Дифференциация г к в словах и предложениях. Тема: дифференциация согласных звуков г-к. «Эти глухие звонкие»

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Ребенок. Птицы.

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Домашние.

Педагог. Почему?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Ребенок. Га-га-га.

Педагог. Как кричали куры?

Ребенок. Ко-ко-ко.

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

Напоминаем!

Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

Слоги:

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

га - га - га - вышли гуси на луга;

ка - ка - ка - наша елка высока;

го - го - го - не увижу никого;

ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Шлепают гуськом

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе - галка,

На берегу - галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно -
Стало заиньке темно.

К. Чуковский

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра .

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

распускающийся цветок.

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.

1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Запишите слоги с буквами г и к.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

горка - корка гости - кости кол - гол калька - галька

4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по наличию звуков г или к, г и к.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грелка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу­ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

город - городок, игла - ..., газета - ..., гриб - …, голос - …, графин - …, кора - ..., голова-..., голубь-..., губы - …, гармонь - ...

8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит... ...зета ру… но... ро­… лу... ре…

кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зин ру...ва

ро…тый ма…роны бо...тый бит... сем... вет... нор...

Ражи...рета...питан...чели

9. Закончите слова, добавив слог гч или кч.

но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

утюг-... молоток-... когти-... листок-... берег-... ногти-...

овраг - ... полог - ... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ...

стог-... клубок-... мягкий-...

12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про­верочное слово.

сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре­мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

карандашами.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков;

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

Красные лапки

Щиплют за пятки,

Беги без оглядки.

Черный, проворный

Кричит: «крак!»

Червякам враг.

Он качалка и кровать.

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Голубочка бела

В дом прилетела.

Что, где видала,

Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

15. Разгадайте кроссворд.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

Слова для справок: повертикали: 1. учебники.

По горизонтали: 2. угольки, 3. грач, 4. Егор, 5. краб, 6. нитка, 7. сапоги, 8. клубок, 9. грабли.

16. Диктанты.

Предупредительный диктант

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую­щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра­фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

Проверочный диктант

буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль­ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

Дифференциация г - к в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.


гости – кости Собака грызет....

В четверг к нам придут....

горка - корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на

гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый....

галька - калька На море много... .

У копировщицы много... .

Галина - калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра - игра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу­бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

грозди калины кисти винограда мешок картошки

горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

громко говорили кормила голубей грызла кость

копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма­тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха­ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во­зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...ие проду...ты.

Кабачок.

Абачо…-толстячо...

Ле... на...ряд...у -

И молчо... .

Он лежит на...ряд...е

Оловы не поднимая.

Маленькое и большое.


Малень...ая Маня

Малень...ой лопат...ой

Бережно вс...опала

Малень...ую...ряд...у.

Малень...ое семя

В...ряд...у посадила,

Малень...им забором

Е...о о...ородила.

Я подумал, ...лядя

На ее работу:

«Вырастет, наверное,

Малень...ое что-то».

Но ошибся...реп...о

Я в своей до...ад...е:

Вели...ан арбузище

Вырос тут на...ряд...е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олых вет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрята помо...ают пионерам.

7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой город-герой находится на реке Неве?

Куда выезжают пионеры летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про­гулка.

Дифференциация г - к в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишитеих по памяти.

Говорила им горилла, приговаривала, Весь чердак уже в огне,

Говорила, говорила, приговаривала. Бьются голуби в окне.

Голубка клюет крупку. Не гони коня кнутом,

А гони коня овсом.

Как на горке, на пригорке

Сидят тридцать три Егорки.

2. Диктанты

Зрительные диктанты

Выделенные слова напишите по слогам.

Береги книги.

Береги своиучебники. Незагибай уголки страниц.Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке.

Прогулка.

Мальчики пошли гулять в лес. Там они искали грибы и ягоды. Коля нашел много грибов. У него былиподберезовики, грузди, чернушки. Гриша набрал много ягод. Домойприбежали детидоволь­ные. У Коли полнаякорзинка грибов. У Гриши целая банка ягод.

Слуховые диктанты

Пишите по слогам с проговариванием.

Галка и голуби.

На крыше воркуют голуби. Гриша кормил голубей. Около голу­бей прыгала галка. Галка была голодная. Она громко кричала. Она всегда кормилась около голубей. Гриша бросил галке горсть крупы. Галка поклевала и улетела. Голуби не тронули галку.

