Житие святого леонтия ростовского. Первосвятитель и чудотворец ростовский. Слушать СМИ радио «Благо» онлайн

Свя-тые му-че-ни-ки Леон-тий, Ипа-тий и Фе-о-дул бы-ли рим-ски-ми во-и-на-ми. Свя-той му-че-ник Леон-тий, грек по про-ис-хож-де-нию, в прав-ле-ние Вес-па-си-а-на (70-79) слу-жил во-е-на-чаль-ни-ком в им-пе-ра-тор-ских вой-сках в фини-кий-ском го-ро-де Три-по-ли. Хри-сти-а-нин Леон-тий от-ли-чал-ся храб-ро-стью и бла-го-ра-зу-ми-ем, к нему с глу-бо-ким ува-же-ни-ем от-но-си-лись во-и-ны и граж-дане Три-по-ли за его доб-ро-де-те-ли.

Им-пе-ра-тор на-зна-чил рим-ско-го се-на-то-ра Адри-а-на пра-ви-те-лем Фини-кий-ской об-ла-сти с пол-но-мо-чи-я-ми пре-сле-до-вать хри-сти-ан и в слу-чае от-ка-за при-не-сти жерт-вы рим-ским бо-же-ствам пре-да-вать их му-че-нию и смер-ти. По до-ро-ге в Фини-кию Адри-а-ну до-нес-ли, что свя-той Леон-тий от-вра-тил мно-гих от по-кло-не-ния язы-че-ским бо-гам. Пра-ви-тель по-слал три-бу-на Ипа-тия с от-ря-дом во-и-нов в Три-по-ли, чтобы най-ти и за-дер-жать хри-сти-а-ни-на Леон-тия. По до-ро-ге три-бун Ипа-тий силь-но за-бо-лел и, на-хо-дясь при смер-ти, уви-дел во сне Ан-ге-ла, ко-то-рый ска-зал: "Ес-ли хо-чешь быть здо-ро-вым, воз-зо-ви три-жды вме-сте со сво-и-ми во-и-на-ми: „Бог Леон-тия, по-мо-ги мне“". От-крыв гла-за, Ипа-тий уви-дел Ан-ге-ла и ска-зал: "Я по-слан за-дер-жать Леон-тия, как же я при-зо-ву его Бо-га?" В это вре-мя Ан-гел стал неви-дим. Ипа-тий рас-ска-зал во-и-нам, в чис-ле ко-то-рых был и его друг Фе-о-дул, о сво-ем сне, все они вме-сте три-жды при-зва-ли на по-мощь Бо-га, Имя Ко-то-ро-го ис-по-ве-дал свя-той Леон-тий. Ипа-тий сра-зу ис-це-лил-ся ко все-об-щей ра-до-сти во-и-нов, и толь-ко Фе-о-дул си-дел в сто-роне, раз-мыш-ляя о чу-де. Ду-ша его про-ник-лась лю-бо-вью к Бо-гу, и он уго-во-рил Ипа-тия немед-лен-но пой-ти вдво-ем в го-род на по-ис-ки свя-то-го Леон-тия.

При вхо-де в го-род их встре-тил неиз-вест-ный че-ло-век и при-гла-сил к се-бе в дом, где щед-ро уго-стил пут-ни-ков. Узнав, что го-сте-при-им-ный хо-зя-ин и есть свя-той Леон-тий, они упа-ли на ко-ле-ни и про-си-ли его про-све-тить их ве-рой в Ис-тин-но-го Бо-га. Здесь же со-вер-ши-лось Кре-ще-ние, а ко-гда свя-той Леон-тий про-из-нес над ни-ми мо-лит-вен-ное при-зы-ва-ние во Имя Пре-свя-той Тро-и-цы, но-во-кре-ще-ных осе-ни-ло свет-лое об-ла-ко и про-лил-ся бла-го-дат-ный дождь. Осталь-ные во-и-ны в по-ис-ках сво-е-го на-чаль-ни-ка при-шли в Три-по-ли, ку-да при-был и пра-ви-тель Адри-ан. Узнав о про-ис-шед-шем, он при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-то-го Леон-тия, три-бу-на Ипа-тия и Фе-о-ду-ла и, угро-жая им му-че-ни-я-ми и смер-тью, по-тре-бо-вал от-ре-че-ния от Хри-ста и жерт-во-при-но-ше-ния рим-ским бо-гам. Все му-че-ни-ки твер-до ис-по-ве-да-ли ве-ру во Хри-ста. Свя-то-го Ипа-тия под-ве-си-ли на стол-пе и стро-га-ли же-лез-ны-ми ког-тя-ми, а свя-то-го Фе-о-ду-ла бес-по-щад-но би-ли пал-ка-ми. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость му-че-ни-ков, им от-ру-би-ли го-ло-вы ме-чом. Свя-то-го Леон-тия по-сле ис-тя-за-ний от-пра-ви-ли в тем-ни-цу. Утром он пред-стал пе-ред пра-ви-те-лем. Адри-ан пы-тал-ся пре-льстить свя-то-го ис-по-вед-ни-ка по-че-стя-ми и на-гра-да-ми и, ни-че-го не до-стиг-нув, пре-дал ис-тя-за-ни-ям: свя-той му-че-ник це-лый день ви-сел вниз го-ло-вой на стол-пе с тя-же-лым кам-нем на шее, но ни-что не мог-ло за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить пал-ка-ми стра-даль-ца до тех пор, по-ка он не умрет. Те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Леон-тия вы-бро-си-ли за го-род, но хри-сти-ане с че-стью пре-да-ли его по-гре-бе-нию вбли-зи Три-по-ли. Кон-чи-на свя-тых му-че-ни-ков по-сле-до-ва-ла око-ло 70-79 гг.

