Заселение нашего края в древности. Конспект урока по истории "родной край в древности" История края в древности

В VIII в. до н.э. первыми кочевниками, захватившими степи Дона, были племенакиммерийцев .

В VIII-VII вв. до н.э. началась война киммерийцев искифов . Дон стал дальней периферией Скифии.

В V в. до н. э. греческий историк Геродот застал в Нижнем Поволжье культуру железного века и население, состоящее из скифов, вытеснивших ранее здесь живших киммерийцев.

В IY - III вв. до н.э. в результате этнополитических изменений в Нижнем Поволжье поселилисьсарматы - общее название для многих кочевых племен и племенных союзов.

В широкой равнине, простирающейся между нынешним Волгоградом и северным побережьем Каспийского моря, кочевали многие племена из Азии в Европу. Здесь проходили гунны , хазары , авры , угры (венгры), печенеги, половцы, татары и, наконец, в XVII-XVIII вв. - калмыки и киргизы . Некоторые, кочуя, уходили дальше, оставляя после себя лишь могилы да развалины городищ, иные же оседали прочно и создавали здесь свои государства.

В середине VII века образовался Хазарский каганат со столицей Семендер, позже столица была перенесена в город Итиль на Нижней Волге. Постепенно Хазарский каганат становится одним из самых мощных государств в регионе.

В YIII - IX вв. наш край находился во владении огромного царства хазар , представлявшего собой феодальные объединения полукочевых племен со столицей Итиль, расположенной в устье Волги.

В конце IX века у хазар начинаются серьезные столкновения с печенегами , однако основным их противником становится возникающее Древнерусское государство .

В IX-X вв. молодое Киевское государство, отстаивая свою независимость, предприняло ряд походов против Хазарского каганата. Решающее поражение каганату было нанесено в 60-х годах X века , когда русский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат. Тогда были разорены города Итиль , Семендер , захвачен город Саркел . От этого поражения каганат уже так и не оправился и к концу X в. перестал существовать.

В XI-XII вв. обширные территории Нижне-Волжских и Донских степей были заселены многочисленными кочевыми племенами половцев , издавна бродивших по обширным просторам близ Волги и Дона. Немало страниц русской истории посвящено борьбе Киевского государства с половцами.

Во второй половине XIII в. в Нижнем Поволжье возникло могущественное Золотоордынское государство , основателем которого был хан Батый , внук Чингисхана , прославивший себя опустошительными войнами против русских земель.

К 1240 году после взятия Киева монголы завершили завоевание русских княжеств, полностью подчинили половецкую степь, затем захватили Восточную и Центральную Европу, Китай, Афганистан, Иран, государства Центральной Азии.

Одним из центров Золотоордынского царства был город Сарай-Берке на р. Ахтубе, там, где и теперь, вблизи г. Ленинска, расположено село Царев. По всей Нижней Волге от Саратова до Астрахани здесь были раскинуты многочисленные города и поселения. В сохранившихся картах, составленных в XIV в., отмечено существование в районе нынешнего Волгограда большого города - по существу предшественника Царицына. В городе находилась одна из ханских ставок, а на том месте, где до революции стояла церковь Крестителя, был дворец Батыя. Из этих мест татары устраивали набеги на русские земли.

Отсюда с Нижней Волги в 1380 г. начал Мамай очередной поход на Русь, и здесь, после разгрома на Куликовом поле , он искал убежища. Кулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) - сражение войск русских княжеств против ордынцев 8 сентября 1380 года . Ослабленная Куликовской битвой Золотая орда стала легкой добычей обрушившихся на нее грозных лавин новых завоевателей. 1395 год Тамерлан (Тимур) разорил столицу Золотой орды - Сарай и другие татарские города и поселения Нижнего Поволжья.

§ 1. Древнейшая история края

Заселение нашего края человеком началось в завер­шающий период древнего каменного века - палеолита. Около 10-12 тыс. лет тому назад наступил период мезо­лита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника, до этого покры­вавшего огромные территории нынешней Северной и Восточной Европы. Арктический климат сменился бо­лее умеренным, территория края покрылась густыми лесами. По мнению ученых, остатки этого лесного мас­сива сохранились в северо-восточной части области (в Краснознаменском районе). Территория, прилегающая к этим лесам, долгое время была безлюдной, и даже в Средневековье называлась «Великая пустошь».

Ледник отступал, оставляя за собой озера и обиль­ную растительность. На север - территорию совре­менной Прибалтики - перемещались стада оленей, а за ними следовали первобытные люди. Богатая расти­тельность привлекала в эти районы не только север­ных оленей, но и кабанов, лосей, туров, поэтому пер­вобытные люди могли охотиться. Кроме того, они за­нимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц.

В качестве оружия люди использовали копья и дро­тики. Действие таких орудий было ограничено физи-

ческими возможностями человека. Затем появились лук и стрелы, результативнее стала охота.

Большое значение в ведении хозяйства имело рыбо­ловство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем стали использовать сети, плетеные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.

Техника изготовления орудий продолжала совер­шенствоваться. Люди научились обрабатывать дерево сланцевыми топорами. Жилища строили из древеси­ны (упавшие деревья, корни деревьев, сухостой), час­то у воды или над водой, стараясь таким образом за­щитить себя и близких от дикого зверя.

В середине пятого тысячелетия до н. э. на смену мезо­литу пришел неолит (новый каменный век). Природа соответствовала природе нашего времени. Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря.



Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приемы хозяйственной дея­тельности: совершенствовалась обработка камня, появились новые виды орудий, новые спо­собы обработки материалов; на­чалось производство глиняной посуды; было изобретено ткаче­ство. Произошел переход от присваивающего способа про­изводства к производящему - земледелию и скотоводству.

В
Археологическив находки

эпохи неолита
период неолита усилива­ются межплеменные контак­ты, начинается сперва меж-

племенной обмен, а Затем мест-

ное население получает воз­можность устанавливать отно­шения с соседними группами племен, с племенами более от­даленных территорий. Обмен­ным материалом в нашем крае выступал янтарь. Взамен мест­ные племена получали кремне­вое сырье и другие необходи­мые материалы и продукты.

Хозяйственную деятельность облегчало то, что обширные тер­ритории Европы и значительной части Азии населяли племена, имевшие много общего между собой. Это были индоевропей­цы, похожие друг на друга, го­ворившие на одном языке.

