшем рус. списке (и ряде младших) содержание «магического квадрата» («Печати Соломона») истолковывается как символическое обозначение гвоздей, вбитых при распятии в руки и ноги Спасителя. В списках XVII –XIX вв. встречается рекомендация использовать текст «ROTAS-формулы» в качестве молитвы от укуса бешеной собаки. В списках XVIII –XIX вв. и современной им лубочной гравюре текст «расшифровывается» как акростих виршей о сотворении мира и человека, всемирном потопе, пришествии в мир Спасителя и Его распятии, известных в неск. вариантах. В рукописях рисунок «Печати Соломона» помещается при календарно-пасхальных текстах в Псалтирях следованных, Уставах, святцах, «Кругах миротворных», лечебниках и сборниках.

Известным примером религ. символики букв на лат. Западе являются медитационные кресты, на которые нанесены буквы без видимого смысла. Напр. в «Кресте Захарии», который, по преданию, был открыт отцам Тридентского Собора (1545–1563) во время эпидемии чумы (HWDA 9. 875), (илл.) буквы представляют собой начала лат. молитв: Z - «Zelus domus tuae liberet me» (Ревнитель о доме твоем, освободи меня); D - «Deus meus expellet pestem» (Бог мой, да прогонит чуму). Здесь же можно назвать «Крест благословения» (Benediсtus), первые буквы которого должны иметь значение: «Crux Sacra Sit Mihi Lux/Non Draco Sit Mihi Dux» (Святой крест да будет мне светом, пусть дракон не будет моим водителем) (HWDA 1. 1035). Магическая формула «Ananisapta» изначально, видимо, была молитвой-заклинанием против чумы: «Antidotum Nazareni auferat necem intoxicationis, sanctificet alimenta poculaque trinitas, Amen» (Противоядие Назарянина да отнимет смерть от яда, Троица да освятит еду и питие. Аминь) (HWDA 1. 395).

В слав. средневек. письменности буквенные криптограммы, посвященные обычно похвале Кресту, помещаются на крестах (независимо от техники их исполнения) или около их изображений, как самостоятельных, так и венчающих композиции заставок в рукописных и старопечатных книгах; отсюда их наименование - «крестные (или прикрестные) слова». Наиболее развитые и сложные криптограммы такого рода помещаются в серб. рукописях XIV –XVI вв. (напр., в Евангелии тетр 1372 г.- Вена. Нац. б-ка. Слав. 52. Л. 69) и венецианских изданиях XVI в. типографии Вуковичей (начиная с Молитвенника 1536 г. при гравюре на Л. 214 об.), а также на старообрядческих литых крестах и складнях XVIII –XIX вв. (в ряде случаев для серб. памятников XIV в. возможна кириллическая транслитерация аналогичных греч. криптограмм). По крайней мере со 2-й пол. в. в рус. рукописях помещаются (толкования) расшифровки «крестных слов» (РГАДА Тип. № 387. Л. 197 об.- 198, 90-е гг. в.).

Иудаизм

На иудейское учение о символическом значении букв повлияло представление о предсуществовании букв евр. алфавита, которые Бог использовал при творении мира и создании Торы. Каждая буква алфавита, согласно этим представлениям, имеет свой тайный и символический смысл, разгадав который можно проникнуть в тайны творения и Торы. Этот смысл раскрывается во внешней форме букв, в особенностях их произношения, сочетаниях букв и их числовом значении. Самыми ранними иудейскими текстами, отражающими это представление, являются мидраши периода амораев. Примеры символического толкования некоторых евр. букв даются в трактате «Берешит Рабба», самом раннем собрании мидрашей к кн. Бытия ( –III вв. по Р. Х.). В толковании на Быт 2. 4 («при сотворении их»; в иудейских изданиях Торы) графическое начертание евр. буквы (хей), разомкнутой снизу и слева вверху, понимается как указание на то, что злые люди будут низвергнуты в ад, а для немногих благочестивых существует возможность спастись (Берешит Рабба. 12. 10). Произношение буквы «хей» здесь же рассматривается как знак того, что Бог создал мир без труда, т. к. «хей» произносится без напряжения - это просто легкий выдох (Берешит Рабба. 12. 12). В толковании на Ис. 26. 4 («ибо Господь Бог есть твердыня вечная») сочетание букв «хей» и «йод» является указанием на существование 2 миров - мира сего и мира грядущего - при этом мир сей создан буквой «хей», а грядущий - с помощью «йод» (Иерус. Талмуд, Хагага 2. 77c, 45; Пешикта Раббати 21; Мидраш Техиллим 114 § 3; Вавил. Талмуд Менахот 29).

