Современная экономика – экономика знаний. Понятие инновации. Экономика знаний: уроки для россии Экономика знаний и ее особенности

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов .

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Известно, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек . На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, является авторское право . Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у нас выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторс", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В Казахстане, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие отечественные компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Литература: Тимина Е.И. От экономики услуг к экономике, основанной на знаниях // Россия и мировое образовательное пространство. Материалы IV Международной научной конференции. М., МИЭМП. 2008. Кадзумо Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., Питер, 2001

Экономика знания как инновационная система

Гоженко Констанция Николаевна

доцент кафедры экономики и менеджмента

НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права"

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

Ключевые слова: экономика знания, инновационные технологии, современная экономическая теория.

Abstract: We consider its innovative features of the knowledge economy.

Keywords : economics of knowledge, innovative technology, modern economic theory.

Современная экономика отражает глубокие перемены, происходящие в об­щественной жизни и преобразующие базисные формы общества, его основные экономические характеристики, сущность общественного производства, торговли, занятости. Параметры экономической системы в ближайший период будет сильно отличаться от предшествующих периодов.

В аграрной экономике ключевым производственным ресурсом выступала земля. В индустриальной экономике основными ресурсами являлись труд и про­мышленные факторы производства. В экономике знания статус ключевого ре­сурса переходит к знанию.

В теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ про­изводства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей.

Экономика знания означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства – рост эффективности экономики за счет рационального и системного использо­вании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

Использование знания - не новая идея, знания всегда играли важную роль в экономике. Однако все предшествующие «экономике знания» формы экономики были основаны на «простом» («непосредственно-производительном») знании.

Экономическая значимость использования знания усилилась, начиная с эпохи со времен промышленной революции. Но степень включения знаний и
информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько воз­росло, что это приводит к необратимым структурным и качественным измене­ниям в механизме функционировании экономики и трансформации того качества производства, которое долгие времена выступало основой конкурентного пре­имущества данной национальной экономики.

В качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в эконо­мике знания ряд экономистов выдвигает так называемую «тройную спиральную модель» между университетами, индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений .

Глубинный экономический смысл инновационной трансформации системы специального образования в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи трёх названных выше сфер – вузовской, промышленной и властной среды. Такое единство возможно только на базе преодоления разрозненности сфер соз­дания материальных благ, производства знаний и законодательства как социаль­ной регламентации, того единства, которое способна обеспечить только эконо­мика знания.

Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент экономики знания, который дополняется индустриальным и нормативным элементом. Соответственно, возникает проблема оптимизации и гармонизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функцио­нирования, которые присущи каждому из названных секторов.

Производство знаний требует наивысшей степени дерегулирования управ­ленческого процесса добывания нового знания, оно может быть организованно только в либеральных и демократических формах построения креативного про­цесса.

Постиндустриальное производство требует уже большей регламентации и упо­рядоченности, хотя рыночные моменты – в виде конкуренции – неизбежно вносят элементы стихийности, непредсказуемости и либерализма.

Что касается сферы социального управления, то ей присуща наивысшая степень регламентации и директивности.

Постиндустриальное общество – это общество, в котором снижение объёма промышленного производства происходит не в результате экономического кри­зиса, рецессии или стагнации, а в результате опережающего роста сферы услуг, перерастающего в рост информационного сектора как основы возникновения эко­номики знания. В экономической структуре за­нятости населения уже сейчас преобладают тенденции превышения совокупного числа занятых в непроизводственных отраслях (транспорта и связи, торговле, об­разовании, финансовой сфере) над отраслями промышленности и сельского хо­зяйства.

В экономике знания – и практика свидетельствует об этом однозначно – именно универ­ситеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики явля­лось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникаци­онный центр, а доминирующим результатом производства выступает информа­ционно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъек­том будет университет, а доминирующим результатом производства – некое на­учно-техни­ческое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы пред­ставлена занятостью не в сфере материального производства или в сек­торе рас­пределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, техноло­гии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономиче­ского роста, там доминирует постоянный поток информации, а также мощный по­тенциал науки и техники.

Основной проблемой экономики знания является новый механизм её дви­жения, который сталкивается со специфической проблемой - проблемой асиммет­рии информации, которая не может быть полностью решена информационно-коммуникативными технологиями любой степени сложности.

Другими проблемами экономики знания следует считать - институциональ­ные способы организации производства и распространения знания, защита интел­лектуальной собственности в условиях новой экономики, повышенная конкурен­ция, отсутствие безопасности креативного труда и необходимой гибкости.

Теоретическое содержание экономики знания можно усмотреть в том, что одна модель капитализма (под видом технологического детерминизма) приобре­тает иную видимость, более соответствующую настоятельной потребности со­временности.

Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится так называемый «сектор произ­водства знания» (в лице главного субъекта – университета, инновационно-образо­вательного центра), а также активные провайдеры этого знания. Возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредо­точенных в рамках «осязаемого капитала» и становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков. Технический прогресс всё чаще смеща­ется в сторону нематериальных активов.

Одновременно повышается и средний уровень образования населения, и общий его культурно-технический уровень.

Таким образом, становление экономики знания – это процесс последова­тельной реализации двух названных выше параллельных тенденций. Изменения в факторах производства сопровождаются изменениями в структуре производства. Структурные изменения происходят в развитых странах уже с начала 1970-х го­дов, что привело к продуктивной деятельности преимущественно на основе соз­дания, использования и распространения новых знаний. Возникают так называе­мые «интенсивные технологии», такие, как - электроника, компьютеры, телеком­муникации и биотехнологии, которые растут гораздо быстрее традиционных от­раслей. Расширение знаний приводит, в свою очередь, к диффузии технологии создания новых знаний с технологией передачи информации, а также коммуника­ционных технологий, оборудования программного обеспечения, ин­тернет, теле­коммуникаций.

В результате отрасли, производящие информационно-коммуникативные технологии, становятся все более важными в производственной структуре инно­вационно-развитых национальных экономик. Инвестиции компаний, увеличи­вающих в своём корпоративном капитале долю информационно-коммуникатив­ных технологий, обеспечивают тот результат, что их производство становится всё более интенсивным именно в области информационных технологий, технических изменений и производительности труда. Это приводит к тому, что такие техноло­гии не только быстро распространяется, но и к тому, что они становятся «локомо­тивами» общего экономического роста для данной страны.

Для экономической науки приход информационно-коммуникативных тех­нологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематери­ального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и составляет материальную основу производства знаний, развития науки, распро­странения технических навыков, а также повышения качества человеческого ка­питала. Но результаты экономики знания нуждаются переосмысления и в аспекте традиционного права собственности, и конкурентного механизма их использова­ния.

Поскольку знания по своей природе не являются объектом обособленного использования на правах исключительной собственности, то эти же знания могут быть использованы рядом экономических агентов, что ничуть не уменьшает про­изводительного потенциала, который они предоставляют каждому пользователю. Знанию присуща та характерная черта, что его производство ограничено в основ­ном фиксированной стоимостью. Поэтому и предельные издержки хранения ста­новятся со временем всё меньше, а это делает обработку и передачу информации гораздо проще и дешевле.

В то же время в экономике знания сохраняется разделение функций между организациями, которые производят новые знания (в основном университеты и специализированные исследовательские центры), и теми организациями, кто их применяет. Последние особенно заинтересованы в расширении собственной базы производства знаний для повышения собственной конкурентоспособности (пря­мой эффект) и расширения возможности поиска знания, произведенного за преде­лами их предприятия (эффект косвенный).

Отмеченные тенденции оказывают влияние на защиту знаний в сфере ин­теллектуальной собственности, что особенно важно не только для фирм, но и це­лых государств. Заметно расширяются возможности для патентования для про­граммного обеспечения (на основе прецедентного права).

Экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, которые имеют такие непривычные для индустриальной стадии производства ха­рактеристики, что их трудно обеспечить финансами из традиционных финансо­вых источников и посредством традиционных финансовых посредников. Как пра­вило, это фирмы, действующие на новых рынках, существует неопределенность в отношении технических трудностей осуществления торговых операций, развитие стартапов требует наличия существенного венчурного капитала, а промышленные инновации требуют затрат на дополнительные организационные и институцио­нальные нововведения.

Изменяется в экономике знания и организация труда, производства, стиму­лирования трудовой активности работников, их ассоциированность и коллекти­визм, на смену приходит разобщённость, возрождающая принцип «рассеянной мануфактуры». Гибкие организации производства призваны заменить «тейлори­стские» модели. Таким гибким моделям присущи:

Уменьшение значимости участия работников в акционировании предпри­ятия,

Горизонтальное распространение информации,

Активное участие сотрудников в повышении производительности и каче­ства труда.

Более низкая стоимость обработки информации для новых проектов будет стимулировать передачу официальных полномочий (с правом окончательного решения) на самые низкие иерархические уровни. Достижения в области техноло­гии массового и текущего контроля позволяют контролировать усилия всё боль­шего числа работников, уменьшая размер и прерогативы промежуточных иерар­хий.

Одновременно реорганизация и реконфигурация научно-исследовательских структур приводит к снижению издержек и развитию аутсорсинга. А это создаёт условия для формирования новых видов услуг по координации и контролю ра­боты через локальные сети и производство промежуточных продуктов.