Постепенно племена стали объединяться, у них появи­лись свои интересы, и в ко­нечном итоге группы индоев­ропейских племен начали отделяться друг от друга. По­стоянное перемещение, освое­ние новых территорий способ­ствовали отделению групп друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдель­ных языков. На смену камен­ному веку пришел бронзовый.

Особенностью развития на­шего края в бронзовый век (середина II тысячелетия до н. э. - V в. до н. э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых пле­мен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Вос­точную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верхо­вьев Волги. Их называют балтославянскими индоевро­пейскими племенами.

Значительно возрос межплеменной обмен. Бронзо­вые изделия менялись на янтарь, в обмен были вовлече­ны уже не только ближние соседи, но и более отдален­ные территории. Археологи находят при раскопках из­делия из Египта, Малой Азии, с Британских островов, Кавказа. И все же каменные орудия пока оставались ос­новным средством труда.

С началом эпохи железного века (с V в. до н. э.) бал-тославянские племена разделились на балтов и сла­вян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края. Все сведе­ния об этом периоде основаны только на археологиче­ских данных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Покажите на карте регион Балтийского моря.

  1. Что такое мезолит, неолит? Дайте характе­ристику бронзовому и железному векам на территории юго-восточной Прибалтики.

  2. Изобразите эти периоды на хронологической шкале в выбранном вами масштабе.

  3. Какой род деятельности был характерен для древних людей нашего края в каждый из этих периодов?
ЗАПОМНИТЕ НОВЫЕ СЛОВА

верши - плетеная рыболовная снасть в виде во­ронки;

пустошь - незаселенный, невозделанный уча­сток земли.

§ 2. Начало древней истории края

Первые письменные сведения о нашем крае. Изу­чать период древней истории значительно легче. Уче­ные используют для этого не только археологические находки, но и письменные источники. Первые пись­менные сведения о нашем крае оставили не его древ­ние жители, а их соседи и другие народы, проживав­шие далеко от Прибалтики. Местные жители не имели в те времена собственной письменности, поэтому нам и приходится пользоваться свидетельствами очевидцев из других краев или ссылками на этих очевидцев.

Одним из первых о Стране янтаря сообщил грече­ский ученый и мореплаватель Пифей. В IV в. до н. э. он посетил устье Вислы. По его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остров Абалус, на берега которо­го волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали как топливо и продавали его германским племенам. Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изоб­разил южную часть побережья Балтийского моря.

Эстафету описания древней территории нашего края подхватили римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью пользовались украшения

10
из янтаря. Им удалось органи­зовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря. Естественно, в Риме ста­ли появляться сведения о райо­не добычи солнечного камня.

Первым ученым античного мира, которому достоверно ста­ло известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был

Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Стар­ший. В эпоху императора Нерона (I в. н. э.) он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарем для украшения подиума при гладиаторских играх.

Анализируя текст Плиния, ученые пришли к выво­ду, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далекие времена впадала не в са­мо Балтийское море, а в нынешний Вислинский за­лив. Римский купец рассказал и о Вислинской косе, и о Куршском заливе и Куршской косе. Таким образом, Плинию удалось со слов очевидца описать Страну ян­таря, находившуюся в западной части современной Калининградской области.

Весьма точную географическую картину юго-вос­точной Прибалтики с бытовыми подробностями уда­лось представить на рубеже I-II вв. н. э. Корнелию Та­циту, римскому писателю и историку. Рассказывая о

племенах на «правом» берегу Свевского моря, он упо­мянул эстиев, создавших культуру, ставшую предше­ственницей культуры пруссов на территории нашего края. Для нас сообщение Тацита особенно интересно в том плане, что упомянутые им эстии проживали на по­луострове, получившем впоследствии название Сам-бийский. Племена эстиев занимали эту территорию до середины I тысячелетия н. э. (есть сведения об их при­сутствии на Самбийском полуострове и в более позд­ние времена).

Описание границ территории юго-восточной Прибал­тики представил в своей «Географии» древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина. I Примерно в 880-890 гг. путешественник Вулъф-стан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезви-га до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине X в. в наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сооб­щение о жизни и быте местного населения.

Наконец, наиболее развернутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже XIII-XIV вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.

Заселение территории юго-восточной Прибалтики

Переселение народов на территории Прибалтики. В IV в. н. э. гунны сокрушили власть готского государ­ства. Освободившись от влияния готов, славяне сосредо­точились в Северном Причерноморье. Но постоянные вторжения печенегов, булгар и других народов застави-

12
ли славян искать новые места расселения. В VI в. они на­чали переселение. В течение двух-трех столетий часть славянских племен, двигаясь с Дуная на север, вышла в междуречье Одера и Вислы, потеснив готов и образовав границу с владениями западных балтских племен. Дру­гая группа славянских племен расселилась на север в направлении Ладожского озера. Это вызвало их кон­фликт с восточными балтскими племенами, по сути, оказавшимися на пути славян. Восточнобалтские пле­мена вынуждены были сконцентрироваться на террито­риях будущей Литвы, Латвии и Белоруссии. Так балт-ские племена оказались между двумя потоками славян.


13
Готы, уходя в южные регионы Европы, увели с со­бой часть народов из южной и юго-восточной Прибал-тики. Вместе с готами ушли и эстии. Часть из них за­тем вернулась, но произошло обеднение прежней культуры. Вместе со славянами к берегу Балтийского моря пришли и другие племена. Произошло переиме­нование племен, культур, географических терминов. Так на территории нашего края появились пруссы.

Прусским племенам, по сути, достались территории, уже обжитые эстиями. Ученые допускают, что через не­которое время часть эстиев могла вернуться домой. На занятой территории произошла ассимиляция эстиев пруссами. И хотя путешественник Вульфстан еще упо­минает об эстиях, проживавших в районе Трусо (близ нынешнего Эльблонга), принято считать, что прусское общество, его культура зародились во второй половине I тысячелетия н. э. в юго-восточной Прибалтике.

Племенная структура юго-восточной Прибалтики в X в.



Впервые о «пруссах» сообщил географ из Баварии, имя которого в истории осталось неизвестным. Бавар-

ский географ указывал, что этот народ проживает вос­точнее реки Висла.