Гроза прошла.

К вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далекие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костер и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, все успокоилось, и мы крепко уснули.

Три горошины.

В одном стручке сидели горошины. Им было хорошо. Вдруг удар. Стручок открылся, и горошины покатились на ладонь маль­чика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Две горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина за­катилась в канавку. Там пустила росток. А позднее росток стал кустиком.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусенка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

Письмо по памяти

Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза. «Наверное, это кошка»,- испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего домика.

Дифференциация ж - ш

1. Выделите первый звук из слов жук, шуба. Охарактеризуйте звуки ж, ш.

2. Скажите, какие из этих звуков похожи по артикуляции: т, ж, б, ш.

3. Назовите первый звук в словах: Шура, Жанна, жало, жарко, шахта, желуди, шов, шесть, живот, шина, Жора.

4. Образуйте слоги. Произнесите их слитно.

ж о ш о ж ш

а о а и о у а у

Дифференциация ж - ш в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эти пары слогов.

жа – ша жу – шу ша – жа шу – жу

шо – жо жи – ши шо – жо ши - жи

2. Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только их первые буквы.

жа, ши, ша, жи, жу, шу, шо, жо, же, ше; шта, жда, шту, жду, жде, шло, жне, шты, шти, жни

3. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

ажа, ашо, уши, ожу, ошу, ужи, ажи, аши, оши, иши, иже, уже, ежу, ешу, ужа, уша

4. Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша ши-жи-жи-ши

ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа жи-ши-ши-жи

5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: с буквой ш - в одну, с буквой ж-в другую. (Используются слоговые ряды из предыдущих заданий.)

6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда (Используется материал заданий 2, 3.)

Дифференциация ж - ш в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие и место в этих словах звуков ж, ш. Запишите соответствующие буквы.

а) шум, жук, жаба, жила, шила, шапка, шуба, шаг, жал, шаги, шумел, журчал, шпагат, штанга, шлак, жнейка, шалун, ждал, штаны, жалел

б) кошка, мошка, лужа, лыжи, кожа, межа, мешал, мешок, кожа­ный, крошка, стрижи, сторожил, пешеход, кружил

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

шар - жар шито - жито жили - шили шарить - жарить

шаль-жаль шить-жить жали-шали крушить-кружить

шила - жила шалить - жалить уши - ужи Луша - лужа

3. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков ж, ш в назва­ниях картинок.

Приблизительный перечень картинок, под­бираемых логопедом: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, этажи, галоши, крыжовник.

4. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков ж, ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы ж, ш над соответствующим слогом.

школа, лыжник, стужа, крыша, калоша, машина, жираф, рыжие, мешок, воробышек, жеребенок, каждый, важный, пушинка, гребешок

5. Аналогичное задание по картинкам. (Логопед не произносит название кар­тинки, а только ее показывает. Используются картинки предыдущих заданий.)

6. Послушайте слова, запишите слоги с буквой ж или ш.

жало, шило, жили, шили, шали, шарик, жуки, шары, жевать, шагать, живой, Женя, шея, жара, ножи, ноша, хороши, хороша, бужу, ношу, вожу, лыжи, Маша, груши, ландыши, хорошо, машина, мешочек, ежиха, вешали, абажуры, медвежонок, ежевика, мышиная, дюжина, ножики, уважение, мешанина, умножение, движение, жел­ток, журнал, штопка, жатва, штопанье, жабры, школа, штука, жирный, жернова, штучка

7. Прослушайте слова. Назовите слоги с ж, ш. Запишите слоги в две строчки: в одну - с буквой ж, в другую - с буквой ш. (Используются слова предыдущих задании.)

8. Вставьте в слова недостающий слог ша или жа. Запишите эти слова.

ка... Ми... лап... мы...та

лу... Да... кры... е...та

Лу... са... бар... кало...

Ма... лы... сар... ку...ет

ко... ло... Па... сту...

9. Вставьте в слова недостающий слог жи или ши. Запишите эти слова.

мы... кры... поло... ма...на

лы... вож... дока... дю...на

но… ска… напи… лу…ца

лу… сло… эта… поло…ла

ма… стри… клави… ма…нист

10. Вставьте в слова недостающий слог жу или шу. Запишите эти слова.

ви... сту... воро... ми...ра

но... гля... поло... на...мел

пи... про... нака... пи...щая

си... ска... напи... вя...щая

ре... спе... дока... ...мели

ле... сло… удер... ...равли

11. Закончите слово, добавив слог жок или шок. Произнесите слово целиком, запишите.