В экономике знания решающими становятся два вида капитала – человече­ский капитал и нематериальный информационно-коммуникативный капитал.

Существенное отличие в рыночной организации экономики знания привно­сит сетевая модель рынка, – в частности, традиционный феномен типичной орга­низации рынков, на которых обмен имеет «анонимный» характер, охватывая не­определённость цены, уступает, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, полной информации о клиентах и фактических (или потенциаль­ных) поставщиках. Эти же методы позволяют фир­мам избавиться от ограничений, налагаемых иерархической организацией.

Основанная на знаниях экономика предполагает серьезные изменения
в режимах корпоративной организации. В связи с возрастающей сложностью в управлении совокупностью знаний, которые могут прямо или косвенно затраги­вать производительность фирмы, последняя стремится специализироваться в со­ответствии с теми знаниями и навыками, которые доминируют и которые позво­лят ей сохранить свои конкурентные позиции.


См. напр.: Loet Leydesdorff & Martin Meyer. The Triple Helix Model and the Knowledge-Based Economy («Модель тройной спирали и экономика, основанная на знании») // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands;

Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из базовых стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

Зарубежный опыт показывает, что конкурентоспособными в настоящее время являются те компании, которые в составе имущества имеют высокий (по сравнению с конкурентами) уровень объектов интеллектуальной (промышленной) собственности. Этот факт является особенностью инновационной экономики.

Прежде всœего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всœегда было основано на различных формах знания. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке. Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.

Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.

Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние определяют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Подсчеты экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями.

Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых являются новым пониманием инноваций, но не новой тенденцией):

1. Исследования и разработки не являются единственным источником знания для инноваций. Изучение рынка, опыт конкурентов и партнеров и т.п. составляют не менее часто используемые источники инновационной информации.

2. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всœех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

3. Линœейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неточна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные) в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

4. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

5. Инновационные процессы становятся всœе более глобальными.

6. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия всœе чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас данный термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определœения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию " экономика знаний".

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах – членах OECР в 90-е годы – в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всœего объёма знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, аналогично тому, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Отмечая высокую восприимчивость к инновациям постиндустриальных стран (Япония, США, страны ЕС и др.), крайне важно отметить следующее. Приспособление к интернационализации знаний позволило экономически высокоразвитым странам гармонизировать всœе виды инноваций: технологические, производственные, торговые, экономические, управленческие и другие. Οʜᴎ в инновационной деятельности участвуют системно в рамках разработанных программ. Как показывает американский опыт, наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались комплексы или инкубаторы компаний, исследовательских центров научных учреждений и высших учебных заведений на базе специализированных поставщиков, потребителœей и производителœей, связанных технологическим циклом.

Проблема качественных преобразований в условиях современной экономики состоит в инновационной направленности стратегии и тактики развития производства. При этом главным ресурсом в новой хозяйственной системе становится воспроизводство знаний, или способность людей к нововведениям и инновациям. Это в конечном итоге и явилось тем, что в 90-е годы во многих западных странах, и, в первую очередь, в США, был преодолен ряд негативных тенденций посредством роста инвестиций в высокотехнологичном секторе экономики. Продукция информационного сектора, широко импортируясь за пределы рынков Запада, находила еще более распространенное применение внутри развитых стран, причем в целом не встречала ограничений со стороны спроса потому, что она характеризовалась способностью к удешевлению в силу возрастающих в ней потребностей.

Основой высокотехнологичного производства, как видно из вышеприведенного материала, стали инвестиции, которые затем воплотились в развитие новых технологий, научно-технический прогресс в информационной, компьютерной, биологической и общественной сферах экономики. И, как следствие, появились понятия ʼʼинформационная экономикаʼʼ и ʼʼэкономика знанийʼʼ, что не равно одно другому и имеет различия

И, как показал опыт развитых экономических государств, только знания посредством научно-технического прогресса более эффективно умножают результат. Очевидно и то, что экономика стран Запада более восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. При этом определяющим фактором роста экономики западных стран стал рост расходов на научные исследования и образование. Так, в США с середины 40-х до середины 60-х годов расходы на НИОКР выросли в 15, а на образование – в 6 раз при росте ВНП за данный период только в 3 раза. В данный период были предприняты радикальные шаги стран Запада по внедрению сберегающих технологий и применению системы экономических, правовых, социальных мер по стимулированию научно-исследовательских и конструкторских работ.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не должна быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступнывсœем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм должна быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Но отмечается, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). В случае если назначить высокую цену, покупателœей будет мало. При низкой цене покупателœей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителœей).