До-прос свя-то-го Леон-тия, его стра-да-ния и смерть за-пи-сал на оло-вян-ных до-щеч-ках при-сут-ство-вав-ший на су-де пи-сец (ком-мен-та-ри-сий). Эти до-щеч-ки бы-ли по-ло-же-ны в гроб свя-то-го му-че-ни-ка.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

ЛЕОНТИЙ Ростовский (ум. ок. 1070, Ростов) — ростовский епископ(ок. 1051 — ок. 1070), святой Русской Православной церкви. С его деятельностью связывают первые успехи христианизации Ростовского края.

Сведения о епископе Леонтии отрывочны и противоречивы. Житие называет Леонтия греком, поставленным на ростовскую кафедру константинопольским патриархом Фотием, минуя киевскую митрополию, и относит его служение ко времени князя Владимира, т. е. к концу X века. Видимо, здесь сказалось стремление ростовской Церкви к самостоятельности от Киева. Более достоверным является свидетельство владимирского епископа Симона. В своем послании к схимнику Киево-Печерского монастыря Поликарпу(1225 — 1226, вошло в Печерский патерик) епископ Симон называет Леонтия первопрестольником Киево-Печерским, т. е. Леонтий первым из печерских иноков расположен на епископский престол.

Рукоположение произошло не позднее 1051(дата возведения в сан Киевского митрополита второго постриженика печерского — Иллариона). Леонтий — третий епископ на ростовской кафедре. Миссионерская деятельность его предшественников-греков в языческом Ростове была малоуспешной. Первый из них Федор вынужден был бежать из Ростова в Суздаль, там и скончался в 993. Второй епископ Илларион также изгнан язычниками. Поначалу и просветительство Леонтия не давало результатов. Тогда он, согласно житийной легенде, обратился к детям(«оставль старци и учащи младенци»). Привлекая детей лаской, красотой церковных обрядов, угощением(«начат варити кутию»), Леонтий крестил и учил их. Взрослые, недовольные влиянием Леонтия на детей, поднялись на него с оружием и дрекольем. Не испугавшись, Леонтий с клиром в полном облачении с крестом в руках вышел навстречу. Язычники, пораженные его видом, одни пали замертво, другие ослепли. Леонтий молитвой поднял, исцелил их. Многие уверовали. Таким образом сложилась первая христианская община в Ростове.

Дата смерти Леонтия неизвестна. Сведения об обстоятельствах кончины противоречивы. Житие сообщает о том, что Леонтий отошел с миром. Однако владимирский епископ Симон называет его мучеником за веру. Вероятно, Леонтий погиб во время восстания в ростовских землях 1071 — 1073, но не позднее 1077, когда ростовскую кафедру занимает его приемник — Исайя. Похоронен в Успенском соборе г. Ростова.

Обретение мощей произошло в 1164, что и послужило поводом для канонизации. После пожара 1160 на месте сгоревшего собора по приказу Андрея Боголюбского закладывался каменный храм. При рытье рвов под фундаменты были обнаружены две гробницы — епископов Леонтия и Исайи. При епископе ростовском Иоанне(1190 — 1214) было установлено празднование св. Леонтия и составлена служба ему.

В 70−90-е XII века складывается первая краткая редакция жития Леонтия. Она представляет собой сказание об обретении мощей св. Леонтия с краткими сведениями о его жизни, носящими характер вступления к основному предмету повествования. Древнейшие списки краткой редакции относятся к XIII веку. В XVI веке при митрополите Макарии житие было значительно расширено. Чрезвычайная распространенность жития Леонтия(редкий житийный сборник обходился без него) говорит о большой популярности святого. В. О. Ключевский выделяет шесть редакций жития Леонтия.

Мощи св. Леонтия покоились открыто в Успенском соборе г. Ростова до начала XVII века. После разграбления города поляками в 1609, когда была разбита драгоценная рака, покоятся« под спудом» в южном приделе Успенского собора, освященном в честь св. Леонтия.

Леонтий, епископ Ростовский

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», - говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения.

Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, - сказано в его житии Никоном летописцем, - покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.