ме..., пу..., пры..., лу..., малы..., пиро..., утю..., вер..., творо..., лапу..., сто..., сапо..., сне..., пету..., коре..., сти..., пасту..., кру..., фла...

12. Измените слова по образцу: водил - вожу, писал - пишу.

водил-... кружил-... сказал- ...

писал- ... махал- ... спешил- ...

носил- ... служил- ... возил- ...

сидел- ... положил- ... сушил- ...

13. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой ж, во второй - с буквой ш, в третий - с буквами ж, ш.

лежит, пишет, кружит, машет, положишь, жалеешь, жакет, дружно, живешь, калоша, кружева, ужинаешь, катушка, крыжовник, окошко, душ, держишь, режешь, журавль, душно, лошадь, должна, ждешь, лужайка, жуки, лукошко, окошко

14. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните букву ж желтым карандашом, ш - черным.

а) ...уба, ...ук, ...ум, кра...а, ...ивой, ви...ня, вра...да, ли...ний, булы...ник, умно...ение, ве...алка, пе...ка, сло...ение, дви...ение, дол...ен, ти...е, бли...е, творо...ники, ...ирный, бума...ный, ...поры, ...палы, кры...овник, эта...ерка

б) ...а...ки, мо...е...ь, ...ур...ал, ...иве...ь, ле...и...ь, ...тани...ки, ...ари...ь, ма...е...ь, ...ме...ь, ...ур...ит

15. Измените слово так, чтобы после согласных ж. ш появился гласный. Назо­вите и подчеркните последний слог. Вспомните правило «Оглушение звонких соглас­ных в конце слова».

Образец: малыш - малыш и.

багаж-... голыш-... уж-... стриж- ...

этаж- ... нож- ... ковш- ... мышь- ...

сутаж- ... ёж- ... морж- ... пляж- ...

шалаш - ... чиж - ... мираж - ... витраж - ...

16. Измените слово так, чтобы после согласных ж, ш появился гласный. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в середине слова». Подчеркните гласную после букв ж, ш.

Образец: кружка - кружечка.

подушка- ... матрешка- … ложка-... плошка-...

подружка- ... рогожка- … мошка-... стежка-...

лягушка- ... старушка- ... стружка-... мушка-...

кошка- ... стрижка- ... крышка-... пышка-...

пробежка- ... кружка- ... окошко-... катушка-...

17. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш. В скобках напишите провероч­ное слово. Подчеркните гласную, стоящую после буквы ж или ш, в проверочных словах.

поду...ка, подру...ка, доро...ка, моро...ка, но...ка, луко...ко, ов…ра...ки, ладо...ки, сере...ки, кро...ки, бума...ка, руба...ка, сторо...ка, кры...ка, избу...ка, рома...ка, варе...ка, лепе...ка, сапо...ки, игру...ки, пиро...ки

18. Прослушайте начало стихотворения, ответьте на вопрос: что еще было в кар­машке у Жени? Названные слова пишите по слогам. (Логопед требует называть слова с ж или ш. При затруднении детей логопед может предложить картинки.)

Чего только нет у Жени в кармашке?

Винтики, гвоздики, нитки, бумажки...

Приблизительный перечень картинок: желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, ножик, машинка.

19. Ответьте на вопросы одним словом. Ответы запишите. Подчеркните буквы ж, ш. Трудные слова пишите по слогам.


Кто жужжит?

Кто написал «Сказку о золотой рыб­ке»?

Какая ягода растет на колючих кус­тах?

Чем дышит рыба?

Что вешают на елку?

Кто боится кошки?

Кого боится мышка?

Что вяжет кружевница?

Кто квакает в болоте?

20. Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы ж, ш. Выпишите из текста загадки слова с буквами ж, ш.

Методические указания. Логопед может написать загадки на доске или на индивидуальных карточках. У каждого учащегося должно быть по две загадки.


Бегут по дорожке

Доски и ножки.

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Что копали из земли, Держась рукой за тросточку,

Жарили, варили? Тебя давно я жду.

Что в золе мы испекли, Ты съешь меня, а косточку

Ели и хвалили? Зарой в своем саду.

Отгадки: лыжи, ежик, матрешка, плюшевый мишка, кошка, дождь, картошка, вишня.