Во вводной части трактата «Берешит Рабба» встречается вопрос, почему Бог избрал букву «бет» (2-ю букву евр. А., с которой начинается первое слово евр. Библии - «Берешит» (В начале)), чтобы начать с нее Тору. На этот вопрос мидраш на Быт 1. 1 дает неск. ответов: Бог предпочел создать мир с помощью буквы «бет», т. к. она символизирует благословение, ибо с этой буквы начинается евр. слово «благословение» (бераха), тогда как с первой буквы (алеф) - слово «проклятие» (арира) (Берешит Рабба 1. 10); в своем графическом начертании «бет» открыта с одной стороны, это было истолковано как указание на то, что нельзя спрашивать, что находится над или под землей, что произошло до творения мира и произойдет в будущем (Берешит Рабба 1. 10); истолковывалось и числовое значение «бет» - 2, которое указывало на существование 2 миров - мира сего и мира грядущего (Берешит Рабба 1. 10).

Более систематическое изложение средневек. иудейских спекуляций о графическом начертании букв и их тайном символическом значении содержат собрания мидрашей, известные под названием «Алфавит рабби Акивы». Одна из его редакций (А) предлагает мидраши, собранные в свободной ассоциациативной связи к согласным и огласовкам, из которых состоит название отдельных букв евр. алфавита. Напр. название буквы «алеф» состоит из букв «алеф», «ламед» и «пе»; в соответствии с этим следующий ряд агадических высказываний вводится библейскими и др. речениями, которые в свою очередь начинается с букв алеф, ламед и пе. Др. редакция «Алфавита рабби Акивы» (B) напротив содержит мидраши, начинающиеся с букв в обратном алфавитном порядке: каждая буква алфавита - прежде всех последняя буква евр. алфавита «тав» - приближается к Богу и просит о том, чтобы Он использовал именно ее первой при сотворении мира и начал, т. о., с нее текст Торы. Но Бог отказывает всем буквам, пока не подходит буква «бет». Все аргументы в этом споре букв построены на свободной ассоциации к названиям евр. букв. Кроме «Алфавита рабби Акивы» существует ряд др. текстов, содержащих рассуждения об аллегорическим и символическим значении евр. букв. Напр. «шин» означает ложь, а «тав» - истину. То, что буквы слова «шекер» (ложь) в евр. алфавите стоят недалеко друг от друга, а слова «эмет» (истина) - достаточно далеко, толкуется т. о., что ложь встречается часто, а истина напротив - редко (Вавил. Талмуд, Шаббат 104a).

Значительное распространение в иуд. экзегезе получило гематрическое толкование, примеры которого приводятся уже в своде герменевтических правил Элиезера бен Иосе Галилеянина (ок. г. по Р. Х.). Пример числовой гематрии усматривается в рассказе о победе Авраама во главе отряда из 318 вооруженных слуг над 4 вост. царями, при этом имя слуги Елиезера понимается как указание на число слуг, т. к. числовое значение букв, составляющих его имя, дает в сумме 318. Пример буквенной гематрии обнаруживается толкователем в Иер. 51. 1, где Вавилония названа (в синодальном переводе: «противники Мои»). Если буквы, составляющие это слово заменить на парные, исходя из правила: первая заменяется на последнюю, вторая от начала - на вторую от конца, третья - на третью от конца и т. д., то получится слово (Халдея). В мидрашах, а позже и в каббалистической литературе суммарные числовые значения букв определенного слова истолковывались как указание на тайные отношение между различными словами в Торе.

