Навыки и задачи лидера в коллективе. Руководство и лидерство в трудовом коллективе. Отличие лидера от менеджера Отличие менеджера от лидера

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера. Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению , жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей. Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе. Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится. Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы. В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит. Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом. Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы . Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют. Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы. Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать. Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

Найди свою силу –
И станешь тем центром,
Вокруг которого вращается
Само твое время.
Ричард Бах

Стать лидером – задача не из легких. А быть настоящим лидером, центром коллектива, компании, своей жизни – это харизма, индивидуальная внутренняя суть человека, его огромный потенциал, которым можно серьезно зажечь, вдохновить окружающих и вести за собой.

Откуда берутся лидеры? Ими рождаются или становятся? И если не рождаются, то как стать лидером? Как быть лидером в коллективе? В компании? В группе? На работе? Как стать лидером в жизни? Попробуем ответить на эти вопросы.

Рожденный быть лидером

Есть люди, которых частенько называют «баловни судьбы», «везунчики» и так далее. А именуют их так потому, что они уже рождены в таком удачном месте, в такой семье и в таких условиях жизни, что все у них есть: родители, бабушки-дедушки, которые обожают своего малыша, самого главного, "центрового" человека. И пока он растет, ему достается все самое лучшее, самое новомодное, самое-самое. Только ему отдаются все внимание и любовь. А когда он достигает совершеннолетнего возраста, его ждут лучшая должность в папином или общесемейном бизнесе, лучшая машина, первая красавица города и тому подобное.

И если у такого, рожденного уже быть лидером, есть хоть капля осознанности и благодарности близким людям и жизни за все те блага, что ему даны, если он продолжает развиваться и приумножать то, чем уже обладает, то он действительно станет хорошим, настоящим, эффективным лидером во всех смыслах и во всех сферах жизни. Есть такие звездочки, но их немного. Таких людей называют золотой молодежью, но не в том смысле, что они какие-то мажоры, а просто лучшие среди своих сверстников, которые, например, родились в более скромных условиях и которым необходимо самим протаптывать себе дорожку в жизни.

А горсточка таких людей, как золотая молодежь - это личности, рожденные с более высокими качествами души, у них есть чувство благодарности, благородство, гениальные творческие способности и таланты, которые они очень целеустремленно и с самого раннего детства развивают. А еще они обладают простотой и тактичностью по отношению к другим людям, к родным, друзьям, коллегам, подчиненным.

Как стать лидером таким простым людям? Реально ли это? Каким должен быть лидер?

Талант быть лидером

А вот здесь не важно, в каких условиях был рожден человек. Но он точно знает и чувствует, что обладает лидерскими качествами и способностями. В данном случае не имеет значения, как именно родители относятся к своему чаду, могут даже в некотором смысле подавлять его, но внутри у него живет дух противоречия. Зато в коллективе, в группе, на предприятии он обязательно раскроет себя как лидер, причем сделает это, естественно, с блеском. Вокруг такого человека всегда полно людей: в песочнице, на детской площадке, в классе, во дворе, в студенческом коллективе, на предприятии. И если в таком лидере будет присутствовать хорошее, доброжелательное отношение к людям, талант и его реализация в каком-либо деле, ремесле, то он обязательно станет успешным и эффективным.

Как стать лидером?

Все варианты, рассмотренные выше, достаточно просты, естественны и требуют больше работы в плане какого-либо профессионального направления, развития деловых качеств.

А если, например, человек никогда не чувствовал в себе способности, возможности и желания быть лидером и находиться в центре внимания. И рожден он в простой семье, где кроме него есть другие дети. А в детском саду, в школе, институте и на работе он тоже не проявлял склонность к лидерству. То как стать лидером в этом случае? Но вдруг мимолетно, совершенно неожиданно рождается такое зажигательное желание. А что, если получится?

Катализатором может выступить что угодно. Начальник похвалил за хорошо выполненную задачу, порадовался успехам коллеги, родители вдохновили. И вдруг пришла идея тоже попробовать. Лидером может стать человек, который будет постоянно работать над собой, идти к совершенству, не останавливаться на достигнутом. Главное - не пугаться трудностей, тогда больше шансов, что все получится.

Лидер в коллективе

Как стать лидером в коллективе? Достаточно ли одного желания и стремления? Может быть, становится интересно, увлекательно. Это дополнительная возможность проверить себя, перейти со скучной и нудной работы на более интересную. Жизнь заиграет новыми красками.

Как стать лидером в коллективе? Сначала может не все получиться идеально, потому что сомнения и страхи сразу же просыпаются и начинают активно мешать зарождению нового качества характера, новому этапу в жизни. Но если с волей и верой у человека все в порядке, он сможет!