В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Иаков, святитель, епископ Ростовский Святитель Иаков, епископ Ростовский, родился в простой крестьянской семье в деревне Яковлево Ростовской области. Сердцеведец Господь избирает Своих служителей не по знатности рода, а за простоту сердца. Возлюбив Господа, в молодые

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Иоанн, епископ Ростовский, святитель В Вознесенской церкви г. Ростова, Ярославской епархии, хранится замечательная икона Ростовских святых чудотворцев, между которыми находится святитель Иоанн. Вероятно, это был Иоанн I (1190–1213), который в старинных рукописных святцах

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Трифон, епископ Ростовский, святитель По рукописным святцам, в числе святых считается Трифон, епископ Ростовский: «1 февраля память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасовом монастыре в лето 1466». Святитель Трифон до

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Исаия, епископ Ростовский Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество.

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Кирилл, епископ Ростовский Святитель Кирилл, епископ Ростовский, был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря, духовник ростовского князя св. Василька (4/17 марта). О нем заметил современный летописец, как о пастыре знаменитом,

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Игнатий, епископ Ростовский, святитель Святитель Игнатий, епископ Ростовский, родился в благочестивой семье и был воспитан во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрекся от мира и принял пострижение в монашество в Богоявленском монастыре

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (+ 1073) Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в малой россии

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

6. Леонтий, епископ Астраханский Расстрел астраханского духовенства во главе с епископом Леонтием относится ко временам гражданской войны.Астрахань была переполнена больными и ранеными красноармейцами. Людей косил сыпняк. Епископ Леонтий созвал совещание

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ (XI век)Леонтий, епископ Ростовский, считается первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем чрезвычайно скудны и крайне противоречивы.Житие святого было

Из книги автора

Леонтий, епископ Ростовский и Суздальский Посмертной славе этого святого в немалой степени способствовал Андрей Боголюбский. Именно его стараниями началось церковное почитание Леонтия после того, как мощи святого были найдены, когда суздальский князь в 1162 году повелел

Из книги автора

Поучение 2-е. Святитель Леонтий, Ростовский чудотворец (Больший должен быть слугою всех) I. Где родился святитель Леонтий, память коего совершается ныне, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царьграда; другие с большей достоверностью думают, что он

Из книги автора

ИГНАТИЙ, святый, епископ Ростовский хиротонисан 1262 г. из архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря; управлял епархиею 26 лет. - В 1274 г. он находился во Владимире на соборе, созванном митрополитом Кириллом, для исправления дел церковных. Ему обязана была

Из книги автора

ИСАИЯ, преподобный, Епископ Ростовский родился в области Киевской, принял пострижение в Печерском монастыре, при преп. Феодосии; за высокие подвиги благочестия избран (1062 г.) во игумена устроенного в.к. Изяславом Димитриевского монастыря; а потом возведен (1077 г.) на

Из книги автора

ИАКОВ, святый, епископ Ростовский О житии сего угодника Божия сведений очень мало. Он был священником в одной из обителей Ростовских, и в 1385 г. рукоположен митрополитом Киприаном во епископа Ростовского. Заботясь о вверенной ему пастве, Иаков оградил ее силою своего

Из книги автора

ЛЕОНТИЙ, святый, епископ Ростовский Сказания о житии его и кратки и разноречивы. По словам пролога он был родом Грек; поставлен во епископа в 992 г., преставился в 993 г. По сказанию же епископа Симона в послании его к черноризцу Киевопечерском Поликарпу, назван Леонтий

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония (+ 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Бого­родицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возве­дении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростов­скую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшест­венников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К свя­тителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипас­тырю и также принимало святое крещение.

  • Prev
  • Next

Помощь Храму

Дорогие Братия и Сестры!
В нашем храме началась реконструкция предела, освященного в честь свт. Леонтия(Ростовского).
Предстоит огромная работа – демонтаж старой штукатурка до кирпичной кладки, устройство заделанного в советские времена окна, обработка кирпичной кладки растворами против образования плесени и грибков, прокладка новых электролиний и слаботочных линий для устройства систем сигнализации и видеонаблюдения, устройство дополнительных светильников, подоконников, нанесение штукатурки со специальными добавками против образования микротрещин. Одновременно с этим будет выверена вся геометрия стен и углов, и оборудована вентиляция Леонтьевского предела, включая алтарную часть.
После окончания этих работ начнется следующий этап реконструкции – роспись стен.
Мы продолжаем сбор средств на реконструкцию Леонтьевского предела нашего храма.
Восстановим храм вместе!

Только мы сможем сделать наш храм еще краше и уютней!

Восстановим вместе главный храм городского поселения Кубинка!

Храм примет в дар корпусную и мягкую мебель и дизельный генератор от 10 кВт.

Информация о храмовых и престольных Праздниках

(8) 21ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – храмовый Праздник;

(25) 8 декабря память священномученика пресвитера Григория Воинова- храмовый Праздник;

(6) 19 сентября Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – престольный Праздник;

(13) 26 октября Иверской иконы Божией Матери- престольный Праздник;

Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.