Отличительной чертой "экономика знаний", или новой экономикой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределœение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всœемирная информационная "паутина" (табл. 6.1..). В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

Экономисты первыми обратили внимание на данный факт, и в обиход вошел коэффициент Тобина – соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, организационные возможности. Сегодня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами.

В современном обществе стало очень популярно понятие «экономика знаний», упоминаемое как в научной, так и в общественно-политической литературе. Это вызвано процессами трансформации общества в целом и экономики, происходящими, в частности, в развитых государствах нашей планеты. В полной мере этот процесс можно наблюдать, например, в Соединенных Штатах.

В чем же суть идеи экономики знаний? Теория подобного развития экономики предполагает, что именно человеческие знания, а не товар или производство, лежат в основе экономических процессов, происходящих в развитом обществе, именно знания становятся движущей силой развития общества. Экономика знаний становится высшим этапом развития, не заменяя собой традиционную систему, но становясь ее следующим логичным этапом. При развитии экономики знаний, полноценными товарами в обществе являются именно знания, они становятся одним из факторов производства, и товар этот несет в себе уникальность.

Знания представляют собой продукты мыслительной деятельности человека, при помощи них человек познает явления окружающего его мира. Знания рождаются, благодаря получаемой извне информации. Однако, служа источником для умственной мыслительной деятельности, информация в тоже время становится и формой хранения знаний.

Активное развитие информационных технологий делает возможность свободного прироста знаний, облегчая к ним доступ, позволяя широко распространяться и использоваться им в различных сферах жизни.

Среди основных черт экономики знаний, можно назвать следующие:

  • Перевес сферы обслуживания над производством;
  • Повышение затрат на образовательные и научные нужды;
  • Бурный рост и развитие информационно-коммуникативной сферы;
  • Расширение сетей: корпоративных и персональных;
  • Объединение экономик различных стран;
  • Развитие инноваций, выражающееся в применении результатов умственной интеллектуальной деятельности в создании новых товаров (услуг).

Выделяют следующие инновационные направления:

  • услуги,
  • продукты,
  • процессы,
  • стратегии

Фирмы, применяющие высокие технологии, получают значительное преимущество перед конкурентами. Они в одно и то же время выводят на рынок в разы больше товаров (предлагают услуг), и при этом каждый новый продукт обладает несколькими уникальными новшествами или свойствами. Вводимые на рынок продукты имеют большую географию распространения, чем у конкурентов, и реализуются товары в несколько раз быстрее. Пока конкурентные фирмы создают аналог новой модели или революционного изобретения, фирма-лидер уже представляет следующую модель.

Важнейшим фактором в развитии новых технологий становится человеческий капитал. Ведущие фирмы в развитых странах прикладывают максимум усилий, чтобы новые технологии, новые идеи как можно быстрее нашли свое воплощение и были представлены на рынке.

Развитие экономики в России, построенной на знаниях, требует реформирования науки, которой, к сожалению, уделяется не так много внимания в принципе. А завоевать и удержать лидирующие позиции можно только, привлекая в науку молодежь, представляя науку, как престижное и перспективное направление человеческой деятельности.

Без государственной поддержки развитие науки становится весьма затруднительным. На чем будет базироваться перевес промышленности, например, газовой, когда запасы полезных ископаемых иссякнут? В то время как развитию интеллектуальных, инновационных технологий уделяется крайне незначительное внимание и речи о лидирующих мировых позициях даже не идет. Перелом массового сознания, понимание и принятие того факта, что богатство нации в мозгах, знаниях ее народа, а не в недрах земли, процесс долгий, но необходимый для дальнейшего успешного развития общества.

Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний ». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.

В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции.

Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний».

Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».

Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».

С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание ».

Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.

Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.

Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания.

Знание разделяется на 2 вида : кодифицированное и неотделимое от человека.

Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.

Неотделяемое знание , если и передается, то от учителя к ученику.

Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.

Основными чертами экономики знаний являются следующие.

  1. Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
  2. Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
  3. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
  4. Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
  5. Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
  6. Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
  7. Интернационализация экономик различных стран.

По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.

Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг.

Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики.

Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага.

Существуют различные классификации инноваций .

В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций:

  1. Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя.
  2. Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.
  3. Инновация стратегии – новые методы управления.

В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды:

  1. Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений.
  2. Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений.

Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д.

Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:

  • за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
  • используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
  • выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
  • имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.

В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.

Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:

  • стадию изобретения или генерации новых идей;
  • стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
  • стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.

На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.

Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:

  1. замысел;
  2. НИОКР;
  3. прототип;
  4. малая серия;
  5. серийное производство;
  6. продажи;
  7. обслуживание.

Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула:

S*R=const где S – величина инвестиций для осуществления этапа
R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок).

Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников.

Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения.

Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы.

НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий.

Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии.

Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения.

Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям.

На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.

Следующая лекция...