Очень важно, чтобы это новое согласовывалось с внутренним миром, чтобы гармония и баланс обязательно присутствовали в душе и сердце. Необходимо постоянно спрашивать себя, туда ли я иду? Этого ли я хочу по-настоящему? А что я получу в результате? А потом все остальное. Это упорная кропотливая работа над собой: изменение ряда качеств, сопутствующих развитию лидерства (другое отношение к себе, более эффективное проведение времени жизни, глубокий подход в отношениях с людьми и так далее), повышение квалификации в профессиональном плане, открытые новые горизонты в жизни. К этому можно идти всю свою сознательную жизнь.

В итоге человек находит свою внутреннюю силу в совершенно новом качестве, он начинает чувствовать свою мощь, уверенность в себе. Он по-настоящему доверяет себе. А это придает энергию, которую ощущают окружающие люди, которые все еще ходят сонные по жизни. И их начинает зажигать такой человек. А если он поверил в себя, то ему обязательно захочется поверить в других, ведь у них тоже есть способности и возможности, стоит лишь пожелать, захотеть по-настоящему.

Лидер в компании

Как стать лидером в компании? Если рассматривать компанию как предприятие, то здесь, в общем-то, лидер не особо чем-то отличается от лидера в коллективе, кроме масштаба. Когда лидерские качества очень явно и упорно начинают проявляться в узком кругу (в коллективе, отделе, подразделении), то со временем они расширяются до более высокого уровня, то есть на все предприятие, на всю компанию.

Сотрудник становится еще более востребованным, находится в авторитете у руководителей и своих коллег, ему начинают доверять, в том числе и серьезные проекты. Даже можно наблюдать такую тенденцию: чем сильнее мощь и вдохновение, с которыми лидер подходит к решению рабочих моментов и жизненных вопросов, тем быстрее и лучше начинают мыслить и действовать остальные.

Лидер в группе

Как стать лидером в группе? Когда человек раскрывает свой внутренний потенциал, он становится харизматичным и интересным. К нему прислушиваются люди, где бы он ни был: в семье, в магазине, на работе, в группе друзей и единомышленников. Потому что люди чувствуют и ощущают настоящих лидеров, их энергетику, проявляют доверие к ним.

Хороший лидер

Как стать хорошим лидером? Очень важно быть искренним по отношению ко всем, начиная от руководства и заканчивая подчиненными последнего звена. Порою необходимо быть строгим, но справедливым, терпимым и по-доброму относиться к людям. Уметь обучать, если это требуется. Быть тактичным и мудрым. Постоянно интересоваться не только собой и своими делами, но и жизнью и делами своего коллектива, подчиненных, окружающих людей, причем с живым участием и интересом.

Эффективный лидер

Как стать эффективным лидером? А здесь нужно просто постоянно и непрестанно расти и развиваться, читать, учиться новому, раскрывать новые грани своей индивидуальности, быть в потоке жизни, совершенствоваться. И очень важно быть гибким, а порою и абсолютно иррациональным, если того требует жизнь. Но здесь лидер всегда прислушивается к своей внутренней силе, интуиции, ведь он ей доверяет.

Идите вперед, работайте над собой, совершенствуйтесь, тогда вы без труда станете лидером в жизни!

Одним из важнейших механизмов реализации власти в группе является лидерство как способность использовать различные источники власти для превращения поставленных для других целей в реальность. Для эффективного функционирования организации идеальна ситуация, при которой формальные руководители организации являются ее лидерами. Лидерство традиционно определяют как один из процессов организации и управления малой социальной группой способствующий достижению групповых целей. Явление лидерства охватывает стихийные процессы групповой самоорганизации и саморуководства в отличие от направленного и санкционированного руководства как регламентированного обществом правового процесса. Выделяют три компонента общего лидерства - эмоциональный, деловой, информационный.

Основные черты, характеризующие лидера: 1 . лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а с открытого или пассивного согласия группы спонтанно занимает лидерскую позицию. 2. лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, и с его личностью идентифицируется система групповых норм и ценностей, выходящих в рамки официально установленных правил. 3. лидер выдвигается в условиях довольно значимой для жизни группы ситуации.

Руководство определяется как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной деятельности в рамках социальной организации. Руководство представляет собой социальную характеристику отношений в группе прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководитель должностное лицо, обличенное властью и ответственностью. Инструменты руководства Сила, влияние, власть - эти три слова часто путают в повседневной жизни. Но их необходимо различать.