Сложная форма буквенной символики предложена в иуд. книге «Сефер Йецира» (Книга Творения, см. Тантлевский. С. 286–298) - небольшом тексте, датируемом от до VIII вв. Во 2-й части «Сефер Йецира» буквы алфавита делятся на 3 группы: 3 «матери» (буквы «алеф», «мем» и «шин»), 7 удвоенных («бет», «гимель», «далет», «каф», «пе», «реш», «тав»), а также 12 простых - остальные буквы алфавита «Матери» являются символами 3 первоэлементов, лежащих в основе всего существующего,- немая буква «мем» символизирует воду, в которой живут немые рыбы; шипящая «шин» соответствует шипящему огню и воздушная «алеф» изображает (дух, воздух). Согласно космогонии «Сефер Йецира» первой эманацией Духа Божия был произведший огонь, от которого в свою очередь произошла вода. Эти 3 основные субстанции существуют потенциально и получают действительное существование только посредством 3 «матерей». Космос, возникший из этих 3 основных элементов, состоит из 3 частей: мира, года (или времени) и человека. В каждой из этих частей содержатся все 3 первичные элементы. Вода образовала землю, из огня произошло небо, дух произвел находящийся между небом и землей воздух. 3 времени года - зима, лето и дождливый период - соответствуют воде, огню и духу. Человек также состоит из головы (соответствующей огню), тела (представляемого духом) и др. частей тела (соответствующих воде). 7 двойных букв произвели 7 планет, находящихся в непрерывном движении, то приближаясь к Земле, то удаляясь от нее, что обосновано мягким или твердым произношением двойных букв, 7 дней, изменяющихся во времени соответственно их отношению к планетам, 7 отверстий в человеке, соединяющих его с миром, вследствие чего его органы подчинены планетам. 12 простых букв создали 12 знаков зодиака, им принадлежат 12 месяцев во времени и 12 «руководителей» в человеке (руки, ноги, почки, желчь, внутренности, желудок, печень, поджелудочная железа и селезенка), которые подчинены знакам зодиака. Наряду с этой схематической теорией книга указывает на различные методы комбинирования и замены букв для образования новых слов, называющих новые явления. В каббалистической литературе встречаются неск. методов интерпретации, с помощью которых развивается впервые упомянутые в «Сефер Йецира» принципы толкования, напр. каббалистические авторы начали переставлять буквы тетраграммы, значительно развив идею о том, что Бог открыл Себя в языке. Особенно богаты на спекуляции о символическом значении букв тетраграммы писания евр. мистиков XIII в. в Юж. Франции.

Ислам

О мистике букв и магических манипуляциях с ними писали Ибн аль-Араби ( –), аль-Буни (ум. ), аль-Даираби (ум. ), аль-Газали ( –) и др. (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142; Brockelmann. Geschichte der arabis-chen Literatur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 426, 446, 497; Bd. 2. S. 323). 7 букв, отсутствовавших в первой суре Корана, толковались как особо святые и соотносились с 7 особо важными именами Бога, днями недели и планетами (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142–143). Представление о символическом значении букв алфавита развивалось прежде всего у хуруфиев (Birge; Schimmel). Согласно учению хуруфиев Бог открывает Себя в человеческом лице, т. к. имя Бога Аллах было написано на лице человека, особенно основателя секты Фадл Аллаха из Астерабада: буква «алиф» образует нос, крылья носа - это два «ламс», глаза образуют букву «ха». С помощью этой символики хуруфии выражают особое отношение между Богом и человеком. В др., особенно мистических, направлениях ислама использовалась «наука о буквах» (араб. Ильм альхуруф), в соответствии с которой 28 букв араб. алфавита были разделены на 4 группы по 7 букв, каждой группе был подчинен один из 4 элементов (огонь, воздух, воду, землю). В связи с числовым значением букв слова, прежде всего имена Бога, могли толковаться мантически. При этом немалую роль играет оценка араб. языка как языка откровения Аллаха и араб. письма как письма, на котором был написан Коран.

Литература

  • Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Т. 3. С. 187–188; Т. 4. С. 581–586;
  • Monier-Williams M. Religious Thought and Life in India. L., 1885. P. 196–202;
  • Sauer J. Symbolik des Kirchgeb?udes. Frieburg, 1902, 1924;
  • De Groot J. J. M. Universismus. B., 1918. S. 343;
  • Гематрия // Еврейская Энциклопедия. М., 1991. Т. 6. Ст. 299-302;
  • Сефер Йецира // Еврейская Энциклопедия. М., 1991 . Т. 14. Ст. 178-186;
  • Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. Lpz.; B.,1922, 1975 (Stoicheia; 7);
  • idem. ABC // HWDA. Bd. 1. S. 14-18;
  • idem. Buchstabe // Ibid. S. 1697–1699;
  • Hallo R. Zus?tze zu Franz Dornseiff // ARW. 1925. Bd. 23. S. 166–174;
  • Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма. Л., 1929. С. 134, 137 (ЭСФ. Вып. 4. 3);
  • Winkler H. A. Siegel und Charaktere in der muhammedanischen Zauberei. B.; Lpz., 1930. 1980;
  • Bertholet A. Die Macht der Schrift in Glauben und Aberglauben. Freiburg i. Br., 1949;
  • Edsman C.-M. Alphabet- und Buchstabensymbolik // RGG. Bd. 1. S. 246;
  • Bareau A. Die Religionen Indiens. Stuttg., 1964. S. 186;
  • Birge J. K. The Bektashi Order of Dervishes. L., 1965;
  • Biedermann H. Lexikon der magischen K?nste. Graz, 1968;
  • Dinkler E. Sator Arepo // RGG3. Bd. 5. Sp. 1373-1374;
  • Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. Durham, 1975;
  • Gruenwald I. Buchstabensymbolik II: Judentum // TRE. Bd. 6. S. 306-309;
  • Holtz G. Buchstabensymbolik IV: Christliche Buchstabensymbolik // TRE. Bd. 6. S. 311-315;
  • Мишина Е. А. Группа ранних русских гравюр (2 пол. XVII - нач. XVIII в.)// ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 234;
  • Вааr T. van der. On the Sator formula // Signs of Friendship: To Honor A. C. F. van Holk: Slavist. Linguist, Semiotician. Amst., 1984. P, 307–316;
  • Ryan W. F. Solomon, Sator, Acrostics and Leo, the Wise in Russia // Oxford Slavonic Papers. Oxf., 1986. N. S. Vol. 19. P. 47–61;
  • Плигузов А. И., Турилов А. А. Древнейший южнославянский письмовник 3 четв. XIV в. // РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 559.