21. Диктанты.

Слуховые диктанты

Методические указания. Логопед предлагает ученикам: а) начертить графи­ческую схему услышанного слова и надписать букву ж или ш над соответствую­щим слогом; б) писать слова, деля их на слоги; в) писать слова, проговаривая их по слогам.

а) крышка, журавли, игрушки, лужайка, окрошка, железный, жеребенок, шалунишка, пружина, верхушка, хлопушка, кружили, шалили, бежали

б) осторожно, штанишки, горошина, лужайка, рубашка, каран­даш, шумный, медвежий, бережно, бережок, горбушка, сторожка, старушка

в) подушка, машина, коршун, ждали, жадный, каждый, шкура, кружка, лапша, стужа, шуршать, жажда, шашки

Зрительный диктант

Методическое указание. Логопед пишет три-четыре слова на доске. Ученики читают эти слова. Слова закрывают. Ученики пишут их по памяти. Затем логопед открывает слова, написанные на доске, и предлагает ученикам проверить выполненную работу.

Приблизительный перечень слов: кружева, багаж, ландыш, уж, этаж, шалаш, камыш, дедушка, пирожки, ложка, бабушка, ромашка, дорожки, рубашки, воробушки.

Запись слов по картинкам

(Логопед показывает картинки, не называя их, ученики записывают их название.)

Перечень картинок: лыжи, лягушка, флажки, шапка, подушка, ежик, шишка, кружок, жеребенок, журавль, жираф, шарф, прожектор.

Дифференциация ж - ш в предложениях

1. Запишите предложения, изменяя слова по образцу.

а) я жду - ты ждешь; я покажу - ты покажешь; я лежу - ты лежишь

я жду-... я покажу-... я режу-... я жарю-...

я жму - ... я мажу - ... я уважаю - ... я лежу - ...

я жую - ... я жалею - ... я держу - ... я дежурю - ...

б) ты режешь - я режу

ты режешь - ... ты жаришь - ... ты ужинаешь - ...

ты мажешь - ... ты лежишь - ... ты сидишь - ...

ты жалеешь-... ты держишь-... ты глядишь-...

2. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

3. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните буквы ж, ш разными карандашами.

а) Женя ржут

бабушка жужжит

лошади пишет

Маша вяжет

шмель дежурит

дедушка бежит

б) жнейка шуршат

Шура кружит

кружевница жуёт

лошадь вяжет

шмель ужинает

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

жар - шар У Жени желтый... .

У Шуры сильный... .

шаль - жаль Мама купила новую... .

Нам... расставаться с летом.

ужи - уши У зайца длинные... .

Совсем не опасны.

жили – шили...-были старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами... себе костюмы.

шалит - жалит Оса сильно... .

Женя... на уроках.

Луша - лужа После дождя большая... .

Надела шерстяную шапку.

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.

большой мешок жадный медвежонок крошечный мышонок

свежий творожок жёлтый кружок кожаная шапка

шустрый жеребенок живой уголок небольшой снежок

страшное сражение жирное жаркое нужные машины

6. Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Под­черкните буквы ж, ш.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

7. Закончите предложения по картинкам. Запишите получившееся четверостишие.

С (мыши) во ржи

Подружились (ежи).

Ушли в (камыши),

И во ржи - ни души.

Картинки: мыши, ежи, камыши.

8. Спишите пословицы и поговорки, деля слова на слоги. Подчеркните бук­вы ж, ш..

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Как поживешь, так и прослывешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Лежа хлеба не добудешь.

Раз обожжешься, второй остережешься.

(Логопед объясняет смысл пословиц и поговорок. Затем предлагает ученикам вы­учить и записать по памяти любую пословицу.)

9. Вставьте в предложения пропущенные слова. Запищите получившиеся пред­ложения целиком.

Весь день лил проливной... . Я на камушке сижу и в руках блокнот... . Я пришью ему новые... , он опять побежит по... . Тише, ..., кот сидит на нашей... . Эти ребята не ссорятся, они всегда играют... . Октябрята- ... ребята.

10. Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами ж или ш. Проверьте согласные ж, ш в середине слова.

В болоте квакала... . Маша и Жанна - хорошие... . Миша пил молоко из... . Бабушка печет вкусные... . Кошка ловит... . Мышка боится... . Суп едят... .У портнихи ровная... . Забавная игруш­ка - ... . Туристы воду носят во... .