Выделяет семь различий между официальным руководством и лидерством : 1) Руководитель назначается или избирается в ходе целенаправленного процесса, контролируемого различными элементами социальной структуры. 2) Лидерство явление, возникающее и функционирующее в условиях микросреды, руководство элемент макросреды, т. к. оно связано со всей системой отношений в обществе. 3) Процесс руководства более стабилен, поскольку не зависит в такой мере, как лидерство, от изменения групповых настроений. 4) Руководитель в отличие от лидера обладает более опосредованной системой санкций. 5) Процесс принятия решений руководителем более сложен, поскольку он опосредован множеством факторов, нередко коренящихся вне группы. б) Сфера деятельности лидера, как правило, ограничивается малой группой, в то время как сфера деятельности руководителя помимо этого должна включать официальные и неофициальные социальные контакты, выходящие за рамки малой группы 7) Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений неофициального характера, руководство, напротив, является средством регуляции отношений, задаваемых официальной структурой группы.

Основное отличия менеджера от лидера

Лидер показывает что нужно делать и делает это первым. Менеджер показывает как это нужно делать и вовлекает в процесс других людей.

27. Процесс формирования трудового коллектива.Стадии развития трудового коллектива и тактики руководства характерные для них.

Процесс формирования трудового коллектива происходит в несколько этапов.

Что бы управлять коллективом, руководителю надо знать на каком этапе развития в настоящий момент находиться коллектив. Неразобравшись в конкретной обстановке руководитель может невольно стать причиной замедления развития коллектива. 1 этап - представляет собой процесс, когда люди присматриваются друг к другу и к руководителю, а он изучает подчиненных. Руководитель знакомит коллектив с задачами, режимом работы, обязанностями, организует выполнение заданий. На этом этапе требования к коллективу предъявляются только со стороны руководителя.

2 этап - внутри коллектива формируется группы на основе личных особенностей и интересов, выявляются сознательные, энергичные, инициативные работники, из которых формируется коллектив, задачей которого будет помощь руководителю. На этом этапе выявляются добросовестные, но пассивные работники не проявляют инициативы.На этом этапе руководитель начинает управлять коллективом.

3 этап - все члены коллектива предъявляют требования к друг к другу и к себе.

Это высшая стадия развития коллектива. На этой стадии руководитель должен изменить стиль руководства.

Рабочий коллектив, как и любой другой, развивается по своим законам. Руководитель должен знать основные стадии развития коллектива - тогда он сможет организовать работу наилучшим способом.

Разные исследователи выделяют разные стадии развития коллектива, дают им разные названия, но общепринятыми считаются 5 основных стадий развития трудового коллектива . Мы дадим краткую характеристику каждой из стадий.

1.Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные). На этой стадии развития коллектива формируются первые симпатии и антипатии.

2. Ближний бой (дворцовые перевороты) . Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания. На этой стадии развития коллектива становятся очевидными слабые и сильные стороны его членов. Постепенно борьба уступает место обсуждению способов достижения согласия, и взаимоотношения в коллективе начинают улучшаться.

3. Экспериментирование (результативность) . На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом. На данном этапе коллектив может работать неровно, «скачками», но благодаря энергии, заинтересованности и готовности экспериментировать членам коллектива удается пересмотреть методы работы, улучшить производительность и достичь высоких результатов.

4. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов.

5. Зрелость (мастерство) . Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников - достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.

Социальная психология рассматривает лидерство и руководство в коллективе как групповые процессы, которые связаны с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, который оказывает ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. Лидерство и руководство являются механизмами групповой интеграции, которые объединяют действие группы вокруг одного человека, выполняющего функции руководителя или лидера.

Различают два аспекта власти - формальный и психологический. Формальный аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический аспект связан с личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

К различиям между лидером и руководителям относятся:

  • - лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Лидер связан только с отношениями внутри группы, а руководитель обязан обеспечивать определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре всей организации;
  • - лидер представляет свое группу и является ее членом. Он выступает как элемент микросреды, тогда как руководитель является элементом макросреды и представляет группу на более высоком уровне социальных отношений;
  • - руководство - это явление стабильное, а лидерство - стихийный процесс.
  • - руководитель оказывает значительно большее влияние на подчиненных, чем лидер. В процессе руководства он может использовать формальные и неформальные санкции, тогда как лидер использует только неформальные санкции;
  • - различие между лидером и руководителем так же связано с процессом принятия решений. Для реализации принятия решений руководитель использует больший объем внешней и внутренней информации. Лидер владеет только информацией, существующей в рамках группы. Принятие решений руководителем осуществляется опосредованно, а лидером - непосредственно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером, тогда как руководитель может иметь авторитет, а может и не обладать им совсем.