Действительно, первоначально (до IX в.) «пруссами» называлось одно из западных племен в междуречье Вислы и Немана. Но позднее это название стало обоб­щающим и для других племен. «Пруссия» как назва­ние страны пруссов в X в. появляется в переписке папы римского. Например, указывалась земля Пруссия, за которой была расположена Руссия. В дальнейшем тер­мин «пруссы» будет фигурировать в европейских и вос­точных средневековых источниках, обозначая населе­ние, проживавшее между реками Висла и Неман.

Происхождение термина «пруссы» не имеет одно­значного толкования. Есть версия о его литовских кор­нях, от protas - разум. Высказывается мнение, что это название могло быть получено пруссами от готов: готск. prus - конь (на старославянском языке, кстати говоря, прус - кобыла). Немецкие ученые утвержда­ют, что пруссы - это люди, жившие по Руссу (так до 1945 г. называлось нижнее течение реки Неман) или люди, жившие перед руссами. Последняя точка зрения широко распространена в средневековых источниках, где значения Руссии и Пруссии употребляются в связ­ке: Россия - Боруссия, Русь - Прусь и др.

Вопросы


  1. Когда и где появляются первые сведения о тер­ритории нашего края?

  2. Как вы думаете, почему о территории и насе­лении юго-восточной Прибалтики сообщают не только ученые, но и люди других профессий?

15
3. Когда на территории нашего края появились пруссы?

Римский историк Корнелий Тацит о населении юго-восточной Прибалтики:

«Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабанов. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гаранти­рующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубина­ми. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев. Они также обыскивают и море, и одни на всех его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь. Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. Сами же они его со­всем не употребляют. Собирается он в грубом виде, прино­сится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».

ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКУ


  1. Почему эстии редко пользовались железным оружием?

  2. Как вы думаете, почему эстии «с большим терпением» за­нимались земледелием, чем их соседи?

  3. Почему древние жители края не обрабатывали янтарь для продажи сами?
ЗАПОМНИТЕ НОВОЕ СЛОВО

ассимиляция - слияние одного народа с дру­гим с утратой одним из этих народов своего язы­ка и культуры.

§ 3. Языческая Пруссия

Общественное устройство. Осно­ву прусского общества составляла община. По своей форме это была земледельческая (соседская, тер­риториальная) Община. Она состо-

яла из одного или нескольких по-

селений (деревень). В общине мог­ло быть до 12 дворов, или домохозяев. Во главе общины стоял староста или старейшина.

Группа общин составляла волость. Волостным ад­министративным центром могло служить укреплен­ное поселение (городище), в котором проживал пред­ставитель местной знати, управлявший округой, и ко­торое использовалось как укрытие для населения в случае опасности.

Волости объединялись в территориальные едини­цы - земли. Каждая прусская земля управлялась сове­том знати, среди которой к середине XIII в. выделяются особо могущественные роды (Виды в Вармии, Склодо в Самбии, Монте в Натангии и др.). Традиции наследст­венного правления у пруссов не сформировалось. Единственная попытка Геркуса (или Генриха - по другим источникам) Монте объединить военные силы нескольких прусских земель в борьбе с тевтонским на­шествием потерпела неудачу. Военные вожди, кото­рых хронисты Тевтонского ордена выделяют в составе знати, не успели выдвинуться на первые позиции в прусском обществе вследствие раздробленности земель к началу завоеваний крестоносцев.

Власть советов знати и военных вождей в значи­тельной мере ограничивалась властью жрецов. Жре-

цы руководили религиозной и общественной жизнью пруссов, выступали в роли судей в делах о наследстве, о границах владений, судили преступников, рассмат­ривали семейные споры.

На территории Пруссии шел активный процесс диф­ференциации общества. К XIII в. выделялись три со­циальные группы: знать, свободные пруссы и рабы. Знать составляли богатые пруссы, пруссы знатного происхождения и кунинги (князья). Свободные прус­сы, объединенные в общины, как правило, были весь­ма бедными людьми.

К XIII в. общинники расслаиваются на свободных и зависимых (сравните: в Древней Руси такое расслое­ние произошло в XI в. - появились смерды, закупы). Изменения происходят и в среде знати, которая в не­мецкой традиции получает название «нобилитет». Здесь выделяются представители служилой знати - дружинники.

Религия. Древние пруссы были язычниками. Ле­тописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга сооб­щал, что пруссы «всю природу почитали вместо Бо­га, а именно: солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».

Местами отправления культа являлись священные рощи. У пруссов были хорошо развиты представления о загробной жизни. Загробный мир представлялся пруссам зеркальным отражением живого. Путь в этот мир лежал через погребальный костер. Одновременно с умершим в огне сгорали хозяйственный инвентарь и специально подготовленные жертвы.

«Случалось, что с умершими... сжигалось оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся к военному делу. С незнатными сжига­лось то, что относилось к их занятию».

Пётр из Дусбурга

Отправлением погребально­го культа ведали специальные жрецы, которые якобы наблю­дали невидимую простому смертному картину перехода в загробный мир. Главную роль среди жрецов играл Криве. Он проживал в святилище Ромо-ве. Здесь же находился священный дуб, возле которо­го постоянно горел костер.

Главным среди прусских богов был Окопирмс - бог неба и земли, вседержитель. За ним идут бог света Звайгстикс и бог моря Аутримпс. На следующей сту­пени размещались еще три бога: Перкунас, Патолс и Потримпс. Перкунас - бог грома, молнии, дождя, су­ровый мужчина средних лет с вьющейся черной боро­дой. Патолс - бог подземного мира и смерти, старец с большой бородой, покрытый платком. Бог рек, источников и плодородия Потримпс - напро­тив, юноша в венке из колосьев. Триада богов (Потримпс, Пер­кунас и Патолс) в представле­нии древних пруссов символи­зировала пространственную модель мира (небо - земля -подземной МИР, ИЛИ преисподняя) в единстве со временем на

различных этапах жизненного цикла (юность, зре­лость, старость). Вечнозеленый дуб в святилище Ромо-ве был разделен на три части, в каждой из которых бы­ло устроено оконце с кумирами Перкунаса, Патолса и Потримпса. Перед кумиром Перкунаса как раз и горел священный костер.

Нижний уровень пантеона занимали духи и демоны. Наиболее известным из них является Курке, демон плодородия, изображение которого пруссы изготовля­ли раз в год при сборе урожая и поклонялись ему.

ВОПРОСЫ


  1. Что представляла собой прусская община?