Слова для справок: лягушка, подружки, кружки, пирожки, мышку, кошки, ложкой, стежка, матрешка, фляжке.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш.

Ребяти...ки побе...али к ма...ине. ...еня вя...ет деду...ке...акет. Ко...ка ле...ит на ле...анке. В...ивом уголке...ивут мы...и. ...ура...ивет около...колы. По...арные поту...или по...ар. Ма...ина бабу...ка...ивет на втором эта...е. Ребяти...ки бе...али по лу...айке.

На теле...ке ле...али ме...ки. Ми...а поло...ил кни...ку в...каф. Бабу...ка набрала луко...ко кры...овника. ...еня...ьет Ната...е ме...ок для кало... . ...кольники дол...ны...ить дру..но. ...анна и Сере...а поло...или е...а в...апку. Да...а уронила фла...ок в лу...у.

12. Вставьте в слова пропущенные буквы ж, ш. В скобках напишите провероч­ные слова. Подчеркните проверочную гласную.

На столе стоит кру…ка. В глаз попала мо...ка. На теле...ке я во...у траву. Деду...ка...ивет в сторо...ке. Сторо...ка стоит на опу...ке леса. Вот и верба нарядилась в белые сере...ки. Далеко на озере квакает лягу...ка. Петя сделал...есть фла...ков. Метель заметает доро...ки. Сбросили рома...ки белые руба...ки.

13. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните в них буквы ж, ш.

Чижик, в, Маша, у, клетка. В, ужи, трава, шуршат. На, выбежали, школьники, дорожка, беговая. Гриша, желтого, жука, нашел, дорож­ка, на. По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький. Каникулы, школьные, приближаются, уже.

Шарик, уши, вдруг, насторожить. Он, слышать, чужого, шаги. У, Маша, живут, ежи. Намокла, дождя, от, одежда. Мы, и, желуди, нашли, в, положили, мешок. Женя, желтым, раскрашивает, каран­даш, кружок.

14. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите свои ответы.

Где живет аист?

Как называют кошку, лошадь, собаку?

Что кладут в книжный шкаф?

Чем режут бумагу?

У какого животного самая длинная шея?

Какие птицы курлычат?

Как называется верхняя часть одежды у мальчика?

Дифференциация ж - ш в связных текстах

1. Прочитайте тексты. Запомните их и запишите по памяти. Выполните допол­нительное задание.

Методическое указание. Логопед выписывает пословицы, загадки и т.д. на ин­дивидуальную карточку. Каждый учащийся, получив такую карточку, читает содер­жание, запоминает, затем переворачивает карточку и пишетпо памяти. После выпол­ненной работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написан­ного. Кроме этого, в карточке может быть дополнительное задание.

Карточка № 1.

Загадка.

В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся жи, ши.

Карточка № 2.

Они похожи.

Ель на ежика похожа:

еж в иголках, елка - тоже.

Вспомни, как можно проверить согласную в конце слова.

Карточка № 3.

Загадка.

Надорожку вышлирожки. Я потрогал ихнемножко,

Вы не будете бодать? Рожки спрятались опять.

Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Карточка № 4.

Семейка.

Мышкав кружечке зеленой Ребятишек дюжина

Наварила кашипшенной. Ожидает ужина.

Обрати внимание, как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

Карточка № 5.

Загадка.

У меня триподружки, у каждой покружке.

Сколько кружек у всех моих подружек?

Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные.

Карточка № 6.

Загадка.

На бахче у нас растет,

Какразрежешь - сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... .

Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову свеж. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Пиши его по слогам.

2. Прочитайте тексты. Разделите их на предложения. Подчеркните буквы ж, ш разными карандашами.

Пионер.

Большая туча закрыла небо пошел дождь малыши шли из школы домой у дома лужи пионер Шурик Никашин помог малышам он по­ложил через лужу доску малыши прошли они были довольны.

В деревне.

Миша и Женя летом жили в деревне они там видели комбайн эта машина жала и молотила пшеницу колхоз собрал большой урожай.

Гроза.

Ребятишки пошли в лес солнце закрыла тяжелая туча хлынул дождик ребятишки побежали к шалашу.

Солнечная ванна гадюки.

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенек она с трудом пол­зет у нее на холоде остыла кровь на солнышке она оживает и ползет, шурша, за мышами и лягушками.

3. Диктанты. Зрительный диктант.

Проверить с послоговым подчеркиванием.

Пришла осень.