Некоторые исследователи считают, феномены лидерства и руководства идентичны. Так, например, Д. Майерс считает, что лидерство - это процесс, с помощью которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой всю группу.

Управленческий стиль руководителя определяют особенности его администраторских и лидерских качеств. От стиля руководства зависит психологический климат коллектива, взаимоотношения подчиненных с руководителем, результаты работы коллектива.

При этом лидер может быть назначен официально или выбран, а может быть выдвинут в процессе группового взаимодействия.

Существуют следующие стили руководства:

  • 1. Авторитарный или директивный, или диктаторский стиль руководства. Он характеризуется жестким единоличным принятием руководителем всех решений, жестким постоянным контролем за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствием интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю со стороны руководителя, данный стиль управления приносит вполне приемлемые результаты работы. По непсихологическим показателям - прибыль, производительность, качество продукции могут быть хорошего качества, но недостатков у такого стиля руководства гораздо больше, чем достоинств К таким недостаткам относится: большая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат влечет за собой повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления подходит лишь для критических ситуациях - аварий, боевых, военных действий и т. п.
  • 2. Демократический или коллективный стиль руководства. Для такого стиля руководства характерно то, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является самым эффективным, так как он влечет за собой высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Но реализация демократического стиля возможна лишь при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

3. Либеральный или попустительский, или нейтральный стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем; психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Классификации лидерства разнообразны.

  • 1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, которые решают производственные задачи.
  • 2. Эмоциональное лидерство обычно возникает в неформальных группах и основывается на человеческих симпатиях - притягательности лидера как участника межличностного общения.
  • 3. Информационное лидерство. К такому человеку все обращаются с вопросами, так как он эрудит, все знает и может найти любую информацию.

Ситуативное лидерство может быть деловым и эмоциональным. Его отличительной чертой является неустойчивость, ограниченность по времени и связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях, и может не быть в других.

В зависимости от преобладающих функций выделяются следующие виды лидеров:

  • 1. Лидер - организатор.
  • 2. Лидер - творец.
  • 3. Лидер - борец.
  • 4. Лидер - дипломат.
  • 5. Лидер - утешитель.

Психоаналитики выделяют десять типов лидеров:

  • 1. «Сюверен» или «патриархальный повелитель». Его выдвигают на основе любви и почитают.
  • 2. «Вожак». В группе ему стараются подражать.
  • 3. «Тиран». Обычно его бояться и смиренно подчиняются.
  • 4. «Организатор». Его уважают, он объединяет людей.
  • 5. «Соблазнитель». Играет на слабостях других людей, его обожают и не замечают недостатков.
  • 6. «Герой». Жертвует собой ради других, увлекает за собой людей.
  • 7. «Дурной пример». Эмоционально заражает других.
  • 8. «Кумир». Его любят, идеализируют.
  • 9. «Изгой».
  • 10. «Козел отпущения».

Два последних типа лидера, скорее являются антилидерами и объектами агрессивных тенденций.

сознание личность индивидуальность лидерство

Хорошие лидеры всегда думают о своих последователях. Если вы читаете этот текст, значит, вы стремитесь стать лидером. Для этого добейтесь лояльности, доверия и приверженности своим взглядам, - считает американский консультант Джордж Брадт. Тезисы его выступлений предлагаются вашему вниманию.

Существует много взглядов на вопрос лидерства. Наш взгляд строится на принципе построения тактической грамотности в коллективе. Эта грамотность - гибкость, энергия и умение - исходит прежде всего от лидера. Ваша цель как лидера - обучить этому каждого члена команды. Этот тип лидерства далеко не интуитивный, и недостаток его, в конце концов, становится фатальным камнем преткновения для многих руководителей. Весь процесс должен проводиться с четким представлением типа лидерства, который гарантирует успех в сложных обстоятельствах.

В известной детской игре «Следуй за лидером» один ребенок водит остальных вверх, вниз и вокруг. Остальные дети следуют за ним до тех пор, пока он приводит их в интересные места, интересен им, делает интересно остальным, и пока он знает, что делают другие.

Лидерство - это то же самое, и так же сложно. Тот, кто знает, как стать лидером, не обязательно должен быть самым высоким, самым старшим, лучше всех одеваться. И определенно - это не обязательно тот, у кого выше звание. Лучший способ сказать, кто лидер в данный момент, это посмотреть, за кем идут остальные.