  2. Как осуществлялось руководство общиной?

  3. Почему в иерархии власти высшие права при­надлежали жрецам?

  4. Как вы думаете, почему прусские племена не смогли создать свое государство?
Легенда о происхождении Пруссии:

«Нельзя думать, что Пруссия всегда являлась раздроб­ленной на множество сельских общин. Предание говорит, что скандинавские готы, высадившись в VI в. на прусский берег, нашли здесь улъмеругиев, смесь ругиев, готов и гер­манцев. Готы покорили их, научили строить дома и объяс­нили им многие полезные вещи. Вскоре победители и по­бежденные объединились и решили избрать одного началь­ника. Королем был избран Прутен, человек отличный по уму и по всеобщей молве. Но Прутен объявил, что решил по­святить свою жизнь богам и предложил вместо себя брата своего Видевута. Видевут был избран королем, а Прутен пе­решел в сословие жрецов...

Видевут имел двенадцать сыновей, которые перед смертью отца рассорились за будущее наследство. Несогласие их грози­ло страшной междоусобицей. Тогда Видевут и Прутен, рассуждая между собой, решились созвать народ под дуб Ромове и объявить ему волю богов о разделении всей земли.

Двенадцать сыновей Видевута: Литво, Само, Судо, Надро, Шалаво, Натанго, Барто, Галиндо, Варено, Гогло, Помецо, Кульмо - были призваны по очереди под великий дуб, при­несли клятву быть верными богам, покорными Криве, соглас­ными между собой. Каждому назначены были границы про­винции, достававшейся ему в удел по разделу: Литво получил Литву, Само - Самбию, Судо - Судовию и проч. Имена этих провинций большей частью сохранились до нашего времени. По этому преданию Литва составляла некогда часть Пруссии, что неудивительно, ибо древние пруссы и литовцы имели одну и ту же религию, один язык, одни нравы.

Литво, умертвивший своего брата Надро, был исключен из общества священного дуба Ромове. Раздраженный этим нака­занием, он учредил в своем владении особое Ромове и таким образом отделил его от союза одиннадцати земель.

Прутен и Видевут, разделивши землю, убеждали народ чтить богов, соблюдать законы и не разделяться. Потом, одевшись в праздничное платье и увенчанные дубовыми венками, в виду на­рода взошли на костер, поставленный у священного дуба, брат­ски обнялись и пели гимны до тех пор, пока молния не зажгла костер. Оба старца исчезли в пламени под раскаты грома.

Так древнее предание рассказывает о разделе страны. Пруссы со смертью Видевута не имели уже общего короля».

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

Постарайтесь объяснить, почему братья Видевут и Прутен добровольно отказались от руководства страной.

ЗАПОМНИТЕ НОВЫЕ СЛОВА

дифференциация общества - разделение, рас­членение целого общества на различные части, формы и ступени; нобилитет - прусская знать;

триада - единство, образованное тремя отдель­ными частями или членами;

пантеон - объединение богов по какому-то при­знаку; кумир - статуя языческого божества.

§ 4. Повседневные занятия пруссов

Ведение хозяйства. Основу хозяйства пруссов к началу XIII в. составляло земледелие. У них по­явился практически полный набор земледельче­ских орудий (железный лемех, серп, коса-горбуша и т. д.), новая упряжь, ведущей культурой в земле­делии стала озимая рожь. Подобные изменения бы­ли типичными для Прибалтики в эпоху викингов. Кроме того, пруссы сеяли овес, ячмень и пшеницу, выращивали лен, занимались ого­родничеством, бортничеством, осо­бенно в восточных рай-онах, где су­ществовали огромные лесные мас­сивы, рыбной ловлей, а также, возможно, морской охотой на тюле­ней.

Ученые утверждают, что прус­сы в большом количестве разводи­ли лошадей, чье мясо шло им в пищу, а также крупный рогатый скот и свиней. В то же время, по данным археологии, в лесных районах пруссы охотились, преж­де всего, на лосей, а также на пушного зверя, особенно черную куницу и бобра.

Одновременно с развитием земледелия и скотовод­ства на рубеже I-II тысячелетий активно развиваются ремесла: железоплавильное, бронзолитейное, керами­ческое, ткацкое, обработка дерева и кости и др. Одна­ко полного отделения ремесла от земледелия не про­изошло.

Торговля. Торговые отношения получили особое развитие в середине I тысячелетия нашей эры. Большие торговые центры появились в Прус­сии около 600-х гг. Одним из таких центров был Трусо, недалеко от сегодняшнего г. Эльблонга (Польша).

«Янтарные пути» в X-XII вв.



После падения Рима торговля хотя и сократилась, но не прекратилась. И в V, и в VI вв. продолжали ис­пользоваться «янтарные пути», по которым товары из


Торг в стране восточных славян. Картина С. Иванова

юго-восточной Прибалтики попадали в страны Цент­ральной и Южной Европы. Свидетельством этому ста­ли многочисленные римско-византийские монеты, найденные археологами на территории нашего края.

Но поощрявшаяся в VI в. торговля янтарем вскоре была нарушена после вторжения в Богемию и Мора­вию восточных славян и перемещения германских племен на восток и на юг.

В Х-ХП вв. викинги (у пруссов еще не сложилось свое купечество) вели активную торговлю прусскими товарами с жителями восточной части Европы, шведа­ми, русскими княжествами. Наряду с янтарем все большее значение приобретали меха.

«Они [пруссы] в изобилии имеют странные меха, в запахе

которых гордость соединена со смертью. Но сами они прида­ют им не больше внимания, чем отходам, хотя мы, верно это или нет, страстно желаем обладать ими как символом дости­жения высшего счастья. Поэтому они отдают свои совер­шенно бесценные меха куницы за тканые одежды, называе­мые фалдоне».

Адам Бременский, 1075 г.

Жилища пруссов. Жилища древних пруссов возво­дились в основном из дерева, иногда с использованием камня (в качестве фундамента). Естественно, сами эти постройки не сохранились. Однако в процессе архео­логических раскопок обнаруживаются остатки фунда­ментов и даже части стен, которые позволяют рекон­струировать все сооружение.