Дует с севера холодный ветер. С деревьев падают желтые листья. Днем и ночью моросит дождик. В небе слышен крик журавлей. Пришла осень.

Половодье.

Наступила весна. С гор побежали ручьи. Однажды ночью жи­тели нашей деревни проснулись от шума. Это шумела река. Льдины нагромождались друг на друга. На одной льдине шевелился промок­ший зайчонок. Он дрожал от холода. Неожиданно подул ветер и при­бил льдину к берегу. Зайчик прыгнул на сушу и побежал.

Слуховые диктанты. Писать с послоговым проговарива-нием.

Журка.

Миша нашел за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог лететь. Миша взял журавля домой и стал за ним ухажи­вать. Он звал журавля Журкой. Журка скоро поправился. Хорошо жилось Журке у Миши.

Телеграмма из леса.

Мы дежурили на деревьях у берлоги. Вдруг показалась большая голова медведицы. За медведицей вышли два медвежонка. Медве­дица пошла в лес, медвежата побежали за ней вприпрыжку.

Письмо по памяти

Методическое указание. Логопед читает текст полностью. Раз­бирает с учащимися трудные или непонятные слова. Затем текст чи­тает еще раз. После чего учащиеся пишут текст, как запомнили.

Наташа выбежала на лужок. Она увидела на дороге жука. Жук лежал животом вверх. Он никак не может улететь. Наташа пожалела жука. Она перевернула жука веткой. Жук помахал крыльями, по­жужжал и улетел.

Игра в «кошки и мышки».

На лужайке Жанна, Леша и Женя играли в «кошки и мышки». Жанна была «кошкой», а Женя «мышкой». Жанна ловила Женю. Жанна поймала Женю. Потом Леша был «кошкой», а Жанна «мышкой».

Методическое указание. Имена детей записываются на доске.

4. Из данных слов и словосочетаний составьте и запишите рассказ.

Дедушка.

дедушка, жил, сторожка, сторожил, внучка Маша, ужин

После дождя.

Сережа, Шура, побежали, лужайка, лужа, жаба, подбежали, прыгнула, в лужу, жалко, жаба, ушла

в шалаше, шалаш на лужайке, большой дуб, погода жаркая и душная, жужжат шмели, набежали тучи, пошел дождь, капли дождя, дружно, по крыше шалаша

Придумайте название к этому рассказу.

5. Изложения (по вопросам).

Солнечный луч.

Солнечный луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел пе­сенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо!»

Вопросы: На кого попал солнечный луч?

Как повел себя жаворонок?

Разберите и запишите по слогам слова гнездышко, встрепенулся.

Жаба.

Жила-поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жадная. Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба: «Надо бе­жать в другие края». Подумала жаба и "побежала. Увидел жабу журавль и проглотил.

Вопросы: Где жила жаба?

Кого она ловила?

Какая была жаба?

Что надоело жабе?

Что сделала жаба?

Что случилось с жабой?

Тренировочные упражнения

1. Запишите буквы в две строчки: в одну-звонкие согласные, в другую-глухие.

б, т, г, п, д, в, ш, ф, ж, з, к,

2. Подберите к звонкому парный глухой согласный звук. Запишите эти пары.

б, д, з, ж, в, г, п, т, с, ш, ф, к

(Логопед дает звонкие и глухие согласные вперемешку.)

3. Придумайте со звонкими согласными слова.

4. Прослушайте слоги, запишите: а) начальную букву каждого слога; б) только звонкую согласную; в) только глухую согласную.

ба, та, по, ду, зы, ши, жи, ве, фа, бу, сы, те, ку, ги; дру, тра, пло, зва, блу, шка, жмы, фла, вли, спа, клу, гра

5. Самостоятельно придумайте и запишите 5 слогов, где первый звук звонкий согласный. Затем 5 слогов, где первый звук глухой согласный.

6. Произнесите отраженно слоги, заменив глухой звук на звонкий и наоборот. Методическое указание. Логопед называет слог или звуковые сочетания с на­чальным звонким, учащиеся пишут с глухим и наоборот.

7. Прослушайте слова, запишите: а) начальные буквы каждого слова; б)толькозвонкую согласную; в) только глухую согласную.

дорога, букет, тетрадь, тропинка, клюшка, брусок, гвозди, три, флаг, крот, школа, кружка, гвоздь, плот, друг, кран, флот, ткань, здоровье, сказка

8. Выделите слог из начала слова со звонкой согласной, затем с глухой согласной. Запишите слоги.