Лидер - тот, за кем идут остальные. В бизнесе, как и в той игре, в разное время люди могут следовать за разным лидерами. Они могут прекрасно справляться с одной ситуацией и не справляться с другой. Иногда лидеры и последователи меняются местами. И это нормально. Тот, кто знает каждую веточку на дереве, должен вести тех, кто лазит по деревьям, а тот, кто знает каждый риф в море, должен вести тех, кто плывет.

Если вы поняли это, то когда вам захочется определить и понять лидера, вы сначала посмотрите на тех, кто следует за ним. Почему люди идут за лидерами? Потому что они:

  • Хотят идти туда, куда идет лидер (интересные места)
  • Им нравится лидер как человек (интересный человек)
  • Верят, что лидер учитывает их интересы (интересно для остальных)
  • Доверяют оценке лидера (знает, что они делают)

Куда идет лидер : Вообще-то люди не последуют за другими людьми туда, куда им идти не хочется. Конечно, было несколько ошеломляющих исключений из этого, и очень много написано о психологических предпосылках казалось бы нерациональных поступков. Но в большинстве случаев люди предпочтут пойти в интересное место через «долину смерти». И лидер, который списывает со счетов неправильное направление, рискует оглянуться назад и не обнаружить, что за ним никто не следует.

Вот почему очень важно принимать участие в установлении строгого императива. Вот почему недостаточно только лидеру иметь видение будущего, но очень важно, чтобы те, кто следует за ним, тоже имели его и делали свой вклад в миссию. Люди будут идти только в том направлении и в направлении того видения, которое им интересно. Это все не для лидера. Это все для тех, кто следует за ним.

Лидер как человек : Конечно, это относится и к лидеру тоже. Людям должно быть комфортно с человеком, к которому они присоединяются. Люди работают в коллективе. То ли это их партнеры по бизнесу, то ли просто спутник по жизни, - выбор, с кем объединяться является главным навыком для выживания. И если множество людей выбрали объединение с лидером, этот лидер должен выдержать их проверку на прочность.

В конце концов, это все и о ценностях. Члены коллектива должны одобрять ценности лидера. Им нужно верить, что ценности лидера соответствуют ценностям организации и их собственным. Вот почему важно сделать ценности команды частью строгого императива. Так же, как люди хотят двигаться в желаемом направлении, они хотят следовать за тем, кого считают хорошим человеком.

Лидер учитывает интересы : Из всех ценностей лидера ценности, которые он переносит на тех, кто следует за ним, являются самыми важными для этих людей. Они хотят, чтобы лидер преуспевал. И они хотят разделять выгоды от победы. Если лидер коллектива не собирается разделять эти выгоды, то те, кто за ним следует, перейдут на сторону того, кто будет это делать. Люди отчаянно верят, что лидер заботится и них. Поэтому лидер и должен заинтересовать и разделять выгоды от победы.

Оценка : одних благих намерений недостаточно чтобы стать лидером в коллективе. Даже если все разделяют миссию, видение и ценности лидера, он и команда должны показывать результат. Хотя их совместные усилия определяют победу, коллектив должен бороться и побеждать. А победить - значит сделать правильный выбор стратегии и тактики. Правильный выбор исходит из правильной оценки. Такие последователи, которые хотят побеждать, последуют за лидером, который знает, что он или она делает.

Оценка производится в каждой из сфер системы «3П»: персонал, планы и правила. Это о выборе и внедрении стратегии победителя, подборе нужных людей на правильных местах и поддержке их необходимыми правилами. Лидер должен выбрать правильное место для посадки, правильное место для перехода вброд течения, правильное место для перехода на другую сторону, правильных людей, чтобы построить мост и убедиться, что все остальные делают свою работу для достижения ранних побед и, наконец, движется в желаемом направлении. Тогда приходит победа.

Сначала те, кто следуют за мной : Великие лидеры на протяжении всей истории уделяли больше внимания тем, кто следовал за ними, чем себе самому. Чем больше они готовы были пожертвовать в пользу тех, кто за ними следовал, тем лояльнее последователи были по отношению к лидеру. Это великие легенды всех времен и народов. Они и сегодня повсюду. Их легко узнать. За ними следуют люди.

Finis origine pendet (конец зависит от начала). Так говорил римский поэт Манлиус. Если вы неправильно начинаете путь лидера, конец будет печальным. Если вы следовали системе и воспользовались нашими инструментами, вы поведете свою команду в правильное место, в правильном направлении и в правильное время. Если вы сделаете это, вы построите тактическую грамотность, необходимую для быстрого достижения лидерских результатов. И разовьете лояльность, доверие и приверженность своим взглядам. Ваша команда пойдет за вами в огонь и воду.

Еще о лидерстве .