Так, на рубеже I и II тысячелетий на территории между Вислой и Неманом были распространены кар­касные деревянные постройки, прямоугольные в плане, размерами от 3,5x3 м до 5,6x4,4 м. Каркас ста­вился на кладки из камней, которые образовывали своеоб­разный фундамент. В дере­вянный каркас вплетался хво­рост или тонкие жерди, кото­рые затем промазывались глиной. Потолок жилища был горизонтальный и также об­мазывался глиной. Внутри жилища находился округлый в плане очаг, представлявший собой кольцо или овал из бу­лыжников диаметром до 1 м.

Пол в помещении был земля- Строительство

ной. Для сна оборудовались прусского жилища

деревянные нары, покрытые шкурами животных. В помещении устраивались ямы для хранения пищи и предметов обихода. Вблизи дома оборудовались вспо­могательные помещения для хранения зерна, чаще всего это также были ямы с перекрытиями из веток деревьев. Скот содержали в загонах или простейших конюшнях.

Археологи сообщают и о постройках, заглубленных в землю.

Быт и нравы пруссов. Предания донесли до нас, что древние пруссы были «высокого роста, с голубыми глазами и с ярким румянцем на щеках».

Мужчины не стригли волос, носили бороды, одева­лись в кафтаны белого цвета, доходившие до колен, но не закрывавшие ни шеи, ни груди. Пояса украшались металлическими бляшками, кружками из янтаря и медными подвесками, застегивались металлическими пряжками.

Богатые пруссы носили ожерелья и другие украше­ния из золота и серебра. Обувь изготавливалась из ко­жи или древесной коры. Костюм довершала меховая или суконная островерхая шапка.

Женщины носили длинные льняные платья разных цветов, плечи накрывали накидкой типа мантии. Ши­роко использовались металлические ожерелья, раз­личные браслеты, бусы из янтаря, а также всевозмож­ные цепочки, кольца и т. д.

Алфавита пруссы не знали. Не имели понятия о летосчислении, не владели письменностью. Время праздников определяли по зарубкам на дереве и по другим условным, но понятным для них самих зна­кам.

«Пруссы не имели понятия о Боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как пись­менности у них не было, то не могли созерцать его и в Писа­нии. В самом начале они весьма дивились тому, что кто-то, от­сутствуя, мог пояснить свои намерения буквами».

Пётр из Дусбурга

Прусское общество было патриархальным. Мужчи­на-прусс пользовался в семье неограниченной властью. Он распоряжался жизнью членов своей семьи, мог убить сына или дочь, если считал, что они оказываются в семье лишними. Наследование имущества шло толь­ко по мужской линии. Женщина была совершенно бес­правной. Ее покупали, она не могла делить трапезу с мужчиной за одним столом. Пруссу разрешалось иметь трех жен. Выкуп за невесту был большим. Поэтому пруссы предпочитали брать в жены женщин, захвачен­ных в воинских набегах.


вопросы

  1. Почему земледелие долгое время оставалось бо­лее предпочтительным видом хозяйствования для пруссов по сравнению со скотоводством?

  2. Почему пруссы не использовали для строительст­ва домов камень?

  3. Как пруссы устраивали свои жилища?

  4. Как выглядели пруссы, во что они одевались?

Об идолопоклонстве и обрядах и нравах пруссов:

«Никому среди них (пруссов. - Г. К.) не позволено просить подаяние; нищий свободно ходит у них от дома к дому и без за­зрения совести ест, когда угодно. Если у них совершается убий-

27
ство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда по неожи­данному стечению обстоятельств они сталкиваются с непреодо­лимыми трудностями, то обычно кончают самоубийством. Не было у них ни различия, ни счета дней. Вот почему случается, что когда назначается срок для проведения совещания или пере­говоров между собой или с иноземцами, то один из них в первый день делает зарубку на каком-либо дереве или завязывает узел на шнурке или поясе. Во второй день он прибавляет снова второй знак, и так по одному, пока не дойдет до того дня, когда снова должен быть заключен этот договор. Одни из них каждый день ходят в бани в знак почитания своих богов, другие бань совер­шенно не признают. Мужчины и женщины должны прясть, од­ни - лен, другие - шерсть... Одни не смеют ездить верхом на во­роных конях, другие же на белых или иной масти из-за богов их».

Из средневековых хроник

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

О каких позитивных свойствах человеческого характера идет речь в этом документе?

ЗАПОМНИТЕ НОВОЕ СЛОВО

лемех - режущая часть плуга.

§ 5. Пруссия и ее соседи

Территориальное деление. К началу XIII в. в Прус­сии существовало одиннадцать земель: Скаловия, Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Барта, Поме-зания, Погезания, Галиндия, Судавия (Ятвягия) и Сассовия (Любавия). Часть из этих земель располага­лась на территории нынешних Польши и Литвы, дру­гая часть - на территории современной Калининград­ской области. Границы расположения этих земель и

28

проживавших в них племен, на карте определяются условно.

29


Прусские земли в XIII в.

Так, границы Натангии простирались от реки Алле на востоке до Гуровских высот (Польша) на юге, почти

Наиболее многочисленными были самбийцы. Они занимали весь Самбийский полуостров до реки Преге-ля на юге, соседствуя с натангами, до реки Деймы и нынешнего пос. Знаменска на востоке.

В районе сегодняшнего г. Черняховска в XIII в. про­живали надровы. Территория Надровии занимала бас­сейн реки Прегель, простираясь на западе до владений самбийцев, на востоке - до рек Писса и Анграпа, на юге - примерно до границы с Польшей.

Значительную территорию занимали скаловы. Ска-ловия находилась на востоке Пруссии, лежала по обо­им берегам реки Неман в ее нижнем течении до Курш-ского залива. Центром Скаловии было поселение в районе нынешнего г. Неман.

Наконец, одно из наиболее известных прусских племен - судавы (в древнерусских летописях - ятвяги) являлось самым восточным племенем Пруссии. Судавия располагалась на территории от Больших Мазурских озер (Польша) до реки Неман.

Также возможно, что на территории нашего края в районе реки Лавы при ее пересечении польско-россий­ской границы когда-то проживали барты.

Соседи Пруссии. К XIII в. у пруссов, как и у дру­гих балтских племен, не было своего государства. В результате территория юго-восточной Прибалти­ки подверглась воздействию соседей, в обществен­ном отношении стоявших на более высокой ступени развития.