рыба, тара, жуки, шина, гора, кора, дома, туман, жара, дуга, голуби, фонарь, вата, зори, грязь, поздно, трудно, брови, круги, грибы, травы, влага, стакан, груша, зрение, вратарь.

9. Вставьте в слова пропущенные слоги. (Логопед подбирает картинки к этим словам) Примерный перечень картинок: собака, подушка, рыба, голуби, жуки.

со...ка, по...ка, ры..., ...лу..., ...ки

10. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Цель:
Закрепить навык различения звуков к, г в слогах, словах, фразах.

Основные задачи:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
  • закрепить навыки четкого произношения звуков Г и К в слогах, словах, фразах;
  • формировать навык звукового анализа;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • воспитывать у детей интерес к занятиям;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
  • обеспечить двигательную активность в различных видах деятельности.

Оборудование:

  • Компьютер
  • интерактивная доска
  • касса букв
  • тетради
  • ручки(цветные)
  • диски с музыкой
  • коробочка с карточками «времена года»
  • колокольчики.

Организационный момент. Доклад дежурного в групп е : представление дежурного (имя), день недели, сколько человек в группе, кто в группе отсутствует .
Логопед: - Здравствуйте ребята, какое время года у нас на улице? (весна) Мы с вами поиграем в игру «Что за чем идет». У вас на столе картины с временами года, разложите их по порядку начиная с времени года зима . В какое время года бывают следующие природные явления? Прослушивание звуков природы (дождь, гром). Из чего состоит дождь (из воды и капелек). Какие звуки стоят в начале слов гром и капелька? Правильно, о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить? Ребята к нам сегодня пришли в гости капелька и гром. Какие они посмотрите на них? (Слайд №2) Вот от них письмо (логопед читает послание от гостей) . Давайте мы им поднимем настроение. Все их задания будем выполнять правильно, может потом они нам улыбнутся.

1.Детям предлагается охарактеризовать звуки К и Г по схеме. (Слайд №3)
2. Речевая зарядка «Повтори за мной» (Слайд №4) Словарный материал: Ка-га-ка кы-кы-гы го-ко- го Кэ-гэ-кэ ку-гу-ку ак-уг-ок
3. Дидактическое упражнение «Позвони в колокольчик» (Слайд №5). Ребята, сейчас мы с вами поиграем с колокольчиками. Вы должны позвонить в колокольчик только тогда, когда услышите слова со звуком К: гараж, командир, корзина, огонь, курица, квакать, грузовик, кабан, гвоздь, груша.
4. Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок (Слайд №6). Этот пальчик самый толстый, самый с ильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
5. Работа в тетрадях (Слайд№7). Логопед: Это чья тетрадь? (Ответ детей: Это моя тетрадь Саши, Димы и т.д.) Ребята, у вас в тетрадях картины. Вы должны обвести зеленой пастой те картины, где есть звук Г, а синий пастой - где есть звук К.
7. Физ-минутка (под детскую песню «У жирафа») (Слайд №8).
8. Дидактическая игра «Собери бусы» (Слайд№9) . (на столе у детей шнурок и бусы синего и красного цветов).Логопед: У вас на столе бусы. Какого они цвета? (синего, красного). Ребята, скажите, пожалуйста, красным цветом какие звуки мы обозначаем, а синим? (ответ детей) . Под диктовку слов дети делают звуковой анализ слов: гол, кора, куст, гости.
9. Итог занятия. Развитие связной речи (Слайд №10).-Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? Одинаковые это звуки или разные? Посмотрите на доску, настроение наших гостей изменилось? Ребята, каждый сейчас придумает предложение про наших гостей.
10. Оценка деятельности детей.

Занятие 1

Цели занятия:

§ развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г;

§ развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Г запомним наизусть -

Это - гордость, это грусть.

Все слова на Г нужны -

В речи так они нужны!

Думаю, не ошибусь -

Г - как голубь,

Г - как гусь.

Г - грибы, горох, галеты,

город, газ, графин, газета.

Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

К - кино, компот, котлета,

Книга, краски и конфета,

Кружева, корабль, кит - Слышишь,

К - везде звучит!

Кролик, куры, кот и кошка,

И капуста, и картошка,

Клевер, кактусы и клены,

Кипарис вечнозеленый.

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый!

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Г - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К.