Использованные материалы

  • Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Письмо – дополнительное средство общения к устному речевому общению. Добавочный, вторичный способ общения.

Виды письма

Символическая сигнализация, где каждая вещь что-либо символизирует (птица – летать)

Условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используются как условные знаки (письмо кипу – палочка с навязанными разноцветными шнурками), ирокезское письмо вампу – пояс или жезл с нанизанными ракушками разного цвета)

Начертательное письмо.

Пикторафия – письмо рисунками

Идеография – письмо понятиями, когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Это письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Иероглифическое письмо. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к систематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Фонография – письмо передает язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Слова стали делиться на части – слоги (силлабическая или слоговая фонография). Знаки являются не буквами, а силлабемами. Силлабический алфавит соответствует количеству слогов с данной гласной, что не превышает, как правило, нескольких десятков. Диактрические знаки – для обозначения гласных между согласными, выражающими корни.

Консонантный тип письма. В арабском письме, например, 28 согласных и несколько «харакат» для гласных.

Греки совершенствовали фонографию, обозначали и гласные буквы.

Т.о., греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом. Буквы в таких алфавитах передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. Поэтому такие алфавиты фонематические.

Графика - это раздел языкознания, который устанавливает состав начертаний, употребляемых при письме, изучает соотношение между буквами и звуками.

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно выразить понятие:

А) точно (не вода вообще, а аш2о как химическое понятие)



Б) кратко (математическая формула)

В) сделать написание международным

Алфавит - то совокупность всех букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. В русском алфавите 33 буквы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

10 букв передают гласные звуки (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я);

21 буква передает согласные звуки (Б, В Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ);

буквы Ъ и Ь не передают никаких звуков, но они выполняют функцию разделительности, а также обозначают мягкость предшествующего согласного, тем самым часто играя смыслоразличитепьную функцию.

Греки были первыми людьми, создавшими алфавит. За основу они взяли финикийский алфавит и адаптировали его для своего языка. Некоторые символы, означавшие звуки, которых не было в греческом стали означать гласные звуки.

Латинский и кириллический алфавиты являются наиболее известными и широко распространёнными. Они были адаптированы для множества языков. Большинство других алфавитов используются лишь для одного или малого количества языков.

Армянский, баса, кириллистический, фразерский, грузинский, греческий, латинский, манчжурский и другие.



Идеальный алфавит – алфавит, состоящий из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражала старые изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов 2 наиболее распространенные и графически удобные: латынь и русский.

Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из:

1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний

2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Принципы орфографии:

1) фонематический. Каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции, в которую она попадает

2) фонетический. Буквами изображаются реально произносимые звуки

3) этимологический

4) традиционно-исторический

3, 4 основаны на том, чтобы отражать на письме не современное состояние, а прошлое, причем этимологический пр-п отвечает действительно языку в его прошлом. Традиционно-историч. – самый беспринципный, слепо сохраняет традиции

5) морфологический (например, употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих)

6) символический (например, поджог – поджег)

5, 6 стремятся передать язык не через фонетику, при этом морфологич. написания отражают грамматику, а символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически неразличимые.

Для русской орфографии ведущий принцип – фонематический.