Основную опасность для прусских племен пред­ставляли их соседи с юго-запада - поляки. Со време-

Казнь Адальберта язычниками



ни образования в X в. Поль­ское государство не прекраща­ло попыток распространить свое влияние на пруссов. А по­скольку поляки были христи­анами, то они считали своим долгом обратить соседей-язычников в свою веру. За по­мощью поляки обращались к своим западным соседям, и те откликались. Так, в 997 г. на прусском побережье высадился прибывший из Польши пражский пропо­ведник Адальберт. Однако миссия его оказалась не­удачной, он был убит язычниками. По некоторым данным, место смерти Адальберта находится на тер­ритории нашего края, недалеко от г. Балтийска.

Через несколько лет миссию Адальберта попытался повторить римский монах Бруно. Но и его постигла та же участь. Желающих приобщить пруссов к христи­анству после мученической гибели двух миссионеров не оказалось.

В течение последующих двух веков Польша пыта­лась покорить Пруссию. Поляки совершили ряд похо­дов в страну соседей, захватывали богатую добычу, но и пруссы не оставались в долгу. Их конные дружины постоянно грабили владения польских князей в рай­оне Вислы.

Когда князья поняли, что не могут защитить себя от набегов языческих отрядов, то обратились за по­мощью к рыцарям Тевтонского ордена. Орден охотно откликнулся на предложение поляков, пришел в Пруссию, покорил местное население и остался здесь надолго.

Восточными соседями пруссов были родственные им литовские племена аукштайтов и жемайтов. Находясь на одной ступени развития с прусса­ми, литовские племена сумели объ­единиться и создать свое государст­во, успешно противостоявшее не­мецкой агрессии. Но помочь своим сородичам в Пруссии литовцы не смогли.

Викинг VII в.


На западе и северо-западе Пруссия не имела сухопутной границы. Через море ее соседями были жители Скан­динавии. С 736 по 1066 г. скандина­вы вели активную завоевательную политику. В Европе скандинавов называли норманна­ми, в Древней Руси - варягами. Сами себя они назы­вали викингами. В X в. викинги образовали на сам-бийском побережье торгово-ремесленное поселение Кауп (пос. Моховое Зеленоградского района).

Появление такого поселения было прямо связано с развитием европейской торговли. Действовавший в VIII-IX вв. торговый путь из Балтики на Каспийское море и далее на Арабский Восток через некоторое вре­мя был заменен путем «из варяг в греки». Главным торговым партнером балтийских купцов стала Визан­тия, в свою очередь замкнувшая на себя торговлю то­варами с Востока. Поселение Кауп, таким образом, оказалось непосредственно на торговом пути, связав­шим Балтику и Средиземноморье.

На рубеже X-XI вв. начались столкновения ятвя-гов с жителями древнерусских земель. Русские кня­зья, так же как и поляки, пытались установить кон-

Русы IX-X вв.

троль над ближайшими к ним прусскими племенами. Первое летописное известие о военном походе киев­ского князя Владимира на ятвягов относится к 988 г. Это вызвало активное сопротивление язычников и их набеги на русские княжества. При Ярославе Мудром в верховьях Немана был построен ряд крепостей, предназначенных для защиты от ятвягов. Но, судя по летописям, ятвяжские набеги вплоть до середины XIII в. постоянно беспокоили западные границы Древней Руси.

В то же время в орбиту торговой деятельности пруссов наряду с европейскими (например, в Гамбур­ге ценился мех черной куницы, добываемой в Прус­сии) попадают и русские города. Прусскими товара­ми торгуют в Смоленске, а в Новгороде, по летопис­ным сведениям, в XII в. была даже Прусская улица. Пруссия по-прежнему славилась своими мехами и могла этим товаром составить конкуренцию русским

Дружинник XIII в.
купцам. Кроме того, прусские купцы начали участвовать в тор­говом обмене, поставляя на вос­ток железо, соль и шерстяные ткани, приобретаемые в европей­ских городах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие прусские племена про­
живали на территории на­шего края? Покажите мес­та их расселения на карте.

2. Почему на рубеже I и II ты­сячелетий пруссы имели конфликтные отношения с большинством своих соседей?

3. Покажите на карте торговые пути «из варяг в хазары» и «из варяг в греки». Используя зна­ния, полученные при изучении истории Рос­сии, расскажите о том, почему в X в. произо­шла смена одного торгового пути на другой.

О разнообразии и силе пруссов:

«Едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражения двух тысяч конницы и многих тысяч вои­нов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов. Благородные судовы как благо­родством нравов выделялись среди прочих, так и превосходи­ли их богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч кон­ницы и бесчисленное множество прочих воинов. У каждого из этих языческих народов было много крепких замков... Семь братьев дома Тевтонского с горсточкой оруженосцев, построив укрепление в Кульмской земле на одном дубе, как говорилось, сначала дерзнули выступить против такого огромного и бесчисленного множества язычников, а со временем, за 53 года, перебили их так, что не осталось ни одного, который не покло-нил бы выю свою под иго веры...»

Пётр из Дусбурга

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

Как вы думаете, почему прусские племена, обладая значи­тельной воинской силой, не смогли противостоять нашест­вию тевтонцев и были покорены ими?

Аннотация

Место работы: ГБОУ СОШ № 377 Кировского района г. Санкт - Петербурга

Учебная программа: Ермолаева Л.К. «История и культура Санкт - Петербурга»

Адресат разработки: учащиеся 7 класса

Раздел программы: «Наш край до основания Петербурга» (с древнейших времен до 1703 года)

Тема урока: «Первые жители нашего края»

Жанр разработки: Презентация Power Point

Цель разработки: Сформировать целостное представление о племенах, живших в древности на территории нашего края.

Задачи разработки:

    Способствовать формированию целостного представления о первых жителях нашего края

    Актуализировать знания учащихся, полученные ранее.

    Дать возможность самостоятельно приобретать знания, делать выводы при помощи различных типов заданий.

    Оказать помощь не только в проведении, но и в подготовке к уроку, так как в гиперссылках представлен дополнительный материал на усмотрение учителя

Данная презентация полностью соответствует структуре обязательной части урока № 2 раздела программы «Наш край до основания Петербурга» согласно рабочей тетради Ермолаевой Л.К., Захваткиной И.З., Лебедевой И.М. Давным – давно на наших землях… (Серия «Страницы жизни края», СПб: СМИО Пресс, 2010. – 40с.)

и строится по следующему плану:

Стоянки древних людей на территории нашего края

Расселение финно - угорских племен, приход славян на земли Северо - Запада

Занятия жителей края

Верования первых жителей нашего края.

Смена язычества христианством

Финно - угорские племена сегодня (данный раздел является факультативным)

Презентация полностью готова к использованию на уроке, причем учителю предоставляется оптимальный выбор того объема материала, который необходим для уровня каждого класса.

Методические и технические рекомендации по использованию разработк и

    Презентация выполнена в программе Power Point – 2003. Включает в себя фрагменты с использованием анимации, гиперссылки на текстовые фрагменты (размещены в самой презентации), музыкальный фрагмент в формате MP – 3

(Карельская народная песня в исполнении хора ПГУ), фрагменты из кинофильмов «Садко» (1952 год, режиссер А. Птушко) и «Василий Буслаев» (1982 год, режиссер Г.Васильев). Видео представлено в программе Windows Media . На слайдах № 2, № 12, № 17 представлены авторские фотографии, стихотворение слайда № 6 также является авторским.

    Презентация строго соответствует структуре урока в рабочей тетради. На слайдах № 3, № 7, № 9, № 11, № 12, № 15 анимация «запускается» по щелчку. На гиперссылку указывает нижнее подчеркивание. В случае, если гиперссылка не используется, на следующий слайд можно перейти по стрелке в правом нижнем углу. На слайде № 9 представлено проблемное задание. Автоматически открывается центральный детский рисунок, по мере того как учащиеся по рисунку называют занятия первых жителей, учитель открывает остальные картинки. Также можно спросить, какие занятия не представлены на рисунке (бортничество, лоцманское дело). А далее - переход к просмотру фрагмента из фильма «Садко».

    Структура слайда № 15 (и гиперссылок к нему) направлена на актуализацию знаний, полученных ранее (в 6 классе по курсу «Санкт - Петербург - город - музей, часть III »)

    На слайдах № 6, № 19 анимация «запускается» автоматически. Материалы этих слайдов в большей степени рассчитаны на эмоциональное воздействие на учащихся.

    Слайд № 18 содержит проблемный вопрос, ответ на который учащиеся дадут после анализа материалов таблицы.

Надеюсь, что данная презентация будет полезна учителям истории и культуры Санкт - Петербурга.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н. Маснева»

Методическая разработка

музейного урока по теме:

«Родной край в древности»

Разработала и провела В.Н. Лесунова,

учитель истории и обществознания

с. Готовьё-2013 г.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цели урока: Образовательные: - познакомить учащихся с древнейшей историей родного края; - доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди; -продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае. Развивающие:
Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Форма проведения: Путешествие в прошлое родного края: «Стоянка первобытного человека», «Скифы», «Седые курганы».
словесный: наглядный:
Оборудование:

Подготовительная работа:

- исследовательская деятельность по теме урока; - подготовка презентации; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. В течение года мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с образом жизни, основными занятиями, культурой древних государств. Сегодня у нас - музейный урок. Музейный не потому, что проводится на базе музея, а потому, что на уроке мы будем использовать музейные экспонаты из нашего краеведческого музея. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека». Ребята, что мы увидели?

2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».

Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?

Чем занимались первобытные люди?

Как и из какого материала изготавливали одежду женщины? Какие способы охоты использовали первобытные люди?

Какие орудия, оружия использовались для охоты?

Как назывался коллектив людей?

Какой климат был в тот период? По каким признакам вы это определили?

Считалось, что мамонт был самой большой добычей. Согласны вы с этим утверждением? Почему?

В нашем краеведческом музее хранится интересный экспонат - окаменевший зуб и часть бивня мамонта .

Экспонаты очень древние, от того и очень ценные.

Основная часть.

1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, медно-каменный, бронзовый, железный. Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?

Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда.

Как свидетельствуют учёные – историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита – древнего каменного века. Это были неандертальцы. Они были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук. Согласитесь, они отличались от нас с вами как внешним видом, так и уровнем интеллекта. Об этом свидетельствуют остатки очень древнего поселения, которое обнаружил известный учёный Замятнин у села Шубного, близ границы нашего края с Воронежским.

Территория современного Красненского района была богата таким полезным ископаемым как кремний. Этот камень находил широкое применение, так как хорошо кололся. От него можно сделать легко отколы и получится острое орудие труда – скребок, для разделки туши, выделки шкур животных. (Демонстрация музейных экспонатов).

Много кремния находили в долине реки Оскол, где сооружались целые мастерские. На территории нашего района находили россыпи кремния.

Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века – мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, (Демонстрация экспонатов) свидетельствующие об изобретении лука. Эти предметы были найдены на территории нашего поселения и переданы жителями в музей.

Активное заселение нашего края началось в начале неолита – нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия – главный из которых топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Обломки, посуды находят повсеместно. А у меня в руках фрагмент греческой амфоры, которая была найдена на территории нашего края (Демонстрация музейных экспонатов).

К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории Белгородского края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.

Бронза – сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 2 крупные археологические культуры:

Ямная культура – названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.

Катакомбная культура на территорию нашего края пришла с северо-запада и вытеснила ямную на восток. Название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.

К сожалению, у нас в музее нет ни одного экспоната этого периода. Ребята, Как вы думаете почему?

Медь встречалась у нас очень редко, поэтому свидетельств в нашем музее нет.

Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы».

Гидом на этой остановке будет Апарнева Настя. Она провела своё мини-исследования о скифских племенах и сейчас нас с ним познакомят.

Выступление ученика:

Я провела исследование по теме: «Кочевники – скифы».

Цель моего исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.

Работая над исследованием, я изучила литературу о скифах, при подготовке презентации использовал материалы сети интернет.

В ходе исследования я выяснила, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а Римский историк Трог подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».

Скифы – ираноязычный народ.

Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:

    Скифы – кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.

Как отмечает Геродот скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел – Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.

    Царские скифы (представители скифской знати), управляли племенами.

Скифы хорошо разбирались в экономике. Развивались торговые связи с Греческими колониями Северного Причерноморья. Другим источником их богатства было взимание пошлины с товаров, провозимых через их территорию.

    Оседлые земледельцы – будины – гелоны, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.

Вывод: в ходе исследования я выяснила, что железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.

Оседлые земледельцы – будины – гелоны жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.

Тяжёлым преступлением являлось воровство.

Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.

Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.

К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.

Защита исследовательской работы учащимся:

Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово.

Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Большинство курганов могильников было разграблено в дореволюционные времена. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Землю приносили со всей прилегающей территории племенного союза. Чем выше ранг, тем выше курган. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли. Внутри могил обнаружены следы мощного деревянного сооружения из 9 столбов. В одном из курганов сохранились останки мужского и женского захоронений. Трудно сказать была это жена царя или наложница. Трупы лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Одежду царя украшали сотни золотых нашивок, при нём было дорогое оружие, котёл для приготовления пищи, снаряжение для боевого коня, железные дротики, железные мечи. Изделия из золота и серебра. Особого внимания заслуживает серебряный ритон – сосуд для питья в форме рога и амфоры греческой работы для хранения вина, которые сейчас хранятся в Московском и Белгородском краеведческих музеях.

У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины – гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.

Вывод: можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.

Ребята, у села Новоуколово находятся 15 курганов, которые ждут своих исследователей. И если кто-то из вас изъявит желание в будущем может стать организатором или участником дальнейшего изучения исторического прошлого нашего края.

Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.

Давайте обратимся к словарю нашего урока:

Стоянка – поселение первобытных людей.

Неандертальцы – люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.

Кремень – камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.

Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком.

Скифы – общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.

Скребок – приспособление, использовавшееся для выделки шкур животных (подобие ножа).

Бронза - сплав олова и меди.

2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.

1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?

2. Как добывали себе пищу люди каменного века?

3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?

Отчего произошли названия этих культур?

4. Что вам известно о жизни скифов?

5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?

6. Первый искусственный материал, созданный человеком?

7. Сколько тысячелетий прошло со времени появления в нашем крае людей? (100000+2011=102011 лет)

Разгадать кроссворд.

Игра «Путаница». Каждой команде вручается конверт с названиями занятий, орудий труда, датами. Первая команда должна выбрать и разместить на доске всё что относится к первобытным людям, а вторая к скифам.

3. Домашнее задание. Подготовить презентацию или сообщение по культуре скифов. По выбору учащихся.

4. Подведение итогов урока. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

    Рефлексия.

Что нового узнали на музейном уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?

6. Итог урока. Подвести итог работы мы попросим наших гостей.

Самоанализ музейного урока.

Учитель Лесунова В.Н.

Музейный урок может проводиться как в рамках общеобразовательной программы по предмету, так и как внеклассное мероприятие. Музейный урок призван расширить и дать дополнительные знания учащимся по истории, культуре и природе родного края, учитывая их возрастные особенности.

В данном случае можно рассматривать как внеклассное мероприятие по истории родного края в рамках периода изучаемого учащимися 5 класса.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цель: познакомить учащихся с древнейшей историей родного края, доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди, продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.

Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края; - способствовать развитию у детей творческого воображения; -закрепить навыки счёта лет в истории. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края Форма проведения: Путешествие в прошлое Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»; наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой; технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта. Подготовительная работа: - исследовательская деятельность по теме урока с сильными учениками; - подготовка презентации; - подборка музейных экспонатов к уроку; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени, остановок); - организация выставки книг по истории Белгородчины.

Ход урока:

    Организационный момент.

Актуализировала знания учащихся, сделала настрой на дальнейшую работу. Предложила совершить путешествие во времени.

2. На первой остановке «Стоянке первобытного человека» я проверила домашнее задание школьников: повторить тему жизнь первобытных людей. С целью погрузить детей в эпоху древности и сделать опору на имеющиеся знания детей по данному периоду.

Вопросы старалась подбирать простые, доступные для понимания детей. Использовала элементы наглядности.

В процессе изучения нового материала старалась реализовать основную цель урока и привести доказательства, что в нашем крае на разных этапах его развития жили люди – музейными экспонатами доказать это. Пыталась соотносить находки музейных экспонатов с местностью, где они были обнаружены.

Использовала элементы исследовательской работы, которые продемонстрировали Настя и Алёша.

Организовала работу с терминами урока.

В ходе закрепления проверила знания, усвоенные детьми на уроке в процессе фронтальной проверки, закрепила навыки счёта лет в истории. Организовала индивидуальную работу - разгадывали кроссворд. Групповую работу – В ходе игры «Путаница».

Домашнее задание – дифференцированное. Сильным ученикам - с оставить кроссворд из 5-6 слов по теме «Скифы». Слабым – выполнить тестовые задания.

Рефлексия направлена на то, чтобы узнать – понравилась ли детям такая форма организации занятия, какие этапы урока вызвали интерес, где возникли трудности.

Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около тыс. лет назад наступил период мезолита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами.


Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов,лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц. В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Затем появились люк и стрелы. Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем появились сети, плетёные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.


В середине пятого тысячилетия до н. э. на смену мезолиту пришёл неолит (новый каменный век). Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря. Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приёмы хозяйственной деятельности. Произошёл переход от присваивающего к производящему – земледелию и скотоводству. В период неолита усиливается межплеменные контакты, начинается сперва межплеменной обмен, а затем местное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племён, с племенами более отдалённых территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. * Взамен местные племена получали кремневое сырьё и другие необходимые материалы и продукты.


Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина 2 тысячелетия до н. э.- 5 век до н.э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами. С началом эпохи железного века (с 5 века до н. э.) балтославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края.


Начало древней истории края Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий учёный и мореплаватель Пифей. В 9 в. до н. э. он посетил устье Вислы. П его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остов Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали в качестве топлива и продавали его германским племенам.


Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изобразил южную часть побережья Балтийского моря. Описывать древние территории нашего края начали ещё и римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью использовались украшения из янтаря. Им удалось организовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря.


Первым учёным античного мира, которому достоверно стало известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Старший. Он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарём для украшения подиума при гладиаторских играх. Анализируя текст Плиния, учёные пришли к выводу, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далёкие времена впадала не в само Балтийское море,а в нынешний Вислинский залив.


Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже 1-2 вв.н.э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на правом берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края.


Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей Географии древнегреческий учёный Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина.


Примерно в гг. путешественник Вульфстан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезвига до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине 10 в. В наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сообщение о жизни и быте местного населения. Более развёрнутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.


СПАСИБО КОНСТАНТИНУ ИГОРЕВИЧУ И УЧЕНИКАМ ЗА ВНИМАНИЕ =)